жанр произведения люблю тебя петра творенье

пожалуйста, помогите найти анализ стиха пушкина на любовную лирику.

Александр Сергеевич Пушкин — истинный и тонкий це­нитель красоты, поэтому много в его творчестве произведе­ний, описывающих прелесть русской природы, ее величавость и спокойную мудрость, но не меньшую дань отдает поэт и кра­соте рукотворной, созданиям гениальных художников, скуль­пторов, архитекторов.

По мысли А. С. Пушкина, Петербург явился превосход­ным синтезом великих замыслов Петра Первого и талантливо­сти русских мастеров.

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

В поэме «Медный всадник» наряду с другими ярко звучит и тема прекрасного города, построенного неимоверными уси­лиями сотен тысяч строителей, гениально воплотивших вели­кие помыслы.

. Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Ужасающие картины строительства города и жизни рабо­чих остались за рамками поэмы, о них нам расскажут другие художники, Пушкина же восхищают творения рук человече­ских. Город-красавец является вечным памятником своим со­здателям.

Вслед за поэтом мы любуемся построенным городом, при­нимая его как данность, существовавшую всегда.

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Ее покрылись острова.

Поэт не может сдержать своего восхищения перед всем со­деянным. Его голос звучит торжествующе-победными нотами, явно проступают патриотические настроения и желание стать вровень с теми, кто создал эту красоту.

Люблю тебя, Петра творенье.

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла

Город, построенный на берегах могучей реки, любуется в ее воды, как в зеркало, отражаясь своими красотами.

Поэт восхищен не просто новой столицей, он поет славу стране, сумевшей отстоять свое право называться великой де­ржавой, а это было не так-то просто. Теперь многие трудности позади, и Пушкин уверен, что город, построенный в ознамено­вание побед, будет стоять вечно, как хранитель традиций и великой русской истории.

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы.

И вслед за Пушкиным вновь и вновь с гордостью повто­ряю:

Источник

308-летие Санкт-Петербурга

Александр Сергеевич Пушкин

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетною злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Анализ стихотворения «На берегу пустынных волн» (А.С. Пушкин)

жанр произведения люблю тебя петра творенье. Смотреть фото жанр произведения люблю тебя петра творенье. Смотреть картинку жанр произведения люблю тебя петра творенье. Картинка про жанр произведения люблю тебя петра творенье. Фото жанр произведения люблю тебя петра творенье

Анализ стихотворения «На берегу пустынных волн» (А.С. Пушкин) – это всего лишь малая часть большой работы над анализом поэмы «Медный всадник».

Если не знать содержания самой поэмы, кажется, что Пушкин испытывал исключительно возвышенные чувства к эпохе правления великого императора. Настолько хвалебно звучит введение в произведение. Этот отрывок может вполне существовать и без основного текста, как отдельное стихотворение. Ведь его тема – восхваление достижений Петра I, его личности. Тема эта не впервые звучит в творчестве Пушкина, и вступление призвано настроить и читателя на восхищение главным героем.

Вступление к поэме можно разделить на четыре смысловые части. Первая и вторая созданы на основе антитезы, так как в них явное противопоставление того, что было и что стало, когда рука Петра прикоснулась к пустынному месту.

А что же было на месте великого города – окна в Европу? Автор смотрит вокруг глазами императора и видит мшистые топкие болота с редкими черными избами. А вокруг избенок – бесконечный черный густой лес. Никаких признаков цивилизации читатель здесь не видит. Кажется удивительным и совершенно невероятным то, что задумал сделать на болотистой безжизненной местности Петр I. А планы у него огромные, и они озвучены нескольким строками уже в первой части.

Вторая часть описывает город спустя сто лет. Что же мы видим вместо болот и непроглядных лесов? Перед читателем раскинулись картины молодого города, застроенного новыми зданиями, мостовыми. Но самое главное – это корабли, стремящиеся в город со всех концов земли. Это значит, что император достиг своей цели, и даже Москва померкла перед «молодой столицей».

Третья часть больше похожа на оду, в которой поэт не скрывает своего восхищения творением Петра:

Пушкин не скупится на похвалу. Он щедро и метафорично описывает все достоинства города Петра. Тем противоречивее звучит окончание вступления, в котором поэт предупреждает читателя о грустном рассказе. Тем не менее вступление насыщено торжественными нотами. Такое настроение создается за счет изобилия средств художественной выразительности, которые автор мастерски использует для описания города на Неве и восхваления Петра.

Сочными эпитетами наделяет Пушкин творение императора: «юный град», «пышно, горделиво», «громады стройные», «к богатым пристаням», «строгий, стройный вид», «державное теченье», «узор чугунный», «прозрачный сумрак», «золотые небеса», «воинственную живость», «однообразную красивость». Они делают стихотворение более эмоциональным, стройным.

Огромное количество метафор создает неповторимые образы Петербурга с разных сторон: «окно в Европу», город «вознесся», «в гранит оделася Нева», «мосты повисли», «говор балов», «пирушки холостой». А многочисленные олицетворения создают впечатление, что город – живое существо, и все в нем живет своей жизнь. Олицетворениям вторит аллитерация «р», несколько преувеличивающего мощь и объемы городских пейзажей. Звук «р» здесь похож на большую громаду, нависающую над рекой и лесами.

Во вступлении Пушкин использует устаревшую лексику. И это тоже указывает на одический стиль изложения. Кроме того, автор, скорее всего, высказывает тем самым уважение к Петру Великому.

Проанализировав вступление к поэме «Медный всадник», можно сделать вывод, что Петр I сделал великое дело для своей страны, благодаря которому она шагнула далеко вперед в своем развитии. И это является идеей отрывка. И только в последних его строках есть намек на основную проблему поэмы.

Хотя сама поэма относится уже к реализму, вступление еще написано в духе романтизма. Но в том и состояла задумка автора – создать диссонанс между ним и главной проблемой произведения.

Заслуги Петра Великого перед Отечеством сложно переоценить. Читая вступление к поэме «Медный всадник», не перестаешь восхищаться силой воли и могуществом императора. И автор успешно добивается таких нужных эмоций у читателя. Наравне со всеми другими тропами двустопный ямб делает слог текста особенно торжественным, четким.

Мне вступление очень понравилось, ведь оно погружает нас в мир Петра Великого, учит уважать историю своей страны. Но больше всего интригуют последние строки. Интересно, почему же поэма автора будет печальной. Стоит прочитать ее полностью.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемschool98.info

жанр произведения люблю тебя петра творенье. Смотреть фото жанр произведения люблю тебя петра творенье. Смотреть картинку жанр произведения люблю тебя петра творенье. Картинка про жанр произведения люблю тебя петра творенье. Фото жанр произведения люблю тебя петра творенье

Похожие презентации

Презентация на тему: » Люблю тебя, Петра творенье… А.С.Пушкин А.С.Пушкин Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).» — Транскрипт:

2 Люблю тебя, Петра творенье… А.С.Пушкин А.С.Пушкин Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).

3 Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу. Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу. Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Показать учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина ( на примере анализа поэмы «Медный всадник»); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения. Показать учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина ( на примере анализа поэмы «Медный всадник»); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.

5 Какое слово или словосочетание в авторской оценке Петербурга можно считать ключевым? Петербург Пушкина

6 Ключевое словосочетание – «Петра творенье…» «Петра творенье…» «Петра творенье…» Запишите ассоциативные ряды к этому словосочетанию, в которых содержалась бы разная по оценке информация. Запишите ассоциативные ряды к этому словосочетанию, в которых содержалась бы разная по оценке информация.

7 Позитивная информация: Позитивная информация: город пышный, юный град, полнощных стран краса и диво, град Петров, в гранит оделася Нева, мосты повисли над водами, тёмно-зелёными садами …покрылись острова, Невы державное теченье, светла Адмиралтейская игла, оград узор чугунный, живость потешных Марсовых полей, военная столица, перед младшею столицей померкла старая Москва… Адмиралтейская иглаАдмиралтейская игла

8 Негативная информация: над омрачённым Петроградом, Нева металась, Нева всю ночь рвалася к морю против бури, перегражденная Нева…затопляла острова, всплыл Петрополь, гроба с размытого кладбища плывут по улицам, над возмущенною Невою стоит…кумир на бронзовом коне, скривились домики, другие совсем обрушились…

9 1 группа: 1 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Какие лексические средства используются здесь автором и какова цель их использования? Какие лексические средства используются здесь автором и какова цель их использования?лексические средствалексические средства

11 3 группа: 3 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Какие тропы (эпитеты, анафоры, метафоры, олицетворения) использует автор в тексте? Какой образ создаёт Пушкин? Какие тропы (эпитеты, анафоры, метафоры, олицетворения) использует автор в тексте? Какой образ создаёт Пушкин?тропы

12 4 группа: 4 группа: Почему свое произведение А.С.Пушкин назвал «Медный всадник»? Почему свое произведение А.С.Пушкин назвал «Медный всадник»? Что вы знаете о знаменитом памятнике Петру I в Петербурге? Что вы знаете о знаменитом памятнике Петру I в Петербурге?памятнике

13 5 группа: 5 группа: Разгадать кроссворд «Медный всадник». Разгадать кроссворд «Медный всадник».кроссворд

14 6 группа работает за столами. 6 группа работает за столами. Решить распечатанный тест «Медный всадник». Решить распечатанный тест «Медный всадник». Проверить решение теста за компьютерами. Проверить решение теста за компьютерами.теста

15 Афиширование Вывешивание работ Вывешивание работ учеников и обсуждение учеников и обсуждение полученных результатов.

16 1 группа торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный создает лексика, принадлежащая высокому стилю: торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный создает лексика, принадлежащая высокому стилю: творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее. творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее. образ Петербурга

18 3 группа А.С.Пушкин любит Петербург: «Люблю тебя, Петра творенье…» Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается различными речевыми средствами. А.С.Пушкин любит Петербург: «Люблю тебя, Петра творенье…» Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается различными речевыми средствами. Эпитеты: воинственную живость; строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость… Эпитеты: воинственную живость; строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость… Метафоры: не пуская тьму ночную на золотые небеса; сиянье шапок этих медный; красуйся, град Петров; юный град…вознесся пышно, горделиво…; Метафоры: не пуская тьму ночную на золотые небеса; сиянье шапок этих медный; красуйся, град Петров; юный град…вознесся пышно, горделиво…; Олицетворения: взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует; Олицетворения: взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует; Метонимия: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе… Метонимия: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе… Анафора: Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром… Анафора: Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…

19 4 группа А.С.Пушкин назвал свое произведение «Медный всадник», потому что ему важен именно памятник Петру, потому что Пётр основатель города, он заложил начала Петербурга. Поэт описывает памятник в поэме так: В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. И прямо в томной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне. И прямо в томной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне. …неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! …неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта… Какая сила в нём сокрыта… О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте узды железной Россию поднял на дыбы? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте узды железной Россию поднял на дыбы? Памятник Петру I в Петербурге – это работа французского скульптора Фальконе.

21 Что же представлял из себя ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга? Что же представлял из себя ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга?ландшафт Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города- крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны. Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города- крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны.

22 Слово историкам: При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил. Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на «чухонской земле», на «болоте», стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к «Питеру», но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы «основателя». Сказочно быстрый рост Петербурга города титанической борьбы свидетельствовал о торжестве дела Петра. Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина Медный Всадник. При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил. Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на «чухонской земле», на «болоте», стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к «Питеру», но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы «основателя». Сказочно быстрый рост Петербурга города титанической борьбы свидетельствовал о торжестве дела Петра. Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина Медный Всадник.миф

23 Сообщение ученика : «Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен Медный всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения». «Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен Медный всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения». «Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. (т.V, 1) с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – «бунта» Евгения против «самодержавного великана», что резко исказило основной смысл «петербургской повести»). «Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. (т.V, 1) с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – «бунта» Евгения против «самодержавного великана», что резко исказило основной смысл «петербургской повести»). Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.

Источник

Конспект урока по литературе на тему ««Люблю тебя, Петра творенье. » (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник») (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 7 классе

«Люблю тебя, Петра творенье. » (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»)

Доброе утро, ребята!

На прошлом уроке мы с вами говорили о творчестве Г.Р.Державина. Давайте вспомним, в чем особенность его поэзии?

Назовите имя поэта, прославившего в России жанр оды. Что такое ода? Кому Ломоносов посвятил бОльшую часть своих произведений?

Картинка «Медный всадник». Это памятник Петру 1. Где он находится? Каково его неофициальное название? (ответы учеников)

Учащийся (домашнее индивидуальное задание): Памятник Петру I был первым установленным в России памятником. До XVIII века памятников, даже царям, не ставили. Между тем, создание европейской столицы без скульптурных монументов было немыслимо. Памятник был воздвигнут по велению Екатерины II. Сначала создание памятника было поручено архитектору Карло Бартоломео Растрелли, но императрица отвергла созданную им статую и поручила работу французскому скульптору Этьену Морису Фальконе.

И вот 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника Петру I.

Тысячи людей с нетерпением ждали этого события. На шлюпке от зимнего дворца прибыла императрица. По её знаку полотнища упали, и перед зрителями предстал всадник, взлетевший на крутую скалу. Радостными криками приветствовали люди этот монумент

Верно. Свое неофициальное название этот памятник получил после второй публикации повести А.С.Пушкина «Медный всадник». Итак, сегодня мы будем говорить о творчестве А.С.Пушкина, образе Петербурга и Петра 1 в его поэме «Медный всадник». Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока («Медный всадник», «Люблю тебя, Петра творенье…»)

Молодцы. Какова цель урока? (продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина: проанализировать произведение, показав государственность образов Петербурга и Петра I, подготовить выразительное чтение)

Все верно, молодцы. Для начала давайте откроем учебник и прочитаем статью, посвященную жизни и творчеству этого великого поэта. Вопрос из учебника после статьи.

Повесть «Медный всадник» написана в октябре 1833 года в Болдине.

«Медный всадник имеет подзаголовок «Петербургская повесть». Однако в трудах многих литературоведов мы встречаем обозначение этого произведения как поэмы. Давайте вспомним определение повести (средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа).

Итак, как вы думаете, к какому жанру ближе произведение «Медный всадник» и почему?

Получается, что определение жанра по словарю – это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу, нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах.

Предлагаю вам послушать поэму в актерском исполнении и посмотреть на прекрасные виды Санкт-Петербурга. Внимание на экран.

Расскажите о впечатлениях, мыслях, которые возникли у вас?

Какие слова вам непонятны? (слайд со словами)

чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения

полнощные страны – северные страны

из топи блат – из топи болот

пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)

порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная,

Обратимся к тексту поэмы. Давайте посмотрим, как расположен текст? На сколько частей он разделен? Какова его композиция? (Ученики отметят три части:

1.«На берегу пустынных волн…»;

2.«Прошло сто лет, и юный град…»;

3.«Люблю тебя, Петра творенье…»;)

Что послужило причиной такого деления?

Перечитаем последовательно каждую часть.

Как можно охарактеризовать стиль первой части вступления к поэме «Медный всадник»?

Стиль первой части – эпический . (Запись в тетрадь).

Что означает фраза: «…Отсель грозить мы будем шведу./ Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу»? (смешение просторечных слов (отсель) и слов высокого стиля (грозить, надменному))

Почему автор от имени Петра пишет: «Природой здесь нам суждено/ в Европу прорубить окно…»?

С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»?

А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

Найдите примеры того, что было.

(«…из тьмы лесов, из топи блат», «неведомые воды»…)

Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?

1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво

2) Вознёсся пышно, горделиво

3) По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся

Какой композиционный прием использует автор в этой части?

(Цель: нужно, чтобы ученики сами заметили антитезу – что есть и что будет).

Какие средства выразительности языка использует автор?

Прочитаем выразительно полностью весь текст первой части (учащиеся).

На какой лексике строится первое четверостишье? (церковно-славянские слова)

( Запись в тетрадь: юный град, полнощных (полуночных, то есть северных) стран, из топи блат (болот), вознесся, порфироносная вдова) Заметим, что во втором четверостишье такой лексики нет.

Порфира, пурпур (работа со словарём – раздаточный материал)

Как звучит вторая часть? На каком фонетическом приёме строится? Докажите. ( Аллитерации ).

Как вы понимаете фразу: «… И перед младшею столицей/ Померкла старая Москва…»?

Воплотились мечты Петра I. Петербург – великолепный город, гордость России, вторая её столица

Каков стиль второй части вступления к поэме?

Ученики выразительно читают вторую часть, передавая торжественную поступь одического стиля.

Читаем третью часть, выясняем ощущения и впечатления учеников.

В каком лице употреблен глагол «люблю»?

Какое слово определяет отношение автора к городу? (люблю)

За что А.С. Пушкин любит «град Петра»? Приведите примеры из текста. («строгий, стройный вид», « Невы державное теченье», «оград узор чугунный» …)

Кто выходит на первый план в третьей части?

Лирический герой (запись в тетрадь)

Как лирический герой называет Петербург?

На каком композиционном приёме строится эта часть? ( антитеза : первые пять строк – это день Петербурга, ясность, строгость, четкость линий ; следующие строки – это белые ночи севера, задумчивость, призрачность, противоположная однозначности дня ) Как она проявляется?

Важно, чтобы ученики самостоятельно обнаружили антитезу.

Антитезу можно выделить на уровне эпитетов и аллитераций (работа в тетради) :

Строгий, стройный вид Задумчивых ночей

Державное теченье Прозрачный сумрак, блеск безлунный

Береговой ее гранит Спящие громады пустынных улиц

Оград узор чугунный

Каков стиль третьей части?

Стиль третьей части – лирический. (Запись в тетрадь)

При чтении передаем плавный лирический настрой, который сочетается со строгостью Петербурга.

Учитель: Вспомним, кто придумал стили речи? Основное правило «Теории штилей» М.В. Ломоносова – не смешивать стили. А что сделал А.С. Пушкин? Как вам кажется, это нарушение или достижение? В чём заключается достижение?

Опираясь на словосочетания, которые мы записали в тетради, включая их в свою речь, напишите, каким вы увидели город, читая вступление к поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина (10-15 мин.). Чтение нескольких работ учащихся.

В заключении полностью читаем отрывок из вступления, стремясь к передаче характера каждой части. (Читают учащиеся).

Учитель: Вернёмся к разговору о том, что вдохновило А.С. Пушкина на создание поэмы.

За 200 с лишним лет своей истории памятник Петру I на Сенатской площади стал символом города на Неве. Он воплотил исторические судьбы народа и страны.

Вспомните, свидетелями каких событий был монумент.

Учитель: Мы сегодня познакомились лишь с вступлением к произведению А.С. Пушкина. Как вы думаете, о чём может повествовать произведение с таким вступлением?

Учитель: Эта поэма, несмотря на небольшой объём, имеет громадное значение и глубочайшее содержание. Она повествует о том, чего могут бояться люди, которые живут на берега Невы, о том, как живётся простому, обычному человеку в этом городе. И на личность Петра I А.С. Пушкин смотрит с разных позиций: и с точки зрения оценки его великих деяний, и с точки зрения «маленького человека», который в этом городе, воздвигнутом на болоте, строит свою судьбу.

Учитель: Скажите, ребята, появилось ли у вас желание прочитать поэму А.С. Пушкина?

Подведем итог урока. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Достигли ли мы поставленных целей?

Подготовить выразительное чтение наизусть вступления к петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник». Ответить на вопрос (письменно): за что А.С.Пушкин любит Петербург?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *