железняк теория и методика обучения предмету физическая культура

Теория и методика обучения предмету Физическая культура, Железняк Ю.Д., 2004

Теория и методика обучения предмету Физическая культура, Железняк Ю.Д., 2004.

В учебном пособии показано, какое место в содержании общего среднего образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; обоснован системно-структурный подход к построению курса; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования с учетом специфики дисциплины и своеобразия ее функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста. Рекомендуется студентам высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних профессиональных учебных заведений физической культуры, преподавателям ВУЗов, учителям физической культуры и аспирантам.

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа; 4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен дтя реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися. Программой регламентируются объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговую государственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ общего образования.

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности школьников в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния детей школьного возраста. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 3
Глава 1. Общая характеристика теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 4
1.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 4
1.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 7
1.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 9
Глава 2. «Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования 14
2.1. Становление теории и методики преподавания предмета «Физическая культура» 14
2.2. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 20
2.3. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 23
2.4. Основные концепции учебного предмета «Физическая культура» 29
Глава 3. Педагогическая система предмета «Физическая культура» 33
3.1. Системный подход в построении учебного процесса по предмету «Физическая культура» 33
3.2. Основные элементы и структура педагогической системы предмета «Физическая культура» 40
3.3. Функции педагогической системы предмета «Физическая культура» 45
Глава 4. Цели предмета «Физическая культура» 48
4.1. Значение и формирование цели предмета «Физическая культура» 48
4.2. Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации 55
Глава 5. Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе 60
5.1. Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе 60
5.2. Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура» 62
5.3. Структура содержания образования по предмету «Физическая культура» 68
Глава 6. Дидактические процессы в предмете «Физическая культура» 76
6.1. Особенности дидактических процессов 76
6.2. Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов 81
Глава 7. Типовая структура и механизмы действия дидактических процессов в предмете «Физическая культура» 86
7.1. Субъекты дидактического взаимодействия 86
7.2. Этапы дидактических процессов 89
7.3. Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах 101
Глава 8. Функциональная единица, или «шаг», дидактических процессов в предмете «Физическая культура» 104
8.1. Типовой «шаг» дидактических процессов 104
8.2. Развитие деятельностей преподавания и учения 110
8.3. Цикличность дидактических процессов 115
Глава 9. Дидактические принципы предмета «Физическая культура» 118
9.1. Значение дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе 118
9.2. Изучение дидактических принципов 119
9.3. Характеристика дидактических принципов 125
Глава 10. Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура» 140
10.1. Урок как форма организации дидактических процессов 140
10.2. Урок в процессе обучения физической культуре 147
10.3. Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе 148
10.4. Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры 159
10.5. Требования к уроку физической культуры в школе 170
Глава 11. Технология и методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура» 173
11.1. Методика урока физической культуры в школе 173
11.2. Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе 175
Глава 12. Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура» 188
12.1. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая культура» 188
12.2. Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса 190
12.3. Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» 193
12.4. Отбор оптимального содержания и методов учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры 197
12.5. Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса 198
Глава 13. Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре 200
13.1. Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса 200
13.2. Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса 202
Глава 14. Непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроке физической культуры 215
14.1. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры 215
14.2. Подготовка учителя к уроку физической культуры 218
Глава 15. Анализ урока физической культуры в школе 224
15.1. Цели и методы анализа урока физической культуры в школе 224
Глава 16. Педагогический контроль в технологии учебно-воспитательного процесса на уроках физическая культуры 239
16.1. Контроль в технологии учебно-воспитательного процесса 239
16.2. Виды контроля в учебно-воспитательном процессе 242
16.3. Формы организации контроля в учебно-воспитательном процессе 246
16.4. Требования к контролю в учебно-воспитательном процессе 247
Глава 17. Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «Физическая культура» 249
17.1. Место, функции и сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебно-воспитательного процесса
17.2. Оценка и отметка в оценочно-аналитическом компоненте технологии учебно-воспитательного процесса
17.3. Критерии оценок и виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры 252
17.4. Оценочно-аналитическая информация в учебно-воспитательном процессе. Методы ее получения и обработки
Литература.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Железняк теория и методика обучения предмету физическая культура

Учебно-методическим объединением вузов РФ

по педагогическому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности «Физическая культура»

4-е издание, переработанное УДК 37.037(075.8) ББК 75.1я73 Т338 Издательская программа «Физическая культура и спорт»

Руководитель программы — доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Р е ц е н з е н т ы:

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой педагогики РГУФКСиТ С. Д. Неверкович;

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта МГПУ, заслуженный работник физической культуры РФ В. Г. Никитушкин Теория и методика обучения предмету «Физическая культуТ338 ра» : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина];

под ред. Ю. Д. Железняка. — 4-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 272 с.

ISBN 978-5-7695-6404- В учебном пособии показано, какое место в содержании общего среднего и профессионального физкультурного образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования с учетом специфики дисциплины и своеобразия ее функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста.

Рекомендуется студентам высших учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних профессиональных учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, учителям физической культуры и аспирантам.

УДК 37.037(075.8) ББК 75.1я Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Коллектив авторов, © Образовательно-издательский центр «Академия», ISBN 978-5-7695-6404-8 © Оформление. Издательский центр «Академия»,

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования. Ее возникновение связано с реформированием системы образования в стране, необходимостью существенно повысить результативность учебновоспитательного процесса по физической культуре в учреждениях общего образования — общеобразовательной школе, гимназии, лицее, колледже и др.

Долгое время в системе профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры вопросы школьной физической культуры входили в учебную дисциплину «Теория и методика физического воспитания» и в спортивно-педагогические дисциплины (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и др.), которые включали методику обучения детей школьного возраста. Эти дисциплины в комплексе формировали профессионально-педагогический облик специалиста — педагога физической культуры.

Реформы образования закрепили образовательную направленность школьной физической культуры. Предмет «Физическая культура» приобрел статус области образования, что закреплено в Государственном стандарте общего образования. Одновременно повысились требования к уровню подготовки учителя физической культуры, особенно в отношении его дидактической компетентности.

В этих условиях возникла потребность в создании целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура», который не повторяет содержания ранее существовавшего курса теории и методики физического воспитания и спорта, а углубляет и расширяет научно-теоретическую и практическую подготовку педагога физической культуры, дополняет цикл дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720 (033100) — физическая культура.

Настоящее издание существенно доработано. Включены новые разделы с учетом изменений, произошедших с момента выхода первого издания: введен Государственный стандарт общего образования, опубликованы учебные программы по дисциплине «Физическая культура» и др.

Рассматриваются условия успешности и эффективности физкультурного образования, предполагающие:

– постановку предмета целей и задач предмета «Физическая культура»;

– разработку содержания предмета «Физическая культура»;

– разработку технологии обучения предмету «Физическая культура», технологии подготовки спортсменов;

– оценку качества видов образования и др.

В книге рассказывается о физкультурно-спортивной подготовке детей и юношества, рассчитанной на несколько лет. Объясняется, как разрабатывать уроки физической культуры в начальной и средней школах, как организовать соревнование в физкультуре и спорте, как помочь достичь высоких спортивных результатов.

Для оценки успешности физкультурно-спортивной деятельности разработаны специальные критерии и категории. Важное значение имеют две основные категории: «преемственность» и «последовательность».

П р е е м с т в е н н о с т ь объединяет 7 ступеней образования:

1 — предшкольное образование;

2 — начальная школа;

4 — средняя (полная) школа;

5 — высшая школа (бакалавриат, магистратура; специалист);

Преемственность дифференцирует образование по ступеням, определяя требования «на входе и выходе» сообразно нормативным документам и типам образовательных учреждений. Принципиальное значение имеют пограничные зоны между ступенями: предшкольное образование — переход в начальную школу;

начальная школа — переход в основную; основная — переход в среднюю (полную) школу; среднее (полное) — поступление в вуз;

вуз — поступление в аспирантуру; аспирантура — поступление в докторантуру.

Образование должно обеспечивать предпосылки и условия для продвижения по ступеням.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь из 17 уровней — дифференцирует компоненты образования внутри ступеней по годам обучения, обеспечивая преемственность предыдущей ступени и создавая благоприятные условия для продолжения деятельности на следующей ступени на должном уровне.

Данные категории лежат в основе оценивания качества образовательного процесса на уровне отдельного обучающегося, группы (класса) образовательного учреждения, региона.

Преемственность и последовательность важны для «спортивного» образования детей и юношества.

На всех этапах физкультурно-спортивная деятельность регламентируется положениями о типах спортивных школ и спортивных клубов для спортсменов высокой квалификации, программами, в которых представлено содержание тренировочносоревновательной деятельности, даны установки по технологии спортивной подготовки, нормативные требования.

Вопросы преемственности и последовательности имеют важное значение в условиях разработки Государственного стандарта общего профессионального образования нового поколения и примерных программ по предмету «Физическая культура» (начальная, основная, средняя (полная) школа).

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Инновационные процессы в системе общего и профессионального образования, роль и место предмета (дисциплины) «Физическая культура» в образовательных Можно с уверенностью сказать, что в ХХI в. одними из важнейших факторов прогресса станут модернизация общего и профессионального образования, высокий профессионализм, здоровый образ и стиль жизни людей.

В обеспечении успешности модернизации образования, профессионализации учащейся молодежи, формирования здорового образа и стиля жизни важнейшая роль принадлежит физическому воспитанию и спорту, охватывающим широкую сферу жизнедеятельности человека: различные типы и виды спорта, образование, труд, быт, досуг, отдых, лечение, — вовлекая все категории людей, как здоровых, так и больных, нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации.

Физическое воспитание и спорт предполагают формирование основ физической и духовной культуры личности, повышения ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе и стиле жизни. Проблема повышения роли физического воспитания и спорта особенно актуальна в последнее время в связи с ухудшением показателей здоровья и физической деградацией людей.

В то же время в обществе имеет место противоречие: значимость физического воспитания и спорта, физической тренировки и физической нагрузки в сочетании с оздоровительными средствами неуклонно возрастает, а объем двигательной активности, средства, методы и технологии в этом направлении не прогрессируют.

Как следствие — низкая эффективность физического воспитания детей школьного возраста, не обеспечивающая должного уровня их физической подготовленности и здоровья. Недостаточен объем двигательной деятельности школьников. Два урока физической культуры в неделю для учащихся I — XI классов, существующий уровень самостоятельных занятий не могут обеспечить всеобъемлющего эффективного воздействия на школьников физического воспитания и спорта. Внешкольные виды занятий физкультурой и спортом охватывают малое количество учащихся.

В создавшейся ситуации встает задача максимальной реализации огромного потенциала физической культуры, физического воспитания и спортивной подготовки как деятельностных процессов достижения целей физической культуры, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих (здоровьеформирующих) технологий. Для выполнения этой ответственной миссии вся система физического воспитания и спорта в рамках общеобразовательной школы должна подняться на новый уровень сообразно новым целям и задачам.

В каждой школе необходимо обеспечить должный объем активной двигательной деятельности в сочетании с другими здоровьеукрепляющими факторами. Центральное место в решении этой проблемы занимают уроки физической культуры, рассчитанные на всех учащихся.

От количества и качества уроков физической культуры решающим образом зависит эффективность других форм физического воспитания в школе, а также решение важнейшей задачи — формирования физической активности учащихся как основы здорового образа и стиля жизни.

Суть физической активности состоит в том, что она в своей основе имеет потребность, реализуемую в процессе физической тренировки и физической нагрузки, которые должны быть постоянным жизненным стандартом в любом возрасте. Первостепенное значение имеют физические упражнения, различные виды физкультурно-спортивных занятий в сочетании с природными и гигиеническими факторами, сбалансированным питанием, полноценным отдыхом и эмоциональной гармонией. Уместно выделить понятие оздоровительной активности — самосохранения и саморазвития личности.

В существующих организованных формах физического воспитания, например на уроках физической культуры в школах, в методике их проведения доминирует воздействие на учащихся «извне» — со стороны учителя физической культуры, реализующего учебную программу для соответствующего класса. Все это научно и методически обосновано, учитываются индивидуальные особенности учащихся, их подготовленность и т. д. Однако при этом слабо выражено (если выражено вообще) отношение самого учащегося, не отражено его активное участие в этих процессах.

Без этого все усилия не могут быть в полной мере эффективными.

Ведь и обучающий и обучаемый являются субъектами обучения, что требует их активного участия в этом процессе.

Осознание жизненной важности регулирования занятий физическими упражнениями обеспечивается успешностью развития интеллектуального компонента физической культуры и спорта и подкрепляется приобретенными умениями и навыками рационального управления своим психофизическим состоянием, способностью изменять его в заданных пределах.

Важно учитывать еще одно обстоятельство. Организованная система физического воспитания оказывает воздействие, например, на школьников только в период их обучения. После окончания школы системное воздействие прекращается, однако здоровый стиль жизни предполагает физическую тренировку в течение всей жизни. Понятие «физическая активность человека» отражает аспект активного отношения личности к ценностям физической культуры. Поэтому одна из важнейших задач физического воспитания — формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, вооружение обучаемых методическими знаниями и умениями правильно организовать этот процесс применительно к самому себе или другим. Уместно сравнение:

можно накормить рыбой человека один раз, а можно научить его ловить рыбу, и он сможет прокормить себя всю жизнь.

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях предшкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

В общеобразовательных учреждениях физическое воспитание по своей направленности, содержанию, формам организации и методам реализации подразделяется на ч е т ы р е о с н о в н ы е 1) учебный предмет «Физическая культура»;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа);

3) внеклассная спортивно-массовая работа;

4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Такие разновидности физического воспитания можно рассматривать в высших учебных заведениях.

Предмет (дисциплина) «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения обучающимися. Регламентируются объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, требования по освоению содержания Государственными образовательными стандартами РФ общего и профессионального образования.

Предмет «Физическая культура» интегрирует другие виды физкультурной деятельности обучающихся в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что данный предмет выступает как инвариантная обязательная область общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния учащейся молодежи. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличается от других учебных дисциплин, так как связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных (физических) способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания и спорта. Выделены базовые и смежные области.

Б а з о в ы е: дидактика общая и средней школы; теория физической культуры, физического воспитания; психология общая, физического воспитания; физиология человека общая, возрастная, спорта; гигиена общая, физических упражнений; биомеханика, спортивная метрология и др. С м е ж н ы е: теории и методики базовых и новых физкультурно-спортивных дисциплин, теория и методика внеурочных форм организации физического воспитания в школе. Связь профессионального физкультурного образования с теорией и методикой обучения предмету «Физическая культура» способствует значительному его развитию.

Накоплен фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по этой учебной дисциплине.

Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания теории и методики обучения предмету «Физическая культура» как самостоятельной дисциплине.

Курс «Теория и методика обучения предмету “Физическая культура”» представляет собой единство двух составляющих: дидактики и методики преподавания предмета «Физическая культура».

Частная дидактика по физической культуре включает следующие вопросы:

– место, значение, функции, цель физической культуры в содержании общего образования;

– содержание предмета;

– дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;

– разработку педагогических технологий.

Методика преподавания физической культуры — взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины. Содержание методики преподавания физической культуры включает в себя:

– выбор оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;

– программирование учебно-воспитательного процесса;

– организацию непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения;

– оценку и анализ результатов взаимодействия учителя и учащихся и разработка рекомендаций для очередных дидактических циклов.

Таким образом, теория и методика обучения предмету «Физическая культура» является совокупностью знаний частной дидактики и методики преподавания данной дисциплины;

общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.

1.2. Место и значение предмета «Физическая культура»

в подготовке педагогов по физической культуре и спорту Курс «Теория и методика обучения предмету “Физическая культура”» ориентирован на формирование частнодидактической подготовки специалистов с квалификацией «педагог по физической культуре» с прочными знаниями основ теории и методики обучения, владеющих методическими навыками и умениями проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.

В преподавании дисциплины решается комплекс педагогических задач:

– формирование системных знаний о сущности, специфике, содержании и методах обучения предмету «Физическая культура»;

– осознание значимости научения двигательным навыкам и умениям, а также развития физических, морально-нравственных и волевых качеств личности учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей онтогенеза, состояния здоровья, физического развития, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста и других факторов;

– преобразование педагогических знаний, навыков и умений в компоненты технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре;

– интеграция теоретических знаний, методических навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения общепрофессиональных и предметных дисциплин в опорные структуры профессионально-педагогического мастерства учителя физической культуры;

– формирование у студентов профессиональных умений к педагогической практике в учреждениях общего образования и профессиональной готовности выпускников вуза.

«Теория и методика обучения предмету “Физическая культура”»

призвана выполнить функции интеграции теоретических знаний и практических умений, приобретенных студентами при изучении разных учебных курсов и дисциплин, в профессиональнопедагогическую компетенцию специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре».

Содержание курса разработано и структурировано с учетом его целей, задач, места и функций в подготовке специалистов — педагогов по физической культуре. Учебный материал описан с использованием принятых в настоящее время понятий и терминов.

Учебный материал представлен в виде теоретических сведений, педагогических задач и методических упражнений. Теоретические знания содержат конкретную информацию о сущности учебного предмета «Физическая культура», его функциях в структуре общего образования, целях и задачах дисциплины, содержании образования, педагогических процессах, педагогической системе школьной физической культуры и технологии ее реализации в учреждениях общего образования.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование у студентов методических навыков и умений, составляющих основу профессионального мастерства учителя физической культуры. Методические навыки и умения объединены в компоненты преподавательской деятельности учителя физической культуры:

– целеполагание, отбор и обоснование оптимальных содержания обучения, форм организации деятельности учащихся на уроках, методов учебно-воспитательных воздействий;

– программирование целей, задач, содержания обучения, форм организации и методов реализации учебного процесса по циклам учебно-воспитательного процесса;

– практическая реализация учебного процесса на уроках физической культуры;

– контроль и коррекция в процессе взаимодействия учителя и учащихся на уроках, оценка результатов взаимодействия;

– обоснование рекомендаций для начала нового цикла учебновоспитательного процесса.

Цели курса, его задачи, своеобразие содержания, назначение, а также материалы об опыте работы учреждений профессионального физкультурного образования реализуются в процессе лекционных, семинарских, практических, самостоятельных занятий, учебной практики, индивидуальной самостоятельной работы.

На л е к ц и о н н ы х з а н я т и я х излагаются основные научно-теоретические сведения (научные факты, понятия, закономерности), элементы опыта педагогической практики, концепции, правила и др.

С е м и н а р с к и е з а н я т и я предназначены для углубления, расширения и закрепления научно-теоретических сведений и иной информации курса, а также развития познавательных, творческих способностей студентов, текущего контроля за качеством усвоения учебного материала, организации учебных дискуссий, деловых игр.

На п р а к т и ч е с к и х з а н я т и я х анализируются и оцениваются отдельные аспекты обучения предмету «Физическая культура», выработки у студентов методических навыков и умений, формирования у них элементов дидактического мышления, освоения ими методов научно-методической работы, использования научных данных в практике преподавания данной учебной дисциплины.

такие виды учебной деятельности студентов, как изучение (конспектирование, реферирование) литературы, разработка учебно-методической документации учителя физической культуры, руководителей учреждений образования, дневников учащихся и других источников информации по организации учебновоспитательного процесса (самостоятельный просмотр и анализ уроков разными методами, ознакомление с самостоятельными занятиями учащихся физической культурой, изучение режима дня школьника, подготовки учителя к уроку и т. д.).

1.3. Понятия и термины в теории и методике обучения Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» — это относительно новая учебная дисциплина. Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной подготовки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

К о с н о в н ы м п о н я т и я м, рассматриваемым в содержании данного курса, относятся: предмет «Физическая культура», физкультурное образование, педагогическая система предмета «Физическая культура», педагогический процесс по предмету «Физическая культура», технология учебного процесса по предмету «Физическая культура», структура обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

В логике «понятие» определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

Предмет «Физическая культура». Для его определения необходимо учитывать следующие обстоятельства.

• Физическая культура — это учебный предмет, представляющий инвариантную и одноименную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта общего образования.

• Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры — физическую культуру.

• Учебный предмет «Физическая культура» ориентирован на реализацию социально значимой функции в содержании общего среднего образования.

• Признание в качестве составляющей результатов учебновоспитательного процесса — сформированность физической активности на основе потребности в регулярных физических упражнениях, специальных знаниях и навыках.

• Необходима связь учебного предмета с педагогической теорией и методикой физического воспитания.

Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» — это педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.

Образование по предмету «Физическая культура» — термин, который дополнил понятийно-терминологический аппарат науки, теории и методики физического воспитания сравнительно недавно.

Ранее применялся другой — «Физическое образование», который ввел основатель учения о физическом образовании детей школьного возраста — известный российский ученый П. Ф. Лесгафт. Сущность физического образования П. Ф. Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом, в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки специалистов высшей квалификации к исследовательской и педагогической деятельности в области физики и смежных с ней отраслях науки и техники.

Педагогические процессы, в том числе и их результаты по предмету «Физическая культура», могут быть выражены понятием «физкультурное образование».

Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания подразделяется на т р и р а з н о в и д н ос т и — общее, профессиональное и дополнительное.

Общее физкультурное образование рассматривается как процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на передачу и системное усвоение опыта предыдущих поколений по использованию физической культуры в оздоровительно-рекреационном, атлетическом, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на формирование физической культуры личности школьников.

Общее физкультурное образование подразделяется на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования:

начальное, основное, среднее (полное), высшее. Оно регламентируется государственными стандартами общего и профессионального образования.

Профессиональное физкультурное образование реализуется в образовательных учреждениях и подразделяется на начальное, среднее, высшее и послевузовское. Оно осуществляется в учреждениях начального профессионального образования; училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), техникумах и колледжах физической культуры; институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры классических и отраслевых (например, педагогических) университетов.

Профессиональное физкультурное образование ориентировано на подготовку педагогов и других специалистов в сфере физической культуры и спорта различных уровней и квалификаций.

Дополнительное физкультурное образование осуществляется учреждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Это детско-юношеские спортивные школы: комплексные, специализированные, олимпийского резерва, училища олимпийского резерва и другие. ДЮСШ усиливают решение задач физического воспитания школьников, СДЮШОР, УОР и ШВСМ ориентированы на формирование спортивных резервов различных уровней подготовленности — от спортивных разрядов до мастеров спорта международного класса. ДЮКФП — детско-юношеские клубы физической подготовки решают задачи вовлечения учащейся молодежи в систематические занятия физическими упражнениями.

Физкультурное образование базируется на соответствующих педагогических технологиях.

Педагогическая система предмета «Физическая культура» понимается как упорядоченная самоуправляемая целостность ограниченного множества динамично взаимодействующих элементов, функционирование которой ориентировано на достижение целей учебной дисциплины.

Функционирование педагогической системы учебного предмета (дисциплины) направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования, преподавателем профессионального (нефизкультурного) образования.

Разработка, обоснование и реализация педагогической системы предмета (дисциплины) «Физическая культура» составляет технологию учебного процесса по ним.

1. Назовите общее и особенное курсов «Теория и методика физического воспитания и спорта» и «Теория и методика обучения предмету “Физическая культура”».

2. Каковы функции теории и методики обучения предмету «Физическая культура» в содержании подготовки специалиста с квалификацией «Педагог по физической культуре»?

3. Назовите основные понятия теории и методики обучения предмету «Физическая культура» и дайте определение каждому из них.

4. Обоснуйте «обязательность» предмета «Физическая культура» и должное количество уроков по нему.

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«Министерство образования РФ Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова Кафедра географии Программа Интегрированного курса Якутия для государственных университетов специальность 032101 Физическая культура и спорт Якутск, 2008 Рабочая программа разработана на основе требований Госстандарта РФ, 2001 и типовой программы УМОУ-01 18/22б – 89 и авторских работ Составители: к.г.н., доцент кафедры географии Присяжный Михаил Юрьевич. Рабочая программа утверждена на заседании кафедры географии. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«ГОРОД УДОБНЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ОТЧЕТ И ПРОГРАММА РОДП ЯБЛОКО НА ВЫБОРАХ В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ РОДП ЯБЛОКО Москва 2009 ПОД РЕДАКЦИЕЙ Сергея Митрохина АВТОРCКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Андрей Бабушкин, Иван Большаков, Евге ний Бунимович, Семен Бурд, Александр Гнездилов, Елена Иванова, Дмит рий Илюшин, Александр Мельников, Галина Михалева, Анатолий Раби нович, Виталий Резников, Алексей Яблоков. С УЧЕТОМ ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ: Елены Морозовой, Дмит ПРЕДЛОЖЕНИЙ: рия Катаева, Владимира Лукина, Михаила Блинкина. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 города Белгорода. Принято на заседании Согласовано Утверждаю педагогического совета Директор с управляющим советом МБОУ СОШ №4г.Белгорода МБОУ СОШ №4г.Белгорода МБОУ СОШ №4г.Белгорода Протокол №1 от 29.08.2013г. Протокол № 5 от 26.08.2013г. Приказ №255 от 30.08.2013г. Основная образовательная программа начального общего образования Белгород 2013 Содержание. стр. 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«Департамент образования города Москвы Зеленоградское окружное управление образования Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 852 Основная школа Москва 2012 Общие положения Основная образовательная программа основного общего образования Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 852 разработана в соответствии с требованиями федерального. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«Аннотации рабочих программ учебных дисциплин по специальности 110102.65. Агроэкология Иностранный язык Дисциплина Иностранный язык является обязательной дисциплиной федерального компонента цикла общегуманитарных и социальноэкономичесих дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГСЭ.Ф.01) и включена в унифицированные рабочие учебные планы УГСХА для всех специальностей и форм обучения. В основу данной рабочей программы положена концепция Примерной. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«Важное о самом главном: малоизвестные аспекты демографической проблемы, www.bioticregulation.ru/life/life3_r.php © А.М. Макарьева, В.Г. Горшков 2007-2009 Важное о самом главном: Малоизвестные аспекты демографической проблемы © А.М. Макарьева, В.Г. Горшков 2007-2009 www.bioticregulation.ru/life/life3_r.php Ключевые слова: демография, популяция, Россия, нефть, развитые страны, окружающая среда, численность населения, биосфера, свободный рынок, уровень жизни, занятость, пенсионное обеспечение. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«Западный административный округ города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА Утверждаю Директор ГБОУДОД г. Москвы ДШИ им. А.А. Алябьева В.И. Павлюковский Приказ № 10-1/о от 30 августа 2010г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: Музыкальный инструмент: Общее фортепьяно для учащихся струнных, духовых и народных отделений Срок обучения: 7(8). »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ № 1104 1 Содержание Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной 9 программы начального общего образования Учебный план образовательного учреждения 39 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на 47 ступени начального общего образования Программы отдельных учебных предметов 69 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 сентября 2010 года N 1256 О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа Толерантность) В целях совершенствования системы формирования толерантного сознания и поведения, воспитания культуры мира, обеспечения атмосферы межнационального мира и согласия и профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге Правительство. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И КАЗАЧЕСТВА ВОЛГОГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СБОРНИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ ТОМ 2 ВОЛГОГРАД 2012 1 Печатается по решению комиссии Южного Федерального округа в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 13 мая 2011 года в рамках реализации ведомственной целевой программы Министерства по делам национальностей и казачества Волгоградской области. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА ПРАВА И ЭКОНОМИКИ 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д.69-А, Тел.: (495) 718-19-66 Факс: (495 719-7797 ОГРН 1117799015146, ИНН/КПП 7727497187/772701001 УТВЕРЖДАЮ: Директор школы Воронов И.Ю. 02 апреля 2014 г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общеобразовательной автономной некоммерческой организации Школа права и экономики Москва, 2014 г Содержание 1.Общие положения..с. 2.Пояснительная. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«1 Обсуждено и утверждено Утверждено на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ N1 совета МБОУ СОШ N1 г. Сасово г.Сасово Протокол № от З.П. Фирсова Приказ № Образовательная программа основного общего образования в контексте ФГОС муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №1 города Сасово Рязанской области Сасово 2013г. 2 Общие положения Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовнонравственное, социальное, личностное и. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки 230100.62 – ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА Профиль подготовки ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, КОМПЛЕКСЫ, СИСТЕМЫ И СЕТИ Квалификация выпускника БАКАЛАВР Нормативный срок обучения 4 ГОДА Форма обучения ОЧНАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013 г. АННОТАЦИЯ Назначение ООП ВПО Основной целью подготовки по программе. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«Александр Невский Идеальная фигура за 15 минут в день Лучшая современная программа похудения и обретения стройности Книга скачана с сайта: wholesport.ru Маме, Кате и моей бабушке Марии Григорьевне – с любовью. От автора Я давно хотел написать книгу именно для женской аудитории. Во-первых, потому что своим успехом я во многом обязан двум замечательным женщинам – моей Маме и жене Кате. Во-вторых, потому что благодаря фитнесу и здоровому образу жизни практически каждая женщина действительно может. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ПГУ имени М.В. Ломоносова) Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки: 033000.68 Культурология Магистерская программа: Прикладная культурология Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная Архангельск 2011 г. Общие положения. 1. 1.1. Основная образовательная программа (ООП). »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 сентября 2010 года N 1256 О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа Толерантность) В целях совершенствования системы формирования толерантного сознания и поведения, воспитания культуры мира, обеспечения атмосферы межнационального мира и согласия и профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге Правительство. »

железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Смотреть картинку железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Картинка про железняк теория и методика обучения предмету физическая культура. Фото железняк теория и методика обучения предмету физическая культура«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ИЯ и МК _Л.М. Сапожникова _2011г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ВТОРОГО (НЕМЕЦКОГО) ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА для студентов 3-5 курсов очной формы обучения специальности: 031202 Перевод и переводоведение (031202.65 Письменный и устный перевод) _. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *