женщина застыла с иконой в руках
Стояние Зои. Подлинные фотографии и факты
«Стояние Зои». Эмоциональное вступление.
В каждом блоге есть статьи, которые пользуются у читателей наибольшей популярностью. У одного моего знакомого на сайте с более чем тысячей статей на самые разные околокультурые темы граждане почему-то в основном читают про то, какие типы бород и усов существуют. В моём блоге наибольшее число просмотров собрала статья о «Стоянии Зои». И всё бы ничего, да вот только читатели, вероятно, искренне считающие себя православными, в комментариях под статьёй натурально себя не сдерживают. И ведут себя как «комментаторы-чайки»: прилетел – нагадил — скрылся. Не все, конечно, но тенденция хорошо прослеживается.
Сортир у дома Клавдии Болонкиной
Если честно, не хотел снова касаться темы, связанной с самой известной городской легендой Самары, но достали. Да, понимаю, для вышеозначенной категории читателей всё будет без толку, тем не менее.
Для начала напомню саму легенду. За годы она обросла всяческими подробностями и интерпретациями, но канонический сюжет найти легко в фельетоне «Дикий случай», напечатанном в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года. Заметим по ходу, что в этом фельетоне упоминается только одно реальное имя участницы событий – хозяйки дома Клавдии Петровны Болонкиной. Каноническая история представлена и в Википедии, правда, уже с подробностями и дополнительными именами:
В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол…
Там же можно найти и вариации описания событий, например, такую:
По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло…
Произошло ли? Чтобы сейчас в этом разобраться, нужно основываться на неопровержимых фактах и логике. А из неопровержимых фактов у нас есть, в первую очередь — сам дом, домовые книги, уголовное дело, список личного состава завода им. Масленникова (бывшего трубочного завода). Начнём плясать от печки, то есть – от дома.
«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом».
Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли: каждый раз речь идёт про один, конкретный дом.
Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь.
Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба, состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».
Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84
С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак! Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он выглядел в 1956 году.
Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли. Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.
Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84
Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской. С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной.
Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту.
Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала. Болонкина, разумеется, ни о какой «каменной девушке» не слышала. Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.
Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть «чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного забором двора.
«Стояние Зои» или размер имеет значение
Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.
Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.
Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати – и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно, они не ламбаду танцуют…
Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной
В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба. В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…
Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века
Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.
До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.
Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления
Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.
P.S. Кстати, а что же хотят сделать в бывшем доме Клавдии Болонкиной? Читаем по ссылке.
Дарим бейджи за комментарии. Подробности по ссылке
Зоя Карнаухова
Биография
В XX веке в европейской части СССР жили две девушки-тезки, ставшие символами пропаганды. Биография Зои Космодемьянской использовалась пропагандистами коммунистическими, судьба Зои Карнауховой — пропагандистами православными. О жизни и смерти каждой из этих девушек и сейчас спорят и снимают фильмы.
Детство и юность
О детстве Карнауховой практически ничего не известно. Фото Зои не сохранились.
Актриса в роли Зои Карнауховой (кадр из дкументального фильма «Каменная Зоя»)
Девушка жила в Куйбышеве (сейчас город называется Самара), была комсомолкой и работала на трубном заводе, по-видимому, заводе имени Масленникова, в течение почти века выпускавшем на левом берегу Волги оборонную продукцию. Мать молодой жительницы Поволжья Мария Даниловна была верующей.
По свидетельству Маргариты Сергеевны Филатовой, присутствовавшей на «стоянии Зои», которое было озвучено в августе 2021 года на программе «На самом деле», Карнаухова-младшая притягивала взгляды и производила впечатление не провинциалки, а столичной барышни.
«Стояние Зои»
История, окутанная слухами, началась в новогоднюю ночь 1956 года в частном деревянном доме на улице Чкалова, в котором жила продавщица разливных напитков Клавдия Болонкина и ее сын Вадим, регулярно попадавший в тюрьму. Работница советской торговли решила отметить возвращение отпрыска из мест заключения грандиозной гулянкой. По словам Филатовой, приехавшей в Куйбышев из Москвы переоформлять дом родственницы и зашедшей на праздник к соседям, в застолье участвовало полтора десятка человек, а на столе стояло дефицитное шампанское.
Дом, где стяла Зоя Карнаухова (кадр из дкументального фильма «Каменная Зоя»)
От новогодней ночи Карнаухова ждала изменений в личной жизни. Недавно девушка познакомилась с парнем по имени Николай и пригласила его на вечеринку к Болонкиным. Но время шло, Коля не приходил. Подвыпившие парочки танцевали и обнимались, и только Зоя грустила в одиночестве. Наконец Карнаухова не выдержала и, схватив икону с Николаем Чудотворцем, произнесла:
«Раз мой Коля не приходит, буду с этим Колей плясать».
Хотя собравшиеся у Болонкиных были комсомольцами, танец с иконой показался им кощунством. «Так нельзя!» — пытались пристыдить молодые куйбышевцы Зою.
«Если Бог есть, пусть он меня накажет!» — рассмеялась в ответ Карнаухова.
По свидетельству Филатовой, в этот момент произошла вспышка света и Зоя окаменела с иконой в руках.
Сколько времени продолжалось оцепенение, точно неизвестно. Филатова, пытавшаяся вывести Карнаухову из ступора, упала в обморок и попала в больницу, остальных свидетелей происшествия сейчас нет в живых. Религиозные деятели полагают случившееся чудом и утверждают, что «стояние Зои», во время которого девушка призывала молиться и каяться в грехах, закончилось на православную Пасху.
Телерепортаж о «стоянии Зои Карнауховой»Скептики считают, что оцепенение длилось несколько суток, и в качестве его научного объяснения называют кататонический синдром. Дискуссия о том, правдой или вымыслом является «стояние Зои», идет до сих пор.
В пользу версии, что в доме Болонкиных в новогоднюю ночь произошло что-то необъяснимое, говорит то, что квартал был оцеплен конной милицией, а куйбышевский еженедельник спешно напечатал фельетон «Дикий случай», в котором оцепенение Карнауховой высмеивалась как религиозное мракобесие. В XXI веке участникам программы «Битва экстрасенсов» предлагалось определить, о чем говорится в газете, запечатанной в непроницаемый конверт.
В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял о «стоянии Зои» фильм «Чудо». Однако кинематографист перенес место действия из Самары (Куйбышева) в выдуманный город Гречанск.
Смерть
Относительно судьбы Карнауховой после «оживления» информации совсем мало. По одной версии, девушка умерла вскоре после выхода из ступора, по другой, долго жила в психиатрической больнице. Неизвестны причина смерти Зои и местонахождение ее могилы.
Маргарита Филатова — свидетель «Стояния Зои» (кадр из шоу «На самом деле»)
Полусгоревшая изба Болонкиных сейчас является самарской туристической достопримечательностью и местом паломничества православных верующих. Возле дома на улице Чкалова установлена часовня и статуя Николая Чудотворца.
Тайна священника, который смог взять икону 6 мая 1956 года из рук окаменевшей девушки раскрыта!
Эта знаменитая и известная всей Русской Православной Церкви история была описана во многих изданиях. Приведем соединенный вариант из книг «Стояние Зои. Чудо святителя Николая»
«…Событие это случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве. В доме на ул. Чкаловской, 84 под Новый год, 31 декабря 1955-го собралась молодежь, человек 10-14. Среди них была девушка по имени Зоя, работница трубочного завода им. Масленникова. Когда все выпили, поставили пластинку и пошли танцевать парами. А Зоин кавалер по имени Николай не явился. Его не стали ждать, начались танцы, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца, висевший в углу, и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», – не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», – бросила она. Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, – окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось – Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица и просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28—32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.
«Мама! Молись! – кричала Зоя. – Молись! В грехах погибаем! Молись!» О случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».
Приехавший из Москвы известный профессор медицины, подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость. Также были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать. В самый праздник Рождества Христова, исполненный веры и благоговения, пришел иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен перед иконою святителя и освятил всю комнату. После этого со страхом Божиим и верою он легко взял икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». На эти его слова недостойные слушатели ополчились, ибо в сердцах их жило нечестие. Отец Серафим, благочестивый иеромонах, был взят на допросы и следствия, где находился долгое время, и там его заставляли объявить перед всем народом, что никакого чуда на самом деле не было. Но раб Христов не солгал пред Лицем Господним…
Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?» Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.
Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!» Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!» С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях. Ее спрашивали: «Как ты жила? Кто тебя кормил?» «Голуби, голуби меня кормили», – был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней. Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.
Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».
На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь — 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь»».
С тех пор многих интересовал вопрос: «А кто же был тот самый иеромонах Серафим, который сумел взять икону из рук окаменевшей девушки?» Долгое время считалось, что этим иеромонахом был белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Но сам отец Серафим неоднократно говорил своим духовным чадам, что это не он брал икону из рук окаменевшей Зои. А вышедшая в 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа (ныне митрополита) Белгородского и Старооскольского книга «ПРАВЕДНИК НАШИХ ДНЕЙ. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин)», составленная протоиереем Николаем Германским, развеяла этот миф. Так на 39-й странице этого издания помещен подраздел «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева», в котором автор указывает следующее: «Хочу специально коснуться вопроса о непричастности о. Серафима к известному чудесному событию, имевшему место в Куйбышеве в 1956 году. От нескольких лиц я слышал, что икону Святителя Николая из рук окаменевшей Зои удалось взять иеромонаху по имени Серафим. Многие считают, что это и есть о. Серафим (Тяпочкин). Но я удостоверяю, что это ошибка. В январе 1956 г., когда в Куйбышеве произошло это событие, о. Серафим служил в с. Токмак Запорожской области и в течение всего 1956 года никуда дальше Днепропетровска, где находились епархиальное управление и резиденция
архиерея, не ездил. Эту версию об о. Серафиме я слышал преимущественно от людей, знавших его издалека, больше понаслышке, которые не были в числе его духовных детей. От них эта версия переходила к людям, более близким к о. Серафиму, но не знавшим его биографии. Отец Серафим знал об этой версии. Но при мне он отклонил ее, как неверную. Спокойным односложным «нет» и соответствующим движением головы. Этого же придерживается и М. Д. Гребенкин, и игумен Серафим (Лебедев), и архимандрит Зинон, в присутствии которых о. Серафим неоднократно отвергал свое участие в «Зоином стоянии»».
Похоже, эта тайна еще долго оставалась бы тайной, если бы не отец Серафим (Звягин), который неожиданным образом открыл ее в начале 2007 года. В январе батюшка впервые рассказал присутствовавшим в Покровском храме своей обители, что он и есть тот самый иеромонах Серафим, который взял из рук Зои икону. А более подробно старец открыл это в четверг на первой неделе Великого поста во время таинства маслособорования. Люди стали спрашивать: «Батюшка, расскажите, как Вы взяли икону?» А он: «Да как взяли? Пришли и взяли! А потом с Нас взяли подписку о неразглашении на 50-т лет».
И в этот же день после вечерней службы в беседе с кировоградскими духовными чадами вновь речь зашла об этом чуде. Отец Серафим говорил: «…Меня и еще троих священников посадили в темницу. И когда мы сидели, сзади справа я услышал женский голос: «А тебя, кучерявый, через трое суток выпустят», – и увидел Матерь Божью, как Она изображена на Иверской иконе. И действительно, меня через 3-е суток выпустили, а тем остальным дали по 4-е года!» Люди сразу заинтересовались, стали просить старца, чтобы больше рассказал. Батюшка продолжил: «Нам дважды было повеление от Господа ехать в Куйбышев, и только за вторым разом Мы туда попали…» В этот момент одна женщина его перебила, задав какой-то личный вопрос. Старец ей на него ответил, но о «стоянии Зои» продолжать разговор не стал.
И только лишь в конце июля 2012 года за полтора месяца до смерти в беседе с самарскими духовными чадами батюшка еще раз по их настойчивой просьбе рассказал о тех событиях: «Батюшка, расскажите, как это было?» Он: «Как было!? Пришли, взяли икону, а потом Нас гнали – страшно вспомнить! Арестовали, 25-ть лет давали, а Господь через 40 дней вывел. Но пытали». Затем, указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать – и то страшно!» Отцу Серафиму было предъявлено обвинение в ведении антисоветской пропаганды, а также в нелегальной церковной деятельности. Начались допросы, избиения, выщипывание бороды, истязания, угрозы. Но сила духа воина Христова обескуражила следователей. Батюшка говорил: «Мы дали расписку на 50 лет, что будем молчать. Нас пытали, душили, выдергивали волосы на голове и бороде. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе все это надо?» И тогда Мы дали расписку на 50 лет о неразглашении». И отец Серафим сдержал слово священника: с 1956 года по 2006 год включительно он молчал и никому никогда об этом не рассказывал. И только лишь в начале 2007 года, спустя 50 лет, открыл эту тайну людям. В этом крылся великий Промысел Божий: Господь так премудро устроил, чтобы юный подвижник не был искушаем славою и не гордился. И лишь в конце его жизни благословил несколько раз об этом рассказать. Отец Серафим после своего
рассказа говорил: «Мы не хвалимся, но чтобы вы знали, кто был ваш отец духовный!»
После того, как батюшку отпустили из заключения, он возвратился на приход в с. Густомесово, где и продолжил свое скромное служение. А мир в течение долгих 50-ти лет бился в догадках относительно правды о тех событиях.