женские монастыри русского севера
Архангельская область (монастыри)
Содержание
Александро-Ошевенский мужской монастырь [ править ]
Александро-Ошевенский мужской монастырь — православный монастырь в селе Погост (Ошевенское) Каргопольского района Архангельской области.
Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенское, д. Погост.
До г. Каргополь можно добраться поездом или автобусом.
Из Архангельска до Каргополя ходит автобус №520, отправление раз в сутки, в 7.00 (время в пути 12 часов).
Из Няндомы ходит автобус до Каргополя (№ 976), движение по расписанию несколько раз в сутки (время в пути 1,5 часа).
Далее автобусом № 304 от Каргополя до Ошевенска (40 км).
Андреевская пустынь Соловецкого монастыря [ править ]
В первое время существования монастыря здесь, вероятно, было становище для монастырских промышленников, добывавших морского зверя и рыбу.
Но уже в середине XVI века, при игумене Филиппе, на острове «монастырскими людьми да игумновыми наймитами» были построены каменные палата, поварня и гавань, которые и сегодня встречают нас при въезде на остров, так же, как встречали летом 1566 года английских мореплавателей Томаса Соутона и Джона Спарка, оставивших сведения об этих сооружениях в своих путевых заметках.
Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова
Артемиев-Веркольский мужской монастырь [ править ]
Мужской монастырь, основанный кеврольским воеводой А. Пашковым в 1635 при храме, в котором хранились мощи прав. Артемия Веркольского. Официально открыт в 1649. Долгое время небогат, в 1-й пол. XIX в. находился в упадке.
После введения в 1867 общежительного устава попечением ряда настоятелей превратился в один из крупнейших и известнейших монастырей епархии с большим хозяйством. Сооружены каменные корпуса келий, ограда с башнями (1869-1879).
Закрыт в нач. 1920-х, постройки использовались как коммуна, детский дом, школа, детский интернат, часть зданий сломана. Вновь открыт в 1991.
Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь
Голгофо-Распятский скит [ править ]
Скит на вершине 60-метрового холма Голгофы устроен в 1713 прп. Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским, но в 1723 приписан к Анзерскому скиту и опустел, возобновлён и отстроен в камне в кон. 1820-х архим. Досифеем. После создания Соловецкого лагеря использовался как больничный стационар, был известен крайне тяжёлыми условиями содержания заключенных. После закрытия лагеря постройки заброшены. Восстановлен в 1999.
Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, о. Анзер, Голгофо-Распятский скит
В связи с тем, что скит на острове Анзер является действующим, еще и еще раз просим и умоляем – не фотографировать и не снимать на видео насельников скита, приходить в приличной одежде (не полунагими), не курить, и т.д., что всегда запрещается в монастырях.
Иоанно-Богословский женский монастырь [ править ]
Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе и иждивением протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанн Кронштадтский). В 1900 году община была преобразована в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины.
Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. До конца 1941 года в селе Сура жила монахиня Ангелина (Трухина). Она была арестована за то, что в её доме «совершались тайные богослужения», и 22 июня 1942 года расстреляна.
Единственный на данное время в Архангельской епархии женский монастырь был основан 31 октября 1994 года, по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона.
Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, д. Ершовка
Кожеозерский Богоявленский женский монастырь [ править ]
Мужской монастырь основан на полуострове озера Кожозеро монахами Нифонтом и Серапионом. Несколько раз горел с утратой всех храмов. В 1758 из-за малочисленности приписан к Спасо-Преображенскому монастырю, в 1764 упразднён с обращением церквей в приходские. Возобновлён в 1851 как приписной к Николо-Корельскому монастырю. В 1853 получил самостоятельность в миссионерских целях, начато каменное строительство. В 1918 закрыт и разграблен, на территории располагалась коммуна, позднее посёлок ссыльных. В 1950-х местность заброшена. В 1991 установлен поклонный крест, с 1998 возобновляется монашеская жизнь. В 2009 преобразован в женскую обитель.
Адрес: Россия, Архангельская обл., Онежский р-н, Кожеезерский (Кожозерский) монастырь
Макариевская пустынь Соловецкого монастыря [ править ]
Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь.
Это завещание осуществил много позже, в середине XVII века, схимонах Исайя, инок монастыря преп.Макария Желтоводского (этот монастырь находился на берегу озера Унжа).
Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, остров Большой Соловецкий
Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря, на Секирной горе [ править ]
Скит основан на Секирной горе в память о чуде, свидетелем которого явились преп. Савватий и Герман в 1429 году. Во времена Соловецкого концлагеря в скиту располагался штрафной изолятор. В настоящее время скит входит в состав Соловецкого музея-заповедника.
Примечания: Секирная гора получила свое название в память о том же чуде, которое было положено в основу создания скита. Согласно легенде на этой горе ангелы высекли женщину за то, что она собиралась поселиться на острове.
Адрес: Исаково, Архангельская обл., Россия, 164070
Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря [ править ]
Скит при Соловецком монастыре был образован на острове Анзер преп. Елезаром. В 1630 скит получил самостоятельность, во время церковной смуты за поддержку мятежных монахов скит был разорен.
Восстановлен в 1676 и вновь передан в подчинение Соловецкого монастыря в 1683.
Закрыт в 1924, до 1939 в скиту размещалось Анзерское отделение СЛОН.
В 1960-х скит передан в ведение Соловецкого музея-заповедника.
С 2002 начато возрождение скита.
Адрес: Анзерский Скит, Архангельская обл., Россия, 164070
Телефон: +7 915 005 01 04 (Московский МТС); +7 911 583 70 40 (Анзерский МТС)
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь [ править ]
Соловецкий Преображенский монастырь, 1 класса, ставропигиальный, на Соловецком острове Белого моря, в 60 верстах от города Кеми, в 180 верстах от города Онеги, в 300 верстах от Архангельска (по реке Северной Двине и Белому морю). Существует с XV века (см. 17 апреля и 30 июля). В монастыре три великолепные собора. Преображенский собор, заложенный в 1558 году игуменом святым Филиппом, был освящен в 1566 году с одним приделом на южной стороне и четырьмя малыми церквами под угловыми главами храма, с художественной живописью по стенам и с величественным пятиярусным иконостасом, устроенным в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого. Троицкий Зосимо-Савватиевский собор был построен в 1859 году, с двумя приделами; здесь главная святыня обители — мощи преподобных Зосимы и Савватия (см. 27 сентября), которые почивают открыто в особой раке для каждого в приделе их имени; внизу под собором церковь во имя преподобного Германа с его святыми мощами под спудом; сюда примыкает и третий Успенский собор, с огромной братской трапезной, освященный святым Филиппом в 1557 году; над сводами его 2 малые храма, а под трапезной церковь во имя Рождества Богородицы.
Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь [ править ]
Монастырь, созданный прот. Иоанном Кронштадтским в родном селе, где он родился в 1829. Открыт в 1899 как женская община, уже в 1900 преобразован в монастырь. В течении 1900-х сооружены кирпичная ограда с башнями и могоярусной колокольней, ряд келейных корпусов, создано большое хозяйство. В 1920 закрыт, позже часть построек разобрана, часть занята больницей. В 2000-х восстановлена женская монашеская община, но официально монастырь ещё не открыт. Сестры живут в бывшем доме монастырского священника.
Примечания: К монастырю в 1900-х был перевезён дом, в котором прошло детство Иоанна Кронштадтского, для сохранности поставленный под деревянным чехлом.
Адрес: 164630, Архангельская область, Пинежский район, с.Сура, ул. им. И. Кронштадтского, д. 16
Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь [ править ]
В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.
Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь
Кийский Крестный монастырь (Кий-остров) [ править ]
Кийский Крестный монастырь – один из трех монастырей, основанных в середине XVII века патриархом Никоном. Помимо Кийского Крестного это Иверский монастырь на Валдае и Новоиерусалимский в Подмосковье.
В 1920-х годах в монастырских постройках был организован дом отдыха.
В переосвященном в XXI веке Воздвиженском соборе хранится копия кипарисового креста, заказанного патриархом Никоном в Палестине. От этого креста и произошло название монастыря – «Крестный».
Адрес: Архангельская область, Онежский район, Кий-Остров
⛪ Православные монастыри Русского севера: продолжаем тему о духовности и бренности
Как уже отмечалось, период XIV-XVI веков стал для территорий Русского Севера временем массового создания монастырей. За три века появилось 150 пустынных и 106 городских и пригородных обителей. Сведения лишь о некоторых дошли до сегодняшних дней, и уж совсем единицы сохранились в виде комплексов культовых зданий и исторических памятников. Причем большинство из канувших в лету это не обязательно жертвы борьбы с «опиумом для народа» 30-х годов прошлого века. Вход в Введено-Оятский монастырь
Введено-Оятский женский монастырь
Введено-Оятский монастырь пережил и эти передряги, и использование в годы советской власти его храмового здания в качестве сельского клуба. Интересно, что точная дата его основания неизвестна, хотя более шести веков обитель упоминается в различных документах. Особенно тесно его история связана с именем преподобного Александра Свирского.
Интересный факт! На территории обители находится захоронение его родителей Стефана и Вассы и часовня в память о них. Не стану повторять все то, что приписывает этому святому житие, написанное его учениками. Главным из всего является утверждение, что Александру Свирскому, единственному из русских святых (а уж тем более простых смертных) явилась Святая Троица и он разговаривал с самим Богом… Не посчитайте за богохульство, но меня интересует – а кто это может подтвердить?
До 1503 года в монастыре жили и монахи и монахине (были и такие правила) Затем он стал мужским. Особым богатством он не отличался, но имел крепкое хозяйство, водяную мельницу и 500 га земли. До первой половины XIX все постройки были деревянные. В 1817 году был построен первый кирпичный храм, сохранившийся до сих пор. Введенский собор с теплым приделом. Не стану повторяться и рассказывать о советском периоде в истории православных монастырей. Для общей картины – две даты. В 1919 году – монастырь закрыли. В декабре 1993 года было объявлено о возрождении Введено-Оятского женского монастыря. В какой-то мере этому способствовал лечебный источник, открытый и оборудованный поблизости.
Ферапонтов – Белозерский монастырь
К счастью, в период активной борьбы с церковью, воинствующим атеистам значительную часть культовых зданий уничтожить не удалось. Кроме превращенных в сельские клубы, зернохранилища, МТС и иные подсобные помещения, храмов и монастырей, некоторые сохранились благодаря разумным решениям отдельных облеченных властью людей. Ферапонтов Белозерский Богородице Рождественский монастырь
Так получилось и с Ферапонтовым монастырем, основанным в 1398 году Святым Ферапонтом, другом и сподвижником Кирилла Белозерцева. Обитель разместилась на высоком холме между двух озер – Спасским и Бородаевским. Ферапонтов монастырь, наравне с соседним Кирилловым постепенно становился важным экономическим и духовным местом, способствующим развитию региона. Обитель пользовалась благосклонностью и материальной поддержкой Московских Князей.
Интересный факт! В 1490 году началось строительство первого каменного храма – Рождества Богородицы. Значение этого события для обители надо подчеркнуть особо. Во-первых, это стало началом создания каменного ансамбля монастыря.
Во-вторых, в 1502 году внутренние стены собора (более 600 кв.м.) покрыли росписью и фресками. Роспись выполнили выдающийся московский иконописец, продолжатель традиций Андрея Рублева, Дионисий и его сыновья.
Данная работа — единственная полностью сохранившаяся и документально подтвержденная роспись Дионисия. В значительной степени благодаря этому шедевру и Ферапонтов монастырь сохранился в хорошем состоянии. Его архитектурный ансамбль, органично вписавшийся в природный ландшафт, смог пережить и указ Екатерины II от 1764 года, лишивший монастыри земельных угодий, и последующие внутри церковные преобразования, и испытания советского периода.
Парадоксально, но сейчас старинные фрески работают против возрождения обители. Специалисты опасаются, что активная человеческая деятельность может отрицательно сказаться на сохранности артефактов. С 2000 г. они в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. А в 2018 году Священный Синод принял решение об открытии монастыря.
В последние годы вопрос развития внутреннего туризма поднимается на самом высоком уровне. Куда поехать, что посмотреть? Вариантов немерено. Но две серьезные проблемы тормозят процесс. Лень и жадность. И как следствие – низкое качество сервиса и дороговизна туров. А иногда и то, и другое – вместе.
Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!
Александр Лунькин
Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Северная Фиваида, жемчужное ожерелье обителей, возникших в глухих лесах и на побережье холодного моря, на берегах рек и озер, посреди топких болот. Список всех монастырей Русского Севера займёт много страниц. Уникальный регион — суровый, труднодоступный, — на многие века стал духовным центром России. У каждой обители — свои особенности, каждая — как самоцвет в большой мозаике. Здесь мы рассказываем только о восьми уникальных обителях, а чтобы с головой окунуться в прекрасный и загадочный мир Русского Севера и его святых мест, приглашаем вас зайти на сайт нашего проекта «Путь на Полночь».
1. Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. Даже те счастливцы, кто был на Соловках несколько раз, и, кажется, исходил острова вдоль и поперек, приезжая вновь, уверены, что их снова ждут открытия.
Монастырь — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Большой Соловецкий остров. Архитектурный ансамбль с 500-летней историей. Оборонительная крепость, веками защищавшая Север России. Осматривать здесь нужно не только Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь, боевые башни крепости и одностолпную Трапезную палату — можно рассматривать каждый камень, каждую клеть, каждое, даже самое, кажется, неприметное строение. За всеми — история. А есть ещё скиты, Ботанический сад, храм-маяк на Секирной горе, каналы, множество музеев и удивительная природа Соловецких островов.
Представляем вам десять интересных мест, которые стоит посмотреть туристу на Соловках:
Узнайте десять важнейших мгновений из истории великой обители:
и ещё десять интересных фактов о Соловецких островах:
2. Кирилло-Белозерский монастырь
Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским.
Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.
В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож.
В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться.
Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель:
3. Троице-Гледенский монастырь
Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.
Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.
В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас.
Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале:
4. Успенский Трифонов монастырь
Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.
В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.
Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.
Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли:
5. Спасо-Прилуцкий монастырь
В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков.
С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.
Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…
И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А в 1992 году монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений.
Какой знаменитый поэт похоронен в некрополе Прилуцкой обители? Почему башни монастыря так «весело» раскрашены? Читайте в нашем материале:
6. Ферапонтов монастырь
Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.
Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий. В обители томился в заточении низложенный Патриарх Никон. Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей.
Для вас — шесть интересных фактов о Ферапонтовом монастыре:
7. Печенгский монастырь
В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил восвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.
В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.
Несколько раз монастырь подверался разорению, переезжал и вновь возрождался и расцветал. В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон.
Узнайте, как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси:
8. Борисоглебский монастырь
Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Великие русские князья и первые русские цари любили Борисоглебский монастырь и считали его своим домашним.
Узнайте больше о Борисоглевском монастыре и его удивительной истории: