женский монастырь алатыре в чувашии монастырь
Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в городе Алатырь основан в 1639 году игуменьей Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой, которая вместе с 52 монахинями пришла из Киева.
Тот монастырь существовал на территории Речи Посполитой. В 1638 г. из-за усилившихся гонений католической знати на православную церковь начались карательные походы не только на казаков и крестьян, но и на монахов. Игумены с монахами и монахинями Густынского и Ладинского монастырей, не дожидаясь своей очереди, бежали в пограничный город Путивль и были пристроены в Путивльский Духовской девичий монастырь, откуда вскоре из-за нищеты по указу царя в конце августа 1638 года направлены в город Брянск в Воскресенский девичий монастырь.
Затем указом царя Михаила отправлены в г.Алатырь в Никольский девичий монастырь. Но постройки монастыря оказался очень ветхими и было принято решение построить новую церковь и келии на новом месте. Вновь возведенный монастырь получил название Киево-Николаевского Новодевичьего, по месту своего предыдущего пребывания сестёр и в отличие от уже существующего в то время в Алатыре Николаевского женского монастыря, который получил новое наименование: Старо-Николаевского женского монастыря.
Императрица Екатерина II удостоила монастырь своим посещением в 1767 году 9 июня и пожаловала монастырю ризы, воздухи и пояс из белой шелковой материи с цветами. На каждой вещи имелся вышитый золотом вензель императрицы. Император Павел Петрович в 1799 году жалует монастырю пахотную землю в количестве 30 десятин. Император Александр Павлович жалует монастырю лесную дачу из удельных дач в количестве 150 десятин.
В 1779 году в городе строится Казанская (Пятницкая) церковь
В 1923 году монастырь был закрыт. Возрождение началось в 1993 г.
Контакты и адрес
Автор видео — Светлана Анисимова («Одноклассники»)
Как добраться
Адрес: 429822, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Кирова, 25a
Монастырь с любовью встретит гостей, паломников и трудников: монахини всегда отличались дружелюбием и гостеприимством! Предварительно нужно созвониться по телефону церковной лавки и взять благословение, если хотите остановиться в монастыре.
Добраться до Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря г. Алатыря можно
— на самолете — до Чебоксар;
— на поезде, который следует до Казани, Чебоксар, Йошкар-Олы, Петрозаводска (остановка — Шумерля), затем рейсовой маршруткой от Шумерли или на такси;
— на рейсовой маршрутке от Москвы (от Щелковского вокзала), Нижнего Новгорода, Самары, Чебоксар, Тольятти;
— на собственной машине, следуя указаниям навигатора.
Монастырь с любовью встретит гостей, паломников и трудников: монахини всегда отличались дружелюбием и гостеприимством! Предварительно нужно созвониться по телефону церковной лавки и взять благословение, если хотите остановиться в монастыре.
Контактные телефоны (телефон церковной лавки)
8 (83531) 2-51-32
+7-927-990-65-39
+7-987-122-38-50
Почтовый адрес
429822, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Кирова, д.25а, женский монастырь, Дедюхиной Анжелике Васильевне (монахине Магдалине)
Управление монастырем
Наш Владыка
Управляет епархией Феодор, епископ Алатырский и Порецкий (Белков). Владыка часто служит в монастыре — эти благодатные службы очень любят монахини и прихожане.
Преосвященнейший Феодор (Александр Михайлович Белков), родился 9 мая 1960 года в городе Дрезден Германской Демократической Республики в семье военнослужащего. В 1977 году окончил среднюю школу № 17 города Хмельницкий. В 1983 году окончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. Военная служба до 1998 года, по окончании которой работал в военной поликлинике. В 2005 году окончил Волгоградское духовное училище. 19 сентября 2005 года Высокопреосвященнейшим Ионой архиепископом Астраханским и Енотаевским рукоположен в диаконы и назначен штатным клириком храма Архистратига Божия Михаила города Ахтубинска Астраханско-Енотаевской епархии. 10 декабря 2006 года архиепископом Ионой рукоположен в иереи. В 2011 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, защитив диплом по теме: «История мужского чувашского Александро-Невского монастыря в период с 1903 года по настоящее время». В апреле 2012 года принял монашеский постриг в Свято-Троицком мужском монастыре в честь святого праведного Феодора Ушакова.
В апреле 2010 года переведен в Чебоксарско-Чувашскую епархию, назначен клириком храма Рождества Христова города Чебоксары. В 2012 году назначен председателем вновь образованного отдела по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми ведомствами.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 91) избран быть Преосвященным Алатырским и Порецким.
14 октября 2012 года за божественной литургией в Покровско-Татианинском соборе возведен, митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой,в сан архимандрита.
30 ноября 2012 года в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Белкова), клирика Чебоксарской епархии, во епископа Алатырского и Порецкого.
Хиротонисан во епископа Алатырского и Порецкого 2 декабря 2012 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Игумении монастыря
С момента возвращения монастыря РПЦ в 1994 году, в обители сменилось 3 игумении: Агния, Тавифа и Елисавета.
Игумения Агния (в миру Надежда Николаевна Яковлева) родилась 26 октября 1956 года в селе Шерауты Комсомольского района Чувашской Республики. Семья Яковлевых была глубоко верующей, а потому все четверо детей с раннего детства были приобщены к Церкви. Окончив с отличием школу, а затем медицинское училище, Надежда пятнадцать лет проработала медсестрой, относясь к своей профессии истинно по-христиански. К своим пациентам она подходила с упованием на милость Божию, с добросердечностью и верой в благополучный исход болезни. В то время Надежда уже выбрала свой путь, стала готовить себя к монашескому подвигу.
Время отпусков проводила в паломнических поездках в святые обители, часто посещала Пюхтицкий женский монастырь, а также Троице-Сергиеву Лавру. По всем вопросам обращалась за помощью к своему духовнику — архимандриту Крониду (Мищенко). Однажды «доброжелатели» написали на нее жалобу, но медицинский чиновник, проверив информацию, отнесся к Надежде с нескрываемым сочувствием и напутствовал ее словами: «Иди, молись, как прежде, побольше бы таких, как ты…»
В 1992 году, в возрасте 36 лет, Надежда поступила в Спасо-Преображенский женский монастырь, где вскоре была пострижена в иночество с именем Поликсения. А 23 декабря 1993 года приняла монашество с именем Агния.
В том же году по благословению архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы (ныне митрополит) стала восстанавливать Алатырский Киево-Николаевский женский монастырь. Уже через год в монастырском храме был восстановлен суточный круг богослужения, в самом же монастыре числилось уже семь послушниц. Однако матушке Агнии не суждено было остаться в Алатыре. 26 февраля 1998 года Священный Синод принял решение возродить древнюю обитель Чебоксарско-Чувашской епархии — Цивильский Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
Матушка Елисавета сменила игумению Тавифу, которая была настоятельницей всего несколько лет.
Вот как она рассказывает о себе.
А Вы сами откуда, как оказались здесь? – интересуюсь у матушки игумении.
— Я родом с Ульяновской области, а всю сознательную жизнь прожила в Уфе, где работала врачом-терапевтом и педиатром. Последняя моя работа была в горздраве. Но все время втихаря ходила в храм. Валенки надену, шубу – меня и не узнаешь (улыбается). А здесь жила моей бабушки родная сестра.
Было это еще до революции. После женитьбы прадед матушки Елисаветы дал обет, что первого своего ребенка отдаст Господу, а остальных – в мир. И вот первой родилась девочка, которую назвали Пелагеей. К сожалению, ее монашеское имя осталось в тайне, потому что доживать свой век ей пришлось уже далеко за пределами монастыря, и родным она запомнилась как баба Поля.
– В 15 лет ее привезли сюда (в Алатырский женский монастырь – прим. ред.), 50 лет она прожила здесь и все время пекла просфоры. А когда разогнали монастырь, ей было 65 лет, и она пешком пришла в родительский дом под Ульяновском, где ее «раскулачили». Хотя чего там было брать? Но взяли иконы, которые были дома, и те, что дали ей на хранение из монастыря, да книги. Пришли разрубили их и прямо в доме сожгли. А всю утварь, постель, посуду забрали и унесли. Свои же это сделали, соседи. Когда я приехала сюда, то впервые батюшке Иерониму рассказала, что у нас в роду была монахиня. Об этом я узнала еще в три года, но мне тогда сказали, чтобы никому не говорила, и я молчала.
Какие у Вас были послушания?
– Все прошла, начиная от туалетов. Работала в просфорне… Потом, после пострига, меня послали на уборку зерна в другую епархию. Я только: «Батюшка, благословите»...
Игуменское послушание было для матушки Елисаветы полной неожиданностью. Известие это застало ее на подворье, где она в то время работала, и как узнала, расплакалась – страшно стало. Закрылась в келье, думает: «Не поеду – и все». Но послушание есть послушание. И для монаха, будь то мужчина или женщина, оно превыше всего.
В 2020 году схиигумения Елисавета почила, в сане схиигумении. Именно благодаря ей монастырь обрел свой современный вид.
В настоящее время игуменией монастыря назначена монахиня Елисавета. В сан игумении матушку 25 ноября 2020 года посвятил Владыка Феодор, епископ Алатырский и Порецкий.
Это означает, что традиции продолжаются — и пусть монастырь под управлением матушки Елисаветы еще доживет до периода своего расцвета!
О нас
Наш адрес: г.Алатырь, улица Кирова, дом 25а
Телефоны церковной лавки: 8 (83531) 2-51-32, +7-927-990-65-39
Монастырь сегодня
Монастырь завтра
Политика безопасности
Совершая пожертвование, пользователь заключает договор пожертвования путем акцепта публичной оферты, который находится здесь
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons СС-BY-SA 3.0
Монастырь как часть Алатыря
Статус монастыря
В 1638 г. указом царя Михаила Фёдоровича Киево-Николаевскому монастырю предоставлено место в городе Алатыре. В 1639 г. были построены две деревянные церкви – Никольская и Покровская.
К началу XIX в. все храмы были уже не деревянными, а каменными: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый — свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). В оригинальной архитектуре храмов монастыря отражены особенности раннего и позднего европейского барокко.
Территория монастыря была окружена каменными стенами, построенными в 1762– 1767 годах, а в 1804, затем 1825 годах они ремонтировалось. Покрыты они были тесом, а по углам находились четыре башни, которые сегодня не сохранились. С северной стороны располагались «святые врата», с восточной – «выезжие».
Составлявшие летопись монастыря историки отмечают, что вершина процветания Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря приходится на время правления игуменьи Лидии (1876-1908 годы).
По поводу фотографии матушки Е.А.Елисеевой даже проведено специальное исследование — приведем выдержки из него:
Фотография иллюстрирует игуменью, настоятельницу Алатырского Киево-Николаевского женского монастыря – Лидию. Она… принадлежала к дворянскому сословию. Обучалась в Елизаветинском женском училище. По собственному прошению была определена
в число послушниц Сызранского Сретенского женского монастыря. Пострижена в монашествующие в 1864 г. В 1876 г. была переведена настоятельницей в Алатырский Киево-Николаевский женский монастырь Симбирской епархии. В этом же году произведена в сан игуменьи…
На фотографии игуменья Лидия сидит в монашеском одеянии. В
руках держит книгу, на которой изображен крест, возможно, эта книга – Священное Писание. На шее висит один четырехконечный наперсный крест, слева на груди приколот Знак Российского общества Красного Креста. Он такой же, что и на фото игуменьи Евфросинии. Следовательно, Алатырская Киево-Николаевская обитель под руководством игуменьи Лидии принимала участие в помощи раненым и больным воинам. Композицию фотографии формируют предметы мебели: столик, покрытый скатертью и стул. Фон представлен в виде шкафа, дверцы которого орнаментированы растительным декором.
Данное фото было обнаружено в книге, посвященной истории Алатырского Киево-Николаевского женского монастыря, в связи с этим установить авторство фотографа не представляется возможным».
В период игуменства матушки Лидии монастырский комплекс приобрел свой окончательный вид, а сестры создали монастырю славу крупного духовного, хозяйственного и благотворительного центра. Так, в период русско-японской войны монастырь активно помогал Красному кресту: в обители имелись больница, благодаря которой оказывалась помощь раненым и больным воинам.
Кроме того, здесь находились училище для девочек-сирот и церковно-приходская школа (с 1898 года также была открыта школа церковной грамоты). В то время монастырь сыграл немаловажную роль в обучении и воспитании местных крестьянских детей. Это не прошло мимо внимания уездного начальства: 1 мая 1845 года в городе было открыто Алатырское хозяйственное училище для дочерей крестьян (на 20 учащихся), куда был определён законоучитель – священник Алатырского женского монастыря Феофан Яблонский (позднее, через год, его сменил более свободный священник — клирик Успенской церкви Иаков Лебедев).
Всегда активно занимались здесь и вопросами «призрения престарелых и увечных лиц». В 1879 году для них строится сохранившееся до наших дней двухэтажное здание богадельни. Эту духовную и общественную миссию Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря подчеркивают и современные краеведы.
В свою очередь, архитекторы особую ценность усматривают в храмах обители: по их мнению, здания представляет значительную научную и художественную ценность как своеобразный памятник архитектуры, характеризующий уровень развития зодчества сер. XVIII и 2-й пол. XIX вв.
Возле храмов находятся захоронения известных людей: княгини Оболенской, активного участника войны 1812 года майора Крыжина, настоятельниц обители, одной из которых была игумения Анатолия — известная в миру как писательница-переводчица Анна Алфимова, и других. Часть захоронений сохранилась до сих пор.
Петр Егорович Крыжин после отставки женился на Марии Макаровне (1805–1897) и преимущественно проживал в г. Алатыре и в
с. Стемасы, где сейчас располагается монастырский скит. Около Стемас даже имеется местечко, которое в народе до сегодняшнего дня именуют «Крыжин сад».
Похоронили славного майора при Киево-Николаевском монастыре. На памятнике ему выбиты слова: «Здесь погребено тело майора Петра Егоровича Крыжина храброго и заслуженного воина достославной Отечественной войны 1812–13 и 14 гг.». Надмогильный памятник сохранился до наших дней и располагается на территории монастыря.
Кроме того, в монастыре до сих пор сохранился обелиск над могилой княгини Наталии Алексеевны Оболенской — дочери отставного гвардии штабс-капитана А.Н.Панова, который в 1803-1805 гг. был Алатырским уездным предводителем дворянства, и жены князя Николая Андреевича Оболенского, члена Симбирского губернского комитета по улучшению быта крепостных крестьян от уезда.
«Портрет княгини Оболенской» известного портретиста Александра Рослина (1718-93) и обелиск на территории монастыря
Сама Наталья Николаевна запомнилась людям своей благотворительной деятельностью. Так, по ее макету и на ее деньги в Киево-Николаевском монастыре была построена гостиница для паломников. Семья в ней останавливалась, когда гостила в обители.
Немалый интерес исследователей также вызывает личность Анны Ефимовны Алфимовой.
Алфимова происходила из дворянского служилого рода, известного с 16 века. Будущая переводчица родилась, вероятно, в г. Самаре около 1772 года, где прошла ее юность… Личная жизнь Алфимовой не сложилась, поэтому она выбрала монашескую стезю и поступила послушницей в Киево-Николаевский женский монастырь Алатыря. Здесь ее навестил самарский литератор И.А. Второв, так описав перемену в характере старой знакомой: «Она, кажется, стала добрее, любезнее и святее. Она надавала мне несколько тетрадей своего перевода массийоновых проповедей. Всех помнит, любит и прощает за огорчение. Молится о всех… Так же весела и даже шутлива».
Как пишет Ю.В. Гусаров, перевод долго проходил «все мытарства духовной цензуры», что заставляло Алфимову совершать поездки в столицу. Книга была анонимно напечатана на средства переводчицы в типографии Императорской Российской академии под названием «Беседы Массийона, епископа Клермонскаго, славного французского проповедника. Собранные и расположенные в систематическом порядке» в 1824-1825 гг. Здесь нужно добавить, что произведения епископа были весьма популярны в то время и считались самым «последним словом» в религиозном и светском — нравственном — воспитании. Ими интересовалась и императорская власть, и Патриархия. Правда, из-за сложности изъяснений Массийона, последняя смогла осилить только 2 тома перевода — они сразу же были рекомендованы к использованию в церковно-приходских школах и монастырских библиотеках. Так вот, Анна Ефимовна, к удивлению всех, смогла достойно перевести все 7 томов. Это был грандиозный труд.
Большую часть тиража издательница передала московскому купцу-книготорговцу А.С. Ширяеву для продажи в пользу алатырского Киево-Николаевского монастыря. Также Алфимова подарила свою книгу вдовствующей императрице Марии Федоровне, жене Александра I Елизавете Алексеевне, жене великого князя Михаила Павловича Елене Павловне. В ответ все они, а также фрейлина Елизавета Собакина, передали ей подарки для монастыря: напрестольное Евангелие в серебряном чеканном, богато позолоченном переплете, позолоченный серебряный крест, серебряный позолоченный потир с принадлежностями и др.
Описание всех подарков монарших особ, переданных Алфимовой, даже вошло в инвентарные описи монастырского имущества:»Евангелие в лист большого формата, напечатанное в 1821 году, обложенное малиновым бархатом, с верхней доской серебряной, чеканной, богато позолоченной, с таковым же на нижней доске средником и наугольниками с двумя застежками, звездою малинового бархата, унизанной жемчугом и украшенной стразами. Подарено монастырю императрицей Елизаветой Алексеевной в августе 1825 г. … Крест напрестольный, серебряный, богато позолоченный, с шестью фенифтяными изображениями, осыпанный стразами и разными мелкими камушками весом в 164 золотника (подарен императрицей Марией Федоровной 20 августа 1825 года)… Потир, при нем доска, звезда, ищица и два блюда серебряные, богато позолоченные, 84 пробы, весом в 212 золотников, копье (подарки великой княжны Елены Павловны)».
Церковную утварь пожертвовали еще несколько ее петербургских знакомых. До сих пор историки считают, что это было самым большим частным пожертвованием для монастыря за всю его историю. Однако светская деятельность Алфимовой не понравилась действующей настоятельнице монастыря: ей было отказано в пострижении «за отсутствием вакансии». Анна Ефимовна в итоге, благодаря своим знакомствам, была пострижена в монахини в Спасском женском монастыре Симбирска, после чего снова перевелась в Киево-Николаевский Новодевичий монастырь, ожидать вакансии.
Здесь «ученая монахиня» стала известна епархиальным властям благодаря своей активной деятельности. Алфимова пыталась на собственные средства устроить в монастыре богадельню (начиная с 1833-34 года). Кроме того, стала известна властям благодаря своему проекту пристроек к Покровской церкви. Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий оценил их как «весьма замысловатый и весьма служащий внутреннему и внешнему благолепию» проект. Поэтому, когда на покой ушла игумения Уалентина, на ее место было предложено поставить монахиню Анатолию.
Восстановленное на основе Федеральной целевой программы «Культура России» здание богадельни монастыря (1888 года).
Как только в 1837 г. она вступила в должность игуменьи, как сразу активизировала ремонтные работы, в которых остро нуждался старый монастырь. Так, после ее рапорта об аварийном состоянии колокольни Киево-Николаевской церкви, в обитель был командирован архитектор. Кроме того, новая настоятельница планировала снести ветхие монашеские кельи, построив на их месте больницу на собственные средства, для чего заготовила строительные материалы. Однако судьба распорядилась иначе — умерла она 7 апреля 1838 г., в светлую неделю после Пасхи, что почитается за свидетельство праведности человека.
Таких ярких личностей в летописи монастыря было немало. Есть они и в современной истории монастыря.
Иконопись монастыря и алатырские живописцы
Интересна как судьба насельниц и самой обители, так и история Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря. Недаром в нем хранятся не только старинные иконы, но и образы, написанные известными в свое время художниками-иконописцами.
XIX столетие – наиболее яркий период в истории иконописного искусства Алатырской земли. В первой его половине в Алатырском Киево-Николаевском девичьем монастыре пишут и поправляют иконы алатырский мещанин Самсон Яковлев, живописец из крестьян Дмитрий Попов, дьякон Христо-Рождественской церкви Гавриил Степанов. Алатырский мещанин Самсон Яковлев упоминается в 1816 г. как написавший на хоругви образы «Откровение Иоанна Богослова» и святого Георгия Победоносца.
Есть сведения и об исполнении большого объема работ. Так, в теплой Вознесенской церкви монастыря в течение 1817–1818 гг. алатырский крестьянин, живописец Дмитрий Попов не только написал все иконы для иконостаса, за что получил по контракту 900 рублей, но и раскрасил стены «разными красками».
Крепостной крестьянин Степан Гурьянович Малыгин… работал для Алатырского Киево-Николаевского монастыря. Иван Гурьянов, вероятно брат Степана, упоминается как написавший две иконы деисусного чина и двух ангелов.
Другой живописец — Иван Иванович Горбунов — для Киево-Николаевского девичьего монастыря создал прекрасные образы святителя Николая Чудотворца, местный образ Богоматери «Всех скорбящих радость», образы для царских дверей, в Покровской церкви в алтаре – запрестольный образ Печерской Божией Матери, в трапезе – живописный большой образ – изображение снятия со креста Спасителя.
В приходно-расходной книге Покровской церкви монастыря с 1829 по 1831 г. упоминается пономарь Христо-Рождественской церкви Гавриил Степанов как «поправлявший» иконы. К сожалению, ни в одной из церквей Киево-Николаевского монастыря интерьер не сохранился, чтобы иметь представление о качестве работы названных иконописцев…
В свою очередь, династия Шуваловых — Яков и его два сына — Иван и Степан очень много сделали в свое время для монастыря и тепло к нему относились. Сыновья Якова Шувалова тоже привлекались к написанию и «поновлению» икон для обители. Степан, например, остался даже в летописи монастыря благодаря «написанию двух икон с чеканною золотою работою».
Икона Божией Матери «Донская» кисти иконописца Шувалова (начало ХХ века)
Юбилей обители
Киево-Николаевский монастырь всегда вызывал уважение и особую любовь художников и поэтов. Недаром ему посвящают очерки, стихотворения и картины и наши современники.
Картина Александра Токарева, члена Профессионального Союза Художников России c 2011, член Союза чувашских художников c 2009, посвященная монастырю
Монастырь отзывается на любовь молитвами, умилительными службами, торжественными крестными ходами. Действительно, на жизнеутверждающее «Христос воскресе!» алатырских батюшек и матушек невозможно не откликнуться — десятки голосов слаженно и удивительно громко звучат в ответ: «Воистину воскресе!».
Продолжая дело воскрешения древней обители, 24 ноября 2010 года Владыка Варнава освятил придел в честь Святителя Тихона архиепископа Задонского в Вознесенском храме, по окончании была отслужена Божественная Литургия. «Верю, что Благодать Божия сегодня сошла не только на Престол, но и на вас. Призываю на всех вас Божие благословение,»- сказал Владыка в конце службы. Позже митрополит добавил: «»Все хороши для нас, если мы хороши. Все для нас плохие, если мы сами плохие,»- призвав жить всех не в разделении, а в любви. Слава Богу, именно такая любовь объединила монахинь и жителей города, паломников обители.
В 2012 году в Алатыре состоялось знаменательное событие для монашествующих и всех верующих — освящение и поднятие купола и креста на вновь построенную колокольню храма Вознесения Господня в Киево-Николаевском Новодевичьем женском монастыре. Чин освящения совершил благочинный Алатырского округа, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей Владимир Теплов. К радости собравшихся перед этой процедурой, словно знак Божией благодати, в небе над колокольней появилась радуга. После освящения купол вместе с крестом при помощи подъемного крана несколько часов поднимали на колокольню. В результате высота от основания до конца креста составила 30 метров.
Старая колокольня была разрушена после революции, но остались ее фотографии и чертежи. Именно по ним и возводила бригада из города Челябинска новое сооружение. Купол был доставлен в монастырь в разобранном виде, и уже здесь, на месте, мастера осуществляли его монтаж. Поднятие купола и креста на колокольню храма стало важным этапом в завершении воссоздания одной из святынь города.
Выражая отношение общественности к монастырю, в 2014 году в православном журнале «Бог и человек: вестник Чувашской митрополии» вышла статья директора Алатырского художественного музея, посвященная возрождению Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря: в этом году обители исполнилось 375 лет.