женский монастырь девич в косово
Женский монастырь Девич
Монастырь Девич (серб. Манастир Девич) был основан в 1434 году на том месте, где в пустом стволе дерева подвизался святой Иоанникий Девичский. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Монастырь Девич был основан в 1434 году на том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст ХV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор — деспот Джурадж Бранкович [1] — построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название — Девич.
Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался.
Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий.
В 1941 году, во время итальянской оккупации Косова, храмы и келейные корпуса были разграблены и взорваны албанскими нацистами. В пожаре сгорели все старинные книги и иконостас с древними иконами. Пещера святого Иоанникия Девичского, находящаяся на холме севернее монастыря, также подверглась разорению.
В 1950 году Девич, больше похожий на груду камней, был восстановлен трудами игуменьи Параскевы и сестер.
Современное состояние [ править ]
В 1999 году, сразу после вывода из Косова Югославской армии и прихода французского контингента КФОР в район Србицы, в монастырь ворвались албанцы — члены ОАК. С 12 по 14 июля длилась оккупация монастыря. На протяжении трех дней святыню оскверняли и грабили. Монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом стали пленниками, и все это время подвергались физическим и моральным издевательствам. В результате отец Серафим был избит, а самую молодую сестру один из бандитов принуждал снять апостольник, на что она ответила решительным отказом.
18 марта 2004 года, на волне захлестнувшего Косово и Метохию террора, обитель вновь подверглась разорению. Военные, под охраной которых находился Девич, эвакуировали монахинь и позволили шиптарам беспрепятственно войти. После этого монастырь был полностью сожжен, гробница святого Иоанникия Девичского вскрыта и осквернена (албанцы разводили в ней огонь).
Через некоторое время сестры вернулись — от Девича остались только обожженные стены…
Святыня вновь была восстановлена монахинями при помощи французских и испанских военных.
В настоящий момент в монастыре живут пять сестер во главе с игуменией Анастасией (Билич).
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят многие чудеса. Одно из них — незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Ведь только явной милостью Божией многократно оскверненный и разрушенный монастырь снова возрождается, чтобы своим неугасимым светом рассеивать окружающую его кромешную тьму.
Игумения Анастасия: было такое чувство, что сами горим в этом огне
Беседа с игуменией косовского монастыря Девич
Монастырь Девич был разорен и осквернен албанскими экстремистами в июне 1999 года, а в марте 2004-го албанцы сожгли монастырь, и его насельницы чудом остались в живых. Сейчас монастырь частично восстановлен, и монашеская жизнь в нем продолжается, хотя монахини и сам монастырь находятся в постоянной опасности, так как сейчас отсюда ушли силы КФОР, и эта территория стала полностью албанской. Монастырь Девич, расположенный среди густых лесов, в пяти километрах от города Србица, принадлежит к числу величайших сербских святынь на территории Косово и Метохии. Он был основан в 1434 году в том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст ХV века святой Иоанникий Девичский. Ктитором монастыря был деспот Джурдж (Георгий) Бранкович, который решил построить в этом святом месте обитель в знак благодарности за исцеление больной дочери, отсюда и произошло название – Девич.
О жизни девять монахинь и двух послушниц, подвизающихся в обители, рассказывает игумения монастыря Анастасия (Билич). Разговор с матерью игуменией состоялся в канун монастырской Славы: праздника святого Иоанникия Девичского, на которую за последние пять лет приезжают несколько сот сербов, что почти невероятно.
– Матушка Анастасия, дo тех пор, пока не прибыли французские солдаты КФОР из Девича приходили трагические известия, собщения об издевательствах над сестрами… Расскажите, как все это было?
– До прибытия армии КФОР мы находились в окружении, многое нам пришлось пережить, в нас стреляли, подстерегали по дороге в Србицу, угрожали. Были и ложные слухи, писали, например, что одна монахиня изнасилована, но настоятель монастыря Высокие Дечаны владыка Феодосий (Шибалич) опроверг эту информацию. Он первым узнал, что это неправда. Что было действительно – это огромное психологическое давление: выстрелы над головой, устраивали расследования, заставляли писать отчеты. Один раз закрыли нас в помещении, врывались туда, щелкали затворами… Для беспомощных сестер было достаточно уже того, как погромщики вламывались в помещение… В основном это были шиптары из окрестностей, некоторых из них мы лично знали.
– Сколько сербов до прихода войск КФОР проживало на Дренице?
– Все села в округе Србица-Глоговац были или чисто сербскими, или смешанными, об этом говорят записи в церковных книгах крещений, они преимущественно принадлежали к монастырскому приходу. К сожалению, незадолго до прихода КФОР в этих селениях осталось очень мало сербов, может быть 2 процента, не больше. И, уже начиная с 1968 года, можно было видеть реки людей, которые прибывали со стороны Чичевицы, где теперь нет ни одного серба.
– Сколько же надо было иметь мужества, чтобы жить в таком окружении?
Здесь святой Иоанникий, его присутствие давало нам уверенность, что мы за каменной стеной, как дети за спиной отца
– Прежде всего, надо иметь доверие Богу, вера дает нам мужество, а здесь и святой Иоанникий, его присутствие давало нам уверенность, чувство, что мы за каменной стеной, как дети за спиной отца.
– Что значит быть игуменией такого монастыря как этот, и что входит в ваши обязанности?
– Не скажу, что это легко, но если трудиться с любовью к Богу, к монастырю, к сестрам и всем, кто с верой сюда приходит, то и не так трудно. Игумения, прежде всего, заботится о своем духовном возрастании и о духовном возрастании сестер. Это цель, ради которой мы пришли в монастырь, другое мы оставили в миру. Но игумения должна также заботиться и о внешней организации работы, жизни, обеспечивать всем необходимым монастырь, просто это отходит на второй план.
– На что живет монастырь сейчас и какие полушания исполняют сестры?
– Kaк и в других монастырях, сестры заботятся о сохранности зданий, последние три года возделываем небольшой сад, но совсем немного. Раньше монастырь владел плодородными землями и там было много работы, сейчас этого нет, и мы в основном занимаемся рукоделием.
– Решаются ли девушки сейчас, в нынешних обстоятельствах приходить в Девич?
– Приходят. Самая молодая монахиня пришла в начале 1997 года, и приняла постриг в 1999 году. После всего, что нам пришлось пережить, это была радость, важное событие для монастыря, свидетельство того, что и дальше здесь будут даваться монашеские обеты.
– Как присутствие солдат КФОР отражалось на обычном укладе монастырской жизни?
Мы ушли из мира, чтобы находиться в уединении, но ситуация такова, что слава Богу, что солдаты КФОР были здесь и охраняли нас.
– Солдаты были воспитанными людьми, они не мешали нам, вели себя корректно. Но не надо забывать, что мы ушли из мира, чтобы находиться в уединении, а постоянное присутствие солдат КФОР – это, конечно, несвобода. Но наша ситуация такова, что слава Богу, что они были здесь и охраняли нас.
– Случались ли какие-то инциденты в присутствии КФОР?
– Кроме оскорблений и ругательств, угроз нас перерезать, ничего, не забрасывали камнями, не преграждали дорогу.
– Русские преимущественно воспитаны в том же режиме, который был и у нас в стране. По большим праздникам, на Пасху, на Рождество, иногда на Троицу, заходили в церковь, а так – нет. Французы любили войти в храм, помолиться, поставить свечу, иногда приходили на службу, но редко.
– Случалось ли, чтобы кто-то из них принимал Православие?
– У нас таких случаев, как с испанцами и итальянцами, принимавшими Православие в других монастырях Косова и Метохии, не было.
– Kaк косовские албанцы относились к этой святыне, к мощам святого Иоанникия до войны?
Почему святитель помогает албанцам? Они просят исцеления, и он им дает, но что они получат в вечной жизни?
– Местные албанцы странно относятся к монастырю, и уничтожить хотят, и хотят, чтобы он остался, одновременно. Приходят просить помощи у святого Иоанникия, тогда кажутся искренними, верят, получают помощь, исцеляются, но потом они же могли бы и разрушить монастырь. Они хотят телесного, материального, «от мира сего». Кто-то спросит, почему святитель им помогает? Ничего удивительного, они просят исцеления и верят в него, и он им дает, но что они получат в вечной жизни?
– Было несколько случаев. Кажется, три. Немного ощущался страх, пустим ли мы их, но вели они себя, как и раньше, до тех событий. Мы в основном, не упоминали о том, что случилось, говорили только с теми, которые пришли первыми, спустя десять дней после прихода французов. Тогда все еще было свежо: разбитые иконы, на раке разбита мраморная плита, повсюду следы шиптарской оргии. Они оветили, что это плохо, и что это сделали те, кто не знает Бога. Чудотворный источник в 50-ти метрах от монастыря в этом году пересох, впервые за шесть веков своего существования, а многие сербы и албанцы приходили за исцелением к целебной дреничской воде. С этого года албанцев все меньше, еще недавно было, приходили, мы принимали их на ночлег, ибо веками известно, что в монастыре исцеляются многие недуги. Но, из страха ли, или какая-то другая причина, но все меньше приходят.
Для метохийцев Девич величайшая святыня
– Удается ли изгнанным сербам как-то добраться до монастыря?
– Редко. Год назад одна женщина, которая жила тут недалеко, послала с мужем пожертвование и письмо, в котором пишет: «Помолитесь за нас, чтобы мы вернулись в свои дома, в нашу Метохию, в наши монастыри. Поставьте свечу за моего внука, который не видел своего дома». Есть и другие письма примерно того же содержания. Для метохийцев Девич величайшая святыня, всем сердцем они хотят поклониться святому Иоанникию, хотя не все они ведут церковную жизнь, но святого Иоанникия не могут забыть.
– Может ли монастырь существовать без верующих?
– Не скажу, что мoнахи по сути своей обязательно самодостаточны, но, в целом, им достаточно Бога и Божией помощи. Тут есть другое: сам монастырь Девич страдает без метохийских людей. И не потому, что они нам помогали в монастырских работах и во многом другом, все это не так важно, но когда подумаешь, что Метохия опустела, что в Истоке, в Дрснике, в Долце, во всех благородных метохийских краях больше нет сербов. Kогда мы разговаривали с представителями УНМИК (Миссия ООН по делам временной администрации в Косово. – Прим.ред.) о возвращении изгнанного народа, нам говорили, что многое изменилось, что ситуация стабилизировалась и все идет к улучшению, но мы не видим, что бы то, что происходит, было улучшением ситуации для нашего народа. Когда они пришли, то проповедовали мир для всех, ведь мы не хотим мира только для нас, мы хотим мира для всех, но к сожалению, мира нет только для нас.
Мы решили никуда не уходить. Это наш дом. Наш порог.
А когда придет час проститься с земной жизнью, боль того дня, когда сожгли монастырь, останется. И сегодня здесь нет покоя, каждое утро спрашиваю себя: что принесет день? Что будет завтра? После ухода армии КФОР монастырь перешел под охрану косовской полиции, а как мы можем верить тем, кто нас сжег? Но говорю себе – все под Богом, молимся, чтобы Он сохранил эту святыню. Mы никуда не выходим из монастырских стен. Недоверие! Если тогда французские солдаты нас защитили от поджигателей и погромщиков, защитят ли эти? Поэтому мы только в крайних обстоятельствах выходим из монастыря, лечимся сами, с молитвой, с мощами святого Иоанникия. Мы решили никуда не уходить. Это наш дом. Наш порог. Мы не думали о смерти, мы думали о том, что святыня важнее нашей жизни. Наш народ не возвращается, распятый между пережитым погромом и неизвестностью, что ждет их по возвращении. Кто может им что-то гарантировать? Никто! Когда они приходят на монастырскую Славу, мы подолгу разговариваем. Я слушаю их, они – меня, мы долго не расходимся, и скрываем слезы, и они, и я.
Kогда мы узнали, что монастырь сожгли, а владыка Афанасий (Ефтич) привез фотографии, было такое чувство, что сами горим в этом огне. Нет таких слов, чтобы описать боль встречи с разрушенной святыней. Что мы могли? Сами расчищали завалы, а ведь шести сестрам из восьми перевалило за 70! Нам очень помогли монахи из Дечан, Джурджевих ступов, монахини Печской Патриархии. Они привезли и подсвечники, и лампады, и свечи, и ладан. Здесь, в нашем доме, жизнь в молитве продолжается, мы восстановили монастырь, возродили свои души, но та боль останется навсегда.
– Сейчас многие думают, что сербы в Центральной Сербии забыли Косово…
– Да. И я встречаю таких, даже те, которые недавно ушли, которые были изгнаны в 1999 году и которые, конечно, насильно, под давлением, но все-таки продали свои дома, говорят, что Косово для них больше нет. Но есть и те, которые говорят: «Никогда не продадим свои дома, даже если станем нищими. Мы все равно вернемся, хоть через сто лет».
P.S. Спустя 10 лет после мартовского погрома на Косово и Метохии по-прежнему живут в страхе, не имея свободы передвижения, лишенные элементарных условий, но международное сообщество до сих пор не призвало к ответу виновников в многочисленных преступлениях. Председатель комитета Парламента Сербии по делам Косово и Метохии заявил, что погром в марте 2004 года был организован и спланирован, о чем знали «отдельные спецслужбы, особенно немецкие и американские».
С игуменьей Анастасией (Билич)
беседовала Биляна Радомирович
Перевела с сербского Светлана Луганская
Использованы фотографии Дарко Дозета
Косово и Метохия: поруганные святыни
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Развалины монастыря Святой Троицы. Фото 2011 года.
Погром марта 2004
Кафедральный собор св.вмч.Георгия в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Кафедральный собор св.вмч.Георгия в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Кафедральный собор св.вмч.Георгия в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Кафедральный собор св.вмч.Георгия в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Кафедральный собор св.вмч.Георгия в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Кафедральный собор св.вмч.Георгия в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Храм Богородицы Левишской в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Храм Богородицы Левишской в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Храм Богородицы Левишской в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Храм Богородицы Левишской в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Храм Богородицы Левишской в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Храм Богородицы Левишской в Призрене после погрома. Март 2004 г.
Монастырь Св.Архангелов около Призрена. Сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Св.Архангелов около Призрена. Сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Св.Архангелов около Призрена. Сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Девич. Разгромлен и сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Девич. Разгромлен и сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Девич. Разгромлен и сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Девич. Разгромлен и сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Девич. Разгромлен и сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Девич. Разгромленное монастырское кладбище. Март 2004 года.
Монастырь Девич. Разгромленный алтарь монастырского храма.
Монастырь Девич. Разгромлен и сожжен толпой албанцев во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Монастырь Девич. Оскверненное нажгродие прп.Иоанникия Девичского. Март 2004 г.
Приштина. Соженный храм свт.Николая
Приштина. Соженный храм свт.Николая
Толпа албанцев громит храм свт. Саввы в южной части Косовской Митровицы под наблюдением военнослужащего КФОР. Март 2004 г.
Поджег храма свт. Саввы в южной части Косовской Митровицы. Март 2004 г.
Храм свт. Саввы в южной части Косовской Митровицы после погрома. Март 2004 г.
Разрущенные сербские надгробия. Март 2004 г.
Разрущенные сербские надгробия. Март 2004 г.
Разрущенное сербское кладбище. Март 2004 г.
Призренская семинария им. свв.Кирилла и Мефодия
Призренская семинария во время погрома. 17-19 марта 2004 г.
Толпа албанцев около Призренской семинарии во время погрома 17-19 марта 2004 г.
Погромы в Призрене. 17-19 марта 2004 г.
Погромы в Призрене. 17-19 марта 2004 г.
Призренская семинария во время погрома. 17-19 марта 2004 г.
Призренская семинария после погрома 17-19 марта 2004 г.
Призренская семинария после погрома 17-19 марта 2004 г.
Призренская семинария после погрома 17-19 марта 2004 г.
Вид на Призренскую семинарию и бывший сербский квартал Призрена. Осень 2012 г.
Двор и одно из неотремонтированных зданий Призренской семинарии. Осень 2011 г.
Призрен. Семинаристы-первокурсники наводят порядок в семинарском здании. Осень 2011 г.
Призрен. Семинаристы-первокурсники наводят порядок в семинарском здании. Осень 2011 г.
Призрен. Во дворе Призренской семинарии после уборки. Осень 2011 г.
Призрен. Семинаристы-первокурсники со своими наставниками у семинарского корпуса. Осень 2011 г.
Призрен. Семинарский корпус. Январь 2012 г.
Призрен. Семинарский корпус. Январь 2012 г.
Призрен. Семинарский корпус. Январь 2012 г.
Призрен. Семинарский корпус. Январь 2012 г.
скрыть способы оплаты
Ислам без грима или Изгнание Бога.
Чем досадила миру ты, сестра, –
Монастырями, верою, судьбою?
В горниле разведенного костра
Тебе мешают быть самой собою.
Ты ныне затаилась, словно мышь,
Перед чудовищем в цилиндре белом
И плачешь, и горюешь, и скорбишь,
Вся отдана на откуп лицемерам.
Да, бытие твое – нелегкий труд,
И без войны ты обходилась редко.
Цивилизованный глумится люд
Над верностью твоей великим предкам.
Ах, Сербия, святая сторона.
Нет, велика ты прошлым и грядущим!
Не все здесь кончится, держись, страна,
Ты дорога безмерно райским кущам.
Враги твои засохнут на корню,
Духовно ты сильней, за то и злоба
Обрушилась на голову твою,
А им уже отверсты недра гроба.
К тебе на помощь снова Русь придет,
А коли и ее поставят к стенке,
Знай: ничего бесследно не пройдет,
Ведь на свободе – мрак, и Свет – в застенке.
Непобедимы никогда,
Никем, ничем и не во имя.
Нечеловеческое Имя
Нам светит в жизни иногда.
Ни шулерством, ни колдовством,
Ни силой грубой и жестокой
Не истребить стези высокой,
Поставленной над веществом.
И будет колокольный звон
Звенеть нездешне, нерушимо,
И не закроет Вечность ширма,
И Свет не обуяет сон.
Потуги жалкие тщеты,
Не властны вы над крепкой верой,
Вы скоро рухните фанерой
И черви истребят щиты.
Тебе ли, гордый Вавилон,
Торжествовать над Небесами?
Всё будет меряно весами,
И глубина, и небосклон.
Извините, но прочел здесь про Красные, Белые.
А вот согласен с мнением одного священника, сказавшего что
те, кто уехал из России после 17-го года и сохранил веру, поступили «лучше» чем те, которые остались, но не выдержали и веру не сохранили. Понимаю, не выдержали угрозы смерти.
Про Сербию. Рад я увидев тему сразу вверху первой страницы сайта. Еще нигде в основых СМИ не говорится о положении христиан в Египте, Ливии. Еще: чего над Грецией издеваются,
деньги взамен патриархальному устройству государства. Ведь мы могли бы собрать по копейке деньги православным в Греции.