женский монастырь мстера вязниковского района
Архиерейское подворье Иоанна Милостивого (Мстера)
Мiръ Россия Владимирская область Архиерейское подворье Иоанна Милостивого (Мстера)
Архиерейское подворье Иоанна Милостивого в посёлке Мстера основано в начале 2000-х годов в здании первой половины XIX века и является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.
Содержание
История [ править ]
Подворье образовано на месте бывшего приходского храма в честь святителя Иоанна Милостивого. Впервые храм упоминается в 1628-1630 годах. К середине 17 века при церкви был устроен женский монастырь. В 1764 году по указу Екатерины II монастырь был упразднен, а храм в честь святителя Иоанна Милостивого стал приходским. В 1809 году деревянный храм разобрали и построили каменный. В годы гонений он был закрыт и в начале 1930-х годов приспособлен под клуб.
В 2005 году распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия обитель в честь святителя Иоанна Милостивого была передана Знаменскому женскому монастырю города Гороховца «на предмет ее строительства и восстановления с возобновлением в ней иноческой жизни».
С 11 марта 2014 года указом епископа Муромского и Вязниковского Нила подворье преобразовано в Архиерейское подворье святителя Иоанна Милостивого посёлке Мстера.
Современное состояние [ править ]
При обители действует социально-реабилитационный центр «Чаша спасения» для страждущих от наркомании и алкоголизма, а так же людей с тяжелой жизненной ситуацией.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Россия, Владимирская область, Вязниковский р-он, пос. Мстёра, площадь Ленина, 16
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.
Женский монастырь мстера вязниковского района
ХРАМУ ИОАННА МИЛОСТИВОГО ВО МСТЁРЕ.
Свежесть утра, туманы разлиты
По воде и прибрежным кустам.
Призывает к соборной молитве,
Над рекой розовеющий, храм,
Что принужден был долгие годы
Быть не тем, для чего был рождён.
Сколько он перевидел народу!
Но скучал по молящимся он.
Видно так возжелал сам Святитель
Чтоб не клубом, но храмом был храм,
И воскресла святая обитель
Как укор тем безбожным годам.
Никогда не бывает поруган
Тот, в Чьей власти законы Миров!
Почему ж так упорно по кругу
Мы бежим не спуская паров?
Наступаем на прежние грабли,
Набивая на лбу шишаки.
Суетливо кружит наш кораблик
Средь волнений житейской реки.
Вразуми Отче наш Иоанне
От служенья гордыне уйти,
И всегда, и везде буди с нами
Чтоб нам Бога в душе обрести,
По которому, всё же, тоскуем
В глубине наших бедных сердец,
Ну, а Он терпеливо взыскует,
Меж страстями заблудших, овец.
Помоги нам Святителю добрый!
Знаем, милостив был ты всегда,
Перенесть искушенья и скорби,
Чтоб прошла стороною беда.
Сослужа на Святой Литургии
Херувимам в торжественный час,
Патриарше из Александрии,
Помолись перед Богом о нас!
Подворье образовано на месте бывшего приходского храма в честь Свт. Иоанна Милостивого. Впервые храм упоминается в 1628–1630 гг. К середине XVII века при церкви был устроен женский монастырь. В 1764 году по указу Екатерины II монастырь был упразднен, а храм в честь Свт. Иоанна Милостивого стал приходским. В 1809 году деревянный храм разобрали и построили каменный. В годы гонений он был закрыт и в начале 1930-х годов приспособлен под клуб. Была снесена колокольня, часовня и часть помещений храма обители. К началу 2000-х здание клуба пришло в аварийное состояние и было закрыто.
В настоящее время церковь Иоанна Милостивого является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.
Усилиями настоятельницы обители монахини Фомаиды с сестрами и неравнодушных прихожан и паломников ведутся работы по возрождению монастыря.
С 11 марта 2014 года указом епископа Муромского и Вязниковского Нила Подворье преобразовано в архиерейское подворье Святителя Иоанна Милостивого пос. Мстера.
Церковь Казанской иконы
с. Налескино
Церковь Казанской иконы Божией Матери простояла ровно 250 лет. С просторов высокого, поросшего густым лесом обрыва реки Клязмы, она видела и пеших, и конных, служила маяком для суден рыбаков, ориентиром для охотников, счастливым вестником верной дороги богомольцам. Церковь воплощала в себе талант и умение русского народа в плотницком деле, была образцом мастерства и выверенных пропорций.
До рогие прихожане, рады пригласить вас в ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ «СВЕТОЧ»
Господь дал нам заповедь «ВОЗЛЮБИ БОГА И БЛИЖНИХ». Именно на этом указании Божием основана вся деятельность нашего просветительского служения.
Паломническая гостиница рассчитана на 10 человек (с раздельным проживанием женщин и мужчин). В уютных просторных келиях есть все необходимое: удобная кровать ( постельное бельё и полотенца предоставляются), стулья, место для размещения багажа, электрический чайник и чайные принадлежности.
В совмещенном санузле, расположенном на этаже, есть душ и стиральная машина, фен.
По вопросам паломничества и трудничества в обители обращаться по тел + 7 961-111-93-33 (с 10-30 до 17-00 ежедневно)
Мы всегда рады видеть вас в нашей обители
Наш адрес: 601408, Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстера, пл. Ленина, 16
САЙТ СОЗДАН ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ МОНАХИНИ ФОМАИДЫ (ЗУЙЧЕНКО)
© Все права защищены 2020 г.
святой Иоанн Милостивый
Святой Иоанн Милостивый (память 25 ноября)
Святитель Иоанн Милостивый
Княжеский сын
Святой Иоанн (VII) был из княжеского рода. Семья жила на Кипре. Среди знакомых – одни вельможи и владыки. Император Византии Ираклий III, знакомый св. Иоанна, предложил ему стать Патриархом Александрийской церкви. Святой не хотел, но подчинился и переехал жить в Александрию.
С чего начал патриарх
С переписи нищих. По приказу патриарха Иоанна помощники пошли и переписали всех убогих, найденных на улицах, в больницах, мусорных свалках. Всего было найдено 7.500 человек. Всем им патриарх назначил ежедневное пропитание и все, необходимое для жизни.
Приемные дни – среда и пятница
Но слуги не о каждом нуждающемся говорили патриарху. Тогда патриарх назначил приемные дни: среду и пятницу, и повелел, чтобы всякий человек, пришедший в эти дни с любой просьбой, был к нему допущен.
Прием шел в храме: около входа в церковь сидел патриарх с помощниками и выслушивал народ. При этом он говорил:
«Ведь и я сам прошу Господа услышать меня, и, в молитвах беседуя с Ним, прошу у Него, чего хочу. Почему же мне не выслушивать моего ближнего?»
Но бывали такие дни, когда никто не приходил. Тогда патриарх огорчался и шел домой. Помощники спрашивали: чем же он огорчен? Патриарх отвечал: «Сегодня я ничего не принес Богу за грехи свои».
Выкуп
Однажды персы сожгли Иерусалим и многих христиан забрали в плен. Тогда патриарх Иоанн отправил им корабли с золотом и пшеницей для выкупа пленников и помощи на дорогу домой.
Подавать ли милостыню хорошо одетым?
Как-то раз слуги сообщили св. Иоанну, что в толпе нищих, пришедших с просьбой к патриарху, стоят хорошо одетые девицы, но просят милостыню. Слуги спрашивали: подавать ли им или не подавать?
Патриарх ответил: «Если вы действительно христиане, то подавайте так, как Христос повелел, — несмотря на лица, не расспрашивая о жизни. Мы не свое отдаем, а Христово».
Но всех св. Иоанн не убедил, остались еще сомневающиеся: зачем это подавать тем, кто одет-обут и с голоду не помирает?
В ответ патриарх поделился своим мистическим опытом:
«Когда мне было шестнадцать, однажды ночью мне приснилась прекрасная девица с масличным венком на голове. Девица коснулась меня и разбудила. Проснувшись, я увидал, что она стоит предо мною уже не во сне, но наяву, и спросил: «Кто ты такая, как осмелилась войти ко мне?»
Девушка ответила: « Я — старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его. Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, потому что никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я».
Тем, кто не все понял, патриарх объяснил: «В образе девицы пришло ко мне Милосердие. Ведь только по Своему милосердию пришел Христос спасти людей, и потому тот, кто хочет милости от Бога, должен и сам быть милостивым к другим».
Проверка
Святой Иоанн Милостивый. Фрагмент миниатюры из минология Василия Второго. Фрагмент
Однажды святой Иоанн шел в больницу навестить больных (он ходил в больницы несколько раз в неделю). На дороге один нищий попросил у него милостыни. Патриарх ему подал шесть серебряных монет. Взяв монеты, странник удалился. Но потом, желая испытать щедрость святого, он переоделся и, отправившись по другому пути, снова встретил св. Иоанна и снова попросил денег.
Иоанн вторично приказал дать ему шесть серебряных монет. Наблюдательный слуга разгадал нищего и предупредил патриарха. Но патриарх, притворившись, будто не слышит замечания, снова подал нищему. Тогда нищий снова переоделся и в третий раз попросил милостыни. Слуга опять намекнул патриарху на обман, но патриарх снова подал нищему.
Извинения перед алтарником
Двое алтарников за одно прегрешение были наказаны патриархом Иоанном временным отлучением от Причастия. Один из них покаялся, а другой обиделся. Узнав об этом, патриарх пожелал еще раз поговорить с ним, чтобы успокоить, но позабыл.
В один из воскресных дней, собираясь служить литургию, св. Иоанн вспомнил про того гневавшегося на него алтарника, а также и слова Христа, сказанные Им в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к алтарю и вспомнишь, что ближний твой имеет что-то на тебя, оставь дар свой и пойди, помирись вначале с ближним твоим».
Патриарх вышел из алтаря, нашел того алтарника и на коленях попросил у него прощения.
Алтарник так поразился, что сразу смягчился и тоже попросил прощения у патриарха. Патриарх пошел служить литургию, а алтарник вскоре стал священником.
Почему вся Александрия изумилась
Александрия. Фрагмент средневековой карты
Один владелец гостиницы в Александрии обругал племянника патриарха Иоанна. Тот нажаловался дяде. Иоанн сказал: «Он, худородный, осмелился обесчестить моего племянника! Свидетельствуюсь Богом, что отомщу оскорбителю и поступлю с ним так, что изумится вся Александрия!
Племянник сразу успокоился. Видя это, св. Иоанн сказал: «Возлюбленный сын!
Если ты хочешь быть моим родственником, то будь готов терпеть не только оскорбления, но и поболее того, и для Бога все прощать ближнему.
Хочешь ли ты быть благородным? Тогда ищи благородства не по крови, но по добродетели. Истинное благородство украшается не столько славою предков, сколько добрыми делами!»
А потом патриарх повелел, чтобы с того человека, который оскорбил племянника, не брали ежегодной церковной подати, предоставляя ему жить свободно. И вся Александрия изумилась.
Кто кого?
Однажды к святому пришел богатый вельможа-друг и случайно увидел, что постель патриарха покрыта дырявым одеялом. Вельможа послал патриарху новое одеяло, стоимостью в тридцать шесть золотых, прося непременно им укрываться.
Патриарх, благодаря вельможу, обещал, и честно покрывался одеялом одну ночь. А потом сказал сам себе (наверное, келейник слышал и записал для истории):
«Сколько в этом городе людей, не имеющих ни угла, ни еды! И они, несмотря на нужду, верят в Бога, благодарят Его! А я – кто? Разве мне трудно благодарить Бога, я богат с детства, всю жизнь жил в любви и чести.
И при всем этом еще и это одеяло. Что скажет тебе Бог? Так ты служил своим ближним? Они голодали, а ты роскошествовал? Ведь и Христос наш пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить людям. И так заповедал своим священникам. А ты?»
Так говорил патриарх, а утром приказал продать одеяло и на эти деньги купить одежду для бедных. Но когда продавали одеяло, случайно проходил мимо тот самый вельможа, узнал, что оно продается, опять купил его и опять отослал к Иоанну.
Иоанн взял одеяло с благодарностью и снова отослал его продавать, со словами: «Посмотрим, кто раньше устанет: я ли – продавать, даритель ли мой – дарить». Так поступали они до пяти раз, и каждый раз вся выручка от продажи богатого одеяла шла бедным. Первым сдался вельможа.
Страшный сон
Один из каналов близ Александрии. Акватина из альбома «Виды Египта» (нач.19 века)
У патриарха был один очень скупой епископ. Звали его Троил. И вот св. Иоанн пригласил Троила вместе с собой в больницу, на обход. И сказал: «Отче Троиле! Вот тебе случай, чтобы утешить нуждающихся, подав им милостыню».
Троил, стыдясь показаться скупым, вопреки желанию начал всем раздавать милостыню и истратил много золота. Но, придя домой, так огорчился от растраты, что заболел. А святой Иоанн как раз пригласил его на обед. Троил сказал, что болен.
Догадываясь о причине этой болезни, Иоанн, захватив с собою столько золота, сколько истратил Троил в больнице, пошел его навестить. Придя к нему, он сказал:
— Я принес тебе золото, которое взял у тебя в больнице взаймы, возьми его, а мне дай записку в том, что ты передаешь мне ту награду от Господа, которая предназначалась для тебя за розданное золото. Увидав золото, Троил так обрадовался, что сразу выздоровел, и тут же написал: «Боже милосердый! Даруй награду господину моему Иоанну, патриарху Александрийскому, за тридцать литр золота, которые я роздал нищим, потому что он возвратил мне мое золото».
Получив записку, Иоанн стал молиться о своем епископе. И вот ночью Троил в видении увидел прекрасный дворец с надписью: «Дом епископа Троила». Но не успел туда войти, как явился какой-то величественный и грозный муж, похожий на царского слугу, и сказал:
— Господь повелел стереть эту надпись, а написать, что это дом Иоанна, патриарха Александрийского, который купил его для себя за тридцать литр золота.
Троил от огорчения проснулся и побежал к патриарху Иоанну с рассказом о странном сне. Патриарх утешил его, растолковав сон как предупреждение. С того времени Троил исправился и сделался нищелюбивым.
Почему средства на благотворительность иногда погибают в море
Генри Мур, «Бурное море»
Как-то раз тридцать кораблей, принадлежавших Александрийской церкви и нагруженных доверху товарами, попали в бурю. Все товары погибли. Лишившись имущества, предназначенного на благотворительность, святой Иоанн сказал слова, которые однажды сказал праведный Иов:
«Господь дал, Господь взял. Будет имя Господне благословенно». Что примерно означает: «Богу виднее, как распорядиться добром, но можно и подумать о причинах происшедшего».
Когда к св. Иоанну пришли, чтобы утешить его в потерях, патриарх ответил:
— Я сам виноват в гибели церковного имущества, ведь если бы я не превозносился умом, что подаю большую милостыню, тогда не погибло бы добро в море.
Я возгордился, отдавая не свое, но Божие. И Бог, желая смирить меня, попустил такое обнищание, потому что нищета смиряет человека. Теперь же я и сам сознаю, что из-за гордости лишился награды у Бога и причинил большую потерю бедным, ведь те, пища которых погибла, будут голодать. Но не ради меня, а ради их самих Господь не оставит неимущих и подаст им все необходимое.
И правда: как только патриарх Иоанн покаялся, Бог послал ему вдвое больше прежнего.
Адресная помощь
Однажды св. Иоанн торопился на службу в храм. На пути к нему подошла бедная вдова, прося защиты. Сопровождавшие Иоанна помощники просили патриарха, чтобы он потом выслушал ее рассказ, потому что женщина говорила сбивчиво и нетолково, а времени до службы оставалось мало. Но патриарх сказал: «Как же Бог услышит мою молитву, если я не выслушаю ее прошения?» И не тронулся с места, пока не выслушал вдову и не защитил ее.
Не верь глазам своим
Александрия. Изображение из средневековой хроники
Св. Иоанн был монахом, а у монахов есть одно аскетическое правило: не верить глазам своим. В том смысле, что если твои глаза видят что-то, что принуждает тебя к осуждению, лучше не поверить своим глазам, чем осудить.
Справедливость этого правила однажды показала св. Иоанну сама жизнь. Один инок в течение нескольких дней ходил по Александрии с весьма молодой и красивой девицей.
Видя это, люди решили, что инок развратен до бесстыдства – даже не стесняется показываться с женщиной. И нажаловались патриарху.
Тот повелел схватить обоих и запереть в темнице (по одиночке). С наступлением ночи инок явился патриарху во сне, показал ему израненное от побоев тело и спросил:
— Того ли ты хотел, владыка? Так ли ты научился у Апостола пасти стадо Христово? Поверь мне: ты обманут!
Утром патриарх отдал приказание привести инока, желая взглянуть, похож ли он на явившегося ему во сне. Инок пришел с трудом, так как от ран едва мог двигаться. Патриарх захотел взглянуть на раны, и когда инок стал снимать одежду, св. Иоанн увидел, что инок – евнух. Так убедившись, что инок оклеветан, а сам он обманут, св. Иоанн отлучил клеветников на три года от Церкви, а у инока просил прощения: «Согрешил я пред Богом и пред тобою. Но почему ты так неосторожно подал повод к соблазну людей?»
— Владыка, я скажу правду. Девица подошла ко мне на улице, я вначале собрался убежать от нее, но она сказала, что она еврейка и хочет креститься, а потом поступить в монастырь. Тогда я крестил ее, и потом помогал выбрать для нее женскую обитель.
Выслушав инока, патриарх заметил: «Мы, окаянные, даже и не знаем, сколько у Бога тайных праведников».
Посмертное милосердие св. Иоанна
Мощи св.Иоанна Милостивого. Венеция
Святой Иоанн Милостивый и при жизни, и после смерти был известен чудесной помощью ближним. Одна женщина, стыдясь исповедать свой грех духовному отцу, пришла к блаженному Иоанну, когда он был еще жив, но уже болел и близок был к смерти. Женщина сказала:
— Грех мой так ужасен, что я никому не могу открыть его. Но я знаю, что ты, если захочешь, можешь простить меня. Ведь Господь вам, священникам, сказал: что разрешите на земле, то разрешится на небе, и кому отпустите грехи, тому отпустятся.
Блаженный отвечал: «Если ты пришла с верою, то исповедай предо мною свой грех». На это женщина сказала: «Я не смею, потому что мне стыдно».
Св. Иоанн ответил: «Напиши на бумаге и принеси мне». Женщина сказала: «Я и написать стыжусь». Тогда святой сказал: «Напиши, запечатай и отдай мне».
Написав свой грех, женщина просила святого не раскрывать печати и не читать ее послания. Получив его, Иоанн через пять дней умер. А о письме никому не рассказал. Когда женщина узнала, что патриарх умер, она испугалась, что другие после его смерти прочитают ее письмо. И пошла ко гробу св. Иоанна просить его, как живого:
— Человек Божий, я не осмелилась тебе исповедать грех мой, и вот он стал всем известен. Лучше бы не отдавала я тебе той записки. Я стыдилась тебя, но теперь стану посмешищем для всех. Но я не отступлю от твоей могилы, пока ты не скажешь, куда ты девал мое письмо. Ведь ты не умер, ты живешь на небе.
Так она просила св. Иоанна у могилы три дня. На третью ночь святой Иоанн воочию вышел из своего гроба и сказал плачущей: «Вот твое письмо, возьми его и разорви».
Женщина взяла письмо и увидела печать нетронутой. Она разорвала печать, раскрыла письмо, но на том месте, где она открывала свой страшный грех, было лишь написано: «Ради раба Моего Иоанна, изглажен грех твой».
Женский монастырь мстера вязниковского района
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В ПОИСКАХ ПОКОЯ
Старенькая бетономешалка, кучи песка, храм упрятан под строительными лесами. Пока единственное украшение здесь – новенькая деревянная беседка с колоколом: от прежней колокольни ничего не осталось, а как жить без звонницы?
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
Маленькая женская обитель Святителя Иоанна Милостивого, что в поселке Мстёра Владимирской области, соседствует с мужским монастырем, отреставрированным за последние десять лет. В мужском монастыре – главный мстёрский приход. На таком фоне женская обитель, которая существует уже пять лет, выглядит скромно и даже сиротливо. Здесь всего шесть сестер, которые управляются с небольшим хозяйством: огород соток на пять, пара коз и куры.
Впервые деревянная церковь во имя свт. Иоанна Милостивого упоминается в 1628–1630 годах. К середине XVII века рядом с церковью построили женский монастырь, упраздненный в 1764 году по приказу Екатерины II. Церковь сделали приходской. В 1809 году на ее месте возвели однопрестольный каменный храм. Еще через полвека на средства местного купца Сенькова в храме сделали чугунный пол, расписали стены и возвели шатровую колокольню. В 1929 году храм опечатали, росписи закрасили, сняли кресты и колокола, иконы побросали в реку, часовню приспособили под лавку по продаже керосина, колокольню и ограду разобрали, сделали пристройку под кинобудку, кассу и тир. Так храм превратился в фабричный клуб имени 1 Мая. Здесь гуляла и танцевала молодежь нескольких поколений, пока здание вконец не обветшало.
«Когда меня сюда благословили из женского монастыря в Гороховце в 2005 году, даже крыши практически не было, – вспоминает настоятельница матушка Фомаида (Елена Зуйченко). – Первым делом мы с двумя сестрами и местными жителями взялись за уборку, из алтаря вытащили горы бутылок и каменный бюст Ленина. Спрашиваем батюшку: «Благословите, куда нам вождя деть?» Он: «Да вон, в реку кидайте». Но до реки мы Ленина просто не дотащили – тяжелый. Оставили на дороге, а к утру его уже похитили. Рассказывали, подъехали «жигули», мужики в нее бюст запихнули, машина аж перекосилась. Видимо, такая судьба наших Лениных».
Рекорд по епархиям
Разобрав в месте алтаря сцену, сестры обнаружили основания колонн. С них и началась реконструкция храма. Советскую пристройку решили не убирать, а сделали перекрытие, и из одноэтажной пристройки получилась двухэтажная. Внизу размещается кухня и трапезная, наверху – двух-трехместные кельи. Там же, на втором этаже, расположена и комната настоятельницы, где обычно принимают гостей. Высота потолка здесь метр семьдесят, комнатка забита множеством вещей. Иконы, сервант с посудой, чайник, стеклянные статуэтки ангелов, плюшевый тигр, канцелярские принадлежности, синтезатор Casio, гитара (сестры пишут песнопения, выкладывают их на сайт, выступают на православных концертах), старенький диван и компьютер, подключенный к Интернету (им пользуется в основном матушка, и то лишь затем, чтобы проверить почту и сайт, сделанный местной прихожанкой).
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
Матушка угощает зеленым чаем и рассказывает, что фотографий монастыря и храма не сохранилось. Зато в архиве нашлась историческая справка, в которой перечислялось, какие 12 икон были в иконостасе. Кстати, некоторые из них нашлись в соседнем мужском монастыре, но матушка Фомаида на них не претендует. «Неужели не отдадут, если попросить?» – удивляюсь я. «Да ладно, – отмахивается она, – будет воля Божья, они к нам перейдут. А затевать войну не буду: к этим иконам люди уже прикипели, Владимирский храм не закрывался никогда, пусть молятся. А наш храм. люди привыкли, что тут был клуб, народу, конечно, поменьше. Но бывает, приезжают паломники». В основном силами паломников, или, точнее, трудников, и возрождается обитель. Иконостас еще не заполнен, но что-то подарили реставраторы, что-то написали местные художники, Мстёра ведь славится древней школой иконописи и лаковой миниатюры.
Строителей сестры нанимают на средства от пожертвований. Впрочем, это деньги небольшие, у обители пока нет даже своего расчетного счета. Епархия постоянно финансировать монастырь не может. «Знаете сколько нас таких в епархии? – по-простому объясняет матушка Фомаида. – За каждым более или менее серьезным приходом либо монастырем закреплен вот такой разрушенный храм. У нас только действующих монастырей, наверное, тридцать – рекорд по всем епархиям. А сколько храмов – даже и не знаю».
Через три месяца после начала уборки состоялась первая служба, на престольный праздник 20 ноября 2005 года. Поставили стол, положили Евангелие, зажгли свечи. На праздник приехали из Гороховца благочинный отец Илья, сестры, паломники. «Благодать особая была, – вспоминает матушка. – Что-то такое, что и не выразишь словами».
Сейчас помещение храма выбелено, подготовлено к еженедельным молебнам и панихидам. Сестры надеются, что удастся полностью закончить реконструкцию, построить колокольню, два корпуса келий и иконописную мастерскую.
Пути неисповедимые
В мастерской будут работать сестры, и в первую очередь – матушка Фомаида, по образованию реставратор станковой, масляной и темперной живописи. Ей еще нет сорока, в миру она работала при храме, имела в Гороховце (Владимирская область) семью. Десять лет назад духовник посоветовал ей пойти в Знаменский монастырь в Гороховце. Она послушалась, оставив 6-летнего сына Дмитрия на попечение бабушки. Сейчас юноше уже 17 лет, он учится в художественном училище. Я не удержалась: «Сын понял ваше решение?» «У него сейчас возникает много вопросов», – уклончиво ответила настоятельница.
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
У каждой монахини – свой путь. Мать Мария пришла в мстёрский монастырь вдвоем с мужем, отцом Романом. В миру она работала прачкой в детском саду, он – плотником, вырастили детей… Мать Саломея до пенсии была секретаршей на заводе. Вся жизнь 40-летней послушницы Надежды прошла при церкви во многом благодаря тете – старосты при храме. Надежда с 16 лет участвовала в службах, замуж не выходила, ее брат тоже удалился от суеты, стал священником… Старенькую монахиню Ангелину постригли дома, она хоть и числится в монастыре, но из-за болезни находится на домашнем режиме.
Сестры занимаются вышивкой, хозяйством, ездят в паломнические поездки в Дивеево и Серпухов и ведут реабилитацию людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Осознание
Строго говоря, реабилитацией алкоголиков и наркоманов занимается частный центр «Осознание». Но работают с заблудшими душами преимущественно священнослужители. Происходит все следующим образом. В Нижнем Новгороде есть церковь Сергия Радонежского, где по пятницам читают акафист Богородице перед иконой «Неупиваемая чаша». Если человек, у которого проблемы с наркотиками или алкоголем, искренне раскаивается и просит помощи, ему сначала ставят условие: трижды посетить чтение акафиста. Когда первое испытание пройдено, с человеком начинают работать батюшка и психолог: консультации, исповедь, беседы. После такого 30-дневного «карантина» люди получают возможность месяц жить при одном из шести храмов во Владимирской области. Обитель во имя свт. Иоанна Милостивого – один из них. Нарушителей дисциплины карают ужесточенным контролем и распорядком, епитимьей, а если и это не помогает – исключают из центра. Но если испытание пройдено, то все желающие затем получают возможность трудоустройства в реабилитационном центре.
Сейчас при монастыре Святителя Иоанна Милостивого в Мстёре от «Осознания» живут шесть молодых женщин, а в соседнем селе Налескино – 11 мужчин. Большинство женщин – из хороших семей, имеют высшее образование. В монастыре они убирают храм, помогают на огороде и на кухне. А мужчины – почти все – отбыли несколько сроков заключения в тюрьмах. Сейчас в Налескино они восстанавливают церковь Казанской иконы Божьей Матери, от которой практически ничего не осталось.
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
Во время ломок никому не дают лекарства, не вызывают «скорую» – только молитвы и терпение. В обязательном порядке все посещают воскресную школу при монастыре, через год – выпускной. «На заключительном занятии воскресной школы выставляются оценки в журнал, – улыбается матушка Фомаида. – Наша школа действительно немного похожа на обычную: музыкальные занятия, домашние задания. И вот эти дяди и тети тянут руки, всерьез возмущаются, почему двойка. Малые дети, честное слово!» «Малые дети» нередко по возвращении домой заключают между собой браки и поддерживают дружеские отношения. За год, проведенный здесь, они проходят сложный путь духовного становления, ищут себя и покоя в душе.
Наталья, 27 лет, высшее образование, бухгалтер с восьмилетним стажем:
Марина, 25 лет, Нижний Новгород, высшее строительное образование:
«В школе я была отличницей, занималась легкой атлетикой и спортивными танцами. В 18 лет начала взрослую жизнь, работала инженером-программистом, снимала квартиру, окончила железнодорожные курсы и пошла в проводницы. Наркотики попробовала в 1999 году. Начала с сигарет, в 2004 году закончила героином. Все мои друзья сейчас либо на том свете, либо в тюрьме за кражи. Мне тоже приходилось красть. Когда я трезвела, мне становилось страшно, но потом снова настигала болезнь. В один из таких моментов я поняла, что у меня нет ничего, кроме скорбей, смертей, долгов и маминых слез. Папы не стало после инфаркта. Мне 25, впереди – чернота. Я искала пути через больницы, капельницы, вшивания, реабилитационные центры – не помогло. Мама узнала про «Осознание», ходила к иконе «Неупиваемая чаша», и я пошла на исповедь. Здесь я уже полгода. Мне было удивительно, что здесь ломки без медикаментов проходят мягче, чем с медикаментами дома. Труднее справиться с тем, что кошмар творится в голове. Здоровье, конечно, мы погубили. Через полгода я вернусь к нормальной жизни. На днях, в качестве пробы, поеду в отпуск на неделю. Мне страшно. Все мои друзья так или иначе с наркотиками связаны. Не поверите, все с высшим образованием: педагоги, психологи, милиционеры. Но у меня уже другое мировоззрение, я уже могу отделить добро от зла. Вернусь – выйду замуж, пойду работать архитектором-дизайнером».
Алексей Кузаков, 35 лет, г. Дзержинск Нижегородской области, средне-специальное строительное образование, 13 лет лагерей строгого режима:
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
«У меня алкогольная зависимость с 16 лет, в реабилитационном центре я больше года. Здесь я сделал глоток чистой жизни. Не той, где меня интересовали только деньги, чтобы их прогулять в ресторанах и клубах. Когда деньги заканчивались, я шел на преступление – грабежи, тюрьма. В школе учился хорошо, но поступать никуда не стал, хотелось чем-то выделиться, и вот выделился. Четыре раза выходил на свободу, последний раз – два года назад. И я понял, что я как личность – ноль, хотя мог бы сделать многое. Я увидел объявление в газете и попал сюда. Я за этот год изменился. Вы когда-нибудь на исповеди были? У меня были такие грехи, я такую боль причинял, не осознавая, меня вообще не интересовало, что люди чувствуют. Когда я это понял, будто гири с меня сняли. Я уже готов отсюда уйти. Этого никто за тебя решить не может, надо самому отмести сомнения. Я буду вести трезвую жизнь ради родных и близких. У меня есть семья, познакомились в церкви. В «Осознании» многие создают семьи, потому что могут по-настоящему поддержать друг друга».
Сергей Дятлов, 36 лет, Нижний Новгород, тыловое военное училище, 11 лет тюрьмы:
Не устроить летом отпуск хотя бы на несколько дней – маленькое преступление перед собой. Но как лучше всего дать отдохнуть душе и телу? Кто-то традиционно едет к морю, кто-то собирается навестить родственников… А нижегородка Татьяна Ющенко, 43-летняя одинокая мама четверых детей, в прошлом году провела свой короткий летний отпуск… в монастыре.
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
Все началось с того, что директор частного кадрового агентства Татьяна Ющенко твердо решила отдавать десятую часть от доходов своего бизнеса на благие дела – иными словами, вносить пожертвования. И тут же столкнулась с проблемой: куда или кому жертвовать? «Через несколько дней после принятия такого решения, читая «Российскую газету», я заметила небольшую статью, в которой говорилось, что в Вязниковском районе Владимирской области, в поселке Мстёра, восстанавливается женский монастырь во имя святителя Иоанна Милостивого, – вспоминает Татьяна. – А вторы просили помочь монастырю кто чем может – деньгами или трудом. Мне особенно понравилось это выражение: «деньгами или трудом». Я поняла, что готова помочь и тем, и другим».
Татьяна признается, что в церковь она до этого ходила лишь изредка, а уж в монастыре ей тем более не доводилось ни жить, ни трудиться.
Интересно стало. «На дворе – кризис, грехов полно, да и морально я подустала от борьбы за жизнь. А еще вспомнила: в юности, когда мы жили в деревне, то с тяпкой на огороде любой стресс у меня проходил за два дня. Сейчас же, в городе, меня разрывает от дум и мыслей. Еще моя бабушка говорила: «Будут трудные времена, Танюшка, ты работай побольше да ешь поменьше, никаких дурных мыслей в голове не будет». Посмотрите, на руках у нас, городских, ни у кого мозолей нет, даже у мужиков!» – так объясняет Татьяна свое решение уехать на четыре дня в монастырь. Сказано – сделано.
Знакомство с собственной гордыней
От Нижнего Новгорода до Вязников она добиралась на автобусе два с половиной часа, а дальше – еще сорок минут на местном автобусе до поселка Мстёра. «Мои представления о Мстёре не оправдались: я-то думала, это небольшая деревенька в лесу – три дома, деревянная церквушка. Но поселок оказался очень большим и красивым! К моему стыду, перед поездкой я даже не удосужилась посмотреть про Мстёру информацию в Интернете – вот она, самоуверенность и гордыня. И только по возвращении в Нижний прочитала, что Мстёра, пожалуй, единственный в России населенный пункт, где практически каждый второй житель – художник или иконописец. Например, именно мстёрские иконописцы восстанавливали шедевр древнерусской живописи – «Троицу» Андрея Рублева!»
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
Из дневника Татьяны Ющенко
Четверг, день первый
«Автобус останавливается на площади рядом с Богоявленским мужским монастырем, и сразу за ним – женский монастырь Иоанна Милостивого. Идти три минуты. Перед монастырем я вытащила из рюкзака платок и повязала его: не буду никого гневить, ведь в Божьи места приехала. Так как перед отъездом из Нижнего предупредила, что еду помогать, меня ждали. Мне показали комнату, объяснили правила и попросили подождать матушку Фомаиду, так как она определяет, где будет трудиться человек. Матушки Фомаиды не было, а сидеть не хотелось, и я предложила помощь на кухне, что и определило мое дальнейшее послушание. Когда собрались все сестры на ужин, оказалось – девять человек, вместе со мной.
Итак, действующие лица: матушка Фомаида (около 40 лет), мать Саломея (далеко преклонный возраст), мать Мария (далеко преклонный возраст), мать Лидия (далеко преклонный возраст), послушница Надежда – эти сестры живут постоянно в монастыре. Именно эти женщины и восстанавливают монастырь. Остальные приезжие, как и я».
Татьяна признается, что лишь через несколько дней смогла осознать: всего пять человек, трое из которых «далеко преклонного возраста», восстанавливают храм и монастырь своими силами и с Божьей помощью.
Остаток первого дня она посвятила наведению порядка на кухне. А потом непривычно хорошо спала.
Уклад монастыря
Монастырь во имя свт. Иоанна Милостивого, в который попала Татьяна, не лишен благ цивилизации: сюда проведена вода, есть титан, нагревающий воду, душевая кабина и стиральная машина-автомат. Кухня тоже оказалась на удивление обустроенной: несколько холодильников, электрические плиты, посуда и кухонная бытовая техника – от комбайна до кофемолки. Только вот следить за трапезной особо некому: все функции в монастыре и без того распределены между пятью постоянно живущими там женщинами. Мать Мария – это забота о животных (козы, куры, гуси), мать Саломея – забота о храме, мать Лидия – это огород и сохранность урожая с него, послушница Надежда выполняет любые поручения и на кухне, и в храме. Матушка Фомаида – это «топ-менеджер» всей обители, как выразилась Татьяна. Реклама по привлечению инвестиций на строительство храма, обеспечение жизнедеятельности всех живущих в нем и еще множество трудностей, которые постоянно возникают, – все на ее плечах, поэтому ей часто приходится отлучаться. Вот и получается, что кухней занимаются в основном приезжие, а в монастыре мечтают о постоянном человеке – женщине, которая умеет и любит готовить, наводить порядок и чистоту, готова постоянно жить в монастыре. Работа не из легких, и Татьяна Ющенко испытала это на себе.
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
Из дневника Татьяны Ющенко
Пятница, день второй
«Подъем в 6 часов утра, но я проснулась раньше, так как очень хочется в туалет, а он на улице, и расстояние до него приличное. Очень хочется на свой родной и теплый унитаз. Но пресекаю все мысли о цивилизации и опрометью бегу на улицу. Надо отдать должное, туалет новый, только построили, чистый, с дорогой туалетной бумагой – мое самолюбие утихает. По дороге назад в обитель я наблюдаю рассвет, который помню только в молодые годы. И начинают мелькать в голове первые благодарственные мысли, которые давно уже меня не посещали.
Дальше – умывание, утренняя молитва, завтрак и трудовое послушание, в 12 часов – обед, можно отдохнуть, потом снова труд, в половине четвертого – чаепитие, опять трудовое послушание, ужин в 7 вечера и после него вечерняя молитва. После десяти часов отбой, но строгости в режиме нет. Можно лечь хоть в час ночи, но вставать придется в 6 утра. Таков распорядок монастыря.
За день я успеваю привыкнуть и приспособиться ко всем жителям монастыря, помочь приготовить завтрак, обед и ужин и, естественно, перемыть посуду после трапезы, переработать несколько мешков яблок на варенье и компот. И попутно все так же навожу порядок на кухне.
К вечеру начали с непривычки болеть ноги от усталости. На вечерней молитве я уже не могла стоять. И вдруг вспомнила, как недавно по телевизору показывали программу про жизнь известных людей в монастыре. Одна актриса рассказывала, как она украдкой спала на утренних молитвах, стоя на коленях. Господи, прости меня, но я поступила точно так же. Постелила коврик на пол храма, опустилась на колени, наклонилась до полу и тихо дремала. Моя гордость была разбита, самолюбие – тоже, но мне было уже все равно.
Мыслей не было. И когда, упав на кровать, я провалилась в сон, у меня возникло давно утерянное чувство благой усталости. Состояние, когда ты доволен своим трудом и ощущаешь результаты своего труда».
Откровения у плиты и за столом
Работая на кухне, Татьяне довелось кормить не только тех, кто живет в монастыре, но и всех, кто приезжает помочь, – ребят из соседнего села, где располагается реабилитационный центр «Осознание», и отца Сергия, приехавшего с ними. Разговор с последним побудил ее задуматься о том, что мужчины и женщины – два разных и несовместимых мира, так как женщины живут чувствами, а мужчины очень рациональны. «Я поняла, что соединяет нас только любовь, – говорит Татьяна. – Как мост, она соединяет отца и сына, мать и дочь, свекровь и невестку, зятя и тещу, мужа и жену, всех нас независимо от возраста, родства и положения. Возможно, это и есть Божий промысел».
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
Из дневника Татьяны Ющенко
Суббота, день третий
«Я закреплена на кухне в помощь. Готовим первое – рассольник, на второе рис с тушеными кабачками, салат из огурцов, чай с пряниками и печеньем. На обед собираются все женщины и мужчины. Немного опаздываем с готовкой, так как выключили свет, и мы не можем использовать электрическую плитку. Наконец, столы накрыты, все садятся. Перед приемом пищи – обязательно молитва.
Матушка Фомаида и отец Сергий – отдельно, у мужчин свой стол, и мы, женщины, за другим столом. Едим тихо, без разговоров. Когда трапеза закончена, отец Сергий неторопливо начинает беседу про Александра Невского. После беседы все встают, читают молитву и расходятся.
Остаток дня мы перемывали банки, закладывали варенье в них и переносили в кладовую, а заодно и наводили там порядок. На вечерней службе я больше не спала. Ощущала покой в душе во время молитвы. Я вела беседу с Богом и рассказывала о накопившемся у меня на душе и на сердце. Не жаловалась, не просила, не требовала, не умоляла – я беседовала. Стоя на коленях в молитве, я вдруг осознала, какой верой обладают люди, которые восстанавливают этот храм. Все мои жизненные трудности стали такими маленькими по сравнению с тем мужеством, с каким эти люди несли свой выбранный крест на своих плечах. Вот у кого учиться преданности своему предназначению! С этими мыслями я и уснула. Спала как никогда хорошо».
Лучше всякого тренинга
Фото: АНТОН БЕРКАСОВ
За время своего небольшого послушания Татьяна вспомнила, что, оказывается, хорошо готовит – особенно постную пищу. «Спасибо кризису, научил!» – смеется она. В ответ на многочисленные похвалы своей стряпне – «спаси Господи» вместо «спасибо». А подводя мысленно итоги пребывания, она поняла, что получила неизмеримо больше того, за чем приехала: самооценка поднялась без всяких тренингов и семинаров – от честного труда, от благой усталости. Ушли сомнения, но появились вопросы, о которых так часто забывают городские жители. А главное, к ней пришло желание продолжить эксперимент и совершить еще не одно путешествие по святым возрождающимся местам.
Из дневника Татьяны Ющенко
Воскресенье, день четвертый
«Утро началось активно: служба воскресная, поэтому завтрака нет, а будет обед. И я готовлю все самостоятельно, мне доверили кухню и приготовление пищи, помогали только девочки из центра «Осознание». Приготовили настоящий украинский борщ, на второе отварили вареники с картошкой, девочки сделали очень вкусный салат и компот из свежих яблок. Трапеза растянулась на несколько часов, так как приехали паломники из Коврова. Кормили, мыли посуду – в несколько смен.
На душе стало светло и тепло, мне захотелось отблагодарить людей. Я замесила тесто, и на ужин мы все вместе пекли плюшки с маком. Было весело, мы смеялись, тихо пели церковные песни. А в понедельник рано утром я должна была уехать.
Обязательно вернусь сюда снова. Только когда – не знаю, загадывать не люблю».
Источник: журнал «Русский мир.ру», №8, август 2010 г.