женский монастырь на бахаревке
Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
В 1869 г. купеческая вдова Н.К. Бахарева устраивает женскую общину – Серафимо-Покровское женское общежитие. Возглавила ее Феодосия Норина. Построена церковь Покрова Божией Матери для нужд сельской общины.
В начале июня 1907г. на месте будущей монастырской церкви был отслужен молебен, а через год общине был присвоен статус монастыря.
17 января 1909 года утверждена Священным Синодом настоятельница монастыря игумения Глафира.
23 июня 1909 г. состоялось освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящение совершил Преосвященный Палладий.
Во второй половине 1910г., появился постоянный пастырь, который был единственным и последним священником – иерей Владимир Сапожников. Он родился 1 октября 1887г. в Перми, в семье диакона, учился в Духовной семинарии. С первых лет служения в Бахаревском монастыре, отец Владимир развернул широкую педагогическую и миссионерскую деятельность.
В 1912 г. отец Владимир открывает Воскресную школу для малограмотных насельниц.
21 октября 1914 г. игумения Глафира получает высочайшую награду (из кабинета императорского величества). Преосвященнейший Андроник возложил на игумению Глафиру золотой наперсный крест.
Весной 1998 г. начались работы по восстановлению будущего храма. Настоятель Нижне-Курьинской церкви о. Петр даровал храму первые 4 иконы.
21 июля 1998 г в праздник Казанской иконы Божией Матери настоятель Свято-Троице Сетфанова мужского монастыря освятил домовую церковь. В праздник преподобного Серафима Саровского отслужили первую литургию. В восстановительных работах участвовали послушники Свято-Троице Сетфанова мужского монастыря, первые насельницы скита и приезжие паломники из разных уголков Пермского края.
29 декабря 2000 г. Священный Синод постановил преобразовать Бахаревский женский скит в самостоятельный Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский Бахаревский женский монастырь и утвердить настоятельницей монахиню Руфину (Сидорову). Монастырь имеет 2 храма: деревянный домовой в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичный в деревне Бахаревка в честь Покрова Божией Матери, последний храм находится в стадии восстановления. Вблизи обители находится 4 святых источника.
27 июля 2009 г. по решению Священного Синода матушку Руфину назначают на должность настоятельницы Иоанно-Богословского женского монастыря в городе Кунгуре, а на должность настоятельницы Бахаревского монастыря назначают монахиню Софию (Забурдаеву).
Сейчас ведется восстановление храма Покрова Божией Матери ранее принадлежавшего монастырю и переданного в 1998 году в разрушенном состоянии. Строится храм в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь
Мiръ Россия Пермский край Пермь Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь
Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь был официально образован в 1908 году. На территории расположены святые источники, обустроена купальня.
Содержание
История [ править ]
Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь был официально образован в 1908 году. Хотя женская иноческая община появилась близ деревни Бахаревка еще в 1863 году. После ее закрытия на этом месте была образована богадельня с приютом для сирот.
На территории монастыря был заложен Казанский и Покровский храмы. В советское время территория святыни была преобразована в санаторий, а сестры выселены.
В 1998 году началось восстановление домового храма и создание скита. В 2000 году обители вернули статус монастыря. На территории расположены святые источники, обустроена купальня.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Пристанционная улица, 38, Пермь, Пермский край, Россия, 614033
Автобус 1. До остановки Улица Лодыгина. Пересадка на трамвай 8. До остановки Элеватор. Далее пешком до ул. Пристанционная, 38 (около 23 минут).
Автобус 19. До остановки Троллейбусное депо. Пересадка на трамвай 8. До остановки Элеватор. Далее пешком до ул. Пристанционная, 38 (около 23 минут).
Автобус 66. До остановки Троллейбусное депо. Пересадка на трамвай 8. До остановки Элеватор. Далее пешком до ул. Пристанционная, 38 (около 23 минут).
Автобус 19. До остановки Молкомбинат. Далее пешком до ул. Пристанционная, 38 (около 33 минут).
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(Пермской и Соликамской епархии), расположен в дер. Бахаревке в черте г. Перми.
1863-1921 гг.
Указом Синода от 4 июня 1908 г. К. м. был открыт, настоятельницей назначена игум. Глафира (Казакова), а казначеей мон. Анастасия (Кузнецова). 1 окт. 1907 г. в К. м. был заложен, к нач. лета 1909 г. построен и 23 июня 1909 г. освящен еп. Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) собор в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1914 г. игум. Глафира была награждена золотым крестом (от Кабинета Его Императорского Величества), к-рый на нее возложил архиеп. Пермский и Кунгурский сщмч. Андроник (Никольский) за Божественной литургией в кафедральном соборе г. Перми.
Первоначально в обители не было постоянного священника, и игум. Глафира неоднократно обращалась за помощью к архим. Варлааму (Коноплёву) с просьбой направить для служения в храме белогорских иеромонахов. Со 2-й пол. 1910 г. в мон-ре служил постоянный свящ. Владимир Сапожников, развернувший широкую педагогическую и миссионерскую деятельность. В начальном уч-ще при монастырском приюте о. Владимир преподавал Закон Божий, отправлял сестер обучаться на 4-годичные миссионерские курсы при пермском в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ре. В 1911 г. и с началом первой мировой войны о. Владимир благословлял своих духовных чад принимать участие в деятельности общества Красного Креста. В 1912 г. по благословению еп. Палладия (Добронравова) в К. м. была открыта воскресная школа для малограмотных сестер.
1921-2012 гг.
В нач. 20-х гг. XX в. игум. Глафира (Казакова) была зверски убита, свящ. В. Сапожников выселен из К. м., в течение 14 лет он служил в Никольской ц. с. Кольцова, где сложилась небольшая жен. обитель (9 сестер). В ночь на 15 июня 1937 г. свящ. Владимир был арестован по сфабрикованному делу о создании «контрреволюционной монархической группы священнослужителей Кунгурского района» и 20 сент. того же года расстрелян вместе с 19 др. священнослужителями. В 1957 г. свящ. В. Сапожников был реабилитирован «за недоказанностью улик».
В 1997 г. часть построек К. м. была передана пермскому Стефанову во имя Св. Троицы муж. мон-рю. Трудами наместника архим. Стефана (Сексяева) здесь был организован женский скит Стефанова монастыря. 21 июля 1998 г. в частично восстановленном здании архим. Стефан освятил домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.
Решением Синода от 29 дек. 2000 г. Бахаревский скит был преобразован в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Руфина (Сидорова).
К. м. размещается на площади ок. 6 га. К 2012 г. в мон-ре восстановлены деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, колокольня, новый кирпичный сестринский корпус и др. жилые и хозяйственные постройки. Организованы швейная мастерская, обширное хозяйство, скотный двор. В мон-ре имеется обширная б-ка; воскресная школа для детей и взрослых; проводятся экскурсии. На территории К. м. находятся 4 источника: в честь Казанской иконы Божией Матери, Покрова Пресв. Богородицы, прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца. С 2004 г. в мон-ре была возрождена традиция встречать 26 июня крестный ход, идущий на Белую гору.
Сестры ведут миссионерскую работу с курсантами Пермского ин-та ФСИН. Во время каникул при К. м. разбивается правосл. лагерь для детей. К нач. 2012 г. в К. м. проживали игум. София (Забурдаева) и 19 насельниц, в т. ч. схимонахиня.
Женский монастырь на бахаревке
» ПОД ДЕРЖАВНЫМ ПОКРОВОМ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ «
( по материалам газеты Православная Пермь №1 ( 76 ) январь 2004 г.
Нынче, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, наш корреспондент Анастасия Бочманова побывала в этой обители.
До назначения настоятельницей монастыря игумений Глафиры (Гликерии Ивановны Казаковой) его возглавляла монахиня Анастасия (Кузнецова), ставшая впоследствии казначеем. Феодосия Норина (основательница Бахаревской общины), находясь уже в преклонных годах, приняла схиму с именем Феофания и оставалась жить в монастыре на покое.
С 1909 г. началась застройка монастырской территории, росло хозяйство. К 1913 г. в обители уже было более 200 сестер. К этому времени в монастыре действовало 8 мастерских, которые приносили основной доход обители. Сестры трудились на кухне, в огороде, на конном и скотном дворах, разводили птицу. Был выкопан пруд для разведения рыбы, действовал водопровод. Было и кирпичное производство, основанное еще в 1879 г. Из своего кирпича сестры выстроили Покровский храм в д. Бахаревой, который после упразднения общины стал приходским, Из кирпича Бахаревской обители возведена часовня свт. Стефана в Перми.
Всего 12 лет просуществовал монастырь, этот светильник веры, но широко был известен в народе и особо им почитался: до 5 тысяч богомольцев в год посещали святую обитель, через нее шли ежегодные крестные ходы на Белую Гору.
Казанский храм еще какое-то время действовал после ликвидации монастыря, но вскоре также был закрыт. Здание храма основательно перестроили, приспособив его под санаторный корпус. Неизвестно, куда делся великолепный четырехъярусный иконостас и другие церковные ценности. Сохранились рассказы о том, как прихожане и сами инокини пытались спасти хоть что-то из утвари: так, от монахини Пелагии узнали, что сестры замуровали в стену одного из корпусов потир – чашу для причащения.
И вот в конце 2000 г. пришло радостное известие: скит преобразуется в монастырь, а м. Руфина становится его настоятельницей. Начался качественно новый этап в жизни Бахаревской обители.
Покровский храм, когда-то принадлежащий Бахаревской общине, отдали обители еще в 2000 г. До этого здесь располагалась школа, но со временем учить стало некого, и она пришла в упадок. Само здание было сильно перестроено внутри и теперь требовало капитального ремонта. Именно здесь стали проводить богослужения, пока восстанавливали Казанский храм.
ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ ПОЖАРА
Я ехала в обитель на праздник Покрова в полной уверенности, что попаду на богослужение в Покровском храме. Оказалось, что службы вновь идут в Казанской церкви, и начались они еще со дня Святой Троицы. Казанский храм удалось частично восстановить за 9 месяцев, а Покровский взялись капитально перестраивать.
Как жаль, что в поисках святынь мы зачастую преодолеваем многие сотни километров, а своими святынями, которые находятся рядом, пренебрегаем!
Каждый вечер, пока не стемнело, сестры идут вокруг монастыря крестным ходом. Несут икону Божией Матери «Неопалимая Купина», образ преподобного Серафима Саровского и крест с Распитием. Идут с молитвой и верою в незримый Державный покров над обителью Царицы Небесной и заступничество Саровского Чудотворца.
с января 1909 года
В начале июня 1907г. на месте будущей монастырской церкви был отслужен молебен, а через год общине был присвоен статус монастыря.
1 октября 1907г. закладка храма, установка креста.
1912 г. – отец Владимир открывает Воскресную школу для малограмотных насельниц.
Сейчас ведется восстановление храма Покрова Божией Матери ранее принадлежавшего монастырю и переданного в 1998 году в разрушенном состоянии. Требуются средства для написания икон в иконостас, на реконструкцию источников, на строительство нового Казанского храма, сестринского корпуса и трапезной.
«Божия Матерь протирала нас через сито»
Монахиня София (Забурдаева) о пути в монастырь и женском монашестве
Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский монастырь – светильник дореволюционной Перми для православных – знал тесный путь скорбей и гонений. Его закрывали и разрушали, а он стоял – как дом, построенный на камне, а не на песке.
В 1863 году купеческая вдова Настасья Бахарева в память о горячо любимом муже основала на окраине Перми, в чудесном, красивейшем уголке Пермского края, женскую общину. Общине пришлось пройти немало испытаний и скорбей, прежде чем в 1907 году был заложен первый монастырский храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а в 1908 году Святейший Синод объявил о преобразовании женской общины-богадельни в общежительный монастырь. Разрешалось набирать столько сестер, сколько «обитель в состоянии будет содержать на свои средства».
«Действительно, дивная местность и очаровательный вид с горы… невольно приходит страх и удивление от величия замечательной во всех отношениях местности. Она Самим Творцом хранилась и наконец дождалась своего предназначения», – писал иеромонах Серафим (Кузнецов), много доброго сделавший для юной обители.
Рядом с монастырем – целебные источники, целых четыре: Казанский, Покровский, Серафимовский и святителя Николая Чудотворца. Пруд, окаймленный хвойными и лиственными деревьями, березовая роща, изумительно чистый и свежий воздух, большая духовная библиотека. Обитель привлекала сестер, искавших духовного роста, – в 1913 году здесь подвизались 202 инокини. Монастырь вырос, окреп, мог уже заниматься делами благотворительности и милосердия, бесплатно кормить богомольцев, жертвовать на церковные школы, детский приют, строительство храмов.
В 1921 году обитель была закрыта, и в ее корпусах разместили детский туберкулезный санаторий. Трудоспособных сестер новые власти приказали «строго использовать на работах и службе санатория», престарелых же и нетрудоспособных – отправить в дом инвалидов. Были закрыты иконописная, ткацкая, ковровая мастерские, а вот жестяной мастерской нашли применение – приказали срочно приступить к изготовлению плевательниц.
Казанская церковь еще не была закрыта, службы в ней продолжались, шел большой приток богомольцев, что, по мнению властей, «отрывало монахинь от основной работы». Тогда в храме поставили 40 коек для больных, а позднее превратили его в медвытрезвитель. Такие рачительные хозяева.
Многие монахини отбывали срок в лагерях, после лагерей и ссылок возвращались. Объединялись вокруг пастырей: из Вишлага освободился архимандрит Таврион (Батозский), служил при Успенской старокладбищенской церкви схииеромонах Андроник (Лукаш).
Возрождение обители началось в 1998 году. Нам посчастливилось побеседовать с матушкой Софией (Забурдаевой), настоятельницей монастыря, и в ее рассказе отразились все черты современного женского монашества:
«Господь вел. Властно взял за руку, как ребенка, – и повел. Постепенно мирская жизнь стала неинтересна…»
– Пути Господни неисповедимы. У меня была очень верующая мама, а я – так себе… Когда мама умерла, нужно было идти в храм заказать поминовение, подать записки. Не то чтобы появилось свое желание – Господь вел. Властно взял за руку, как ребенка, – и повел. Сыну исполнилось тринадцать, брала с собой на службу. Потихоньку втянулись.
Постепенно мирская жизнь стала неинтересна. Отошли друзья с их покупками новых вещей, застольями, развлекательные фильмы стали неинтересными – мир повернулся ко мне другой стороной. Я для него как-то испортилась… Стала неподходящей.
Мама была первым другом – и я рыдала, просила Господа послать мне человека, которому могла бы открыть душу, как маме когда-то. И Господь ответил на мои молитвы – я обрела духовного отца, архимандрита Стефана.
Я обрадовалась гостье – курицы нажарила, не знала, что она уже не ест мясного. Она курицу есть не стала, попросила кефиру. Сидим. Сын, Ванечка, закрылся в другой комнате, телевизор включил. Она говорила мне о Боге, а я думала: она же врач, профессор – как она может быть верующим человеком?!
Валентина Васильевна пригласила меня к себе домой, я пришла, у нее в то время собиралось много молодежи. Когда началось в середине восьмидесятых годов возрождение Успенского монастыря в Перми, Валентина приняла монашеский постриг, потом стала настоятельницей монастыря, игуменией. Я старалась постоянно бывать в обители: готовила, мыла, шила – после работы, все праздники, выходные. Стала чувствовать, что там мое место.
Вырос и женился сын, появился внук, и мне пришло время уйти в монастырь, на Бахаревку, к матери Руфине, настоятельнице обители. С 1998 года я тружусь в обители, была благочинная, сейчас настоятельница монастыря.
Одно время приходили в обитель многие молодые сестры – такой был призыв благодати Божией. Люди ведь легко откликаются на что-то новое: открылись монастыри – и они пошли. А потом испробовали это новое… И остались – не все, а только избранные, те, кого выбрала Сама Пресвятая Богородица.
«Трудно подчиняться тому, кто моложе, кто менее образован, но в монастыре другие показатели преуспеяния – мирская карьера не всегда на пользу духовной жизни»
Почему уходят из монастыря? Кто-то не может понести друг друга, не в силах смириться. Иной пришел раньше в обитель, продвинулся дальше в духовной жизни и на послушании начальствует – приходится его слушаться тому, кто пришел позднее. Трудно подчиняться тому, кто моложе, кто менее образован, но в монастыре другие показатели преуспеяния – мирская карьера не всегда на пользу духовной жизни.
Уходят потому, что не могут понести тяготы монашеской жизни, внешние трудности – привыкли к комфорту в миру, тяжело переносят неблагоустройство. Ночью тяжело стоять на молитве. Монашество – подвиг. Не все готовы к подвигу. Первоначальная благодать отступит – и выходят на свет немощи. Бог – Он тот же, а люди стали слабее…
Причина ухода и в самости, в эгоизме, мы стали очень любить себя, нет самопожертвования. Боимся трудностей, бежим от них. «Ой, трудно, грязно, пойду, куда полегче»…
Когда сама шла в монастырь, мне казалось, что готова к монашеской жизни: шить, вязать, варить умею… И только с годами поняла – что ничего не умею и ничего не знаю. Как Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Так и я…
Сначала очень тяжело было: нужно раньше вставать и позже ложиться, чем в миру, – целый день на ногах… Да еще несмирение… Нужно смириться перед каждым, каждого полюбить.
«Гора. Носили дрова на руках. Бани не было, ставили своими руками, женскими. Пришлось не только шить, но и копать, и садить…»
Дров не было, подъезд плохой к монастырю, гора, носили дрова на руках, топили печи. На покос – вставать рано. Бани не было, ставили своими руками, женскими. Пришлось не только шить, но и копать, и садить. Господь, Пресвятая Богородица очень помогали – сильная ревность была. Постепенно накапливалась усталость, появилось искушение уйти:
«Матушка Руфина, я уйду!» – «Что – испугалась?!»
Помолилась за меня матушка-старица, и ушли искушающие помыслы.
Сейчас счастлива, что когда-то переступила порог этого монастыря – древнего, намоленного, пусть и разрушенного, поруганного. Я когда первый раз сюда приехала: послушница моет крылечко. Снимаю обувь на улице и захожу без обуви. «Вы зачем разулись?!» А я – так почувствовала: благодать намоленного места. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая…
Оглядываясь назад, вижу: много было трудов, искушений. Божия Матерь протирала нас через сито – разные люди приходили и уходили, у каждого – свои привычки, немощи, скорби. Начинаешь подвизаться – страсти наружу выходят, проявляются. Порой и сам от себя не ожидаешь… Но знаешь, что можешь за помощью к Господу обратиться – и Господь не посрамит.
Горели в 2002 году… Было и утешение – в самом эпицентре огня остались нетронутыми иконы – аналойный образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы и бумажная икона «Неопалимая Купина». Деревянный киот полностью обгорел, а сама икона стояла нетронутая огнем и сияла яркими красками. Спасли и ковчег с 54 частицами святых мощей угодников Божиих. Такое чудо…
В 2009 году матушку Руфину перевели, осталась я настоятельницей. Страшно. Была одна из сестер – с одной ложки ели, а теперь матушка, за всех отвечаю… Потихоньку привыкли. И люди, и стройка, и духовная жизнь. Молитва. Если бы не милость Божия…
Каким чудом растет наш монастырь? Читали об Оптинских старцах? Отец Моисей начинал строительство без гроша в монастырской казне, и Господь посылал. Думаю: так то же преподобный Моисей был! А мы-то – что?! Разве мы так можем, как он?! А потом, Господь внушает, и говорю: «Сестры, давайте строиться!» – «Да что вы, матушка, у нас же совсем денег нет! На что строиться-то?!» – «А Господь поможет!»
Начали строиться – денег ни копейки! Тут кирпич пожертвовали, там доски привезли… Идет стройка! Спрашиваю у сестры-казначеи: «Сколько мы уже на строительство издержали?» – «Восемь миллионов, матушка!» – «Как?! Да где же мы их взяли-то?!» – «Да я и сама не знаю… Вы же говорили: Господь пошлет! Он и послал!»
До слез… Мы-то не такие, как преподобный Моисей Оптинский, а Господь – Тот же. И вчера и днесь…
«Источники у нас чудотворные. Приезжают, жалуются: нет детей. Окунутся, помолимся. Приезжают снова: матушка, мы ребеночка ждем…»
Источники у нас чудотворные. Одно время много молодых приезжали, жаловались: детей не было. Повожу по святым источникам, окунутся, помолимся. Ну, сколько, может, год, полгода пройдет – приезжают снова: матушка, мы ребеночка ждем!
Одни плакали прямо: нет детей. Провела по всем источникам с молитвой. Сейчас у них двое детишек – София и Кирилл.
Будете в Перми – приезжайте к нам в гости! Храни Господь! Помощи Божией всем читателям сайта «Православие.ру»!