женский монастырь под козельском
Контактная информация
Наш почтовый адрес:
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, село Старое Шамордино, монастырь
Телефон справочной службы:
+7(915)894-16-80, звонить с 10.30 до 16.30 (кроме воскресенья).
Наше название:
Религиозная организация «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Наши реквизиты:
ИНН 4009003194 КПП 400901001
р/сч 40703810522160100805
БИК 042908612 кор/сч 30101810100000000612
в Калужском отделении № 8608 ПАО Сбербанк г. Калуга
ОГРН 1034004900599 ОКВЭД 94.91
Наш юридический адрес:
249706 Калужская облласть, Козельский район, д.Шамордино, монастырь
Написать письмо
Используйте данную форму для отправки сообщения представителям монастыря Шамордино. Также Вы можете узнать интересующую Вас информацию в разделе «Вопросы и ответы»
Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе.
Своим ходом: от метро «Теплый стан» рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский или г. Хвастовичи
Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)
Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.
С расписанием движения автобусов из Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан.
С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.
С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска.
Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам.
Автостанция Козельск: (код 48442)22502
Козельское АТП: (код 48442)22240
Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или
г. Хвастовичи.
С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.
Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.
Обитель
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину в принадлежавшем ей имении Шамордино.
Незаменимой помощницей преподобного Амвросия в устроении пустыни была всецело преданная старцу его духовная дочь схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). 1 октября 1884 года в день открытия обители матушка София была назначена ее первой настоятельницей, а обитель стала называться Казанскою в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери. Вся жизнь Шамординской пустыни проходила под старческим руководством: богослужебный устав, монастырские порядки, строительные дела, назначение послушаний и др. устраивались с благословения преподобного Амвросия. Число насельниц обители пополнялось большей частью сестрами, которых направлял сюда сам батюшка. Приезжая в Шамордино, он все осматривал, размечал места для строительства будущих храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. Несмотря на то, что схимонахиня София только четыре года управляла обителью, ей удалось многое сделать за это время и заслужить безграничную любовь сестер. В 1987 году первоначальница Шамординской обители была прославлена в Соборе Тульских святых.
Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Благодаря щедрому покровительству известного московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки: величественный Казанский собор, здание богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», водокачка. При его же содействии были созданы различные мастерские: живописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, коверная и др.
В годы гонений на Православие Шамординскую пустынь постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках. Все земли и угодья обители стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. Но без Божиего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок. Все созданное трудом сестер было разорено безбожной властью.
С марта 1990 года в Шамординской пустыни возобновилась монашеская жизнь. Настоятельницей была назначена игумения Никона (Перетягина, 1941-2012), насельница Рижского монастыря. Вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.
В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Этот храм является одним из основных в обители, в нем ежедневно совершается весь богослужебный круг.
Сохранившаяся до наших дней келья батюшки Амвросия сейчас находится около храма, недалеко от места своего исторического расположения.
13 августа 2005 года после завершения основных восстановительных работ был освящен Казанский собор, главный храм монастыря. Святейший Патриарх Алексий II и прибывшие с ним архиереи освятили помимо центрального еще два боковых престола.
В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством первой настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) были вновь открыты монастырская богадельня и больница, для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Обитель имеет собственное подсобное хозяйство: молочную ферму, огороды, поля, пасеку, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства. Сейчас в Шамордине подвизается более ста тридцати сестер, все они находятся на полном обеспечении, получая от обители все необходимое.
27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне пустынь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение, что стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей. Эту дату можно считать началом периода расцвета, когда самые тяжелые восстановительные работы были завершены, физические перегрузки первых лет отошли в прошлое и основные силы сестер перенаправлены на духовный труд как основную цель монашеского звания.
Скорбной страницей в истории этого благодатного времени стала безвременная и скоропостижная кончина дорогой и приснопамятной матушки игумении Никоны, последовавшая 28 мая 2012 года. Только вера в бесконечную милость, которую должна обрести у Господа ее праведная душа, помогла сестрам перенести эту утрату.
В настоящее время обитель живет под руководством новой настоятельницы – игумении Сергии (Щербаковой), возведенной в игуменский сан 6 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре г.Москвы. Матушка Сергия, бывшая более двадцати лет в монастыре и помогавшая почившей игумении Никоне в делах, продолжила сложившиеся традиции и сложившийся монастырский уклад.
В 2015 году по случаю 25-летия возрождения обители Святейший Патриарх Кирилл вновь посетил Шамординскую пустынь и наградил Казанский собор, отмечавший 10-летие со дня своего освящения, правом служения в нем с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».
Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия, матушки Софии возрожденная Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.
Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)
Мiръ Россия Калужская область село Старое Шамордино Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. Обитель основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства.
Содержание
История [ править ]
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину в принадлежавшем ей имении Шамордино.
Незаменимой помощницей преподобного Амвросия в устроении пустыни была всецело преданная старцу его духовная дочь схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). 1 октября 1884 года в день открытия обители матушка София была назначена ее первой настоятельницей, а обитель стала называться Казанскою в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери. Вся жизнь Шамординской пустыни проходила под старческим руководством: богослужебный устав, монастырские порядки, строительные дела, назначение послушаний и др. устраивались с благословения преподобного Амвросия. Число насельниц обители пополнялось большей частью сестрами, которых направлял сюда сам батюшка. Приезжая в Шамордино, он все осматривал, размечал места для строительства будущих храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. Несмотря на то, что схимонахиня София только четыре года управляла обителью, ей удалось многое сделать за это время и заслужить безграничную любовь сестер. В 1987 году первоначальница Шамординской обители была прославлена в Соборе Тульских святых.
Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Благодаря щедрому покровительству известного московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки: величественный Казанский собор, здание богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», водокачка. При его же содействии были созданы различные мастерские: живописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, коверная и др.
В годы гонений на Православие Шамординскую пустынь постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках. Все земли и угодья обители стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. Но без Божиего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок. Все созданное трудом сестер было разорено безбожной властью.
С марта 1990 года в Шамординской пустыни возобновилась монашеская жизнь. Настоятельницей была назначена игумения Никона (Перетягина, 1941-2012), насельница Рижского монастыря. Вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.
В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Этот храм является одним из основных в обители, в нем ежедневно совершается весь богослужебный круг.
Сохранившаяся до наших дней келья батюшки Амвросия сейчас находится около храма, недалеко от места своего исторического расположения.
13 августа 2005 года после завершения основных восстановительных работ был освящен Казанский собор, главный храм монастыря. Святейший Патриарх Алексий II и прибывшие с ним архиереи освятили помимо центрального еще два боковых престола.
В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) были вновь открыты монастырская богадельня и больница, для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Обитель имеет собственное подсобное хозяйство: молочную ферму, огороды, поля, пасеку, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства. Сейчас в Шамордине подвизается более ста тридцати сестер, все они находятся на полном обеспечении, получая от обители все необходимое.
27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне пустынь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение, что стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей. Эту дату можно считать началом периода расцвета, когда самые тяжелые восстановительные работы были завершены, физические перегрузки первых лет отошли в прошлое и основные силы сестер перенаправлены на духовный труд как основную цель монашеского звания.
Скорбной страницей в истории этого благодатного времени стала безвременная и скоропостижная кончина дорогой и приснопамятной матушки игумении Никоны, последовавшая 28 мая 2012 года. Только вера в бесконечную милость, которую должна обрести у Господа ее праведная душа, помогла сестрам перенести эту утрату.
В настоящее время обитель живет под руководством новой настоятельницы – игумении Сергии (Щербаковой), возведенной в игуменский сан 6 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре г.Москвы. Матушка Сергия, бывшая более двадцати лет в монастыре и помогавшая почившей игумении Никоне в делах, продолжила сложившиеся традиции и сложившийся монастырский уклад.
В 2015 году по случаю 25-летия возрождения обители Святейший Патриарх Кирилл вновь посетил Шамординскую пустынь и наградил Казанский собор, отмечавший 10-летие со дня своего освящения, правом служения в нем с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».
Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия, матушки Софии возрожденная Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.
Современное состояние [ править ]
Монастырский комплекс включает в себя Казанский собор, храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, храм в честь Пресвятой Троицы, храм в честь иконы Божия Матери «Утоли моя печали», трапезную, богадельню, больницу, дом С. В. Перлова, скит, святые источники.
Храмы [ править ]
Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.
За алтарем Казанского собора находятся могилки настоятельниц обители. До начала 20-х гг. XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году по проекту губернского инженера Б. А. Савицкого стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова.
В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в которой, приезжая в обитель, жил Старец. Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После смерти стараниями духовного чада С.В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр.
Церковь во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия, 1/14 октября 1884 года, в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь перед Ее чудотворным образом возносил свои молитвы смиренный старец Амвросий.
В северной части обители стараниями и на средства Анны Яковлевны Перловой в конце XIX века выстроено двухэтажное кирпичное здание богадельни. При ней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящение которого было совершено 25 октября/7 ноября 1902 года Калужским архиепископом Вениамином.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь
Телефон справочной службы: +7 915 894 16 80, звонить с 10.30 до 16.30 (кроме воскресенья).
Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два: первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-м километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину пустынь. В конце моста будет висеть указатель – Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г. Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.
Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе.
Своим ходом: от метро Саларьево (Международный автовокзал «Саларьево») рейсовым автобусом до г. Козельск., г. Сосенский или г. Хвастовичи
Автовокзал «Саларьево»: 7 499 940 08 43 (справки)
С расписанием движения автобусов из Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции «Саларьево».
С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.
С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска.
Перед поездкой лучше позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам.
Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.
С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.
Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря пешком.
Шамординский монастырь расположен в 12 км от монастыря Оптина пустынь.
Паломнику [ править ]
Территория Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине открыта для посещения с 8.00 до 20.00.
Расписание богослужений [ править ]
Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте монастыря.
Гостиница [ править ]
Паломники принимаются на ночлег по предварительной записи через форму «Заявка на посещение обители». Ваша заявка должна быть отправлена не позже чем за неделю до приезда группы.
В монастыре не размещаются на ночь мужчины, а также женщины с маленькими детьми (для них нет необходимых условий).
Группы размещаются на ночлег в монастыре только в период с 1 мая по 30 ноября: в будние дни до 20.00 (до закрытия монастыря); по субботам и в канун праздничных дней до 14.00.
Паломники размещаются в домиках на 40 человек с двухъярусными кроватями. Постельное белье имеется, но, если у вас есть желание, можете взять свое личное.
Руководитель обязан подготовить паломников к посещению монастыря, заранее ознакомить их с общими правилами поведения на территории обители.
Он несет ответственность за всю группу в течение всего времени пребывания в монастыре.
Трудникам [ править ]
Сестры обители будут благодарны паломническим группам, желающим помочь сестрам и потрудиться во славу Божию в монастыре. Возможные послушания в обители:
Подробную информацию о правилах поведения, распорядке дня, экскурсиях Вы можете узнать на сайте обители.
Фото [ править ]
Вид сверху на монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского
Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Храм в честь Пресвятой Троицы
Преподобные Амвросий Оптинский и схимонахиня София Шамординская (Болотова)
Шамордино: любимое детище преподобного Амвросия Оптинского
Игумения Сергия (Щербакова)
В нынешнем году Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь отмечает 135-летие со дня основания. Женская община в сельце Шамордино, расположенном между старинными городами Калугой и Козельском, была учреждена Определением Святейшего Синода от 13–20 июня 1884 года. А день освящения домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, созданной стараниями преподобного старца Амвросия, считается днем создания монастыря. Первой настоятельницей обители стала духовная дочь старца монахиня София (Болотова).
История и современность, труды сестер по возрождению монастыря и спасению своих душ – эти аспекты легли в основу нашей беседы с настоятельницей монастыря матушкой игуменией Сергией (Щербаковой).
О полунощнице, или как укреплялся дух любви к богослужениям
Матушка, меня поразили многие факты из жизни будущей первоначальницы вашей обители. И в первую очередь то, что когда она, вдова из древнего благочестивого дворянского рода, стремилась к монашеству, ее духовник отец Амвросий неожиданно благословил ей выйти замуж за пожилого козельского помещика. Лишь после его смерти батюшка облек свою преданную духовную дочь в иноческое одеяние. Чуть позже он совершил ее постриг в мантию с оставлением прежнего имени, а незадолго до кончины матушки – постриг в великую схиму.
Со своей стороны скажу, что жизнь есть жизнь, и в ней всякое бывает: самые неожиданные примеры подвижничества, великого смирения или противления воле Божией. Вот и Софья Михайловна из послушания духовному отцу соединилась с человеком, обремененным многими болезнями. Ухаживая за ним с христианским терпением, она училась отречению от своей воли. Для нее этот период стал своего рода подготовительной школой перед поступлением в монастырь, в котором матушка за столь короткий срок своего настоятельства (чуть более трех лет) смогла не только отстроить зарождавшуюся обитель, но и под руководством преподобного Амвросия создать крепкую духовную основу для монашеской жизни.
Начиная наш разговор об обители, нельзя не вспомнить Вашу предшественницу – приснопамятную матушку Никону (Перетягину), много сделавшую для того, чтобы в возрождающейся в 90-е годы обители «прижился» наиболее полный богослужебный устав, включающий ночные полуношницу и утреню. Вы ведь из числа первых сестер и, наверное, все это помните?
Есть примечательный эпизод, рассказанный самой матушкой Никоной в ее последнем интервью, которое опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» за октябрь-ноябрь 2011 года. Когда, еще будучи монахиней Рижского Свято-Троицкого Сергиева монастыря, она, получив назначение, весной 1990 года приехала в Шамордино, первым кого здесь встретила матушка, был игумен (ныне архимандрит) Поликарп (Нечипорук), незадолго до этого назначенный в обитель духовником и строителем. После взаимных приветствий отец Поликарп ее спросил: «Как думаете, матушка, когда нам начинать полунощницу? Что если в двенадцать ночи?». Она ответила, что именно об этом всегда мечтала: читать полунощницу, как положено, в полночь. То есть с первых минут у них возникло взаимопонимание, которое в течение двадцати двух лет, что матушка стояла во главе обители, лишь укреплялось. А митрополит Евлогий (Смирнов), находящийся сейчас на покое, а в те годы – наместник Оптиной пустыни, рассказывал, как матушка Никона и отец Поликарп приехали к нему из Шамордина за благословением на совершение ночной полунощницы. Он сначала возмутился: монастырь лежит в руинах – до ночных ли служб? Однако «ходатаи» стали его убеждать, что это необходимо для возрождения монашеского духа в разрушенной обители, и, в конце концов, он сдался, только спросил: «А вы потянете?» Потянули… Суть в том, что это был не просто горячий порыв – это закрепилось. Дух любви к богослужениям, присущий нашим руководителям, передавался от них как первоначальным сестрам, так и тем, кто приходил в обитель в последующие годы. У нас любят службы. В основном это заслуга отца Поликарпа, потому что богослужение все на нем. Матушка поддерживала – говорила, чтó в каком порядке следует совершать по уставу. Батюшка все осуществлял.
Теперь Вам Господь судил все поддерживать. Матушка Сергия, нельзя обойти вниманием еще одну дату: пять лет назад Святейшим Патриархом Кириллом Вы были возведены в сан игумении. Получилось ли у Вас за это время установить добрый контакт с духовником обители, какой был у Вашей предшественницы и наставницы? Не случается ли такого, что сестра не знает, кого слушаться: духовника или игумению?
Наш батюшка архимандрит Поликарп не просто духовно опытный пастырь. Он настоящий Божий человек, а с такими людьми, как правило, бывает легко. Я поступила сюда в декабре 1990 года, и с той самой поры батюшка является моим духовным отцом. Когда меня назначили игуменией, то увидела в действии тот его принцип, что был ему присущ при матушке Никоне, а именно: главный человек для сестер – это игумения, и с ее мнением духовник считается. Он может в чем-то помочь, что-то подсказать, но делает это осторожно, тактично, никогда не идет наперекор. Я в свою очередь тоже стараюсь к нему прислушиваться. Видимо, Господь так управляет, что мы с батюшкой имеем на многое похожие взгляды. В важных вопросах монастырской жизни расхождений у нас практически нет.
«Послушания даются в основном по потребности монастыря»
Матушка, в монастыре более ста насельниц. Удается ли помнить имя каждой сестры?
И имя, и фамилию, и год рождения! Поскольку с 1993 года я стала исполнять обязанности благочинной, мне уже тогда пришлось лично знакомиться с поступающими сестрами, назначать им послушания. В какой-то момент я получила в распоряжение их личные дела, в которых содержались их прошения в монастырь и биографии. К тому времени у нас насчитывалось около 50 насельниц, затем в довольно короткий период (2-3 года) собралось уже более 100 сестер. Всех их я знала лично, кроме одной, чье дело оставалось в общей папке, но самой ее уже не было. Спросила о ней у старшей сестры монахини Амвросии, приехавшей вместе с матушкой Никоной из Рижского монастыря: мол, кто такая? Личное дело есть, а кто это, где она? Услышала в ответ, что Ирина поступила в самом начале, но пробыла здесь недолго. Впоследствии я с ней все же познакомилась, когда она вновь стала посещать обитель, и я узнала, что в свое время она входила в московскую инициативную группу, которая отстаивала место для монастыря в 1988 году. Тогда руководство Московского научно-производственного объединения им. Лавочкина хотело создать на монастырской территории санаторий для своих сотрудников. Костяк протестующей группы составили представители ученого мира, в их числе специалист по квантовой механике Фаддей Яковлевич Шипунов. У него в соседней деревне был летний домик, куда он часто приезжал с семьей. Собирая сведения о Шамордино, Фаддей Яковлевич общался с местными жителями, что-то с их слов записывал. В общем, инициативная группа москвичей свою работу сделала – территория монастыря в 1990 году была передана Русской Православной Церкви. Так что после личного знакомства с Ириной я могу сказать, что теперь знаю всех сестер, которые когда-либо были связаны с монастырем.
А каков принцип распределения послушаний? Учитываются ли при этом задатки, склонности к той или иной работе, образование?
Послушания даются в основном в соответствии с потребностями монастыря. Мы не сразу начинаем выяснять, кем человек был в миру, какое у него образование. Потому что не раз случалось, что кто-то из прибывших сразу объявлял о своем намерении остаться в обители навсегда, но при встрече с первыми трудностями уезжал довольно скоро. Поэтому все приходящие к нам обычно проходят свое первое послушание или в трапезной, или на кухне, или на скотном дворе. Если же сестра по возрасту или по состоянию здоровья не может понести одно из этих трех послушаний, ей назначается что-то более легкое: работа в овощном цехе, дежурство и уборка в храме, помощь в богадельне. В это время мы, конечно, наблюдаем за новой сестрой, смотрим, любит ли она монастырские труды, уединение и молитву, насколько исполнительна и послушна. Примерно через четыре-пять месяцев, если видно, что сестра-кандидат утвердилась в своем намерении остаться в монастыре, я знакомлюсь с ней лично: точнее узнаю ее возраст, семейное положение, с тем чтобы выяснить, нет ли препятствий к ее уходу из мира, обращаю внимание на образование и специальность. Например, может случиться так, что в пошивочной не хватает рабочих рук, и если эта сестра по профессии – швея, тогда мы можем послать ее туда на подмогу. По-разному бывает. Но все-таки, особенно в последнее время, мирская профессия в обители чаще всего остается невостребованной. Поэтому сестра делает ту работу, которая нужна монастырю сегодня, а это может быть что угодно, в том числе и то, чем она никогда не занималась в миру. Помню, как в 2010 году оказалось, что на скотном дворе в Переделкино все, посланные нами туда сестры имели высшее образование, на что первым с удивлением обратил внимание Святейший Патриарх.
В Переделкино?
Да, в Патриаршей резиденции. Еще при Святейшем Патриархе Алексии там обустроили скотный двор, и несколько наших сестер было туда командировано.
Какие еще у нас есть традиционные для монастыря послушания, кроме вышеперечисленных? Уборка храмов и благоустройство территории, огороды, курятник, пасека. Также имеются мастерские церковных ремесел.
Среди профессий, которые действительно могут пригодиться в монастыре, стоит назвать профессию медика. Такие сестры могут работать в монастырской больнице или богадельне, но общие послушания у них тоже бывают. Или другой пример востребованной мирской профессии: одна из сестер, имея высшее образование, два года преподавала в православной гимназии, в монастыре она пригодилась в том же качестве и обучает сестер.
Прежде были пробы, теперь – серьезная учеба
Матушка, в ряду важных событий этого года можно назвать еще одно – обитель вошла в число 12 соискателей, получивших свидетельство о церковной аккредитации Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Сестры любят учиться? Они готовы нести увеличившуюся нагрузку – и послушания исполнять, и ходить на занятия, сидеть за учебниками и сдавать зачеты?
Я бы сказала так: несмотря на свою загруженность, сестры учатся с желанием. Все это начиналось еще при матушке Никоне, но тогда были пробы: занятия проходили раз в неделю – в воскресные дни сестры изучали Священное Писание. Был период, когда образовательный процесс прерывался. Затем он возобновился, так как мы уже поняли его важность и необходимость. В то же время учеба не была обязательной. Но когда на Архиерейском Соборе 2011 года Святейший Патриарх Кирилл поставил перед православным монашеством задачу получения качественного духовного образования, мы ясно осознали, что это очень своевременно. Затем в 2015 году Высший Церковный Совет принял «Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви». Цель была поставлена, оставалось подумать, как организовывать учебу, чтобы сестрам для получения образования не приходилось выезжать из обители. Вскоре нам представилась такая возможность, когда две наши насельницы завершили богословское образование в ПСТГУ.
До этого долгое время мы занимались в трапезной. Но наш эконом монахиня Власия (Ушакова), став директором нашей катехизаторской школы, сразу поставила вопрос о необходимости иметь отдельное помещение для занятий. На территории монастыря находится построенный еще в советское время деревянный дом. Мы его полностью обустроили под школу со всем необходимым для учебного процесса.
Как именно проходят занятия?
В старшей группе у нас учится около 40 человек, в младшей – порядка 30. Занятия проводятся также и в богадельне, пожилые монахини охотно их посещают. Меня это радует, поскольку учеба углубляет их знания и способствует молитве.
В катехизаторской школе на данный момент преподаются четыре предмета: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, православное вероучение, общая церковная история. В новом учебном году мы планируем ввести еще два: история Русской Православной Церкви и основы богослужебного устава. Но по условиям аккредитации должно быть восемь предметов, так что на очереди остаются церковнославянский язык и история православного монашества.
В течение учебного года сестры обязательно пишут по изучаемому предмету четыре контрольные работы, за которые выставляются оценки по пятибалльной системе. Что касается итогового зачета, то сестра отвечает по билету и получает «зачет» или «не зачет». Есть сестры, которым в связи с их послушаниями тяжело осваивать сразу несколько дисциплин. Поэтому возможен вариант, когда сестре будет разрешено изучать в течение учебного года только один предмет. Куда нам спешить? Мы год поучимся и два, и три, и шесть… В этом деле главное усвоить материал, а не поставить галочку. Сестры должны пользоваться своими знаниями, иметь церковный взгляд и твердо стоять в истине. Ни для кого не секрет, что немало ересей и расколов зародилось именно в монастырской среде из-за недостатка книжного образования, да и общего развития. Это наша давняя и общая беда, с которой сейчас ведется борьба. Дело трудное, но необходимое.
Можете рассказать о преподавателях монастырской школы?
Монахиня Власия (Ушакова), проживающая в монастыре с 1991 года, в свое время изъявила желание учиться на заочном отделении в ПСТГУ (миссионерский факультет). За год до нее этот же факультет закончила инокиня Анимаиса (Комарова): до прихода в монастырь она была студенткой светского вуза, но, избрав монашескую судьбу, оставила его. Мы подумали, что молодой сестре необходимо завершить образование, и ее направили в ПСТГУ. Причем, когда мать Власия и мать Анимаиса начинали учиться, они не предполагали, что будут преподавать в монастыре. Но в процессе перехода на новый этап учебы все как-то естественно вышло: сестры проучились дополнительный год, чтобы иметь право преподавания, и вот теперь они преподают у нас церковные дисциплины. Третья – монахиня Нектария (Мареева), о которой я уже упоминала. Она сейчас попутно обучается в ПСТГУ дистанционно по специальности «Теология», до окончания остается еще полтора года. Так что учебное дело у нас протекает вовсе не на любительском уровне, а напротив, очень ответственно и серьезно: классный журнал, учебники, учебные пособия, конспекты, рефераты – все по образцу классической школы.
Стоит добавить еще несколько слов об аккредитации Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Когда об этом зашла речь, мы сразу поняли, что если получим аккредитацию, то не только шамординские сестры смогут обучаться в стенах нашей школы. В глубинке, где мы находимся, есть небольшие епархиальные женские монастыри и монашеские общины, насельницам которых тоже надо учиться. И некоторые из них уже обращались к нам. Сегодня мы готовы принять их для совместной учебы с нашими сестрами.
О многих сторонах жизни монастыря довелось услышать от матушки настоятельницы. Особенно тронул рассказ о 105-летней схимонахине Серафиме (Бобковой), ставшей живым связующим звеном между старым и новым Шамордино. Маленькой девочкой, приезжавшая в Оптину пустынь с бабушкой, она сподобилась благословения преподобного Амвросия Оптинского. До революции Ирина и ее сестра поступили в Казанскую Амвросиевскую пустынь, стали рясофорными послушницами. После закрытия обители путь Ирины в родной Гомель оказался долгим, со многими скорбями и потерями духовно близких людей. Там, на родине, она была пострижена в мантию, позже – в схиму. Жила в миру. Услышав, что почти через 70 лет вновь открылась ее родная обитель, она захотела вернуться. Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий засомневался: человеку 105 лет, дорога не близкая, но братия подготовила удобную для нее машину, и 24 июля 1990 года схимонахиня Серафима прибыла на свою духовную родину. Она отошла ко Господу 3 ноября 1990 года во время всенощной под престольный праздник обители. Ее могилка стала первой возле алтаря возрожденного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
В письменных воспоминаниях одной из сестер, ухаживавших за старицей, есть такие строки: «Видимо Господь, зная мою слабость и неустроенность души, в самом начале монашеского поприща заложил краеугольный камень, дал на малое время приобщиться к подлинному монашеству, увидеть конец его подвига. И потом, в минуты невыносимых тягот, этими воспоминаниями согревается, оживляется душа».
…В любимом детище преподобного старца Амвросия на каждом шагу чувствуется дух преемственности. Может, поэтому долгие монастырские службы, по свидетельствам молящихся, проходят на одном дыхании?
Фото: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря
Игумения Сергия (Щербакова)
Беседовала Нина Ставицкая