женский монастырь в арзамасе николая чудотворца
Николаевский женский монастырь (Арзамас)
Арзамасский Николаевский монастырь основан в 1580 году. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Николаевский монастырь основан при Иоанне Грозном в 1580 году. Строителем монастыря был житель Арзамаса Феофилакт Яковлев, рукоположённый позднее во священство. Первоначально был выстроен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель.
Деревянная Никольская церковь несколько раз горела. В 1683 году построена каменная церковь. В 1723 году восстановлена после пожара.
С 1764 года 3-го класса общежительный женский монастырь.
В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня. Освящена в 1813 году. В 1878 году поновлён Никольский храм.
Монастырь закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1994 году. В том же году был освящён верхний зимний придел в честь Богоявления Господня. В 1995 году состоялось освящение нижнего придела Богоявленской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В обители проживают 25 насельниц.
Современное состояние [ править ]
В 2001 году монастырю передана Никольская церковь. В 2005 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен в восстанавливающемся Соборе Святителя Николая.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 607223, Нижегородская область, г. Арзамас, Соборная площадь, д. 1
Расписание богослужений [ править ]
Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте монастыря.
Арзамасский Николаевский женский монастырь
Свято-Николаевский монасты́рь — женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен на Соборной площади в городе Арзамас Нижегородской области. Основан при Иоанне Грозном в 1580 году.
Left Sidebar
Поиск
RSS ЛЕНТА
Форма подписки
Мы вконтакте
Последние Новости
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых в христианском мире святых — родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью. Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонениях христиан со всего света. «Правилом веры и образом кротости» именует его Православная Церковь. Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя празднуется два раза в году: 22 мая и 19 декабря.
Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает Мирликийского Чудотворца русским святым.
Николай-Угодник является на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола — тот же Бог», — часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю — покровителю флота и русских морских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга — Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II. О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетельствуют носившиеся на груди и найденные на полях сражений медные образки с изображением Николы-Угодника.
Среди разнообразных иконописных ликов, образ Божьего Угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.
Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится «деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье и для жертвований; да сам великий князь, каждый год жалует туда вклад святому». Предание о происхождении образа «Николы Можайского» говорит, что после горячей молитвы жителей осажденного Можайска в соборе Святителя Николая последовало чудесное видение Святителя над храмом с мечом в одной руке и храмом (или городом) в другой, в знамение того, что он защитит свой город и свой храм. Враг в ужасе бежал. Благодарные жители устроили образ Святителя в том виде, как он им явился. Этот образ — одна из древнейших святынь земли русской. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоценными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накануне Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо — Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.
Около 1580 года в Арзамасе, Патриаршей области, был построен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, в котором прославилась чудотворениями святая икона. Вскоре, здесь был устроен девичий Николаевский монастырь и его основание неразрывно связано с иереем Феофилактом Яковлевым, который по своему усердию, на собственный счет поставил деревянную церковь Святителя Николая Чудотворца. Так как, в те времена священники избирались прихожанами, а не назначались епархиальным начальством, то по выбору прихожан во священники был посвящен сам храмоздатель.
Вскоре, игумен Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергий принес в дар этому храму резной образ Святителя Николая, именуемый Можайским, а затем наставил Феофилакта устроить при этом храме девичий монастырь, которого в Арзамасе еще не было. Это был не единственный на Руси пример, когда игумен мужского монастыря заботился об основании женского. Почти во всех новоустроенных городах того времени, было обыкновенным, что через несколько лет по возникновения мужского монастыря выстраивался и женский, где основные труды по устройству обители ложились на плечи монахов.
Икона св. Чудотворца Николая, пожертвованная игуменом Сергием, прославилась в начале 17 столетия многими чудесными исцелениями, от которых сам монастырь получил тогда наименование Николая Чудотворца Новые Прощи (от слова проща, прощать, прощение грехов). При игумении Марии (Ахматовой) в 1870 году икона была украшена новой серебрено-позлащенной ризой с камнями и жемчугом и находилась в иконостасе Никольского храма.
В 20 веке вспыхнуло кровавое зарево революции, наступили времена гонений. Святыня была перенесена в Кафедральный собор и укрыта от поругания, где бережно сохранялась не одно десятилетие. В 1994 году Милостью Божией и ходатайством дорогого Святителя в монастыре начала совершаться Божественная Литургия, возносится молитвы к Богу.
18 декабря сего года икона святителя Николая Чудотворца при совершении молебного пения была торжественно перенесена в Арзамасский Свято – Николаевский женский монастырь, где Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских занял свое законное место, в принадлежащем его святому имени храме.
Почти пять веков Святитель держит в одной руке меч, а в другой град, являя тем самым покров и заступничество всех Сил Небесных над Святой Русской Землей.
Святителю Отче наш Николае, моли Бога о нас!
Арзамасский Николаевский женский монастырь
Свято-Николаевский монасты́рь — женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен на Соборной площади в городе Арзамас Нижегородской области. Основан при Иоанне Грозном в 1580 году.
Left Sidebar
Поиск
RSS ЛЕНТА
Форма подписки
Мы вконтакте
Последние Новости
История монастыря
Основан 1580 г.
снование Николаевского монастыря неразрывно связано с воспоминанием об основателе его Феофилакте Яковлеве. Н. М. Щегольков сообщает, что «около 1580 г. один из жителей Арзамаса Феофилакт Яковлев, по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца». (1). Об этом свидетельствовала грамота царя Алексея Михайловича, данная 28 марта 1670 г. стольнику князю Леонтию Шайсупову и написанная на семи склеях со скрепом дьяка Ивана Степанова: «…как де тот Никольский девич монастырь построен тому лет с девяносто и больше…» (2). (т. е. в 1580 г. или ранее—А. П.). В те времена священники обычно избирались прихожанами, а не назначались епархиальным начальством, поэтому в настоятели, вероятно, по выбору прихожан, был посвящен сам храмоздатель. Вскоре известный уже нам игумен Спасского монастыря Сергий принес в дар этому храму резной образ святителя Николая, именуемого Можайским, и предложил Феофилакту обустроить при этом храме девичий монастырь. Идея создания женского монастыря, какового еще не было в городе, была поддержана Феофилактом. И он строит неподалеку еще одну деревянную теплую церковь во имя Богоявления с приделом Св. Георгия Победоносца, с жилыми подклетами и деревянной папертью, а также колокольню и 30 отдельно стоящих келий. Всю территорию огородили забором. Очевидно, благословение на учреждение монастыря было получено ранее, перед строительством всех этих сооружений.
Подробно о местоположении Никольского женского монастыря сообщается в описи начала XVII века: «…в меньшом остроге (имеется в виду ограда монастыря, очевидно, состоящая из частокола бревен—А. П.), вышед из города от Настасейских ворот, и идучи к Кузнечным воротам, на правой стороне от городовыя стены десять сажен — девич монастырь; церковь Николая Чудотворца Можайского да придел Космы и Дамиана, да церковь теплая Богоявления Господня да великомученника Георгия…».(3)
В первое время своего существования число монахинь в Николаевском монастыре не превышало 30 человек. В древних синодиках (поминальная книга—А. П.) были записаны имена первых настоятельниц обители. Игуменьи: Фотиния, Феврония, Агафья, Елена, Надежда и Мария. Начало XVII века для Николаевского монастыря было тяжелым, он вместе со всей страной переживает жестокие голодные годы. Без хлеба вымирали целые деревни. Начались разбои и грабежи, появились шайки воров и в окрестностях Арзамаса.
Боярская дума во главе с царем Василием Шуйским уничтожает Лжедмитрия I, пытается спасти страну от гибели и развала. В том же 1606 году, с которого начал царствовать Шуйский, Николаевский монастырь получает в свое владение грамотой от царя Василия Шуйского водяную мельницу на реке Теше и участок луга для заготовки сена.
Однако царскому правительству не удается сдерживать бурно развивающиеся события. Смута разрасталась, охватывая все новые территории страны. Арзамас оказывается в центре событий. Город осаждают и штурмуют: в 1607 году остатки разбитого под Тулой войска И. Болотникова, в 1608 году — тушинцы, в 1611 году — смоляне и т. д.
Расположенную рядом с городской стеной женскую обитель это не могло не затрагивать и не влиять на ее жизнедеятельность.
Как пережил монастырь эти бурные годы — неизвестно, но, возможно, этими событиями объясняется то странное обстоятельство, что монастырем первой половине XVII века управляли не игуменьи, а простые монахини.
В 1612 году второе народное ополчение под руководством К. Минина и князя Д. М. Пожарского освобождает Москву от польско-литовских захватчиков. А в 1613 году, уже в более спокойной обстановке в стране, на соборе избирают на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. На собор — собрание — от всех слоев населения были выбраны пять человек арзамасцев: игумен Спасского монастыря Иов, служилые дворяне Иван Путятин, Федор Дементьев, Иван Нармацкий и Федор Чемезов.
Молодой царь Михаил Федорович, опекуном которого являлся его отец — российский патриарх Филарет, был благосклонен к Арзамасу, в том числе и к Николаевскому монастырю. Своими грамотами 1614, 1615 и 1632 годов государь подтверждает прежнее право Николаевского монастыря на владение своими поместьями. Кроме того, он устанавливает хлебную и денежную ругу — государственную дотацию Николаевскому женскому монастырю.
А в 1634 году в честь рождения сына учреждает вторую по счету в Арзамасе женскую обитель — Алексеевскую.
В начале XVII века Арзамас, как и многие другие русские города, был застроен деревянными зданиями, а потому очень часто страдал от опустошительных пожаров. Так, в 1643 году сгорел Воскресенский собор в кремле. А в 1650 году в результате сильного пожара, произошедшего от молнии, огнем были уничтожены обе церкви, все кельи и ограда Николаевского женского монастыря, а также находящиеся рядом башни кремля и часть крепостной стены. Прекрасные деревянные храмы, древние иконы, резные иконостасы и многие церковные вещи — все это превратилось в пепел и прах. Куда разошлись бедные погорелицы — монахини Николаевского монастыря, неизвестно. Можно предположить, что их приютила под своей крышей Алексеевская обитель.
И все же монахини Николаевского монастыря не разошлись врозь совсем. Монастырь через некоторое время был возрожден, правда, не в прежних размерах. По мнению исследователя истории Арзамаса Н. М. Щеголькова, в 1650 году была еще жива жена основателя Николаевской обители иерея Феофилакта старица Пелагея. Вместе с сыновьями, Григорием и Афанасием, построили на прежнем месте новую деревянную теплую церковь во имя Богоявления. Нелегко возрождалась обитель — этот храм был единственным около 30 лет. Вторую церковь, очевидно памятуя о пожаре, решили построить из камня. Соборный холодный каменный храм во имя Николая Чудотворца начали строить спустя несколько лет, но возводился он очень медленно и был освящен лишь в 1683 году. Тому есть объяснение, если посмотреть на общероссийскую историю.
В 1652 году на патриарший престол взошел нижегородец Никита Минов, седьмой патриарх Никон. Одна из наиболее ярких и трагичных фигур в Русской Православной церкви. Фанатично упрямый и властолюбивый, подчинив своему влиянию царя и светскую власть, патриарх приступил к реформе церкви. Им был издан указ об отмене двуперстия — чтобы все «тремя перстами крестились». Никон созвал собор для «исправления» целого ряда русских традиций и богослужебных книг.
Церковные реформы архипастыря вызвали раскол в Русской церкви, народ разделился на две части. Меры, направленные на «вразумление и обращение» последователей старой веры на «путь истины»,стали применяться сразу же после оглашения решения Собора 1666— 1667 годов.
Первый период (1667—1699 годы) отличался строгостью и жестокостью. Пасторские увещевания, словесные и письменные обличения, телесные и духовные наказания — все эти способы воздействия на «раскольников» то чередовались во времени, то использовались одновременно. Метод убеждения посредством письменного и устного слова был более приличен пастырям церкви, но на деле им очень мало пользовались. Противораскольнические сочинения того времени отличались резкостью, бранью и пренебрежительным тоном: старообрядцы в них изображались не иначе, как невежды — с которыми не стоит вести речи, как еретики — заслуживающие одной только анафемы, как злодеи — достойные суда и казни. (4).
Яркие тому примеры — изданные в 1667 году «Жезл правления» и «Цвет духовный» (1682 г.). Другой способ воздействия на «раскольников» — посредством суда, наказания и пыток — был в большом употреблении и развитии в этот период. По царским указам 1666—1667 годов еретики должны были подвергнуться «царским сиречь казнениям по градским законам». Розыск еретиков и совершение городского суда были поручены воеводам. (5).
Сильнейший духовный перелом в России и его последствия не могли не сказаться на развитии Арзамасского Николаевского монастыря. Потому-то так медленно восстанавливались храмы обители.
А в конце 70-х годов XVII века — новое трагическое испытание. Народное восстание, вспыхнувшее в казачьих станицах Нижней Волги под руководством С. Разина, переросло в большой пожар на Среднем Поволжье. Бунтовали многие города и селения Нижегородского края. Город Арзамас опять оказался в центре бурных событий и становится штабом карательно-усмирительных войск под руководством князя Ю. Долгорукого. В 1670 году народное движение против царского правительства Алексея Михайловича Романова в основном было подавлено, и Арзамас превращается в «плаху России».
В город из разных мест свозились тысячи крестьян для суда и расправы. «Страшно было смотреть на Арзамас: его предместья казались совершенным адом; повсюду стояли виселицы и на каждой висело по 40 и 50 трупов, там валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; здесь торчали колья, на которых мучались преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописанные страдания. В продолжение трех месяцев в Арзамасе казнили одиннадцать тысяч крестьян, их осуждали не иначе, как соблюдая обряды правосудия и выслушав свидетелей…». (6).
Так описывал эти события очевидец-иностранец.
Среди повстанцев предводительницей большого отряда была монахиня Арзамасского Николаевского монастыря. Вот что говорится об этом в голландских и немецких исследованиях тех событий: «…Среди прочих пленных была приведена к князю Юрию Долгорукому монахиня в мужском платье, надетом поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под командой своей семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен. Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо… Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтоб сыскалось поболее людей, которые поступили бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять… Она спокойно легла в сруб — маленькое деревянное сооружение с четырьмя отверстиями и открытым верхом… Перед смертью она перекрестилась на русский лад: сперва лоб, потом грудь, спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел…». (7).
Далее, после 1670 года, наступили более спокойные времена. Наблюдается быстрый рост строительства и торговли. В 1683 году достроен и освящен первый в обители храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Численность Николаевского монастыря с 30-ти человек при Алексее Михайловиче увеличилась и в 1716 году составляла уже более 80 монахинь.
В конце XVII века в городе произошли большие перестройки. Так, между 1689 и 1701 годом, за 12 лет, была перестроена южная часть кремля. Прясла стен в этом месте прошли не с северной, а с южной стороны территории Николаевского монастыря, о чем свидетельствуют документы того времени (1689 г.): «…местоположение монастыря на меньшем остроге, в 10 саженях от городской стены, между Настасьинскими и Кузнечными воротами…», и 1701 год: «…в монастырь девичь, что внутри града…». Таким образом, женская обитель, очевидно по настоятельному требованию и просьбам сестер и с высшего позволения, была окружена крепкими стенами городского кремля и находилась внутри города. (см. план ниже, Ил. 2).
«Арзамасские монастыри» /А.С. Петряшин/
С 1719 по 1749 год обителью более 30 лет управляла игуменья Мария, прозванная Грузинкой, очевидно повлияла на это ее национальность. В 1726 году Арзамас сильно пострадал от жестокого пожара. Монастырь вторично был превращен в пепел. Вероятнее всего, тогда же сгорела и Арзамасская крепость, о которой после сего времени уже нигде не упоминается. И вновь всем городом стали восстанавливать монастырь. На месте сгоревшей деревянной ограды с трех сторон была возведена каменная, а с четвертой — деревянная. Всей длины ограды, с четырьмя каменными башнями по углам, было более 242 метров. Вдоль западной стены обители построен был первый каменный двухэтажный корпус с открытой галереей для перехода в Николаевскую церковь. Ил.15
В 1738 году восстановили каменную Никольскую церковь, а над западной папертью возвели трехъярусную каменную же колокольню. В 1740 году была построена теплая деревянная церковь во имя Богоявления. Ил.15
В 1757 году в Арзамас из Санкт-Петербурга прибыл подвижник монашеской жизни иеромонах Федор Ушаков в сопровождении своих учеников и учениц. Направлявшийся в Саровский монастырь. О. Федор, пожив некоторое время в Арзамасе, оставил своих немногочисленных учениц в Николаевском монастыре, а сам с учениками отправился в Саров.
В 1764 году, в результате церковных реформ Екатерины II, были закрыты многие монастыри, а у оставшихся были отобраны их владения. Среди прочих былупразднен и Арзамасский Алексеевский монастырь, часть его монахинь была перемещена в Николаевский, сам же Николаевский монастырь был причислен к третьему классу. Поскольку в те времена вотчин у Николаевской обители не было, то и потеряла она немного: мельницу на р. Теше да покосы, пожалованные еще Василием Шуйским.
Первыми игуменьями после введения штатов в 1764 году были: Надежда, Мария и Евграфа. В 1883 году приобретено было место на северо-западном углу Соборной площади и Стрелецкой улицы, там, где стояли сгоревшие дома монастырских протоиереев Иоанна Покровского (архимандрита Иоакима) и Аврамия Некрасова.
На этом месте построен двухэтажный каменный дом, в нижний этаж которого была переведена из монастыря просфорня, а в порхнем этаже устроено помещение для почетных гостей Николаевского монастыря. В следующем 1884 году по желанию арзамасских граждан рядом с этим домом на средства благотворителей была построена часовня. Ил. 7.
В 1885 году по просьбе игуменьи Паисии была прислана с Афона из русского Пантелеймонова монастыра на благословение жителям г. Арзамаса и Николаевскому монастырю Иверская икона Божией Матери. В монастыре она была украшена серебро-позлащенной ризою, шитой золотом и драгоценными камнями. Ежегодно, в день принесения иконы, 3 ноября совершается в обители празднество иконы Иверской Божией Матери с чтением на всенощной акафиста.
В 1886 году 5 апреля на 81 году жизни скончался протоиерей о. Аврамий Георгиевич Некрасов. Тело его погребено близ Николаевской церкви с северной стороны. На могиле поставили белый мраморный памятник. В первые годы своей службы в Николаевском монастыре он познакомился с великим подвижником о. Серафимом Саровским, который по-отечески наставлял его и предсказал, что он будет наставником и увещевателем старообрядцев, затем благочинным и много обид претерпит от недостойных диаконов. Все это в свое время сбылось. О. Аврамиймного путешествовал: был на Афоне, в Киево-Печерской лавре, Свято-Троицкой-Сергиевой и Александро-Невской лаврах и во многих других знаменитых монастырях. В 1898 году Николаевский соборный храм монастыря был заново расписан. Летом этого же года преосвященный Владимир II, посетив обитель, осмотрел проводившиеся в храме живописные работы.
В 1878 году в алтаре церкви были переделаны арки, сломаны стены, устроена новая глава, которая была покрашена в синий цвет и украшена позолоченными звездами и подзором. Высокая четырехъярусная колокольня была заново побелена, и ее главу покрасили в ярко-синий цвет.
После пожара 1650 года возвели новую тёплую деревянную Богоявленскую церковь, которая т была единственной в обители почти 30 лет.
В 1740 году на месте этой церкви был построен новый деревянный храм, но уже без придела (третий по счёту). Должно быть, по скудости средств здание церкви было выстроено небольшим и не особенно прочным, так как уже в 1770 году его разобрали и здесь же начали строить каменную церковь. Окончили строительство в 1777 году и освятили во имя Богоявления. Это здание (четвёртое по счёту) просуществовало до 1811 года.
Ил.8 Богоявленский храм
В 1813 году на прежнем месте построено было новое(пятое) здание Ил.8 Богоявленской церкви, которое существует до сих пор. Тогда же в нём были устроены приделы: правый – во имя Боголюбской иконы Божией Матери и левый — Всех Святых, внизу — больничная церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. К сожалению, не сохранились чертежи предыдущих храмов, а также имена их строителей, однако по последнему облику здания можно сделать некоторые определения. Здание Богоявленской церкви относится к тому редкому типу крестовокупольных храмов, которые нечасто встречаются в средней полосе России. Постепенно вырастающее от основания: сначала высокий цоколь, потом первый парадный этаж, далее поднимаются стены среднего объема. Все здание его центральной вертикальной оси оживляется средней — мезонинной частью, которую завершает барабан, покрытый фасонным куполом и крестом на изящной шейке. Плоскости стен декорированы спаренными колоннами, поясками и круглыми окнами. Входы в обитель были оформлены одностилевыми со зданием воротами, ритм которых, в свою очередь, слева поддерживала аркада торговых рядов.
Образ Богоявленской церкви и других построек Никольского монастыря, ладно сочетаясь с окружающими Соборную площадь другими зданиями, на фоне затешинских далей и высокого, постоянно меняющегося неба, и создали тот своеобразный архитектурный ансамбль арзамасской Соборной площади.
В 1913 году монастырь был вполне благоустроен. Здания его и постройки были покрашены и чисто выбелены, аккуратные дорожки и клумбы с цветами радовали глаз. Внутреннее пространство храмов со старинными резными иконостасами и многочисленными иконами, ценными церковными вещами были плодами трудов и гордостью монахинь, число которых достигло 325 человек. Сестры ни в чем, необходимом для иноческой жизни, не нуждались и могли спокойно заботиться о своем духовном спасении. Не имея богатых и постоянных жертвователей, они жили в основном своим трудом, работая на земельных угодьях, принадлежащих монастырю; в монастырской иконописной мастерской; шили церковные облачения, искусно украшая их золотой вышивкой; изготовляли обувь, вязали ботинки, чулки и пуховые платки, стегали одеяла и т. д.
Монастырь был украшением всего города. Пластика архитектурных форм его зданий, ярко-синие главки храмов с золочеными звездами и крестами восхищали гостей города и были гордостью арзамасцев. Голос колоколов Николаевского монастыря, вплетаясь в гармонию звука еще почти 200 арзамасских колоколов, создавал удивительное чувство праздника или печали, благотворно действуя на духовное и физическое здоровье людей.
Не раз Арзамас переживал жестокие пожары, которые уничтожали половину города, однако город возрождался вновь, еще краше и лучше. Но случился пожар пострашнее всех – пожар революции, который «выжег» в умах и душах людей многовековую память предков, и люди сами превратили свои храмы в развалины и пепел.
Но всё-таки сохранились «живые зёрна» духовности, не запустело намоленное место. В настоящее время трудно и медленно, но возрождается Арзамасский Николаевский женский общежительный монастырь. Упорным трудом монахинь Николаевского монастыря благоустроена Богоявленская церковь, восстановлен из руин главный соборный храм и колокольня. Засверкали золотые звёзды на синих главках монастыря.
Бог вам в помощь и забота Николая Чудотворца!
1) Щегольков Н.М. Николаевский монастырь. История его и описание. 1913 г. С. 17.
3) Филатов. Н.Ф. Арзамас в XVII веке. Очерк истории. Арзамас. АГПИ. 1999 г. С.11.
4) Кауркин Р.В. Старообрядчество. Светское и церковное законодательство XVII — XVIII веков. Арзамас. АГПИ. 2001 г. С.7.
6) Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе. Арзамас. 1911 г. С. 41.
7) Еремеев П.В. Арзамас — городок. Арзамас.1998 г. С. 66.