женский монастырь в брестской крепости официальный сайт
О Ските
Начало строительства Никольского скита в с. Вежное относится к 2006 г. В мае месяце этого года сюда приехали первые насельницы и поселились в старом церковном домике в 50 метрах от приходского храма святителя Николая Чудотворца.
— Сестры с игуменией Александрой в первые годы основания Никольского скита
На плечи первых насельниц Вежного, старшей из которых была монахиня Евпраксия (Кондзировская), легли нелегкие труды и заботы по строительству скита. Сестры жили в старом деревенском домике в сложных бытовых условиях. Работы было много. В первую очередь, накормить бригаду рабочих, трудившихся на строительстве. Потом помогали строителям, складывали дрова, носили воду.
Кроме трудов послушания, сестры неукоснительно выполняли молитвенное правило. Несмотря на трудность тех лет, первые насельницы скита вспоминают о них с особенной любовью.
— Монахиня Евпраксия (Кондзировская)
Монахиня Евпраксия (Кондзировская) рассказывает:
«Условия оказались, конечно, сложные. Забора не было, кругом лес. К нам даже приходили дикие кабаны. Жили сначала в церковном домике. Там была и кухня, и трапезная, и кельи. Там же мы вычитывали монашеское правило. На службы ходили в приходской храм святителя Николая. Богослужения проходили всего несколько раз в месяц. Отопления тогда там не было. Только небольшая печка стояла. Чуть протопят перед службой – и все. Было очень холодно. Но молились с радостью. Служили редко – поэтому радовались каждой службе, исповедовались, причащались.
В то время очень чувствовалось, что мы сестры, одна семья. Утром вместе молимся, на послушаниях тоже вместе. Справимся с кухней, идем на огород, потом – на полив. Вечером – опять все на правило. Благословенное время!
Постепенно жизнь налаживалась. Построили трапезную, корпуса.
— Строительство сестринского корпуса
Мы трудились над созиданием скита, но не забывали и молитву. И Господь утешал нас Своею благодатью. У нас была такая ревность к молитве, что мы с нетерпением ждали вечер. Собирались в молельной комнате, читали повечерие с каноном, вечерние молитвы. Потом тушили свечи. Кто-то один начинал полушепотом читать Иисусову молитву, а потом в тишине каждый молился сам. После, молча, не говоря ни слова, расходились по кельям. Такая была благодать!»
— Сестры с духовником обители архимандритом Серафимом (Петручиком)
Сейчас глухой хутор Вежное, куда приехали первые сестры более 10 лет назад, не узнать. На данный момент в Никольском скиту проживает 20 насельниц во главе со скитоначальницей монахиней Иулианией (Хотянович). Сестры живут в трех новых корпусах, вокруг которых – благоухающие цветники.
— Современный вид скита
Трудами и попечением матушки игумении Александры (Жарин) построены: трапезная для сестер и паломников, складские помещения, коровник, свечная мастерская, паломническая гостиница.
Трудовой день насельницы скита начинается с 7 часов утра, когда каждая сестра спешит в храм на монашеское правило. Здесь читаются утренние молитвы, полунощница, три канона – Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему. По четвергам, субботам и воскресеньям служится Божественная литургия. Служит в скиту иеромонах Герман (Копылов).
— Иеромонах Герман (Копылов)
Двухголосное пение, тишина и немноголюдство скитских служб создают особую атмосферу сосредоточенности и молитвенности, надолго запоминающуюся посетителям скита. Примерно два раза в месяц, по воскресным дням, служится ночная Божественная литургия.
По окончании Богослужения, насытившись пищей духовной, сестры идут в трапезную – подкрепиться пищей телесной. Трапеза в монастыре – продолжение молитвы. Двенадцать ударов в маленький колокол с Иисусовой молитвой созывают сестер на трапезу, во время которой чередным чтецом читается житие святого дня и творения святых отцов Церкви.
После трапезы сестры расходятся на послушания. Старшие по возрасту монахини читают псалтирь, помянники, молятся о болящих, путешествующих, страждущих, которые обращаются в монастырь за молитвенной помощью. А у молодых свои послушания. Обширное хозяйство скита требует неусыпного попечения и нелегких трудов, которые разделяют с сестрами благочестивые паломники. Сестры трудятся в трапезной, в храме, на клумбах, на огороде. Есть иконописная мастерская, где сестры пишут иконы для своего храма и на заказ. В швейной мастерской шьют монашескую одежду. Есть в скиту и своя свечная мастерская, где изготавливаются свечи для Богослужения. На небольшом расстоянии от основных построек скита находится коровник. Коровье молоко перерабатывается на молочной кухне, где изготавливается творог, сметана. Есть и своя небольшая пасека, и по милости Божьей на Великий пост сестры обеспечены медом.
Прихожанам и гостям обители
Дорогие братья и сестры!
Мы будем рады посещению нашей обители и желаем, чтобы оно принесло Вам духовную пользу.
Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно сопряжен с внутренним состоянием. Стремление к чистоте сердечной, естественно, приводит и к внешней опрятности. Смирение и скромность становятся видимы через скромность одежды и кроткое поведение.
Поэтому одежда всякого желающего посетить монастырь, должна быть закрытой, не позволительны шорты, бриджи. Не принято женщинам находиться в коротких юбках, с непокрытой головой, с открытыми плечами и глубоким декольте. Если есть необходимость, то при входе в монастырь женщинам можно взять платок и юбку. Не приветствуется косметика, которая оставляет следы на священных предметах, когда к ним прикладываешься.
Перед входом в монастырь уместно отключать звук мобильного телефона.
Курить, распивать спиртные напитки на территории монастыря строго ЗАПРЕЩЕННО.
1. Вступать с сес трами в беседы личного характера.
2. Вести непристойные разговоры, сквернословить, громко разговаривать, смеяться, плевать, бегать по территории монастыря.
3. Входить в сестринский корпус и хозяйственные помещения монастыря без благословения.
4. Заходить на территорию монастыря с животными.
5. Вести фото- и видеосъемку сестер монастыря и внутри храма.
Входя в храм, следует перекреститься и поклониться Святому Алтарю и Престолу Божию в нем. Мужчинам необходимо снять головной убор. В храме нужно вести себя благоговейно и тихо: не разговаривать, не шуметь, не переходить с места на место бесцельно, чтобы не нарушать общей молитвы.
Желающим Причаститься необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний и на это есть благословение), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий. Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера. Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне).
Перед Причастием обязательно нужно исповедаться. Исповедь проходит в монастыре утром, если священника на храме нет, то необходимо переспросить, где проводится исповедь, но не тянуть до конца Богослужения.
Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера.
К Таинствам допускаются только крещеные в Православии.
При необходимости выйти из храма во время Богослужения или уйти заранее, необходимо сделать это тихо. Если по каким-то причинам вы стоять не можете, можно присесть (помните о приличиях и не закидывайте ногу на ногу).
Детей нужно приучать с раннего детства вести себя тихо в храме, а если ребенок плачет, и его невозможно успокоить, необходимо с ним выйти.
При выходе из храма не забудьте перекреститься и поклониться, повернувшись лицом к Церкви.
Надеемся, что вышеперечисленные советы и правила поведения помогут Вам приобрести духовную радость, насладиться общением с Богом и избежать нежелательных ситуаций с окружающими.
О монастыре
Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы возник в Брестской крепости (Волынское укрепление) в 2001-2002 годах. Он находится на границе с Польшей, скрытый от городского шума высокими крепостными валами и остается непререкаемым свидетельством несокрушимости древнего Православия на Брестской земле.
— Вид на монастырский корпус с южного вала
В настоящее время мы становимся свидетелями того, как после длительного периода отсутствия монастырей в городе Бресте, на месте подвига столь дивного святого вновь пробиваются ростки православного монашества.
В 2001 году митрополитом Минским и Слуцким Филаретом монахиня Александра (Жарин) была назначена старшей сестрой и вместе с пятью инокинями начала восстановление заброшенного крепостного здания, покинутого военными в связи с расформированием находившейся на территории крепости воинской части в 1993 году.
— Внешний и внутренний вид полуразрушенного крепостного здания (2001 год)
— Гитлеровцы у здания полковой школы 84 стрелкового полка. Июнь 1941 г. В настоящее время монастырский корпус (на фото внизу, 2016 г.)
Постепенно монастырь стал развиваться, появились желающие разделить с монахинями их подвиг в стенах обители. На данный момент киновия насчитывает более тридцати насельниц, часть из которых несет свои труды в монастырском скиту на окраине Беловежской пущи.
— Внутреннее убранство домового храма
Настоятельница сумела найти выход из сложившегося положения, и в 2011 году был сооружен летний храм, который может вместить в себя всех желающих.
Уникальность храма в том, что это некапитальное строение, сооруженное на бетонной площадке без фундамента. Постройка состоит из двух частей – алтаря и собственно храма. Эти смежные части имеют различную геометрическую форму: алтарь — прямоугольную, а храм — круглую, образованную колоннадой из 18 деревянных столбов и общим купольным сводом. Выглядит такое архитектурное произведение довольно необычно.
Летний храм открыт всегда с 8 утра до 8 вечера. В нем в указанное время можно помолиться, поклониться иконам и мощам святых, зажечь свечи с поминовением родных и близких. В летнее время здесь проходят все Богослужения. Домовый храм, находящийся в монастырском корпусе, открыт для посетителей только в зимнее время в часы Богослужений.
— Внутренний вид летнего храма
Небесные покровители и чтимые святыни
Особо почитается сестрами икона Божией Матери «Всецарица», привезенная в благословение со святой горы Афон в 2010 году. Многие молящиеся с верой Пресвятой Богородице перед этой иконой получили утешение и исцеление от болезней. Каждую неделю перед иконой «Всецарица» читается акафист и служится молебен, а также постоянно возносятся молитвы о больных раком с поминовением имен.
— Икона Божией Матери «Всецарица»
Есть и другие почитаемые иконы Богоматери, появившиеся в обители неожиданно, по особому промыслительному стечению обстоятельств, или имеющие необычную историю. Например, Боголюбская икона в советское время была спасена одной благочестивой женщиной от надругательства. Долгое время она прятала икону у себя, а перед смертью завещала своим детям отнести святыню в монастырь, так как ранее эта икона находилась в храме.
— Боголюбская икона Божией Матери
Перед старинной Феодоровской иконой многие прихожане обители молились Богородице о даровании детей, и не раз она явно посылала свое благословение, разрешая их неплодство.
— Феодоровская икона Божией Матери
Пресвятая Богородица, Заступница рода человеческого, всегда незримо присутсвует в своей обители и печется о здравии и спасении ее насельниц и благочестивых прихожан.
Еще один святой, посетивший обитель своим благословением, – святитель Спиридон, Тримифунтский чудотворец, тапочек с мощей которого был привезен с острова Корфу в дар монастырю в 2013 году.
Также в монастыре есть несколько мощевиков с частицами мощей святых Оптинских старцев, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона Целителя, мученика Вонифатия, прав. Иоанна Кормянского, прп. Евфросинии Полоцкой, прпп. Иова и Амфилохия Почаевских и многих других.
Главный монастырский праздник – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).
Также особо в обители почитаются праздники:
-Неделя всех святых, в Земле Белорусской просиявших (3-я Неделя по Пятидесятнице).
-Крестный ход, возглавляемый епископом Брестским и Кобринским Иоанном. 2016 год
— день памяти прмч. Афанасия (18 сентября).
Требы и молитвы
Прав. Иоанн Крондшиадский.
Церковная молитва имеет большое значение в жизни верующего человека. Посещая святую обитель, благочестивый человек стремится подать записки о здравии и упокоении близких людей.
В Свято-Рождество-Богородицком женском монастыре можно подать поминальные записки о здравии и упокоении крещеных православных людей на следующие требы:
2. Молебен. Молебен – это сугубое моление, на котором верующие обращаются с молитвой к Господу, Божией Матери или святым с просьбой о ниспослании милости или с благодарностью за полученные блага. Благодарственный молебен, молебен о путешествующих, учащихся, болящих, на начало дела адресуются только Господу. Заказывая молебен, необходимо указать, к кому мы обращаемся с молитвой. Например, молебен Божией Матери перед ее иконой «Федоровская», молебен святителю Николаю и т.д.
3. Панихида. Панихида – заупокойное Богослужение, на котором священнослужители молитвенно поминают усопших, испрашивая им прощение согрешений и причастие вечной блаженной жизни. В сугубой молитве нуждаются души усопших в первые сорок дней после смерти. Совершаются панихиды в 3-й, 9-й, 40-й день по преставлении усопшего, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются вселенские родительские панихиды.
5. Молитва об онкобольных. Это ежедневное поминание и еженедельный молебен у иконы Божией Матери «Всецарица», привезенной в дар нашей обители со святой горы Афон, где она была написана и приложена к чудотворному образу. В отдельной записке указывается имя с пометкой «онкобольной» и фамилия этого человека.
Помните, что Святая Церковь не молится за иноверцев, некрещеных, самоубийц.
Крещение, венчание, отпевание в монастыре заказать нельзя.
Престольный праздник в обители: фоторепортаж
21 сентября 2021 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Свято-Рождество-Богородицком женском монастыре, что на Госпитальном острове Брестской крепости, архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил Божественную литургию.
Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Владимир Корнелюк, благочинный церквей Брестского районного округа, настоятель собора Воскресения Христова в г. Бресте; архимандрит Давид (Жарин), насельник Никольского скита Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря на х. Вежное Пружанского района; протоиерей Виталий Хоновец, настоятель гарнизонного храма святителя Николая Чудотворца в Брестской крепости; иерей Павел Кравчук, клирик Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря, что на Госпитальном острове Брестской крепости.
Диаконский чин возглавил клирик кафедрального собора преподобного Симеона Столпника в г. Бресте диакон Иоанн Боишко.
Песнопения Божественной литургии исполнил молодежный хор Братского храма святителя Николая Чудотворца в г. Бресте (регент – Ангелина Дейнека).
За богослужением молилась настоятельница женской обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Госпитальном острове Брестской крепости, игумения Александра (Жарин) и сестры монастыря.
На сугубой ектении Божественной литургии были вознесены прошения о единстве Православной Церкви, сохранении Церкви от разделений и расколов, о прекращении распространения коронавирусной инфекции, а также о мире и благополучии белорусского народа.
После сугубой ектении архипастырь совершил молитвы ко Господу о белорусском народе и о преодолении коронавирусной инфекции.
По окончании Божественной литургии был совершен Крестный ход вокруг монастыря, после чего верующие были окроплены святой водой.
В завершение богослужения Его Высокопреосвященство обратился к молящимся со словами назидания на тему праздника Рождества Пресвятой Богородицы, поздравив игумению и сестер обители с престольным праздником.