женский монастырь в хотьково святыни
Покровский Хотьков монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители великого русского святого — преп. Сергия Радонежского — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.
В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка монастырей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далекие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.
До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее. В XIX в. в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале XX в. этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 г. их было соответственно 70 и 67.
С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства.
Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.
В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок».
В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла.
Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.
Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности монастыря были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разрушены, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря — колокольню. В 1930-е гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская». Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг.
В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.
В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви.
Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.
В 1990-е гг. недалеко от Хотьково, рядом с селением Радонеж, монастырю выделили 30 га богатых лугов. Теперь у монастыря есть условия для развития молочного хозяйства. Для восстановления монастыря и развития его хозяйства нужны здоровые, молодые, трудоспособные люди.
Число насельниц монастыря год от года увеличивается.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.
В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.
На территории Хотьковского монастыря организован музей.
В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.
«Чти родителей – долголетен будешь на земле»
Беседа с игуменией Олимпиадой (Барановой), настоятельницей Покровского Хотькова монастыря
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – одна из древнейших монашеских обителей на Руси. Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. О почитании святых Кирилла и Марии, чудесах, творимых по их ходатайству у Господа, жизни обители сегодня, о том, чему мы можем поучиться у святых родителей преподобного Сергия, рассказывает настоятельница Хотькова монастыря игумения Олимпиада (Баранова).
– Родителей преподобного Сергия святых Кирилла и Марию глубоко почитали уже в XIV веке. Паломники строго исполняли завет Преподобного: прежде, чем идти к нему в Лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы. Матушка Олимпиада, как вы думаете, за что народ чтил их?
– На Святой Руси люди знали, что родители преподобного Сергия имеют большое дерзновение у Престола Божия. Потому-то весь народ и шел сначала к раке мощей преподобных Кирилла и Марии – укрепиться в вере: люди видели знамения и чудеса, которые совершают родители Преподобного. А чтя их, этим чтили и преподобного Сергия. Потому что только от благословенной четы могут быть благородные дети.
Родители игумена земли Русской почитаются за их благочестие. За их любовь, за их труд, за их смирение, за их послушание Церкви. Они пережили и богатство, и бедность. И никогда никого не укоряли: ни Господа, ни людей. Во всем предавались Промыслу Божию.
И они всегда были очень близки к народу. За это и народ чтил их.
– Матушка, вы упомянули про чудеса. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.
– В те далекие времена столько раз были вспышки холеры, чумы, других серьезных болезней! Родителям преподобного Сергия служили молебны об избавлении от мора еще до того, как они были официально прославлены Церковью. И святые Кирилл и Мария всегда отзывались на людское горе.
Однажды ко мне подошла женщина-хирург и сказала: «Я просила Бога, чтобы Он помог мне стать врачом. И мне явились угодники Кирилл и Мария и сказали: “Если хочешь быть врачом – никогда не бери с больных деньги. Они и так много страдают”»
Чудес много и в наши дни. Когда я лежала в больнице (это было несколько лет назад), ко мне подошла молодая женщина, хирург из реанимации, и говорит: «Матушка, я еще малоцерковный человек. Но я просила Бога, чтобы Он помог мне стать врачом. И мне явились угодники Кирилл и Мария и сказали: “Если хочешь быть врачом – никогда не бери с больных деньги. Они и так много страдают”».
Еще случай: однажды в магазине радиотехники случился сильный пожар. Владельцы этого магазина очень чтили преподобных Кирилла и Марию. Их икона висела у них в кабинете. Так вот, когда запылал огонь, они взяли икону и святую воду и пошли с ней по горящему зданию, осеняя его иконой и кропя водой. И огонь утих, пожар был потушен.
Было немало случаев исцеления детей. Если младенец болел, родители приносили его шапочку, клали на раку с мощами на какое-то время, а потом одевали на ребенка – и болезнь отступала.
Однажды в монастырь привезли бесноватую женщину. В ворота обители она зашла спокойно, но как только переступила порог храма, начала кричать и рычать. Ее всё никак не могли подвести к мощам преподобных. Наконец с помощью нескольких сестер ее буквально подволокли к раке. Она приложилась – и кончилось беснование. Женщина ушла уже здоровым человеком.
Мама с больным ребенком была у преподобного Сергия, а потом приехала к нам в храм. Мальчик зашел в храм в шапочке. Маме его напомнили, что мальчикам в церкви надо обнажать голову, а она в ответ: «У него уши очень болят. Почти что не слышит уже. В храме холодно, боюсь, как бы он еще сильнее не разболелся». Но все-таки сняла с ребенка шапочку. Они приложились к мощам преподобных и уехали. А через малое время сын как вскрикнет: «Мама! Мама! Я слышу! Хорошо слышу!» Об этом чуде мама мальчика написала нам в монастырь. Это не так давно было.
Милосердие родителей преподобного Сергия великое. Они помогают людям, которые имеют веру.
– А если вера слаба?
Тех, кто несет подвиг – терпение, молитву, любовь, кто хранит мир в семье, – преподобные никогда не оставляют
– Надо чаще испрашивать у преподобных молитвенной помощи. Помнить, что они, прежде всего, покровители семейной жизни. И что они родители угодника Божия – преподобного Сергия. Тех, кто несет подвиг – терпение, молитву, любовь, кто хранит мир в семье, – преподобные никогда не оставляют.
А к нам в обитель за помощью святой четы много людей притекает. Даже пешком приходят – из Лавры преподобного Сергия. Такой обет дала одна пара: муж и жена; он учился в семинарии. Не было у них детей. Они пешком пришли из Лавры к преподобным Кириллу и Марии, помолились тут. Через скорое время у них родился ребенок. И таких случаев много.
Преподобные Кирилл и Мария научают благочестивой семейной жизни. А тех, кто подвизается в обителях, – монашескому благочестию. Ведь они воспитали преподобного Сергия, а он – образец монашества.
– Чему еще мы можем у них поучиться?
– Чти родителей – долголетен будешь на земле. Если ребенок не чтит родителей, он не имеет счастья в жизни. Потому что если есть родительское благословение, есть и благословение Божие.
– Сегодня молодежь спешит как можно скорее вылететь из родительского гнезда, начать жить самостоятельно – как это принято на Западе. О родителях забывают. Чем опасен такой стиль жизни?
– Вот именно что западный! И он отводит детей от родителей. А цениться должно благочестие, а не деньги, не внешнее благополучие.
Всё зависит от того, как человек живет. Если человек по-доброму относится к родителям, то на нем будет благословение Божие. А если он живет в интернете, если ищет случайных денег или жизнь веселую, то, конечно, никакого благословения Божия не будет. Ведь нельзя забывать, что семья – это малая Церковь.
– Сегодня в России «официальными» покровителями семьи признаны святые Петр и Феврония…
– Мы немного в недоумении, почему Петра и Февронию так прославили, ведь у них не было детей. А у преподобных Кирилла и Марии – все дети святые. И одно из их чад – сам Игумен земли Русской. Разве наши преподобные так уж неизвестны? Они имеют очень большое дерзновение перед Богом. Многие приходят в обитель за благословением иметь детей. И получают просимое. И называют детей в честь наших преподобных.
– Вы сказали, что все дети святых Кирилла и Марии были прославлены. Расскажите о них, пожалуйста.
– Первый сын – Стефан, третий – Петр. Они хоть и были женаты, но тоже стали монахами: когда их супруги скончались, ушли в монастырь. Стефан был помощником преподобного Сергия, потом перешел в Богоявленский монастырь, стал духовником великого князя, другом и единомышленником митрополита Алексия.
– Матушка, расскажите немного о жизни вашей обители. Какие послушания несут здесь сестры?
– Наши сестры много трудятся. Сестер немало, но и монастырь немаленький. При монастыре есть приписной храм, где служится Божественная Литургия, идет постоянная молитва. Читается Неусыпаемая Псалтырь.
Хозяйство наше большое: коровы, лошади, пруды, пасека. И везде мы сами трудимся. Только водители – наемные.
Трудов много. Есть богадельня. Опекаем детей, которые живут в обители и учатся. Проводим занятия и для сестер.
Занимаемся благотворительностью. При возможности ходим в дом престарелых, в психиатрическую больницу. Помогаем нуждающимся и деньгами (на похороны, например, если по бедности не на что похоронить родственника), лекарствами, кому в этом есть нужда. Чем можем, тем и стараемся быть полезными народу. Утешаем и добрым словом. Иногда ведь людям только и нужно, чтобы кто-нибудь им доброе слово сказал. А люди сейчас очень удручены, скорбей у всех много.
Но самое главное: у нас каждый день совершается Литургия.
– Большинство монашествующих сегодня в России – это женщины…
– Не зря покойный патриарх Алексий II говорил: Россию спасали «белые платочки». Даже в войну. Своим милосердием, своим теплом, своими слезами, своим покаянием. Женщины имеют более мягкий характер, мягкое сердце.
– Матушка, а в какое время лучше приезжать в обитель, чтобы поклониться святым Кириллу и Марии?
– В 6 часов в монастыре начинается полунощница, читаем трехканонник. Потом служится Литургия. В 5 – вечернее богослужение.
Храм открыт с 6:00 до 20:00. Можно не только поклониться мощам, поставить свечку, но и прочесть акафист преподобным.
Паломников обычно очень много. Всех кормим, всех угощаем, всем книжки раздаем.
Святые могут у Бога всё вымолить, но для этого нужно смиренно прийти и попросить их. А еще постараться жизнь свою исправить, перестать грешить, перестать делать аборты, подавать бедным и убогим. Жертву нужно от себя принести Богу. А не так: я такой хороший, дайте мне что-нибудь получше: жену, машину…
А скорби, которые к нам приходят, – это такой толчок, напоминание, чтобы человек покаялся. Чтобы понял: всё от Бога.
– Что бы вы пожелали нашим читателям?
– Чтобы Господь послал нам дух любви и смиренномудрия. И в этом мы прославим Святую Троицу. А если мы будем прославлять Святую Троицу, то Дух Святый почиет на каждом человеке. И на всей нашей дорогой России.
Официальный сайт Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.
Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях, – 1308 год.
Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.
Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В Покровском соборе ежедневно совершаются Богослужения. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания – это церковное пение, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобном хозяйстве, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи и другое.
На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.
Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресениям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.
Много различных дел нужно выполнить сестрам за день, но в основание всех монастырских занятий положена молитва.
Расписание богослужений
Заказ треб
Справки по телефону 8 (496) 543-000-5.
Монастырь открыт для посетителей
Телефоны:
8 (496) 543-000-5 (храм),
8 (496) 543-05-18 (канцелярия).
Поездка в Покровский Хотьков монастырь
История Покровского Хотькова монастыря неразрывно связана с Троице-Сергиевой Лаврой и преподобным Сергием Радонежским. Он занимает узкий длинный мыс между речкой Пажей и Комякинским оврагом. Когда проезжаешь по улице Горчакова, открывается красивый вид на него. Многие останавливаются на обочине, чтобы сфотографировать и полюбоваться величественной панорамой монастыря.
Панорама Покровского Хотькова монастыря
История и святыни Покровского Хотькова монастыря
Топоним «Хотьково» происходит, по всей видимости, от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Вероятно, в X-XII веках на этом месте было славянское поселение, опустевшее во время татарских набегов в XIII веке. Впоследствии люди вернулись сюда.
Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, вероятно, он появился в первой четверти XIV столетия. Также неизвестно и имя основателя монастыря. По всей видимости, это объясняется тем, что монастырь относился к типу так называемых «мирских монастырей», которые создавались волостной общиной. В распоряжении общины была монастырская казна, община выбирала священников, распределяла земли для ведения хозяйства. В старости удалялись в такой монастырь не ради совершения подвигов веры, а чтобы тихо окончить свои дни, чтобы было кому помолиться об упокоении души. Как правило, в таком монастыре проживали совместно мужчины и женщины, а сам монастырь представлял группу жилых и хозяйственных построек вокруг храма, а также погост. Игумена или игуменьи в подобном монастыре не было, руководство осуществлял приходской священник.
Хотьков монастырь как раз и был таким «мирским монастырем». Возможно, он так бы и остался бедным и безвестным, и со временем мог бы исчезнуть. Но история распорядилась иначе. В 1335-1336 году здесь приняли постриг боярин Кирилл и его супруга Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, жившие до этого в соседнем Радонеже. Здесь же, чуть ранее, после смерти своей жены Анны, под именем Стефан принял постриг старший брат Сергия, Степан. В это же время, вероятно, сложилась и необычная «уличная» планировка монастыря.
Внутри монастырских стен
В 1337 году боярин Кирилл скончался. Его сын, Варфоломей, стремившийся к строгой монашеской жизни, оплакал родителей и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии и была основана Троице-Сергиева Лавра.
Хотьков монастырь оставался двойным (и мужским, и женским) до начала XVI столетия. 11 марта 1506 года Московский князь Василий III пожаловал ему великокняжескую ругу – ежегодное продовольственное содержание, что свидетельствовало о повышении статуса монастыря. После его смерти она была подтверждена от имени малолетнего Ивана IV. 1 августа 1544 года четырнадцатилетний Иван IV, находившийся на богомолье в Троице-Сергиевой обители, передал ей управление Покровским монастырем «на Хотькове». В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим. Еще в 1504 году был введен запрет на совместное проживание мужчин и женщин в монастыре, однако в Хотькове оно продолжалось до 1534 года.
Монастырь постепенно развивался. В 90-х годах XVI века в нем насчитывалось до 37 насельниц.
Большой урон был нанесен монастырю во время осады Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608-1610 годах. Монахини и местное население укрылись за стенами Лавры и героически выдержали почти 2-летнюю осаду обители войсками Лисовского и Сапеги. В 1609 году Покровский Хотьков монастырь был сожжен. После снятия осады в начале 1610 года весь край находился в запустении, повсюду хозяйничали банды «воровских людей».
В 20-х годах XVI века монастырь был восстановлен. В писцовой книге 1623 — 1624 гг. о монастыре говорится: «Троицы Сергиева монастыря девич монастырь на Хотькове на речке Паже, а в нем храм во имя Покрова Святыя Богородицы древян, шатром вверх, да теплая церковь Николая чудотворца древяная клецки, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье Троицы Сершева монастыря; да на церковной земле 38 келий, а в них живут старицы, да во дворе поп Грязной Семенов, во дворе дьячек Поздейко Иванов, во дворе пономарь Обросимко, да 4 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии».
При Покровском монастыре постоянно находился Троицкий иеромонах «для службы и духовности». В 1644-48 годах был сооружен каменный Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1811 году он был разобран и поставлен новый, в стиле ампир. Покровский собор имеет три придела: главный в честь Покрова Божьей Матери и два боковых – во имя преподобного Сергия и святителя Алексия. Главной реликвией являются мощи преподобных Кирилла и Марии. Традиция их почитания восходит к XVI веку. Засвидетельствованы случаи чудотворения. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых. 11 октября и 31 января отмечается День памяти Преподобных Кирилла и Марии Хотьковских и Радонежских чудотворцев.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построен между 1812-1816 гг.
Когда мы зашли в собор, шла вечерняя служба. Народу было немного, в основном женщины. Пел очень красивый женский хор. Поскольку фотографировать в храме нельзя, а внутреннее убранство необыкновенно красиво, выкладываю фотографию из интернета, чтобы можно было составить о нем представление:
Внутреннее убранство Покровского собора (фото с сайта www.zagorsk.ru)
И уж коли мы заговорили о почитании преподобных Кирилла и Марии, публикую изображение иконы в стиле модерн Преподобного Сергия Радонежского пред гробом родителей.
Преподобный Сергий Радонежский пред гробами родителей, кон. XIX века
До 1840 года монастырь был особножитным. Каждая монахиня имела свое собственное жилье, которое либо строила на свои средства, либо покупала или снимала у других монахинь или их наследников. Также монахини кормились трудами своих рук, возникла даже монашеская торговля. В стенах монастыря устраивались торги и ярмарки, где торговали не только монахини, но и миряне. Однако к 1871 году в Покровском монастыре окончательно было введено общежитие.
Корпуса и Никольский собор
Улица в монастыре
В 1900-1904 году на месте небольшой теплой церкви XVIII века был построен собор Николая Чудотворца, освященный 1 октября 1905 года. Он выполнен в популярном тогда русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Латкова и рассчитан на 1200 человек. В ХХ веке храм утратил четыре главы, они были восстановлены в ходе последней реставрации.
Территория монастыря
Собор Николая Чудотворца, 1900-1904
Собор Николая Чудотворца
Крест
Ограда монастыря была возведена в XVIII-XIX веках. В 1791 году была над северными воротами была возведена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1791 г.
Надвратная церковь Митрофана Воронежского над южными воротами датируется 1833 годом.
Церковь прп.Митрофана Воронежского (над южными воротами), 1833 г.
Надвратная церковь Митрофана Воронежского, 1833 г.
В ХХ веке монастырю пришлось пережить многое. В сентябре 1918 года он был разграблен. В декабре 1919 года часть зданий была передана детской колонии. В начале 1921 года монастырь был закрыт, и в его стенах организована трудовая артель кустарных изделий. В 1930-е годы была снесена колокольня. В монастырских помещениях и храмах располагались различные службы, в результате чего зданиям был нанесен серьезный урон.
В конце 1980-х годов монастырь был вновь возвращен церкви, в марте 1989 года состоялся первый молебен. В 2000 году по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открыт детский приют.
Монахини
Меня Покровский Хотьков монастырь поразил, прежде всего, своей планировкой. Он словно вытянут вдоль сквозной улицы. Местные жители охотно пользуются этой дорогой, срезая путь. Поэтому в монастыре можно увидеть людей, одетых по-светски, гуляют мамочки с детьми. Лично мне это показалось правильным, что два мира вот так проникают друг в друга.
Улица в монастыре
Неподалеку детская площадка, где играли девочки, воспитанницы монастыря. Все они были в ярких вязаных шапочках и в платьицах. Чуть в стороне – огромный огород и хозяйственная часть. В целом, монастырь кажется очень крепким.
Вид на Покровский Хотьков монастырь
Адрес Покровского Хотькова женского монастыря: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20.
Как доехать до Покровского Хотькова женского монастыря:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Надо бы посетить этот монастырь, всё же я Сергей, хотя монастырские стены на меня давят.
Я тоже обычно не очень уютно чувствую себя в монастырях — все время боюсь что-то нарушить, не то сделать. Но тут очень приятно.
Приятно, что поддерживают эту красоту. Конечно и затраты требуются на это. Но грустно, когда все ветшает.
Мы как-то снимали квартиру, окна которой выходили во двор монастыря. Хоть я и не могу причислить себя к истинно верующим, но атмосфера в квартире была очень приятная, может даже умиротворенная, чистая. И колокольный звон ведь тоже влияет.
Да, тут молодцы — все поддерживают в полном порядке. Мне еще понравилось, что Покровский Хотьков монастырь не отгорожен от мира, а как-бы погружен в него — мимо идут люди, тут же монахини, воспитанницы. Взаимопроникновение миров.
Очень величественные соборы, а монастырь вообще поражает своими размерами. Атмосфера внутри него наверняка особенная. Я глаз не могла отвести от фото, всё так аккуратно и продумано.
Да, как и в любом другом монастыре. Меня еще поразило, какое там крепкое хозяйство — ухоженные грядки, что-то типа коровника. Видно, что монахини стараются во всем поддерживать порядок. И, конечно, замечательно все реставрируют.
Как же меня манят монастыри: такая там особая атмосфера. А ещё всегда поражаюсь вашим фотографиям — красивые, крупные и хорошо оптимизированные!
Ольга, согласна — в монастырях особая атмосфера. И в некоторых храмах тоже. Возможно, многое зависит от настоятеля.
А насчет фотографий — все очень просто. Я заливаю их на Яндекс.Фотки, причем даже не оптимизирую в ФШ — на Фотках они оптимизируются автоматически. И уже оттуда гружу себе на блог, 800 px по длинной стороне.
Очень красивые фотографии. Великолепные храмы. Хотела бы побывать в тех краях.
Прямо-таки передала ты атмосферу этого тихого места.
Галин, старалась! Место то вообще необыкновенное, Радонежье. Рядом — село Радонеж, где жили родители Сергия Радонежского, неподалеку — Троице-Сергиева Лавра. И кругом холмы, речки, леса, поля…
Да, место благостное, святое. Люблю такие. Там особенное всё.
Верно… Сейчас вот много скандалов вокруг церкви. Но когда приезжаешь в такие места, понимаешь, что подлинная церковная жизнь — не там, на верхах. А вот в этих монастырях, сельских церквях. Когда батюшки объединяют вокруг себя людей, что-то все вместе делают, стараются улучшить жизнь.
Так везде всё настоящее — не на верхах и не наверху.
Сельские храмы почему-то всегда самые лучшие. Люди там не испорченные ещё, в сёлах. И чем глуше село, чем дальше от цивилизации — тем люди искреннее, человечнее. Настоящие.
Хотя по всякому бывает.
Просто то, что наверху — заметнее, по нему обычно и судим.
У нас в селах по-разному. Где-то действительно искренность, а где-то такие дикость и варварство… Была на днях в усадьбе Марфино. Где закрытая территория санатория — все приведено в порядок. А в двух шагах, те же усадебные постройки, но бесхозные — продолжают разрушаться. Представляешь, старинный мост в неоготическом стиле — больно смотреть: выломаны кирпичи, весь расписан графитти, осколки стекла, нечистоты…