женский монастырь в кирове на динамовском проезде расписание служб
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Скачать расписание в формате PDF
седмица 20-я по Пятидесятнице
31.10
Апостола и евангелиста Луки
Вечернее богослужение
Акафист Пресвятой Троице
16:45
01.11
Прор. Иоиля.
Мч. Уара и с ним семи учителей христианских
Вечернее богослужение
16:45
02.11
Вмч. Артемия
Вечернее богослужение
16:45
03.11
Прп. Илариона Великого
Молебен с акафистом М.Б. «Неупиваемая Чаша»
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
04.11
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Вечернее богослужение
16:45
05.11
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
Водосвятный молебен
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
06.11
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
07.11
Мчч. Маркиана
и Мартирия
Вечернее богослужение
16:45
седмица 21-я по Пятидесятнице
07.11
Мчч. Маркиана
и Мартирия
Вечернее богослужение
16:45
08.11
Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения
Вечернее богослужение
16:45
09.11
Мч. Нестора Солунского
Вечернее богослужение
16:45
10.11
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница
Молебен с акафистом М.Б. «Неупиваемая Чаша»
Вечернее богослужение
16:45
11.11
Прмц. Анастасии Римляныни.
Прп. Аврамия затворника
Вечернее богослужение
16:45
12.11
Сщмч. Зиновия,
еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии
Водосвятный молебен
Вечернее богослужение
16:45
13.11
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула.
Мч. Епимаха
Панихида
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
14.11
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
Вечернее богослужение
Акафист Пресвятой Троице
Преображенский женский монастырь г.Вятка
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка
Заказать требы, помочь монастырю
Вы можете помочь монастырю стройматериалами или перевести денежное пожертвование, а также приехать поработать
Приглашаем к сотрудничеству во Славу Божию
Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением дающего
Святитель Григорий Богослов
Преображенский женский монастырь благодарит организации и частных лиц, оказывающих
монастырю благотворительную помощь, и приглашает к дальнейшему сотрудничеству во
Славу Божию и для блага людей. Благотворительное пожертвование можно отправить
почтовым или банковским переводом, указав в назначении платежа «пожертвование на
уставную деятельность» либо «пожертвование на ремонт и восстановление монастыря».
Кто не имеет возможности посетить монастырь, могут заказать требы о здравии и о упокоении почтой, вложив в конверт записки с именами и копию квитанции о переводе.
На конверте с письмом или извещении о почтовом переводе разборчиво пишите свою фамилию, имя, отчество и свой полный почтовый адрес с индексом. Пожертвование за требы также можно отправить почтовым или банковским переводом.
Платежные реквизиты для банковского перевода:
Религиозная организация Преображенский женский монастырь г. Кирова Кировской области
Вятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН/КПП 4345030324/434501001
ОГРН 1034300003671
Банк ПАО «НОРВИК БАНК» г.Киров
БИК 043304728
Корр.счет 30101810300000000728
Р/с. 40703810000350140832
Платежные реквизиты для почтового перевода:
Адрес: Россия, 610000, г. Киров, Динамовский проезд, 6.
Преображенский женский монастырь
Кому: Игумении Софии (Розановой)
Вятский Преображенский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
На высоком крутом берегу реки Вятки к северу от древнего Хлыновского кремля расположился Преображенский девичий монастырь. До настоящего времени дошло немного письменных источников XVII века, из которых можно почерпнуть лишь скудные сведения о жизни обители того периода.
В начале столетия Хлынов был небольшим деревянным городом, не имевшим ни одной каменной постройки. Он стоял на горе над рекой Вяткой. Сама природа придавала ему вид крепости. Вокруг города со всех сторон тянулись дремучие леса, а так как Хлынов был небольшим, местности, прилегающие к кремлю, оставались незаселенными. Пространство от кремля до Раздерихинского оврага долгое время считалось уединенным. На этом месте, вдали от городских построек, и была обустроена девичья обитель.
Путь устройства монастыря считался «чинопоследовательным». Основание монашеской обители происходило по разрешению высших иерархов. Местным властям направлялась царская грамота. Затем отводился земельный участок, строился монастырский храм, происходило его освящение и возложение антиминса на престол.
Письменные источники указывают разные даты основания девичьего монастыря. Более часты упоминания о нем в документах второй половины столетия. Письменные источники указывают разные даты основания монастыря (1623, 1624, 1635), но можно с уверенностью сказать, что он появился в конце первой четверти ХVII века. По «Истории российской иерархии» (ч.III) он основан в 1624 году, по списку с грамоты Михаила Федоровича Романова — 1635 г. В первой половине XVII века им была подарена монастырю икона преподобного Михаила Малеина. На сегодняшний день официально признана дата основания обители — 1624 год.
Основательницей обители была игуменья Евфимия. Она родилась около 1587 г. Достигнув совершеннолетия, вышла замуж за Савву Толмачева, и вскоре в семье появился сын Иван, который позднее служил дьячком в Ильинской церкви монастыря и жил за обителью на посаде. Евфимия имела троих внуков: Данилу, который исполнял должность пономаря в той же церкви, Степана и Дмитрия.
Вероятно, овдовев и, будучи набожным человеком, Евфимия собрала 75 сестёр и начала строить церковь и кельи. Все постройки были деревянными. ХVII век был нелёгким периодом в жизни обители. Её часто опустошали пожары, и на протяжении всего столетия в монастыре не прекращались строительные работы. Он неоднократно перестраивался и каждый раз возводился на том же месте. Только в конце ХVII века по благословению архиепископа Ионы началось строительство каменного храма.
Первая каменная церковь в обители, которая до сих пор стоит на том же месте, была окончена и освящена в 1695 г. Эту дату называл автор «Временника…», где об этом событии писал так: «Лета 7204 (1695) сентября в 12 день освящена каменная церковь в девиче монастыре, строение гостиной сотни Андреева сына Гостева».
В первой четверти ХVIII столетия в Вятской епархии существовало 22 монастыря, из них четыре женских (Хлыновский, Преображенский, Слободской Спасский, Котельничский Введенский, Чердынский Успенский).
В 1717 г. за высокой деревянной оградой Преображенской обители находились две церкви (каменная Ильинская и деревянная Преображенская), звонница, деревянные кельи и хозяйственные постройки. В обители проживало 75 сестёр в возрасте от 35 до 102 лет с игуменьей Варварой. У монастыря не было ни пашни, ни сенных покосов и угодий. Он существовал за счёт государственной дотации (денежной руги). Духовная жизнь монастыря в ХVIII в. была весьма непростой в связи с противоречивой государственной политикой.
Указ от 24 мая 1722 г. определял штаты монахов в каждом монастыре и их жалованье. Годовое содержание одного монаха составляло «денег пять рублев и хлеба пять четвертей». В этом указе предписывалось уменьшить в монастырях, находящихся на государственном содержании, треть или половину штатных монахов и монахинь и перевести их в те обители, в которых они питались трудами и рукоделием.
Указом от 7 января 1723 г. объявлялось «впредь монахов и монахинь не постригать». В 1727 г. в Преображенской обители проживало 60 монахинь во главе с игуменьей Феодосией. В монастырских храмах служили два священника, один дьячок, два пономаря.
Каждый год игуменье с сестрами выделялось «на пропитание хлеба ржи и ярового 183 четверти, на братскую пищу, на покупку соли и протчих припасов и на всякую одежду и на обувь денег 183 руб., на церковные потребы и починки постройки и прочее монастырское строение 30 руб., попам и причетники на пропитание денег 20 руб., хлеба ржи и ярового 213 четвертей.
Всего в расход впредь быть надлежит повсягодно денег 233 руб., хлеба ржи и ярового 213 четвертей». Монастырь был небогатым, и обеспечивал сёстрам лишь прожиточный минимум.
В первой половине ХVIII столетия в обители проживало: 1717 г. — 76 монахинь, 1735 г. — 85 монахинь, 1739 г. — 50 монахинь, 1745 г. — 39 монахинь, 1747 г. — 28 монахинь.
В ГАКО удалось обнаружить уникальный документ – подробный список монахинь монастыря 1735 г. В нем указаны 84 монахини во главе с игуменьей Феодосией. По этому документу можно получить представление о социальном происхождении и возрасте обитательниц монастыря (от 30 до 120 лет).
Среди сестёр обители преобладали вышедшие из крестьянского сословия, таковых было 41 человек. Из посадского населения вышло 24 монахини. Сама игуменья Феодосия Стефановна Оревкова – тоже дочь посадского жителя г. Хлынова. К духовному сословию принадлежало 7 монахинь, 6 вышло из солдатских семей. Из 85 монахинь в обители проживало 16 девиц и 69 вдов.
В 1735 г. в монастыре числилось 80 вятчанок. Среди них из г. Хлынова — 25 чел., из г. Слободского — 3 чел., из г. Котельнича — 2 чел., из г. Орлова — 1 чел. Остальные происходили из уездов Вятской провинции: из Хлыновского уезда — 42 чел., из Котельничского уезда — 4 чел., из Слободского уезда — 2 чел., из Орловского уезда — 1 чел. Три монахини приехали из Москвы и одна из Великого Устюга. Обряд пострижения обычно проводили иеромонахи Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря.
Из документа 1735 г. видно, что подавляющее большинство девушек и женщин, искавших приюта в монастырских стенах, уходили в обитель по душевной склонности или от житейских невзгод.
Настоятельница монастыря – игуменья Феодосия осуществляла духовное управление обителью, наблюдала за поддержанием в ней порядка, заботилась об ее благоустройстве. На имя игуменьи подавались личные послания, доношения, соображения по различным вопросам.
Экономическое положение монастыря было нелегким. Не хватало средств на самое необходимое. Чтобы пополнить церковную казну, игуменья Маргарита Тухаринова (имя впервые вводится в научный оборот) 2 августа 1744 г. обратилась с доношением к Варлааму, епископу Вятскому и Великопермскому, в котором просила разрешить носить древнюю икону святых мучеников и исповедников Гурия, Симона и Авива из Преображенской обители вместе с образом Спаса Нерукотворного из Спасского собора в крестный ход вниз по реке Вятке с 3 сентября по 10 ноября «для всенародного моления на строение церковной кровли прочую нужду».
Крестный ход с древней иконой продолжался до 1782 г. С этого года по просьбе протоиерея Спасского собора для завершения каменного строительства в крестном ходе носили только образы этого храма. Каменная Преображенская церковь монастыря была построена в 1696 году вятскими мастерами. В середине ХVIII века к церкви пристроили трапезную (переделана в 1803 г. по проекту арх. Ф.Рослякова). С окончанием постройки в 1796 году хождение с иконой Гурия, Симона и Авива из Преображенского девичьего монастыря был возобновлено.
1736-1737 г. были горестными для обители. После «запретительного указа 1723 г. о пострижении» в Вятскую епархию пришло предписание о расстрижении тех монахов и монахинь, которые приняли постриг после указа. К доношению в архиерейский духовный приказ от 9 сентября 1737 г. приложена ведомость иеромонаха Успенского Трифонова монастыря Герасима о расстрижении в Хлыновском Преображенском женском монастыре, в котором указывались имена 10 монахинь в 1736 г., 45 — в 1737г.
Документ заканчивался словами: «Вышеобъявленные монахини расстрижены… и посланы с письмами известиями на прежние жилища». Это событие было большим потрясением для многих обитательниц монастыря. Несмотря на это, к концу первой половины ХVIII в. Хлыновский Преображенский девичий монастырь был одним из наиболее крупных среди женских обителей Вятской и Великопермской епархии.
В 1770 г. была возведена монастырская колокольня, в 1821 г. она была перестроена. В 1838 г. с запада к колокольне был пристроен настоятельский корпус с домовой церковью Тихвинской иконы Божией Матери.
Расцвет обители приходится на вторую половину ХIХ века, особенно на время управления игуменьи Емерентианы (1862-1889). При ней в монастыре были открыты школа и различные мастерские, а также выстроен северо-западный каменный келейный корпус в русском стиле (1870-83, арх. А.С. Андреев) с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
В 1891 г. при монастыре открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная и рукодельная. После октябрьской революции монастырь жил еще год и был закрыт в 1918 году, но несмотря на сложное время богослужение в нем совершалось до 23-го года.
Сохранилось письмо, которое писали сетстры Преображенского девичьего монастыря в ликвидационную комиссию:
«Мы, сестры трудовой общины, узнали, что нашу церковь хотят ломать. А мы знаем, что есть справедливость, и теперь в особенности она есть, и поэтому решили написать письмо братьям-товарищам… Мы молим и просим только об одном: оставьте нам нашу церковь — это наша жизнь. Нам всем легче лишиться жизни, чем потерять эту церковь. Мы все труженицы-крестьянки эту церковь строили своими руками. Мы сами носили на себе камни, кирпичи, глину, и только мастера мужчины нам выложили стены. Мы сами шпаклевали, делали резьбу на иконостасе, золотили, писали иконы. Эта церковь — наша душа, наша радость. Оставьте ее нам. А мы по-прежнему будем работать на товарищей красноармейцев: мыть полы в казармах, топить печи, шить рубашки, печь хлеба. С какими бы просьбами они к нам ни обращались, мы всегда рады услужить: делиться и имуществом нашим с ними. Мы глубоко верим, что эта просьба — крик нашей наболевшей души — будет услышана, и мы получим радостный для нас ответ. Подписуемся: все сестры общины».
В 1924 г. монастырь закрыли. Колокольня была разрушена, храмы осквернены и переоборудованы под жилье, таким образом в советское время в здании монастыря располагались общежитие, спортивная школа, и прочие организации.
В 1991 году по ходатайству правящего епископа (позже митрополита) Хрисанфа здание возвращено Вятской епархии. В 2001 году игуменья София (Розанова) с сестрами положили начало возрождению древней обители. В 2003 году на главном храме монастыря был восстановлен купол.
В 2005 году состоялось торжественное перенесение мощей святителя Виктора епископа Вятского и Глазовского, стали совершаться богослужения.
К сожалению, на сегодняшний день еще не вся территория и не все помещения бывшего монастыря возвращены обители.
В 2014 году, по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка, на храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» были подняты шесть новых куполов с золочеными крестами. Пока в здании этого храма располагается спортивная школа.
Преображенский женский монастырь г.Вятка
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка
Память святителя Виктора (Островидова)
В среду, 1 июля 2020 года, в день обретения мощей святителя Виктора исповедника, епископа Глазовского состоялись праздничные торжества в Преображенском женском монастыре города Кирова, где пребывают честные мощи святого.
Богослужения возглавил секретарь Вятской епархии иерей Виталий Лапшин. Ему сослужили настоятель Троицкой церкви села Медяны протоиерей Андрей Дудин, настоятель Троицкой церкви села Истобенск иерей Иоанн Шаповал, клирики Преображенского женского монастыря протоиерей Андрей Лебедев, иерей Алексей Борисов и иерей Сергий Бабинцев.
За Литургией молились настоятельница Преображенского женского монастыря игумения София (Розанова) с сестрами обители, многочисленные прихожане.
Церковные песнопения исполнил хор сестер монастыря.
Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Андрей Лебедев. Отец Андрей отметил, что каждый день, в поисках помощи и заступничества, в Преображенский монастырь к святителю Виктору приходит множество людей. Сегодняшний же день — день, когда мы приходим благодарить святителя за оказанную молитвенную помощь.
По окончании Литургии было совершено славление праздника обретения мощей святителя Виктора. Затем протоиерей Андрей Дудин поблагодарил матушку Софию и сестер монастыря, молитвами и трудами которых 15 лет назад была воссоздана женская обитель.
Мощи священноисповедника Виктора (Островидова) 63 года пролежали на маленьком сельском кладбище села Нерицы в Коми области, где он скончался от болезней во время последней ссылки. В 1997 г. они были обретены нетленными. В бывшем Свято-Троицком монастыре (Макарье) 2 декабря 1997 года произошла торжественная встреча мощей святителя Виктора, которого так почитали все сестры Преображенской обители в тяжелые для них 1920-1930-е годы.
В октябре 1999 г. в Свято-Троицкий монастырь приехала из Глазова Анастасия Михайловна Лыткина, племянница монахини Ангелины, и привезла с собой принадлежащий владыке Виктору образ Спаса Вседержителя, который хранился монахинями Ангелиной и Александрой и после их кончины в 1979 г. перешел к ней. В настоящее время эта икона находится у раки святых мощей священноисповедника Виктора в Преображенском храме монастыря.
В Москве в Храме Христа Спасителя 20 августа 2000 г. на архиерейском соборе святитель Виктор был причислен к лику святых. 22 октября в Свято-Троицкой церкви прошли торжества в честь канонизации священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии.
Преображенский женский монастырь г.Вятка
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка
Свято-Троицкий женский монастырь
В 1980-х гг. в жизни страны произошли большие политические изменения. Была провозглашена политика перестройки и гласности, что привело к оживлению отношений между государством и Церковью. В 1988 г. с большим размахом, торжественно прошел юбилей 1000-летия крещения Руси. Начался новый этап сотрудничества власти и Церкви. На волне гласности и перестройки встал вопрос о возрождении храмов и строительства новых. 19 июля 1988 г. исполком Кировского областного Совета народных депутатов принял решение о восстановлении Трифонова монастыря как памятника архитектуры, а 23 августа 1991 года принял решение о его возвращении верующим.
Еще ранее в 1987 г. епархией был поднят вопрос об открытии в г. Кирове второго действующего храма. Люди тогда падали в обморок в единственном в городе переполненном Серафимовском храме. В этом же году было принято решение передать верующим Троицкую церковь в слободе Макарье, которая находилась в заречной части города.
25 декабря 1990 г. архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф обратился с рапортом к патриарху и Священному Синоду «о возвращении Православной церкви женского Преображенского монастыря», так как в Кировской области «имеются монашествующие и послушницы, желающие вступить в женскую обитель». 29 января 1991 г. было получено благословение Священного Синода на возрождение древней обители.
В 1994 г. по благословению владыки Хрисанфа в слободе Макарье на территории Троицкой церкви появился новый Свято-Троицкий женский монастырь. Его настоятельницей была назначена монахиня София (Розанова), прибывшая из Костромской Богоявленско-Анастасийской обители.
В октябре 1994 г. вятскую землю, впервые за всю историю епархии, посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II. Он совершил Божественную литургию в восстановленном Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря и посетил вновь открытый Свято-Троицкий женский монастырь.
Возникает вопрос: почему женская монашеская община возникла не на территории бывшей Преображенской обители? В годы советской власти в храмах и монашеских кельях размещались коммунальные квартиры и учреждения города. В 1990-е годы началось расселение жильцов. Большую помощь в этом оказывал мер города Анжелий Михайлович Михеев. Первым был освобожден Тихвинский корпус. Но к разрушенным квартирам примыкали еще жилые помещения, расселить которые не было возможности ни у города, ни у области. В связи с этим начать реставрацию монастырского комплекса было невозможно. Постепенно началось расселение семей из здания Преображенской церкви. Его освободили от перекрытий и поздних перегородок.
Монастырь находился в удручающем состоянии. С годами разрушились стены, кровли храмов и корпусов.