женский монастырь в кронштадте
История обители
Иоанновский женский монастырь на Карповке обязан своим возникновением великому молитвеннику и светильнику церкви Христовой — праведному Иоанну Кронштадтскому.
Строительство монастыря началось весной 1900 года по проекту архитектора Никонова, который был рассмотрен и утвержден императором Николаем II, на небольшом участке земли, пожертвованном отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским. Батюшка с большим вниманием следил за ходом работ. Святыми молитвами, благословением, заботами и трудами старался как можно лучше обустроить обитель.
Иоанновский монастырь 1900-е гг.
Первоначально отец Иоанн Ильич Сергиев предполагал устроить здесь новое подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного им на родине, в Архангельской губернии, но с помощью Божией монастырь оказался слишком значительной постройкой в городе, чтобы ему оставаться просто подворьем. По ходатайству о. Иоанна, в 1903 году подворье стало самостоятельным монастырем. Он был назван Иоанновским в честь небесного покровителя Батюшки – преподобного Иоанна Рыльского, во имя которого 17 декабря 1901 года был освящен первый храм обители в нижнем этаже здания.
Небывалая любовь народа и благодарность за помощь, глубокая вера и неустанная забота о духовном облике обители привлекли мощную поддержку и пожертвования, и всего год спустя был освящен главный престол собора во имя Собора двенадцати дпостолов с двумя приделами. Правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, а левый – во имя святителя Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, освященные в 1903 году при участии отца Иоанна.
Храм венчали пять мозаичных куполов с золочеными крестами, а на его западной стороне возвышалась колокольня. Пламенной молитвой благословил Батюшка монастырь: «Благодарю Господа за радость освящения своего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России – Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной и великолепной Невы-реки.
Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века, — и да процветает в обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь, да соберет новый храм в стенах своих множество благочестивого народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере».
Насельницы Иоанновского монастыря 1910 гг.
В январе 1903 года определением Святейшего Синода Иоанновский монастырь получил статус первоклассного. Еще при жизни Батюшки его молитвами и трудами монастырь стал вполне благоустроенным и находился на полном самообеспечении. В обители проживало более 350 насельниц. В монастыре были золотошвейная и белошвейная мастерские, лазарет на 10 коек, просфорная с двумя печами (в одной большой печи выпекалась за раз тысяча просфор). Перед монастырем с восточной стороны, был разбит сад, а с западной находился образцовый огород, с которого сестры ежегодно снимали большой урожай, несмотря на то, что им был занят лишь небольшой клочок земли.
В 1903 году был устроен Вауловский Успенский скит в Борисово-Глебском уезде Ярославской губернии.
Сам Батюшка любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря». Много трудов и забот он принял, стараясь устроить возможно лучше как самую обитель, так и возвысить духовную жизнь ее насельниц. Немало видел Батюшка утешения и радостей от преданных ему всей душой сестер обители, а также в службе Божией, во время совершения Божественной Литургии. Он часто говаривал, что чувствует себя здесь как у себя дома. Приезжал в монастырь иногда усталый, измученный и говорил, что он приехал отдохнуть.
Эту поистине свою обитель Праведник выбрал местом своего успокоения, и после его блаженной кончины паломничество в монастырь стало еще более многолюдным. В усыпальнице с раннего утра до позднего вечера непрерывно служились панихиды. Один из современников писал:
«Тысячи богомольцев идут ко гробику Батюшки, как бы к живому своему утешителю, целителю и наставнику. Идут не только, чтобы вознести молитвы о упокоении его чистой души в месте светлее, месте покойнее, но и себе чают получить здесь утешение Христово и избавиться от всякой скорби, гнева и нужды».
В 1923 году обитель была закрыта, монахини выселены, а сами здания заняты различными светскими организациями.
Спустя десятилетия забвения и запустения монастырь начал возрождаться в 1989 году. Молитвенным предстательством святого праведного о. Иоанна Кронштадтского, трудами и авторитетом Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бытность его митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским обитель была открыта вновь. Монастырское здание было передан в качестве подворье Пюхтицкому монастырю. Батюшка о. Иоанн Кронштадтский при жизни духовно окормлял эту Обитель, поэтому участие пюхтицких сестер в возрождении Иоанновского монастыря было знаменательным.
В те годы монастырь представлял собой печальное зрелище. В здании размещалось более 20 разных организаций. Вся структура помещений была нарушена. Необходимо было произвести огромные ремонтно-восстановительные работы, ликвидировать перегородки, стены, двери, чуждые изначальной планировке и искажавшие внутренний вид обители.
Восстановление храма усыпальницы 1989-1990 гг.
1 ноября 1989 года, в престольный праздник обители – день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день рождения дорогого Батюшки отца Иоанна Кронштадтского – митрополит Алексий, будущий Предстоятель Русской Православной Церкви, совершил чин освящения храма преп. Иоанна Рыльского и возглавил в нем Божественную Литургию. С этого времени в Иоанновской обители возобновились Богослужения.
Возрождение монастыря началось во время церковного прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 14 июня, через несколько дней после своей интронизации, Святейший Патриарх Алексий возглавил в Иоанновском монастыре торжества, посвященные канонизации отца Иоанна Кронштадтского. Все собравшиеся христиане впервые соборно, открыто исповедали праведника праведником: «Святый праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!»
Вскоре в храме-усыпальнице были установлены воссозданный по старинным фотографиям иконостас и надгробие над могилой Кронштадтского пастыря. 12 июля 1991 года Святейший Патриарх Алексий совершил освящение главного храма в честь Собора Двенадцати Апостолов, а 6 ноября этого же года был освящен правый придел во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского.
25 декабря 1991 года Иоанновский женский монастырь по определению Священного Синода стал самостоятельным и приобрел статус ставропигиального.
Постепенно был восстановлен весь архитектурный ансамбль монастыря, была благоустроена территория. В 1999-2000 гг. был воссоздан храм-часовня Покрова Божией Матери в ограде обители.
Явственно чувствовалась помощь Божия в благом и богоугодном деле возрождения святыни. Не только отдельные граждане, но и организации стремились помочь в возрождении обители. Жители Петербурга непосредственно участвовали в ремонтно-восстановительных работах: все хотели сделать что-нибудь для дорогого Батюшки.
Сегодня жизнь в обители идет своим чередом. Сестры несут различные послушания: церковное, клиросное, кухонное, огородное, швейное и др. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Монастырь имеет подворье с храмом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенное на территории бывшей усадьбы графа Шувалова в пос. Вартемяги Ленинградской области.
Духовным центром всего монастыря можно назвать усыпальницу дорогого Батюшки, Тысячи паломников стекаются сюда со всего мира, чтобы помолиться угоднику Божию и попросить его помощи, избавления от душевных и телесных скорбей, недугов и болезней. Молитвами дорогого Батюшки уже в наше время совершаются многие дивные чудеса. Люди возвращаются в обитель, чтобы рассказать сестрам о полученном исцелении и отслужить благодарственный молебен у его гробницы. Эти случаи благодатных исцелений записываются и бережно хранятся сестрами. Часть из них опубликованы в книге «Светильник веры и благочестия». Сестры постоянно чувствуют незримое покровительство св. прав. Иоанна Кронштадтского и во всех трудных обстоятельствах обращаются к нему с молитвой. Как при жизни Батюшка все время заботился о своей обители, так и теперь не оставляет ее своей помощью и заступлением.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Мiръ Россия Санкт-Петербург Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Иоа́нновский монастырь на Ка́рповке — ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Основан праведным Иоанном Кронштадтским и назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, его духовного покровителя.
Содержание
История [ править ]
К 1917 году в монастыре проживало уже 350 сестер. Они вели собственное хозяйство и практически полностью обеспечивали свою жизнь. Обитель имела свое подсобное хозяйство, мастерские, больницу. Сестры оказывали благотворительную помощь нуждающимся, открыли приют для сирот. Во время I Мировой войны в монастыре был открыт лазарет для раненых солдат и офицеров.
После революции монастырь закрыли (в 1923 году), а имущество вывезли и разграбили, здание монастыря занияли множество организаций. В последующие годы почти все сестры подверглись арестам и были сосланы в тюрьмы и лагеря.
Современное состояние [ править ]
В 1989 году началось возвращение монастыря Русской Православной Церкви. За 70 лет, что монастырь не действовал, здание пришло в сильный упадок. Храмы и все помещения были перестроены. Через годы интенсивных ремонтно-восстановительных работ монастырю возвратили его первоначальный облик.
Возобновили и монашескую жизнь. После того, как 13 июля 1991 года Приснопамятный Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение верхнего храма, в обители ежедневно совершаются службы. В храме-усыпальнице св. прав. Иоанна Кронштадтского создан небольшой музей посвященный ему и истории монастыря. В 1992 год монастырь получил статус ставропигиального и с того момента находится в непосредственном подчинении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви приход Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга находится под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Клирики обители проводят занятия в воскресной школе при монастыре, регулярные беседы со взрослыми прихожанами и молодежью; большая работа проводится также по воспитанию молодого поколения с участием священников монастыря в районных подростковых клубах «Спутник» и «Чайка». Наряду с этим в последние годы получили развитие совершенно новые формы приходской работы, получившие одобрение Святейшего Патриарха Кирилла. Основная особенность этой работы состоит в том, что для более эффективной помощи и взаимопомощи членов прихода друг другу прихожане объединены в группы по профессиональным интересам. Эти группы получили название общин и краткие названия, отражающие профессиональную деятельность их членов: «Гиппократ» – врачебная, «Закон» – юридическая, «Педагог» педагогическая и т.д. Общины имеют двух-трех взаимозаменяемых руководителей и регулярно собираются для обсуждения формы и результатов своего социального служения в приходе. В настоящее время в приходе работает более сорока общин численностью от 10 до 200 человек в каждой.
В 2009 году весь православный мир торжественно праздновал 100-летие со дня кончины Великого пастыря Русской земли — святого праведного Иоанна Кронштадтского. В связи с этой юбилейной датой приход Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга 1-2 ноября 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организовал и провёл Праздник «Прииди и виждь».
Храмы Иоанновского монастрыря [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Более подробное описание святынь доступно на сайте обители.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 45.
Проезд: ст. метро «Петроградская»; мрш. Т234; авт. 25. или 7 минут пешком в сторону реки Карповки.
Расписание богослужений [ править ]
Начало всенощного бдения ежедневно в 17:00.
Начало Литургии по будням в 8:30, по воскресениям — в 9:00, исповедь с 8:15.
Ежедневно по окончании Литургии в храме-усыпальнице совершаются молебны.
Панихиды совершаются ежедневно по окончании Литургии в верхнем соборе Двенадцати апостолов.
В 16:00 во вторник и среду — в храме-усыпальнице молебен с акафистом прав. Иоанну Кронштадтскому.
В четверг в 16:00 — молебен с акафистом свт. Нектарию Эгинскому в храме прп. Иоанна Рыльского.
Фото [ править ]
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в начале ХХ века
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Усыпальница св. прав. Иоанна Кронштадтского
Усыпальница св. прав. Иоанна Кронштадтского
Усыпальница св. прав. Иоанна Кронштадтского
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
Протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря
Иоанновский монастырь | Приход
Официальная страница прихода Иоанновского ставропигиального женского монастыря.
На базе нашего прихода существует и успешно функционирует целая система групп по социальной работе (общин). У нас Вы сможете стать частью сообщества православных христиан, принять участие в поездках и мероприятиях, освоить новые для себя виды деятельности, получить помощь и поддержу в трудной жизненной ситуации.
Контакты:
тел.: +7 (921) 586 83 99
+7 (911) 967 33 96
почта: ioannprihod@mail.ru
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
Рекомендуем к прочтению: Учение о молитве по Добротолюбию. Игумен Варсонофий (Веревкин)
Игумен Варсонофий написал свой труд по известному сборнику «Добротолюбие», содержащему извлечения из письменных творений тридцати восьми отцов Церкви IV-XIV веков. Несуетная мудрость в благодати Духа Святого и истинная красота этого святоотеческого наследия были так глубоко прочувствованы и восприняты отцом Варсонофием, что его книга может по праву считаться уникальнейшим в своем роде и самостоятельным трудом по исследованию учения о молитве Древней Православной Церкви. Эта книга способна принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига.
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю 19-ю по Пятьдесятнице
Сегодня, возлюбленные, была читана евангельская притча о сеятеле и семени; о неодинаковом качестве земли, на которую упало семя, и о различной судьбе семени. В конце евангельского чтения притча объяснена Самим Господом, по просьбе учеников Его (Лк. 8:5–15).
Показать полностью.
Настоящая притча о сеятеле и семени сказана не для того только, чтобы поощрить слушателей с добрым и благим сердцем к более ревностному исполнению слова Божия и к большему усовершенствованию в добродетели, – но и для того, чтобы и людей рассеянных, нерадивых, жестокосердых и обладаемых страстями заставить воспрянуть и внимательно слушать слово Божие и со страхом содевать свое спасение. Благодать Божия может изменить к лучшему всякое сердце, – сотворить со всяким человеком чудо спасения, только бы сам человек веровал, хотел спастись, искал спасения, познал бездну грехов своих и – то, какую бездну они изрывают между согрешающими произвольно и между Богом; только бы покорялся спасающей его благодати Божией и не отталкивал от себя спасающую десницу Божию. Были и есть тысячи примеров спасения таких людей, которые были прежде рассеянны, легкомысленны, жестокосерды, подвержены всяким страстям. Они вняли слову Божию, не воспротивились, последовали ему, и спаслись и теперь блаженствуют в Царстве небесном. Нет ничего невозможного для Бога: Он может и закоренелого грешника спасти; может со дна адова вознести его на высоту царствия Своего и блаженства вечного, как благоразумного разбойника, как Марию Египетскую, утопавшую в бездне греха. Только бы сам человек того желал, просил и ревностно стремился ко спасению; ибо Господь не хочет насильно влечь нас ко спасению, чтобы и самое спасение, как подневольное, не стало ему противным: ибо нам дорого и приятно только то, что мы сами возлюбили, как достойное любви, чего сами домогались, – с чем сроднились, что стало нашим сокровищем, нашей как бы природой. А такова именно добродетель христианская, таково Царствие Божие: – его надобно познать, возлюбить всем сердцем, усвоить здесь на земле, укоренить в своем сердце так, чтобы оно проникло совершенно всю душу и не оставило никакого места в сердце всепагубному и вселестному греху.
Христианин! брось же свою гибельную рассеянность, свое неверие, невнимание, нерадение, свою леность ко спасению; не топчи чудных даров благодати; читай или слушай усердно слово Божие, открывающее тебе путь ко спасению; исполняй его по крайнему разумению и силе; победи свое жестокосердие и окаменение; умягчи, как воск, свое сердце – огнем благодати Святого Духа и слезами покаяния; исторгни из сердца терны греховные, хотя это и прискорбно, болезненно, ибо они сделались твоею второю природою. Ты не можешь, говоришь, но благодать Божия всесильна: она поможет тебе совершить легко все дело твоего спасения.
Говоря о семени слова Божия, питающем душу человеческую, я вспоминаю еще о семени земном, тленном, о хлебном семени, – о нынешнем неурожае хлебных злаков, о дороговизне хлеба, небывалой дороговизне: а неурожай произошел от истребления хлебных семян насекомыми и червями или от засухи. Эти беды от чего? – От грехов наших. Не приносим мы Господу Богу нашему плодов покаяния и исправления окаянного жития своего; отнимает и у нас Господь плоды земные, за которые мы не умели и не хотели быть благодарными Ему, не хотели творить волю Его и стали злы, лукавы, горды, неправдивы, невоздержны, пустословы и сквернословы, корыстолюбивы, жестоки, скупы, немилостивы, нечисты. Очевидно, над нами висит жезл отеческого правосудия. Бог наказывает нас неурожаями, пожарами, наводнениями, изнурительными войнами, губительными поветриями и болезнями. Но вразумимся ли мы, покаемся ли, исправимся ли? Не ожестели ли, не окаменели ли мы совсем сердцами своими? Боже избави! Где же будет тогда Царствие Божие на земле, если его не будет в христианах, называющихся православными, в земле православия, где столько драгоценных Богу залогов святыни православной; столько святых мощей угодников Божиих; столько чудотворных икон, столько благолепных храмов; где такое небесное на земле служение? Или отнимется от нас царствие Божие и дастся народу, творящему плоды его (Мф.21:43)? О, да не постыдимся во веки; да исправит нас Господь жезлом наказующим и да не лишит нас милости Своей и Царствия Своего. Аминь.
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ НА 31.10.2021
(Лк. 8:5–15)
[Зач. 35.] вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
Показать полностью.
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Комментарии свт. Феофана Затворника:
Под терниями и волчцами, подавляющими слово божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар: незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего.
Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
Центр милосердия им. прав. Иоанна Кронштадтского
Очень ждем вашей помощи в сборе ноябрьских продуктовых наборов. С каждым месяцем число подопечных Центра серьезно увеличивается. О том, что на Крупской можно получить продуктовую помощь, люди рассказывают друг другу. Новости разлетаются очень быстро, так же как и продуктовые наборы. Люди находятся в большой нужде. Многие бабушки и дедушки приезжают с другого конца города.
Показать полностью. Многодетные папы и мамы урывают часик из загруженного заботами дня, чтобы добраться до Центра. Одинокие мамочки с детьми на руках приезжают в вечернее время, тоже в надежде получить продукты. Всегда грустно отказывать, если наборов нет в наличии.
Просим вас оказать милость и пожертвовать продуты долгого хранения. Из них будут сформированы наборы для подопечных Центра Милосердия.
Очень необходимы следующие продукты:
— мясные и рыбные консервы
— масло подсолнечное
— чай, сахар
— крупы: гречка, рис, пшено, перловка, овсянка
— любые макаронные изделия
Передать пожертвование можно в социальный кабинет на ул. Крупской 5б Храм Успения Пресвятой Богородицы. Часы работы Центра Милосердия:
понедельник с 9.00-14.00,
вторник, четверг 15.00-20.00.
Или оказать финансовую помощь на приобретение продуктов. Перевод средств можно осуществить на карту сбербанка руководителю координационного центра помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 4276 5500 6266 6675 иерею Антонию Заровскому.
В комментарии к пожертвованию обязательно укажите «на продукты».
Дорогие братья и сестры! Если вы делаете пожертвование присылайте скрин чека вместе с именами для молитвы! Спаси Господи!
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
«И ВСЕХ И ВСЯ».
Беседы о Божественной Литургии
«Вот лежит искупительная жертва за весь мир. Да дерзаем мы теперь принести молитву за мир и Вселенскую Церковь. Да приступит священник к Богу и молит о прекращении войн и восстаний, о мире, о благословении года, о быстрейшем избавлении от всех зол, личных и общих» – такова была молитва после освящения Даров в древней Антиохийской литургии, И Симеон Солунский пишет: «. потом архиерей молится о всех с дерзновением.
Показать полностью. Дерзает убо, видя Человеколюбца и Незлобивого перед собой предлежащего и жертвуемого, и воспевает, и о всех молится, и отшедшия вспоминает, наипаче же девственнорождшую Богоматерь отроковицу, свидетельствуя сим, что через сию жертву мы стали общниками святых и с ними соединились, а они, как имеющие дерзновение к Возлюбившему их и им Любимому, могут и нас Ему примирить и соединить». «Наипаче же. » Эти слова Симеона Солунского соответствуют возгласу священника: «Изрядно (особенно приносим Тебе эту словесную службу. – С. Ф.) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Она – вершина человеческой святости, и, помянув всех святых, от века послуживших Богу, священник заканчивает свое таинственное воспоминание (моление, благодарение – невозможно точно определить эту «словесную службу») именем Девы и Матери. А после этого он переходит от торжествующей Церкви к Церкви воинствующей и ко всему миру. «Священнику. весь мир вверен, – говорит св. Иоанн Златоуст, – и он, всем будучи яко отец, приступает тако к Богу, моляся, да везде брани утушатся; смятения прекратятся; мир, благоденствие. даруется». «Еще молим Ти ся, – читает он про себя большую молитву, – помяни, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь». И далее: «. плененныя избави, недугующия исцели, на судищи, и в рудах, и в заточениях, и в горьких работах, и всякой скорби, и нужди, и обстоянии сущих. и любящих нас, и ненавидящих. и вся люди Твоя помяни, Господи Боже наш. И ихже мы не помянухом неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже. Сам всем вся буди, ведый коегождо (каждого. – С. Ф.), и прошения его, дом, и потребу его (литургия Василия Великого). В древней литургии Марка были такие слова: «Соблюди наше странствование в этой жизни до конца безмятежным и невредимым».
В эти минуты моления Церкви о всех, во время пения «Достойно есть яко воистинну. », и каждый из нас должен приучить себя молиться тоже за всех, начиная от своих близких, живых и умерших, любящих и не любящих нас. «Когда молишься, – пишет св. Иоанн Кронштадтский, и пишет не для подвижников, а для мирян, для нас, – старайся молиться больше за всех, чем за себя одного. молись за всех так, как молишься за себя, – с такою же искренностию и теплотою. » И от него же остались нам такие слова: «Не ленись молиться усердно о других, по прошению их или сам собою. », «Воля Божия (в нас. – С. Ф.), которая есть любовь ко всем – и ко врагам, и святость наша».
Свою большую молитву священник заканчивает громко поминовением епископов своей Церкви, а певчие отвечают: «И всех и вся». Что это было моление не только о православных, видно из текста той же молитвы литургии Василия Великого: «. малодушный утеши, расточения собери, прельщеныя обрати и совокупи Святей Твоей соборней и апостольстей Церкви. » Ответ певчих или, лучше сказать, народа: «И всех и вся» – полон глубокого смысла.
Церковь может быть только одна. «Бог один, и Христос один, и вера одна, и надежда одна, и Церковь одна» (св. Киприан Карфагенский). Но «сокровенные связи, соединяющие земную Церковь с остальным человечеством, нам не открыты» (Хомяков). Мы знаем только то, что они существуют, что «хотя без любви ко Христу человек не может быть спасен, но иной, никогда не слышавший о Праведном, поклоняется существу Спасителя нашего» (он же). Это знает Церковь, а поэтому и утверждая свою единственность она хранит в себе сверхисповедное сознание всех христиан, всего верующего человечества и всего творения Божия, ожидающего от нее литургического поминовения «и всех и вся». Ведь «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8:22). Такой строгий ревнитель Православия, как недавно умерший старец епископ Афанасий (Сахаров), считал, основываясь на мыслях митр. Московского Филарета, что можно не только дома, но и на литургии, на проскомидии, возносить моление за неправославно верующих христиан (см. его «Поминовение усопших», ч. 2).
«И даждь нам, – возглашает священник, – единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. » Этим молением о единстве в вере и любви и заканчивается так называемый евхаристический канон – духовный центр литургии («Анафора»). «Таинство жертвы Господней, – пишет св. Киприан, – указывает на христианское единодушие, скрепленное твердою и неразделимою любовию. Ибо когда Господь называет Телом Своим хлеб, составленный из соединения многих зерен, то тем указывает, что народ наш, которого Он принял образ, составляет одно целое; и когда Кровию Своею называет вино, выжатое из виноградных кистей и многих ягод и сдавленное в одно, то тем означает, что и стадо наше также составлено из смешения многих, скрепленных в одно».
«Любовь. есть действие Духа», – говорит преп. Симеон Новый Богослов. Поэтому-то любовь и есть сущность Церкви как Тела Христа, отдавшего Себя по любви за жизнь мира. В молитве по освящении Святых Даров литургии Василия Великого священник просит: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие. » Только через благодать Святого Духа мы достигаем этой любви друг ко другу. «Благодать Божия. вдыхает в нас любовь», – говорится в постановлении одного древнего собора. Поэтому хорошо сказал В. Лосский, что благодать – это «дыхание Божие», и, когда дыхание от нас удаляется, удаляется от нас жизнь. Чтобы понять, что в Церкви даже малейшая нелюбовь лишает благодати Таинства, приведу еще один рассказ «Патерика» о служении литургии: «Когда приносили клирики (возносили на литургии. – С. Ф.) Святые Дары в Ските, нисходил как бы орел на просфору Дух Святый, и никто его не видал, кроме клириков. В один день попросил чего-то один из братии у диакона, и говорит тот ему: «Недосуг теперь». Когда же пошли они на приношение Даров, не сошло подобие орла по обычаю. И сказал пресвитер диакону: «Что это значит, что не сошел орел по обычаю?» И сказал пресвитер диакону: «Поистине или во мне есть прегрешение, или в тебе; отступи от меня немного, и, если сойдет, очевидно будет, что из-за тебя не сходил. А если нет, то ясно будет, что из-за меня не сошел». И, когда отступил диакон, тотчас сошел орел. И когда окончилась служба, сказал пресвитер диакону: «Скажи мне, что ты сделал?» Он же, объясняя ему, говорил: «Я не сознаю себя согрешившим, кроме разве того, что приходил ко мне брат и просил у меня чего-то, и я отвечал: «Мне недосуг». И говорит ему пресвитер: «Поистине ради тебя не сходил орел, потому что ты огорчил брата». И, пошедши, диакон покаялся перед братом».
«Да соединившеся союзом любви, возможем с дерзновением насладиться предлежащей Трапезой» (св. Герман Патриарх). Благодатная любовь – содержание святости и дверь к Божественным Тайнам. Об этой единственной двери с особой настойчивостью предупреждают святые. «. Великая, страшная, ужасная Жертва (повелевает. – С. Ф.) нам приступать к ней с совершенным единодушием и пламенною любовью. Трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в Таинство» (св. Иоанн Златоуст). «Если кто только по наружности, – пишет св. Ириней Лионский, – станет делать приношение (Евхаристии. – С. Ф.) чисто, правильно и законно, а в душе своей не имеет надлежащего общения к ближнему, ни страха Божия, то, имея внутри грех, он не обманет Бога».
В древней литургии Иакова диакон при вынесении чаши говорил: «Со страхом Божиим и верою и любовию приступите». И сейчас у нас на Преждеосвященной литургии поется: «Верою и любовию приступим». И молитвы наши перед причастием начинаются так: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее (прежде всего. – С. Ф.) примирися тя опечалившим». В сердце перед причастием Тайн не должно быть не только зла на человека, но и «печали» на него или досады, никакого осуждения.
Вот еще один из множества рассказов «Патерика» о значении осуждения как дела нелюбви.
«Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал перед дверями келлии его и говорил: «Не пущу тебя войти». Авва умолял его, говоря: «Какая сему причина?» Ангел сказал ему в ответ: «Бог послал меня к тебе, говоря: «Спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата?» Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: «Согрешил перед Тобою, прости мне».