женский монастырь в пятигорске на горе бештау
Два монастыря
Продолжительность: 4 часа
Размер группы: 7-35 человек
Дети: можно с детьми
1000 руб. за взрослого
900 руб. за ребенка
Мгновенное бронирование без ожидания ответа гида и без регистрации
Пункты : гора Бештау, Второ-Афонский монастырь, Свято-Георгиевский Женский монастырь
Посещение Святых мест успокаивает душу и дает утешение, каждый может приклониться перед Всевышним и получить божественную благодать. На Кавказских Минеральных Водах располагаются два прекрасных монастыря: Второ-Афонский мужской монастырь на горе Бештау вблизи Пятигорска и Свято-Георгиевский женский монастырь недалеко от Ессентуков.
Первозданные виды, девственная природа и ухоженная территория монастырей завораживает не только верующих. Необычайной красоты места останутся в памяти на долгие годы, а поездка подарит вам гармонию в мыслях и душе. Наполните фотоальбом восхитительными снимками, а жизнь приятными впечатлениями, посетив чудесные уголки Северного Кавказа!
Гора Бештау
По дороге к Второ-Афонскому мужскому монастырю вы подниметесь на гору Бештау – главную достопримечательность территории Кавказских Минеральных Вод. Этот лакколит – самая высокая точка региона, давшая название городу Пятигорску.
Вас впечатлят реликтовый лес, разнообразие флоры и фауны этого священного места, необычный ландшафт и панорамные виды курортной зоны горы Бештау, которые описывал и прославлял М.Ю. Лермонтов в своих стихах.
Дорога к монастырю асфальтированная, поэтому восхождение на гору Бештау будет несложным. По пути вы увидите высеченные на скалах горы Бештау библейские цитаты и крест, насладитесь свежим воздухом и выпейте воды из источников с целебной минеральной водой.
Второ-Афонский мужской монастырь Пятигорска
Второ-Афонский мужской монастырь на горе Бештау считается одним из самых прекрасных мест региона. Святыня была основана на живописных холмах в ХХ столетии и на протяжении многих лет оставалась разрушенной. Только в начале этого века храм был восстановлен и открыл свои двери для паломников. Особенностью мужского монастыря стал летний храм под открытым небом, где проводились богослужения для большого количества людей. Там так же есть пасека, старинная библиотека и музей.
На территории мужского монастыря вы увидите трехэтажные келии в форме цилиндра, поклонный крест, возведенный пятигорскими казаками в честь возрождения храма, редкие иконы и мощи преподобных Киево-Печерской лавры. В фойе часто проводятся художественный выставки.
Свято-Георгиевский женский монастырь Ессентуков
Свято-Георгиевский женский монастырь (Ессентуки) в урочище Дубровка расположен на высоте более 700 м над уровнем моря и является одной из самых ярких достопримечательностей региона Кавказских Минеральных Вод.
Вы увидите две часовни оригинальной формы и купальню, а с горы видны великолепные пейзажи. Сам монастырь снаружи выглядит очень представительно и роскошно, а внутри вас удивит домашний уют, созданный сестрами и прихожанами. Особенно впечатляет смотровая площадка Свято-Георгиевского женского монастыря, с которой открывается панорамный вид на горы и леса Кавказа. На территории находится иконная лавка, где вы сможете приобрести сувениры и обереги для себя и своих близких.
Поскольку вы посетите Святые места, просим позаботиться о своем внешнем виде. Женщинам желательно надеть длинную юбку и взять с собой платок, чтобы покрыть голову. Мужчинам желательно быть одетыми в брюки и прикрыть плечи.
Отдохните душой и проведите незабываемое время в благодатном месте! Экскурсия в Второ-Афонский монастырь и Свято-Георгиевкую обитель – идеальное для этого место. Мы гарантируем вам комфортную поездку, подбор жилья и скидки. Обращайтесь по телефону +7 (928) 335-13-33!
Обитель особого назначения
Один за другим в разных концах России восстанавливаются десятки разоренных в атеистические времена монастырей. А вот возведение новых обителей – явление не такое частое. Поэтому так интересен и важен рассказ о Свято-Георгиевском женском монастыре, который находится близ города Ессентуки, на 35-м километре федеральной трассы Минеральные Воды – Кисловодск. Золотые купола храма и его белоснежные строения видны издалека – ведь обитель построена на самой вершине горы Дубровка, которая, по мнению некоторых специалистов, своими очертаниями напоминает известную библейскую гору Фавор.
Святой Георгий повелел
Весьма необычна история возникновения православного женского монастыря в таком нестабильном месте, как Северный Кавказ. Однако можно сказать, что беспокойный нрав некоторых местных жителей несколько уравновешивается традиционной религиозностью православных греков. Понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья, еще в XVII веке перебирались в Грузию, а оттуда – на Северный Кавказ. В Пятигорье, территории нынешних Кавказских Минеральных Вод, сегодня есть целые греческие станицы, жители которых хранят многие обычаи своей исторической родины. Один из таких обычаев – возведение храмов по обету. Об этом и пойдет речь.
В 1998 году двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов задумали построить на вершине горы Дубровка православный храм во имя Георгия Победоносца. Получив благословение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, они приступили к строительству церкви. Братья вложили немало личных средств, а еще больше отдали сил сооружению храма во имя Георгия Победоносца. Огромную поддержку оказали их родственники, многие окрестные жители и местная администрация.
«Монастырю здесь быть с приютом для девочек»
– Прихожанам сюда будет трудно добираться, и, похоже, такой прекрасный храм будет пустовать, – по некотором размышлении сказал владыка. А потом, словно полушутя, добавил: – Это вряд ли понравится святому Георгию. Монастырю здесь быть с приютом для девочек, – благословил архиепископ Феофан и полностью взял на себя финансирование и руководство работами по созданию на Северном Кавказе новой православной обители. По свидетельству очевидцев, владыка очень много времени проводил на стройке и иногда буквально на коленке рисовал планировку будущего монастыря, чертил наброски новых строений.
И вот через несколько лет на горе Дубровка уже высился величественный храм в византийском стиле. Рядом с церковью красовалась белоснежная колокольня, ажурная, необыкновенно воздушная, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Вслед за этим началось строительство большого четырехэтажного корпуса, в котором предусмотрели сестринские кельи, помещения для приюта (в том числе спальни, классы для занятий, домовый храм и др.), а также две трапезные и подсобные помещения.
Владыка Феофан, опытный практик и устроитель церковной жизни, все годы своего пребывания на Кавказских Минеральных Водах уделял особое внимание созданию и становлению Свято-Георгиевской обители. Можно сказать, что этот монастырь стал его любимым детищем, ведь даже после возведения в сан митрополита и назначения главой Татарстанской митрополии он не оставляет о нем своего попечения, по-прежнему считает сестер своими духовными чадами и в ответ получает их почтительную любовь.
Нынешний глава епархии архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт достойно «принял эстафету» своего предшественника – насельницы обители всегда чувствуют его неустанную архипастырскую заботу, помощь и поддержку.
По благословению Священного Синода 11 апреля 2006 года официально был открыт Свято-Георгиевский монастырь – на сегодняшний день единственная женская обитель на Кавказских Минеральных Водах. За два месяца до этого события сюда приехали первые насельницы – монахиня Варвара, инокиня Антония и послушница Елена из Свято-Никольского Малоярославецкого монастыря, широко известного в православном мире своими твердыми духовными устоями. Первое время им пришлось жить в строительном вагончике и неустанно трудиться во славу Божию во вновь создаваемой обители.
Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Варвара (Шурыгина), с возложением наперсного креста по должности, а в 2011 году она была возведена в сан игумении. За прошедшие годы обитель стала важным духовным центром Северного Кавказа, излюбленным местом паломничества, душевного успокоения и возрождения христианской веры. А игумения Варвара снискала любовь и уважение священноначалия и администрации, сестер, прихожан и местных жителей.
Путь на Дубровку
Вопрос о том, какими же путями люди приходят в монастырь, всегда волновал меня. В малоярославецкой обители, как, впрочем, и в любой другой, не принято делиться друг с другом, а тем более с мирскими людьми, своими воспоминаниями о прошлом. Так что историю матушки Варвары я узнала, как говорится, из первых уст, только когда «интервьюировала» ее в качестве журналиста и писателя.
Детство и юность Анны, будущей игумении Свято-Георгиевского монастыря, прошли в небольшом симпатичном городке Кимры, раскинувшемся по берегам Волги и впадающей в нее реки Кимрки. Матушка Варвара с теплотой вспоминает милый среднерусский пейзаж, приветливую атмосферу, сохранившийся особый колорит архитектурного облика, который отличается большим количеством построек в стиле модерн. Это, наверное, единственный «город провинциального русского модерна», яркий и неповторимый, при этом тихий и уютный.
Но настало время, и Аннушке пришлось покинуть это милое сердцу место – школа окончена, надо продолжать образование. Девушка выбрала Тверской университет и поступила на исторический факультет. В студенческом общежитии ее соседкой стала верующая девушка Галя, благодаря которой у бывшей комсомолки Ани появился интерес к Православию. Первой иконой стал образ преподобного Серафима Саровского, который она поместила на письменном столе, чтобы он всегда был перед глазами во время занятий. Это было начало 1990-х, когда стали возрождаться многие монастыри. Но первое свое паломничество Анна совершила в недавно открывшуюся Серафимо-Дивеевскую обитель. Почти месяц трудилась там во славу Божию.
– После Дивеева было горячее желание оставить университет и немедленно отправиться туда пожить, пусть хотя бы трудницей. Но, представь, остановил меня строгий взгляд батюшки Серафима с той самой первой моей иконы. Я вдруг четко поняла, что университет все-таки надо закончить. Продолжила и учебу, и поездки по святым местам.
После Дивеева самым удивительным и впечатляющим стало посещение Оптиной пустыни. В этой пока еще полуразрушенной обители так остро чувствовался вековой молитвенный покров оптинских старцев, что смутно бродившая мысль о монашеской жизни превратилась в жгучее желание. После одной из таких поездок Анне довелось возвращаться в Москву в одной машине со старцем Илием. И она робко, полувопросительно обратилась к нему:
– Батюшка, как же хочется в монастырь, пожить настоящей монашеской жизнью.
– Что, так хочется все время в навозе копаться? – спросил старец.
– Да хоть бы и в навозе, лишь бы в монастыре! – с горячностью ответила девушка.
Представьте себе, что именно коровник стал на тринадцать лет главным послушанием Анны, в постриге Варвары. И не где-нибудь, а в Малоярославецком Свято-Никольском монастыре, который был связан тесными духовными узами с Оптиной пустынью еще в XIX веке, в годы расцвета старчества. Это оптинское устроение дивным образом возродилось в Никольском монастыре после его возвращения Русской Православной Церкви в 1993 году. Сегодня это один из самых процветающих монастырей, который больше всего известен именно своей строгой монашеской жизнью, потому что его настоятельница игумения Николая с первых дней проявляет неусыпную заботу о духовном становлении сестер. О результатах этих трудов лучше всего свидетельствует назначение ее 15-ти сестер настоятельницами женских монастырей по всей России. В их число попала монахиня, а ныне игумения Варвара. Так что помимо трудовых навыков, приобретенных в коровнике, она, несомненно, достигла такого уровня духовной зрелости, который позволяет ей руководить столь необычной обителью, как Свято-Георгиевский монастырь близ города Ессентуки.
Удивительно, что в такой беспокойной окружающей обстановке и особых сложностях устроения монашеской жизни в новой обители матушке Варваре удается всегда сохранять ровное настроение и благорасположение ко всем – и к сестрам, и к наемным рабочим, и к многочисленным посетителям. Я уж не говорю о приютских детишках, которые бегут к своей любимой матушке со всех ног. И для каждого у нее находится доброе слово и ласковый жест. А ведь они так необходимы обездоленным детям.
Согреть любовью и заботой
Раз речь зашла о детях, то стоит рассказать о некоторых особенностях их жизни в приюте «София», созданном практически одновременно с открытием монастыря. Игумения Варвара ведет меня в отдельное крыло келейного корпуса, отведенное для детишек. Когда перешагнешь его порог, возникает ощущение, что ты уже не в монастыре, а в многодетной семье. Девочки одеты по-домашнему и по-разному. Комнаты, в которых они живут, обставлены прекрасной детской мебелью, на окнах – красиво задрапированные занавески самого что ни есть девичьего розового цвета, пол устлан веселыми ковриками. Честно говоря, такое убранство могут позволить себе только очень состоятельные родители. А в «Софии» всеми этими удобствами и красотами пользуются дети из малоимущих и, мягко говоря, неблагополучных, социально несостоявшихся семей.
Матушка Варвара рассказывает:
У каждой из двенадцати воспитанниц, даже самых маленьких, за плечами недетские переживания и страдания
– Наш приют – не аналог детского дома, к нам под опеку поступают девочки, у которых есть родители, но такие проблемные, что не могут обеспечить своим детям самого элементарного содержания. Например, у четырех наших девочек папы есть, а мам как будто бы нет – кто пьет, кто сидит, кто шатается. Вот недавно Машу привезли, с мамой она в бомжатнике жила больше года. Отец ее еле разыскал и оттуда вытащил, опеку оформил, изо всех сил старался для дочки, но потом понял, что не справляется, и в шесть лет привез ее нам. Потом он может забрать подросшую и окрепшую дочку. Есть вообще страшные истории – недавно привезли малышку, у которой на глазах маму убили. И у каждой из двенадцати наших воспитанниц, даже самых маленьких, есть за плечами такие недетские переживания и страдания, что можно понять все срывы и депрессии, которые у них случаются. Вот мы и стараемся окружить их теплом и заботой, чтобы они успокоились и почувствовали нашу любовь.
Не прерывается молитва
Молитва – главное монашеское делание, и в любом монастыре основное внимание уделяется богослужениям и молитвенному правилу его обитателей. Они молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям.
У Георгиевского монастыря особое предназначение – молиться о многих тысячах болящих
Но у Георгиевской обители есть еще своя особая миссия. Здесь молятся не только обо всех, живущих на Кавказе, но и о тех, кто приехал сюда поправить здоровье, подлечиться от болезней разной степени тяжести. В санатории Кавказских Минеральных Вод ежемесячно приезжают тысячи людей со всех концов страны, и практически все они посещают Свято-Георгиевский монастырь. Кто-то делает это вполне осознанно, с желанием помолиться о здоровье, своем и своих близких, многие просто из чистого любопытства отправляются на экскурсию после лечебных процедур. Но даже такие «экскурсанты», пусть даже за компанию, но непременно в церковной лавке покупают свечи и пишут записки о здравии живущих родных и близких и об упокоении ушедших в мир иной. Иной человек уехал и забыл об этом. Но не забыли его сестры и поминают в своих молитвах. Так и получается, что у Георгиевского монастыря особое, ответственное предназначение – молиться о многих тысячах болящих и страждущих, приезжающих в эти края в надежде получить исцеление души и тела.
Обители – десять лет
Несмотря на молодой возраст монастыря, в нем уже собрано немало святынь. Это чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Ионы Киевского, святителя Луки Симферопольского, всех преподобных жен Дивеевских. Тысячи людей смогли уже поклониться этим святыням и получить поддержку и утешение. Сестры обители тщательно записывают все случаи чудесных исцелений и благодатной помощи, о которых им сообщают верующие.
Сердце монастыря – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Его интерьер поражает необычайным сочетанием изысканности и великолепия. Белоснежные колонны из уральского мрамора, гранитный пол с вмонтированной мозаикой в виде Вифлеемской звезды, излучающие золотой свет иконы – все это создает благоговейное ощущение покоя и гармонии и располагает к сердечной молитве Богу. Этот духовный настрой поддерживают и усиливают росписи стен в византийском стиле, мастерски выполненные местными иконописцами Андреем Бухникашвили и Вячеславом Симаковым.
Сегодня в монастырский комплекс входят еще две часовни – Архангельская, где совершается Таинство Крещения, и водосвятная – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», купальня в честь Крещения Господня; современный жилой корпус, просторная церковная лавка, помещения для паломников и, конечно, хозяйственные постройки. А хозяйство в обители большое: сестры содержат коров, кур, пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом. Радует урожаями фруктовый сад, плантации малины и клубники. Есть, конечно, и огород – помидоры и огурцы, свекла, картофель и морковь, лук, фасоль, капуста и зелень по мере созревания украшают монастырскую трапезу. Всех этих плодов хватает и для заготовок на зиму, так что сестры и детишки не страдают от недостатка витаминов.
Территория веры и надежды
Расставаясь с гостеприимной обителью и матушкой игуменией Варварой, задерживаюсь на соборной площади, выложенной узорчатой плиткой и огороженной ажурной кованой оградой с круглыми декоративными светильниками. Вдоль ограды тянутся чудесные цветочные композиции, нарядные альпийские горки, необычного вида хвойные кустарники. С этой великолепной смотровой площадки, находящейся на высоте семисот метров, открывается живописная панорама Кавказских Минеральных Вод – многочисленные поселки, разбросанные по зеленым долинам вдоль русла реки, голубые пятнышки озер, крыши городских кварталов Пятигорска и Ессентуков, горы Машук и Бештау. А с северной стороны при ясной погоде хорошо просматривается снежная шапка Эльбруса и отроги Кавказского хребта.
В подтверждение моего восторженного отношения к этой действительно особенной обители приведу слова одного из паломников: «Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках – особая рукотворная достопримечательность. Это не просто место отшельников, это мощная энергетика добра и позитива, богатые возможности исцеления прихожан и паломников, территория веры и надежды на исполнение любой мечты!»
Завершу свой рассказ стихотворением шестиклассницы из Пятигорска Ольги Свистельниковой:
Среди полей, среди цветов,
Среди холмов, среди лесов,
Под небом ярко-голубым,
С крестом, как солнце золотым,
Как птица белая парит –
Храм на верху горы стоит.
Звон колокольный раздается
И вдоль по воздуху несется,
Под ним в небесной синеве
Святой Георгий на коне
Летит, благословляя нас,
И молится за весь Кавказ.
Здесь труд монахинь и смиренье,
И Богу теплое моленье.
В их лицах – мир и доброта.
В глазах любовь и чистота.
Увидев эту красоту,
Забыть ее я не смогу!
Душа трепещет и горит,
И Господа благодарит.
Путешествия
Святыни Кавказских Минеральных Вод. Кавказский Афон. Свято-Георгиевский женский монастырь
«Люди есть люди, и, к сожалению, грешными они бывают больше и чаще, чем святыми».
Основан монастырь монахами-подвижниками на одном из склонов горы Бештау на высоте 830 м над уровнем моря. Эта гора одна из высоких на территории КМВ, 1400 м над уровнем моря. Она впечатляет своей величественностью каждого, кто приезжает в наш регион. Согласно легендам, на ее вершине были найдены остатки Ноева ковчега, это любимое место посадки НЛО, здесь находится храм поклонников солнца.
Популярность восхождения на Бештау до революции была настолько велика, что здесь был даже построен ресторан, в котором ежедневно отдыхало до 100 человек. Тут очень сильная энергетика.
С высоты горы, как на ладони, просматриваются Железноводск, гора Шелудивая, а у подножия Бештау уютно расположился любимый город великого Лермонтова. Именно эта гора напомнила монахам святую гору Афон Греции. Согласно легенде, в Греческом Афоне сама Матерь Божия начала проповедовать христианство и взяла это место под свое покровительство. В этом году исполняется 1000 лет, как русские монахи проживают в Греческом Афоне. По преданию, очень давно, у подножия горы Бештау был расположен греческий христианский монастырь, со временем превратившийся в руины. А русские монахи, выходцы со святого Афона, решили построить новый храм, напоминающий греческую святыню. Именно красавец Бештау вдохновил служителей церкви заложить на его склоне новую обитель, которая была названа Второ-Афонским Свято-Успенским Бештаугорским монастырем. И Бештау был выбран не случайно местом строительства новой святыни, он покорил старцев своей красотой, своим величием, невероятной голубизной неба над пиками горы, так приближающей обитель к Богу, большим количеством чудотворной минеральной воды, и конечно, невероятной схожестью с Греческим Афоном.
Революция, войны не благодатно сказались на внешнем облике монастыря, он был разрушен и заново построен в начале этого века. Здесь проживает 13 монахов, они ведут собственное хозяйство, занимаются просветительской работой, женщин-монахинь здесь не встретить.
Монастырь доступен для посещения в течение целого дня, сюда ведут и пешие маршруты, и автомобильные дороги. Он не огорожен мощными, непроницаемыми заборами, но строительство здесь не прекращается ни на один день. Сюда приходят и жители КМВ, и туристы, и отдыхающие помолиться, поговорить с монахами, которые с огромным удовольствием организуют экскурсию и покажут, и расскажут о немногочисленных достопримечательностях святого комплекса, который занимает небольшую территорию. Это и сам храм, где находится частичка мощей Великомученика Пантелеимона и икона Иверской Божией Матери начала 19 века, подаренная монастырю; строение для монахов-послушников, многогранное трехэтажное строение, его еще называют Братским корпусом, здесь находятся монашеские кельи; церковная лавка; несколько административных корпусов. За храмом могила Архимандрита Силуана, основателя монастыря после его восстановления.
А под отрытым небом на монастырском подворье полукругом расположены лики святых. Каждый приезжающий сюда, может поклониться святым, отдохнуть, выпить наивкуснейшего чая, подышать полной грудью чистейшим воздухом, наполненным здоровьем, тихим счастьем, силой, верой только в доброе и светлое. И конечно, не останется незамеченным то гостеприимство, с которым монахи встречают посетителей в своей святой обители. Место это невероятно красивое, светозарное, каждый камешек излучает добро и благодать. На славу Греческого святого Афона монастырь не претендует и назван Второ-Афонским, потому, что является его прототипом.
Но время неумолимо бежит вперед, и следующая моя остановка в Свято-Георгиевском женском монастыре, который расположен недалеко от города Ессентуки в живописном месте, на горе Дубровка, на высоте 730 метров над уровнем моря и построен в честь святого Великомученика Георгия Победоносца.
Монахини молятся за всех нас, за мир, за страну, несомненно, именно поэтому, наша земля так щедра красивыми, талантливыми, добрыми людьми всегда готовыми прийти на помощь больным, страждущим, немощным.
Издалека, строение монастыря представляется грандиозно-фундаментальным, но подъехав ближе, ничего не остается, как только восторгаться изяществом всех построек на монастырском подворье.
Именно здесь художник может написать достойную восхищения веками картину, именно здесь можно почувствовать дыхание человеческого бессмертия, и только здесь можно понять, как много интересного проходит мимо нас в суете мирской жизни. И в наше неспокойное время, в местах, где люди забывают о душевной доброте и благости посещение таких святынь делает нас светлее, мягкосердечнее, благодушнее, отзывчивее.
Обретя покой, душевную гармонию, умиротворение, побывав наедине с собой в тишине, я возвращаюсь в мирскую жизнь, надышавшись вдоволь горным воздухом, стряхнув с себя груз проблем и забот, а главное, получив духовное исцеление.
ВТОРО-АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Георгиевский храм Второ-Афонского монастыря. Фото Ольги Золотухиной 23 июня 2011 года |
Второ-Афонский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на горе Бештау Пятигорской епархии
Древний монастырь
По преданию в IX-X веках у подножия горы Бештау находился греческий православный монастырь.
Становление Второ-Афонской обители
Монастырь строился в память царя-миротворца Александра III. 2 мая 1904 года место под устройство будущего Успенского храма освятил настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев. Под горой Бештау начались строительные работы. Одновременно с храмом возводился и трехэтажный корпус братских келий с гостиницей, а вплотную к храму – дом для настоятеля, сторожей, старшей братии, трапезной и кухни. На строительство ушло 26 тысяч рублей. Пока велись работы, иеромонах Иоанн и его помощники разместились в землянках, вырытых в горе. В июле только начинающая существовать обитель приняла великого князя Дмитрия Константиновича, который стал почетным ктитором обители. 16 сентября 1904 года сам настоятель Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря, отец Герасим, прибыл с 20 насельниками в новостроящийся монастырь.
Решение Святейшего Синода об учреждении монастыря состоялось 12 ноября 1904 года. Обитель не получила тех привилегий, которыми обладал уже существующий на Кавказе Новоафонский монастырь. Однако, это решение обеспечило признание основания монастыря Владикавказской епархией и возможность иметь столько братии сколько монастырь мог содержать на свои средства. К осени 1904 года все необходимые постройки были закончены. Иконостас для храма пожертвовала сестра иеромонаха Иоанна Надежда Ивановна Мишурова-Неронова. 28 ноября 1904 года освящение храма возглавил епископ Владикавказский Гедеон (Покровский). На это событие собрались высокопоставленные духовные и светские лица, более пяти тысяч человек богомольцев. К знаменательному дню освящения новая обитель получила благословения и великие святыни из многих обителей Афона и России, а также от Восточных архиереев.
Вскоре монастырь пострадал от революционных бесчинств. Ночью 23 сентября 1905 года около 10 человек «борцов за свободу» с ружьями и револьверами ворвались в монастырь. Злоумышленники пытались проникнуть в настоятельскую келию и убили келейника настоятеля, послушника Дмитрия Лихолетова. Однако братия смогла отпугнуть нападавших звоном в набат и злодеи убежали из монастыря. В ночь на 10 января 1906 года, по причине неисправных печей, небольшой деревянный храм сильно пострадал от вспыхнувшего пожара. Богослужение после пожара совершалось в странноприимной комнате.
На восстановление храма тут же послал жертву августейший ктитор великий князь Дмитрий Константинович, а 500 рублей пожертвовал и сам святой император Николай II. С наступлением весны 1906 года отец Герасим с братией приступил к постройке нового храма. 15 августа того же года епископ Гедеон освятил новый храм. В это же время в Пятигорске было открыто монастырское подворье с церковью во имя преподобного Серафима Саровского в доме, пожертвованном полковником Шишковым. При подворье была устроена школа на 70 мальчиков для детей из беднейших семей, существовавшая до 1911 года.
Условия монастыря были очень стесненными и скудными, но в конце 1911 года к ранее отведенным двадцати десятинам монастырской земли было прирезано еще сто десятин, а также предоставлено право пользования сухостоем и валежником из леса Бештаугорской казенной дачи. Это несколько улучшило положение обители. При этом ни собственных капиталов, ни денежных пособий от казны монастырь не получил.
Братия придерживалась строгого афонского устава. Ежедневный круг богослужений открывался полуночницей с 0:30 ночи. В праздники и воскресные дни совершалось Всенощное бдение, продолжавшееся до 2 часов ночи. Пища в монастыре была скудная. Келии монахов представляли из себя маленькие комнатки в 2,1 метра длины и 1,8 метра ширины. Всё это способствовало поддержанию высокой духовной жизни.
Монастырь служил приходским для некоторых жителей близлежащих селений, играл значительную роль в борьбе с сектантством, в просвещении во множестве отдыхавшей на водах интеллигенции. Обитель сразу стала значительным паломническим центром. Для говения в Успенский пост в обитель стекалась масса верующих, иногда до пяти тысяч человек. Ежегодно в день святых Кирилла и Мефодия из Пятигорского Спасского собора в монастырь совершался особый детский крестный ход из учащихся церковно-приходских школ курортов. Монастырь помогал множеству бездобных и нищих. Были устроены гостиница для паломников, больница, сырозавод на молочной ферме, искусственный зарыбленный пруд, цветочная оранжерея. В станице Суворовской помощником ктитора монастыря, полковником Д. П. Шишковым, была пожертвована большая мельница.
С начала Первой мировой войны в города Кавказских Минеральных Вод хлынул поток раненных. Часть из них приютили у себя монахи, став лекарями и сиделками. Одновременно монастырь оказывал материальную поддержку фронту.
Советский период
Поначалу монастырь избег внимания нового богоборческого режима. Когда обновленцы захватили большинство окрестных церквей, Второ-Афонский монастырь стал в смутное время единственным твердым оплотом Православия в окрестностях Кавказских Минеральных Вод.
В 1927 году большевики закрыли обитель, братия ушла в горы, где в глухих местах строила кельи и часовни. Однако на следующий год протесты и возмущение народа достигли такого накала, что братия вновь получила возможность вернуться в монастырские строения.
В начале 1929 года началась новая волна гонений. За подписью секретаря ЦК Кагановича на места пришла директива о массовом закрытии храмов и монастырей. Тогда окончательно был закрыт и монастырь на Бештау. Войска ОГПУ-НКВД начали прочесывать окрестности городов Кавказских Минеральных Вод, ущелья Кавказских гор. Скрывающихся монахов находили и арестовывали. После закрытия монастыря в перестроенных помещениях был создан санаторий ГПУ. В 1930-е годы здесь обосновалось Общество пролетарского туризма. Незадолго до начала Великой Отечественной войны строения монастыря были отданы под детдом для испанских детей, большинство из которых в период оккупации края гитлеровцами было уничтожено.
С изгнанием оккупантов с Кавказских Минеральных Вод полуразрушенные строения монастыря оказались заброшенными, и к концу XX века полностью разрушились. Лишь старый полноводный родник Благодатный по-прежнему бил упругой струей.
Возрождение
Инициатором возрождения Второго Афона стал митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин). Уже в июле 1991 года по его благословению на месте обители был отслужен первый молебен духовенством Лазаревской церкви Пятигорска. В 1997 году на месте монастыря был установлен поклонный крест в знак начала возрождения обители. Пятигорские казаки, поселившиеся здесь в палатках и вагончике, расчистили место и подготовили котлован для фундамента нового храма.
21 июня 1999 года был совершен чин закладки первого храма обновляемой обители, который возглавил благочинный церквей Кавказских Минеральных Вод протоиерей Иоанн Знаменский. Протоиерей Вадим Цаликов стал строителем монастырской церкви. Храм в труднодоступном месте, где отсутствовали свет и вода, был построен в течение двух лет. Освящение последовало 28 августа 2001 года. Митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин) освятил храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Правящий архиерей стал и настоятелем обители.
Пятигорский Лазаревский храм стал подворьем возрождаемого монастыря.
Богослужения в храме обители совершались ежедневно, ежедневно читались акафисты и Псалтирь. В обители сложилась практика еженедельного причащения насельников. Вдобавок к престольным праздникам, в монастыре стала особо отмечаться память преподобных отцев Киево-Печерских и святого Пантелеимона Целителя, частицы чьих мощей почивали здесь. Также от Пятигорская до монастыря возобновился детский крестный ход в день славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
К 2011 году монастырь имел братский общежительский и административный корпуса; летний храм под открытым небом, где совершались службы при большом стечении паломников; библиотеку и музей; пасеку. Строилась гостиница и намечалось строительство собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Летом в монастыре проводился детский православный лагерь «Зеленый Афон».
Статистика
Успенский собор Второ-Афонского монастыря. Фото нач. XX в. |
Храмы, архитектура
Первый Успенский собор и архитектурный комплекс
Первый соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также смежные постройки, были выстроены к осени 1904 года. Его средняя часть и стены алтаря были каменные, притвор турлучный, верхнюю часть храма соорудили из дерева. Успенский храм монастыря мог вместить одновременно до 500 человек. Он отличался благолепием, благоустройством и достатком церковной утвари и облачений. Храм был отстроен после пожара в 1906 году.
Над притвором храма помещалась канцелярия монастыря, под притвором устроили трапезную. С северной стороны к нему примыкал двухэтажный корпус, верхний этаж которого был деревянный. Нижний этаж разделялся коридором, по его сторонам устроили келии настоятеля, благочинного, экклесиарха, ризничего и комнаты для гостей. В подвале этого же корпуса находилась кухня. К настоятельским келиям и к храму примыкала длинная терраса, смотревшая на запад. Подняться на нее можно было по наружным деревянным лестницам. Колокольня была устроена с юго-западной стороны террасы.
Со временем были построены также большой 3-этажный каменный келейный корпус, гостиница для паломников, больница.
Братский корпус Второ-Афонского монастыря. Фото Ольги Золотухиной 23 июня 2011 года |