женский монастырь в ростовской области действующие женские монастыри
Ростовская область (монастыри)
Содержание
Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь [ править ]
Женский монастырь, устроенный в 1903 как Троице-Алексеевская женская община на окраине Нахичевани на средства купца С. И. Федорова. Первоначально Троицкий. В 1920 преобразован в артель, в 1929 окончательно закрыт. Вновь открыт в 1991 как Иверский монастырь.
При монастыре действует гостиница.
Адрес: г. Ростов-на-Дону, Неклиновская ул., 4
До Ростова-на-Дону можно добраться самолетом, поездом или автобусом.
Далее до монастыря автобусами:
Донской Старочеркасский мужской монастырь [ править ]
Монастырь открыт в 1837 как женский в зданиях родового подворья атаманов Ефремовых с домовой церковью. Закрыт в 1920-х, постройки заняты детским домом, позже домом инвалидов. В 1970 строения переданы музею-заповеднику, начата реставрация. Вновь открыт в 1994 как мужской на части старой территории.
Автобусом №24 до г.Аксай и от Аксая до ст. Старочеркасской маршруткой через Большой Лог.
На автомобиле из Новочеркасска (в сторону Ростова) или Ростова (в сторону Новочеркасска через Аксай) повернуть на Старочеркасскую в поселке Большой Лог.
Адрес: 346701, Аксайский район, ст. Старочеркасская, ул. Почтовая, 1.
Иверский женский монастырь (Ростов-на-Дону) [ править ]
Свято-Иверский монастырь на данный момент является единственным женским монастырем в Ростовской епархии. На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц.
Соблюдая правила святых Отцов древнего монашества, в обители сестрами читается Неусыпаемая Псалтырь.
Каждый день начинается и заканчивается молитвой. Утром в 6.00 все сестры собираются в храм на молитвенное правило, чтобы свои первые мысли вознести к Богу и испросить благословение на предстоящие дела. Весь день проходит в неустанных трудах: сестры поют на клиросе, трудятся на скотном дворе, в трапезной, возделывают огород, выпекают просфоры, но при любом занятии стараются стяжать непрестанную молитву и ею просветить свои души, сделать свои сердца по-евангельски чистыми.
Заканчивается день с его многочисленными заботами, и вновь сестры собираются в храм на вечернее молитвенное правило возблагодарить Господа за Его щедрую милость и помощь во всех наших нуждах, житейских и духовных.
Монастырь и источник открыт ежедневно с 7.00 до 19.00
Адрес: 344064, г. Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская,4
Телефон: 8 (863) 235-41-63 (автоматическое переключение на автоответчик /факс/ после 3-го гудка) или 8-951-494-03-89. Просьба звонить с 11.00 до 17.00.
Покровский мужской монастырь (Верхнемакеевка) [ править ]
Создание Свято-Покровский мужского монастыря в селе Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области приходится на вторую половину XVIII века. В 1763 году территория нынешнего села была куплена полковником Василием Ивановичем Иловайским. Свое название хутор получил в честь деда помещика — Макея.
Для духовного окормления прихожан хутора в 1784 году началось строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строился храм на средства полковника Василия Ивановича Иловайского. В 1794 году был построен деревянный храм с колокольней, каменной с деревянным частоколом оградой. В храме был престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Причта состояла из трех священников, двух диаконов, шести причетников. В православном приходе храма числилось около 6 тыс. человек.
Богослужения в 30-40-е годы ХХ века в храме Пресвятой Богородицы проводил игумен Паисий (Павлов), который был и настоятелем храма. После него окормлял приход о. Григорий (Келеберда). В 1992 — 1995 годах настоятелем был иеромонах Алипий (Филин).
Монашеская жизнь в приходе зарождалась с 1995 года.
Адрес: Россия, Ростовская область, Кашарский район, слобода Верхнемакеевка.
Ростовская область
Росто́вская о́бласть — субъект Российской Федерации на юге Европейской части России, входит в состав Южного федерального округа. Административный центр — город Ростов-на-Дону.
Содержание
Православие в Ростовской области [ править ]
Сведения о духовном окормлении Донской земли восходят еще к XIII веку, к середине которого земли по течению реки Дон вошли в состав Сарской епархии, учрежденной митрополитом Кириллом. В середине следующего столетия, при святителе Алексии, митрополите Московском, левобережье Дона вошло в состав Рязанской епархии, а правобережье осталось в Сарской.
С конца XIV века Область Войска Донского входила в состав Воронежской епархии. В начале XVIII столетия Земля Донских казаков усилиями Петра Великого включена в состав России. Это событие совпало с церковной реформой царя.
Серьезное беспокойство царя вызывало то, что Дон превратился в один из основных центров старообрядчества, борьба с которым тогда отвлекала значительные силы государства. Для эффективного управления донскими приходами и искоренения раскола правительство решило приблизить к ним архиерейскую власть. Так появился царский указ от 8 марта 1718 г. о включении Донской земли в состав Воронежской епархии.
После преобразования 1842 года Донская епархия все равно оставалась одной из самых обширных.
Период с 1917 по 1989 годы был очень сложным периодом в жизни Православной Церкви. Закрывались и разрушались храмы. Так, к 1940 году на территории епархии были закрыты все ранее действующие монастыри и 620 храмов.
К моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в Ростовской епархии действовало 77 приходов, причем половина из них — в приспособленных зданиях (молитвенных домах), в то время как 149 храмов — памятников архитектуры использовались государством в качестве музеев, клубов и т. д. или никак не использовались, ветшали и разрушались.
В 90-е годы XX века, время, когда Россия освободилась от гнета богоборческой власти, Ростовская и Новочеркасская епархия вошла, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом), управлявшим епархией с 1982 года. Десятилетие его руководства ознаменовалось возрождением церковной жизни: был учрежден Свято-Иверский женский монастырь, началось издание епархиальной газеты «Церковный вестник», а также значительно возросло число приходов и священнослужителей. В этот период были выстроены взаимоотношения с представителями государственной власти и общественности.
После назначения владыки Владимира митрополитом Киевским и всея Украины в 1992 году, кафедру возглавляли викарный епископ Азовский Сергий (Полеткин), митрополит Владимир (Котляров), архиепископ Пантелеимон (Долганов). Прошедшие 20 лет нового времени отмечены значительными изменениями в жизни епархии:
В 1993 году создано Ростовское епархиальное училище, ныне – Донская Духовная семинария.
В 1994 на территории бывшего Ефремовского женского монастыря, существовавшего с 1837 года, был открыт Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь.
С 1996 года по инициативе Ростовской и Новочеркасской епархии в южной столице начали проводиться ежегодные Димитриевские чтения, ставшие сегодня одной из основных площадок встречи педагогического сообщества, студенчества, различных социальных групп и духовенства епархии.
К 1999 году закончились продолжавшиеся шесть лет работы по восстановлению колокольни Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Ее освятил во время визита в епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Многие средние общеобразовательные школы области стали экспериментальной площадкой по преподаванию предмета «Основы православной культуры».
Мое послушание на коровнике. Как и чем живет женский монастырь в Ростове
Автор «Нации» провела несколько дней в Иверском монастыре, сделала своими руками масло и записала истории монахинь.
Дарья Максимович автор Дарья Максимович/фото автора.
Вечером, накануне похода в монастырь, верчусь перед зеркалом, оцениваю свой наряд. Темно-зеленая юбка до пят, серая водолазка с длинным рукавом. Раздумываю, не слишком ли фривольно выглядит рябенький платок, как муж вдруг одобрительно кивает моему отражению в зеркале:
— То, что надо, Даша! Они тебя увидят и подумают: «Господи, оделась, как монашка!».
Оба смеемся.
Литургия. Инокиня Миропия. Кому в монастыре положены телефоны
В храме свежо, хотя он заполнен больше чем наполовину. Многие пришли с детьми.
Монахини по очереди читают священные тексты в микрофон, неожиданно юными высокими голосами. Я чувствую себя неловко оттого, что не знаю, в какой следующий момент нужно будет креститься и кланяться, поэтому украдкой наблюдаю за одной из сестер и просто повторяю за ней. Сестра кланяется низко, до самого пола, я делаю так же. С каким-то новым для себя удовольствием пою вместе со всем храмом «Отче наш». (Спасибо, мама, что научила.) Потом осторожно достаю телефон — оказывается, прошло уже почти 3 часа, а я и не заметила.
Мать Миропия — благочинная. Это значит, что в монастыре она организует послушание сестер, заменяет их при необходимости (если кто-то, например, заболел), следит за уставом богослужений. Все свои действия мать Миропия согласовывает с матушкой Игуменией и на все берет у нее благословение. Работы у нее много, а сегодня она отвечает еще и за мое пребывание здесь.
Мы договорились встретиться сразу после литургии. Пока ждала благочинную возле книжной лавки, проигрывала в голове диалог про «как я вас узнаю»:
— Как я вас узнаю?
— Я буду в черном.
Но узнаем мы друг друга по телефонам в руках.
С этого и начался разговор.
— Мать Миропия, а у всех монахинь есть телефоны? — кошусь на ее простенькую кнопочную «нокию».
— Нет, только у тех, кому необходимо по должности. У матушки Игумении, казначеи, благочинной, эконома и старшей по трапезной.
— А новости вы как узнаете?
— Новости, которые нам нужно знать, до нас и так доходят. Если это что-то значимое и нужное для сестер, то матушка Игумения сама нам рассказывает. Недавно, например, был Архиерейский собор, нам прочитали послание. А о каких-то мирских событиях мы узнаем от прихожан. Когда самолет упал (пассажирский рейс из Дубая разбился в Ростове 19 марта 2016 года), мы одни из первых узнали. Рано утром, еще до объявления фамилий погибших, к нам пришла женщина, вся в слезах: в этом самолете были ее муж и сын. Об августовском пожаре (ниже Театральной площади, 21 августа 2017 года) тоже узнали от прихожан, сразу стали собирать помощь для пострадавших. Или вот фильм этот. «Матильда». Мы, конечно, его не смотрели и не будем смотреть. Вы же знаете, что наш монастырь раньше назывался Троице-Алексеевский? Он был основан в 1903 году, это год рождения цесаревича Алексея. Строительство Троицкого храма было задумано тогда же, но из-за революции этим планам не суждено было сбыться. Его строительство началось только в 2008 году, в 2016 храм был освящен, а один из его приделов — в честь царских мучеников. По преданию, царь Николай II, когда возвращался с Кавказских Минеральных Вод в 1911 году, посетил наш монастырь вместе с цесаревичем, поклонился Иверской иконе Божией Матери. И каждый год 17 июля, в день памяти царских мучеников, у нас совершается крестный ход по случаю посещения государем нашей обители.
Мать Валента и мать Миропия.
— Мать Миропия, здравствуйте! — догоняет нас, уже на улице, одна из прихожанок. — А вам банки не нужны?
— Банки?
— Да. У меня их много дома, хорошие такие, чистенькие. Может, нужны вам? Я бы принесла.
— Нет-нет. Думаю, не нужны, — мягко улыбается мать Миропия, и только тут, при уличном свете, я замечаю, какое удивительное у нее лицо: светлая, буквально фарфоровая кожа, внимательный, спокойный взгляд.
Прихожанка улыбается в ответ и извиняется за беспокойство.
— Напомните, о чем мы говорили.
— Мы говорили о «Матильде».
— Да. Мы читали статью митрополита Илариона (председатель Отдела внешних церковных связей) о фильме, и поняли, что он не очень хороший и уж точно не подходит для такой даты, как столетие революции, ведь мы должны благодарить царя за принесенную жертву. Он для нас святой, а в фильме говорится совсем о другом. Какие еще события были в последнее время? Владыка приезжал к нам на праздничные богослужения. К его приезду мы всегда долго и тщательно готовимся. Вот в 2016 году у нас в храме несколько дней находились мощи Феодора Ушакова — это было очень значимое событие. Сейчас мы строим часовню, и на День Святого Духа, 28 мая, предполагается ее освящение. В остальном, монастырская жизнь течет своим ходом, без каких-то всплесков. Ровно и спокойно.
Режим дня. Кельи. Как монахини празднуют день ангела
На монастырском птичьем дворе.
Послушница Александра. Делаем масло
В конце я формирую из сливочного масла большие, гладкие кругляши, а Александра упаковывает их в пакеты, приминая с каждой стороны. Получается десять хороших брусков.
После работы пьем зеленый чай с медом и болтаем, как подруги.
— А дочка твоя сейчас где? — спрашивает Александра.
— В садике.
— А до скольки она там?
— До пяти обычно.
— Так долго без тебя! Ты должна ей больше времени посвящать. Учить ее всему.
— Да, ты права. Но у меня ведь работа.
Александра понимающе кивает.
— Знаешь, я однажды видела, как на человека благодать снизошла. Хочешь, расскажу? Однажды в храм девушка пришла. Может, даже первый раз. Потому что одета она была, можно сказать, вульгарно. В джинсах таких обтягивающих, маечке. А у нас на входе можно юбку взять, вот она ее сверху и повязала. Свечку поставила, у иконы постояла, поворачивается, чтобы уже уходить, хочет юбку снять с себя. Шнурок развязала, а распахнуть не может. И стоит, растерянная, смотрит по сторонам. Я к ней подхожу: «Что с тобой? Случилось что?» — «Я не знаю. Мне вдруг стало так стыдно. Не могу вот так на улицу выйти. Можно я в этой юбке домой поеду? Я ее потом верну». Я, конечно, разрешила.
Перед уходом признаюсь Александре, что чувствую приятное удовлетворение от работы, которого не было давно.
Она широко улыбается:
— А ты приходи в следующее воскресенье в восемь утра. Мы с тобой коров подоим, вместе сметану сделаем. Тебе понравится.
— Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную!
8 утра понедельника. Мать Миропия стучится в боковую дверь храма, наклоняясь к самой замочной скважине:
— Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную!
— Аминь! — отвечают ей, наконец, с той стороны, и открывают дверь.
Монахиня Захария. Чистим подсвечники
Автор «Нации» Дарья Максимович.
Регент хора инокиня Архелая. Как монахини общаются с родными
Впервые увидев мать Архелаю, стоящую в боковом приделе храма, я ахнула: совсем девочка! Лет двадцать от силы.
— А можно спросить, сколько вам лет? — выпаливаю я, несмотря на все предостережения.
— Конечно, можно. Мне тридцать два, — тихо отвечает мать Архелая.
Так значит, мы ровесницы? В памяти всплывают Чип и Дейл, жевательные резинки «Love is» и постер с «Титаником» на стене — приметы нашего общего детства начала девяностых. И как же так вышло, что теперь мы сидим друг напротив друга, будто два человека с разных планет?
— В монастыре я уже 14 лет. Первые годы пыталась всем объяснить, почему я здесь, но никто меня не понимал, и я стала отвечать просто — что Господь привел. Так и есть. Мама у меня верующая, а папа, скажем так, не противится. Но когда я решила остаться в монастыре, родители приехали забирать меня с боем. Бабушку с собой взяли, как тяжелую артиллерию.
В 16 лет я поступила в музыкальное училище в Сочи, и на зимних каникулах впервые случайно попала сюда, в Иверский монастырь. Зимой паломников, как правило, мало, и мне тут очень обрадовались: «Какая девочка хорошая!». Поставили мыть посуду. Я все ногти себе ободрала. Тяжело! На следующей день говорю подруге, с которой приехала: «Я домой хочу». А она отвечает: «Хочешь — уезжай». Но я все каникулы тут пробыла. Потом снова началась студенческая жизнь. Я училась на хоровика-дирижера, была отличницей и очень хотела красный диплом. И вот перед летней сессией думаю: «Если сдам все на пятерки, то поеду в этот Иверский монастырь, на эту ужасную посуду, аж на две недели». И все сдала. И приехала сюда.
Это было лето, было много молодых девчонок. Как летний лагерь получился. Через две недели я поменяла билет и решила остаться до конца августа. Мы, девчонки, много общались с матушкой Игуменией, тогда у нее было больше времени, не было таких масштабных строек в монастыре. И нам будто открывался новый мир, новая, внутренняя жизнь.
Тогда сотовых еще не было, мама стала звонить в конце августа, и я ей сказала: «Мам, я, наверное, останусь». Она в крик: «Как? А училище? Ты что, с ума сошла?» Они приехали прямо перед Успением, 27 августа. Верхний храм тогда ремонтировался, и все сестры были в нижнем, на утреннем Правиле. Шесть часов утра, заходит мама: «Ой, ты бедненькая! И что на тебе надето? Сидишь тут, вся в комочек сжалась!». Пожалела меня, значит. Потом Матушка вышла. А я от нее ожидала, что она начнет меня выгораживать, родителей уговаривать. Но вместо этого она говорит: «Приехали родители? Ну, тебе решать». Я думаю: «Неужели мне надо ехать домой? А как же. всё?». Потом уже, когда время прошло, поняла. Нас ведь много девочек приходило, в мой год две остались, до меня три. Это сейчас меньше стали приходить почему-то. Если бы Матушка стала говорить за меня, то прошло бы время, и начались бы искушения, ведь естество твое требует мужа и детей, от этого никуда не денешься и это надо просто пережить. И если бы это было мне навязано, было бы намного сложней. А так это было мое собственное решение, я за него отвечала. Я сказала маме, что остаюсь. Она стала плакать, а потом как-то собралась и говорит: «А! Пусть так! Все еще изменится!».
Родители смирились. Просто надо быть верной. И слову, и решению своему. Как вот замуж выходят? Ты любишь человека, посвящаешь ему свою жизнь. А сколько семей распадается, потому что, ну, разлюбил? А разве это можно? Если принял решение, надо до конца пройти этот путь. В Ветхом завете есть такие слова, что Господь есть ревнитель. Мне часто это слово вспоминается. Мы привыкли слышать, что Боженька милостивый. А он еще и ревнитель, он еще и судья, который будет нас судить. И как-то страшновато, знаете. Это мы вновь возвращаемся к вопросу о верности.
Мама за 14 лет приехала ко мне четыре раза. Она, конечно, скучает. Но у них там свои заботы, у брата ребенок родился. Звонит мне где-то раз в месяц. Сначала пишет смс: «Доченька, можно я тебе позвоню?». Когда у меня время свободное появляется, я ее набираю, она мне перезванивает. Деньги же монастырские, на свои личные нужды я их тратить не могу. У меня есть рабочий телефон, а сестрам, которые без телефона, родные звонят на автоответчик монастыря и говорят: «Это мама такой-то сестры. Я буду перезванивать в шесть часов вечера».
У меня есть послушание делопроизводителя канцелярии монастыря. Десять лет назад, когда я начинала выезжать в город, меня возили на машине наши прихожане. У нас тогда была одна машина в монастыре — «Ока». До сих пор живая, кстати. Потом мы стали расширяться, появилось больше внешних связей, и Матушка приняла решение купить еще одну машину и научить сестер водить. Я получила права и начала уже сама ездить. Поначалу мы ездили в город в апостольнике (большой платок длиной до пояса с вырезом для лица, который покрывает голову, грудь и спину), во всем монашеском. Но как-то, лет 5-6 назад, когда было несколько взрывов в Москве, со мной произошел такой случай. Я зашла в «Пятерочку», там двое мужчин на входе стояли. Охранника не было. Один мужчина был подвыпивший и вдруг стал на меня кидаться с кулаками. Кричал: «Она шахидка!». Я очень перепугалась. Хорошо, что второй мужчина смог его успокоить. Да и до этого я видела все эти взгляды на улице, очень напрягалась. Люди не понимают, что это идет православная монахиня. Тогда я вернулась из города и говорю Матушке: «Надо что-то делать, мне страшно так ездить». И мы стали выезжать в длинных пестреньких платьях и платках. Теперь летом люди иногда меня спрашивают: «Ой, а вам не жарко?». Жарко, конечно.
Матушка-настоятельница
— Ну, и что вы стоите? Сложите руки перед собой.
Я поспешно скрещиваю их на груди.
— Да не так, что же вы? Даже этого не знаете! — настоятельница сама складывает мои ладони правильно, одну на другую. — А теперь целуй Игуменье руку.
Я делаю, как она велит, быстро и почти испуганно, что, конечно, не укрылось от ее глаз.
— У вас вообще есть какое-то понятие о монастырской жизни?
Откуда-то из-за моей спины возникает мирянка, которая, наверное, была здесь с самого начала разговора:
— Да! Может быть, стоит сначала разобраться, а потом уже что-то писать? — вопрос звучит очень язвительно.
Тогда я поворачиваюсь к настоятельнице и сестрам и отвечаю просто:
— Нет. Нет у меня понятия.
Матушка-настоятельница улыбается.
— Так как же вы будете о нас писать, если у вас нет понятия?
— Так, может быть, оно у меня появится?
Настоятельница смеется, легко и естественно. За ней подхватывают сестры.
— Ну, хорошо. А то глядите, вам у нас так понравится, что захотите остаться в монастыре.
— Нет, я бы не смогла. Я очень мирской человек. Самый обыкновенный.
— А мы здесь тоже. Самые обыкновенные. Но если вы покажете вашим читателям только внешнюю сторону монастырской жизни, это будет неправильно. Ведь многие приходят сюда, желая найти покой от своих скорбей в тиши монастыря. И ошибаются. В монастыре есть свои скорби и, может быть, более тяжелые, чем в миру. Ни стены, ни черные одеяния, даже все внешние подвиги ничего не значат без внутреннего подвига, который и составляет цель монашеской жизни — совершенное перерождение человека с помощью заповедей Божьих: любить Бога больше всего, и ближнего, как себя. И сколько нужно отречения от своих страстей, чтобы полюбить Бога больше всего земного и больше себя? И сколько нужно борьбы над собой, чтобы полюбить ближнего, как себя? В этом вся чистота и святость души. И мы, придя в монастырь, стараемся смиряться, терпеливо относиться друг к другу, быть милосердными, уступать, не осуждать ближнего, жертвовать собой для пользы других. Это и есть внутренний подвиг.
Слушая матушку-настоятельницу, я думала обо всех сестрах, с которыми успела познакомиться за эти дни. Прямолинейная и открытая Архелая, неприступная Захария, Миропия, которая отнеслась ко мне с такой заботой и вниманием, Александра и ее слова на прощание «ты напиши о нас так, как ты чувствуешь», и другие, которые не вошли в этот текст, но позволили быть рядом и наблюдать, и спрашивать, спрашивать.
Матушка-настоятельница, словно угадав мои мысли, с мягкой улыбкой подытожила встречу:
— Мы все здесь в монастыре очень разные, но нас объединяет одна цель. Мы следуем за Христом.