женский монастырь в великих луках
Свято-Вознесенский кафедральный собор (Великие Луки)
Мiръ Россия Псковская область Великие Луки Свято-Вознесенский кафедральный собор (Великие Луки)
Вознесенский собор построен в XVIII веке, принадлежал Вознесенскому женскому монастырю.
Содержание
История [ править ]
В древности на этом месте находился Ильинский мужской монастырь, сожженный в «смутное время» (конец XVI — начало XVII вв.)
Построена из кирпича в 1752 году, «тщанием игуменьи Маргариты Карцевой», в стиле барокко типа «восьмерик на четверике». Имела три престола: Вознесения Господня и, пристроенных в 1826 году, — Св. Пророка Илии, Св. благоверных князей Бориса и Глеба. Состоит из западной галереи, притвора, высокой колокольни (на которой висело 9 колоколов, наибольший весил 188 пудов 37 фунтов), боковых приделов и гранёной апсиды, а также с грибовидным перекрытием купола.
К Вознесенскому храму были приписаны церкви: кладбищенская Казанская церковь и домовая Двенадцати Апостолов на монастырском хуторе; три часовни: Св. Александра Невского, Священномученика Харлампия, Св. Великомученика и целителя Пантелеймона.
Вознесенский женский монастырь был закрыт в 1918 году, а уже с мая 1925 года прекратилась деятельность и Вознесенской церкви (использовалась теперь как торговый склад). В конце 1930-х годов была разобрана колокольня храма. Во время войны он не претерпел необратимых разрушений, однако впоследствии городские власти постановили привести здание в «некультовый вид» путём уничтожения венчающих четверик восьмериков. Авторы воссоздания храма не придерживались принципов научной реставрации.
Собор вновь освящён в 1990 году и окончательно открыт в 1992 году.
Архивные описи
дела давно минувших дней.
Великолукский Вознесения Господня женский монастырь (Вознесенский монастырь).
Фонд в ГАПО и документы, хранящиеся в нем:
Cайт Псковского областного архива:
В 1675 году митрополит Новгородский Корнилий по челобитной монахинь разрушенного литовцами Введенского монастыря приказал в городе Великие Луки на месте упраздненного в 1632 году Ильинского мужского монастыря выстроить Вознесенский девичий монастырь. Первые постройки монастыря были деревянными, во время пожара в 1719 году они сгорели. С 1724 года началось строительство каменных зданий. Для этого использовались средства денежной казны и добровольные пожертвования.
В 1814 году настоятельницей Великолукского третьеклассного девичьего Вознесенского монастыря была игуменья Агния. При храме Вознесения состояли: священник Стефан Матвеевич Солавский, священник Григорий Ефимович Дегожский, дьякон Федор Фомин, дьячок Василий Иванов, пономарь Петр Федоров.
Согласно именному, данному Синоду указу от 6 мая 1788 года «О разделении епархий сообразно с разделением губерний» границы Псковской епархии были установлены в соответствии с границами губернии. С 1788 года Великолукский Вознесенский третьего класса девичий монастырь находился в составе Псковской епархии, которую возглавил архиепископ Псковский Иннокентий, настоятельницей Вознесенского монастыря была игуменья Анастасия.
В заседаниях Великолукского духовного правления в 1824 г.; принимал участие священник Вознесенского девичьего монастыря Игнатий Пикалев. В состав Великолукского духовного правления в 1828 году входил священник Вознесенского девичьего монастыря Алексей Алексеевич Сперанский.
С разрешения Псковской духовной консистории от 23 февраля 1826 года за №1536 в Вознесенском монастыре ежегодно проводился крестный ход 24 октября в день особо чтимой иконы Богоматери Всех скорбящих радосте.
В 1834 году на средства великолукской помещицы Анны Дубровиной старанием игуменьи Колисфении в приделе Бориса и Глеба был установлен новый иконостас. В приделе Св.Пророка Илии, перед образом Рождества Христова хранились частицы мощей Святого Священномученика Харлампия, они находились в серебряном ковчеге, который находился в стеклянном футляре на медном постаменте. На одной стороне ковчега была сделана надпись о том, что этот ковчег с благословения епископа Псковского и Лифляндского Нафанаила был устроен стараниями игуменьи Колисфении с сестрами в 1840 году.
В 1835 и 1838 царскими указами монастырям, в том числе и великолукским, полагалось отвести в пользование от 50 до 150 десятин земли. Так монастырь обзавелся значительными земельными владениями, расположенными не только в Великолукском уезде. Монастырь имел крупное хозяйство. Сестры монастыря и послушницы занимались обработкой садов и огородов, уходом за скотом.
В 1853 году в храмах Вознесенского девичьего монастыря службу вели: священник Тимофей Михайлович Ратьковский, священник Самсон Федорович Богоявленский, диакон Семен Васильевич Рудаков, дьячок Андрей Михайлович Ивановский, пономарь Андрей Васильевич Богоявленский.
В двух верстах от города в 1868 году по инициативе игуменьи Палладии в память посещения города Великие Луки Афонскою святыней была построена часовня во имя Священномученика Харлампия и Великомученика Пантелеймона, которая принадлежала Вознесенскому девичьему монастырю. Богослужения в часовне ежегодно свершались: 10 февраля в память Священномученика Харлампия, 27 июля в память Великомученика и целителя Пантелеймона, 2 сентября в память об отправлении Афонской святыни из города в 1866 году. В этот день свершался из монастыря и крестный ход.
При игуменьи Палладии в монастыре были продолжены строительные работы. Так на северной стороне монастыря находился одноэтажный каменный корпус из восьми комнат, в 1867 году над ним надстроили второй деревянный этаж, одновременно были построены два деревянных флигеля на средства родственников игуменьи Палладии и монахини Мартирии.
В Вознесенском храме монастыря хранилась частица мощей Святого Великомученика Пантелеймона, переданная по настоятельной просьбе игуменьи Палладии от русского монастыря Великомученика Пантелеймона на Афоне, о чем имелось свидетельство от 12 марта 1874 года. Частица эта находилась в маленьком серебряном с позолотой ковчеге, вложенном в приготовленную для того икону Святого Пантелеймона, что была поставлена в Вознесенском храме за левым клиросом, в зимнее время киот с мощами и иконою переносили в теплую церковь.
В 1884 году по распоряжению епархиального начальства в монастыре на воспитании находилось восемь девочек-сирот из лиц духовного звания.
В монастыре была своя библиотека, где находились книги религиозного содержания, богослужебные книг, имелись книги исторического содержания. Кроме того выписывали журналы «Творения Св. Отец» с 1843 по 1863 годы; «Духовная беседа» с 1864 по 1870 годы; «Домашняя беседа» с 1864 по 1869 годы; «Православный собеседник» с 1868 по 1870 годы; «Душеполезное чтение» с 1892 года; «Церковные ведомости» и «Псковские епархиальные ведомости» выписывались постоянно. Для чтения дома книги выдавались под расписку.
В 1898 году каменный сарай монастыря был надстроен каменным помещением для ковровой и живописной мастерских. В 1902 году живописная мастерская была переведена в новое здание. Надстройка была переделана на одну малую и две больших комнаты и светлую переднюю. В этих помещениях в 1902 году была устроена церковно-приходская школа, которую посещали 42 девочки.
В 1910 году на содержание церковной школы, которая размещалась в собственном доме, из средств монастыря выделялось 724 рубля.
В 1918 году Вознесенский монастырь был закрыт, а его обитатели высланы в деревню Баландино, где была основана одна из первых коммун. В монастырских постройках разместились воинские части, семьи железнодорожных рабочих и служащих, уездный союз сельскохозяйственных кооперативов. Вознесенская церковь, согласно договору с общиной верующих продолжала действовать недолго. 24 марта 1924 года Великолукский уисполком принял постановление: «Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т.к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым ее закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации». Президиум Псковского губисполкома 4 июля 1924 года постановил: «Учитывая потребность в помещениях для оборудования объединенного рабочего клуба и для организации культурно-просветительной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а так же наличие других храмов, обеспечивавших удовлетворение религиозных потребностей, церкви бывшего Сергиевского и Вознесенского монастырей в городе Великие Луки закрыть.
В 1683 году по челобитной игуменьи Мавры с сёстрами грамотой митрополита Новгородского и Великолукского Корнилия позволено на месте обветшавшей церкви Нерукотворенного Образа Спасителя бывшего Ильинского монастыря построить новую церковь. В 1692 году церковь построена на вклад великолукского посадского человека Игнатия Базова. Одновременно по Новгородской епархии разрешен сбор средств на церковную утварь. В 1700 году игуменья Ираида обратилась к митрополиту с прошением о построении новой деревянной церкви Вознесения Господня с приделами. Позволение митрополита было получено, но по неизвестным причинам строительство не осуществлено. Церковь была построена в 1714 году при игуменье Марфе и освящена в 1715 году архимандритом Великолукского Троице-Сергиева монастыря Рувимом. В 1717 году построена и освящена новая церковь Нерукотворенного Образа Спасителя.
Первые постройки монастыря были деревянными, во время пожара в 1719 году они сгорели.
В 1720 году построена маленькая деревянная церковь Нерукотворенного образа Спасителя. В 1724 году по челобитной игуменьи Анфисы с сестрами архиепископ Новгородский и Великолукский Феодосий (Яновский) разрешил строительство на прежнем месте церкви Вознесения Господня с приделами. В 1726 году по указу архиепископа Феофана (Прокоповича) церковь освящена священником Вознесенского монастыря. Небольшая церковь Нерукотворенного Образа была разобрана.
В 1741-1752 годах старанием игуменьи Маргариты (Карцевой) на территории монастыря построена каменная церковь Вознесения Господня с двумя приделами: Святого Пророка Божия Илии и Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. В серебряном кресте, вделанном в специальный киот, хранилась частица Животворящего Креста Господня. Крест этот был пожертвован купцом Матвеем Глазовым. В приделе Святого Пророка Илии, перед образом Рождества Христова хранились частицы мощей Святого Священномученика Харалампия, они находились в серебряном ковчеге, который находился в стеклянном футляре на медном постаменте. На одной стороне ковчега была сделана надпись о том, что этот ковчег с благословения епископа Псковского и Лифляндского Нафанаила был устроен стараниями игуменьи Колисфении с сестрами в 1840 году. Также хранилась частица мощей Святого Великомученика Пантелеймона, переданная по настоятельной просьбе игуменьи Палладии от русского монастыря Великомученика Пантелеймона на Афоне, о чем имелось свидетельство от 12 марта 1874 года. Частица эта находилась в маленьком серебряном с позолотой ковчеге, вложенном в приготовленную для того икону Святого Пантелеймона, что была поставлена в Вознесенском храме за левым клиросом, в зимнее время киот с мощами и иконой переносили в теплую церковь. Здесь же хранились частицы мощей Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Сергия Радонежского, Святого Михаила Черниговского, местночтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В икону «Живоносный Гроб Господень» («Голгофа»), привезенной монахиней Мартирией (Дураковской) из Иерусалима, были вделаны три камешка: от Гроба Господня, от Гроба Пресвятой Богородицы и от Вифлеемской пещеры.
По приказанию архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия от 20 мая 1827 года в Вознесенском монастыре в приделе Святого Пророка Илии проведены ремонтные работы на отпущенные из казны средства. Был заменен иконостас, сделаны каменные своды, крышу покрыли железом и покрасили. Работы по ремонту велись под присмотром игуменьи Ксенофонты и казначеи Анны Горбуновой. В 1829 году ремонт был завершен.
В 1834 году на средства великолукской помещицы Анны Дубровиной в приделе Святых князей Бориса и Глеба установлен новый иконостас. Епископ Псковский и Порховский Евсевий посетил в июле 1916 года Вознесенский монастырь.
С разрешения Псковской духовной консистории от 23 февраля 1826 года в монастыре ежегодно 24 октября (6 ноября), в праздник особо чтимой иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», стал проходить крестный ход. В 1866 году разрешены два крестных хода вокруг монастыря, 2 (15) мая в день Святых Благоверных князей Бориса и Глеба и 24 октября (6 ноября) в день празднования чтимой народом иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
В том же, 1866 году, игуменья Палладия с великолучанами ходатайствовала перед начальством Афонского русского Пантелеимонова монастыря о пожертвовании Вознесенскому монастырю частицы мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. 21 апреля 1874 года частица мощей была привезена из Москвы монастырским священником Александром Лавровым и торжественно встречена в монастыре. С тех пор по воскресеньям после вечерни совершался молебен с акафистом Святому Пантелеимону. Кроме того, в монастыре еженедельно служились еще два акафиста: по субботам перед иконами «Всех Скорбящих Радость» и «Живоносного Гроба Господня», привезенной из Иерусалима в 1880 году монахиней этого монастыря Мартирией (в миру Дураковской).
В 1876 году к Вознесенскому девичьему монастырю была приписана городская кладбищенская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Другая, домовая церковь Двенадцати Апостолов, находилась на монастырском хуторе Ерёмино в 6 верстах от города. Дата её строительства неизвестна, предположительно между 1910 и 1915 годами. К монастырю также были приписаны две часовни. На Вознесенской площади на средства, собранные горожанами, в 1881 году построена чугунная часовня Святого Благоверного князя Александра Невского в память о трагической кончине царя-освободителя Александра II. Часовня была поставлена на постамент из тесаного камня, вокруг часовни по краям панели были размещены девять чугунных колонн, соединенных чугунными цепями. В память Святого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря) в ней совершалось богослужение, 1 (14) марта, в день кончины императора Александра II, проходила панихида. В двух верстах от города в 1868-1872 годах по инициативе игуменьи Палладии в память посещения города Великие Луки Афонской святыней была построена часовня во имя Священномученика Харалампия и Великомученика Пантелеймона. Богослужения в часовне ежегодно свершались 10 (23) февраля в память Священномученика Харалампия, 27 июля (9 августа) в память Великомученика и Целителя Пантелеймона и 2 (15) сентября в память об отправлении Афонской святыни из города в 1866 году. В этот день свершался из монастыря и крестный ход.
При монастыре с 1902 года действовала Вознесенская церковно-приходская школа для девочек. Она помещалась в собственном доме, средства на её содержание отпускались монастырём. В 1910 году обучались 43 девочки. Невдалеке находились и другие школы: при Доме трудолюбия и Николаевской железной дороге школы Министерства народного просвещения, земская Спасо-Никольская школа и городское приходское училище. В 1884 году по распоряжению епархиального начальства в монастырском приюте на воспитании находилось восемь девочек-сирот из лиц духовного звания.
В монастырской библиотеке были книги религиозного содержания, исторические, а также журналы «Творения Святых Отец», «Духовная беседа», «Домашняя беседа», «Православный собеседник», «Душеполезное чтение», «Церковные ведомости» и «Псковские епархиальные ведомости». Для чтения на дом книги выдавались под расписку.
В соответствии с манифестом Екатерины II от 26 февраля 1764 года, установившем, что в Вознесенском монастыре могли проживать игуменья, казначея и 15 штатных монахинь, в том году проживали игуменья Маргарита, казначея Александра и 15 монахинь. На содержание монастыря получали из казны 531 рубль 80 копеек. В 1779 году в Вознесенском монастыре под присмотром игуменьи Феодосии и казначеи Анастасии также проживали 15 монахинь преклонного возраста и сверх штата вдова поручика Наталья Иванова, вдова майора Пантелеева Евдокия, дочь погибшего на поле брани капитана Гаврила Никитича Низовцева Анна.
В хозяйстве монастыря содержали 40 коров, имелись сенокосы. На деньги от земли и молочного хозяйства монастырь имел 2600 рублей в год.
В годы Русско-японской войны 1904-1905 годов монахини и послушницы отказались от питья чая, который, кстати, не был дешевым удовольствием, жертвуя сэкономленные деньги на нужды войны.
Игуменья Палладия (Анна Степановна Юревич) родилась 20 февраля 1812 г. в Смоленской губернии, в дворянской семье. В монастырь поступила 10 февраля 1830 года по совету своего духовного руководителя, старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария, скончалась 22 февраля 1894 года. Она 38 лет управляла монастырём, ею много сделано для развития и процветания монастыря. В 1864 году монастырю была передана казенная пустошь Ерёмино. Старанием игуменьи Палладии здесь было заведено скотоводство, огородничество, разбит сад. В пустоши было построено общежитие, около 30 сестёр вели там хозяйство. В 1877 году монастырю передана казенная Чепкаринская дача, здесь были сенокосные угодья для монастырского стада. Стараясь о благолепии монастыря, игуменья всё, что имела в миру, отдала монастырю. Она старалась также и о приписной Казанской церкви: ветхие иконостасы были заменены новыми, заново расписаны стены, устроена новая утварь, сделана особая пристройка для ризницы. В 1890 году, почувствовав, что здоровье её стало сдавать, она облеклась в великую схиму. Управление монастырём было ею передано монахине Людмиле. Состояние здоровья не позволяло ей ходить из кельи в храм на богослужения, и она исповедовалась и причащалась дома, неукоснительно вычитывая как келейные правила, так и положенные во время богослужения. Последний раз её свели в собор 20 февраля 1894 года. Скончалась схимонахиня Палладия тихо и покойно.
Схимонахиней Вознесенского монастыря была и родная сестра игуменьи Виталия (в миру Варвара). Вторая сестра Александра стала монахиней Севского монастыря с именем Августа. Монахинями были и двоюродные сёстры Палладии. Игуменья Палладия была награждена наперсным крестом и благословениями Святейшего Синода в грамотах.
Казначеей в 1855 году стала монахиня Филарета 48 лет от роду.
С 1890 года, со времени болезни игуменьи Палладии, монастырём управляла монахиня Людмила (в миру Любовь Павловна Колпакова). С 1894 года, после смерти игуменьи Палладии, её назначили настоятельницей монастыря. После закрытия монастыря ею была организована монашеская трудовая артель. Последней казначеей монастыря была монахиня Аполлинария (Александра Ивановна Зазерская). Великолукский краевед А.П. Лопырев, видевший Вознесенский монастырь начала ХХ века, так писал о игуменье Людмиле: «Это была одна из выдающихся игумений монастыря, под ее руководством Вознесенский монастырь стал одним из крупнейших в России; в 1910 году в нем было 167 монахинь и послушниц. Это был многолюдный и богатый монастырь: его неприкосновенный капитал в виде банковских билетов составлял 76 000 рублей. Годовой доход монастыря был 16 000 рублей. В монастыре действовала церковно-приходская школа на 50 девочек, приют для пяти девочек-сирот, богадельня и своя монастырская больница. Была живописная и ковровая мастерские».
В 1910 году в штате монастыря состояли: игуменья Людмила, казначея Аполлинария, 16 штатных монахинь, 16 сверхштатных монахинь, 76 рясофорных послушниц, 57 послушниц-белиц, 10 призреваемых девочек-сирот. Игуменья Людмила стала последней настоятельницей монастыря.
Нет достаточно полных данных и о священниках монастыря. В монастырском храме в 1802 году службу вели: священник Фома Косьмин, дьяконы Федор Фомин и Василий Иванов, пономарь Стефан Симонов. В 1814 году служили священники Стефан Матвеевич Соловский и Григорий Ефимович Дегожский, дьякон Феодор Фомин, дьячок Василий Иванов, пономарь Петр Федоров. В 1823 году служили священники Алексий Алексиевич Сперанский, Игнатий Пикалев, дьячок Алексий Михайлович Покровский. Священник Игнатий Пикалев принимал участие в заседаниях Великолукского духовного правления. В 1828 году в состав Великолукского духовного правления входил монастырский священник Алексий Алексиевич Сперанский.
По документам 1833 года штат Вознесенского собора монастыря составляли пять членов причта: два священника, дьякон, дьячок и пономарь. В 1833 году службу вели священники Алексий Алексиевич Сперанский и Тимофей Михайлович Ратьковский, дьякон Николай Николаевич Перновский, дьячок Алексий Михайлович Покровский, пономарь Иван Иванович Цветков.
В 1853 году в монастыре служили священники Тимофей Михайлович Ратьковский и Самсон Феодорович Богоявленский, дьякон Симеон Васильевич Рудаков, дьячок Андрей Михайлович Ивановский, пономарь Андрей Васильевич Богоявленский.
Псаломщики: Николай Васильевич Рудаков окончил Порховское духовное училище, Филипп Васильевич Цвинев окончил Великолукское духовное училище. О судьбе священника Вознесенского, псаломщиков Рудакова и Цвинева в последующие годы сведений нет.
18 октября 1837 года и 10 мая 1838 года монастырь посещал митрополит Киевский и Галицкий, член Святейшего Синода и комиссии духовных училищ Филарет (Амфитеатров). 21 июня 1894 года Вознесенский монастырь посетил Великий князь Владимир Александрович. Ему была поднесена икона Святого Целителя Пантелеимона.
В домовую церковь Двенадцати Апостолов, построенную и освященную на монастырском хуторе, императрица Александра Фёдоровна пожертвовала богатое священническое облачение из бухарской парчи, фелонь, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник, дьяконский стихарь и орарь. Великая княгиня Ольга Александровна, принцесса Ольденбургская, пожертвовала икону Святого Тихона, Задонского Чудотворца, написанную на липовой доске в дубовой раме.
В 1918 году Вознесенский монастырь был закрыт, а его обитатели высланы в деревню Баландино, где была основана одна из первых монашеских коммун. Однако это не могло ввести советские органы в заблуждение. В ходе последующих репрессий они числились как монахини Баландинского монастыря. Вероятно, в следственных делах они указаны не монашескими именами, дореволюционных списков монахинь не обнаружено. Кроме того, многие могли прийти к монахиням позднее, уже в Баландино. Бывший монастырский собор стал теперь приходской церковью.
Игуменья Людмила в 20-е года была лишена гражданских прав как служительница религиозного культа. Мера дальнейших репрессий не установлена, как и точная дата её кончины. Погребена она на Казанском кладбище в Великих Луках.
В 1931 году были приговорены к высылке в Казахстан на 3 года: Александрова Анна Алексеевна, Бельчикова Анна Савельевна, Горицкая Вера Иоанновна, Григорьева Евдокия Григорьевна, Демидова Елизавета Фирсовна, Ермолаева Ефросинья Ермолаевна, Зажогина Мария Васильевна, Иванова Мария Иоанновна, Иванова Матрона Иоанновна, Ильина Елена Ильинична, Осипова Анастасия Иосифовна, Петрова Анисья Иоанновна, Покровская Екатерина Алексеевна, Седова Стефанида Фоминична, Степанова Наталья Стефановна. К 5 годам ссылки в Северный край в 1933 году приговорена Васильева Наталья.
Васильева Анастасия в 1938 году приговорена к высылке из погранзоны. Кроме того, 87 бывших монахинь были лишены гражданских и избирательных прав как служительницы религиозного культа.
До начала 90-х годов XX века дожила лишь схимонахиня Рафаила (Анна Булынина, в монашеском постриге Мартирия). Она жила в одной из келий бывшего сестринского корпуса. После закрытия монастыря Рафаила вместе с другой монахиней Селафиилой (Евдокией Крушининой) были арестованы. Их долго возили по тюрьмам. В каждой тюрьме на вопрос «За что арестованы?», они твёрдо отвечали: «За веру в Бога!», после этого начальство их не принимало, и монахинь везли дальше. Наконец, начальству надоело возить двух «ненормальных» по тюрьмам и их отправили на все четыре стороны. Вернулись монахини в Великие Луки, жить негде.
Монахиня Селафиила приютилась у родственников, ей пришлось растить детей репрессированного родственника. Когда дети выросли, она стала трудиться алтарницей в Казанской церкви, пекла просфоры, была и звонарём.
Монахиня Рафаила работала уборщицей. Однажды она тяжело заболела, у неё не было даже куска хлеба. Она молитвенно обратилась к священномученику Харалампию о помощи, и через час неизвестный человек принёс ей хлеб и картошку. Еще монахиня Рафаила каким-то образом сумела спрятать колокол Казанской церкви, он и сейчас звонит в церкви.
Жили монахини вначале вдвоём в церковной сторожке, потом им дали жильё в бывшей монастырской постройке. Монахиня Селафиила скончалась в больнице, её похоронили на Максимовском кладбище. Монахиня Рафаила похоронена на Казанском кладбище.
После закрытия в монастырских постройках разместились воинские части, семьи железнодорожных рабочих и служащих, уездный союз сельскохозяйственных кооперативов. Соборная церковь стала приходской, продолжала действовать.
24 марта 1924 года Великолукский уисполком принял постановление: «Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т.к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым ее закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации». 16 мая 1924 года на заседании президиума Великолукского уисполкома совместно с председателями волостных исполкомов в числе других рассматривался вопрос «О закрытии церквей бывших Вознесенского женского и Сергиевского мужского монастырей». Было принято решение утвердить постановление о закрытии «двух монастырских церквей» и просить губисполком «о скорейшем разрешении этого вопроса, дабы закрываемые церкви могли быть приспособлены для намеченных целей в текущем строительном сезоне». В тот же день Великолукский уисполком, заслушав заключение помощника прокурора Смородова и секретаря уисполкома Изотова, постановил «просить губисполком о скорейшем расторжении договоров» с церковными советами.
18 мая 1924 года Великолукский уисполком вновь заслушал вопрос о закрытии церквей Вознесенского женского и Сергиевского мужского монастырей. Постановили просить Псковский губисполком «о возможно скорейшем расторжении договоров» с верующими.
Президиум Псковского губисполкома 4 июня 1924 года рассмотрел вопрос «О закрытии храмов бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей» и постановил: «Учитывая потребность в помещениях для оборудования объединенного рабочего клуба и для организации культурно-просветительной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а также наличие других храмов, обеспечивавших удовлетворение религиозных потребностей, церкви бывшего Сергиевского и Вознесенского монастырей в городе Великие Луки закрыть». Из Москвы в Псков и в Великие Луки 3 июля 1924 года направлена телеграмма: «ВЦИК принял к рассмотрению дело о закрытии Вознесенского храма в Великих Луках, вторично требует доклад, материалы. До решения ВЦИК сохраните неприкосновенность церкви. Член президиума ВЦИК П. Смидович».
17 августа 1924 года Псковский губисполком сообщал в Великие Луки, что «президиум ВЦИК утвердил своим постановлением закрытие бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей вашего уезда, о чем доведите до сведения заинтересованных лиц».
Вновь вопрос о закрытии монастырских церквей рассмотрен на заседании президиума Псковского губисполкома 28 января 1925 года. В постановлении «О закрытии церквей Вознесенского и Сергиевского монастырей» говорилось, что «церкви монастырей прихода не имели, а, следовательно, и не имели непосредственной связи с населением», на бывших монастырских территориях расположены советские, общественные и красноармейские организации, «чрезвычайно заинтересованные в закрытии монастырских церквей». Видимо, были письма с просьбой оставить церкви действующими, т.к. в постановлении сказано, что «подписи граждан на поданных ВЦИК заявлениях отражают лишь некоторое возрождение в связи с НЭП экономической зависимости населения от поднявших голову кулацко-нэпманских элементов». По мнению советских чиновников, «закрытие двух монастырских церквей в городе Великие Луки религиозных чувств практически совершенно не затрагивает и в то же время удовлетворяет насущнейшие потребности советских, общественных и красноармейских организаций, занимающих монастырские помещения».
Административный отдел губисполкома 6 мая 1925 года сообщал губисполкому, что начальнику Великолукской уездной милиции поручено объявить церковным советам Сергиевского и Вознесенского монастырей, «что их ходатайство об открытии храмов ВЦИКом отклонено». 7 марта 1925 года начальник милиции исполнил поручение начальства. Вторичное поручение начальнику милиции было дано 30 апреля 1925 года.
В конце 30-х годов XX века уничтожена колокольня. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от обстрелов и бомбёжек, но, поскольку сохранился основной объём здания, был приспособлен под жильё. В 1950 году была сделана попытка устроить в бывшей церкви музей, но кончилась она ничем. Как водится, в здании устроили склад.
Наступили другие времена. По благословению архиепископа Псковского и Порховского Владимира началось возрождение церкви. С 1990 года в ней стали совершаться Божественные литургии. 6 января 1993 года благочинный Великолукского округа архимандрит Сергий (Стуров) освятил каркас купола с позолоченным крестом, который был вновь установлен на храме. В ноябре 1993 года на колокольню были подняты колокола, а в декабре того же года над ней засиял позолоченный крест. В этот день архиепископ (ныне митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий отслужил благодарственный молебен, на котором присутствовал известный писатель Владимир Солоухин. В престольный праздник в июне 1994 года архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил собор и главный престол. Возрождённый храм стал участвовать в жизни города: устраивались детские праздники, в библиотеки школ передавалась православная литература. В возрождение Вознесенского собора, церквей и часовен Великолукского благочиния большой вклад внёс президент ХК «ЭЛВО», депутат областного собрания депутатов Борис Николаевич Каракаев. Практически все предприятия города дружно оказали посильную помощь в восстановлении Вознесенского храма, ставшего главным собором города Великие Луки.
В храме находятся иконы Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России с частицей его мощей, Преподобного Мартирия Великолукского, игумена Зеленецкого с частичкой его мощей и ковчег с частицами мощей Киево-Печерских угодников.