женский монастырь в вышнем волочке часы работы
Женский монастырь в вышнем волочке часы работы
Казанский женский монастырь расположен на восточной окраине города Вышний Волочек близ места, где в середине XVIII века произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери и впоследствии была построена для нее часовня.
Особое участие в судьбе монастыря принимал святой праведный Иоанн Кронштадтский. На его средства в обители был воздвигнут единственный в мире собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери.
Казанский собор монастыря, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским – один из красивейших в России.
В 1919 г. обитель была закрыта и подверглась разорению. В 1922 г. ее здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. Была разрушена церковь – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство.
В советское время на территории обители размещалась воинская часть. Монастырское кладбище превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.
Возрождение монашеской жизни в монастырских стенах началось 1991 году. За это время приложено немало усердия, но требуется еще много сил и средств для восстановления обители.
В обители покоятся две святые старицы, несшие в годы гонений тяжелый подвиг юродства – блаженная Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская. Поклониться великим подвижницам приезжают паломники со всех концов России.
Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке
Духовная жизнь в России возрождается не только в крупных городах, но и в глубинке. Казанский женский монастырь, находящийся на окраине города Вышний Волочёк — уникальное место, которое притягивает паломников и любителей архитектуры не только из Тверской области, но и из других уголков страны.
История основания
Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.
На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.
В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:
Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.
Дореволюционное развитие
Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:
К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.
1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.
Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.
Советское время
С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.
На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.
Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.
Возрождение и современное состояние
Монашеская жизнь в монастыре возобновилась по решению Святейшего Синода в 1991 г. С этого момента началось возрождение обители, территория которой находится на восточной окраине старинного города.
В современный архитектурный комплекс входят старинные и вновь возведённые культовые постройки. Многие из них всё ещё находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции.
Казанский собор
Решение о строительстве нового каменного собора для иконы Божией Матери Казанской было принято в 1875 г. В этом же году начался сбор средств для строительства здания. Первоначальных пожертвований хватило на оплату подготовительных работ, которые заключались в подготовке фундамента для постройки и разработке архитектурного проекта.
Его подготовкой занялся известный московский архитектор А. С. Каминский. Мастер нестандартных архитектурных решений создал в российской глубинке яркий, пышно украшенный храм, в котором классические черты русского храмового зодчества соединились с оригинальными архитектурными решениями в романском стиле.
Собор представляет собой крестообразную в плане постройку, над перекрестием которой установлена мощная ротонда со сферическим куполом, увенчанным узким барабаном с луковичной главой. Ещё 14 луковичных глав, установленных на декоративные барабаны, располагаются на угловых частях основного объёма и над крестовыми частями фасада.
Алтарная часть располагается в прямоугольной в плане апсиде. Такую же форму имеют южный и северный притворы. Западный фасад оформлен в виде огромной арки, окружённой двумя полукруглыми башнями. В её глубине над входным арочным порталом располагается большой витраж, в центре которого находится окно-роза, свойственное романским храмам. Фасады здания богато декорированы следующими декоративными архитектурными элементами:
Андроникова церковь
Тёплый храм, освящённый в честь монастырской святыни — древней иконы Божией Матери Андроновской, построили на месте небольшой Боголюбской церкви, которая была основана в год утверждения вышневолочковской монашеской общины. Проект нового храма разработал московский архитектор Н. П. Марков.
Внешне собор представляет собой классический крестово-купольный храм, над центральной частью которого расположен восьмерик, увенчанный световым барабаном с луковичной главой. Идентичные главы на световых барабанах расположены на угловых частях шестистолпной трёхпредельной базилики.
К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида. В главном западном притворе располагаются лестницы, ведущие на хоры и подвальное помещение, в котором располагается усыпальница основательниц храма — монахинь Досифеи и Макарии. Боковые фасады имеют трёхчастное деление с центральными ризалитами в виде ложных закомар.
Фасады здания украшены белыми лепными элементами в виде крестов, аркатурными поясами, фигурными карнизами и полукруглыми закомарами.
Сегодня внутри храма отсутствует иконостас, а алтарь находится на невысоком подъёме. Белоснежные стены украшают немногочисленные иконы, особое место среди которых занимает список с утерянного образа Божией Матери Андроновской.
Интересно: первоначально храм украшал деревянный резной иконостас, украшенный позолоченными деталями.
Ефремовская церковь в колокольне
В 80-е гг. позапрошлого века на средства супругов Ефрема и Неонилы Сивохиных была воздвигнута высокая трёхъярусная колокольня. Считается, что в разработке её проекта участвовал А. С. Каменский. В основании церкви стоит двухэтажный четверик, на втором этаже которого размещается церковь в честь небесных покровителей благотворителей — преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины.
На основу установлена конструкция, состоящая из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шлемовидным куполом. Звонница занимает два верхних колокольных яруса. Как и главный монастырский храм, колокольню украшают тройные окна, фигурные карнизы, аркатурные пояса и ажурная балюстрада. В подклете храма располагается усыпальница благотворителей.
Малые храмы
Сегодня на территории монастыря располагаются следующие малые храмы:
Расписание богослужений
Церковные службы проводятся на территории монастыря два раза в день в 7 и 17 часов. В будние дни в них участвуют только насельницы, ведущие строгий быт в соответствии со строгим скитским уставом. В воскресные и праздничные дни к монастырским богослужениям допускаются миряне. В эти дни утренняя служба начинается в 6 утра.
Престольные праздники в обители отмечаются в следующие даты:
Общественная деятельность
Насельницы монастыря занимаются восстановлением обители и работают в иконописной мастерской. По предварительной договорённости возможно проведение паломнических экскурсий, в процессе которых монахини рассказывают об истории обители, её архитектуре и процессе восстановления. В обычные дни миряне не могут посетить территорию монастыря.
Как добраться
Казанский женский монастырь находится в городе Вышний Волочёк в районе Красный Городок на улице Свиридова. Доехать до обители от железнодорожного вокзала можно на маршрутном такси № 260.
Женская обитель в честь Казанской иконы Божией Матери — уникальное культовое место. Паломники едут сюда, чтобы поклониться старинным чудотворным иконам и могилам уважаемых монахинь-целительниц. Любители архитектуры приезжают любоваться произведениями известных московских мастеров Каменского и Маркова. Но независимо от цели визита в обитель, люди ощущают здесь покой и умиротворение, дарованные сенью Богородицы.
Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке: читаем во всех подробностях
Каза́нский монасты́рь — православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Красном Городке на восточной окраине города.
История основания
Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.
Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, Тверская область
На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.
В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:
Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.
Дореволюционное развитие
Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:
Историческое фото монастыря в начале ХХ в.
К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.
1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.
Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.
Советское время
С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.
На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.
Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.
Въездные визы в Россию надо отменить?
Современное состояние
Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской
За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине городе Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.
Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам.
За прошедший год как отмечается в отчете благочинного монастырей и подворий, в монастыре был проведен мелкий ремонт в помещениях некоторых зданий, также отштукатурены и побелены 2 здания снаружи. На месте старого фундамента из разобранных старых бревен и кирпича был построен скотный двор с молочной кухней, прачечной, погребом. Был отремонтирован деревянный забот, который летом подожгли неизвестные. Была пробурена скважина и проведена вода в трапезную и на скотный двор.
В монастыре проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня. 2 инокини, 5 послушниц.
Никакой общественной деятельности монастырь не ведет. Годовые отчеты с момента возрождения монашеской жизни означенного монастыря со стороны и.о. игумении никогда не представляются. (Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)
В монастыре, по последним данным, проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня, 2 инокини, 7 послушниц. Временно исполняет обязанности настоятельницы монастыря игумения Феодора (Пилипчук Надежда Ивановна).
Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек Епархиальные монастыри РПЦ
История
Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочек основан на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, на протяжении нескольких веков являвшейся великой святыней вышневолоцкой земли. На месте ее явления, у святого источника, была воздвигнута для ее пребывания часовня, а впоследствии – храм с колокольней, где чудотворный образ находился вплоть до разорения обители после революции, привлекая к себе множество паломников и богомольцев со всей Руси.
Основательница обители, игумения Досифея (Салтыкова) с несколькими сестрами прибыла на это место в 1871 году и поселилась на небольшом участке земли, приобретенном на средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина.
Вскоре начали приходить первые сестры, через несколько лет их собралось около 30 человек. Первоначально жизнь в новой обители была крайне тяжелой. Средств не было даже на пропитание. Сестры, и особенно матушка Досифея, слезно взывали к Царице Небесной об устроении монастыря.
14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. 14 января 1882 года матушка Досифея была возведена в сан игумении.
В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая икона, называемая иначе Андрониковой, которую Е.Н. Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря.
В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня.
В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и вмч. Пантелеимона.
К концу XIX века обитель имела уже более 700 сестер и была вполне благоустроена.
При строительстве Андроникова храма была сохранена усыпальница, устроенная под Боголюбской домовой церковью. Здесь были захоронены основательница обители игумения Досифея, схимонахиня Пелагия, казначея Макария, а также благодетель и попечитель монастыря князь Арсений Степанович Путятин.
В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. Возведен каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Внутри монастыря был разбит сад.
На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало более 800 сестер, сестринский хор насчитывал сто человек. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа.
Монастырь имел три киновии: Спировскую и Пятница-Бор и Кашаровскую, имелось подворье в Санкт-Петербурге.
Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, представители царской фамилии, в том числе великие князья, неоднократно приезжал отец Иоанн Кронштадтский, бывший благотворителем монастыря и духовным наставником сестер.
После революции, в 1919 г. монастырь был ликвидирован. Сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть. Были снесены церковь и часовня за пределами монастыря – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище было превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.
В 1991 г. согласно ходатайству архиепископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. монастырь был вновь открыт, настоятельницей назначена игумения. Феодора (Пилипчук). Были восстановлены главы соборов, произведен частичный ремонт зданий монастыря. Над местом захоронения блаженных стариц Любови Сусанинской и схимонахини Марии Самарской построена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Блаженная Любушка Лазарева подвизалась в подвиге странничества и юродства ради Христа. Последнюю четверть своей жизни несла молитвенное служение на Петербургской земле, затем прибыла в Казанский монастырь и почила здесь о Господе 11 сентября 1997 года. Блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) несла подвиг юродства Христа ради на Самарской земле, в конце жизни жила в Оптиной пустыни, где была пострижена в великую схиму. 3 января 2000 года схимонахиня Мария приехала в Казанский монастырь. 14 января 2000 г. она преставилась ко Господу и была погребена рядом с Любушкой.
С 26 декабря 2016 года послушание настоятельницы монастыря несла монахиня Феофилакта (Левенкова).
4 апреля 2019 года на должность настоятельницы обители назначена монахиня София (Сухова), 22 апреля 2019 года возведена в сан игумении.
Уставные богослужения в обители совершаются ежедневно в храме преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Ежедневно совершается Панихида в часовне у блаженных стариц.
Казанский монастырь в Вышнем Волочке
Казанский монастырь в Вышнем Волочке A.Savin
Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке — уникальный памятник архитектуры и просто очень интересное место с массой примечательных сооружений. На его территории расположились сразу два старинных собора с исключительной настенной росписью, храм с колокольней, больничный монастырский корпус и домовый храм. Большую часть своей истории, впрочем, монастырь использовался не по назначению: в революцию в рамках борьбы с религией он был закрыт. Возрождение Казанского монастыря началось лишь в 1992 году, и сегодня здесь идёт активная реставрация. Но торжественный и волнующий дух религиозной старины никогда не покидал монастырь — и сегодня здесь так приятно ходить меж древних храмов и поклоняться чудотворным иконам Тверской земли.
Немного истории
История Казанского женского монастыря начинается в 1872 году, когда местным князем Путятиным и помещицей Рикачевой была пожертвована земля для устройства женской православной общины. Девятью годами позже община заметно увеличилась и была переименована в монастырь, тогда же здесь начали возводиться основные сооружения. Первоначально монастырь включал в себя пять храмов: в честь Казанской и Андрониковой икон Божией Матери, больничный во имя святых Илии и Пантелеймона, подколоколенный и домовый, в честь Боголюбской иконы Богоматери. Строились и освящались они с 1885 по 1901 годы.
Что посмотреть
В будние дни вход на территорию Казанского монастыря для мирян закрыт. Поэтому независимо от дня недели начать знакомство с монастырём имеет смысл с его внешнего облика. Самое высокое сооружение здесь — колокольня с часами и храм преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Это великолепное здание богатой архитектуры бело-розового фасада. Вторая привлекающая внимание постройка — главный храм монастыря — монументальный Казанский собор, построенный в 1877—1882 годах. Москвичи узнают в его облике Пантелеймоновскую часовню на Никольской улице столицы — и небезосновательно: оба храма работы одного архитектора.
Внутри монастыря непременно стоит посетить Собор Андрониковской Божией Матери, где некогда содержалась чудотворная икона. Это великолепный, светлый и торжественный храм с центральным световым куполом и пятью главками. Ещё здесь стоит увидеть больничный корпус и домовый храм святых Илии и Пантелеймона.
Адрес, часы работы и стоимость посещения
Адрес: Вышний Волочек, Красный городок.
Монастырь придерживается скитского устава, вход мирян дозволяется лишь в воскресенье и праздничные дни во время богослужений.