женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Золотухинский женский монастырь во имя преподобного Алексия человека Божия Епархиальные монастыри РПЦ

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

История

Благодаря усердию владыки Иувеналия и его отеческой заботе об обители в 2006 году был создан попечительский совет по строительству монастырского комплекса: корпусов и нового храма, посвященного Рождеству Иоанна Крестителя, в котором будут возноситься молитвы за пострадавших в лихолетье ХХ века. Закладной камень был освящен 24 сентября Управляющим Курской епархией архиепископом Германом.

С декабря 2006 года по май 2008 года были построены: храм Рождества Иоанна Предтечи, келейный сестринский корпус, здание трапезной и воскресной школы, крестильня, настоятельский дом, а также хозяйственные постройки (коровник, птичник, гараж, овощехранилище). Освящение храма было совершено Владыкой Германом 5 июля 2008 года.

30 марта 2008 года в монастырь были привезены 83 частицы преподобных Киево-Печерских святых и икона Матери Божией «Геронтисса».
В 2009 году был благоустроен источник, находящийся рядом с монастырем: построена часовня и купальни. Источник освящен 4 декабря 2009 в честь священномученика Дамиана Курского.

Молитва, труд, милосердие и просвещение составляют основу жизни обители. Ежедневно утром и вечером совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь с поминанием о здравии и о упокоении. Усилиями сестер организована воскресная школа для детей. Все насельницы обители трудятся на различных послушаниях: в трапезной, просфорной, на скотном дворе, огородах, возделывают цветники и сад. Доброй традицией, заложенной владыкой Иувеналием, стала общая трапеза в праздничные и воскресные дни по окончании Литургии со всеми паломниками и прихожанами.

Источник

Золотухинский женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия

Официальный сайт монастыря

История монастыря

Ж енский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия создан на месте где никогда, даже до революции 1917 года, не было не только православной обители, но и приходского храма. Ранее здесь располагался заброшенный земельный участок с административными и хозяйственными постройками, принадлежавший агропромышленному предприятию «Содружество». Несмотря на плачевное состояние участка и построек (обветшалые здания, замусоренная территория, отсутствие твердого дорожного покрытия), в 1997 году архиепископ Курский и Рыльский, ныне схимитрополит Иувеналий (Тарасов), решился приобрести эту землю и создать монашескую обитель в честь преподобного Алексия, человека Божия — небесного покровителя своего отца Алексея Тарасова, который был расстрелян во время репрессий в 1937 году.
Участок был передан Курской епархии 11 сентября 1997 г. — в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи. По благословению владыки четверо сестер, подвизавшихся на скиту преподобного Серафима Саровского при Коренной Пустыни, перешли в создающуюся обитель. Одно из зданий было перестроено под храм в честь преподобного Алексия.

19 сентября 1997 года было проведено приходское собрание верующих п. Золотухино, на котором принято решение о создании женского монастыря. 9 апреля 1998 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить открытие в п. Золотухино Курской области женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия. 17 июля 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря. Первый список насельниц монастыря включал всего шесть имен: три монахини, включая настоятельницу, и три послушницы. Много трудов выпало на долю настоятельницы матушки Ангелины: ей приходилось самой доить коров, перерабатывать молоко, печь просфоры, заниматься огородами, пчельником, ризницей, петь и читать на клиросе. В 2006 году ее здоровье заметно ухудшилось. Она обратилась с просьбой о помощи к правящему архиерею Курской епархии архиепископу Герману.

В октябре 2006 года для оказания помощи обители были присланы шесть сестер из Курского Свято-Троицкого женского монастыря во главе со старицей –схимонахиней Антонией (Сухих). Из вновь прибывших курских сестер была назначена настоятельницей монастыря монахиня Елисавета (Семенова).
Благодаря усердию владыки Иувеналия и его отеческой заботе об обители в 2006 году был создан попечительский совет по строительству монастырского комплекса: корпусов и нового храма, посвященного Рождеству Иоанна Крестителя, в котором будут возноситься молитвы за пострадавших в лихолетье ХХ века. Закладной камень был освящен 24 сентября Управляющим Курской епархией архиепископом Германом. С декабря 2006 года по май 2008 года были построены: храм Рождества Иоанна Предтечи, келейный сестринский корпус, здание трапезной и воскресной школы, крестильня, настоятельский дом, а также хозяйственные постройки (коровник, птичник, гараж, овощехранилище).

Освящение храма было совершено Владыкой Германом 5 июля 2008 года. В 2009 году был благоустроен источник, находящийся рядом с монастырем: построена часовня и купальни. Источник освящен в честь священномученика Дамиана Курского.
Молитва, труд, милосердие и просвещение составляют основу жизни обители. Ежедневно утром и вечером совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь с поминанием о здравии и о упокоении. Усилиями сестер организована воскресная школа для детей. Все насельницы обители трудятся на различных послушаниях: в трапезной, просфорной, на скотном дворе, огородах, возделывают цветники и сад.

Доброй традицией, заложенной владыкой Иувеналием, стала общая трапеза в праздничные и воскресные дни по окончании Литургии со всеми паломниками и прихожанами.

Основатель монастыря — схимитрополит Иувеналий (Тарасов)

Схимитрополит Иувеналий (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большемечетном Семикаракорского района Ростовской области) в семье крестьян. Когда у родителей его, Алексея и Ульяны, родились близнецы Спиридон и Вениамин, в семье уже было трое сыновей — Николай, Михаил и Андрей. Вскоре семья Тарасовых переехала в город Шахты. В октябре 1937 года Алексея Тарасова арестовали (и позже расстреляли), а четверых младших его сыновей, как детей врага народа, исключили из школы. С тех пор восьмилетний Спиридон был алтарником в сельском храме. В 1938 году его приняли в школу, а в 1939 году храм, в котором пономарил Спиридон, закрыли. В годы Великой Отечественной войны, с апреля 1944 года, он вместе с братом Вениамином работал на шахте, одновременно учась в вечерней школе рабочей молодежи. В 1946 году стал келейником у настоятеля храма во имя святого Александра Невского города Шахты архимандрита Порфирия (Давыденко).

В 1949 году Спиридона Тарасова по ходатайству отца Порфирия епископ Ростовский и Таганрогский Сергий (Ларин; †1967) направил учиться в Саратовскую духовную семинарию, по окончании которой в 1953 году Спиридон женился и в этом же году был рукоположен митрополитом Саратовским и Балашовским Вениамином (Федченковым; †1961) 2 августа в сан диакона, а 4 августа — в сан пресвитера и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма города Шахты. С 1955 года служил в молитвенном доме в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Новошахтинске, с марта 1958 года — в Вознесенском молитвенном доме в городе Шахты, с 1962 года — в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца на хуторе Киреевке. С декабря 1967 года вновь служил в Михаило-Архангельском молитвенном доме города Шахты. В годы хрущевского гонения на Церковь отец Спиридон был подвергнут преследованиям, но не допустил закрытия храма.

В 1965 году священник Спиридон поступает на заочный сектор Московской духовной академии. По окончании её со степенью кандидата богословия в 1968 году архимандрит Платон (Лобанков) наместник Троице-Сергиевой Лавры, впоследствии — епископ Воронежский и Липецкий, постриг отца Спиридона в монашество с именем Ювеналий (в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского). 4 января 1970 года, по возведении в сан игумена, назначен настоятелем Успенского кафедрального собора города Пензы, членом епархиального совета Пензенской епархии и благочинным 1-го округа. В 1975 году отец Ювеналий возводится в сан архимандрита.

11 ноября 1975 года постановлением Священного Синода архимандрит Ювеналий был назначен епископом Воронежским и Липецким.

16 ноября 1975 года за Божественной литургией состоялась архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим в сослужении епископов Пензенского и Саранского Мелхиседека, Калининского и Кашинского Гермогена, Вологодского и Великоустюжского Дамаскина и Тихвинского Мелитона.

16 июля 1982 года постановлением Священного Синода назначен архиепископом Иркутским и Читинским и временно управляющим Хабаровской епархией.

26 декабря 1984 года постановлением Священного Синода назначен архиепископом Курским и Белгородским.

Указом от 25 февраля 2000 года патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведён в сан митрополита.

При владыке Ювеналии в Курской епархии были вновь открыты Курская Коренная пустынь, Горнальский Свято-Николаевский монастырь, Рыльский Свято-Николаевский монастырь, Свято-Троицкий монастырь, множество храмов, основаны Золотухинский женский монастырь и обитель в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Большегнеушево. В 1990 году стоял у истоков возрождения Курской духовной семинарии. Был её ректором. Неоднократно владыка Ювеналий участвовал в радиопередачах с архипастырским словом.

17 августа 2004 года постановлением Священного Синода почислен на покой по состоянию здоровья с выражением благодарности за понесённые труды.

В том же году принял великую схиму с именем Иувеналий в честь священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского.

Схимитрополит Ювеналий – почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель множества церковных и правительственных наград: ордена прп. Сергия Радонежского 3-й степени (20 ноября 1979); ордена св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (19 ноября 1985 в связи с 10-летием служения в архиерейском сане); ордена прп. Серафима Саровского 1-й степени (24 сентября 2009).

Источник

Золотухинский женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия

Официальный сайт монастыря

настоятельницы

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

монахиня Ангелина (Петренко) 1998 — 2007 годы. 17 июля 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайтНастоятельница Золотухинского женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия — игумения Елисавета (Семенова Ирина Николаевна) – назначена на эту должность по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа, по решению Священного Синода от 11 декабря 2007 года.

Дата рождения: 1 января 1970 года

Поступление в монастырь: 3 декабря 1995 года

Постриг в мантию: 22 мая 1996 года

День тезоименитства: 18 сентября

Возведение в сан игумении: 9 января 2012 года

Матушка родилась 1 января 1970 года в городе Харьков на Украине, в 1993 году окончила Московский Авиационный институт по специальности инженер-системотехник.

3 декабря 1995 года поступила в сестричество, образованное при Иосифо-Волоцком Ставропигиальном монастыре. Здесь проходила послушания на коровнике, в швейной мастерской, ризнице, храме, бухгалтерии, канцелярии, свечном ящике, пела на клиросе.

22 мая 1996 года была пострижена игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря митрополитом Питиримом (Нечаевым) в мантию с наречением имени Елисавета, в честь праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи.

В 2005 году, по благословению правящего архиерея Курской Епархии — схимитрополита Иувеналия – была принята в Свято-Троицкий Курский женский монастырь, куда перешло сестричество из Иосифо-Волоцкого монастыря. Была назначена казначеей, алтарницей и ризничей.

5 марта 2007 года была назначена исполняющей обязанности настоятельницы в Золотухинский женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия.

11 декабря 2007 года была назначена настоятельницей.

9 января 20112 года была возведена в сан игумении митрополитом Курским и Рыльским Германом.

Источник

Алексеевский Золотухинский женский монастырь

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия создан в поселке Золотухино Курской области, где никогда не существовало не только православной обители, но и приходского храма. Раньше на месте монастыря был откормсовхоз.

Содержание

История [ править ]

Господу было угодно, чтобы женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области.

В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухина, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель.

Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского. В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Участок был передан Курской епархии 11 сентября 1997 г. — в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи.

19 сентября 1997 г., следуя уставу Русской Православной Церкви и во исполнение гражданского законодательства, насельники провели монастырское собрание. Собрание единогласно приняло Устав Русской Православной Церкви Московского Патриархата, монастырь же был поименован в честь святого Алексия Человека Божия.

На заседании 9 апреля 1998 г Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря и принял следующее постановление: «Благословить открытие в п. Золотухино Курской области женского монастыря во имя прп. Алексия, человека Божия». На заседании 17 июля того же 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности.

25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честнго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом — келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов (их предполагается установить в первых числах февраля 2008 г.), в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.

Завершается отделка корпуса, в котором разместятся баня, прачечная и баптистерий, на хозяйственном дворе отстроены коровник и птичник, возведены стены овощехранилища. На хозяйственном дворе монастыря находятся трактор, две пассажирские «газели», автомобиль «волга», грузовой микроавтобус «фольксваген» и грузовой автомобиль УАЗ.

Отделывается паломнический корпус с кельями для монастырских трудников. Здесь же разместятся пекарня и свечной завод. Рядом с храмом завершается строительство настоятельского корпуса. Двор монастыря вымощен тротуарной плиткой, установлены фонари ночного освещения. В канун нового 2008 года, завершилось построении монастырской кирпичной ограды. С западной стороны, напротив храма, сооружены арочные святые врата, увенчанные небольшим золоченым куполом. В 2009 году близ монастыря благоустроен источник и часовня с купальней, освященные во имя новомученика Дамиана, архиепископа Курского.

Современное состояние [ править ]

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Сегодня на территории монастыря проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы. Действуют храмы во имя святого преподобного Алексия и во имя Пророка Иоанна Крестителя.

При монастыре действует воскресная школа, которую посещают дети, проживающие в поселке Золотухино и близлежащих селах.

В обители установилась традиция общих трапез по воскресным и праздничным дням с приглашением всех присутствующих за богослужением паломников.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 306020, Россия, Курская обл., Золотухинский р-н, пос. Золотухино, ул. Садовая, 10

Путь на машине: от Москвы — 530 км; от Курска — 52 км.

Паломнику [ править ]

На территории монастыря в настоящее время отделывается паломнический корпус с кельями для монастырских трудников.

05:45 — утренние молитвы, полунощница, монашеское правило;

07:00 — часы, литургия, молебен, панихида;

17:00 — вечерня, утреня.

По праздничным и воскресным дням:

06:45 — утренние молитвы, полунощница, монашеское правило;

08:00 — часы, литургия, молебен с акафистом;

Источник

Дом счастливых монахинь

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия, появился на Курской земле в маленьком районном центре Золотухино, можно сказать, как из сказки. На этом месте никогда, даже до революции, не было не только православной обители, но и самого обычного приходского храма. Совсем недавно это был заброшенный земельный участок с административными и хозяйственными постройками, которые когда-то принадлежали местному совхозу.

В 1997 году ныне покойный архиепископ Курский и Рыльский схимитрополит Ювеналий (Тарасов) решил приобрести эту землю, чтобы создать на ней монашескую обитель в честь преподобного Алексия, человека Божия — небесного покровителя его отца Алексея Тарасова, который был расстрелян во время репрессий в 1937 году.

Случилось самое настоящее чудо: за полтора года были построены (приготовьтесь, перечислять буду долго!): храм Рождества Иоанна Предтечи, сестринский корпус с кельями, здание трапезной и воскресной школы, крестильня, настоятельский дом, а также коровник, птичник, гараж и овощехранилище. В 2009 годув двух шагах от монастыря был благоустроен и освящен источник в честь священномученика Дамиана Курского. Рядышком построена часовня и благоустроены удобные купальни.

В преддверии престольного праздника обители — дня памяти Алексия, человека Божия — мы задали несколько вопросов о монастыре и монашеской жизни игумении Елисавете (Семеновой).

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Игумения Елисавета (Семенова)

— Матушка, а вы помните тот день, когда приехали в Золотухино, чтобы остаться там? Как вы переживали этот поворот в монашеском пути?

— Это было 23 февраля 2007 года, в канун празднования иконы Божией Матери «Иверская». До этого момента мы с сестрами приезжали сюда, и мне очень понравилось само место. В отличие от Курского Свято-Троицкого монастыря, откуда мы, собственно говоря, и приехали, городского, зажатого многоэтажными домами, здесь мы увидели небольшие деревенские дворы, простор, услышали тишину, людей мало. Я родилась и выросла в Москве и помню, как еще в детстве ощущала эту тяжесть задавленности многоэтажками. Мне было хорошо только в деревне у бабушки. Так что Золотухино сразу пришлось по душе.

Конечно, когда меня привезли сюда уже конкретно для того, чтобы я стала настоятельницей обители, душа моя заволновалась. Переживала предстоящее — по силам ли мне налаживать жизнь монастыря: дела административные, хозяйственные, экономические, строительные, ведь владыка Ювеналий уже начал к тому времени возведение нового монастыря. Но и это не самое главное.

Главное — это ответственность за людей, за сестер, которые пришли в обитель, за тех жителей, которые будут ходить к нам и станут нашей Церковью. Но как сказано в Евангелии: «Не бойся, только веруй!» Утешало и то, что мы отправились в Золотухино вслед за своей духовной наставницей схиигуменией Антонией (Сухих), у которой за плечами был многолетний опыт организации жизни монашеских общин. Царство матушке Небесное, упокоения в селении праведных…

— Матушка, а в каких условиях вы жили? Что здесь уже было?

— На тот момент, когда мы приехали, сестры жили в кельях корпуса, который во времена совхоза был зданием администрации, и молились в храме Алексия, человека Божия, в который было переоборудовано здание бывшего клуба-столовой, тоже совхозных. Здесь же была устроена трапезная. Весной, а потом и летом перед сестринским корпусом расцветал сад, радовали свежей зеленью фруктовые деревья, кустарники. Так что, все уже было хорошо и красиво. Ну, а строительная площадка выглядела так, как ей и подобает: строительный материал, мусор и осенью грязь. Но куда от этого денешься?

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

— Можно предположить, что большая стройка, шумная техника и люди по соседству могли мешать размеренной монашеской жизни, где по идее должны царить покой и молитва? …

— Я бы не сказала, что это было тяжело. Всю нагрузку на себя взял владыка Ювеналий. Несмотря на всю немощь, которая его одолевала по возрасту, по болезням, он каждый Божий день на своей инвалидной коляске с моторчиком наматывал километр за километром, лично руководя и контролируя ход строительства. Главное, совершался богослужебный круг. Мы налаживали быт и лишь кормили людей, работавших на строительстве. Бригады были небольшие, в пределах 20–30 человек, и приготовить для них трапезу для нас не составляло большого труда. Да и само строительство было завершено в очень короткие сроки. Духовные чада владыки Ювеналия очень любили его и торопились, чтобы владыка, будучи в очень преклонном возрасте, успел пожить в своей обители, помолиться здесь, отдохнуть.

— Когда строительство завершалось, как вы осваивали переданное вам богатство? Сестры не ссорились при «разделе имущества» — кто в какой келье будет жить?

— Владыка сразу предупредил, что каждая келья будет благословляться матушкой, и сестрам пришлось подчиниться. Нас было не так много на тот момент, приблизительно 15–20, и места хватало всем. Хотя, конечно, по нашей духовной немощи всегда кто-то недоволен. Но эти чисто земные, человеческие переживания — лишний повод для внутренней работы каждого христианина, послушника, инока в том числе.

— На взгляд человека обычного, в монастырь приходят люди, которые уже свободны от тех, скажем так, крупных грехов, от которых страдают люди в миру. С какими такими глубинными проблемами борются иноки?

— Каких-то особо выраженных грехов, как правило, у послушника, у инока уже нет, но страсти-то остаются! В общежительном монастыре эти запрятанные страсти очень быстро проявляются: вроде бы, вид у человека такой смиренный — юбочка длинная, глаза в пол, и вдруг вырывается наружу раздражительность, гнев. «Мелкие» грехи ведь у инока такие же, как у человека в миру.

Задача инока — внимательно посмотреть на движение этих переживаний, чтобы понять, откуда они начинаются, где поселился корень искушения. Вырвать этот корень можно только тем, что поменять свое отношение к испытанному им чувству, образ мыслей поменять. Только постепенно, по маленькому шажочку инок учится страсти сначала обуздывать, а потом с Божией помощью искоренять. И вот тут как раз монашеская жизнь очень хорошо помогает. Человек уже не обременен какими-то сугубыми внешними заботами и может заниматься своей душой. Но, повторюсь, это очень длительный процесс.

— А из каких «ручейков» монастыри наполняются?

— В монастыри Сам Господь приводит людей. Если говорить о нашей обители, то когда владыка Ювеналий призвал сюда матушку Антонию, сразу дал такой наказ: «Тебе, матушка, надо набрать пятьдесят сестер!» Матушка удивилась такому благословению и спросила: «А где же их взять, владыка?» Ответ можно было предугадать — «Молитесь, матушка!» Так и случилось — молитвами матушки Антонии нас сегодня и есть около пятидесяти.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

У могилки матушки Антонии

— А с какими жизненными историями приходят к вам те, кто хочет остаться в монастыре?

— Поводы разные бывают и истории разные. Но опять-таки — это то, что лежит на поверхности. Главное, чтобы этот приход, это желание уйти из мира не оказались лишь последствием какой-нибудь яркой эмоции, переживанием беды чисто человеческой, результатом какой-то бытовой неурядицы, последствием разочарования в ком-то и в чем-то. Все это — не причина покинуть привычную среду обитания. Да и разве от себя убежишь?

Например, приходят и просят оставить их в монастыре, потому что не могут ужиться со своими родными. Проходит месяц-другой, и те, у кого были проблемы в отношениях с близкими в миру, начинают испытывать те же самые проблемы и в стенах монастыря. Их обязательно кто-то раздражает, обижает, они начинают искать какую-то справедливость по отношению к себе, и так далее. В результате ни мира в душе, ни удовлетворения они не находят и здесь.

Конечно, хорошо, когда человек еще там, в миру, поймет, что именно в нем самом находится корень зла, нелюбви, тоски и так далее, потому что тогда он переступает порог обители не потому, что, к примеру, отношения с возлюбленным рухнули, а с одним единственным желанием — спасти свою бессмертную душу для вечности путем покаяния, молитвы и посильного труда.

— То есть признание своей собственной греховности — это своего рода гарантия того, что все закончится монашеским постригом?

— Монашеским постригом, по большому счету, все только начинается… И до монашеского пострига еще дойти надо. Наши монастыри чаще всего общежительные, и здесь быстро начинают вылезать «острые углы» в виде каких угодно страстей, которые скрыть невозможно. Чтобы понять, твое ли это — иночество — нужно прожить в монастыре не один год. Лучше всего 5—10 лет.

Как правило, если есть благословение, если ты вопрошал у Господа, как спасти душу, и Он ответил тем, что привел тебя в монастырь, то в этом случае ошибки не бывает. Конечно, враг не дремлет, и искушения бывают в виде каких-то навалившихся сомнений, когда уходит благодать и ничего не радует, когда все не так. Но это испытание надо перетерпеть, пережить, и Господь обязательно пошлет такое мирное состояние души, которое будет согревать потом очень долго.

— Матушка, а что может спасти от «вражеских набегов»? Как иноку не потерять тот самый мир в душе, о котором вы только что сказали?

— Духовная жизнь — это такая тайна! Как и само иночество. Не нами написано, а заповедано из глубины веков из уст самых первых монахов-подвижников, что для того, чтобы монах устоял, в нем постоянно должна звучать молитва. Не для красоты же на руке инока всегда можно увидеть четки. Далее, неукоснительное выполнение молитвенного правила. Еще монах обязательно должен слушаться духовного наставника и смирять себя перед всеми. Монашество — это очень долгий и трудный путь, сопряженный с ежесекундным вниманием к своей душе, контролем за каждым своим шагом, каждой пробежавшей в твоей голове мыслью. При этом никто не знает, когда произойдет твоя личная, настоящая встреча с Богом.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

На службе в храме Алексия, человека Божия

— Тем не менее, первое, что бросается в глаза многим, кто приезжает в наши русские монастыри, это освещенные какой-то непостижимой радостью лица. Даже сейчас, во время Великого поста. Так не могут выглядеть люди внутренне сосредоточенные, напряженные…

— Для монаха пост — радость. В это время сокращаются сроки послушаний, больше внимания уделяется молитве, участию в Богослужениях, что становится очень хорошим подспорьем, возможностью еще более конкретно заняться благоустройством своего внутреннего состояния. Наступает время какой-то внутренней тишины. Для души, ищущей спасения, это — праздник.

— Матушка, а совместимы ли в принципе такие понятия, как «монах» и «счастье»? Если да, то в таком случае, как выглядит счастливое монашество?

— Для каждого человека понятие счастья индивидуально. Земное счастье зыбкое. Например, окончилось какое-то веселье, растаяло, как дым, а на душе чаще всего остается тяжесть или пустота. А вот Церковь наша — благодатная. И это верующие люди знают. Благодать эта передается через Таинства церковные, через жизнь во Христе, через участие в богослужениях. Безжалостная к самому себе исповедь, решимость преобразовать себя, дела милосердия — после всего этого человек испытывает состояние окрыленности, желание обнять весь мир, все и всем простить, одарить своим теплом, любовью.

А еще этой благодати сопутствуют душевный мир, примирение с совестью. От этого тоже возникает радость. Наверно, вот это умиротворение, когда перестают мучать угрызения совести, когда в душу входит вдохновение нести свой крест, входит радость, именно истинная радость — это и есть счастливые монашеские минуты. Но это можно только заслужить, и предваряют такой взлет души скорби и покаяние. Как гласит народная поговорка: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

— Матушка, где вы черпаете мудрость в решении тех или иных духовных проблем, возникающих у сестер, которые находятся под вашим «крылом»?

— Мудрость — это очень высоко сказано. Мудрость — это дар, который дается благодатию Божией. Когда возникают те или иные вопросы, молимся Господу, просим вразумить. А еще, я уже говорила вам, что Господь даровал мне многолетнее общение с удивительной, замечательной духовной наставницей — старицей, схиигуменией Антонией (Сухих). В наше время, когда в монастырях явно ощущается недостаток благодатного духовничества, это — особая милость Божия.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Схиигумения Антония (Сухих)

Вся жизнь матушки — пример для православного христианина. Ей и 3-х лет не было, когда через бабушку, которая неустанно твердила: «Благодаря Бога не погибнешь!» — она ощутила себя верующей. Затем были годы тесного общения с маминой тетей — инокиней Евфросинией, от которой Промыслом Божиим она уже в детстве и юности, как говорится, из рук в руки, восприняла дореволюционную иноческую традицию. А серьезную духовную закалку матушка получила в тяжелые годы церковных гонений, когда Господь привел ее в Киев в монашеское подполье старцев, исповедников, воспитанников праведного Иоанна Кронштадтского, пострадавших от большевиков.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Преподобный Кукша Одесский

В Почаеве она молилась рядом с чудным старцем, к которому со всей России стекались богомольцы — уже в наше время он был прославлен Русской Православной Церковью как преподобный Кукша Одесский. Матушка просила его благословить в монастырь, а он в ответ сказал, что монастырь у нее дома. Тем самым прозорливый старец предсказал матушке встречу со строгим подвижником, гонимым властями архиепископом Антонием (Голынским), который впоследствии в течение 18-ти лет жил у матушки Антонии, и их дом, действительно, был самым настоящим монастырем, где совершались богослужения, осуществлялись монашеские постриги.

Уже в наше время, в 90-е годы, схиигумения Антония была призвана стать начинательницей восстановления после передачи Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря под Волоколамском. Затем она с сестрами перебралась в Курск, на родину преподобного Серафима Саровского, где налаживала монашескую жизнь Свято-Троицкого женского монастыря и, как я ранее вам говорила, в последние годы жизни матушка Антония стала устроительницей и нашего монастыря — Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино.

Все последние годы жизни матушки вокруг нее, уже старицы, собиралось огромное количество людей, чтобы послушать ее наставления, с просьбами помолиться, в поисках здравия и спасения души. Матушка и почила как праведница — мирно, едва причастившись Христовых Тайн. Мы даже запивку не успели ей подать. Незадолго до своей блаженной кончины матушка говорила духовным чадам, умоляющим ее пожить подольше: «Вы меня зовите, и я услышу!» Вот и приезжают люди на могилку со всех концов России, приносят цветы, зажигают свечи, подолгу стоят, молятся, в келью ее заходят. Мы с первых же дней устроили там что-то наподобие музея. Матушка всегда с нами рядом и очень помогает. Очень.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

— Матушка, а какими путями вы сами попали под духовное руководство схиигумении Антонии?

— Наша встреча произошла, на первый взгляд, случайно, в Иосифо-Волоцком монастыре. Мы с мамой приехали в эту обитель летом 1995 года в поисках совсем другого человека — иеромонаха, с которым мама познакомилась в паломничестве на Святую Землю, чтобы исповедаться и испросить совета в накопившихся житейских и духовных проблемах.

Мы знали, что это мужской монастырь, и в полной уверенности, что нас не оставят на ночлег, взяли с собой спальные мешки, чтобы переночевать близ монастыря. Поэтому можно представить наше удивление, когда, войдя в ворота, мы тут же встретились с сестрами в монашеских одеждах. Как оказалось, монастырь поднимает женская монашеская община во главе с какой-то схиигуменией Антонией. Но, как известно, у Бога случайностей не бывает. Оказалось, мы приехали в монастырь в день праздничного поминовения Антония Киево-Печерского, с именем которого матушка и была пострижена в мантию.

Дальше — больше. Матушка нас приняла очень ласково и в конце беседы вдруг обратилась ко мне с вопросом: «А вы не хотели бы у нас остаться?» Несмотря на всю неожиданность прозвучавшего предложения, моя душа в первый же миг отозвалась согласием. Подумалось, вернее, почувствовалось, что ведь меня, действительно, ничего не держит в миру, что я уже «пришла», что мне уже никуда идти не надо.

Единственное, мне нужно было вернуться в Москву, чтобы уволиться с работы. Правда, когда я вернулась в мир, меня, честно говоря, начали мучать сомнения — выдержу ли я монашеский путь, который не для всех. Я ведь до того жила обычной светской жизнью. Училась в школе, закончив Московский Авиационный Институт, работала инженером, успела побывать замужем. Но Господь разрешил все мои переживания, и я осталась в обители.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

— Эти сомнения были долгими?

— С матушкой мы узнали друг друга в июле, а в монастырь я окончательно пришла в ноябре. Чаша весов, на которую, так сказать, было положен уход в монастырь, решительно перевесила, когда однажды я помолилась Господу и попросила подсказать мне, мое ли это. И Господь дал знамение. В то время я приглядывала за одной монахиней, которая лежала в больнице. И вот, в тот самый день, она мне позвонила и попросила к ней прийти. Когда я переступила порог палаты, она без какого-либо повода вдруг вручила мне в качестве подарка Евангелие на церковнославянском языке. Я восприняла это как четкий Божий знак. Однозначный.

— А вы замечали за собой прежде, что вы не такая, как все? Я имею в виду то, что случались ли и раньше какие-то «подсказки» о предуготованном вам пути?

— Я отличалась лишь какой-то замкнутостью, не более того… Да и в семье нашей верующими были только мама и сестра, а я относилась к этому как очередному увлечению, которое скоро пройдет. Сейчас я уже вспоминаю то время с юмором, если можно так выразиться, потому что тогда на полном серьезе считала себя «жертвой неофитов» (смеется). Они меня поучали, наставляли, а я всего этого избегала, как только могла, сопротивлялась.

Потом мама вдруг оставила меня в покое, и только я возрадовалась, что на меня больше не давят, пришли скорби. С мамой отношения у меня в тот момент не ладились, и я вдруг ни с того ни с сего все чаще и чаще стала обращаться с молитвой к Богу. Самым удивительным тогда для меня было то, что Господь это принял и ответил. И это была радость такой высоты, с которой не идет в сравнение ничто земное.

— Матушка, а вы можете в нескольких словах объяснить, чем отличается внутреннее устройство монаха и человека тоже верующего, но живущего в миру?

— И в том, и в другом случае речь идет о христианской душе, которую украшают или портят, радуют или печалят одни и те же вещи. Самое спасительное, монах ли ты, мирянин ли, быть способным ценить истинную красоту духовной жизни — жизни, которую нам хочет дать Бог. И если это случается, то душа и того, и другого человека приходит в такое состояние, когда ее ничего, кроме собственной духовной нищеты, не волнует.

Он не думает о пороках и страстях других людей, потому что нацелен на одно — как бы спасти свою собственную душу. То есть и у монаха, и у обычного верующего человека цель одна — достичь Царствия Небесного. Пути разные: одни идут через создание семьи, другие через отказ от мира.

— Матушка, простите, если это любопытство — а вы сестер в какие-то поездки, отпуск, если такой вообще имеет место, отправляете в монашеском одеянии? Учитывая современный сложный мир…

— Все зависит от ситуации в семье, навестить которую едет монахиня. Где иноческий путь дочери благословляется матерью от всей души и вызывает радость и одобрение у родных, там, конечно, монашеское облачение приветствуется и даже служит предметом для какой-то гордости. Бывает и такое, что домашние, хоть и любят свою родственницу, но считают, что лучше не смущать окружающих. Тогда благословляется облачиться в мирской наряд. Но это всегда благопристойно — длинная юбка, платочек. Встречая таких, люди все равно порой комментируют вслед: «Смотри, монашка пошла»…

— Мы сейчас невольно затронули с вами тему родительского благословения, связанного с выбором иноческого пути. Насколько это важно?

— Опыт показывает, что это, действительно, очень важно. В тех случаях, когда именно мать категорически против ухода дочери из мира в монастырь, этот самый иноческий путь, как правило, не складывается. Если мать лишь испытывает сомнения, сожаление какое-то чисто человеческое, то это рано или чуть позже, обязательно стихает, а на смену этим переживаниям приходит в материнское сердце утешение и радость. Поэтому и матушка Антония всегда встречалась с родными послушниц, беседовала, потому что если не благословение, то хотя бы согласие матери должно быть получено. По-другому — скорее всего, ничего не получится. Именно от благословения матери очень зависит то, как будет складываться иноческий путь дочери.

— Как отреагировала тогда, в ноябре 1995 года, ваша мама?

— Матушка, а как же все это сопоставить с примером небесного покровителя вашего монастыря Алексия, человека Божия? Ведь из его жития мы знаем, что он просто взял и исчез из родного дома. Отправился в далекое и долгое странствие в поисках спасения души, не предупредив ни отца, ни мать, не объяснив ничего своей невесте, чем на долгие годы нанес каждому из них тяжелые душевные травмы.

— Мы можем только предполагать, как и почему он поступил именно так. Существует не одна версия жизненного пути Алексия, человека Божия. Даже в художественной литературе есть произведения, описывающие его запредельно сложный, но святой путь. В любом случае у него, кристального чистого душой, обязательно была какая-то христианская, духовная причина. Так или иначе, он, как человек истинной веры, предал в руки Божии и себя, и свою семью. А это — свидетельство смирения и безграничной веры, о которой нам, нищим духом, можно только мечтать.

женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Смотреть картинку женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Картинка про женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт. Фото женский монастырь в золотухино курской области официальный сайт

Храм прп. Алексия, человека Божия

— Про монашеское одеяние люди мирские по-разному говорят. Кто-то любуется им и втайне мечтает о таком же, а кто-то говорит, что оно слишком уж невзрачное, даже мрачное. А с какими мыслями вы каждый день облачаетесь в монашеские одежды?

— При монашеском пострижении каждая часть монашеского облачения благословляется с определенными умилительными песнопениями и молитвословиями. Это говорит о высоком его предназначении. Мне по душе всегда было отношение матушки Антонии. Она с таким страхом, трепетом и благоговением относилась к облачению! Говорила, что монашескую одежду Сама Матерь Божия вручает. Матушка называла ее одеждой нетления и чистоты, бронею правды и ризой спасения. Оно так и есть.

— Матушка, чем сегодня живет монастырь Алексия, человека Божия? Я говорю сейчас не только о духовной составляющей, но и о монастырских чисто жизненных нуждах.

— Духовная жизнь в монастыре, слава Богу, идет своим чередом. Каждый день у нас совершается литургия и сопутствующий ей полный круг богослужений, молитвенных правил. Это — основное и главное. Развивается Воскресная школа. Хлебом насущным нас Господь тоже питает. Есть свое небольшое подсобное хозяйство: птица, коровки, козочки. Это, конечно же, нас подкармливает. И не только нас. Мы отправляем молочную продукцию и в другие монастыри.

В обитель приходит все больше и больше людей, молятся за литургией, подают записочки, просят поминать своих близких при чтении Псалтири, и не секрет, что это тоже наш хлеб. Матушка Антония иногда говорила: «Псалтирь для монаха — хлеб!» И пояснила при этом с непременной улыбкой в глазах: «Хлеб духовный и хлеб насущный!»

Да, мы находимся в стороне от крупных городов, но это, мы уже говорили об этом с вами, скорее плюс, нежели минус для монашеской жизни. Что же касается нужд, то они, действительно есть. Строительство монастыря было завершено в очень короткие сроки, что не могло не быть сопряжено с какими-то недоделками. Сейчас это проявляется то тут, то там и требует срочного устранения.

— А тех, кто желает потрудиться в вашей обители, принимаете?

— Лично у вас есть какая-то мечта, если это, опять-таки, этично спрашивать у монахини?

— Если продолжить тему благоустройства монастыря, то да, я могу сказать, что у меня есть мечта. Очень бы хотелось переустроить наш самый первый и самый главный храм — церковь преподобного Алексия, человека Божия. Он находится в помещении бывшего клуба-столовой, и внешний его облик, хотя бы фасад, можно было бы изменить, придать полагающееся благолепие и красоту.

— Благодарю вас, матушка, за ответы и желаю вам молитвами небесного покровителя вашего монастыря Алексия, человека Божия, исполнения всех ваших задумок и, конечно же, спасения в вечности. Помоги вам, Господи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *