жены мироносицы кто на иконе
Икона святых Жен-Мироносиц у Гроба Господня
Покровительницы всех православных женщин: почему они причислены к лику святых и в чем их подвиг? Об этом и о том, какие женщины, кроме Марии Магдалины, удостоились чести видеть воскресшего Христа, расскажет данная статья.
Какие события изображены на иконе
Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.
После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.
На заметку! Миро — масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира — многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.
По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.
Кто такие Жены-Мироносицы
События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.
Если перечислять всех, то это были:
Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.
Подробнее о некоторых женах-мироносицах:
Неделя Жен-Мироносиц
Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц.
Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.
Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.
Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая.
Известные иконы Жен-Мироносиц
Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».
Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.
Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц — каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:
Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.
Жены Мироносицы: кто они?
Третья неделя после Пасхи — праздник Жен Мироносиц. В Евангелии они названы не все — перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». К сожалению, даже по названным нельзя до конца понять, о каком конкретно человеке идет речь.
Как о пришедших ко гробу Спасителя у евангелистов говорится о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. Сусанну, Марфу и Марию церковное Предание также относит к Женам Мироносицам.
Мы собрали некоторые (и даже противоречивые) сведения об этих святых женах и кратко рассказали в «Слайдах».
Почему Мироносицы?
От слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел — миром. Его женщины и принесли ко гробу Спасителя. Но он был открыт, а находящийся там Ангел рассказал им о Воскресении Христа.
Мария Магдалина
Мария была родом из города Магдалы. Она — первый человек в мире, которому явился воскресший Спаситель. Ей же было велено рассказать об этом величайшем событии апостолам. По преданию, после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Риме и встретилась с императором Тиверием, которому в знак истинности Воскресения Христа подарила куриное яйцо, покрасневшее у него в руках, — с этого пошла благочестивая традиция на Пасху красить яйца и освящать их вместе c остальными приношениями. Почитается Церковью как равноапостольная святая.
Марфа и Мария
Сестры праведного Лазаря, которого воскресил Спаситель. Традиционно причисляются к Женам Мироносицам, хотя их имена не упоминаются в Евангелии среди жен, пришедших к гробу Христа. О них же рассказывается в Евангелии (Лк 10:38–42) как о людях с разными характерами: во время домашней проповеди Спасителя Мария сидела у Его ног и слушала, а Марфа хлопотала по хозяйству. По преданию, после Вознесения Христа сестры вместе с Лазарем переехали на Кипр, где помогали брату нести епископское служение.
Иоанна
Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.
Мария Клеопова
Есть несколько версий, кто эта жена. По одной Мария Клеопова — дочь Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. По другой — жена или дочь Клеопы, о котором упоминает Евангелист Лука (Лк 24:18).
Сусанна
Об этой жене практически ничего не известно. Есть лишь небольшое упоминание в Евангелии от Луки о том, что она служила Спасителю вместе с другими женщинами «имением своим» — то есть была состоятельным человеком и помогала материально.
Мария Иаковлева
Саломия
Дочь Иосифа Обручника и мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова. О ней практически ничего не известно, евангелист Матфей лишь упоминает о ней, называя ее матерью сыновей Зеведеевых. Она вместе с другими женами служила Спасителю при земной жизни. Во время Его распятия они «смотрели издали» (Мф 27:55–56).
Есть ли икона жен-мироносиц и кто на ней изображен?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Часто говорят, что день святых жен-мироносиц — третье воскресенье после Пасхи, в этом году приходится на 16 мая — это праздник всех женщин, «православное 8 марта». А существует ли икона этого праздника и что на ней изображено?
Третья неделя (по-русски — воскресенье) после Пасхи посвящена женам-мироносицам и Никодиму и Иосифу Аримафейскому, тайным ученикам Христа.
Иосиф и Никодим, богатые и знатные, члены высшего церковного и политического органа местной власти в Иудеи — синедриона, после смерти Христа перестали скрывать свою веру. Иосиф пришел к римскому правителю Иудеи Пилату и попросил тело Умершего. Никодим принес 100 литров специального дорогого масла для погребения. Вместе со слугами они сняли Христа со Креста, обвили Его тело погребальными пеленами, пропитанными этим маслом, и похоронили в новой дорогой гробнице Иосифа в Гефсимании.
За ними наблюдали две женщины, тоже ученицы Спасителя, — Мария Магдалина и «другая» Мария. Они видели, что Христа подготовили к погребению и оставили в гробнице, закрыв вход большим камнем. Всё это происходило в вечер пятницы, накануне иудейской Пасхи, Великой Субботы, предписывающей полный покой.
Но уже утром следующего за субботой дня — теперь именно поэтому мы называем этот день воскресеньем — эти и некоторые другие женщины пришли, чтобы еще раз помазать Тело Христа дорогими благовониями и таким образом отдать дань уважения Умершему. И именно они обнаружили, что Он — воскрес. Об этом им говорит ангел в пустой гробнице и затем — Сам Воскресший. Мироносицы — по своему усердию и по своей любви — были первыми, кто увидел живого Христа после Его смерти. И стали первыми, кто рассказал об этой благой вести (а по-гречески Евангелие и есть — благая весть!) апостолам.
За эту ревностную любовь мы и почитаем этих людей — святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима. И именно этот, как говорят в фотографии, ключевой момент — пустая гробница, женщины и ангел: «Его здесь нет, Он воскрес!» — мы видим на иконе праздника.
Эта икона, пожалуй, самое торжественное изображение в православной иконографии. Миг полной тишины и самой великой и внезапной радости. Миг, когда те, кто любил и шел поклониться умершему Любимому, внезапно узнали, что Он жив и что теперь так будет всегда.
Сколько было жен-мироносиц и их имена
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Фрагмент: Жены-мироносицы у Гроба Господня Из праздничного чина Ок. 1497 г.
84 × 62 см
Сегодня известно: почти все спутники Иисуса и люди, окружавшие Его, стали первыми святыми. Личность Христа не могла не изменить обычного человека. Поэтому эпизоды встречи с Господом так знаменательны и поучительны. Из всех святых, просиявших подвигами, выделяются значимостью своих деяний те, кто удостоился чести быть «рядом с Женихом». Подобными персонажами, давшими совершенный образ служения Христу, стали святые Жены-мироносицы.
Кто они такие, и почему Мироносицы?
Святые жены были первыми вестницами о воскресении Господа Иисуса Христа. С тех пор их имена неотделимы от истории христианства и навечно записаны в помяннике святых. В сущности, их упоминание никогда не отделяется от агиографического повествования о Христе.
В богослужении они упоминаются на утрене накануне воскресной литургии и в самый ее день в тропарях, раскрывая известное содержание праздника. Воспоминание тех событий составляет неотъемлемуючасть общего молитвенного обычая. И, тем не менее, мы воспринимаем эти фигуры и самостоятельно, считая их совсем не эпизодическими персонажами библейской истории.
Жены-мироносицы у Гроба Господня Из праздничного чина Ок. 1497 г. 84 × 62 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Имена
Евангелисты знают их поименно:
Евангелисты называют не всех женщин, стоявших у креста и принесших миро субботним утром ко гробу, на это указывает словосочетание «и другие».
Также к Мироносицам святое Предание добавляет имена еще трех женщин:
Краткие сведения
Сведения о Женах-мироносицах скупы, а иногда даже противоречивы…
Но мы точно знаем, что с воскрешением Лазаря связаны женские имена его сестер: Марии и Марфы. Каждая из них подарила небесное покровительство носительницам их имени. А Сусанна – «служила именем своим» — так говорит о ней святой Лука.
Иисус Христос в доме Марфы и Марии. С картины проф. Генриха Ипполитовича Семирадскаго (1843 – 1902). Санкт-Петербург, Музей Императора Александра III. Ныне Государственный Русский музей.
Есть мнение, что Мария Клеопова была дочерью Иосифа Обручника. По другой версии – дочь или жена Клеопы, которого упоминает Лука.
Иоанна — супруга чиновника Хузы, который служил при дворе Ирода Антипы. Обеспечивала Иисуса и апостолов всем необходимым. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.
О Саломии упоминает евангелист Матфей: мать сыновей Заведеевых вместе с другими женами служила Спасителю, и они «смотрели издали» во время Его распятия.
Марию Иаковлеву – Иоанн Златоуст отождествляет с Божией Матерью, а блаженный Иероним Стридонский — с Марией Клеоповой.
Две Марии, первая из которых Сама Пречистая Матерь Божия, а вторая – Мария Магдалина, часто изображаются на иконах, так как они были у креста.
Когда праздник
Для некоторых из этих жен существовали отдельные дни памяти:
История праздника и значение
Святая Церковь, вспоминая их, призывает всех женщин разделить их служение, возвыситься до них. По своему смыслу он тесно связан Пасхой.
Традиции
В этот день православные женщины принимают поздравления, им дарят цветы. В церкви в это время проходят торжественные службы. Сегодня по мере укрепления авторитета церкви и ее традиций праздник жен-мироносиц начинает подменять мирской Женский день 8 Марта.
Евангельские события
Сейчас все четыре синоптических евангелия и предание помогают воспроизвести последовательность тех бытийственно значимых событий, равно как и психологическую достоверность поведения мироносиц, наполнить их чудесным и торжественным смыслом.
Жены Мироносицы у Гроба Господня. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)
Когда Христос умер на кресте, женщины, сопровождавшие Его к лобному месту и присутствующие при его кончине, поспешили в город, чтобы успеть приготовить благовония и масти до субботы. На заре третьего дня после погребения, следующего за покоем праздной субботы, мироносицы отправились в город. В этой поспешной устремленности они дали образец подлинной любви к своему учителю:
«Миновала ночь после субботы, проведенной учениками Иисуса Христа и преданными Ему женщинами в покое, то есть в полной бездеятельности, как того требовал закон Моисея. В этот день они ничего не могли сделать, но неспокойны были их сердца, и тревожная томительная ночь не облегчила их скорби. Вряд ли сомкнули они глаза, думая с грустью о том, как убоги и торопливы были похороны их дорогого Равви и как мало они соответствовали достоинству Великого Пророка «сильного и делом и словом»».(Беседы на Евангелие от Марка / священноисповедник Василий, епископ Кинешемский)
Некоторые исследователи видят в их действиях решимость во что бы то ни стало проникнуть в пещеру Гроба, охраняемому римской стражей. Другие предполагают, что
«…о страже, поставленной первосвященниками у Гроба Господня, и о том, что вход в пещеру был запечатан, они, по-видимому ничего не знали, но их беспокоил другой вопрос: как отвалить камень от двери Гроба?» (там же)
Наиболее решительные в своих предположениях историки воссоздают события, добиваясь единства впечатления от картины происходившей мистерии, прозревая атмосферу траура, в которой находились женщины, проведшие часы у креста распятого Иисуса:
«Когда люди закончили свою комедию с Богом, когда все умолкли,- пишет Иустин (Попович),- заговорила вселенная, заговорили камни и показали себя более чуткими, чем люди, чуткими к Христовой боли. И солнце заговорило, от стыда затмив свой свет от нашей планеты. Свет солнечный стыдился того, чему радовались люди».
«В ужасе провели они предшествующую ночь, и очевидно, не сомкнув глаз, на другой день отправились рано утром к месту погребения, чтобы воздать почившему учителю дань любви и благоговения».
Вселенская скорбь продолжалась до тех пор, пока Тот, Кто имел бытие в Себе, и был бытием для других, не воскрес, и женщины первые свидетельствовали об этом.
Выразителен ландшафт, включаемый в повествование некоторыми агиографами:
«Из-за пурпурных гор Галаадских забрезжилось утро, и дневное светило скоро разгонит висевшую над садом ночную мглу; но темно и мрачно было на сердце благоговейных жен. Их солнце правды закатилось навсегда и никогда не увидят они больше его всеозаряющего лица, не услышат больше его всеоживляющих речей …они никому ничего не сказали, “потому что боялись”».
Мария Магдалина
Икона святой Марии Магдалины. XVII в
За особую преданность Господу честь первой увидеть Его была дана Марии Магдалине, опередившей посещением и Его учеников, и даже Его Пречистую Матерь. По Преданию, до первой встречи с Иисусом, она была грешницей и даже имела в себе бесов. Господь исцелил ее, и Мария покаялась, начав праведную жизнь.
Беззаветно служа Христу на его земном пути, Мария также сопровождала Его на крест и проливала слезы у распятия. Когда же в числе других благочестивых жен явилась с ароматами ко Гробу, она была поражена тайной исчезновения Господа и не могла сразу вместить весть о Его Воскресении:
«…и, убедившись в том, что гроб действительно пуст, омрачилась от скорбной мысли, что по злобе врагов она лишена теперь даже о последней возможности оказать дань любви и благоговения своему учителю через намащение Его тела благовонными мастями» (Б. Гладков Толкование на Евангелие).
Слова ангела в пещере не остановили ее, и она пошла искать Его, и беззаветная любовь сподобила ее, наконец, лицезрения воскресшего Христа.
Почему мироносицам первым открылись небеса?
— спросят иные. Ведь апостолы должны были понести учение всему миру, а Божья Матерь была ближе других Господу. Почему достоверность божественного Воскресения оказалась связана с женским присутствием? Ведь их встреча с ангелом в пещере Гроба едва ли могла быть сочтена за свидетельство при том снисходительном взгляде на женщину, который господствовал в то время.
Видение могло быть объяснено «простой иллюзией, призраком, созданным воображением женщины».
В древности люди наверняка довольствовались бы этим аргументом. Но духовный свет, который одного за другим осиял всех лиц божественной истории, объясняется близостью Бога ивозрастающей силой благовестия, а, главное, воскресением Христа, засвидетельствующим непреложное спасение души и укрепившим надежду, что это «Буди! Буди!»
Жена-мироносица Деталь фрески «Явление Христа женам мироносицам». Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Некоторые толкователи (например, Феофилакт Болгарский и Григорий Палама), считали, что Мария, Матерь Христа, присутствовала среди жен под именем Марии, матери Иакова. Также и святой Григорий Палама, толкуя эти места Священного Писания, говорит, что речь явно идет о Богородице, которая первой пришла ко гробу. О том, что Ее Сын воскрес, Она сначала узнала от Архангела Гавриила, а затем и Сама увидела Его.
Духовный смысл праздника
Образ жен-мироносиц несет нам глубокое утешение. Их благовествование дышит святостью и близостью горнего мира, отгоняющих всякие сомнения о действительности Воскресения. По духовному рвению их сравнивают с апостолами и со святителями. Хотя связано это в основном с кратким их паломничеством ко Гробу Господню, сопровождаемым состраданием и чудесным откровением.
Они первые, кто оправдал дерзновенную надежду ветхозаветного народа, кого вознесла на крыльях пасхальная радость. Они первые, кто понес ее миру, благовествуя о воскресшем Христе, кто совершил настоящее миссионерство. Святые жены уподобились ангелам, и их благая весть стала утверждением благовестия Архангела Гавриила Деве Марии.
Святая мироносица Сусанна. О ней единажды упоминает только евангелист Лука: рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк.8:3) как служившую Христу от имений своих.
Проповедь
«Много званых, но мало избранных», ̶ сказал Христос (Лк. 4: 24). Жены-мироносицы — они из них, из избранных. До описываемого евангельского события Господь уже жил в их сердцах, иначе не восприняли бы всем существом Истину — Воскресшего Господа. Душа их, как и многих других, уже послуживших Христу, стяжала благодать и готова была принять живого Христа. Не как чужие, но как друзья были встречены они ангелом, стоявшим у Гроба. Сам Господь принял их в число своих исповедников.
О чем молятся, в чем помогают, примеры помощи
Жены-мироносицы издревле считаются покровительницами женских обителей. Так, в 1884 году послушница Ксения купила участок земли и закрепила надел в собственности открытого Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря, став его игуменьей. Здесь же была построена церковь во имя Жен-Мироносиц. Она служит и по сей день, пережив бурю революции.
Церкви, монастыри, храмы
Храмов, выстроенных во имя святых жен-мироносиц, очень много.
– во все стороны света стремится слава этих святых женщин.
Их именами называют:
Сегодня воссоздание монастырей с подобным названием демонстрирует энтузиазм возрождения, горячую заинтересованность в деле восстановления культурной связи времен.
Монастырь в Бобруйске, Кафедральный собор в Баку и другие
Бобруйский монастырь в честь Cвятых жён-мироносиц. Республика Беларусь, Могилевская область. Монастырю отданы 6 построек военной крепости, основан в 2005 году, в настоящее время в обители живут 6 сестер
Религиозность последователей Христа во многом связана с сокровенным чувством, которым охватывается душа верующего у Гроба Господня. Ближе всего к тайне этих сакральных переживаний были мироносицы, и человечество приобщается к ней вместе с ними.
Икона «Жены-мироносицы»: описание святого образа
Классический женский образ во все времена ассоциировался с мудростью, добротой и миром. Каждая благочестивая женщина, не забывшая своего изначального предназначения, может именоваться мироносицей. Привнесение мира и гармонии в этот мир, рождение детей, верность и любовь к мужу – это черты, присущие каждой благочестивой христианке.
Однако история знает имена женщин, прославившихся истинными подвигами на этой стезе. Некоторые из них даже причислены к лику святых. В данном случае речь идет о Женах-мироносицах, хотя в Святцах найдется немало имен и других женщин, прославившихся в своей любви к Богу.
Икона святых Жен-мироносиц – это напоминание о великом подвиге женщин, сопровождавших Христа в жизни и не оставивших его после физической смерти. Неудивительно, что этот образ почитается в православной религии, а в честь Жен-мироносиц установлена целая неделя празднований.
Евангельские события
Даже человек, не слишком сведущий в вопросах богословия, знает, что у Иисуса Христа были ученики, именуемые апостолами. Поначалу их было 12, затем добавилось еще семь десятков. Кто-то служил Спасителю явно, кто-то – тайно, опасаясь гонений, кто-то и вовсе предал Иисуса, но не в том суть. За священными мужскими персонами часто теряются не менее почитаемые женские фигуры. Их в ранг апостолов церковь еще не возвела.
Каждый из одиннадцати апостолов удостоен персонального праздника. Также почитаются их отдельные иконы. Из списка по понятным причинам исключен Иуда Искариот, предавший Христа за 30 серебряников.
Тем не менее женщины тоже числились среди учениц Христовых. Они внимательно слушали его слова, помогали ему словом и делом, в том числе, и материально.
Ученицы Христа не оставили своего учителя даже тогда, когда он принимал муки на кресте. Они не убоялись беснующейся толпы и римских легионеров, охранявших крест. С ними были лишь Богородица и святой Иоанн – остальные апостолы в страхе разбежались.
А после кончины Спасителя его тайные ученики Никодим и Иосиф пришли к Пилату, дабы попросить выдачи тела Учителя. Они впоследствии пострадали за явленную смелость, но суровый прокуратор Иудеи все же отдал ученикам тело Христа.
Никодим и Иосиф умастили тело Господне, завернули его в белоснежный саван (плащаницу) и отнесли его в пещеру. Римские легионеры завалили вход в пещеру тяжеленным камнем, наложили печать и остались на страже. Посыл простой: не дать апостолам выкрасть тело Спасителя и имитировать его воскрешение, что подтвердило бы в глазах верующих его Божественную сущность.
После субботы, когда ветхозаветным каноном уже было дозволено действовать, именно жены-мироносицы пришли с миррой, дабы умастить чресла погибшего Учителя. Каково же было их удивление, когда они увидели, что колоссальный камень отодвинут, а плащаница пуста!
Мирра, миро – ароматное масло, применяющееся в некоторых церковных обрядах (в частности, миропомазании). Некоторые иконы периодически или постоянно мироточат (истекают миррой), что считается Божественным чудом.
Ночью разразилась страшная гроза, которая отодвинула камень (женщины очень волновались и советовались, как справиться с этим препятствием) и разогнала стражей. А ангел, сошедший с неба к пораженным женщинам, возвестил: «Христос воскресе!»
Женщины разбежались (то ли от страха, то ли с целью оповестить апостолов о радостном известии), у гроба осталась лишь Мария Магдалина. Она горько рыдала, думая, что тело Учителя выкрали. И когда воскресший Спаситель явился к ней, она поначалу его не узнала и приняла за садовника.
Узнав Христа по голосу, Мария бросилась к нему, но Спаситель запретил приближаться и повелел известить о своем воскрешении апостолам. А потом он явился и другим женщинам, идущим по дороге. Они встретили Спасителя радостными возгласами и бросились к его ногам. Согласно Евангелию, так и произошло чудо воскрешения Господня.
В Евангелиях детали воскрешения Христа сильно разнятся. Евангелисты даже расходятся во мнениях, сколько было жен-мироносиц. Однако сейчас принято считать, что их было семь.
Что изображено на иконе
Как правило, на иконе изображают события Страстной недели, увенчавшиеся воскрешением Христа. В основе сюжетной композиции – изображение женщин у пустого Гроба Господня (виднеются остатки развернутых пелен). Очень часто на образах присутствует Богородица и один-два апостола.
В руках скорбящих мироносиц – сосуды с маслом. Изображения Христа нет, но его незримое присутствие передается лучами Божественного света. В сюжете, как правило, присутствует ангел, возвестивший о воскрешении Спасителя. Антураж – горы, деревья, на заднем плане – Иерусалим.
Однако есть иконы, не имеющие четкого сюжета. Они обычно изображают группу стоящих женщин с подписями над их головами (чтобы молящиеся знали, кто есть кто).
Все иконы этого типа пронизаны светом, контрастирующим с чернотой Гроба Господня. Он символизирует радость женщин от воскрешения Христова и Божественное участие в этом событии.
Не все иконы жен-мироносиц написаны на канонических досках или полотне.
Особо выделяется Царевококшайская икона Божией Матери, вырезанная в камне. Это, пожалуй, самый чтимый образ из всего соответствующего иконографического ряда.
Имена мироносиц
История не сохранила точного списка всех женщин, пришедших к Гробу Господню, дабы умастить тело Учителя маслами. Тем не менее в ходе исследования богословских текстов вырисовалось не менее семи исторических персон, принимавших участие в этом событии. Все они были родом из Галилеи, впрочем, как и апостолы Христовы (разумеется, кроме Иуды Искариота).
Мария Магдалина
Мария Магдалина была, пожалуй, самой убежденной и преданной ученицей Христа.
Быть может, поэтому ей выпала честь первой узреть воскресшего Спасителя во плоти. Во всяком случае, только ее из всех мироносиц церковь считает равноапостольной.
В юности Магдалина прославилась красотой, но вела грешную распутную жизнь и была одержима бесами. Спаситель изгнал бесов из грешницы, она превратилась в ярую приверженку его учения, последовала за ним в скитаниях и была рядом в самые тяжкие дни.
После воскрешения Христа Мария понесла весть о событии по миру. С ней она добралась аж до Рима, а потом и до Эфеса, где стала единомышленницей и помощницей Иоанна Богослова.
По легенде, именно от Марии Магдалины пошла традиция красить яйца на Пасху. Мария преподнесла красное яйцо римскому императору Тиберию и поведала ему об истории воскрешения и учении Христа.
Мария Клеопова
Из евангельских текстов не слишком понятно, о какой именно «другой Марии» идет речь, но большинство богословов сходится во мнении, что одной из мироносиц была Мария Клеопова.
Мария была дочерью Иосифа, а впоследствии стала супругой его брата Клеопы (в те времена это было обычным явлением). Она была очень дружна с Богородицей, коей приходилась падчерицей. Помимо этого, она была матерью учеников Иосифа и Иакова, а также мученика Симеона.
Мария-Клеопова – одна из самых преданных учениц Христа: вместе с тезкой Магдалиной она сопровождала Спасителя в земном пути, стояла у креста, сидела у пещеры, где было погребено Божественное тело.
Иоанна
Иоанна была супругой Хузы, служившего домоправителем у царя Ирода, владевшего четвертью Иудеи. Дворцы палестинских правителей в то время были невероятно роскошными, и Хуза, без сомнения, был весьма состоятельным человеком.
Об Иоанне известно немногое (собственно говоря, только имена ее и мужа), но ясно одно: высокий социальный статус не помешал ей стать верной последовательницей учения Христа и одной из мироносиц.
Марфа и Мария
Марфа и Мария лично познакомились со Спасителем, когда он пришел в Вифанию. Христос часто бывал в их доме и был дружен с их братом, Лазарем, которого впоследствии чудесным образом воскресил.
Марфа и Мария уверовали в учение Спасителя еще до чудесного воскрешения Лазаря, но впоследствии их вера только укрепилась: они помогали брату проповедовать и присутствовали в той самой пещере, у пустого гроба.
Воскрешение Лазаря – одно из самых ярких чудес, явленных Спасителем. Весть о нем разнеслась по Иудее, что способствовало распространению веры в Христа и признанию его Божественной сущности.
Саломия
Саломия, жена простого рыбака, тоже стала святой мироносицей и осталась в истории христианства. Она, вместе с сыновьями-апостолами Иаковом и Иоанном, последовала за Христом в его странствиях.
Не особо разбираясь в нюансах теологии, Саломея испросила у Спасителя места на Небесном престоле для собственных сыновей, оберуч от самого Иисуса. Апостолы разгневались на темную женщину, но Христос терпеливо пояснил, что Царство Небесное существенно отличается от земного.
Несмотря на то, что тщеславные надежды Саломеи не оправдались, она осталась верной сподвижницей Спасителя.
Сусанна
Имя Сусанны упоминается в Евангелие лишь однажды, но это не помешало ей стать одной из святых жен-мироносиц. Известно лишь то, что она сопровождала Спасителя в странствиях по Палестинским землям и всемерно помогало ему, в том числе, и материально.
В то время иудейские женщины не пользовались какими-либо свободами. Их многослойные одежды скрывали фигуру и лицо, а переступать порог дома они могли только лишь с соизволения отцов или супругов. В свете этого, подвижничество явно не бедной Сусанны выглядит истинным подвигом.
История обретения образа
Сюжеты, изображающие жен-мироносиц, появились еще на заре нашей эры. Во всяком случае, подобные изображения найдены в росписях римских катакомб III-IV столетия.
На Руси иконы этого типа появились на заре христианства, чуть ли не сразу после крещения. Во всяком случае, мотив жен-мироносиц стал очень распространенным в росписи храмов, а мироносицкая икона превратилась в неотъемлемый элемент церковного праздничного ряда. Со временем сформировалось несколько канонических изводов этого образа.
Наибольший интерес вызывает Царевококшайская Мироносицкая икона. Она была обнаружена первого (ныне 14-го) мая 1647 года крестьянином Андреем Жолниным поблизости от Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола).
Икона, вырезанная в камне и обрамленная серебром, лежала на земле и излучала дивный свет. Сначала она не далась в руки крестьянину и переместилась на дерево, и только помолившись Андрей смог взять святыню.
На Царевококшайской иконе изображены три мироносицы у Гроба Господня. Помимо них, присутствуют фигуры ангела и апостолов Иоанна и Петра. Венчает композицию образ Христа в Спасе Нерукотворном. Есть и соответствующая надпись, выбитая в камне.
Икона Мироносиц вскоре стала являть чудеса исцеления. Ее забрали в Москву, потом вернули на место обретения, а вскоре там был выстроен Мироносицкий мужской монастырь с одноименной церковью.
В итоге святыня начала именоваться Мироносицкой иконой Божией Матери. Дело в том, что каменный образ мироносиц был вставлен в икону Владимирской Божией Матери и стал представлять с ней единое целое. К образу стали стекаться паломники со всей России.
Почитаемые списки иконы
Мироносицкая икона Божией Матери, пребывавшая в Мироносицкой обители, была утрачена в смутные 30-е годы минувшего столетия.
Однако к концу прошлого века Мироносицкая пустынь была возрождена, правда, уже как женский монастырь. Его главной святыней стал список с иконы Владимирской Богоматери XVII столетия с вправленной в него репликой каменного образа жен-мироносиц.
Почитаемые иконы мироносиц есть во множестве православных церквей и соборов.
Храмы, возведенные в честь Жен-мироносиц
В честь православной иконы жен-мироносиц было освящено множество храмов. На данный момент их около сотни по всему миру.
Храмы жен-мироносиц есть в Москве, Санкт-Петербурге, обоих Новгородах (Великом и Нижнем), Острове, Пскове, Соликамске и других российских городах.
Поклонение женам-мироносицам широко представлено во всем мире. Храмы и приходы, посвященные им, есть в Польше, Украине, Беларуси и даже Азербайджане и Венеции!
Кому и в чем помогает икона
Икона «Жены-мироносицы» закономерно считается «женским» образом, но поклоняются ей и мужчины. Ей молятся об:
Празднование недели Жен-мироносиц
День Жен-мироносиц включен в церковный календарь. Это переходящий праздник, отмечающийся во второе воскресенье после Пасхи.
Однако продолжается это торжество целую неделю. В православной традиции праздник Мироносиц – этакий аналог светского и когда-то политизированного 8 марта. В неделю Жен-мироносиц принято поздравлять со святым праздником всех женщин, уделяя особое внимание супругам, матерям, сестрам и дочерям.
Молитва к иконе
О святыя жены мироносицы, всехвальныя Христовы ученицы! К вам мы, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Вы паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбисте и Тому чрез все житие добре последовасте, Божественным учением Его и благодатию души своя питающе и множество человек к чудному свету Христову приводяще. Испросите и нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую нас, да ею осеняемы, в вере и благочестии в подвизех любви и самоотвержения преуспевати будем, и Христу в ближних Его служити неленостно потщимся. О святыя жены! Вы бодренно благодатию Божиею житие на земли препроводивше и во обители Небесныя радостно отшедше, притекосте. Молите убо Христа Спаса, да и нас сподобит странствие наше земное, во временнем сем веце непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако во святыни на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на Небеси сподобимся, и тамо с вами и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную и воспоим едино Божество, Отца и Сына и Всесвятаго Духа и истее благодати Божия причастники будем в невечернем дни Царствия Его во веки веков. Аминь.
Образ жен-мироносиц особенно важен в наше время, когда утрачен огромный пласт христианской культуры. Он подчеркивает важность исконной миссии женщины на Земле и помогает укрепиться в вере во Христа.
Смотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT