жертвенник в храме что это означает

ЖЕРТВЕННИК (ALTAR)

Жертвенник в наибольшей степени выражает библейский образ богослужения и религиозной преданности. Не будет преувеличением сказать, что в ветхозаветном поклонении возведение жертвенников или паломничество к ним для принесения жертв служат самым очевидным проявлением преданности истинному Богу.

В истории богослужений Израиля возобладала тенденция к поклонению с одним жертвенником в одном месте: в главном святилище иерусалимского храма ( 2Цар. 24:18–25 ; 1Пар. 21:18–30 ). В Библии говорится, что такие жертвенники, как устроенный в Вефиле ( 3Цар. 12:33 ) или в других святых местах, обрекаются на разрушение ( 3Цар. 13:1–3 ; 4Цар. 23:15 ). Поэтому нет ничего удивительного, что в библейском тексте упоминания о жертвенниках во множественном числе почти равнозначны осуждению языческого влияния и часто сопровождаются словами, связанными с разрушением. Жертвенники могли ставить Авраам, Иисус Навин, Давид или Соломон, но это всегда были «жертвенники Господу», посвященные поклонению только Ему. В этом смысле жертвенник представляет собой средоточие жизни в заветных отношениях. Авраам воздвиг несколько жертвенников в местах, где он «призывал имя Господа» и ставил вехи земли обетованной, однако именно установление главного святилища определило центр Израиля на его святом пространстве. Другие святилища с их жертвенниками, другие святые места и древние традиции, претендовавшие на положение «центра», были явно или неявно обречены на исчезновение и, в конечном счете, сохраниться не могли.

Слово «жертвенник» в Библии подразумевает несколько значений, но основное из них – место убоя, жертвоприношения с пролитием крови. На еврейском языке «жертвенник» (mizbeah) происходит от слова «убой» (zabah). В то же время, в Библии показаны жертвенники, на которых совершались иного рода приношения. Помимо главного жертвенника во дворе, было еще два в святилище храма: золотой жертвенник для приношения курений, которые символизировали молитвы народа, возносившиеся к Господу, и стол для постоянно хранившихся на нем «хлебов предложения». Но эти жертвенники и совершавшиеся на них приношения играли второстепенную роль по своему значению и расположению.

Служение у жертвенника совершали священники, которым помогали левиты. В качестве святых представителей Израиля они отвечали за сохранность жертвенника и относящихся к нему предметов и следили за соблюдением чистоты и священного порядка жертвоприношений. Приношения на жертвенник передавались израильской семьей ее главе мужского пола, а затем священнику и Богу.

Израильтяне со своими приношениями «восходили» к жертвеннику или становились «пред» ним, но псалмопевец пишет также, что они могли с радостным благодарением «обходить» жертвенник ( Пс. 25:6 ). Образ «восхождения» особенно ясно выражает идеальную картину приближения к жертвеннику. Учитывая пространственную ориентацию Библии, мы не можем себе представить, чтобы для принесения жертвы надо было «спускаться» (как в случае с подземными божествами) или чтобы надо было «спускаться» по пути в Иерусалим. Устроение жертвенников требовало, чтобы взгляд устремлялся вверх. Оно соответствовало храмам древнего Ближнего Востока, которые строились на высотах, например, на горе Сион для Яхве или на мифической горе Цафон для Ваала. Строились ли они высотой в пять футов или на возвышающемся помосте, жертвенники были местами богослужений, направленных вверх, к небу. В видении Иезекииля высота устроенного уступами жертвенника достигает одиннадцати локтей или примерно девятнадцати футов ( Иез. 43:17 ). С восточной стороны расположены ступени, поэтому человек, приносящий жертву, движется с востока на запад, как будто входя во врата Едема (см. АДАМ, САД). Главное назначение жертвенника – принесение жертвы с пролитием крови. В Ветхом Завете жертвоприношение заключалось либо в окроплении жертвенника кровью животных, либо в помазании ею рогов, и ежедневные приношения агнцев и голубей продолжались вплоть до новозаветных времен.

Первый упомянутый в Ветхом Завете жертвенник был устроен Ноем, когда отступили воды потопа (хотя первое приношение Богу сделали Каин и Авель, Быт. 4:3–4 ). На нем Ной принес жертву всесожжения ( Быт. 8:20 ), и Бог, Которому эта жертва была благоугодна, заключил с Ноем завет, дав ему и его потомкам право есть плоть животных. С этого времени употребление в пищу мяса и заключение заветов почти всегда связывается с жертвенниками. Завет между Господом и израильтянами вступил в силу, когда Моисей окропил кровью жертвенник и народ ( Исх. 24:4–8 ), и в дальнейшем завет между Господом и Израилем подтверждался приношениями на Его жертвеннике.

До централизации богослужений в иерусалимском храме было множество местных жертвенников. Они делались из земли или из тесаных камней в противоположность золотым идолам других народов ( Исх.20:23–25 ). Вполне вероятно, что каждое убитое животное приносилось в жертву на каком-то жертвеннике. Позднее, когда жертвоприношения ограничились только иерусалимским храмом, его жертвенник для всесожжений стал средоточием богослужений израильтян. Покрытый медью жертвенник из дерева ситтим, описанный в Исходе, и более крупные жертвенники, воздвигнутые позднее, были местами совершения важнейших обрядов в израильском богослужении: всесожжений по утрам и вечерам, а также принесений жертвы за грех или за вину, удалявшей нечистоту и заглаживавшей вину за греховные поступки. С разрушением храма и утерей жертвенника для приношений совершение значительной части израильского богослужения стало невозможным.

Помимо жертвоприношений, связанных с пролитием крови, у жертвенника было еще несколько функций:

Памятник. В Бытии часто возводились памятники в местах общения с Богом. Авраам и Исаак поставили жертвенники в память о встречах с Богом ( Быт. 12:8, 26:25 ). В книге Иисуса Навина сыны Рувимомы соорудили жертвенник, не предназначенный для принесения жертв, как символ единства Израиля ( Нав. 22:21–29 ).

Трапеза Господня. О жертвеннике как о столе для трапезы Господней ясно упоминается всего в нескольких местах, но это может просто-напросто означать, что такое понимание было широко распространенным. В Иез. 41:22 жертвенник называется «трапезой, которая пред Господом». Тот же образ повторяется в Мал. 1:7 : «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». В том же смысле можно понимать результат жертвоприношения Ноя Господу на вновь построенном жертвеннике: «И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт. 8:21 ).

Новозаветное понимание. В Новом Завете жертвенник остался местом жертвоприношений, но характер жертв резко изменился. Когда Иисус младенцем был приведен в храм для посвящения Господу, были принесены в жертву «две горлицы или два птенца голубиных» ( Лк. 2:24 ), однако в дальнейших рассказах Нового Завета жертвенник предстает местом жертвоприношений совершенно иного рода. О жертвеннике и о Святом-святых в святилище Иисус говорит как о двух основных частях святого места, подвергшегося осквернению. В центре Его внимания стоит кровь не приносимых в жертву по закону животных, а мучеников, жертвы которых предвосхищали Его собственную, «от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» ( Лк. 11:51 ; Мф. 23:35 ). В Откровении в жертву опять же приносятся свидетели-страдальцы, а не жертвенные животные. Души мучеников, «убиенных за слово Божие», взывают из-под жертвенника ( Откр. 6:9 ). Но в новом Иерусалиме как будто бы нет жертвенника, как нет и храма, ибо на престоле восседает Агнец и нужды для места жертвоприношений нет.

В Послании к евреям с жертвенником отождествляется Сам Иисус, и Его единственная жертва противопоставляется много раз повторявшимся приношениям на прежних жертвенниках: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). В этом стихе наивысшей точки достигает тенденция Нового Завета к слиянию всех образов жертвоприношений в одном – Иисусе, Который есть Первосвященник, жертвенный Агнец и, в данном случае, еще и Жертвенник. В качестве Жертвенника, Священника и Жертвы Иисус объединяет все образы, связанные с библейскими жертвенниками. Он становится символом нового завета, местом принесения жертвы и местом убежища.

См. также: ЖЕРТВА, ПОКЛОНЕНИЕ, СТОЛ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Алтарь в православной Церкви

жертвенник в храме что это означает. Смотреть фото жертвенник в храме что это означает. Смотреть картинку жертвенник в храме что это означает. Картинка про жертвенник в храме что это означает. Фото жертвенник в храме что это означает

Алтарь

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

жертвенник в храме что это означает. Смотреть фото жертвенник в храме что это означает. Смотреть картинку жертвенник в храме что это означает. Картинка про жертвенник в храме что это означает. Фото жертвенник в храме что это означает

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

жертвенник в храме что это означает. Смотреть фото жертвенник в храме что это означает. Смотреть картинку жертвенник в храме что это означает. Картинка про жертвенник в храме что это означает. Фото жертвенник в храме что это означает

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Источник

Жертвенник

Что такое жертвенник?

жертвенник в храме что это означает. Смотреть фото жертвенник в храме что это означает. Смотреть картинку жертвенник в храме что это означает. Картинка про жертвенник в храме что это означает. Фото жертвенник в храме что это означаетЖертвенник в православном храме, как и престол, является одним из главных предметов церковной утвари, необходимых для совершения Божественной Литургии.

Он представляет собой стол той же высоты, что и престол, но, как правило, меньшей площади. На жертвеннике непременно стоит распятие, перед которым горит лампада.

Во многих храмах во внебогослужебное время на жертвеннике хранятся литургические сосуды.

Символика

• Жертвенник символизирует собой Голгофу – гору, на которой принес Себя в жертву за грехи человечества Господь Иисус Христос.

• Поскольку именно на жертвеннике совершается проскомидия, он мистически являет собой вифлеемские ясли – место Рождества Христова.

• Когда на жертвеннике находятся Святые Дары, он становится подобием Небесного престола.

• Напоминает жертвенник православного храма и о жертвеннике Ветхозаветного храма. Важно помнить о главном отличии: в Ветхом завете люди приносили Богу кровавые жертвы, животных и птиц, а в Новозаветном храме совершается Бескровная Жертва, в которой Господь отдает Себя людям.

• Наконец, можно вспомнить апокалиптическое видение апостола Иоанна Богослова: золотой жертвенник перед престолом Агнца (Христа). На этот жертвенник в виде фимиама (ладана) возлагаются молитвы святых, а под жертвенником пребывают души людей, которые принесли себя в жертву Богу, отдав жизнь за веру.

Из истории

В древности жертвенник находился не в алтаре, а в особом помещении, примыкавшем к нему. Это помещение также именовалось жертвенником. В него могли входить миряне, которые приносили в дар Богу все необходимое для совершения службы: елей, вино, просфоры. Сам жертвенник в старину именовался предложением, то есть местом, где люди предлагают Творцу свои дары.

Особенности использования

жертвенник в храме что это означает. Смотреть фото жертвенник в храме что это означает. Смотреть картинку жертвенник в храме что это означает. Картинка про жертвенник в храме что это означает. Фото жертвенник в храме что это означаетВ наши дни жертвенник располагается в левом (при взгляде из основной части храма) углу алтаря, у северо-восточной стены храма. Прикасаться к нему имеет право только священник.

Освящение жертвенника совершается менее торжественно, нежели освящение престола: его лишь кропят святой водой, поскольку он является местом приготовления Евхаристической жертвы, но не освящения ее.

В древности над жертвенником помещали икону Рождества Христова. В наши дни на этом месте чаще можно увидеть образ Спаса в терновом венце.

Полезный совет

Около жертвенника удобно поставить стол для записок, подаваемых на проскомидию верующими, и просфор, из которых вынимаются частицы при их поминовении.

Варианты изготовления

Убранство жертвенника аналогично убранству престола. Если престол в храме облачен в одежды и ткани – так же бывает убран и жертвенник. Соответственно, распространены жертвенники с твердыми стенками – металлическими или деревянными, украшенными резьбой.

В отличие от престола, жертвенник может иметь не только кубическую форму, но и быть угловым или прямоугольным. Удобны жертвенники с высокой задней стенкой, которая предотвращает падение с них утвари. Эта возвышающаяся над поверхностью жертвенника стенка обычно представляет собой киот с иконой. Торжественно смотрятся жертвенники с сенью. Практичный вариант – жертвенник с дверцей, внутри которого располагается место для хранения богослужебных сосудов.

Источник

Жертвенник в Храме

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Жертвенник Храма — особое возвышение во дворе Первого и Второго Иерусалимских Храмов, а до этого — Переносного Храма-Скинии в пустыне (Мишкана). Более полное название — жертвенник всесожжения, мизбеах а-ола (он же «медный жертвенник» или «внешний жертвенник»«мизбеах а-нехошет», «мизбеах а-хицон»). На жертвеннике коэны-священники сжигали жертвенных животных и хлебные приношения, а также делали возлияния вина. Жертвоприношения происходили дважды в день: утром и перед заходом солнца, когда приносились постоянные жертвы — корбанот а-тамид. По субботам, новомесячьям и праздникам к ним добавлялись дополнительные приношения — корбанот а-мусаф. Кроме того, на жертвеннике приносились личные жертвы — в искупление греха или в благодарность Вс-вышнему.

Оглавление

Смысл жертвоприношений [↑]

Жертвоприношения — важнейшая часть Храмовой службы. Именно через них устанавливается связь материального мира с его Б-жественным источником, в чем состоит сама идея Храма.

Рав Йосеф Иеуда Лейб Блох (Маариль) — выдающийся еврейский мудрец конца XIX-начала XX века — пишет об этом так: «Принося жертву и возлагая ее на жертвенник, человек тем самым возносит и возвышает животную душу, соединяя ее с ее корнем… Ведь в своем корне и она исходит из возвышенного и святого источника, и только ее спуск вниз через бесчисленное множество миров привел ее к нынешнему приниженному состоянию. А жертвоприношение вновь возносит жертву к ее корню, поднимая вместе с ней весь ее род и все другие животные души, в том числе и животную душу самого человека. Так все низшие силы мироздания возносятся к своему Б-жественному корню. В этом и состоит предназначение человека в мире, в этом — воля Б-га по отношению к сотворенному Им миру. Все мироздание должно вознестись и подняться к своему Б-жественному корню» (см. об этом на сайте).

О значении жертвоприношений для еврейского народа говорит Мидраш. Слово «мизбеах» состоит из букв «мэм», «зайн», «бэйт» и «хэт». Таким образом, он дает еврейскому народу то, что мы называем словами: мехила — прощение; зхут — заслуги; браха — благословение; хаим — жизнь (см. мидраш на главу Трума; о смысле жертвоприношений см. также статью Служба в Храме в разделе Темы).

Именно с отмены постоянной жертвы «тамид» началось падение Первого Храма, а восстановлению Второго предшествовало возведение жертвенника и возобновление жертвоприношений. Это было сделано еще до строительства самого здания Храма.

Жертвенники на Храмовой горе [↑]

Место, на котором стоял жертвенник в Иерусалимском Храме, на горе Мория, она же Храмовая гора, было особым. Согласно Мидрашу, отсюда Вс-вышний взял землю, чтобы сотворить Первого человека, Адама. После изгнания из Ган Эдена Адам соорудил здесь жертвенник, на котором впервые была принесена жертва Б-гу.

На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также Ноах (Ной), когда он и его семья вышли из Ковчега после окончания Потопа.

После смерти Ноаха землю, на которой находился жертвенник (гору Мория, впоследствии Храмовую гору), унаследовал его сын Шем. Он был первосвященником и приносил жертвы Вс-вышнему от имени всего человечества (Берешит 14:18, Таргум Йонатан; Берешит раба 26:3, 43:6; Зоар хадаш 22).

Еще при жизни Шема право быть служителем Вс-вышнего было передано праотцу Аврааму и его потомкам (ср. трактат Талмуда Недарим, л.32Б).

Где приносились жертвы до строительства Храма? [↑]

Все то время, пока евреи по приказанию Вс-вышнего не построили в пустыне Переносной Храм — Мишкан, можно было сооружать жертвенники и приносить жертвы в любом месте; и так делали наши праотцы.

Мишкан, воздвигнутый в пустыне, стал местом пребывания Шхины — Б-жественного присутствия, которое благодаря строительству Переносного Храма спустилось на землю, и приносить жертвы можно было теперь только здесь.

После вступления евреев в Землю Израиля, в течении первых 14 лет завоевания и раздела земли, евреям было разрешено приносить жертвы также и вне Мишкана, на возвышенных местах — «бамот». Однако здесь можно было приносить только жертвы по обету и благодарственные, т.е. только добровольные жертвы. Что касается обязательных жертвоприношений (грехоочистительных и повинных), их совершать на «бамот» было запрещено (см.Раши к Дварим, 12:8, Звахим, 112Б, 117А-Б).

Одно из жертвоприношений вне Мишкана описывается в Книге Иеошуа, когда после победы над городами Йерихо и Ай евреи построили жертвенник и принесли жертвы на горе Эйваль, куда был принесен Ковчег Завета (сам Мишкан находился в то время в Гильгале). Это была особая церемония, после которой Иеошуа бин Нун читал перед всем народом благословения и проклятия, полагающиеся за выполнение и нарушение заповедей Торы (Иеошуа, 8:30-35).

Впоследствии, когда Мишкан на протяжении 369 лет находился в Шило, было вновь запрещено приносить жертвы в другом месте (ср. Иеошуа, гл.22) — до того времени, когда Шило был разрушен филистимлянами.

После этого Мишкан был перенесен в город Нов, затем в Гивон. В эти периоды евреям опять были разрешены «бамот». Жертвенник во дворе Мишкана также действовал и назывался «большая бама» (Звахим, л.120А).

Так продолжалось вплоть до возведения царем Шломо Храма в Иерусалиме. В Первой Книге Млахим (Цари) о начале царствования Шломо читаем: «Но народ еще приносил жертвы на высотах, ибо до тех дней не был построен Дом для Имени Г-сподня. И возлюбил Шломо Г-спода, поступая по заветам Давида, отца своего, но он приносил жертвы и воскурения на высотах. И пошел царь в Гивон, чтобы принести там жертву; ибо (там) была “большая высота”. Тысячу всесожжении вознес Шломо на том жертвеннике» (Млахим 1, 3:2-4).

Запрет «бамот» после вхождения евреев в Землю Израиля, таким образом, действовал в периоды, когда Храм стоял в Шило и в Иерусалиме (Звахим, 119А), и продолжает действовать после его разрушения. После того, как был построен и освящен Первый Иерусалимский Храм, жертвоприношения должны были совершаться только на Медном жертвеннике, установленном еще царем Давидом, заложившим также и фундамент Храма.

До сегодняшнего дня существует запрет сроить жертвенник вне Храмовой горы. Более того, мизбеах должен стоять точно на своем месте, его никогда нельзя сдвигать.

Жертвенники в Храме [↑]

В Первом Храме — Храме Соломона — жертвенник для жертвоприношений в храмовом дворе был сделан из дерева и обложен медью. Поэтому внешний жертвенник называли еще «медный жертвенник», в отличие от покрытого золотом жертвенника благовоний, который находился внутри Храма.

У медного жертвенника в Первом Храме было несколько уникальных, чудесных свойств. Огонь на нем никогда не гас и ветер никогда не отклонял возносившийся в небо столб дыма; поверхность жертвенника не расплавлялась и сам он не сгорал. Коэны не обжигались, хотя ходили по жертвеннику босиком — и это тоже было одним из чудес (ср. Пиркей Авот, 5:8 и указания в мидрашах).

Этот жертвенник был разрушен вавилонянами.

Во Втором Храме чудес уже не было. Его жертвенник был сложен из неотесанных камней (см. ниже).

В 3593 году (167 г. до н.э.) греко-сирийский царь Антиох Эпифан осквернил Храм и жертвенник; Храмовая служба прервалась и возобновилась только после захвата Иерусалима Маккавеями. Тогда же был сооружен новый жертвенник, а старый разобран; его камни хранились в специальном помещении.

Как и сам Второй Храм, жертвенник был разрушен римлянами в 70 г. н.э (по другой версии — в 68 г. н.э.).

Из чего строились жертвенники? [↑]

До возведения Мишкана, по всей вероятности, жертвенники складывали из нескольких камней. Именно так объясняет Раши слово «мизбеах» (Раши на Дварим, 12:3).

В Мишкане жертвенник был деревянный, обложенный медью и полый внутри. Во время стоянок его наполняли землей, поэтому Вс-вышний, приказывая Моисею (Моше) построить его, называет его земляным (Шмот, 20:21).

В Гильгале — первом лагере евреев в Эрец Исраэль — был воздвигнут жертвенник из камней, взятых из Иордана, в память о чудесном переходе через эту реку (Дварим, 27:2 и комм. Раши).

В Шило, Нове и Гивоне также были жертвенники, сложенные из цельных (неотесанных) камней, а, по другому мнению, в Шило был медный жертвенник, полый и внутри наполненный камнями (Звахим, л.61Б).

В Первом Иерусалимском Храме был медный жертвенник, как сказано в книге Диврей а-Ямим: «И сделал жертвенник медный: двадцать локтей длина его, и двадцать локтей ширина его, и десять локтей вышина его» (Диврей а-Ямим 2, 4:1), а во Втором — каменный.

Камни «брались из долины Бет Керем: копали до девственной почвы и оттуда приносили камни цельные, на которое не поднято железо» (мишна Мидот,3:4).

Предписание строить жертвенник из камней, на которые «не поднималось железо», было дано еще Моше: «чтобы ты не занес твоего меча над ними (тем) осквернил его» (Шмот, 20:22).

В Мишне объясняется: «Потому что железо сотво­рено, чтобы укорачивать дни человека, а жертвенник сотворен, чтобы удлинять дни человека: укорачивающее не должно быть поднимаемо на удлиняющее» (Мидот, 3:4).

Как выглядел жертвенник? [↑]

В Торе дается подробное описание жертвенника, стоявшего во дворе Мишкана, по образцу которого были построены жертвенники в Первом и Втором Храмах: «И сделай жертвенник из дерева “шиттим”: пять локтей длина и пять локтей ширина, четырехугольным будет жертвенник, и три локтя его высота. И сделай рога его на четырех его углах; из него (самого) будут его рога; и покрой его медью». И сделай его котелки для (удаления) пепла с него, и его лопатки, и его кропильные чаши, и его вилки, и его жаровни; все его принадлежности сделай из меди. И сделай к нему решетку сетчатую (из) меди… И помести ее под опоясанием жертвенника снизу, и будет (доходить) решетка до половины жертвенника. Полым, дощатым сделай его… (Шмот, 27:1-8).

Раши дает комментарий к этому отрывку. Слова «три локтя его высота» нужно понимать как высоту от края опоясания до верха, а общая высота жертвенника — 10 локтей. Решетка — подобие облачения, дырчатое, как сеть. Опоясание («карков») — кольцевая выемка шириной в один локоть на стенке (жертвенника) для украшения. Было также еще одно опоясание — углубление, идущее по периметру крыши, от одного рога до другого, по которому ходили священнослужители. Его ширина — один локоть. Верхняя граница решетки делила жертвенник на две половины. Это было нужно, чтобы отличить между «верхней кровью» и «нижней кровью» (верхнюю часть жертвенника — рога — кропили кровью очистительной жертвы, а нижнюю — кровью мирной жертвы, жертвы всесожжения и повинной жертвы). И подобное этому, опоясание красной нитью посередине сделали для жертвенника в Храме.

Жаровни (лотки) — это особое вместилище, чтобы брать угли и переносить их на жертвенник для воскурения благовоний, находившийся внутри Храма.

Коэны поднимались наверх по пологим мосткам, которые назывались кэвеш. Из уважения к жертвеннику по ступеням подниматься было нельзя, как сказал Вс-вышний Моше: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем» (Шмот,20:23).

Жертвенники в Первом и Втором Храмах отличались от жертвенника Мишкана, прежде всего, своими размерами. При одинаковой высоте площадь их основания была гораздо больше. Так, внешний жертвенник, сооруженный во Втором Храме Маккавеями, был размером 32 на 32 локтя (подробное описание этого жертвенника см. на сайтев Мишне, в трактате Мидот).

Внешний вид Жертвенника во Втором Храме [↑]

жертвенник в храме что это означает. Смотреть фото жертвенник в храме что это означает. Смотреть картинку жертвенник в храме что это означает. Картинка про жертвенник в храме что это означает. Фото жертвенник в храме что это означает

1. Основание («есод»). С запада и севера подножие жертвенника было опоясано брусом. Ширина этого бруса — один локоть (полметра), и еще на один локоть он выдавался к востоку и югу.

2. Два отверстия для стока крови, оставшейся после окропления.

3. Красная линия, опоясывающая жертвенник посередине и делившая его на две части. Кровью одних жертв окроплялась верхняя часть, других — нижняя.

4. Декоративная облицовка шириной в один локоть, находившаяся выше красной разграничительной линии.

5. Карниз вокруг жертвенника («совев»). Он выдавался на один локоть, и коэны передвигались по нему к углам жертвенника, чтобы совершать окропление жертвенной кровью.

6. Главный пандус («кэвеш»).

7. Вспомогательный пандус, отходящий от главного направо. Вел к карнизу, на котором стояли коэны, разбрызгивая жертвенную кровь.

8. Вспомогательный пандус, ведущий к основанию. По нему коэны спускались к основанию жертвенника, чтобы слить оставшуюся после окропления кровь в сточные отверстия.

9. Люк на верху главного пандуса для чистки жертвенника изнутри.

10. Окно в левой стене главного пандуса, куда коэны складывали жертвенных птиц, признанных негодными. Затем этих птиц выносили и сжигали.

11. Четыре угловых выступа. Эти выступы были полыми и открытыми сверху. Коэны брызгали на них кровью жертв.

12. Проход для коэнов («карков»). Коэны ходили по опоясывающей дорожке шириной в один локоть, имевшей небольшое углубление.

13, 14, 15 — поленницы.

16. Основная куча пепла.

17. Два сточных отверстия для жертвенных возлияний — одно для вина (использовалось ежедневно), другое для воды (использовалось в «праздник возлияния воды» в Суккот).

Можно ли в наше время восстановить жертвоприношения? [↑]

Жертвенник, как известно, может существовать и при отсутствии Храма. Однако, в наше время есть две проблемы, не позволяющие его восстановить.

Во-первых, мы не знаем его точного местоположения, а ставить его в другом месте нельзя.

Во-вторых, вход на Храмовую гору нам запрещен из-за невозможности очиститься от ритуальной нечистоты, в состоянии которой мы все находимся.

Только после прихода Машиаха эти проблемы, с Б-жьей помощью, разрешатся.

Найден жертвенник эпохи царей Иудейского и Израильского царств

Израильские археологи нашли каменный жертвенник, датирующийся 830-м годом до н. э. Это еще одно подтверждение истинности информации, содержащейся в ТАНАХе: внешний вид находки в точности соответствует описанию жертвенников в Скинии Завета и иерусалимском Храме.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Дерех Хаим 35. Комментарий Маараля на трактат Авот. 3:4

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Прием пищи — это не только физиологический процесс, но и очередная возможность поблагодарить Б-га за пропитание. Во время трапезы следует упоминать слова Торы.

Берешит 57. Зачем Ноаху было строить жертвенник?

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Берешит»

Жертвенник на горе Эйваль

Жертвенник на горе Эйваль состоит из неотесанных камней, имеет пандус для подъема и наполнен землей, есть также специальный проход вокруг всего жертвенника — все как написано про строительство еврейского жертвенника.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Цав

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Бима и жертвенник. Суккот

Вынос Торы в синагоге похож на освобождение чемоданы от ненужных вещей и заполнение его алмазами

Берешит 78. Авраам возвращается к жертвеннику

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Берешит»

Возлияние вод в Храме

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Только семь дней в году, во время праздника Сукот, на жертвенник, помимо вина, возливали воду.

Символика строения Мишкана и предназначенных для него предметов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему нельзя дотрагиваться до жертвенника железом?

И почему, когда до него дотрагивались духовно нечистой вещью, жертвенник оставался чистым?

Мусар Дома Учения в Кельме 22. Отдались от зла и твори добро. Часть I

Саба из Кельма,
из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме»

Суть различия между буквальным смыслом законов и их основаниями на примере сказанного в конце главы Итро

Археология по следам Традиции

Рав Пинхас Шнайдер

Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 81-85

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Заповеди, связанные с жертвенником и маслом помазания.

Берешит 56. И построил Ноах жертвенник

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Берешит»

Мусар Дома Учения в Кельме 23. Отдались от зла и твори добро. Часть II

Саба из Кельма,
из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме»

Даже к пандусу, по которому поднимались первосвященники, следует относиться уважительно. Тем более — к человеку.

Жертвенник на горе Эйваль

Только в последние годы археологи обнаружили на горе Эйваль (на которой, по арабским преданиям, нельзя жить и на которой нет никаких арабских построек) заархивированный жертвенник и то, что спрятано под ним. Здесь обнаружено огромное кол-во пережженных останков кошерных животных, таких как: барашки, коровы и даже олени, много разбитых осколков глиняной посуды и т.д. В настоящее время эта территория находится под арабским контролем. Эта территория называется зоной «А» и поэтому экскурсии здесь проводятся лишь после согласования с армией, несколько раз в году.

Почему в Торе так подробно описывается создание ковчега, жертвенника и т.д.?

Есть ли попытки расшифровки мудрецами этих цифр?

Противоречащий Торе Храм.

Недавние археологические находки в Тель-Моца близ Иерусалима стали поводом для сенсационных сообщений в прессе…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *