жировичи гостиница при монастыре

Работа, молитва, уединение. Репортаж о жизни монахов

В 5:30 утра в Жировичах морозно и влажно, а когда светлеет, на водоемах стелется поземный туман. Пока невероятно тихо. Колокола начинают звенеть к шести утра, ознаменовывая начало богослужения. В это раннее время в Успенском соборе собираются не только монахи, иноки и послушники, но и десяток жителей агрогородка. Так начинается каждый день монахов — год за годом. Чье-то пребывание здесь исчисляется десятками лет. Onliner.by провел несколько дней в стенах Жировичского Свято-Успенского монастыря, чтобы узнать, чем наполнена жизнь людей, решивших посвятить себя вере в Бога.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Принять постриг и стать монахом — решение, которое нельзя отменить. Уход монаха из братии воспринимается как трагедия — и прежде всего для самого человека, так как разрушается данная Богу клятва. Такое здесь случается редко, в последний раз — в девяностые годы.

У каждого, кто стремится в монастырь, есть мотивация, о которой они говорят с неохотой: слишком личное. Испытания, в ходе которых человек доказывает готовность принять постриг, могут длиться годами. Отказаться от удовольствий, жить в аскетизме, вставать до восхода, исполнять послушание и бесконечно молиться — вряд ли к этому готовы офисные клерки или клубные промоутеры.

— В монастырь приходят люди, неудовлетворенные половинчатой христианской жизнью. Помните, как Алеше Карамазову было недостаточно воскресных походов в церковь? Ему хотелось быть с Богом ежедневно, — так в целом описывает мировоззрение монахов отец Евстафий, преподающий в семинарии. — У каждого монаха однажды случается знаковое событие, после которого он осознает: мир в привычном понимании ему неинтересен, меняется фокус восприятия, обычные вещи теряют ценность.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Задача духовника — проверить, является желание человека посвятить себя Богу подлинным призванием либо мимолетным энтузиазмом. В течение длительного времени он живет монашеской жизнью и имеет право уйти. Спустя время, если стремление не угаснет и традиция аскетического существования не испугает, то будущий монах принимает постриг и обретает новое имя.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

История Жировичской обители начинается в XVII веке, когда здесь была явлена чудотворная икона Божией Матери. Сегодня в комплекс монастыря входят четыре храма, здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная, хозяйственные постройки, огород. Монахов, чей образ жизни нам интересен, здесь 35. Самому молодому — 25 лет.

— До революции монастыри занимали целые кварталы, а их обитатели исчислялись сотнями, — продолжает рассказ отец Евстафий. — Жизнь там была гораздо легче, чем в каком-нибудь селе, — многие приходили в монастырь, чтобы выжить. Сегодня жизнь в монастыре — это труд, оправданный сильной любовью к Богу.

Источник

АГРОУСАДЬБА В ЖИРОВИЧАХ

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Приглашаем в агроусадьбу, расположенную в духовном и историческом центре Беларуси– Жировичи.

ИГОРЬ НИКОЛАЕВ, ЛЕОНИД БОРТКЕВИЧ, ТАТЬЯНА ОВСИЕНКО, ИРИНА КРУГ, БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ «ПЕСНЯРЫ»,
Показать полностью. НАТАША КОРОЛЁВА, СЕРГЕЙ СЛАВЯНСКИЙ, солист группы «Фристайл» СЕРГЕЙ ДУБРОВИН, ПАВЕЛ ТРУБИНЕР далеко не все знаменитые гости ЖИРОВИЧСКОЙ АГРОУСАДЬБЫ.

Жировичи – это очень известное место в Республике Беларусь и за её пределами. Жировичский монастырь,Минская духовная семинария, Святые источники, уникальный зоопарк и лесное озеро располагают к духовному поиску себя и душевному спокойствию во время пребывания на Святой Жировичской земле.
Предлагаем посетить агроусадьбу в Жировичах, практически очень близко от центра, где вы будете прибывать в самых комфортных условиях.
Недалеко от усадьбы находится старинная Сынковичская церковь-крепость, дворец в Косово, замок в Ружанах, канал Огинского, река Щара, а также город Слоним.

Вас ожидают :
•Уютная классическая мебель
•Французский камин на дровах
•Комфортная ванная комната с теплым полом
• 4 спальные комнаты для отдыха
• Регулярно проводится санитарная обработка всех без исключения помещений.
•Дизайнерская кухня с современной бытовой техникой
•Открытые террасы для общения с друзьями
•Рыбалка на реке или озере, приготовление душистой ухи,шашлыков
• Спортивные велосипеды и инвентарь для игр
•большой LED TV,
•высокоскоростной Wi-Fi
•организуются сплавы на байдарках по красивейшим местам региона
НОВИНКА. В старинном имении можно посетить необычный зоосад с большим количеством диких животных ( 4 км от агроусадьбы).
•Экскурсии в Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь
•В усадьбе имеется превосходная баня на дровах.

Для пикника предлагается большая освещенная беседка, мангалы, казан и дрова из лиственных пород деревьев.
Бесплатная парковка для большого количества машин.

Подходит для отпуска и удаленной работы
Приветствуется семейный отдых, религиозный туризм.
+375293939559 вел. и +375295824512 мтс

Источник

Путешествие одного дня. Чудотворная икона и лестница, как в Ватикане, – что посмотреть и чему удивиться в Жировичах

Сегодня наше путешествие лежит в Жировичи – знаменитое на всю страну местечко, где находится древний монастырь и чудотворная икона, которую почитают как православные, так и католики.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Как добраться

Из Барановичей можно добраться отличным и экономным вариантом: сесть на поезд Барановичи – Гродно и доехать до станции Слоним, а там пересесть на автобус в Жировичи. Поездка туда и обратно обойдется примерно в 5 рублей! Можно поехать и на личном транспорте, расстояние всего каких-то 50 км.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Что посмотреть

Сразу отметим, все местные жители называют свое местечко всегда именно Жировицы, а не русифицированным вариантом Жировичи. В самом поселке до сих пор много указателей, где написано именно Жировицы.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Сами Жировичи известны с XV века, прежде всего как владения подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана. А славу им принесло то, что, предположительно, в 1470 году дети-пастухи заметили яркий свет на груше и, подойдя к дереву, увидели небольшую икону Божией Матери.

Александр Солтан воздвиг на том месте церковь, в которой примерно в 1560 году случился пожар. Все сгорело дотла, кроме иконы. После этого в Жировичах в 1587 году был основан монастырь, который и сейчас является главной достопримечательностью деревни. В 1609 году монастырь стал греко-католическим (униатским), что придало ему католический колорит в архитектуре, который сохраняется и поныне. Именно Жировичи тогда стали центром греко-католичества на землях Великого Княжества Литовского.

В ансамбль монастыря входит несколько церквей, среди которых особо хочется выделить две. Первая это Успенский собор – главный храм Жировичей. Сначала он был построен в стиле барокко, имел две башни на главном фасаде. После реконструкции в первой половине XIX века приобрел черты классицизма. Именно в Успенском соборе и хранится икона Матери Божией Жировицкой, которая одинаково почитается и католиками, и православными и которой приезжают поклониться ежегодно десятки тысяч верующих.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Второй храм, заслуживающий особого внимания, – это Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1769 году. Именно она роднит Жировичи с Ватиканом, ведь внутри церкви половину строения занимает лестница, копия Святой лестницы в Апостольской столице, которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме. Кстати, на заметку туристам, к Крестовоздвиженской церкви пройти можно лишь с экскурсией, которую нужно заранее заказывать.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Кроме монастыря, нескольких церквей и часовен, в Жировицах есть два святых источника и поставленный в 2020 году памятник архимандриту Серафиму Жировицкому. Интересный факт, что Серафим был арестован НКВД СССР за «пособничество немецким оккупантам» и впоследствии погиб в 1946 году. Это из-за того, что во время немецкой оккупации архимандрит усердно занимался восстановлением церковной жизни, которую активно уничтожали при власти большевиков…

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Также напротив монастыря находится здание местного аграрно-технического колледжа. Однозначно, кто-то из ваших знакомых учился или учится в этом учебном заведении.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Кроме этого, в Жировичах есть и высшее учебное заведение – Минская духовная семинария. Поэтому Жировичи смело можно назвать студенческим городком, правда, обучаются там практически одни парни.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото Никиты Пастухова

Где перекусить

Если вы проголодались, то вам прямая дорога в монастырское заведение под исторически нездешним названием «Трапезная» (каких на территории монастыря две). Там все блюда постные и аскетичные, без мяса. Есть рыбные блюда, салаты, драники, желе, выпечка. Выпечке стоит уделить особое внимание, здесь вам и сочники, и пирожные-грибочки, и коржики, и вкуснейшие булочки за 60 копеек. Там же в Жировицах, как и подобает агрогородку, есть столовая и частный бар с пиццей и бильярдом.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Где зачекиниться в «Инстаграм»

На территории монастыря много симпатичных мест, которые подойдут и верующим, и любителям архитектуры. А вот фуд-блогерам обязательно стоит сфотографировать еду для своих каналов в трапезной.

Источник

Тишина и молитва: чем живет Свято-Успенский Жировичский монастырь

Зарисовки из светлой обители

Агрогородок Жировичи ныне скорее напоминает большую стройплощадку. Подготовка Свято-Успенского Жировичского монастыря к празднованию юбилейных дат идет полным ходом. Активно преображается здание колокольни при местной обители, завершается реконструкция братского корпуса. Но в стороне от всех этих глобальных перемен и постоянного решения денежных вопросов остается монашеская братия. Ее жизнь подчинена другому — молитве и труду. На сегодняшний день в обители проживают 35 монахов, в числе которых есть и послушники, и иноки. Кто сегодня чаще всего стучится в ворота монастыря и какой путь надо пройти от желания посвятить свою жизнь Богу постригом? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р».

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыреВ Свято-Успенском соборе всегда многолюдно.

Сюда приводит вера

Жизнь Свято-Успенского Жировичского монастыря строго разделена на две части. Общая, или, как ее чаще называют, социальная, сосредоточена на экскурсиях, приеме паломников и организации разнообразных мероприятий. У монахов же своя жизнь. От светской ее отделяют всего лишь красивые кованые ворота. За ними — другой мир, вход в который посторонним воспрещен.

Отец Евстафий согласился рассказать о себе в стенах семинарии, чтобы не смущать монашескую братию. Он признался, что вся эта суета, связанная с предстоящим празднованием 500-летия монастыря, никак не влияет на привычный ритм монастырской жизни.

— Надоели репортеры? — извиняясь за назойливость, задаю вопрос человеку, решившему посвятить жизнь Богу.

— Поскольку вся братия ограждена от общения с миром и мирскими людьми, есть специальный человек, которого принесли в жертву именно для этих целей, — подхватывает мой тон собеседник. — Это я. Так выглядит мое послушание. Меня попросили дать интервью — и вот я здесь. Выбор на меня пал не случайно. Просто мое прошлое отчасти связано с писательской и культурной деятельностью.

Интересно, что было в этом прошлом? Ведь для обывателя ныне монах — это странный человек с не очень ясными мотивами и приверженностью к аскетизму. Отец Евстафий ничуть не пытается от этого прошлого убежать, рассказывает все как было:

— После школы поступил в пединститут на исторический факультет, — медленно и задумчиво начинает свой рассказ монах. — Но не доучился. Бросил. Поступил в университет культуры. Учился на разных специальностях, в том числе и на киносценариста. Но окончил факультет культурологии, получив специальность драматурга. На последних курсах неожиданно приобщился к религии. Поработал немного и принял решение поступить в семинарию. Вот, приехал в Жировичи. Тогда здесь еще была академия. Да так и остался. Уже 10 лет преподаю священное писание юным семинаристам. В Жировичах прошло 18 лет моей жизни.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыреЗавершается ремонт братского корпуса, в котором монахи жили до войны.

— Когда пришло решение стать монахом?

— У меня было бурное прошлое, — просто отвечает отец Евстафий. — На дворе 1990-е годы. Непростые во всех смыслах. Был период метаний, поиска смысла жизни после тотального разочарования. Не мог найти, что искал. Каждый художник ведь занят поиском какого-то идеала, а потому практически каждый рано или поздно сталкивается с вакуумом, который нечем заполнить. Банально заменить эту пустоту какой-либо формой зависимости, пусть и изящной. И однажды случается знаковое событие, после которого он осознает: мир в привычном понимании ему неинтересен, меняется фокус восприятия, обычные вещи теряют ценность. Такова природа искусства. В какой-то момент для меня открылась вся глубина христианства в его истинной традиции, порой слишком сложной и непонятной для непосвященного человека. Очень часто человек, пытаясь обрести смысл жизни, бросает все силы на построение карьеры, создание семьи, достижение спортивных результатов и так далее. На мой взгляд, это побег от глубинного смысла. И только религия способна ответить на все эти вопросы. При этом вера предшествует познанию.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыреПолным ходом идёт ремонт колокольни.

— То есть вера первична?

— Именно так, — уверен отец Евстафий. — Сначала надо поверить неизвестно во что. В этом вся проблема для неверующего человека. Ему нужны доказательства. А без веры их нет. А вера возникает тогда, когда он подходит к какой-то черте. Он как бы сдается перед Богом, тогда ему открывается знание. И дальше начинается совершенно другая жизнь.

Если ты монах — твои занятия могут быть самыми разными. Как и в обычной жизни. Только здесь их называют послушанием. Один монах работает в библиотеке, другой — в поле, третий — в мастерской. Специфика работы определяется исходя из знаний и умений. Главная задача — приносить пользу монастырю, а также обеспечивать собственные потребности. Есть при монастыре и трудники. Те, кто просто желает приобщиться к монашеской жизни, не принимая никаких обетов. Но таких тут немного.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре

— В этом смысле нас объединяет только духовная составляющая. Хотя, как уже говорил, отношение с Богом — сугубо индивидуальное. Например, когда-то считал себя неплохим писателем. На хорошую четверку. Этому долго учился и научился. Но нельзя стать хорошим писателем, уделяя этому по 2—3 часа в день. Поэтому и поступил последовательно. Так, как поступил бы настоящий художник. Но есть и такое понятие, как воля Божья. Это основной поиск в жизни христианина, если есть вера. А дальше идет выстраивание отношений. Можно сравнить с отношениями близких людей, которые часто бывают непростыми. И точно так же с Богом. В христианской традиции это живая личность. Здесь пишу уже третью книгу. На первую ушло два года. Ежедневно заставляю себя работать хотя бы час. Из-за нехватки денег книги издаем маленькими тиражами, которые расходятся в этих же стенах.

— Монахи интересуются вашими работами?

— У нас проходят еженедельные беседы. Собираемся по воскресеньям. Берем какой-то отрывок и тщательно его изучаем. Сейчас, к примеру, рассматриваем послание апостола Иакова. Объясняю, что означает то или иное слово. Перевод есть перевод.

В монашестве приносятся три обета: нестяжания, послушания, целомудрия. Но что они означают на практике? Прежде всего это отречение от своей воли. Нестяжание — это отказ от материальных благ. Попросту говоря, у монаха нет никаких материальных гарантий. Здесь, в стенах обители, он обеспечен всем необходимым для жизни. А за ее стенами у него нет абсолютно ничего.

Отец Евстафий подробно рассказывает о жизни монастырей и их роли в жизни простых людей. Когда-то, по его словам, при них жили лучше, сытнее. По большому счету, Жировичский монастырь и сегодня является центром жизни. Во владении монастыря находится почти 600 гектаров земли, которые дают работу двум сотням жителей агрогородка, трудников, послушников и самих монахов.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыреНаедине с молитвой.

История обители в Жировичах начинается в XVII веке, когда здесь была явлена чудотворная икона Божией Матери. Сегодня в комплекс монастыря входят четыре храма, здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная, хозяйственные постройки, огород. Несмотря на закрытую жизнь, отец Евстафий задумывается о будущем обители:

— С каждым годом в семинарию поступает все меньше студентов. Виной тому, наверное, демографический кризис. Если не ошибаюсь, в 2013 году вдруг произошел резкий скачок вниз — тогда число студентов уменьшилось в два раза. И эта тенденция сохраняется и сейчас. Что касается монастыря, то желающих жить в его стенах также становится меньше. Сегодня в жировичской обители 35 монахов, иноков и послушников. Цифра эта практически не меняется с середины 1990-х годов. Часть уходит в мир иной, кого-то переводят в другую обитель, кого-то назначают настоятелем или даже епископом. Кстати, из нашего монастыря вышли четыре епископа. Можно сказать, мы кузница кадров. А приходят к нам в основном ребята из семинарии.

— Какие требования? Может сюда попасть человек с улицы?

— Это большая редкость. Но бывают и такие случаи. Сначала человек просто живет при монастыре целый год. Именно этот первый год, скажу откровенно, мало кто выдерживает. Если же желающий стать монахом все-таки остается верен своим убеждениям, то он получает статус кандидата в послушники. В новом статусе живет еще год. Если все идет хорошо, то становится послушником. Им надо пробыть еще два года. Продержится — делает шаг в иночество. Инок не приносит монашеских обетов, но уже облачается в монашеские одежды: рясу, колпак. И это в идеале. Только после этого его постригают в монахи. Считайте. Минимум пять лет должно пройти с момента прихода в монастырь до пострига. Эти подготовительные этапы происходят для того, чтобы помочь человеку не ошибиться в его выборе. Не надо брать на себя тяжесть подвига, если можно жить обычной жизнью.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыреСтаринные иконы бережно хранят в Жировичской семинарии.

Прямо напротив входа на территорию, где живут монахи, полным ходом идут строительные работы, снует техника.

— Есть жизнь братии. Все, что происходит за ее пределами, на нас практически не влияет. Большинство монахов и послушников слабо представляют, что тут строится и зачем. Видим, конечно, что сейчас реконструируется братский корпус, в котором монахи жили еще до войны. В советское время там была больница, потом там проживали студенты-заочники, были комнаты для семей преподавателей семинарии. Знаю больше других, потому что чаще общаюсь с людьми извне.

Братия в составе послушников, иноков и монахов живет в другом братском корпусе. Кельи на этажах расположены как комнаты в общежитиях. Здание возвели в 1956 году, и с тех пор тут ничего не менялось. Вход посторонним строго воспрещен. Отец Евстафий берет на себя смелость и позволяет пройти на первый этаж. Послушники, завидя нас, сразу же закрывают лица руками и разбегаются кто куда.

Источник

Жировичи – православная жемчужина Белой Руси

Святыни Белой Руси

В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют саму суть ее православной жизни.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре
Свято-Успенский монастырь

Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи – небольшой поселок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. В Белоруссии зарегистрировано 1509 православных религиозных общин и 470 католических, при этом в Гродненской области – 186 православных общин и 170 католических. Сходную картину увидим, если сравним число православных и католических священнослужителей и храмов: в Белоруссии 1564 православных священника и 414 католических ксендза, в Гродненской же области – 209 священников и 188 ксендзов; в Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костела, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костелов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костелов. Таким образом, совершенно очевидно и то, что Гродненская область в конфессиональном отношении исключительна, и то, что это важный духовный центр белорусского Православия.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре
Жировицкая икона

Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии.

Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (то есть казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возник поселок.

Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков.

Случилось так, что около 1520 года церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 году Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами.

В 1596 году в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 году православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре
Внутреннее убранство свято-Успенского собора

По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси.

В 1613 году монастырь и его храмы стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации.

А что же знаменитый образ Божией Матери? Он по-прежнему был главной святыней обители, к которой приходили многочисленные паломники. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 году закрыли стеклом.

В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 году Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право.

В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества.

Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор.

Воссоединение Жировичей с Россией состоялось только в 1795 году – после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.

14 июля 1839 года наконец произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали православные клирики и прихожане: митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием.

Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители.

В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги».

Решением Синода в 1845 году кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре
Минская духовная семинария

В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.

В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария.

Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария.

жировичи гостиница при монастыре. Смотреть фото жировичи гостиница при монастыре. Смотреть картинку жировичи гостиница при монастыре. Картинка про жировичи гостиница при монастыре. Фото жировичи гостиница при монастыре
Часовня в честь Княгини Ольги возле купели

Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.

Сейчас монастырь, академия и семинария возрождены и восстановлены. К Успенскому собору примыкает Никольская церковь (сюда зимой переносят Жировицкий образ Божией Матери). Действуют и другие храмы обители. И радостно и отрадно от того, что Жировичский монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения.

Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарем Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы). А есть еще источник в урочище Викня (в 2 километрах от монастыря), источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой.

Интересно, что в советский период источник под Успенским собором пытались засыпать грунтом, но вода все равно нашла выход, и источник вновь забил. И последнее мне кажется очень символичным, потому что Жировичи, как и святой источник Успенского собора, пронесли через века свет Православия, возродившись после трудных времен униатского владычества и советского атеизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *