жировичи монастырь где находится какая область
Свято-Успенский Жировичский монастырь (Жыровіцкі манастыр)
Автобус | Слоним-Жировичи |
Автострада | По Брестской трассе М1 до Барановичей. За Барановичами будет указатель на Слоним. Далее дорога P99. Примерно через 40 км будет поворот на М11. Отсюда ехать еще 4 км до указателя на Жирановичи. |
Стены Свято-Успенского Жировичского монастыря считаются помещением мужского ставропигиального монастыря, который находится в небольшой деревушке Жировичи. Эта постройка считается достаточно крупным и важным православным центром всей страны, помимо духовной составляющей, здесь также часто бывают туристы, ведь внешний вид постройки позволяет ей быть одним из важнейших памятников истории и архитектуры.
Возникновение самого монастыря окутано тайной, многие считают, что он появился на том месте, где много лет назад обнаружили Жировицкую икону Божией Матери. Постройка долго считалась обыкновенным православным монастырем, потом он немного изменился, им начал заправлять орден базилиан. В начале 1655 года конструкция практически полностью сгорела, но со временем монастырь восстановили.
Монастырь состоит из 4 храмов и еще нескольких небольших построек:
Именно чудотворную икону, которая изображает Деву Марию, считают главной святыней данного монастыря. Икона является достаточно небольшой, среди других аналогичных, которые люди почитают во всем мире. Молитвы возле иконы проходят практически каждое утро, в ней участвует акафист, который и занимается проведением молебна.
Здесь можно увидеть частички мощей различных святых, таких как:
Помимо них, здесь также находятся определенные останки других людей, которые много сделали для христианства и церкви в целом.
ЖИРОВИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Жировицкий Успенский монастырь, 25 сентября 2010. Фотография Алексея Друпова с сайта sobory.ru |
Мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в д. Жировичи, ставропигия Белорусской Православной Церкви в черте Новогрудской епархии
Главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни – иконы Жировицкой Божьей Матери.
История
Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы в 1470 году. После сооружения на месте обретения иконы деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.
Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Около 1520 года случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона, после чего она была чудесно обретена второй раз.
Впоследствии в Жировичах образовался монастырь, впервые он упоминается в документах в 1587 году.
Униатский монастырь
В период борьбы за православную веру по требованию Виленского трибунала в 1609 году в Жировичах была принята уния, а с 1613 года монастырь перешёл в руки ордена базилианцев. Поскольку в монастыре оставалась чудотворная икона, почитаемая народом, он продолжал оставаться центром духовной жизни края.
На месте сгоревшей церкви в 1613 году был заложен каменный собор Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и по сегодняшний день.
В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировицкий монастырь был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, который писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали. и воевали сентября по 1-е число» [1]. Вероятно, вскоре монастырь был восстановлен, иначе созыв в нем в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность свящ. Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить монастырь.
В начале XVIII в. в связи с Северной войной Речь Посполитая оказалась разделенной на враждующие группировки сторонников Швеции и России. Во время боевых действий базилиане вывозили ценное имущество Жировицкого монастыря вглубь Польши. Монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию.
В 1710 г. в Белоруссии и Литве отмечены вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Тогда же в Жировичах умерло несколько сот униатских монахов, по преданию, в живых остался только один иеромонах. Умерших во время эпидемии хоронили не только на кладбище, но и на территории монастыря, и на монастырских огородах.
После 1710 г. монастырь возродился, строились новый братский корпус, ограда и др. помещения.
В XVII-XVIII вв. Жировицкий монастырь был значительным книжным центром. В 1636 г. василианская конгрегация постановила ежегодно покупать для его библиотеки книги. Церковный регент Гилярион Скрозинский пожертвовал на эти цели 3500 золотых. В нач. XIX в. в монастырь поступили книги брестских иезуитов и василиан. В обители переписывались книги, существовала небольшая типография. В монастырской библиотеке хранилось большое собрание церковнославянских, старобелорусских, польских, латинских рукописных и печатных книг. В XIX в. часть библиотечного и архивного собрания Ж. м. была вывезена в Россию еп. Павлом (Доброхотовым), др. часть была передана в Виленскую публичную библиотеку. Эти фонды сохранились в собрании Российской БАН (С.-Петербург) и БАН Литвы (Вильнюс).
В 1795 году в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 году в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным.
В 1820-х гг. в обители началась подготовка к воссоединению западнорусских униатов с Православной Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апреля 1828 г. в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в мон-ре была открыта (вместо начального училища) греко-католическая духовная семинария, ректором которой стал Антоний (Зубко), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в православную Литовскую духовную семинарию с низшим духовным училищем.
Воссоединение с Православной Церковью
В 1830-х гг. началось «очищение» обряда униатов от католических наслоений, в храмах Жировицкого монастыря, как и во всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину православной Церкви. 12 феврале 1839 г. Собор униатского духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литов. униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко), архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской церкви и прот. Плакид Янковский в кладбищенской Георгиевской церкви.
В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовского архиепископа.
С 1845 г. в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну в Жировичах оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище при нем.
Возглавлявший монастырь в течение 30 лет (с 1852) архим. Николай (Редутто) осуществил капитальный ремонт и перестройку монастырского комплекса. После его обращения в декабре 1865 г. к благотворителям Российской империи Жировицкий монастырь получил значительные пожертвования. К 1867 г. монастырь был перестроен, здания освятили соответственно русской правосл. традиции. Во второй половине XIX в. увеличилось количество паломников в к чудотворному Жировицкому образу и к целебному источнику под алтарем Успенского собора, на месте явления иконы.
В связи с приближением русско-германского фронта в 1915 г. Жировицкий монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, Жировицкая икона Божией Матери была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в монастыре насельник монах Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период немецкой оккупации 1915-1918 гг. здания монастыря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. монастырей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах.
Польский период
После заключения советско-польск. Рижского мирного договора с марта 1921 г. Жировицкий монастырь находился в составе Польши. Реквизированные польскими властями некоторые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе.
В 1920-х гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировицкий монастырь, сорвали планы его закрытия. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм.
Немецкая оккупация
С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР, но с первых дней Великой Отечественной войны Жировицкий монастырь оказался на оккупированной территории. Немецкие воинские части и комендатура заняли территорию Жировицкого монастыря, расстреляв несколько монахов, но благодаря вмешательству архиеп. Пантелеимона (Рожновского) и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из монастыря. Явленская церковь, использовавшаяся фашистами в качестве склада боеприпасов, также была очищена и возвращена обители.
Советский период
В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Жировицком монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию.
В 1963 г. располагавшаяся в монастыре семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу.
В 1989 году семинария была возрождена.
Современный этап
Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания, хозяйственные постройки, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку. В монастыре подвизаются 32 человека монашествующей братии (по состоянию на 31 декабря 2006 года), в том числе – один епископ, три архимандрита, четыре игумена, пять иеромонахов, три иеродиакона, четыре монаха, три инока и девять послушников.
Архитектура
Монастырский комплекс имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля – Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. На юго-востоке от собора – Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – вертикальная доминанта ансамбля.
Святыни
Храмы
Священноархимандриты
Настоятели, наместники
Использованные материалы
[1] Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мiнск, 1994. Т. 2. С. 197
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют саму суть ее православной жизни.
Свято-Успенский монастырь |
Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи – небольшой поселок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. В Белоруссии зарегистрировано 1509 православных религиозных общин и 470 католических, при этом в Гродненской области – 186 православных общин и 170 католических. Сходную картину увидим, если сравним число православных и католических священнослужителей и храмов: в Белоруссии 1564 православных священника и 414 католических ксендза, в Гродненской же области – 209 священников и 188 ксендзов; в Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костела, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костелов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костелов. Таким образом, совершенно очевидно и то, что Гродненская область в конфессиональном отношении исключительна, и то, что это важный духовный центр белорусского Православия.
|
Жировицкая икона |
Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии.
Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (то есть казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возник поселок.
Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков.
Случилось так, что около 1520 года церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 году Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами.
В 1596 году в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 году православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря.
|
Внутреннее убранство свято-Успенского собора |
По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси.
В 1613 году монастырь и его храмы стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации.
А что же знаменитый образ Божией Матери? Он по-прежнему был главной святыней обители, к которой приходили многочисленные паломники. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 году закрыли стеклом.
В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 году Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право.
В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества.
Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.
В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор.
Воссоединение Жировичей с Россией состоялось только в 1795 году – после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.
14 июля 1839 года наконец произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали православные клирики и прихожане: митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием.
Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители.
В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги».
Решением Синода в 1845 году кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы.
Минская духовная семинария |
В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.
В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария.
Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария.
Часовня в честь Княгини Ольги возле купели |
Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.
Сейчас монастырь, академия и семинария возрождены и восстановлены. К Успенскому собору примыкает Никольская церковь (сюда зимой переносят Жировицкий образ Божией Матери). Действуют и другие храмы обители. И радостно и отрадно от того, что Жировичский монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения.
Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарем Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы). А есть еще источник в урочище Викня (в 2 километрах от монастыря), источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой.
Интересно, что в советский период источник под Успенским собором пытались засыпать грунтом, но вода все равно нашла выход, и источник вновь забил. И последнее мне кажется очень символичным, потому что Жировичи, как и святой источник Успенского собора, пронесли через века свет Православия, возродившись после трудных времен униатского владычества и советского атеизма.
Свято-Успенский Жировичский монастырь
В Беларуси есть много храмов, монастырей, один из которых Жировичская обитель. Он входит в число ста наиболее известных, почитаемых святынь в мире. Имеет древнюю историю и славен своим необычайным происхождением, святынями, в нем находящимися, и свершающимися чудесами.
История основания
Неспешной жизнью живет поселок Жировичи. Он находится в Слонимском районе Гродненской области, на западе Беларуси. Здесь расположен один из крупнейших мужских монастырей страны, — Свято-Успенская обитель. Она находится примерно в 220 км от города Минска и в 5 км от города Слонима.
В 15-м веке в этих местах располагалось имение литовского князя Александра Солтона. В легенде говорится, что однажды его пастухи увидели необычайной красоты и силы сияние, изливавшееся от дикой груши. А на ней маленький образок Божьей Матери. С благоговением доставили чудесную находку своему хозяину. Он спрятал ее и тут же забыл о происшедшем, но на завтра чудотворная иконка вновь оказалась на своем прежнем месте, в листве дикой груши.
Другие православные храмы Беларуси:
Солтон, пораженный случившимся чудом, решил построить на святом месте деревянную церковь и назвать ее в честь Пресвятой Богородицы. Ныне здесь уже возвышается каменный Успенский собор. В нем хранится святыня — Жировичская икона Божьей Матери. Это нерукотворный образ из яшмы, овальной формы 5 на 6 см. На нем изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом.
Важно! Это одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. Она хранится в особом киоте, в главном иконостасе Успенского собора. Ее точную копию можно видеть в нижнем храме во имя Николая Чудотворца.
С начала 16-го века пишется история жировичского монастыря. И изначально это была православная обитель. Но в начале 17-го столетия монастырь перешел к греко-католической церкви. Находился в ее введение до 1839 года. Обитель была возвращена исконной церкви и стала первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Слава о жировичской иконе не угасает и по сей день.
Во время 1-й мировой войны в 1915 году святыню перевезли в Москву в собор Василия Блаженного. А в январе 1922 года, стараниями жировичского архимандрита Тихона, икона вновь была возвращена в Жировичи. Он тайно вез ее в баночке с вареньем. Не смотря на гонения со стороны польских и советских властей в 20-70-е гг. паломничество к иконе не прекращалось.
Архитектура и убранство
Архитектурный ансамбль монастыря датируется 17-18-м столетиями. Его доминантой является Успенский собор. Есть еще Явленская церковь, Крестовоздвиженской храм, другие постройки.
Свято-Успенский собор
Свято-Успенский собор, центр и глава всего монастыря, начал строиться примерно в начале 17-го столетия и к его середине возведение храма было завершено. Фундатором, или как модно сейчас говорить спонсором строительства, стал Иван Мелешко, владелец Жирович и каштелян Смоленский.
Работы по внутренней отделке собора финансировал сам канцлер Лев Сапега. Высота главного монастырского храма около сорока метров, а длина — 55 м. В его архитектуре и убранстве переплетаются такие стили как барокко и классицизм. Присутствуют также черты базиличного церковного зодчества.
Согласно данным из достоверных источников, собор был основательно разрушен войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году. Потом неоднократно реконструировался, перестраивался заново. Процесс этот был завершен к 1867 году. Первая мировая война также оставила свой разрушительный след на внешнем облике монастырского собора. Но уже в ВОВ ни одна постройка монастыря не пострадала от артобстрелов и бомбардировок с неба.
Под собором ранее находились подвальные помещения, в которых в 17-18 вв. осуществлялись братские захоронения. Здесь же были упокоены и многие известные люди. В первой половине 19-го века подвалы были замурованы, а почивших монахов стали хоронить на братском кладбище.
Успенский собор освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он имеет два боковых придела:
Собор возводился во время преобладания в храмовом зодчестве Беларуси стиля барокко.
Не смотря на многочисленные реконструкции и внешние изменения, Свято-Успенский собор сохранил свое первоначальное внутреннее убранство. Иконостас храма носит на себе черты барочной манеры исполнения. Сразу бросаются в глаза иконы апостолов. Центральный же образ — Спас Вседержитель украшен серебряным окладом. Росписи на столбах и стенах имеют более позднее происхождение и выполнены уже в послевоенное время.
Колокольня
Святой источник
Помимо монастырских служб почитается паломниками, местными жителями источник, проистекающий в 2 км от монастыря, в урочище Викня. Когда-то там была небольшая часовня, выстроенная в честь Успения Божьей Матери. Безбожной, советской властью она была уничтожена (1939 г.). Здесь, как и на любом святом источнике, принято не только набрать с собой воды, но и обязательно самому целиком погрузиться в очищающую купель.
Вообще, целебных источников в Жировичах несколько. Еще один из наиболее посещаемых можно обнаружить на проезде от Слонима мимо Жировичей в сторону Бытени. Место это настолько популярно среди слонимчан и гостей здешних мест, что не то что паломники, но и обычные путники здесь останавливаются целыми автобусами и устраивают себе «духовный привал».
Современная деятельность обители
Жизнь монастыря не протекает неким абстрагированным от всего остального мира образом. В общепринятых традициях православия Свято-Успенская обитель в Жировичах ведет и весьма ощутимое просветительское делание. В меру сил и возможностей здесь функционирует полноценное издательство.
Совершенно простые на первый взгляд, строго, но со вкусом оформленные, выполненные на обычной газетной бумаге, богословско-литературные и художественные листки стали, говоря современным языком, стали самым настоящим, узнаваемым брендом монастыря.
Ещё интересные статьи о православии:
Сегодня популярны они настолько, что их можно обнаружить едва ли не в каждом белорусском доме. Их передают из рук в руки как сувенир или подарок родным, близким в память о паломнической поездке в Жировичи.
Иногда, обнаруживая такой листок где-то у себя в стопке книг, мы с удовольствием перечитываем его, мысленно вновь и вновь возвращаясь в Жировичи, обещая приехать сюда снова при первой же удобной возможности.
Семинария и история ее появления
Жировичскую обитель возглавляет архиепископ Гурий. Он также является ректором духовной семинарии. Она расположена в Жировичском монастыре. У этой духовной школы сложилась долгая история.
В 1828 году здесь открыли униатскую духовную семинарию. Через одиннадцать лет семинария стала православной. В середине 19-го столетия семинарию перевели в Вильно, а в Жировичах открыли духовное училище. Но оно просуществовало недолго, в первые годы советской власти его закрыли. После ВОВ здесь начали действовать епархиальные богословско-пастырские курсы. В 1947 году их преобразовали в семинарию. Для обучающихся построили новое трехэтажное здание.
С началом хрущевских гонений на церковь прием абитуриентов был сильно ограничен. Но в конце 80-х гг. семинария вновь получила право набирать нужное число семинаристов. В 1991 году был присвоен статус высшего учебного заведения и введен пятилетний срок обучения для студентов.
Одна из прославленных фамилий, связанных с жировичской духовной семинарией, архимандрит Антоний Мельников, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский. В 1956 году он был назначен наместником Жировичской обители и ректором духовной семинарии. Ему приходилось решать сложные проблемы, связанные с возобновлением антицерковных настроений.
Он тактично отвечал на претензии советской власти, дипломатично реагировал на клевету, умело находил выходы из сложных ситуаций. Даже тогда, когда с помощью милицейского оцепления абитуриентов не пускали в семинарию на вступительные экзамены, — были непростые времена. Современные семинаристы имеют все необходимое для полноценной учебы и укрепления своего здоровья.
Реабилитационный центр
Вот уже который год широко отмечает свой день рождения созданный в 2011 году по благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, архиепископа Новогрудского и Лидского, наместника Свято-Успенского жировичского ставропигиального мужского монастыря, православно ориентированный центр реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис».
Здесь нацелены на оказание духовной, психологической помощи и социальной адаптации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков. Свою работу центр строит на основе 12-ти шаговой программы анонимных алкоголиков. Основной целью его деятельности является возвратить человека, имеющего алкогольную или наркотическую зависимость, к полноценной жизни без спиртного и наркосодержащих препаратов.
Богослужения
Жировичский мужской монастырь — не музейная достопримечательность. Это известный центр православия. Красота его выражается не только в каменном строительстве, но прежде всего в душах людей, поэтому здесь всегда многолюдно.
Ранняя литургия в соборе начинается в 6-00, поздняя — в 9-00. В это время внутренний интерьер храма освещается только свечами. В будни на вечернее богослужение в соборе собирается много прихожан. Среди молящихся немало паломников. Каждый вечер после богослужения монахи обители с Богородичной иконой совершают крестный ход по всей территории монастыря.
Основные праздники в обители
Монастырь считается ставропигиальным и непосредственно подчиняется экзарху Беларуси. В жировичской обители, как и в любом другом монастыре, храме, есть дни особых служб:
Как добраться
Из г. Гродно необходимо любым транспортом, будь то поезд или автобус, добраться до Г. Слонима. Дальше все намного проще. Отсюда ходит много пригородных автобусов, маршруток до п. Жировичи. Есть прямые рейсы от Минска.