жировичская икона божьей матери история
Жировичская икона божьей матери история
Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.
Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.
Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.
Около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения и деревянный храм. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара исчезла чудотворная икона; все поиски ее на пепелище не имели успеха. Прошло время, и в один из дней после занятий в школе дети забрались на ближайшую горку. Внезапно на огромном камне они увидели Божию Матерь в небесном сиянии. В руках Пресвятой Девы была икона, которую напрасно искали на месте пожарища. С радостью побежали дети в селение, где поведали священнику и родителям о видении. Священник с народом поспешил к указанному месту; не сподобившись лицезреть Деву Марию, они к великому своему утешению обрели на камне чудотворную икону. Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери. Камень, на котором дети видели Богородицу и где была обретена икона, тогда же огородили.
На месте сгоревшего вскоре построили новый храм, куда и поместили святыню. Одновременно внук Солтана Иван Александрович начал строительство новой большой каменной церкви.
В то время строителями и фундаторами церквей и монастырей обычно бывали знатные и богатые люди Литовского государства, которые считали построенные ими храмы своей собственностью и часто распоряжались их судьбой по собственному усмотрению. К концу жизни Иван Солтан перешел в протестантство, и возведение храма было приостановлено. Завершилось строительство в начале XVII века, престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне этот храм носит название Явленского.
Явленская церковь. Современный вид
В 1587 году правнук боярина Солтана Ярослав Иванович продал часть Жировичского имения своему брату Ивану Ивановичу. В купчей крепости говорится, кроме всего прочего: «…и с половицею монастыря церкви Жировицкия, накладом церковным, также и с подданными монастырскими…».
Многие несчастья обрушились на монастырь в начале XVII века. Разорившийся Иван Солтан заложил Жировичское имение кобринскому шляхтичу Ицхаку Михелевичу; затем владение перешло его вдове Эстери и сыну Михелю. В этот период насельники монастыря временно покинули обитель, не желая быть под их началом. Православная иерархия и духовенство были в Польско-Литовском государстве в столь тяжком положении с середины XVI столетия, не имея возможности защитить обитель.
После объединения Литвы с Польшей в 1386 году, вследствие женитьбы князя Литовского Ягайлы на польской королеве Ядвиге, в Западном крае началось насильственное насаждение католицизма, а затем униатства. Ягайло, приняв католичество, дал обязательство привести под власть папы всех своих подданных как в Литве, так и в принадлежавших ему частях Белой и Малой Руси.
В 1605 году мстиславский каштелян Иван Мелешко выкупил Жировичское имение и монастырь у Эстери Михелевич, руководствуясь, судя по некоторым источникам, прежде всего материальной заинтересованностью. Подпав под влияние настоятеля соседнего базилианского монастыря в Бытене Иосафата Кунцевича, Мелешко принял униатство и пожертвовал Жировичи вместе с церковью и чудотворной иконой Иосафату — одному из активнейших деятелей униатства, прозванному за свою жестокость «душехватом» и убитому жителями Витебска, доведенными им до отчаяния. Мелешко вчерне закончил строительство большой каменной церкви, а также построил дом для братии.
Уния, как известно, была подписана 6 октября 1596 года на Брестском Соборе, несмотря на полное нежелание и несочувствие ей со стороны православного населения. Жировичский монастырь оставался православным до 1609 года, когда после решения трибунального суда настоятель монастыря был отправлен в Вильно, где и подписал признание власти римского ставленника – митрополита Ипатия (Потея). Вскоре в Жировичах появились униатские монахи, а в 1613 году Иосафат Кунцевич был назначен настоятелем Жировичского монастыря.
Жировичская икона Божией Матери входит в список ста самых значимых православных образов мира
Чудотворная реликвия
Белорусская иконопись уникальна. Она сочетает в себе западные и восточные традиции, местную технику и европейские веяния в искусстве. Поэтому наши иконы привлекают внимание не только верующих, но и искусствоведов со всего мира. Стоит вспомнить хотя бы выставку древнебелорусской иконописи в Ватикане в 2016 году, которая произвела там настоящую сенсацию. Кроме того, вокруг известных белорусских икон ходит немало легенд об их чудодейственных свойствах, недаром поклониться им ежегодно приходят тысячи паломников, в том числе из-за рубежа. Наши иконы — своеобразный бренд страны, полный загадок и чудес. Проект «Иконы Беларуси» расскажет о самых известных из них, о наших иконописцах и реставраторах предметов сакрального искусства.
Сияние на груше
…На улице стояла весна 1470 года. Дети-пастушки, играя в лесу, заметили между веток груши необычное свечение. Заинтересовавшись, подошли ближе и увидели на дереве. иконку овальной формы, вырезанную на камне. На ней была изображена Богородица с младенцем Иисусом. Это было необычное для Великого Княжества Литовского барельефное изображение, что впоследствии дало повод говорить о ее древнем либо вовсе нерукотворном происхождении.
Детишки взяли святыню и отнесли хозяину — боярину Александру Солтану. Тот спрятал икону в ларец. Позже, принимая гостей, он решил похвастаться перед ними необычной находкой. Открыл ларец, но иконы там не обнаружил. Через какое-то время ее снова увидели пастушки. На том же месте, что и в первый раз. Послушные дети снова отнесли икону Солтану. Тот, поняв, что икона чудотворная, дал обещание построить на месте ее явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Однако в XVI веке церковь сгорела, несмотря на усилия местных жителей потушить пожар и спасти икону.
Прихожане были уверены, что потеряли икону навсегда. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели чудное явление: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне и держала в руках икону, которую считали потерянной. Ребятишки поспешили рассказать об увиденном родным и знакомым. Когда взрослые вместе со священником пришли к камню, то увидели на нем целую и невредимую икону Божией Матери Жировичской. Скоро в Жировичах был построен новый каменный храм, а при нем и монастырь.
Место паломничества
Перед иконой все равны
Эхо чудес Жировичской иконы распространилось далеко за пределы белорусской земли. И дошло даже до Рима. Дело в том, что в 1609 году православный Жировичский монастырь стал униатским, икона Божией Матери начала почитаться греко- и римско-католической церквами. В 1726 году постановлением папского капитула было решено «возложить на главу Богомладенца Иисуса и Богородицы Девы в г. Жировицах золотые короны». Состоялось торжество в сентябре 1730 года. И это была первая коронация папскими коронами иконы Божией Матери на территории современной Беларуси.
В первой половине XIX столетия Жировичский монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Однако любовь к Жировичской иконе не угасла и со стороны католиков и униатов.
Сейчас чудотворный образ хранится в серебряно-позолоченном киоте в иконостасе главного храма православного Жировичского монастыря Свято-Успенского собора в Слонимском районе. И ему по доброй традиции идут поклониться христиане всех конфессий не только из Беларуси, но и из Украины, России, стран Балтии, Польши, Чехии… Потому что для Матери все дети равны.
ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ
…от неизвестной болезни
Валентина, г. Новогрудок, исцеленный младенец Александра».
«6 марта 2016 года. Я, раб Божий Игорь, хочу засвидетельствовать чудо, которое произошло со мною 5 марта 2016 года. Молясь Пресвятой Богородице (икона «Жировичская») об исцелении ранее поврежденного глаза (контузия левого глаза, в результате чего он был частично ограничен в движении), я почувствовал, как будто внутри глаза произошел разрыв «спайки». После этого глаз снова стал свободно двигаться. Слава Тебе, Боже и Матерь Божия!»
«30 января 2016 года. Я, раба Божия Елена, всем сердцем благодарю Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, в ее иконе именуемую «Жировичская». В 2009 году мне поставили страшный диагноз спайки маточных труб и вынесли приговор: «Вы никогда не сможете иметь детей. У вас нет ни одного шанса». Мы вместе с мужем молились, приложились к иконе, окунулись в источнике, и в следующим месяце я уже оказалась беременной. Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Пресвятая Богородица!
Икона Жировицкая Божия Матерь
ИКОНА «ЖИРОВИЦКАЯ» – В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СЛАВЯНСКАЯ СВЯТЫНЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ РОССИЮ И БЕЛАРУСЬ
Самая чистая и прекрасная духом из людей всех времен была и остается Божия Матерь, Дева Мария. Множество икон Ее написано в течение веков, и каждая из них, которая имеет отдельное название, является чудотворной.Такие образы имеют особую историю и значение, благодать помощи в особых сложных жизненных ситуациях. Чаще всего Богородица изображается с Богомладенцем Христом на руках.
Икона Божией Матери Жировицкая не только прославилась своими чудесами и помощью людям, но и стала одной из самых известных славянских святынь. Она была обретена в Беларуси, но молятся ей и россияне, и украинцы. Пожалуй, православные из стран всего мира побывали в Свято-Успенском Жировичском монастыре, что находится на месте обретения чудотворного образа. Название и икона, и обитель получили от местности, где впервые явилась икона — деревни Жировичи под Минском.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖИРОВИЦКОЙ И ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА
Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский – Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип – это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры – то есть позировала для икон Сама Богоматерь – и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.
Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.
На иконе Жировицкой Божией Матери Небесная Владычица изображена обнимающей и прижимающей к себе Младенца Христа. Такая поза называется иконографическим типом «Умиление» или «Милостивая». Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать.
Правая рука Божией Матери указывает на Младенца: она кажется прижатой к груди, но это не так. Получается, что икона имеет элементы еще одного иконописного типа – Одигитрия. Это редкость. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Богородица являет людям Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. Этот Путь нужно пройти, чтобы достичь спасения.
Первые живописные списки красками с оригинального образа, выполненного в камне, известны с начала XVII века. Их также легко узнать, поскольку существует три оригинальных варианта. Все они имеют в основе изображение Богородицы, заключенное в овал:
Списки с иконы Жировичской Божией Матери (или репродукцию иконы) можно также узнать по тому, как ножки Младенца Христа опираются на левую руку Богородицы (обычно на иконе Он сидит на левой руке, опираясь на правую). Ножки Младенца обнажены до колен.
Сам маленький Христос изображен в обычной для малышей позе: Он крепко обнимает Маму, хватаясь за ее одежду. Одежды Христа имеют светлый цвет. Длинная туника охряного или золотистого цвета, в которую одет Христос — знак приятия Самим Богом человеческой природы, а золотые нити ассиста на ней – символ Божественных энергий, то есть Иисус также остался и Богом по природе.
ИСТОРИЯ ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНЫ
Образ Пресвятой Богородицы явился людям чудесным образом. В 1470 году около деревне Жировицы, принадлежавшей православному литовскому вельможе Александру Солтану (земли нынешней Беларуси относились тогда к Великому Княжеству Литовскому) пастухи нашли в листве грушевого дерева сияющую икону с ликом Девы Марии. Они отдали икону хозяину земель, который отнесся с рассказу о чудесном явлении скептически, но спрятал образ в ларец. Следующим утром к Александру пришли гости, он решил показать им найденную святыню, однако не нашел ее в ларце. Тем временем пастухи вновь обрели ее на том же дереве.
Так вельможа был вразумлен Богородицей. Он построил на месте явления деревянный храм, вокруг которого вскоре образовалось селены и приход. В 1520 году эта церковь полностью сгорела. На месте пожарища чудотворную икону найти не смогли, но она явилась удивительным образом через некоторое время. Шедшие из школы деревенские дети увидели сидящую на камне рядом с пожарищем сияющую светом Девушку с иконой в руках. Возможно, это был Ангел Божий или Сама Пресвятая Богородица. Испугавшись незнакомки, ребята прибежали домой и рассказали об увиденном родителям. Крестьяне же, придя, увидели стоящую на камне рядом с горящей свечой Жировичскую икону. Для нее был выстроен новый каменный храм, который дал начало монастырю. Очевидно, первыми монахами его были местные жители.
Вскоре после обретения икона уже начала источать чудеса, свидетельства о которых дошли до нас через века.
ХРИСТИАНСКАЯ СВЯТЫНЯ
Жировицкий образ почитается в обеих христианских Церквях, распространенных на белорусских землях: Православной и Католической.
В XVII веке монастырь в Жировичах после интриг и свойственных униатам непростых методов храм перешел в их ведение. Храм, где она пребывала, почти пустовал, люди не шли сюда. Однако в это время в Риме нашли копию Жировичского образа в фресковой технике (изображении на стене). Сами католики были вразумлены Богородицей и стали почитать Ее чудотворный образ. С римской фрески сделали список и отослали в Жировичи. Таким образом в Жировичах остались две почитаемые иконы.
В 1839 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а с ним и чудотворная икона. Это был первый монастырь белорусских земель, где в то время начались православные богослужения после длительного насильственного господства католичества и униатства.
Во время Первой Мировой войны 1914 года чудотворную Жировицкую икону возили для поклонения верующих в Москву. С 1920-х годов она остается в Свято-Успенском соборе Жировицкой обители. К образу и по сей день приходят униаты, католики и православные верующие люди. Главное – просить Божию Матерь о помощи искренне, не забывать о благодарности.
Сегодня в монастырских стенах бьют несколько целебных источников, водой от которых люди умываются, пьют ее и выздоравливают скорее, чем при пребывании в любом санатории.
Почитаются как святыни и частицы камня, на котором Богородицу видели дети вовремя второго явления иконы после пожара.
ЧУДЕСА ОТ ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Многие свидетельства о чудесах от Жировицкого образа дошли до наших дней. Известно, что Жировицкий образ имеет особую благодать помощи в исцелениях всех болезней.
Вот некоторые чудеса по молитвам к Богородице перед святым образом:
Дне памяти иконы Божией Матери Целительница – 20 мая. Это великое торжество в Успенском Жировицком монастыре; сюда съезжаются паломники со всего мира, богослужения совершает сонм архиереев во главе с главой Белорусской Церкви – митрополитом Минским.
В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти образа Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы иконе Целительница: тропари и кондаки. Икона выносится на середину храма (в каждом православном храме также в этот день в центре будет пребывать список с Жировицкой иконы). В обители совершается крестный ход с ликом Пресвятой Девы, поется молебен с акафистом.
Краткие молитвы Богородице перед иконой Жировицкой можно читать онлайн или наизусть в любое время, особенно рекомендуется молитва о здравии, в болезни:
Перед святой иконой Твоей, Владычица, молящиеся исцеления получают, веры истинной познание обретают, отражают нашествия чужеземцев. И нам, Тебя просящим о милости, оставление грехов у Господа испроси, мыслями благочестивыми сердца наши просвети, к Сыну Твоему вознеси истинную молитву о спасении душ наших.
Не отвернись, Царица Небесная, от Помощи у Тебя просящих, и милосердия бездну покажи нам, приходящим к целебной иконе Твоей. Печали наши житейские успокой, Щедрая на помощь, и от тяжестей жизненных нас к радости небесной приведи: Тебя Одну имеем мы надеждой и утверждением веры, милости источником, покровом и спасением наших душ.
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Богородица помогает всем верующим людям, вне зависимости от конфессии. Благодать Ее по молитве перед Жировицкой иконой простирается на каждого человека, молящегося искренне, с просьбой о благом деле и о помощи в беде:
КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ
Молитву Пресвятой Богородице перед Жировицкой иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
«О Милосердная Госпожа наша, Дева Богородица! Как грешными губами прикоснусь к святыне Твоей, какими словами расскажу о щедрости Твоей, проявляемой к людям всем: ведь никто, пришедший к Тебе, не уходил без помощи и не услышанным Тобою.
С юности я ищу помощи и заступничества Твоего, и никогда я не был лишен милосердия Твоего. Видишь, о Госпожа, скорби сердца моего и раны души моей знаешь. И сейчас, коленопреклоненно стоя пред Пречистым Твоим образом чудотворным, приношу Тебе мои молитвы. Не оставь меня без всесильного ходатайства Твоего в день скорби моей, и в день печали будь Сама мне Заступницей.
От потока слез моих не отвернись, Владычица, и даруй радость сердцу моему. Убежищем и предстательством будь для меня, Милостивая Дева, и светом Твоим ум мой просвети. Не только о себе прошу Тебя, но и обо всех людях, приходящих к Твоей помощи.
Церковь Православную Сына Твоего в благодати чистой веры соблюди, и огради ее от зла и козней, и наветов вражьих, от дьявола, впадающего на нее.
Архипастырям нашим подай помощь Твою в апостольском и миссионерском служении, сохрани их здоровыми, в долгих летах, верно управляющими Церковью и дарующим слово истины Господней. Священникам попроси у Бога и Сына Твоего старание и заботу о душах данного им Самим Господом им стада людского, дух разума и благоговения, чистоты и правды Божией Сама им даруй. Попроси также, о Владычица, у Господа, Властителя Небесных Сил и земли всей, да подаст земным властям и правителям городов и стран мудрость и силу, судьям правду и нелицемерие, всем приходящим к Тебе дух целомудрия, смирения, терпения и любви. Прошу и еще Тебя, о Милосердная Богородица, покрой страну нашу силой Твоей благодати, избавь ее от стихий разрушительных, бед, нашествия иных стран, гражданских войн, чтобы все жители ее в любви и мире пребывали, проживали жизнь тихую и спокойную, унаследовать блага вечных селений Небесных молитвами Твоими, да сможем все мы вместе с Тобой прославлять Бога на небесах вечно. Аминь».
Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!
Жировичская икона божьей матери история
Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.
Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.
Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.
Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.
Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.
Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.
На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.
Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения. Многие так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой, другие же посвящали себя служению Богу.
История монастыря
В XVI веке владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. При этом храме возник православный мужской монастырь.
В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.
В XVI веке владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. При этом храме возник православный мужской монастырь.
В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.
Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смертельным недугом. Призванные врачи не оказали помощи. Больная обратилась в полном убеждении веры со слезной молитвой к Божией Матери Жировичской. И вот умирающая видит во сне Богородицу, приказывающую ей отправиться в Жировичи. Между тем, к страданиям несчастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее просьбе родители повезли умирающую дочь в Жировичи, но по дороге она скончалась. Безутешные родители привезли в Жировичи тело дочери для погребения. Когда над трехдневным трупом начали совершать чин погребения, умершая внезапно поднялась из гроба, поспешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала изливать свое сердце в благодарной молитве. Потом вслух всем она рассказала, что Матерь Божия подошла к ее гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала оставшиеся дни жизни посвятить в сане инокини Богу. Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и постриглась в Пинском девичьем монастыре святой великомученицы Варвары [1]. Грамотой короля Стефана Батория 10 марта 1580 года была возведена в сан настоятельницы монастыря, где скончалась в старости.
[1] Ныне Пинский Свято-Варваринский женский монастырь Пинской епархии Белорусской Православной Церкви.
Некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима в Жировичи, со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божия Матерь, в шутливом тоне говорил своей жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?». Затем облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором явственно заметно было изображение длани и пальцев Богоматери, немедленно почувствовал сильную боль в своих руках и, снявши перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы усохшими. В течение семи дней болезнь приняла опасное направление и не поддавалась лечению. Из ложного стыда, зная причину такой страшной болезни, он ни перед кем не сознался в своей вине, но сама жена его вспомнила кощунственное поведение своего мужа в Жировичах, и он же, сознав свой тяжкий грех, снова отправляется, уже пешком, из Слонима в Жировичи. Долго со слезами молился у камня Пречистой Богоматери, отслужил заказную Литургию, снова с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил совершенное выздоровление. А на память об этом повесили на стене в церкви изваяние руки, сделанное из воска. Об этом теперь сам заявил, переселившись из Слонима ближе к Жировичам – в имение Шиловичи.
Одна христианка – кальвинка, ближайшая родственница помещика Езерского из Волковыского уезда – старого, больного глазами, будучи в Жировичах, более из любопытства нежели по религиозному влечению души, проходя мимо сего камня, не только насмехалась, но, как свойственно всем еретикам, оскорбляла святые иконы церковные и, стоя у камня, произносила разные бесстыдные слова, наконец села на камне и, положив на нем свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». Сказав эти слова, сейчас же познала на себе страшный гнев Божий: рука ее тотчас же покрылась струпьями, опухла, и несчастная, не сознав своей вины (тоже из ложного стыда), в ужасных угрызениях совести отошла на тот свет.
Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смертельным недугом. Призванные врачи не оказали помощи. Больная обратилась в полном убеждении веры со слезной молитвой к Божией Матери Жировичской. И вот умирающая видит во сне Богородицу, приказывающую ей отправиться в Жировичи. Между тем, к страданиям несчастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее просьбе родители повезли умирающую дочь в Жировичи, но по дороге она скончалась. Безутешные родители привезли в Жировичи тело дочери для погребения. Когда над трехдневным трупом начали совершать чин погребения, умершая внезапно поднялась из гроба, поспешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала изливать свое сердце в благодарной молитве. Потом вслух всем она рассказала, что Матерь Божия подошла к ее гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала оставшиеся дни жизни посвятить в сане инокини Богу. Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и постриглась в Пинском девичьем монастыре святой великомученицы Варвары [1]. Грамотой короля Стефана Батория 10 марта 1580 года была возведена в сан настоятельницы монастыря, где скончалась в старости.
[1] Ныне Пинский Свято-Варваринский женский монастырь Пинской епархии Белорусской Православной Церкви.
Некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима в Жировичи, со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божия Матерь, в шутливом тоне говорил своей жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?». Затем облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором явственно заметно было изображение длани и пальцев Богоматери, немедленно почувствовал сильную боль в своих руках и, снявши перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы усохшими. В течение семи дней болезнь приняла опасное направление и не поддавалась лечению. Из ложного стыда, зная причину такой страшной болезни, он ни перед кем не сознался в своей вине, но сама жена его вспомнила кощунственное поведение своего мужа в Жировичах, и он же, сознав свой тяжкий грех, снова отправляется, уже пешком, из Слонима в Жировичи. Долго со слезами молился у камня Пречистой Богоматери, отслужил заказную Литургию, снова с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил совершенное выздоровление. А на память об этом повесили на стене в церкви изваяние руки, сделанное из воска. Об этом теперь сам заявил, переселившись из Слонима ближе к Жировичам – в имение Шиловичи.
Одна христианка – кальвинка, ближайшая родственница помещика Езерского из Волковыского уезда – старого, больного глазами, будучи в Жировичах, более из любопытства нежели по религиозному влечению души, проходя мимо сего камня, не только насмехалась, но, как свойственно всем еретикам, оскорбляла святые иконы церковные и, стоя у камня, произносила разные бесстыдные слова, наконец села на камне и, положив на нем свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». Сказав эти слова, сейчас же познала на себе страшный гнев Божий: рука ее тотчас же покрылась струпьями, опухла, и несчастная, не сознав своей вины (тоже из ложного стыда), в ужасных угрызениях совести отошла на тот свет.