жировицкая икона божией матери оригинал
Икона Божией Матери «Жировицкая»
Икона Божией Матери «Жировицкая» явилась в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского края. В лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру Солтону, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли Александру Солтону, который не придал особого значения сообщению пастухов, но икону все-таки взял и запер в ларец.
На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им находку. К своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце, хотя незадолго до этого видел ее. Через некоторое время пастухи снова обрели икону на том же месте и опять отнесли ее Александру Солтону. На этот раз он отнесся к иконе с большим благоговением и дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1520 года храм совершенно сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все думали, что она погибла. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери, нисколько не пострадавшая от огня. На время икону поставили в доме священника, а камень был огорожен. Когда построили каменный храм, туда поставили чудотворную икону.
Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1609 году монастырь был захвачен униатами и находился в их руках до 1839 года. Все это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием и униатов, и католиков. В 1839 году монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного Богослужения в западнорусском крае.
Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 20-х годов она была возвращена в обитель. Ныне она находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за ее благодатную помощь.
Икона Пресвятой Богородицы «Жировицкая»
Чудотворный список обладает достаточным почетом в христианском мире и считается символом божественного исцеления и наставления на истинный путь. Верующие находят в образе Божией Матери помощь в избавлении от самых страшных недугов.
На месте чудесного появления святыни образован Жировицкий храм, а 20 мая празднуется день этого списка.
История появления образа
Образ появился в 1470 г. около деревни Жировичи, что в Белоруссии.
Маленькие пастушки, гуляя в лесу, узрели необычайно яркий свет, излучаемый сквозь крону грушевого дерева. Когда они приблизились, перед очами детей предстала Жировицкая икона Божией Матери. Ребята благоговейно взяли святыню и передали её своему хозяину по фамилии Солтан, который запер образ в ларец. На другой день иконы не было обнаружено. Через время список был найден в том же лесу, а хозяин окрестности дал клятву соорудить на месте появления монастырь в честь Пресвятой Девы Марии.
Что важно знать о православии:
Месторасположение и особенности иконографии
Сегодня святыня находится в белорусском Успенском соборе. На территории мужского монастыря располагаются открытые целебные источники, где православные черпают воду для очищения тел и сознания. Духовенство отмечает святость камней, на которых обнаруживались образы Богородицы.
Паломничество к святому изображению не прекращается в течение нескольких веков.
Важно! Празднование в честь славного образа ежегодно проводится 20 мая. В этот день число верующих прихожан у монастыря достигает большого количества. Священнослужители каждый год устраивают торжественный ход с иконою, молебнами и песнопениями.
Святыня имеет небольшие размеры и овальную форму с малым сужением кверху, вырезана на полудрагоценной яшме. На списке изображена Божья Матерь и Младенец Иисус. Яшма имеет смесь зеленых и темно-красных оттенков, что создает оптическое впечатление охры. Эта святыня подвергалась реставрации и была склеена при помощи воска. На образе существовала надпись, прославляющая ангелов, но не сохранилась.
Жировицкая икона — единственная среди белорусских списков, которая выполнялась на камне в плоском рельефе. Святыню относят к типу «Умиление» (Елеуса), который передает идею божественного заступничества.
На заметку! В 2013 г. белорусскими учеными была сделана голографическая копия этой святыни. Работы начались с разрешения авторитетных епископов Свято-Успенского монастыря деревни Жировичи.
Исцеления перед святыней
С XVIII века по наши дни было написано множество трудов, характеризующих чудодейственную деятельность списка. В изданиях находятся искусствоведческие труды и богословские рассуждения. Авторы описывают большое количество случаев божественного исцеления перед образом Богородицы.
Читайте о других иконах:
Молитвы святому изображению Жировицкой иконы Божией Матери неоднократно помогали избавиться от бесплодия, победить хронические недуги и исправить врожденные аномалии.
Значение Жировицкой иконы Божией Матери для всего христианского мира очень велико. Чудесным образом появившись в лесу перед двумя пастушками, она обрела Небесную славу и божественным образом исцеляла уже отчаявшихся людей от страшных недугов.
Сегодня большое количество народа стекается к месту нахождения списка, чтобы получить благословение и попросить о здравии для окружения.
Икона Жировицкая Божия Матерь
ИКОНА «ЖИРОВИЦКАЯ» – В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СЛАВЯНСКАЯ СВЯТЫНЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ РОССИЮ И БЕЛАРУСЬ
Самая чистая и прекрасная духом из людей всех времен была и остается Божия Матерь, Дева Мария. Множество икон Ее написано в течение веков, и каждая из них, которая имеет отдельное название, является чудотворной.Такие образы имеют особую историю и значение, благодать помощи в особых сложных жизненных ситуациях. Чаще всего Богородица изображается с Богомладенцем Христом на руках.
Икона Божией Матери Жировицкая не только прославилась своими чудесами и помощью людям, но и стала одной из самых известных славянских святынь. Она была обретена в Беларуси, но молятся ей и россияне, и украинцы. Пожалуй, православные из стран всего мира побывали в Свято-Успенском Жировичском монастыре, что находится на месте обретения чудотворного образа. Название и икона, и обитель получили от местности, где впервые явилась икона — деревни Жировичи под Минском.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖИРОВИЦКОЙ И ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА
Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский – Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип – это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры – то есть позировала для икон Сама Богоматерь – и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.
Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.
На иконе Жировицкой Божией Матери Небесная Владычица изображена обнимающей и прижимающей к себе Младенца Христа. Такая поза называется иконографическим типом «Умиление» или «Милостивая». Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать.
Правая рука Божией Матери указывает на Младенца: она кажется прижатой к груди, но это не так. Получается, что икона имеет элементы еще одного иконописного типа – Одигитрия. Это редкость. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Богородица являет людям Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. Этот Путь нужно пройти, чтобы достичь спасения.
Первые живописные списки красками с оригинального образа, выполненного в камне, известны с начала XVII века. Их также легко узнать, поскольку существует три оригинальных варианта. Все они имеют в основе изображение Богородицы, заключенное в овал:
Списки с иконы Жировичской Божией Матери (или репродукцию иконы) можно также узнать по тому, как ножки Младенца Христа опираются на левую руку Богородицы (обычно на иконе Он сидит на левой руке, опираясь на правую). Ножки Младенца обнажены до колен.
Сам маленький Христос изображен в обычной для малышей позе: Он крепко обнимает Маму, хватаясь за ее одежду. Одежды Христа имеют светлый цвет. Длинная туника охряного или золотистого цвета, в которую одет Христос — знак приятия Самим Богом человеческой природы, а золотые нити ассиста на ней – символ Божественных энергий, то есть Иисус также остался и Богом по природе.
ИСТОРИЯ ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНЫ
Образ Пресвятой Богородицы явился людям чудесным образом. В 1470 году около деревне Жировицы, принадлежавшей православному литовскому вельможе Александру Солтану (земли нынешней Беларуси относились тогда к Великому Княжеству Литовскому) пастухи нашли в листве грушевого дерева сияющую икону с ликом Девы Марии. Они отдали икону хозяину земель, который отнесся с рассказу о чудесном явлении скептически, но спрятал образ в ларец. Следующим утром к Александру пришли гости, он решил показать им найденную святыню, однако не нашел ее в ларце. Тем временем пастухи вновь обрели ее на том же дереве.
Так вельможа был вразумлен Богородицей. Он построил на месте явления деревянный храм, вокруг которого вскоре образовалось селены и приход. В 1520 году эта церковь полностью сгорела. На месте пожарища чудотворную икону найти не смогли, но она явилась удивительным образом через некоторое время. Шедшие из школы деревенские дети увидели сидящую на камне рядом с пожарищем сияющую светом Девушку с иконой в руках. Возможно, это был Ангел Божий или Сама Пресвятая Богородица. Испугавшись незнакомки, ребята прибежали домой и рассказали об увиденном родителям. Крестьяне же, придя, увидели стоящую на камне рядом с горящей свечой Жировичскую икону. Для нее был выстроен новый каменный храм, который дал начало монастырю. Очевидно, первыми монахами его были местные жители.
Вскоре после обретения икона уже начала источать чудеса, свидетельства о которых дошли до нас через века.
ХРИСТИАНСКАЯ СВЯТЫНЯ
Жировицкий образ почитается в обеих христианских Церквях, распространенных на белорусских землях: Православной и Католической.
В XVII веке монастырь в Жировичах после интриг и свойственных униатам непростых методов храм перешел в их ведение. Храм, где она пребывала, почти пустовал, люди не шли сюда. Однако в это время в Риме нашли копию Жировичского образа в фресковой технике (изображении на стене). Сами католики были вразумлены Богородицей и стали почитать Ее чудотворный образ. С римской фрески сделали список и отослали в Жировичи. Таким образом в Жировичах остались две почитаемые иконы.
В 1839 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а с ним и чудотворная икона. Это был первый монастырь белорусских земель, где в то время начались православные богослужения после длительного насильственного господства католичества и униатства.
Во время Первой Мировой войны 1914 года чудотворную Жировицкую икону возили для поклонения верующих в Москву. С 1920-х годов она остается в Свято-Успенском соборе Жировицкой обители. К образу и по сей день приходят униаты, католики и православные верующие люди. Главное – просить Божию Матерь о помощи искренне, не забывать о благодарности.
Сегодня в монастырских стенах бьют несколько целебных источников, водой от которых люди умываются, пьют ее и выздоравливают скорее, чем при пребывании в любом санатории.
Почитаются как святыни и частицы камня, на котором Богородицу видели дети вовремя второго явления иконы после пожара.
ЧУДЕСА ОТ ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Многие свидетельства о чудесах от Жировицкого образа дошли до наших дней. Известно, что Жировицкий образ имеет особую благодать помощи в исцелениях всех болезней.
Вот некоторые чудеса по молитвам к Богородице перед святым образом:
Дне памяти иконы Божией Матери Целительница – 20 мая. Это великое торжество в Успенском Жировицком монастыре; сюда съезжаются паломники со всего мира, богослужения совершает сонм архиереев во главе с главой Белорусской Церкви – митрополитом Минским.
В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти образа Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы иконе Целительница: тропари и кондаки. Икона выносится на середину храма (в каждом православном храме также в этот день в центре будет пребывать список с Жировицкой иконы). В обители совершается крестный ход с ликом Пресвятой Девы, поется молебен с акафистом.
Краткие молитвы Богородице перед иконой Жировицкой можно читать онлайн или наизусть в любое время, особенно рекомендуется молитва о здравии, в болезни:
Перед святой иконой Твоей, Владычица, молящиеся исцеления получают, веры истинной познание обретают, отражают нашествия чужеземцев. И нам, Тебя просящим о милости, оставление грехов у Господа испроси, мыслями благочестивыми сердца наши просвети, к Сыну Твоему вознеси истинную молитву о спасении душ наших.
Не отвернись, Царица Небесная, от Помощи у Тебя просящих, и милосердия бездну покажи нам, приходящим к целебной иконе Твоей. Печали наши житейские успокой, Щедрая на помощь, и от тяжестей жизненных нас к радости небесной приведи: Тебя Одну имеем мы надеждой и утверждением веры, милости источником, покровом и спасением наших душ.
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Богородица помогает всем верующим людям, вне зависимости от конфессии. Благодать Ее по молитве перед Жировицкой иконой простирается на каждого человека, молящегося искренне, с просьбой о благом деле и о помощи в беде:
КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ
Молитву Пресвятой Богородице перед Жировицкой иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
«О Милосердная Госпожа наша, Дева Богородица! Как грешными губами прикоснусь к святыне Твоей, какими словами расскажу о щедрости Твоей, проявляемой к людям всем: ведь никто, пришедший к Тебе, не уходил без помощи и не услышанным Тобою.
С юности я ищу помощи и заступничества Твоего, и никогда я не был лишен милосердия Твоего. Видишь, о Госпожа, скорби сердца моего и раны души моей знаешь. И сейчас, коленопреклоненно стоя пред Пречистым Твоим образом чудотворным, приношу Тебе мои молитвы. Не оставь меня без всесильного ходатайства Твоего в день скорби моей, и в день печали будь Сама мне Заступницей.
От потока слез моих не отвернись, Владычица, и даруй радость сердцу моему. Убежищем и предстательством будь для меня, Милостивая Дева, и светом Твоим ум мой просвети. Не только о себе прошу Тебя, но и обо всех людях, приходящих к Твоей помощи.
Церковь Православную Сына Твоего в благодати чистой веры соблюди, и огради ее от зла и козней, и наветов вражьих, от дьявола, впадающего на нее.
Архипастырям нашим подай помощь Твою в апостольском и миссионерском служении, сохрани их здоровыми, в долгих летах, верно управляющими Церковью и дарующим слово истины Господней. Священникам попроси у Бога и Сына Твоего старание и заботу о душах данного им Самим Господом им стада людского, дух разума и благоговения, чистоты и правды Божией Сама им даруй. Попроси также, о Владычица, у Господа, Властителя Небесных Сил и земли всей, да подаст земным властям и правителям городов и стран мудрость и силу, судьям правду и нелицемерие, всем приходящим к Тебе дух целомудрия, смирения, терпения и любви. Прошу и еще Тебя, о Милосердная Богородица, покрой страну нашу силой Твоей благодати, избавь ее от стихий разрушительных, бед, нашествия иных стран, гражданских войн, чтобы все жители ее в любви и мире пребывали, проживали жизнь тихую и спокойную, унаследовать блага вечных селений Небесных молитвами Твоими, да сможем все мы вместе с Тобой прославлять Бога на небесах вечно. Аминь».
Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
[Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами.
Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) ( Borowik. 1622), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение.
В одной из рукописных версий «Гистории» иером. Феодосия (Боровика), опубликованной П. Н. Жуковичем ( Жукович. 1912), явление Ж. и. отнесено к кон. XV в., ко времени правления вел. кн. Литовского Казимира IV. В источниках XVII-XVIII вв. явление Ж. и. относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведенная в публикации каноника И. Нарди ( Nardi. 1728), закрепилась в изданиях XIX-XX вв. Однако исторически наиболее достоверна предложенная в XVIII в. польск. историком И. Стебельским дата события 1494 г.; отождествление основателя правосл. церкви в Жировичах с личностью земского подскарбия Александра Юрьевича, родоначальника белорус. шляхетской династии Солтанов, совершившего паломничество в Палестину и служившего при дворах европ. монархов, не имеет достаточных оснований. Имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» († ок. 1495), к-рый построил в Жировичах церковь. Ее существование подтверждается копией документа 1516 г., хранящейся в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: 1560. С. 252),- жалобы сына Ивашки Солтана Александровича, Александра, на жену своего опекуна Литавора Хрептовича; среди имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы церкви в Жировичах. Высказывалось мнение ( Mironowicz. 1991), что явление Ж. и. произошло в 1514 г., подобные гипотезы выдвигались со 2-й пол. XIX в. на основе несостоятельных попыток отождествления личности Александра Солтана с еп. Иосифом (Солтаном), бывшим в 1509-1519 гг. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (в Вильно), к-рый в действительности принадлежал к другому роду.
Сказание повествует, что спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь в Жировичах сгорела, а чудотворная икона исчезла. Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Ж. и. и горевшую перед ней свечу. Камень, на к-ром, по преданию, произошло обретение после пожара Ж. и., имеет углубление, напоминающее след стопы и ладони. Полагали, что частички камня, названного «Стопа Богородицы», обладают целебными свойствами, помогают роженицам. В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769).
Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» ( Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г.
В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп. Бенедикт (Война), смоленский и мстиславский каштелян Иван Мелешко и Дорота Войнянка, сестра Раины. Их свидетельства занесены в дела королевской канцелярии, Раина Войнянка была утверждена королевским указом игуменией православного пинского Варваринского монастыря. Многочисленные случаи исцелений от Ж. и. были записаны в XVII-XIX вв., фиксируются они и в настоящее время.
В 1-й пол. XVII в. Ж. и. была хорошо известна в среде верующих. Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. вел. канцлер литов. Лев Сапега в числе богатых даров мон-рю пожертвовал и драгоценные украшения для Ж. и.
Полагали, что заступничеством Ж. и., вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский мон-рь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время русско-польск. войны (1654-1667).
Сведения о Ж. и. включены в сборник архиеп. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» и в изданную в Мюнхене в этот период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католич. мира, в к-рой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божией Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии А. Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Ж. и. в православной Левобережной Украине, в России, в католич. Европе. В 1715-1716 гг. сведения о Ж. и. вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71 и ГИМ. Муз. 39).
В 1726 г. постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Ж. и., утверждено решение о ее коронации, которая состоялась 8 сент. 1730 г. В течение 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, в те дни причастились ок. 140 тыс. чел., при коронации присутствовало 38 тыс. верующих. По дороге из Слонима в Жировичи на средства магнатских фамилий Великого княжества Литовского, духовенства и мещан было установлено 7 триумфальных арок. Успенский храм декорировали 7 большими овальными живописными композициями с изображением чудес Ж. и. 2 золотые короны, изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII, возложил на икону униат. Киевский митр. Афанасий Шептицкий в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные с коронацией, взяла на себя кнг. Анна Радзивилл, мать папского посла, доставившего короны для Ж. и.
В 1839 г. Жировицкий мон-рь перешел к правосл. Церкви. Ж. и. находилась в это время в местном чине иконостаса Успенского собора, справа от царских врат. Среди чудес Ж. и., описанных в XIX в., особо отмечалось спасение Жировицкого мон-ря от пожаров 7 марта 1836 г., 3 нояб. 1854 г., 10 апр. 1863 г. Во 2-й пол. XIX в. были установлены службы Ж. и. с молебном Божией Матери, акафистом и коленопреклоненной молитвой 7 марта, 10 апр., 3 нояб. В воскресные дни и в дни, посвященные памяти Божией Матери, в мон-ре после вечерни соборно совершали акафистное служение перед Ж. и. Праздничные службы, посвященные Ж. и., проходят в дни Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Сретения, памяти вмч. Георгия, Рождества св. Иоанна Крестителя, Покрова. В XIX в. на Покров сходилось до 30 тыс. паломников из Минской, Гродненской, Ковенской, Виленской, Подольской губерний и Подляшья ( Ярашэвич. 2001).
С сер. 80-х гг. XX в. ежегодно 20 мая на поклонение чудотворному образу приходят тысячи паломников, им раздают воду из источника, у к-рого произошло явление Ж. и. (в наст. время источник выведен в склеп Успенского собора Жировицкого мон-ря). 20 мая 1994 г. торжественно праздновали 500-летие явления Ж. и. С тех пор этот праздник отмечается при совпадении с днями Вознесения Господня или отдания Пасхи. После поздней литургии образ износится крестным ходом из Успенского собора к Явленской ц., где под открытым небом совершается молебен с акафистом Божией Матери. С 2000 г. 7 марта, 10 апр. и 3 нояб. (дни спасения обители от пожаров) к рядовым службам добавляется канон перед Ж. и. и поется великое славословие (кроме случаев, когда 7 марта и 10 апр. совпадают с периодом Великого поста, со Страстной или Светлой седмицами). В нач. XXI в. восстановлен обычай обносить Ж. и. крестным ходом вокруг селения, как правило, это бывает 21 мая.
В теплое время года Ж. и. находится в местном чине иконостаса Успенского собора Жировицкого мон-ря, слева от царских врат. В день памяти Казанской иконы Божией Матери (4 нояб.) после соборного акафиста перед Ж. и. образ переносится в нижнюю Никольскую ц., под левый клирос, где пребывает зимой, на его место в Успенском храме ставится копия в киоте, которая была выполнена из змеевика по размеру оригинала в 1994 г. свящ. Андреем Льяновым. В ризнице мон-ря находится живописная копия Ж. и. XIX в. в окладе XVII в. (предположительно времени коронации иконы). Более 30 лет с сер. 50-х гг. XX в. звездообразный ковчег с Ж. и. располагался в Никольском храме на ветвях дерева (смонтировано семинаристами под рук. иером. Иоанна (Снычёва) (впосл. митрополит С.-Петербургский и Ладожский)); сейчас он помещается в деревянном резном киоте.
Чудотворная Ж. и. (5,7×4,1×0,8 см) подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем дан в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху, оборот иконы гладкий. Яшма оттенков зеленого и темно-красного, или гематитового (пурпурного), цветов, оптическое смешение к-рых создает впечатление охристого цвета. Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на Ж. и. сильно стерто, сглажено. В наст. время оно трудноразличимо: прочитываются лишь общий контур и нек-рые детали. Икона подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, она была склеена воском, его следы, видимые по линии стыка сколов, ошибочно принимали за 3-й оттенок цвета яшмы ( Kulczynski. 1732). На поверхности камня видны следы термической деструкции кварцевых зерен. Надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую», замеченная в XVII в. и вошедшая в иконографию Ж. и., на этом образе не сохранилась. Возможно, она размещалась на ободке утраченного металлического обрамления Ж. и. Несмотря на необычную овальную форму, Ж. и. типологически соотносима с произведениями белорус. мелкой пластики XIII-XV вв.: каменными и резными по кости иконками, созданными под влиянием визант. традиции в Полоцке, Турове, Новогрудке, Минске, Гродно (Городне). К их числу принадлежит и более поздняя каменная Леснинская чудотворная икона Божией Матери.
Ж. и. относится к иконографическому типу «Умиление», к изводу, наиболее близкому к иконографии Феодоровской иконы Божией Матери; по сравнению с ними письмо Ж. и. отличает большая экспрессия в передаче движения фигур. Богоматерь, представленная почти поколенно с Младенцем Христом на правой руке, держит левую руку у груди, Ее непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к головке Сына. Младенец в коротком хитоне, к-рый оставляет открытыми согнутые колени, прильнул к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; угадывается крещатый рисунок нимба Младенца, динамичные складки на мафории Божией Матери; различимы традиц. греч. буквы в обозначении Их имен.
В 1713-1714 гг. Г. П. Тепчегорским была выполнена гравюра Ж. и., это изображение стало 1-м среди воспроизведений Ж. и. в составе гравюр и живописных икон свода чудотворных образов Божией Матери, созданных в России в кон. XVIII-XIX в.
В 1871 г. в Москве А. Морозовым была отпечатана литография, на которой изображение Ж. и. обрамлено по овалу венком цветов. Оно стало основой для мн. живописных списков и цветных печатных воспроизведений Ж. и. в наст. время (напр., икона в манере рус. академической иконописи XIX в. в Софрино, исполненная по заказу архим. Стефана (Корзуна; ныне архиепископ Пинский и Лунинецкий)). На них мафорий Богоматери традиц. для восточнохрист. иконописи цвета (пурпурно-красный, коричневый), может быть написан золотом или иметь белый цвет. Совр. белорусские иконописцы привносят в свои интерпретации извода Ж. и. иконографические черты образов «Богоматерь Феодоровская» и «Богоматерь Владимирская», изображают Младенца в длинном золотисто-красном хитоне, покрытом лучами ассиста. Таковы икона письма архим. Зинона (Теодора) в Жировицком мон-ре, списки Ж. и. в храмах Минска, Белостока, др. городов и сел Белоруссии и Польши.
С нач. 90-х гг. XX в. в честь Ж. и. освящены церкви и часовни в Витебске при доме инвалидов, в г. Берёзовка Гродненской обл., в дер. Лапичи Осиповичского р-на Могилёвской обл. (Белорусский Экзархат).
О существовании чинопоследований в честь Ж. и. в униат. период сведений нет. Ныне поется тропарь Ж. и. «Помощи от Тебе требующия. », восходит к 1-й четв. ХХ в. Его начальные слова ориентированы на 1-й тропарь 8-й песни молебного канона 8-го гласа «Многими содержимь напастьми. », тропарь поется на 2-й глас. Особый тропарь («Пред святою Твоею иконою. ») полностью повторяет тропарь Почаевской иконе Божией Матери и, как полагают, введен в употребление архим. Тихоном (Шараповым) в нач. 20-х гг. XX в., когда почитание Почаевской иконы стало доминировать среди правосл. населения Польши. По отношению к Ж. и. этот тропарь имеет нек-рую несообразность (упоминание об «агарянских нашествиях»). Величание Ж. и. составлено по образцу величания Почаевской иконе Божией Матери. Начальные слова кондака 4-го гласа «Величия Твоя кто исповесть. » повторяют седален по 3-й песни канона из службы чудотворной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», которая была составлена в нач. ХIX в. архим. Фотием (Спасским). Нек-рые части службы Ж. и. уподоблены текстам службы иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Автором большинства богослужебных текстов в честь Ж. и. и акафиста ей считают прот. Константина Зноско. К церковному употреблению их благословил митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) в кон. 20-х гг. XX в. Служба в честь явления Ж. и., текст к-рой вошел в богослужебные Минеи Московской Патриархии, отредактирована в сер. 80-х гг. XX в., при митр. Филарете (Вахромееве).
Ж. и. посвящены стихотворные произведения, богословские, филологические, краеведческие и искусствоведческие исследования.