житие апостола иуды брата господня

Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти

Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт 4044 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:

– Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.

Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.

Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1–25 ).

Кроме название Иуда Иаковлев, Апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем. Название эти даны Апостолу Иуде не без причины, а именно: слово «Леввей» значит: «сердечен». По отношению к Апостолу Иуде, это название будет означать, что он – Иуда, после соделанных им по неведению, прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.

Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит: «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого Апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана 4045 два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.

Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедывал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это краткое послание заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной – плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, – советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома ( Иуд.1:7 ).

Кроме того в своем послании святой Апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на страшный суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства ( Иуд. 1:6 ). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию ( Иуд. 1:5 ). Так, Апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.

Тропарь, глас 1:

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:

Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Ин кондак, глас 2:

Твердым умом избран ученик ты явился еси, и столп необоримь церкве Христовы: языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино божество: от негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающым к тебе, Апостоле Иудо всехвальне.

От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию – жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, – месяц декабрь, 25-го числа

Святой Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола – 23 октября.

Впрочем некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Лк. 6:16 и в Деян. 1:13 ) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:18–21 ); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» ( Иоан. 14:22 ). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он – не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, – таинственное общение Его с верующими ( Ин.14:23 ).

Блаженный Феофилакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.

Император римский Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.

Никифор Каллист – греческий историк 14 века, оставивший нам «Историю Церкви».

Сему Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса – город в Месопотамии.

Память сего св. Апостола Фаддея – 21 августа, а также и 4 января

Св. ап. Иуда скончался около 80 г. по Р. Хр. – По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелою; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армянскому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апостолом Варфоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, – ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. арх. Сергия, т. 2-й, зам. под 19-м июня).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

12. Св. апостол Иуда Иаковлев

Св. апостол Иуда происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Саломии, и имел от нее четырех сыновей и несколько дочерей. Один из сыновей его был Иуда, впоследствии ученик Христов. Христос, как сын Девы Марии, обрученной Иосифу, был как бы сыном его ( Лк.3:23, 2:48 ; Мф.13:55 ), и сыновья Иосифа были как бы братьями Христа ( Мф.13:55 ; ср. Ин.2:12, 7:3, 5, 10 ; Мк.3:31–32 ; Лк.8:19–20 ). Так Иуда считался самым близким родственником Господа. Сначала он не веровал, в Господа ( Ин.7:5 ), но потом уверовал в Него и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов Иуда был также причтен к лику этих избранных учеников Христовых ( Лк.6:16 ; Мк.3:18 ). Апостол Иуда имел несколько названий. Называли его Иуда Иаковлев( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), Леввей ( Мф.10:3 ), Фаддей ( Мк.3:18 ; Мф.10:3 ). Вот смысл этих названий. Название Иаковлев, т. е. брат Иакова, как и сам он называет себя в своем послании ( Иуд.1:1 ), название это Иуда получил потому, что считал себя недостойным именоваться братом Господним, подобно тому, как именовался брат его Иаков ( Гал.1:19 ). Это сознание своего недостоинства происходило в Иуде оттого, что он сначала согрешил пред Христом неверием и небратолюбием. Неизвестно, по какой причине; быть может, по зависти, которая так обыкновенна между близкими, Иуда вместе с братьями не веровал во Христа ( Ин.7:5 ). К этому греху, во всяком случае – греху неведения, присоединился потом более тяжкий грех. Иосиф по возвращении из Египта, куда он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом от ярости Ирода ( Мф.2:13, 14 ), стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой Матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев и принял Христа в свою часть. Поэтому он после и назван был братом Господним. Иуда, сознав грехи свои против Христа, не осмеливался называться братом Господним», а получил название брата Иакова. Прозвание Леввей, данное апостолу Иуде, имеет три значения: «совокуплен», «сердечен», «львиный». Прилагая к Иуде это название, можно объяснить его так. Сознав прегрешения свои, соделанные против Христа, и познав, что Христос – истинный Мессия, Сын Божий, Иуда совокупился с Ним всем сердцем своим и с львиным мужеством подвизался за Христа. Данное еще апостолу Иуде название Фаддей значит: «хвалящий», «исповедующий», «молочные сосцы». Принимая во внимание значение слова «Фаддей», можно заключить, что Фаддеем назван потому, что, хваля и исповедуя Христа, Сына Божия, он, подобно женщине, питающей младенца молоком своей груди, питал апостольским учением младенцев по вере – христиан первоначальной Церкви. Можно думать, что об апостоле Иуде упоминается в книге Деяний апостольских, когда повествуется, что апостолы и пресвитеры со всею Церковию избрали из среды своей двух мужей – Иуду, называемого Варсавою, и Силу, и послали их на дело проповеди в Антиохию с Павлом и Варнавой ( Деян.15:22 ). Если этот Иуда есть апостол Иуда из 12, то он, значит, имел и еще название Варсавы. Слово «Варсава» значит «сын обращения», потому что раскаялся в своих прегрешениях пред Господом и обратился к Нему с полной верой и любовью.

Проходя различные страны и перенося везде труды и болезни, св. апостол Иуда пришел, наконец, в Армению. Ревностно проповедовал он здесь имя Христово, и множество неверующих привел ко Христу. Деятельность св. Иуды здесь была особенно ревностна и успешна, и потому армяне особенно чтут его и называют своим апостолом. В Армении св. апостол Иуда и запечатлел апостольское служение мученической смертью. Разгневанные на него за то, что, своей проповедью отвращает всех от идолопоклонства, идолослужители бросили его в темницу. Долго терзали св. апостола всякими муками, и он все мужественно переносил. Наконец, его возвели на гору Арарат, распяли на кресте и пронзили стрелами. Это было около 80 г. по Р.Х., 19 июня. В этот же день св. Церковь совершает празднество в честь св. апостола Иуды.

Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Источник

Краткое житие и служение Господу святого апостола Иуды Иаковлева

Жизнеописание святого Иуды

Детство и отрочество

Будущий апостол жил рядом с Господом Иисусом Христом, но уверовал в то, что именно Он ожидаемый Мессия не сразу.

О детских годах святого апостола особых сведений не сохранилось. Он родился в Галилее, в городе Назарете и происходил из царского рода царя Давида. Святой апостол Иуда – сын Праведного Иосифа Обручника, поэтому его называют братом Господа, иногда добавляя «по плоти». Господь Иисус Христос родился «от Духа Свята и Марии Девы», у Него нет земного отца. Хоть Праведному Иосифу обручили Пресвятую Богородицу, которою он хранил, он не является отцом по плоти Господа Иисуса Христа.

Когда Праведному Иосифу обручили Богородицу Марию, он был уже в преклонных летах и у него были взрослые дети. По преданию, когда Иосиф вернулся из Египта в город Назарет, то разделил между детьми свои земли, выделяя часть Сыну Пресвятой Богородицы. Дети Иосифа были против этого, и лишь Иаков – старший сын Иосифа, разделил свою долю с Господом. В дальнейшем святой апостол Иаков стал предстоятелем Иерусалимской Церкви и его называют братом Господа.

Служение Господу

Иуда не имел изначально твердой веры в то, что Иисус есть Христос. Об этом свидетельствует апостол Иоанн в Евангелии: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Впоследствии он стал Его учеником, но за свое изначальное маловерие он не смел называть себя братом Господа, а именовался братом Иакова, Иуда Иаковлев.

После предательства Иуды Искариота этого имени избегали. Потому Иуда Иаковлев был прозван Фаддеем, что переводится как «хвалить», ведь он восхвалял Бога и нес свою проповедь во многие страны. Это имя встречается в Евангелии от Матфея и от Марка. Иуда сопровождал Господа во время Его земного служения в числе ближайших 12 апостолов вплоть до ареста в Гефсимании.

Святой проповедовал Святое Евангелие в Иудее и Галилее, Самарии и Идумее, а позже в Аравии, Сирии, Месопотамии, дошедши до Эдессы. Сохранилась информация, что свое соборное послание апостол написал, пребывая в Персии. Оно содержит единственную главу из 25 стихов, и входит в Новый Завет. В нем ученик Христа кратко изложил догмат о Святой Троице, вочеловечении Бога Слова, об Ангелах и грядущем Страшном Суде.

Святой Иуда призывает людей хранить себя в чистоте, беречься ересей, обращать заблудших, молиться, пребывать в вере и любви. Как и апостол Иаков, святой Иуда подчеркивает недостаточность веры без дел, так как одного лишь обращения из язычества в христианство и принятия Святого Крещения недостаточно для спасения души. В чем может проявиться вера, если не в добрых делах? Послание предположительно было написано в 70-м году, примерно за 10 лет до мученической кончины автора.

житие апостола иуды брата господня. Смотреть фото житие апостола иуды брата господня. Смотреть картинку житие апостола иуды брата господня. Картинка про житие апостола иуды брата господня. Фото житие апостола иуды брата господня Святые Симон и Иуда Фаддей

Окончание земного пути

Святой Иуда много потрудился, проповедуя Евангелие и обращая язычников ко спасению, отвращая их от служения идолам. В итоге он прибыл в Армению, в Арарат и помог многим людям изменить свою жизнь, стать на путь благочестия и веры Господу. Однако были люди, которые противились истине и всячески пытались ее истребить. После того как местные языческие служители узнали, что там находится святой апостол, они решили схватить и умертвить его.

Обретение мощей святого

Место, где был похоронен ученик Господень, предположительно находится в горной местности в северо-западной части Ирана, на землях монастыря, который в настоящее время не действует. Лишь один раз в год в день памяти святого Фаддея здесь совершается служба, на которую собирается множество паломников.

Святые мощи находятся в православном храме Александра Невского в Княжьем озере, еще часть в Ватикане, в соборе Святого Петра. Части святых мощей хранятся в разных православных и еретических храмах.

Видео «Житие Иуды Иаковлева»

Из этого видеоролика можно узнать краткое жизнеописание святого апостола.

Почитание апостола Иуды

Ученик Господень подчеркивал в своем труде опасность стать вероотступником, а пример его мученической кончины стал образцом исповедания и хранения Православия для каждого православного христианина. Память святого совершается 2 июля и 13 июля по новому стилю. Иконы ученика Господа можно встретить во многих храмах.

Католики также почитают ученика Божия, ведь он стоит у истоков христианства. У православных и католиков ест общие святые, которые были прославлены Церковью до того, как произошла Великая Схизма, и Рим уклонился в ересь в 1054 году. Но католическое почитание искажено и неприемлемо для православных.

К святому прибегают с молитвой, прося заступничества перед Господом, а также уповая на покровительство в случае безнадежных дел и необходимости укрепления отчаявшихся. Искренне верующие люди не остаются без помощи Божией. Главное, чтобы просящий имел смиренное сердце и прощал обиды, как того хочет от нас Бог. Ученику Божию составлены тропари, кондаки и канон. Святитель Димитрий Ростовский составил два труда, рассказывающих об этом ученике Христа. Первый посвящен именно ему, второй – собору апостолов.

житие апостола иуды брата господня. Смотреть фото житие апостола иуды брата господня. Смотреть картинку житие апостола иуды брата господня. Картинка про житие апостола иуды брата господня. Фото житие апостола иуды брата господня У святого просят заступничества перед Господом

Молитва на каждый день апостолу Иуде Иаковлеву

О святой Иуда — Фаддей, что был достоин принадлежать к семье Спасителя, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа, прибегаю к Тебе через святое Сердце Иисуса, хочу приносить Богу славу за ласки, Тебе уделенной.
Упав на колени, прошу Тебя покорно через святое Сердце Иисуса, призри на меня милосердно, не презри моей смиренной просьбой, чтобы доверие не было колеблемо. Тебе Бог уделил ласки, что приходишь людям с помощью в безнадежных обстоятельствах.

О приди Ты мне с помощью, чтобы я мог (могла) милосердие Божие величать вовек веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

ИУДА, БРАТ ГОСПОДЕНЬ

житие апостола иуды брата господня. Смотреть фото житие апостола иуды брата господня. Смотреть картинку житие апостола иуды брата господня. Картинка про житие апостола иуды брата господня. Фото житие апостола иуды брата господня
Апостол Иуда

Иуда Фаддей, Иаковлев (+ ок. 80), апостол от 12, брат Господень.

Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда), не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14, 22), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало.

Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Согл. 1 Кор 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены имп. Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены [1].

Тропарь Иуде, брату Господню

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда, / священно восхваляем, / прелесть поправша и веру соблюдша. / Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Источник

«Помоги, Иуда!»

О брате Господнем, первом русском Патриархе и Чудотворце из Сан-Франциско

2 июля (19 июня по ст. стилю) Церковь чествует трех великих святых, чья память чудесным образом соединилась в воспоминаниях нашего постоянного автора.

«Покровитель безнадежных дел»

Апостол Иуда (дни памяти: 19 июня / 2 июля, 30 июня / 2 июля (Собор 12 апостолов))

житие апостола иуды брата господня. Смотреть фото житие апостола иуды брата господня. Смотреть картинку житие апостола иуды брата господня. Картинка про житие апостола иуды брата господня. Фото житие апостола иуды брата господня Апостол Иуда Фаддей, Иаковлев, брат Господень – Тебе бы надо свечку поставить апостолу Иуде.

– К. кому? Кому-кому?! – Совсем американцы эти ополоумели. Где я вообще живу? Бросать надо Бостон и валить куда глаза глядят.

– Да говорю же – Иуде. Покровителю безнадёжных дел. Таддеусу.

– Таддеусу! Придумают же. С Костюшко, наверное, спутали, – ворча, я уже спускалась по лестнице, не обращая внимания на огорчённое лицо подруги. – Иуда у них апостол. Дожили. Надо брату в Москву звонить, жаловаться.

Иду по залитому солнцем Бостону: ворчливая фигурка в чёрном на фоне сияющих проспектов. Иуда – апостол. Идиоты! Внимание отвлекает ковано-медная витрина магазина «Brooks Brothers», в которой выставлено белоснежное летнее платье с вишенками. Захожу. Протягиваю руку за вешалкой.

Совсем американцы эти ополоумели. Бросать надо Бостон и валить куда глаза глядят

– Вы не хотели бы сделать пожертвование на госпиталь Святого Иуды? – широко улыбается приветливая блондинка за кассой.

Тьфу ты. С ума они меня, что ли, все хотят свести? Набираю телефон брата и крайне мрачно начинаю жаловаться:

– Иуда. Апостол! Нет, ты представляешь, Тад-де-ус?

– Да какой Таддеус? Фаддей он по-русски. Иуда Фаддей.

Тогда и рассказал мне родной брат про брата Господня. Про то, что отцом его был святой Иосиф Обручник, а матерью, скорее всего, Саломия. Про то, что были у него самого жена, дети и внуки. А ещё – про горы Араратские, где апостол принял мученическую кончину.

– Апостол из 12-ти был человеком смиренным. Скромный, незаметный. А стал великим просветителем Армении. Проповедовал и в Персии, и в Иудее. Жаль, мало его знают. Всё из-за имени – до сих пор путают. В России нет, кажется, ни одного отдельного храма, ему посвященного (да, неспроста у моего брата в дипломе написано «учитель истории»). Хотя нет, есть один, католический. И ещё собор есть в Санкт-Петербурге. Только не в нашем Санкт-Петербурге, а в вашем, который во Флориде. У вас в Америке Иуду Фаддея почитают.

Судя по всему, Паша прав. Иначе зачем бы моей подруге Патрисии советовать мне ставить свечку апостолу с таким неудачным именем? Набираю номер.

– Патришка? – всем моим американским друзьям присвоены русифицированные имена. – Что это ты мне утром сегодня такое рассказывала? Апостол Иуда, свечка? Давай, в подробностях.

И рассказала мне «Патришка» – доктор Патрисия Ибезиако, профессор Гарвардской медицинской школы – про американское чудо апостола Иуды и про то, как он – покровитель безнадежных дел – через столетия после своего распятия в 72-м году в Великой Армении создал в городе Мемфисе, штат Теннесси, детский раковый госпиталь, равного которому нет в мире.

В конце 1930-х годов у молодого детройтского актёра Дэнни Томаса до того не складывалась карьера, что семью – жену с новорожденной дочкой – кормить было не на что. Когда в кармане у бедствующего актёра остались последние 7 долларов, он пошёл в церковь Апостолов Петра и Павла. Опустил все деньги в ящичек для пожертвований и упал на колени перед статуей «покровителя безнадёжных дел».

– Прости, святой Иуда, мы так не любим произносить твоё имя, что обращаемся к тебе с молитвой за помощью, когда все другие средства уже исчерпаны. Помоги мне найти место в жизни. Если есть у меня талант, помоги мне, а я построю тебе церковь.

На следующий день Дэнни Томас получил контракт. Потом его карьера пошла в гору, и он стал звездой американского телевидения, играя главные роли в добрых семейных фильмах, которые с тех пор снимать разучились. Но главное – он не забыл о своём обещании.

На этот госпиталь жертвуют по всей Америке: кто по 10 долларов, а кто по 10 миллионов

В 1962-м году был открыт основанный Дэнни Томасом детский госпиталь Святого Иуды. За несколько лет он превратился в крупнейший в мире центр по лечению онкологических заболеваний у детей. В нём лечат совершенно бесплатно – а это была мечта и цель благодарного актёра: использовать самое лучшее оборудование и новейшие научные открытия, оплачивая содержание семей приехавших на лечение маленьких пациентов. На этот госпиталь жертвуют по всей Америке: кто по 10 долларов, а кто по 10 миллионов.

Нет, жизнь наша – это, конечно, не сказка. Страдаем, болеем и умираем и мы, и близкие наши. Но от скал Тайгета, откуда сбрасывали в пропасть больных и слабых младенцев жестокие спартанцы, до госпиталя в штате Теннеси, где бесплатно выхаживают малышей с тяжелейшими болезнями, человечество прошло путь, воодушевленное христианством. Христос прошел по земле, «удручённый ношей крестной», а за Ним – понесли в мир апостолы, мученики и святители цветы Христова милосердия.

«Смотри, Государь, каково хорошо за правду стоять: и по смерти слава»

Святитель Иов (дни памяти: 5/18 апреля (перенесение мощей), 19 июня / 2 июля, 5/18 октября (московские святители))

житие апостола иуды брата господня. Смотреть фото житие апостола иуды брата господня. Смотреть картинку житие апостола иуды брата господня. Картинка про житие апостола иуды брата господня. Фото житие апостола иуды брата господня Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси В летнем небе отражаются васильки. Птицы поют, как в раю, и думается о счастье. В таком вот приподнято-радостном настроении и отправилась я пару лет назад в Старицу – небольшой старинный городок в Тверской области. Поехали мы туда с подругой почти случайно: там, говорят, красиво. Так красиво, что даже жестоковыйный Царь Иоанн Васильевич называл Старицу «Любим-Город». А ещё городок этот на Волге, и меня, детство своё проведшую в Самаре, потянуло посмотреть на русскую кормилицу-матушку у самых её истоков.

Собиралась гроза, и мы всю длинную дорогу думали в переливах дождя увидеть сказочный городок-музей с уютными средневековыми легендами и познавательными экскурсиями. А потом автобус наконец остановился, и на холме над Волгой ослепительно белокаменной и бесконечной грядой вырос Старицкий Свято-Успенский монастырь.

С первыми и страшными ударами грома, отраженными седыми могучими монастырскими стенами, все наши ленивые сказочно-уютные мечты рассеялись как дым. Какой городок-музей?!

Кровь, святость и страшная история Российской Смуты – вот что помнят эти стены

Кровь, святость и страшная история Российской Смуты – вот что помнят эти стены, и слышится в колокольном монастырском звоне величавая поступь первого Русского Патриарха.

Будущий святитель – в миру Иоанн из семьи посадских людей – родился здесь, в Старице, и отроком поступил в Свято-Успенский монастырь. Здесь же принял монашество с именем Иов, потом стал и игуменом.

Свято-Успенскому монастырю – дух захватывает – почти тысяча лет.

«. в 1110 году пришли на урочище Старый Бор два инока из Киевских пещер, Трифон и Никандр, и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Когда стоишь вдалеке, на высоком холме, то монастырские стены кажутся стаей белых лебедей, кружащихся над Волгой. Старица славится своим белоснежным известняком – «старицким мрамором». Из этого камня возвели не только Успенский собор и стены Свято-Успенского монастыря, а и множество церквей и крепостей по всей Руси Белокаменной.

Когда закончилось кровавое царствование Грозного, его сын – кроткий молитвенник, «ангел-Царь» Феодор Иоаннович – призвал Старицкого уроженца Иова, ставшего к тому времени архиепископом Ростовским, а потом и Митрополитом Московским – на новое великое служение. В 1589-м году прибыл в Москву из Царьграда Патриарх Константинопольский Иеремия учреждать на Руси патриаршество. Когда Иеремия спросил, на кого же падает выбор русского народа, Царь Феодор Иоаннович тихо сказал: «Вот он, наш заступник и молитвенник Иов».

«Вот он, наш заступник и молитвенник Иов»

Так обрело наше отечество своего первого Патриарха. Тяжкое судил ему Господь нести бремя. Пройдёт несколько лет, и во время страшной Российской Смуты будущий святитель окажется единственным архиереем Русской Православной Церкви, кто откажется признать Лжедмитрия: «Беглому чернецу Гришке Отрепьеву – анафема!» – вот что услышит от Патриарха самозванец.

«А тот страдник, расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком, Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. От смертной казни постригся в чернецы, и в Чудове монастыре во дьяконах, да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву».

Увы, русские люди не вняли голосу своего Патриарха и легко дали себя обмануть, хоть и увещевал святитель тех, «которые Государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием».

Убив законного наследника, храброго царевича Феодора, разъярённая толпа сторонников самозванца ворвалась во время литургии в главный храм Руси – Успенский собор. Они сорвали с Патриарха, молившегося перед образом Владимирской Божией Матери, архиерейское облачение и потащили святителя к месту казни – на Лобное место.

«Тогда бо соборной церкви клирики во все церковные двери выбегоша, вопль и крик в плачем сотвориша о Иове Патриархе, и моляще народ, бе бо опалилися от беснования».

Услышав крики и плач духовенства, озверевшая толпа побоялась казнить стоявшего за правду Патриарха. В простом монашеском облачении посадили его в телегу и отправили в ссылку в Старицу.

Лжедмитрий вскоре «подобрал» для Руси нового «патриарха» – Рязанского архиерея Игнатия, изменника и униата, признавшего самозванца одним из первых. Желая соблюсти видимость приличия, Лжедмитрий отправил Игнатия в Старицу просить благословения ссыльного Патриарха Иова. Бесстрашный святитель не только не дал своего благословения, а прогнал Игнатия со словами «по ватаге и атаман, а по овцам и пастырь». Так же хлёстко через 300 лет скажет и Патриарх нового русского Смутного времени святитель Тихон, когда прорвёт канализацию в только что выстроенном мавзолее Ленина: «По мощам и елей».

За отказ сотрудничать с поляками в Старице убьют сестру Патриарха – схимонахиню Пелагию. В 2002-м году во время обретения мощей местночтимой святой Тверской земли произошло чудо: сохранившийся фрагмент кожаного башмачка схимонахини Пелагии принял форму женской головы в монашеской скуфье.

Приложились мы с подругой к мощам схимонахини Пелагии в Успенском соборе Старицкого Свято-Успенского монастыря и пошли поклониться кенотафу святителя Иова. Пробиться оказалось трудно: кенотаф был окружен плотной стеной подростков обоего пола, напоминавших стаю галчат.

– Вас с экскурсией привезли?

– Да нет, – отмахивается рыжий вихрастый семиклассник, – это вас сюда привезли, а мы тут за Патриарха вообще давно топим.

«Мы тут за Патриарха вообще давно топим»

Что в переводе на взрослый язык означает: по благочестивой традиции местные школьники и студенты приходят к святителю Иову помолиться перед сдачей экзаменов.

На самом деле так делали ещё до революции воспитанники Старицкого духовного училища, посыпавшие песочком с надгробья великого Патриарха страницы учебников. Не порвать связь времён атеизмом, изменой и террором…

5 (18) апреля 1652 года, через 45 лет после мирной кончины в Свято-Успенском монастыре, мощи первого Русского Патриарха были торжественно перенесены из Старицу в Москву.

В слове «О принесении мощей в царствующий град Москву Иева, Патриарха Московскаго и всеа Русии чудотворца» Царь Алексей Михайлович писал:

«Нынешняго 160-го (1652) году принесли великого святителя Иева Патриарха мощи априлия в 5 день в понедельник шестые недели часы в оддачю денные в монастырь к Пречистой Богородицы Страстныя.

А встретили те ево честные мощи в селе Тушине, за двенатцать верст до Москвы, по Иосифовской дороге. И ис Тушина несли на/лавах стрелцы до самой Москвы. А яз, многогрешный Царь, встречал с Патриархом и со всем освященным Собором и со всем государством, от мала и до велика. И многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглинские ворота. И по кровлям, и по переулкам яблоку негде было упасть. А Пожар весь занят людьми пешими, нельзя ни проттить, ни проехать. Старые люди говорят, лет за семьдесят не помнят такой многолюдной встречи….

И Патриарх, наш отец, со мною жаловал, плачучи говорил: ‟Вот, де, смотри, Государь, каково хорошо за правду стоять – и по смерти слава”».

«Не ведали, где мы есть – на небе или на земле»

Святитель Иоанн Сан-Францисский (дни памяти: 19 июня / 2 июля, 29 сентября / 12 октября (обретение мощей))

житие апостола иуды брата господня. Смотреть фото житие апостола иуды брата господня. Смотреть картинку житие апостола иуды брата господня. Картинка про житие апостола иуды брата господня. Фото житие апостола иуды брата господня Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Поступив много лет назад в музыкальный колледж Бёркли, я переехала в Бостон. Первым делом мы с мамой взяли справочник «Жёлтые страницы», в котором в те времена только зарождающегося Интернета печаталась информация о местных храмах, нашли адрес русской церкви и в ближайшее воскресенье туда приехали. Вот с того воскресенья Русская Православная Церковь Богоявления и стала нашим родным домом.

В те дни я вообще жила невероятно счастливо: утром я занималась в колледже, после обеда шла туда же на подработку в офис вице-президента. Центр Бостона, улица Бойлстон – большая, светлая, почти как Проспект Мира. Первые 15 минут я, включив компьютер, разбиралась со служебными или музыкальными делами, а потом открывала сайт Pravoslavie.Ru. То ли дело было в старом компьютере, то ли в несовершенном Интернет-соединении, а то ли в том, что сайт этот только несколько месяцев назад как открылся, но каждый Божий день повторялось одно и то же: как только я открывала сайт Pravoslavie.Ru, компьютер, издав какие-то пыхтящие звуки, замедлялся, как паровоз перед Казанским вокзалом, и останавливался. На оживление его уходил практически целый день, а на следующее утро всё повторялось сначала. Как меня не выгнали, ума не приложу.

Тогда я об этом не думала, потому что всю неделю ждала воскресенья – так мне хотелось в нашу церковь. В воскресенье рано утром я звонила в службу заказа такси, где пожилой участливый диспетчер перебивал меня на первом же слове:

– Помню-помню, мэм, что вам в церковь. О нас там помолитесь.

В церкви я шла на клирос, где наш любимый регент Владимир Павлович Руденко уже раскладывал тяжелые нотные папки, которые он сам – потомок белых офицеров и выпускник Первого русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса – аккуратнейшим образом составил, приписав на первой странице: «Берегите эти книги: они будут нужны вашим внукам».

Начав петь в церкви, я почувствовала, что попала в какое-то волшебство. Церковнославянский язык таял на устах, как жемчуга и розы из старой сказки, а смысл великих богослужебных текстов потрясал мою неофитскую душу. От счастья меня заносило, а пение должно быть бесстрастным, это не опера – учили меня Владимир Павлович и чудесная наша матушка Ирина Лукьянова.

Там, на клиросе, я впервые услышала: «Слава сия будет всем преподобным его». Там же впервые узнала о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском. Это счастье, что мне удалось узнать о великом чудотворце наших дней в Богоявленской церкви: почти у каждого нашего прихожанина были или личные, или родственные истории, связанные со святителем. Кто-то ребенком прислуживал ему в алтаре. Чью-то тётю он исцелил. Кто-то молился на его богослужениях. Кому-то он предсказал весь жизненный путь.

Сам святитель отошел ко Господу 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время посещения Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной.

О, эти великие уроки доброты, полученные мной в храмах русского Рассеяния

Через несколько лет, когда Владимир Павлович и Евгения Дмитриевна Руденко переехали в Калифорнию и я полетела их навестить, они отвезли меня к мощам святителя. Потом я приезжала в Сан-Франциско часто. В одно из воскресений, войдя утром в величественный кафедральный собор Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости, где покоятся мощи Иоанна Шанхайского, я решила идти на клирос. Поднимаясь по высокой-высокой лестнице, я обдумывала, как бы мне лучше представиться и попросить разрешения петь на литургии. Как оказалось, никаких торжественных речей от меня не потребовалось.

Владимир Вадимович Красовский – добрый дядя Вова, известный иконописец и многолетний регент собора – и певчие встретили меня так радушно, как будто с нетерпением ждали (о, эти великие уроки доброты, полученные мной в храмах русского Рассеяния. ).

– Из Бостона? Сопрано? У Владимира Павловича пели, а сейчас у Коли Гансона? Милости просим.

Описать ту литургию в соборе у мощей великого святителя, на которой мне довелось петь, я не могу. Мне отказывает и русский язык, и английский. Я только помню, что эти два часа я не понимала, где была, – на небе ли, на земле ли, – а потом, когда вместе с хоровой волной в соборные окна вдруг хлынула небесная синева, пронзенная солнечными лучами, мне на мгновение показалось, что я иду по воздуху.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *