живость ума что это

Живость

Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует

верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те,

что показывают точное время.

Живость как качество личности – способность проявлять оживленность, подвижность, живо чувствовать, понимать; отсутствие вялости.

Иностранная делегация на советском заводе. Спрашивают своего переводчика: — О чем так оживленно разговаривают эти двое рабочих? — Мастер говорит фрезеровщику: «Мне до женского полового органа, как долго ты сегодня имел половую связь с этой деталью. Если ты не закончишь ее сегодня, то я вступлю с тобой в половую связь в извращенном виде, а твоя премия накроется женским половым органом!» А фрезеровщик отвечает: «Вместо премии я уже давно занимаюсь оральным сексом, так что я теперь нахожусь в извращенной половой связи с мастером, начальником смены и вообще со всем заводом!»

Как замечательно, когда человек до последнего мига не утрачивает юношеской живости чувств и ума. Душа вечна. Это ее природа. Такая благая весть способна привнести живость в сознание любого человека. Будем жить! Когда человек осознает свою вечную духовную сущность, он, прежде всего, избавляется от страха смерти, в нем поселяется живость как качество личности. Где живость, там энтузиазм, активность и инициативность. Где проживает живость, по соседству обитают дружные соседи – жизнерадостность, предприимчивость, энергичность, острота реакции и воображения, радостность и веселость. На материальном уровне живость в человеке пробуждают такие специи как имбирь, корица и черный перец.

Живость представлена в природе красным цветом. Красный цвет – это активность, предприимчивость, живость, гнев, храбрость, огромный творческий потенциал, но, в то же время, это и опасность, возбуждение, огонь, опасение, враждебность, вспыльчивость, экстаз. В основном красный цвет – это цвет Марса.

В речевом обороте живого человека за резвость и подвижность часто называют «живчиком». Но область распространения живости нельзя ограничивать лишь движениями и действиями. Живость может проявляться в языке, уме и разуме. Взять, к примеру, великий русский язык, насыщенный живостью образов. Филологи считают, что «образный строй русского языка стоит сегодня особняком среди всех других языков. Как признак и свидетельство живого мира. Как особенный язык, слова которого не переводятся на другие языки без потери его живости и одухотворенности. Его нельзя понять через другие языки. Если сказать конкретней, в практическом применении, то переводить с русского на другие языки формально (даже и/или тем более со словарем), как это сплошь и рядом делается сегодня, почти невозможно. Это фактически все равно, что переводить с живого на мертвый. Пока русский язык с его живым образным строем будут равнять с другими языками, современная технократическая цивилизация лишена возможности осознания происходящего и перспективы выхода из кризиса искусственности, мертвости, нежизнеспособности всех ее составляющих. Какая же высокая и развитая культура может развиваться без соответствующего уровня языка!? А вот когда другие языки будут равняться на русский язык, который, несмотря на большие разрушения, все еще хранит в себе дух и образность древней Живой Речи, и будут оживать, то много всего наработанного в них, других языках и современной цивилизации в целом (даже из искусственных вещей и мертвых или формальных структур), может пригодиться в будущем и как-то сохраниться в составе живой культуры нового мира…»

Когда человек привносит душу в своё дело, оно оживает, несмотря ни на какие пагубные обстоятельства. Джек Ример описывает именно такой случай.

18 ноября 1995 года скрипач Ицхак Перлман вышел на сцену, чтобы дать концерт в зале «Эвери Фишер» в нью-йоркском Линкольн-центре. Если вам когда-либо довелось побывать на концерте Перлмана, вы наверняка знаете, что выйти на сцену — это уже немалое достижение для него. В детстве этот выдающийся скрипач переболел полиомиэлитом, поэтому на обеих ногах у него специальные фиксаторы и ходит он на двух костылях. Наблюдать, как Перлман идет по сцене, превозмогая боль, делая шаг за шагом, — это потрясающее зрелище. Он идет медленно, но, тем не менее, величественно, пока не добирается до своего кресла. Тогда он медленно садится, кладет костыли на пол, отстегивает фиксаторы на ногах, ставит одну ногу под стул, вытягивая вторую вперед. Затем наклоняется и поднимает с пола скрипку, прижимает ее подбородком, кивает дирижеру и начинает играть.

Публика уже привыкла к этому ритуалу, люди спокойно сидят, пока Перлман движется по сцене к своему креслу. Они молча и с почтением наблюдают, как он отстегивает фиксаторы. Они ожидают того момента, когда он будет готов играть. Но в этот раз что-то произошло. Не успел он взять несколько первых аккордов, как одна из струн его скрипки лопнула. Этот звук невозможно было не услышать — он прозвучал в замершем зале, как оружейный выстрел. Нельзя было не понять, что означал этот звук. Было совершенно ясно, что Перлману предстоит теперь сделать. Мы понимали, что ему придется, снова пристегнув фиксаторы, поднять костыли, встать и потихоньку уйти за сцену — чтобы либо найти другую скрипку, либо поискать другую струну взамен лопнувшей. Но ничего этого скрипач не сделал.

Он посидел с минуту, закрыв глаза, а затем дал сигнал дирижеру начинать сначала. Оркестр заиграл, и Перлман вступил с того места, где остановился. И играл с такой страстью, так сильно и чисто, как никто никогда у него не слышал. Конечно, каждый знает, что невозможно исполнять симфоническое произведение на трех струнах. Я это знаю, и вы знаете, но в тот вечер Ицхак Перлман отказался от этого знания. Видно было, что он модулирует, меняет, как бы сочиняя пьесу заново в своей голове. В какой-то момент это звучало так, будто он расстраивает струны, чтобы извлечь из них новые звуки, которых они никогда до того не издавали.

Когда Перлман закончил, в зале несколько секунд стояла гробовая тишина. Это была тишина потрясения. А затем люди вскочили со своих мест, чтобы выразить благодарность этому удивительному исполнителю. Несмолкающие аплодисменты сотрясали зал. Мы аплодировали ему, кричали от восторга, делали всё, что могли, чтобы показать, как мы благодарны музыканту за то, что он сотворил. Он улыбнулся, вытер заливавший лицо пот, поднял смычок, чтобы успокоить зал, а затем сказал — не хвастливо, а спокойно, задумчивым, уважительным тоном: «Знаете, иногда задача артиста — выяснить, сколько музыки можно сделать из того, что у тебя еще осталось». Какая мощная фраза! Она осталась в моей памяти навсегда. И кто знает, может быть, это и есть определение жизни — не только для артиста, но и для всех нас?

Вот человек, который всю свою жизнь готовился извлекать музыку из скрипки с четырьмя струнами, и который вдруг, посреди концерта, оказывается в ситуации, когда у него всего лишь три струны; и он создает музыку на этих трех струнах, и музыка, которую он создал в тот вечер на трех струнах, была неповторимей, прекрасней и более запоминающейся, чем всё, что он играл прежде на четырех струнах. Так что, может быть, наша задача в этом неустойчивом, быстро меняющемся, сбитом с толку мире, в котором мы живем, — создавать музыку вначале на том, что у нас есть, а затем, когда это становится невозможным, извлекать ее из того, что у нас еще осталось?

Источник

Живость ума

Человеческий потенциал безграничен. Большинство из нас потенциально могут добиться в жизни гораздо большего, но мы почему-то этого не делаем… А ведь в каждом из нас заложена огромная сила!

Восемнадцатого ноября 1995 года в Нью-Йоркском Линкольн-центре публика собралась на концерт Ицхака Перлмана. В детстве скрипач перенес полиомиелит и сейчас ходит на костылях. Публика терпеливо ждала, пока маэстро медленно продвигался по сцене к своему стулу. Вот он садится, кладет костыли на пол, освобождает ноги от скоб, устраивается на стуле в своей характерной позе (одна нога подогнута, другая выдвинута далеко вперед), потом наклоняется, чтобы взять скрипку, зажимает ее подбородком и, наконец, кивает дирижеру, показывая, что готов играть… Этот ритуал повторяется на каждом концерте Перлмана, перед тем как зазвучит его великая музыка. Однако в тот раз все было иначе. «Едва отзвучали первые такты, — пишет музыкальный критик из Houston Chronicle, как у скрипки лопнула струна. Был отчетливо слышен щелчок, словно кто-то выстрелил в зале. Никто не сомневался в том, что означал этот звук. И никто не сомневался в том, что должно последовать дальше». Зал затаив дыхание ждал. Было очевидно Перлман сейчас положит скрипку, наденет скобы, возьмет свои костыли, с трудом поднимется со стула и медленно удалится за кулисы, чтобы взять там другую скрипку или заменить лопнувшую струну. Перлман не сделал этого. Он только на секунду закрыл глаза, а потом дал знак дирижеру начинать сначала. Слушатели боялись дышать… «Всем известно, что невозможно исполнить симфоническое произведение на трех струнах. Это очевидно — невозможно! Но Ицхак Перлман не захотел этого знать. Он играл страстно, мощно, виртуозно… Было видно, как он корректирует, меняет, а то и заново пишет пьесу в уме… В какой-то момент казалось, что он расстраивает струны, чтобы извлечь из них звуки, которых прежде они никогда не издавали». Когда скрипач закончил, в зале несколько мгновений царила тишина, а затем все как один встали.
«Мы вскочили со своих мест, мы рукоплескали и кричали «Браво!». Он улыбнулся, вытер пот со лба, поднял руку, чтобы утихомирить нас, и произнес — не хвастливо, а наоборот, тихо, задумчиво и даже благоговейно: «Знаете, иногда перед музыкантом встает задача выяснить для самого себя, сколько музыки он может извлечь из того, что у него осталось».

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ЖИВОСТИ УМА Слово «живость» вряд ли придет кому-то на ум при мысли о человеке, который с трудом передвигается, как Ицхак Перлман, и все же, судя по тому, что произошло в тот вечер в Линкольн-центре, эта характеристика будет для него самой подходящей. И дело не столько в подвижности пальцев, сколько в живости ума. Музыкант делал свою работу, просто в тот раз он выполнял ее при более сложных обстоятельствах — играл на покалеченном инструменте. Вероятно, опыт ежедневного преодоления собственного увечья и побудил Перлмана пойти нестандартным путем — вместо того чтобы заменить непригодную скрипку, он заставил три струны делать работу четырех. Струны рвутся, обстоятельства меняются, но жизнь продолжается!

Интеллектуальная живость — качество, которое сейчас необходимо всем нам. Пример Перлмана — это повод задуматься: а обладаем ли мы качествами, которые помогут нам строить свою жизнь именно такой, какой мы хотим ее видеть? Исследуем это, чтобы разобраться! Есть ли у нас беспредельный исследовательский интерес? Хотим ли мы понять, как и почему попали в определенную ситуацию, что полезного можем извлечь из нее, чему можем научиться? Есть ли у нас умение устанавливать границы, внутри которых наше творчество приводило бы нас к желаемому успеху? Умеем ли мы точно определять — где, сколько, как, за какой промежуток времени? Или нам по-прежнему хочется «все и причем вчера»? И в неудовлетворенности такой безграничности проходит время, в котором ничего не происходит? Есть ли у нас умение обходить преграды? Что происходит, когда на нашем пути возникает препятствие? Мы останавливаемся и причитаем, что жизнь несправедлива, а может, возвращаемся, чтобы подорвать его, а может, карабкаемся, напрягаемся, боремся, преодолеваем? Что выбираем мы? Какие ищем способы, чтобы ускорить события и при этом сохранить нашу жизненную силу и энергию? Есть ли у нас гибкость в достижении целей? Каким законам мы подчиняемся — «Все или ничего?» и «Так или никак?». Сколько у нас в голове вариантов достижения намеченного? А ведь хороший план — это когда их три! НАЙТИ НОВЫЙ СПОСОБ Живость ума — это не беспорядочная хаотическая креативность, это не «творческое недержание» в виде выброса фонтана неупорядоченных идей. Гибкость, например, знаменитого американского кинорежиссера, сценариста и продюсера Стивена Спилберга помогает ему заниматься творчеством в рамках киноиндустрии, ограниченных определенными условиями и техническими возможностями. Перлман исполнял ту же пьесу, но иначе, пытаясь компенсировать почти катастрофическое изменение, произошедшее с его скрипкой. Уже сейчас психологами доказано, что настоящие лидеры — в первую очередь люди гибкие, которые не отказываются от своих планов, если избранный способ достижения цели по какой-то причине в данный момент недоступен. Подобных примеров в истории — масса. Такие люди лавируют, выжидают и наступают, ищут обходные пути, чтобы прийти к поставленной цели, а если не находят таковых, то корректируют или меняют цели, делая их более достижимыми.

ЕЖЕСЕКУНДНО ЧЬЯ-ТО МЕЧТА СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ!
Мы живем в естественной среде, но также и в мире, который мы придумали сами, и который затем стал для нас реальностью. Подчас это трудно осознать и принять, но это факт. То, как и в чем мы живем, создано нами, нашими родителями и прародителями… Бумага, чернила, грамматика, печатная машинка, компьютер, с помощью которых и посредством которых создан этот журнал, музыка Перлмана, фильмы Спилберга и парки Диснея, новые биотехнологии — когда-то все это было чьими-то мечтами, но человеческая энергия и творческая мысль воплотили их в действительность. Мир, который мы придумываем и творим, все время меняется — ежедневно и ежесекундно какая-нибудь фантастическая идея становится реальностью. Этот непрекращающийся процесс реализации человеческих мечтаний проявляет себя не только стремительным развитием технологий, не только бесконечным потоком новых товаров и услуг, но также изменением вкусов, взглядов и поведения — ведь люди все время придумывают и примеряют на себя новые стили жизни. В мире, который окружает нас, нет и не будет равновесия. Чтобы процветать, надо поспевать за переменами. Вам приходилось слышать поговорку «Будешь делать то, что делал всегда, — получишь то, что имел всегда»? Она уже устарела! Сегодня, когда время ускорилось и любая остановка — это движение назад, правильнее сказать: «Будешь делать то, что делал всегда, — лишишься того, что имел!». Живости ума вам и легкости в поиске нестандартных выходов из созданных вами ситуаций — как оплатить кредит, как найти новую работу, чем заниматься, чтобы обеспечить семью, как сделать так, чтобы жизнь стала удивительно прекрасным путешествием!
Источник: журнал «Колесо Жизни»

Источник

12 правил, которые позволят тебе сохранить остроту ума

живость ума что это. Смотреть фото живость ума что это. Смотреть картинку живость ума что это. Картинка про живость ума что это. Фото живость ума что это

Мы собрали несколько основных правил, которые помогут тебе поддерживать острый ум, развивать критическое мышление и творческие способности.

1. Бросай вызовы своему мозгу

Если ты перестанешь тренироваться, тело быстро потеряет весь прогресс, которого тебе удалось достичь. Точно так же дела обстоят и с мозгом: для того чтобы быть в хорошей форме, ему необходимы нагрузки. Поэтому ты должен как можно чаще бросать себе вызовы (к примеру, разгадывать сложные головоломки, решать задачи, обрабатывать новую информацию). Пока твой мозг будет оставаться активным, тебе не о чем беспокоиться.

2. Не переставай учиться

Если ты хочешь сохранить остроту ума, не стоит заканчивать учиться сразу же после выпуска из колледжа или университета. Это не значит, что ты должен получать второе высшее, становиться доктором наук или проходить бесчисленное количество онлайн-курсов в свободное от работы время. Достаточно приобретать новые навыки, читать книги, узнавать интересную информацию и всесторонне развиваться.

3. Давай мозгу время на качественный отдых

Не забывай, что твоему мозгу отдых нужен так же, как и твоему телу. Если ты замечаешь, что у тебя возникают затруднения с мыслительным процессом, ты быстрее устаешь, теряешь концентрацию и слишком часто забываешь о мелочах, — пора расслабиться и заняться чем-то приятным, а не полезным.

Ты можешь потратить несколько часов на чтение любимых книг, просмотр сериалов или на прогулку на свежем воздухе. После такого времяпрепровождения ты почувствуешь себя лучше. А если ты регулярно будешь устраивать такие перерывы для мозга, проблем с его работоспособностью не возникнет.

4. Тренируй запоминание информации

Если в последний раз ты учил что-то, еще будучи в университете, неудивительно, что запоминание информации дается тебе с трудом. Попробуй заучивать небольшие фрагменты стихотворений, тексты песен или какие-нибудь интересные факты. Это не только сможет улучшить твою память, но и позволит твоему мозгу оставаться в тонусе.

5. Учись управлять стрессом

Стресс является причиной высвобождения кортизола — вещества, которое мешает мозгу нормально функционировать. Именно поэтому в моменты тревоги и стресса тебе так сложно собраться и быстро придумать решение проблемы.

Несмотря на то, что полностью избавиться от стресса у тебя вряд ли получится, можно снизить его негативное влияние на твою жизнь. Заранее распознай и устрани раздражители и найди подходящий способ для того, чтобы снять стресс.

6. Высыпайся, но не спи больше нормы

Норма сна для всех разная, но в среднем это от семи до девяти часов в сутки. Если ты будешь спать меньше — ты не выспишься, если больше — твой мозг не сможет эффективно обрабатывать информацию. Также мозг работает хуже, если ты плохо спишь (периодически просыпаешься по ночам, ложишься и встаешь в разное время и так далее).

7. Не перегружай мозг большим количеством информации

Очень немного людей действительно могут запомнить большой объем информации за короткий промежуток времени. Поэтому, если тебе предстоит изучение важной темы, а ты не рассчитал время и пытаешься осилить месячную норму информации за пару дней, постарайся хотя бы разделить ее на небольшие части.

8. Найди удобный способ запоминания информации

Не каждый может похвастаться тем, что запоминает информацию на слух. Для комфортного запоминания некоторым людям требуется прочитать текст несколько раз вслух, представить его в виде схемы, сделать краткий конспект или расписать тезисно.

Найди подходящий способ и старайся всегда использовать именно его. Так ты избавишь себя от лишней траты сил, а свой мозг — от бессмысленной нагрузки.

9. Используй списки и ежедневники

Забытые дни рождения родственников и друзей, потерянные ключи или носок — всё это истощает твой мозг, мешает ему сосредоточиться на обучении и развитии. Поэтому не стоит пренебрегать ведением ежедневника и прочих списков, пометок и планов. Это не только экономит время, но и позволяет твоему мозгу заниматься более важными вещами.

10. Больше общайся

Встречи с семьей и друзьями, настольные игры, посещение кафе — любая форма социальной активности идет на пользу твоему мозгу, так как задействует огромное количество зон в нём. Общение — лучший способ раскрыть потенциал твоего ума.

К слову, именно поэтому ты так часто слышишь истории об отличниках, проводивших всё свободное время наедине с учебниками и не добившихся успеха в жизни. В противовес им можно упомянуть тех самых троечников с последней парты, которые обыгрывают их при помощи умения общаться, находить компромиссы и индивидуальный подход к любому человеку.

11. Минимизируй монотонность и однообразие в жизни

Монотонная работа или скучная и однообразная жизнь — самый лучший способ слететь с катушек. Твоему мозгу нужно разнообразие — если ты год за годом будешь только вносить данные в таблицу или обзванивать людей с одним и тем же предложением, ты перестанешь развиваться.

Попробуй внести в свою жизнь хотя бы небольшие изменения — отправляйся на работу по новому маршруту, зайди в незнакомое кафе, вместо вечернего просмотра телевизора пойди на прогулку в ближайший парк. Поменяй хоть что-нибудь.

12. Сбалансированно питайся

Острый ум тесно связан с правильным питанием. Основным источником энергии для работы мозга является гликоген, и, к сожалению, он расходуется очень быстро. Так что лучше всего будет, если ты включишь в свой рацион продукты с высоким содержанием клетчатки и белка (красная фасоль, миндаль, темный шоколад, овсянка, гречка, зеленый горошек, брокколи, сухофрукты и так далее).

Источник

Как развить живость ума

Как развить живость ума

Прекратите внутренний диалог

Специалисты провели множество исследований, сравнивая функционирование правого полушария человеческого мозга, отвечающего за интуицию, и левого, формирующего логику. Результаты говорят о том, что быстродействие творческого правого полушария по меньшей мере в два миллиона раз выше, чем аналитического левого.

При выступлении без подготовки по определению не дается много времени на размышления. Думать приходится действительно прямо на ходу. Если на обдумывание ответа у вас есть не больше 30 секунд, как бы вы предпочли думать – медленно или очень быстро?

Если вы хотите стать высококлассным импровизатором и в мгновение ока находить нужные слова, которые надолго запомнятся публике, ваш единственный выход – по максимуму использовать возможности сверхбыстрого творческого полушария.

Человек, не имеющий опыта выступлений без подготовки, слышит вопрос и тут же вступает во внутренний диалог с самим собой: «Ой, не знаю, что сказать. Нет… Это не самый хороший ответ. Что обо мне подумают? Время идет так быстро, а я до сих пор ничего не придумал! Все заметят мою растерянность, и мне будет неловко». Такие внутренние терзания блокируют быстродействующее творческое полушарие и активизируют аналитическое. И быстро придумать хороший ответ становится практически невозможным.

Чтобы дать возможность правому полушарию и подсознанию включиться в работу, научитесь «выключать» внутренний диалог. Не позволяйте негативным мыслям блокировать сверхбыстрое мышление. Как только сознание освободится от внутреннего диалога, оно в считаные секунды обработает миллион вариантов и выдаст прекрасный ответ. Даже лучшие ораторы в мире, готовясь отвечать, вступают с собой во внутренний диалог. От вас они отличаются лишь тем, что умеют блокировать «лишние» мысли.

«Андрей, – спросите вы, – но как же научиться избегать ненужных мыслей и приводить в действие сверхбыстрое полушарие?» Для этого следует запомнить два принципа успешного импровизатора: «Я в любом случае отвечу на вопрос» и «Мой ответ не обязательно всегда должен быть идеальным».

Как только вы усвоите эти принципы, ваше быстрое творческое полушарие без помех найдет отличный ответ. Прекратив вести внутренний диалог, вы сделаете огромный шаг вперед в мастерстве импровизации, а ваши выступления станут гораздо ярче.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Как развить чувство равновесия?

Как развить чувство равновесия? Все перечисленные ниже упражнения необходимо выполнять не менее десяти раз в день.Упражнение 1. РаскачиванияПрактикуйте всевозможные раскачивания ребенка у вас на руках. Носите его по кругу, совершая плавные движения вверх-вниз. Лягте на

Как развить хорошую память?

Как развить хорошую память? Родители – главные учителя для своих детей Школа, бесспорно, утомляет ребенка, и это невозможно изменить. Она и должна утомлять, в том смысле что ученики должны прилагать усилия при обучении. Однако школа не должна быть мучением. Если дети и

Как развить упорство и победить детское упрямство

Как развить упорство и победить детское упрямство Вы тихонько входите в комнату, чтобы узнать, отчего вдруг стало так тихо и чем занят ваш юный непоседа, и застаете момент взятия очередной вершины, будь то книжная полка или шкаф. И вы решаете немного понаблюдать за этим

Как развить у ребенка самооценку и уверенность в себе

Как развить у ребенка самооценку и уверенность в себе Начиная с младшего школьного возраста, психологи уже говорят о «настоящей» самооценке ребенка, которая строится на тех же принципах, что и у взрослого. Адекватная самооценка видна невооруженным глазом: ребенок

Как развить у ребенка чувство юмора

Как развить у ребенка чувство юмора У взрослых и у детей разные представления о смешном. Над чем обычно смеются дети, когда смотрят мультфильмы? Персонаж мультика упал в лужу, сел мимо стула, врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку… Взрослые лишь досадливо

Как развить творческие способности и креативное мышление ребенка?

Как развить творческие способности и креативное мышление ребенка? Креативность… Где только не встречается сейчас это слово! Оно и в обязательных требованиях к соискателям при устройстве на работу, и в описаниях личных качеств, жизненно необходимых современному

Вслед за ребенком придумывайте новые слова, названия, имена. Это поможет ему овладеть речью и развить языковое чутье

Вслед за ребенком придумывайте новые слова, названия, имена. Это поможет ему овладеть речью и развить языковое чутье Словотворчество детей можно рассматривать как частный случай экспериментирования с предметным миром, но через общение с другими людьми. Слово выступает

Глава 4 Как развить у детей желание учиться

Глава 4 Как развить у детей желание учиться Учебный климат Если нам важны знания, то процесс их получения следует ценить так же, как и результат. Желание учиться усиливается, если люди ощущают заботу о себе и безопасность. Вспомните поговорку: «Сначала покажи, что тебе не

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *