жизнь после крещения взрослого
Преображение человека: можно ли измениться сразу после крещения
Вошел в купель один человек, а вышел совсем другой? Так бывает редко, обычно путь к Богу тернист и сложен даже после Крещения. Протоиерей Игорь ГАГАРИН рассказывает истории разных людей, в том числе свою собственную.
Господь спасает утопающего апостола Петра
Именно это произошло с тем человеком, с именем которого мы связываем обращение ко Христу нашего народа, святым равноапостольным князем Владимиром. Вошел в купель человек необузданных страстей, властолюбивый и сластолюбивый, проливший немало крови, а вышел смиренный и кроткий, отказывавшийся даже казнить преступников, расставшийся со всеми многочисленными женами и наложницами, кроме той, с которой соединился христианским браком. Вот уж действительно крещение было смертью и воскресением.
Но часто ли бывает такое? Те тысячи русских людей, которые по призыву (или приказу?) князя принимали крещение в водах Днепра, переживали нечто подобное? Многие ли из них в тот же миг искренне уверовали и покаялись? Не думаю.
Массовое крещение взрослых в нашей стране началось немного больше двадцати лет назад. Это почти совпало с началом моего служения в священном сане. Взрослые приходили почти каждое воскресение. С некоторыми удавалось предварительно беседовать, как-то готовить. Кому-то приходилось отказывать.
Так один, помню, категорично, до скандала, настаивал, чтобы я его окрестил, при этом говорил: «В Бога я, конечно, никакого не верю, но я человек православный! И вы обязаны меня крестить!»
К слову сказать, в те годы «Новости» сообщили, что принял крещение грузинский лидер, Эдуард Щеварнадзе. На вопрос корреспондента, действительно ли он обрел веру, политик ответил, что к этому еще надо прийти.
Петр и Иоанн Богослов на горе Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть». Фрагмент иконы Преображения Господня, Феофан Грек.
Могу ли я вспомнить случаи подлинного обновления, перемены всей жизни после крещения? Такие случаи были. Но их за двадцать два года моего служения вспоминается очень-очень немного. Это, однако, не ставит для меня под сомнение действенность таинства. Ведь, если разобраться, не очень-то надо и ждать такого разительного изменения.
Когда все происходит в такой последовательности, вера, покаяние, крещение, тогда мы действительно видим явное обновление человека, но обновление это не ограничивается купелью. Оно происходит раньше, а погружение в купель дает уверовавшему и покаявшемуся силы идти дальше тем путем, который он свободно избрал до крещения.
Так должно быть. И когда так бывает, мы действительно видим перемену и второе рождение. Но часто ли так бывает? Не часто. И снова вспомню массовое крещение русских при князе Владимире. Не думаю, повторю, что очень многие из них переживали обретение искренней веры и от сердца каялись.
Многие, наверно, и вообще не очень хорошо представляли себе те истины, без знания которых невозможно быть настоящим христианином. И тем не менее то крещение принесло прекрасные плоды! Языческая Русь все-таки стала Русью Святою, как бы кто-то ни иронизировал над этим словосочетанием.
В голове тогда царила мешанина из толстовства, буддизма, рериховских идей и пр. Уже было прочитано Евангелие, уже была любовь ко Христу как к лучшему из людей, живших на земле, и совершенное непонимание, какое отношение к Нему имеет Церковь с Ее обрядами и традициями, «простыми» и «заказными» записками по 20 и 40 копеек, бабушками в платочках, не всегда добрыми.
Уже были к тому времени первые попытки понять Православие, но попытки робкие и слабые. Были встречи, которые не привели к какому-то решению, но над чем-то заставили задуматься. Были некоторые книги, которые тоже ни в чем не убедили, но какие-то вопросы поставили. Креститься меня уговорила теща, и я согласился с мыслью: ладно, хуже не будет. Даже немного надеялся: а вдруг что-то на меня снизойдет, вдруг будет какое-нибудь озарение. Ничего этого не произошло. Крестик, правда, стал носить.
Но спустя несколько месяцев появилось желание чаще заходить в храм, подолгу простаивал на службах, стало появляться желание разбираться, что же все- таки происходит во время богослужения, в чем его смысл. Стал наблюдать, вникать, покупать книги и делать открытие за открытием. Появилась мысль об исповеди. Не прошло и года после крещения, как я впервые исповедался, причастился и понял, что только теперь и начинается настоящая жизнь.
Случаев подобных моему я знаю немало. И каждый, кто прошел этим путем, подтвердит, каким восхитительным, радостным и интересным было вхождение в мир христианской веры. Страшно сейчас подумать, насколько пустой, бессмысленной была бы жизнь, если бы не было в ней Христа и Его Церкви.
Человеческий характер меняется не просто. Новая жизнь проникает в нас наподобие семени и понадобится немало сил и времени, чтобы это семя проросло и принесло плоды. В крещении мы встаем на тот узкий путь, который ведет в Вечность. Встаем и делаем только первые шаги. Эти шаги могут быть совершенно незаметны со стороны, да и самим нам может казаться, что не сдвинулись с места. Часто, очень часто, лишь спустя долгое время обнаруживается, что в нашей жизни произошли те перемены, которые были бы невозможны если бы не крещение.
Жизнь после Крещения
Человек принял Крещение. Таинство совершено, и часто многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Соборование), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его. (К Филиппийцам 2:13).
Каждый православный христианин начинает день с чтения утреннего правила (Молитвы утренние),и заканчивает день чтением вечернего правила (Молитвы на сон грядущим) и благодарением Господа за прошедший день. Эти молитвы можно прочитать в молитвословах, которые продаются в церковных лавках. Православному христианину необходимо не реже чем раз в месяц приходить в храм и принимать участие в таинствах Покаяния и Евхаристии (исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой).
В таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию. Согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангелия, дабы пробудилось в душе раскаяние в совершённых грехах, дабы чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению. Христос, видя, что человек просит искренне Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь ко спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относиться к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианскимо бязанностям в частности. Здесь нужно отметить, что недопустимо формальное перечисление грехов или такое псевдораскаяние, когда человек исповедуется с мыслью: «Эти грехи прощены, теперь снова можно грешить, чтобы на следующей исповеди грехи мне снова простили». Такая исповедь будет в осуждение человеку.
В таинстве Евхаристии (Причастия) человеку сообщается дар единения со Христом. Святые Дары (Тело и Кровь Христовы), входя в состав человека, таинственно преобразуют его: очищают душу, освящают помышления, просвещают деятельность человеческих чувств, подают Дары Святого Духа.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (К Галатам 5:19-23).
Каждое таинство Церкви приобщает человека к божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное через таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимное проникновение, и тем полнее преображение духовной жизни человека.
В Церкви нет ничего бессмысленного, все, что установлено: таинства, богослужения, молитвы, дела веры, посты и т.д., — призваны помогать нам проходить путь земной жизни, совершенствуя дух и приближая нас к Царствию Небесному, достижение которого, как сказано в Евангелии и было явлено примерами святых, возможно еще при земной жизни.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ (Исход 20:2-17)
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом, на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом Завете.
Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (От Матфея 22,37:40).
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА (От Матфея 5:3-12)
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.
О МОЛИТВАХ
Основное средство для исполнения евангельских заповедей – молитва. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духовная пища, необходимая человеку, как и воздух.
Молитвы просительные, — когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда, сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога, получив просимое. Хвалебные — прославляем Бога за Его благодеяния.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да, святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
«ДОСТОЙНО ЕСТЬ»
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Получить ответы на возникающие у вас вопросы вы можете в храме у священника или у иного, назначенного настоятелем для этих целей, работника (служителя) храма.
Крещение взрослых: с причиной «зачем-то нужно» мы сталкиваемся до сих пор
Креститься приходят разные люди
Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov
Уже, кажется, восемь лет я сослужу в больших массовых крещениях взрослых людей. Служба Крещальной литургии была когда-то введена митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином Великим постом накануне богослужения Великой Субботы и существует по сегодняшний день. Впрочем, совершаются крещения не только в Великую Субботу, но и 1-2 раза в месяц в обычные субботние дни.
Чаще всего эти крещения проводятся в кафедральном соборе, где взрослых людей крестит митрополит, по окончанию же чина крещения все, только что крестившиеся, проходят в храм, где участвуют в Литургии и причащаются Святых Христовых тайн.
Креститься приходят разные люди. Возраст здесь не имеет значения, хотя совсем детей все-таки крестят по старинке обычным, привычным чином в приходских храмах, а к нам приходят уже взрослые. Чаще всего это люди от 25 до 40 лет, хотя, конечно же, крестятся и подростки от 13 лет, ну и люди пожилые.
В мою задачу входит совершение накануне самой Крещальной литургии Чина оглашения и исповедальной беседы. То есть привычное Чинопоследование Таинства Крещения как бы разделяется на два дня. Вечером совершается та часть, в которой крещаемым нарекаются имена, прочитываются молитвы запрещения, отречение от сатаны и сочетание Христу, проходит исповедальная беседа с каждым желающим принять крещение. Должен сказать, что это не простое испытание и для меня самого.
Исповедальная беседа не является полноценной исповедью, но все же это откровенный и честный разговор, в котором открывается жизнь человека, а еще это возможность понять, что для человека значит само Крещение и почему он принял решение креститься.
Лучше бы мама и папа позволили им определиться
Бытует мнение, что всех тех, кого не крестили в годы советские, покрестили в 90-е, когда в храмах тоже были массовые крещения. Впрочем, это не совсем так. К сожалению, 25-30 лет назад массовые крещения были некой данью возникшему тогда интересу к жизни Церкви, совершались они, как и в советские годы, по желанию, никаких бесед перед крещением и уж тем более какой-то подготовки точно не было, но не было и запрещено, а значит, это было зачем-то нужно. С этой проблемой, когда «зачем-то нужно», мы сталкиваемся до сих пор, когда приходящие крестить своих детей люди негативно относятся к необходимости пройти огласительные беседы. Ну и, конечно же, крестили в те 90-е годы далеко не всех.
Очень часто, беседуя со взрослым, зрелым человеком, которому уже за сорок, я узнаю, что ему совсем не хотелось в те годы идти креститься лишь по причине, что «я русский, а значит, крещеный и православный», поэтому для кого-то массовость совсем не являлась аргументом и, наоборот, даже отталкивала.
Люди помоложе, которые только родились в 90-е годы и не были крещены во младенчестве (как правило, их больше всего), тоже воспитывались в семьях, где отношение к вере чаще всего было равнодушным, а порой и негативным. Эти взрослые дети иногда крестятся со своими родителями.
А еще есть дети из смешанных браков, где родители являлись и являются представителями разных этнических и религиозных традиций. Верующих там тоже не было, но родители чаще всего оставляли право выбрать и определиться в религиозной традиции своим детям, когда те уже вырастут. Должен сказать, что это очень хорошее и мудрое решение.
Иногда и в наших «крещеных» семьях знание и понимание смысла Таинства Крещения таково, что лучше бы мама и папа позволили своим детям самим определиться, зачем и как им верить.
Это лучше, чем делать Крещение поводом для посиделок в кафе или же сбором многочисленных родственников, а уж тем более намного честнее, чем выдумывать совершенно немыслимые поводы наподобие «чтобы был здоров, чтобы темноты не боялся и лучше спал».
Крещение никогда не было и не станет ящиком для записок с пожеланиями. Наоборот, такое отношение к Таинству чаще всего заканчивается тем, что лет через 15 разгневанный подросток приходит в храм и просит его раскрестить, потому что ему не нужно никакого христианства и его мнения никто не спрашивал. Такие случаи, к сожалению, тоже не редкость.
…И на берег возвращается уже другой человек
Мы проводим небольшую беседу, знакомимся, иногда это бывает сложный разговор, потому что даже прошедший обязательные беседы человек далеко не всегда сам до конца осознает причины и цели, а иногда честно признается, что вот жена, или мать, или сестра хотели бы. И вот тогда уместен вопрос о том, что хотел бы сам человек и готов ли он принести Богу обещание доброй совести. Иногда человек принимает решение такое Крещение отложить или же перенести на другое время.
На следующий день, если это крещение не в самом храме, мы снова собираемся и едем уже за город, где рано утром на одном из городских пляжей, когда почти никого еще нет, мы совершаем само Таинство Крещения и миропомазания.
Священник, облаченный в епитрахиль, поручи и фелонь, проходит в воду, а вслед за ним идут те, кто принимает крещение.
Произносится крещальная формула, и на берег возвращается уже другой человек.
После омовения мира и пострижения волос группа крещеных людей на автобусе отправляется в храм, чтобы принять участие в Литургии. После Литургии новопросвещенных христиан ждет трапеза, а также вручение свидетельств о крещении.
Крещения на Волге совершаются уже несколько лет. И, кстати, в таких крещениях принимают участие больше всего людей, как правило до сорока человек, а иногда и больше. Вот и в этом году в Таинстве Крещения на Волге участвовало 39 человек. Но, наверное, впервые за все эти годы это событие было наполнено для меня множеством удивительных и неожиданных встреч, в которых я опять увидел ту самую простую и так часто забываемую нами в повседневности правду о неслучайности случайностей.
Все они были у одной Чаши и одного Духа
Есть человек, с которым я учился почти 20 лет назад в одной школе, в параллельных классах, и с которым все эти годы мы не виделись. Как и почему так случилось, что именно в этих обстоятельствах мы снова встретились и, кстати, узнали друг друга – известно одному Богу. Впрочем, оказалось, что и это не простой случай из тех, которые являются самыми обыденными. У Александра недавно родила супруга, и его новорожденные дети-близнецы находятся в реанимации.
Долгие годы без детей сподвигли человека к переосмыслению своей жизни, его крещение стало итогом долгого пути размышлений, сомнений, поисков. Через несколько дней после его Крещения мы покрестили его мальчишек в перинатальном центре.
Однажды, почти пятнадцать лет назад, моя жена, только воцерковившаяся, подарила крестик своей некрещеной однокурснице в университете. И вот, как оказалось, Саша, ее однокурсница, тоже крестилась в этот раз, и надевали на нее как раз тот самый, когда-то давно подаренный моей женой, крестик. А еще скоро будем крестить уже Сашину дочку. Удивительно, но вот тот самый крестик, тихий и скромный подарок, прошел через все эти годы вместе с этой девушкой, задолго до того, как я познакомился с женой, как рукоположился, как сама Саша, через многие испытания и даже препятствия, решилась на этот важный шаг.
А еще в этот раз крестился супруг нашей прихожанки Маши. Лет шесть назад она овдовела, ее первый муж скоропостижно скончался, и эта потеря была для нее настоящим, тяжелым ударом. Я до сих пор помню эти тяжелые и долгие беседы той холодной и серой зимой, то молчание, с которым мы иногда просто сидели на скамейке в храме, то, как переживала вместе с ней эту боль ее мать. Потом были месяцы и годы проживания и принятия, и все-таки Господь не оставил наши просьбы и горестные воздыхания, и перемены в жизни произошли.
От кого-то я слышал, что Маша второй раз вышла замуж, но все-таки было удивительно встретить ее в том загородном храме среди многих людей и узнать, что сегодня крестился ее супруг. Так с рождением нового человека появлялась и новая малая Церковь, и очень хочется, чтобы с этим прекрасным устроением жизни не пришла вдруг и другая, ложная успокоенность. Та, которая приходит ко многим, кто крестился по незнанию или же по какому-то своему разумению, с какой-то совершенно иной, отличной от евангельской, целью. Не в жизнь вечную и оставление грехов, а «чтобы было, чтобы исполнилось…».
А еще рядом с храмом на скамейке сидела женщина, у которой я не спросил имени, да и не важно это, в общем, потому что и она сюда прямо почти накануне родов приехала поддержать мужа, который в этот день принимал крещение. И тоже спустя годы размышлений, выбора, сомнений и многих вопросов, а теперь уже точно понимая и зная зачем. И все эти люди были в тот день у одной Чаши, все они были одного Духа.
А я, возвращаясь домой, думал о том, что скажи мне кто-нибудь лет двадцать назад, что я буду священником и буду крестить приятеля из параллельного класса, его детей и однокурсницу своей будущей жены, то, наверное, я бы подумал, что меня с кем-то случайно спутали.
Случайно. Но подозреваю, что случайности перестали происходить в моей жизни ровно в тот день, когда меня в два с небольшим года крестили в храме, где потом спустя четверть века меня рукоположили и я сам стал крестить людей.
Один из самых счастливых и важных дней в жизни. Крещение во взрослом возрасте и мои впечатления).
Всем доброго времени).
Сразу скажу, 3 декабря мне исполнилось 30 лет,а 11 января мы с братом крестились. Вдвоем.) 
Мое решение было более чем взвешенное и обдуманное. Шла я к этому около 5-ти лет. Постепенно. Захаживала в храмы и церкви,присутствовала на Богослужениях,изучала внутренне устройство и правила Церкви,1 раз даже ныряла в прорубь во время крещенских морозов,вместе с другими,уже крещеными людьми.
Церковь я посещала около дома чаще всего. Вот она.
Но креститься мне захотелось в Храме. Выбор пал на Спасо-Парголовский Храм,где у моего брата крестился друг пару лет назад. Уже тогда,увидя фотографии,я очень впечатлилась его мощью и красотой и вот,перед крещением,выбирая место, пошла на разведку туда и всё, решение было принято окончательно в его пользу!
Храм большой,находится на территории Шуваловского старого кладбища. Он был открыт всю войну и Богослужения не прекращались даже в самые трудные времена,место намоленное, стойкое и монументальное. Сама атмосфера внутри очень лёгкая и располагающая,светлая.
Очень доброжелательная свечница рассказала,
что нужно для крещения :
Как одеться?
Крестик мне подарил на Нгод брат. Выбирала я его долго и остановилась в итоге вот на таком).
Потом обрезали по пряди волос( батюшка был очень аккуратен и не стал выстригать абы где,а стриганул самый кончик 1 пряди,в итоге это незаметно и мои отращиваемые волосы не пострадали)).
Потом было миропомазание и причастие. Все очень торжественно,неторопливо.
Надели крестики,выдали «свидетельства о крещении» и батюшка сказал напутственные слова.
На душе было тепло и радостно. По окончании ещё и подарил нам цикорий и печенье)). Очень приятно и трогательно).
На улице сделали несколько памятных фотографий.
Рекомендую ли я крещение?