журнал детское чтение для сердца и разума официальный сайт
Ежемесячный журнал русской,
советской и современной
литературы для детей
О нас
Журнал «Детское чтение для сердца и разума» имеет давнюю историю. Это первый в России журнал для детей. В нём публиковались поучительные истории и рассказы, призванные воспитывать в детях стремление к познанию окружающего мира, развитию правдивости, честности, искренности, чуткости и уважения к другим людям.
Инициатором создания журнала был журналист, писатель и издатель Николай Иванович Новиков. Он считал, что одним из главных «неудобств в воспитании детей» является отсутствие в России детских книг.
Журнал «Детское чтение для сердца и разума» издавался с 1785 по 1789 годы как еженедельное бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Номера за квартал объединялись в книжки. За пять лет вышло 20 таких книг. Журнал пользовался большой популярностью, сохраняя интерес читателей на протяжении нескольких десятилетий. Впоследствии журнал дважды переиздавали в 1799—1804 и 1819 годах.
Редактором «Детского чтения» был Александр Андреевич Петров. Одной из центральных фигур в журнале был русский педагог и публицист А. А. Прокопович-Антонский. Большую часть публикаций занимали переводы историка и литератора Н. М. Карамзина, а также и других видных литераторов того времени В. С. Подшивалова, Н. Н. Сандунова.
Потом более 200 лет журнал не издавался.
В 1997 у журнала «Детское чтение для сердца и разума» началась новая жизнь. Издательская фирма «УНИСЕРВ» начала выпуск журнала для детей младшего школьного возраста. В нём публикуются сказки, стихи, веселые истории, поучительные рассказы, в которых в доступной для детей, яркой и запоминающейся форме рассказывается об окружающем мире. Цель, которую мы ставим перед собой — привить детям любовь к чтению, помочь сформироваться их художественному вкусу, научить их думать и правильно выражать свои мысли.
(c) Журнал «Детское чтение для сердца и разума», 1997-2019
тел.: +7 495 114 52 20, +7 903 774 32 58
Ежемесячный журнал русской,
советской и современной
литературы для детей
Наш журнал для детей существует с 1997 года. Он продолжает традиции русских просветителей Новикова, Карамзина и других.
Журнал входит в список социально-значимых изданий. В его получении заинтересованы (судя по письмам и звонкам) школьные, районные и городские детские библиотеки, детские сады, детские дома — т.е. организации, которым не выделено на подписку финансирование из бюджета.
Однако, после того как государство перестало финансировать детские библиотеки, предоставлять детским изданиям ощутимые льготы по распространению и доставке, подписная цена для потребителя, особенно в регионах, значительно выросла.
Это привело к снижению числа подписчиков и падению тиража журнала. Одновременно выросла стоимость изготовления тиража в типографии (материалы, электроэнергия).
Сочетание этих факторов, особенно с учётом того, что наше Издательство уже более двух лет не повышает отпускную цену на наш журнал для детей, привело к значительной убыточности журнала.
Журнал уже 3 года получает поддержку в виде Гранта Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям как социально значимое детское издание.
Эта помощь даёт нам возможность продолжать выпуск журнала, а также иногда бесплатно рассылать наш журнал очень нуждающимся в доброй литературе детским домам, сельским библиотекам.
(c) Журнал «Детское чтение для сердца и разума», 1997-2019
тел.: +7 495 114 52 20, +7 903 774 32 58
ЖУРНАЛ «Детское чтение для сердца и разума»
«Журнал, который смело можно дать детям в руки, даже в него не заглядывая»
«Детское чтение. » что за журнал? –
Это читатель уже разузнал.
Это для всех интересное чтение,
Показать полностью.
Мыслей оно вызывает течение.
«Детское чтение. » нужно кому? –
Каждому к сердцу оно и к уму.
Пользу приносит оно, а не вред, –
Это же вам подтвердит и главред.
(Нина Краснова)
ЖУРНАЛ «Детское чтение для сердца и разума» запись закреплена
ЖУРНАЛ «Детское чтение для сердца и разума» запись закреплена
Ольга Кульневская
ВЫШЕЛ ВЕЧЕР НА ПРОГУЛКУ…
Вышел вечер на прогулку –
Из окна я наблюдал:
Показать полностью.
В нашем тихом переулке
У берёзы постоял.
Ей пригладил мягко пряди,
Синькой тронул провода…
Вот зажглась на синей глади
Серебристая звезда.
Вечер взял звезду за лучик,
Прицепил в копне ветвей:
«А с заколкой будет лучше!».
Я согласен: так милей.
ЖУРНАЛ «Детское чтение для сердца и разума» запись закреплена
Валентина Игошева
ЗА ЧТО?
Наташа вот уже полдня
Стоит в прихожей у окна
Показать полностью.
И слёзы на глазах. Похоже,
Ответить на вопрос не может:
– За что со мною Зина так?
Подружка я её – не враг.
Зачем меня толкнула в лужу?
А мы ведь с ней с детсада дружим.
Да так смеялась надо мной,
Как я сидела в луже той.
Смеялись все. Сосед лишь Сашка
Мне руку дал: «Держись, Наташка!»
Помог подняться, грязь замыл,
До дома молча проводил.
Наташа долго размышляла,
Но что ответить – и не знала.
«За что?» – занозой был вопрос.
И даже ночью не спалось.
А утром постучал в дверь Сашка:
– Давай дружить с тобой, Наташка!
Не дам в обиду никому!
Всё это было наяву.
И девочке вдруг стало ясно,
Что жить на свете так прекрасно!
А Зинку, что ж, простит она.
Но, как подружка, не нужна.
И, взявшись за руки с соседом,
Они гуляли до обеда.
Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией
специалист по работе со СМИ пресс-службы Всероссийской федерации самбо, г. Москва, Россия
Раздел: История журналистики
Статья содержит результаты анализа первого российского литературного и научно-популярного журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789 гг.), задуманного и изданного Н. И. Новиковым. Рассматривается первый год издания, так как в этот дебютный и для журнала, и для российской детской журналистики период определились методы работы с юной аудиторией. В рамках нашей исследовательской задачи анализируются образы ребенка-героя и ребенка-читателя, созданные авторами журнала, дается характеристика потенциальной аудитории «Детского чтения». Изучение работы журналистов с прежде не охваченной вниманием СМИ аудиторией – детьми – предопределяет научную новизну исследования. Поскольку работа является исторической по своей направленности, мы использовали нарративный и историко-генетический методы исследования, а также метод сравнительного анализа.
С 1785 по 1789 г. в московской Университетской типографии, взятой в аренду знаменитым русским просветителем, издателем и журналистом Н. И. Новиковым, издавался первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Cреди сотрудников его редакции были выдающийся впоследствии педагог А. А. Прокопович-Антонский, знаменитый переводчик А. А. Петров и будущий писатель Н. М. Карамзин.
Идея создания «Детского чтения» принадлежала Новикову. Журнал оказался гармонично вписан в программу его просветительских инициатив. Назовем лишь некоторые из них: организация «Дружеского ученого общества» – объединения филантропов, поддерживавшего талантливых студентов и готовившего молодых людей к педагогической деятельности, «Типографической компании» – издательского сообщества, призванного познакомить Россию с сокровищами энциклопедической и художественной литературы; Новиков редактировал и издавал известнейшие сатирические журналы своего века «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», открыл в Москве более десятка книжных магазинов и учредил первую в столице публичную библиотеку. «Издательская и книгопродавческая деятельность Новикова в Москве вносила в русское общество новые знания,вкусы, впечатления, настраивала умы в одном направлении, – замечал по этому поводу историк XIX в. В. О. Ключевский, – из разнохарактерных читателей складывала однородную читающую публику, и сквозь вызванную ею усиленную работу стало пробиваться то, с чем еще незнакомо было русское просвещенное общество, – общественное мнение» (1990: 388). «Детское чтение» – первый опыт коммуникации с юной аудиторией – стало частью комплексной работы с отечественным читающим обществом, которую вел Новиков.
Журнал не был обойден исследовательским вниманием: «Детское чтение» упоминали едва ли не все ученые, писавшие о просветительских и педагогических инициативах Новикова. В работах XIX в. о «Детском чтении» говорится вскользь. Так, в исследовании М. Н. Лонгинова «Новиков и московские мартинисты» первому в России детскому журналу уделено всего 5 строк, в то время как другие издания Новикова охарактеризованы гораздо подробнее. Ключевский, посвятивший Новикову очерк в сборнике «Исторические портреты», даже не вспоминает названия журнала, говоря о нем как о «листах для детского чтения» (1990: 338).
В более поздних работах «Детскому чтению» уделено больше внимания. Так, статьи советской исследовательницы Е. П. Приваловой, опубликованные в периодическом издании Института русской литературы РАН СПб во второй половине прошлого столетия (1964: 258–268; 1966: 254–260; 1976: 104–112), посвящены составу редакции журнала, социальной проблематике издания, оценкам читателей и критики. «Детское чтение» оценивается как общее детище просветителей, приложивших руку к его созданию.
О журнале пишут и современные исследователи. Например, В. Б. Муравьев в своей работе о Карамзине сравнивает материалы, размещенные в журнале Новикова, с детскими рассказами Л. Н. Толстого (2014). Главным достоинством первого отечественного детского журнала исследователь считает гармоничное сочетание назидательности и художественности. Е. В. Вологина (2011) рассматривает «Детское чтение» через аксиологическую призму формирования в нашей культуре самих концептов ребенок и детство. О журнале как о проводнике религиозно-педагогических взглядов его создателя говорит Е. Б. Кудрявцева (2010). А. Р. Акчурина в работе «Н. М. Карамзин – журналист» пишет, что «Детское чтение» сыграло важную роль в профессиональном и творческом становлении молодого Карамзина (2016). В статье В. И. Симанкова «Источники журнала «Детское чтение»» (2015) приводится подробный перечень источников, из которых заимствовались материалы для журнала.
Хотя “Детское чтение” не раз упоминалось в работах исследователей русской журналистики как очень удачный или даже образцовый пример издания XVIII столетия, оно еще ни разу не становилось объектом тщательного исследовательского анализа. Поскольку в русской журналистике не было опыта взаимодействия с детской аудиторией, Новикову и его сотрудникам предстояло самостоятельно разработать его приемы. Именно поэтому первый, дебютный год издания предопределил многие особенности коммуникации журнала с аудиторией, которые впоследствии широко использовались в детской журналистике.
Формы работы журналистов «Детского чтения» с юной аудиторией, разумеется, в немалой степени предопределялись спецификой эпохи. Е. В. Вологина, изучавшая развитие детской литературы с точки зрения аксиологии, полагает, что решающим для этого развития фактором было изменение отношения взрослых к детям и самому понятию детства. По мысли Вологиной, период с XVI по XVIII в. стал для России эпохой, когда была осознана специфика ребенка как читателя, требующего особого подхода, и сформулирован сам концепт ребенок в его современном понимании. Именно тогда, по мысли исследовательницы, стали появляться произведения, отмеченные типичными для детской литературы чертами (2011: 16–17). Выводы Вологиной не противоречат предшествующим исследованиям детства. Так, И. С. Кон пишет: «Новое время, особенно XVII и XVIII вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным различением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности» (2003: 7). Поэтому неудивительно, что именно в XVIII столетии, когда новые образы ребенка и детства укрепились в общественном сознании, была предпринята успешная попытка работы с ребенком через СМИ.
Первый детский журнал и его эпоха
К моменту появления в России «Детского чтения» проблема дефицита детских книг, недостаточности детского чтения стояла остро. По словам Е. В. Вологиной, начало XVIII в. (1700–1717 гг.), несмотря на его реформистский уклад, не ознаменовалось расцветом детских изданий. «Основное внимание, – пишет исследовательница, – государство уделяет специальному образованию, мало заботясь о воспитании, оставляя эти проблемы в сфере контроля церкви» (2011: 19). В дальнейшем ситуация изменилась к лучшему, однако детских книг и журналов было по-прежнему недостаточно. Согласно приводимым Вологиной данным, с 1717 по 1778 г. свет увидели только 68 изданий для детей (имеется в виду вся литература и периодика, обращенная к детям).
Редакция журнала « Детское чтение »
Дети глазами журналистов « Детского чтения »
Любопытен взгляд издателей журнала на то, что современные исследователи назвали бы социально-демографическими характеристиками аудитории. Сам по себе тот факт, что Новиков и члены его редакции решились наладить контакт с детьми через печатный орган, говорит о том, что своей потенциальной аудиторией они, скорее всего, считали семьи грамотные и обеспеченные. Первый же опубликованный материал, однако, свидетельствует о том, что журналисты понимали, до какой степени фрагментирована и неоднородна их аудитория.
Любопытно заметить, что к ребенку-читателю журналисты «Детского чтения» обращаются почти как к равному, апеллируя к его разуму, воле и критическому мышлению. Одним из самых любопытных элементов журнала можно назвать публицистические обращения к детям, которые, в отличие от множества других материалов, заимствованных из зарубежных детских книг и журналов, работники редакции, по всей видимости, писали сами. Таких обращений в четырех частях журнала за 1785 г. насчитывается 11. Характерно, что именно обращением открывается первый номер первого года выпуска.
Дети представляются журналом как личности разумные, ответственные, имеющие право на знания и чувства. Журнал пронизан оптимизмом, верой в способность маленьких читателей работать над собой («Повесть о Селеме и Ксамире» № 1. Ч. I; «Воздержность» № 13. Ч. I; «Начало только трудно» № 5. Ч. I I). Неоднократно демонстрируются образы детей, которым благодаря собственным усилиям удалось измениться в лучшую сторону. Отдельно отмечается, что дети способны остеречь и научить друг друга. Например, в материале «Разговор между братом и сестрой» (№ 5. Ч. I) старший ребенок помогает младшему уяснить разницу между живым и неживым.
Любопытно, что на этот раз авторы материала удерживаются от назиданий. По-видимому, предполагается, что дети, с которыми уже говорили о существовании разных исторических версий, теперь смогут самостоятельно понять, какая история о Кировой смерти ближе к истине и что поучительного можно извлечь из обеих.
В описанных благополучных семьях между детьми и их воспитателями царит доверие и взаимопонимание; дети не подвергаются телесным наказаниям и не изолируются от семьи. Их воспитывают трудом и добрым примером, в уважении к людям всех сословий, в отсутствии суеверий. Родители и учителя могут наказать детей за плохое поведение, однако чистосердечное признание вины всегда поощряется. Взрослые не отмахиваются от вопросов младших и отвечают на них с охотой, честно признаваясь в незнании, если ответ им неизвестен, или в невозможности ответить, если ребенок еще не готов понять объясняемое.
Детский журнал как часть педагогической концепции своего создателя
Формат нашей работы не позволяет подробно рассмотреть статьи 1785 года издания через призму педагогических взглядов Новикова. Однако нам представляется важным сделать подобное сопоставление хотя бы на малом материале, взяв для примера одну статью из «Детского чтения» и одну – из педагогического наследия издателя. Ввиду ограниченного объема мы прибегнем к одной из самых коротких статей Новикова «О сократическом способе учения», сравнив ее главные идеи с чертами «пиэсы» «Разговор между отцом и детьми о кофе». Педагогическая статья завершается выведением 4 основных правил, необходимых для обучения детей. По мнению просветителя, учитель, желающий стать подобным Сократу, должен, во-первых, испытывать, какие понятия есть у ученика; во-вторых, учить его работать с этими понятиями; в-третьих, стимулировать разум ребенка вопросами или поправлениями и помогать ему; наконец, никогда не порицать и не высмеивать детских высказываний. Взаимоотношения детей и отца, действующих в «пиэсе», выстроены точно по упомянутым правилам.
Очевидна попытка работников журнала привлечь детей с разными интересами, о чем свидетельствует тематическое и жанровое разнообразие «Детского чтения». Среди материалов, жанровая принадлежность которых обозначена авторами, насчитывается 18 «разговоров» (в современной системе журналистских жанров они были бы названы беседами), 16 басен, 14 повестей, 6 анекдотов, 4 сказки и 1 пьеса. Можно выделить также 11 обращений,близких к современному жанру открытого письма. По тематической направленности материалы журнала разделяются на 2 типа: естественнонаучные (рассказывающие детям о природных явлениях, далеких землях и диковинных животных) и публицистические (убеждающие детей слушаться родителей, почитать Создателя, усердно трудиться, уважать и ценить окружающих).
Судя по дошедшим до нас воспоминаниям выросших читателей «Детского чтения», они действительно обращали внимание на разные «пиэсы». Панаев хвалил поэтические переводы и описания, Аксаков – статьи о натуральной истории, Белинский – публицистику, посвященную социальным проблемам, Пирогов – разнообразие.
«Детское чтение» стало уникальным примером работы с детьми посредством СМИ. Предназначенное для весьма широкой аудитории, в которую входили читатели разного возраста, пола, достатка и интересов, оно стало орудием просвещения широкого пласта юношества. Выстроенное в соответствии с предварительно разработанной педагогической концепцией Новикова, «Детское чтение» демонстрировало множество новых для своей эпохи приемов работы с детьми, а потому оставалось привлекательным для аудитории еще по меньшей мере полвека. Журнал успешно просуществовал с 1785 до 1789 г., когда Новиков утратил право аренды Университетской типографии.
Влияние, оказанное «Детским чтением» на российскую журналистику и культуру, трудно переоценить. По сведениям Приваловой, журнал дважды переиздавался еще при жизни своего создателя: М. Пономаревым – в 1799–1804 гг. и С. Селивановским – в 1819 г. (1966: 254–260). Вологина, рассматривая детские издания. XIX в., выделяет среди них 4 имеющих явные переклички с «Детским чтением»: «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова, «Друг детей» Н. Ильина, «Новое детское чтение» С. Глинки и «Детское чтение» А. Острогорского. Два последних издателя, как можно заметить по названиям журналов, даже манифестировали близость к журналу Новикова. «Благодаря этому журналу, – подразумевая «Детское чтение», пишет Е. Б. Кудрявцева, – началась систематическая работа по созданию у нас детской литературы» (2010: 14). Как утверждает Привалова, даже в 60-е гг. XIX столетия многие учебники и хрестоматии продолжали перепечатывать материалы «Детского чтения» (1966: 258).
Среди благодарных выросших читателей журнала – поэт и переводчик В. А. Жуковский, прозаики С. Т. Аксаков и Н. С. Лесков, литературный критик В. Г. Белинский, хирург Н. И. Пирогов и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры. Некоторые из них оставили о «Детском чтении» воспоминания, описывающие непосредственные впечатления, которые маленький читатель мог получить от журнала.
1 Новиков Н. И. Избр. соч. / подг., вступ. ст. и прим. Г. П. Макогоненко. М.-Л.: Гослитиздат, 1951. С. 569–575.
2 Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. М.: Детская литература, 1986. С. 29.
3 Русские мемуары. Избранные страницы, XVIII век / сост., вступ. ст. и прим. И. И. Подольской; биограф. очерки В. В. Кунина и И. И. Подольской. М.: Правда, 1988. С. 95.
4 Дашкова Е. Р. Записки. СПб: Изд. группа «Лениздат», «Команда А». 2013. С. 10.
5 Русские мемуары. Избранные страницы, XVIII век / сост., вступ. ст. и прим. И. И. Подольской; биогрфа. очерки В. В. Кунина и И. И. Подольской. М.: Правда, 1988. С. 181.
6 Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М.: в типографии В. Готье, 1986. С. 27.
7 Детское чтение для сердца и разума. М.: в Университетской Типографии, 1785. Ч. I. С. 3.
18 Там же. С. 3; Там же. Ч. II. С. 46–47.
19 Генеральный план Императорского Воспитательного, для приносных детей, дома и госпиталя для бедных родильниц в Москве. (1763–1767 гг.): в 3 ч. СПб, 1889.
20 Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. М.: Детская литература, 1986. С. 30.
21 Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М.: в типографии В. Готье, 1986. С. 35.
22 Детское чтение для сердца и разума. М.: в Университетской Типографии, у Н. Новикова, 1785. Ч. II. С. 8–9.
32 В порядке очередности выхода в свет их следует перечислить следующим образом: «О воспитании и наставлении детей» (1783 г.); «Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве» (1784 г.); «О раннем начале учения детей» (1784 г.); «О сократическом способе учения» (1784 г.); «Об эстетическом воспитании» (1784 г.).
33 Детское чтение для сердца и разума. М.: в Университетской Типографии, у Н. Новикова, 1785. Ч. I. С. 132.
38 Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. М.: Детская литература, 1986. С. 31.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990.
Кудрявцева Е. Б. Для сердца и разума: Детская литература в России XVIII в. СПб: Нестор-История, 2010.
Кон И. С. Ребенок и общество. М.: ИЦ «Академия», 2003.
Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. СПб: Лань и др, 2000.
Муравьев В. П. Карамзин. М.: Молодая гвардия, 2014.
Привалова Е. П. О сотрудниках журнала “Детское чтение для сердца и разума” // XVIII век. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб, 1964. Т. 6. С. 258–268.
Привалова Е. П. «Детское чтение для сердца и разума» в оценке читателей и критики // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.-Л.: Наука, 1966. С. 254–260.
Привалова Е. П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова “Детское чтение для сердца и разума” // XVIII век. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб, 1976. Т. 11. С. 104–112.
Симанков В. И. Источники журнала “Детское чтение для сердца и разума” (1785–1789) // XVIII век: сб. ст. и мат. Сб. 28. М.; СПб: Альянс-Архео, 2015. С. 323–174.
Журнал детское чтение для сердца и разума официальный сайт
Здравствуйте, уважаемые наши друзья!
Я, Владимир Фидель, издатель журнала «Детское чтение для сердца и разума».
Коллектив нашего издательства небольшой, но все сотрудники имеют профильное образование и большой опыт работы в издательской профессии, в том числе в выпуске литературы для детей.
Наше Издательство было создано в конце 1991 года. С тех пор нами были реализованы проекты по выпуску серии альбомов: «Дюрер», «Брейгель», «Рафаэль», «Босх», «Старые нидерландские и немецкие мастера», выпущено подарочное двуязычное издание «Приключения барона Мюнхгаузена».
Из детских проектов — издано 5 книг известного детского поэта, большого друга нашего журнала, Михаила Слуцкого.
Издавали книги и фотоальбомы по заповедникам и заказникам Ханты-Мансийского Автономного округа.
Было реализовано несколько крупных книжных проектов для ведущих обороных предприятий к юбилеям самих предприятий и их научных руководителей.
Продолжаем издавать прошедшие строгий отбор детские и научно-популярные книги современных авторов. Планируем и далее «открывать новые имена».
В 1997 году мы начали реализацию проекта «Детское чтение для сердца и разума». Наш журнал сохраняет не только название выходившего в конце XVIII века знаменитого журнала для детей, но и продолжает традиции его первых издателей, выдающихся русских просветителей Николая Ивановича Новикова и Николая Михайловича Карамзина.
Цель нашего проекта — привить детям любовь к чтению, научить их правильно говорить, помочь сформироваться их художественному вкусу.
Наш журнал заново открывает юным читателям и их родителям незаслуженно забытые имена детских писателей столетней и даже полуторастолетней давности. Но мы публикуем также прозаические и стихотворные произведения современных авторов после серьёзного анализа и тщательного отбора.
Журнал «Детское чтение для сердца и разума» входит в список социально-значимых изданий и два раза был отмечен Грантом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
По отзыву профессионального периодического издания «Библиотека в школе», наш журнал является «поистине семейным» и его «можно спокойно дать в руки детям, даже в него не заглядывая».
В получении журнала заинтересованы, судя по письмам и звонкам в редакцию, школьные, районные и городские детские библиотеки, детские сады, детские дома — т.е. организации, которым не выделено на подписку финансирование из бюджета.
Наше издательство уже более двух лет не повышает отпускную цену на журнал, чтобы он оставался более доступным для подписчиков. Но наши расходы при этом постоянно растут.
Поэтому мы и обращаемся за помощью к вам — нашим, я искренне надеюсь, единомышленникам и друзьям, для которых очень важно, какую духовную пищу будут получать их дети.
Не менее важно сохранить не перегруженным неоправданными заимствованиями, сорными словами и модными выражениями родной русский язык — основу культурной общности нашей страны и соотечественников за рубежом.
Ваша поддержка даст нам возможность продолжать выпуск журнала, оплатить хотя бы на полгода производство журнала в типографии, а также бесплатно рассылать наш журнал очень нуждающимся в доброй детской литературе детским домам, сельским библиотекам.