журова обучение грамоте в подготовительной группе конспекты занятий журова
Л.Е. Журова. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет (конспекты занятий)
Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, и особенно родители детей дошкольного возраста зачастую склонны обучать детей грамоте, «натаскивая» их шесть лет по общеобразовательной программе 1 класса. Но при этом достаточно скоро выявляется, что такая тактика подготовки ребенка к школьному обучению не результативна. Потому что, как только заканчивается запас «предшкольных» знаний, ребенок начинает постепенно отставать от своих одноклассников. Бывают и такие ситуации, что ребенок в 5 лет не запоминает буквы. Связано это с тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к сформированности у будущих учеников навыков учебной деятельности.
Нельзя ограничить подготовку к школе последним годом предшкольного детства. Обучающая система в детской дошкольной организации имеет специфику обучения не только в подготовительной группе, но и в старшей, и в средней. Таким образом, речь идет об особенностях интеллектуального развития детей. Дошкольников учат различать и называть цвета, форму и величину предметов, проводятся дидактические игры на ориентировку в пространстве, упражнения на развитие логики и мышления. На занятиях широко используются дидактические пособия и наглядный материал: сюжетные и предметные картинки.
Этапы обучения
В средней группе развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, внимание к речевым и неречевым звукам, к способам образования звуков речи. Это подводит их к усвоению фонематического анализа — первому этапу овладения грамотой.
В старшей группе приобретаются навыки звукового анализа и синтеза слов разнообразной фонетической конструкции, различению гласных, различных типов согласных звуков. Преподносятся знания о слоговом построении слов, об ударных и безударных позициях.
В подготовительной группе предполагается знакомство с образами букв и правилами их начертания. Дети овладевают послоговой техникой чтения, обучаются грамотно выкладывать слова и короткие предложения из кассы букв.
О книге
Предлагаемое пособие посвящено вопросам обучения грамоте и основывается на теоретических положений, предложенных П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным. Разработанный и апробированный курс учитывает возрастной потенциал старших дошкольников и построен на поэтапном введении детей в звуковую реальность родного языка.
Книга представляет опорные конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты содержат задания не только по обучению грамоте, но и по совершенствованию мыслительных процессов, зрительного и слухового восприятия, графомоторных умений и навыков.
Материал адресован педагогическим работникам детского сада, может быть использован родителями детей дошкольного возраста в работе над обучением чтению и подготовкой к школе в домашних условиях.
Программа Непрерывной образовательной деятельности «Грамота» в подготовительной к школе группе к учебнику «Спецкурс «Обучение дошкольников грамоте», авторов Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по непрерывной образовательной деятельности
«Подготовка к обучению грамоте»
для детей подготовительной к школе группы
образовательной области «Речевое развитие»
1 непрерывная образовательная деятельность в неделю
(всего 37 непрерывной образовательной деятельности в год)
Р а боч а я п рогр ам м а по непрерывной образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте» образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы, с о с т а вл е н а на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Сказка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:
Рабочая программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 37 раз в год (1 раз в неделю), длительность проведения НОД – 30 минут.
дать представления о предложении (без грамматического определения)
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности
учить детей делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части.
учить составлять слова из слогов
учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Практическое использование в работе компьютерной техники с ее мультимедийными возможностями позволит повысить качество обучения, воспитания детей дошкольного возраста.
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволит преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даст возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Занятие с мультимедийной поддержкой способствуют повышению мотивации детей к занятиям, вызывает у детей живой интерес.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Особенности организации образовательного процесса.
Все занятия проводятся в виде дидактических игр, упражнений, подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям детей.
Занятия построены так, чтобы дети каждый раз упражнялись не в выделении определенного звука в слове, а усваивали обобщенный способ выделения любых звуков в словах.
Словесный материал подобран так, чтобы на двух занятиях подряд не выделять и один и тот же звук, а чередовать выделение согласных различной артикуляционной характеристики: те, что легко тянутся, и те, что нельзя произнести протяжно.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Формы организации по подготовке к обучению грамоте
Непрерывная образовательная деятельность
Формирование и развитие средств общения
Чтение, беседа после чтения, рассматривание иллюстраций.
Решение проблемных ситуаций.
Просмотр обучающих видеороликов и презентаций.
Конспект по обучению грамоте в старшей группе по системе Журовой
Анастасия Верхатурцева
Конспект по обучению грамоте в старшей группе по системе Журовой
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Выполнила: Верхатурцева А. О.
Тема: повторение и закрепление изученного.
Цель: повторить и закрепить пройденный материал.
1. продолжить учить определять наличие заданного звука в слове;
2. закрепить навыки проведения звукового анализа;
3. совершенствовать навыки автоматизации звука [с] в предложении;
4. продолжить развивать внимание, мышление;
5.продолжить работу над формированием навыков учебной деятельности: усидчивости, умение выполнять задания, данные воспитателем.
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа слов; красные, синие и зеленые фишки; предметные картинки.
Ход занятия
1. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга и гостей улыбкой.
«Не просто слушаю, а слышу
Не просто смотрю, а вижу
Все вокруг замечаю».
Воспитатель:А для начала давайте сядем за столы по первому звуку своего имени: «А», «С» и т. д.
2.Воспитатель: У нас есть еще один гость. Его вы узнаете, когда загадку отгадаете.
Днём спокойно отоспится,
Солнца яркого боится.
Ловко мышь найдет в траве.
Воспитатель: А на чем к нам прилетела сова? Хотите узнать? Для этого нам предстоит выполнить несколько заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку от совы. Когда мы выполним все задания, я покажу вам, на чем она прилетела. А еще мы узнаем, кто был сегодня самым внимательным и старательным. Кто готов, сядет прямо, руки на столе. Молодцы!
3.Воспитатель: Кто догадался, с каким словом мы сегодня будем играть?
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове?
Дети: В слове «сова» четыре звука.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: Под картинкой четыре клеточки.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю наше слово, а вы слушайте внимательно (воспитатель читает, синхронно ведя указкой под клеточками).
Воспитатель: Есения, выйди, прочитай нам еще раз.
Воспитатель: Разберем слово по звукам и поселим их в свои домики. Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: А какие согласные звуки бывают?
Дети: Согласные твёрдые и согласные мягкие.
(Звуковой анализ проводят у доски по очереди четыре ребенка).
1. Ссава – первый звук [с] – согласный, твердый
2. Саава – второй звук [а] – гласный
4. Саваа – четвертый звук [а] – гласный
Воспитатель: Сколько звуков в слове?
Дети: В слове «сова» четыре звука.
Воспитатель: Сколько гласных звуков?
Воспитатель: Сколько слогов?
Воспитатель: Назовите первый гласный звук.
Воспитатель: Назовите первый слог.
Воспитатель: Назовите второй гласный звук.
Воспитатель: Назовите второй слог.
Воспитатель: Сколько согласных в слове?
Воспитатель: Назовите первый согласный звук.
Воспитатель: Назовите второй согласный звук.
В лесу темно, все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Одна сова не спит, летит.
(Дети делают взмахи руками.)
(Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, головой вертит.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит, да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
5.Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Живые звуки», а помощниками будут (вызываются 4 ребенка, одеваются медали – «звуки»).
Воспитатель: Слушайте внимательно команды, а остальные будут следить, чтобы вы их правильно выполняли.
Вызвать «звуки»: 1-й гласный звук, 2-й гласный звук, 1-й согласный звук, 2-й согласный звук.
Подозвать: [с], 1-й гласный звук, [в], 4-й звук
Задания от детей, сидящих на своих местах.
Попросить поставить фишки: [с], [в]. Какие это звуки? Какие остались звуки?
Попросить поставить фишки: 4-й звук, 2-й звук.
Воспитатель: Я буду называть звук, а вы убирать фишку со схем (четыре ребенка по очереди называют звук и убирают на доске нужную фишку): первый гласный звук, второй гласный звук, звук [с], звук [в].
6.Воспитатель: Со всеми заданиями вы справились на отлично. (Показ картинки – самолет). На чем прилетела к нам сова?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что везет самолет». Я вам раздам карточки, нужно положить картинку рядом с самолетом и сказать, кого или что везёт самолёт, каждый называет свою картинку.Например: Самолёт везёт сахар.
7.Воспитатель: Кому понравилось сегодня играть похлопайте в ладошки! Кому не понравилось сегодня играть потопайте ногами?
Воспитатель: А сейчас подсчитаем фишки и узнаем, кто сегодня был самый внимательный и старательный.
Подсчет фишек. Все дети получают раскраски. Победитель – раскраску и медаль.
Воспитатель: На этом наша игра на сегодня заканчивается. Скажем нашим гостям до свидания!
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Образовательная область : «Коммуникация». Интеграция с образовательными областями : • «Социализация». • «Познание». • «Здоровье». Программные.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое) Цель. Закрепление пройденного материала. Задачи. 1. Закрепить у детей понятие о слове; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П» Задачи: • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ; • Развивать фонематический слух;.
Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук с и С’» Тема :Звук С,СЬ Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с,сь, давать характеристику, учить дифференциации звуков с сь,.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Учитель-логопед Назмутдинова Л. Б. Цели: Поддерживать.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с ФФНР «Звук [А]» Цели: Познакомить детей со звуком «А», Научить узнавать и выделять звук «А» среди гласных звуков, Дать понятие «ряд», Развивать артикуляционную.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К» Тема. Звук К (К’, буква К. 1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов;.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Игры с Каркушей Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука р в речи. Закреплять представления детей о предложении, слове,.
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Задачи: • Образовательные: 1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов 2. Различать гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные.
Презентация «Обучение грамоте по системе Журовой»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Обучение дошкольников грамоте с помощью фишек» (по системе Л.Е. Журовой) Старший воспитатель МБДОУ № 137 Макарова Е.В.
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте развивающий, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово. Метод письма-чтения по результатам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать в ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Модель слова, получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте в подготовительной группе
Программное содержание:
Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие,звонкие и глухие согласные звуки; закреплять умение определять место ударения в словах; составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,
Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.
Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.
Угадай слово, которое заканчивается звуком [к]:
уро., дру., сту., сапо., то., кри., суро.,
вени., шнуро., поро., като., замо.,
Игра «Подбери рифму»
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?»
-Расскажи, охотник, толком;
Как же справился ты с волком?
-Забежал он в тот овраг,
Где растет трава-дурман,
Скок – и прямо в мой …. (капкан)
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
-Очень длинная у девочки …. (коса)
В:-Да,это слова. Я хочу напомнить вам, что слова состоят из звуков; есть звуки,которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград.
-Как называются такие звуки?
В:-Какие гласные звуки вы знаете?
В:-Какими фишками эти звуки обозначаются?
В:-Как называются звуки, которые во рту встречают преграды?
В:-Какие бывают согласные?
Д:-Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
В:-Какими фишками обозначаются твердые согласные?
В:-Какими фишками обозначаются мягкие согласные?
В:-Назовите,какие согласные звуки вы знаете?
В:-Назови его мягкую пару
(если ребенок называет мягкий согласный звук, прошу назвать его твердую пару)[л],[ль],[к],[кь]и т. д.
В:-Ребята,а кто помнит,что такое звуковой анализ слова?
Д:-Это поочередное выделение звуков в слове.
Не куст а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
В:-Давайте выделим первый звук в слове книга.
-Итак, какой первый звук в слове кккнига?
В:-Какой это звук,твердый или мягкий?
В:-Какой фишкой обозначается твердый согласный звук?
В:-Какой второй звук в слове кнннига?
В:-Какой это звук, твердый или мягкий?
В:-Какой фишкой обозначим?
В:-Какой третий звук в слове книиига?
В:-Какой фишкой обозначаем гласные звуки?
В:-Какой четвертый звук в слове книггга?
В:-Какой фишкой обозначим?
В:-Какой пятый звук в слове книгааа?
В:-Какой фишкой обозначаем?
В:-Какие гласные звуки в слове книга?
В:-А теперь давайте попробуем найти ударный гласный звук в этом слове.
-Давайте поставим ударение на [а] и произнесем это слово книга.
В:- Вы слышали от кого-нибудь такое слово?
В:-Давайте попробуем поставить ударение на [и] и произнесем слово книга.
В:-Какой мягкий согласный звук в слове?
В:-Какие еще согласные звуки в этом слове?
Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.
Игра «Живая модель слова»
(к доске вызываются 4 детей)
-Возьмите с доски фишки, обозначающие звуки в такой последовательности [н],[г],[а],[и],[к].
-Нам надо построиться так, чтобы получилось слово книга.
Работа с предложениями
В:- Сегодня к нам пришла в гости кукла Нина.
(вызываются к доске2-е детей)
В:-Один ребенок будет куклой Ниной, другой- словом нарядная.
-Какие слова обозначают играющие?
Д:- Они обозначают слова Нина и нарядная.
В:-Что у нас получилось?
В:-А теперь слова поменяются местами.
-Какое теперь получилось предложение?
В:-А теперь слово нарядная поменяем на слово милая.
В:-Какое первое и какое второе слово?
-Какой первый звук в слове милая?
Упражнение на закрепление (индивидуально)
Звуковой анализ слова (лента, ветка, мишка, чашка)
Подведение итогов занятия
Список использованной литературы:
1. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д. Б. Эльконина,Л. Е Журовой,Н. В.Дуровой:Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Умк. «Обучение дошкольников грамоте»_М. :Школьная Пресса,2011.-192с.
2.Занимательное азбуковедение:материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. /авт. сост. Г. П. Попова,В. И. Усачева.-Волгоград:Учитель,2007.-252с.
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» ЦЕЛИ:закрепить и систематизировать знания о звуках; закрепить умение определять место нахождения звука в слове, количество слогов в слове,.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе МАДОУ «ЦРР – Д/сад№21» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Составила: воспитатель подготовительной группы Старикова.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Незнайка» Цель: Закрепить представления детей о слове, обозначающие предмет действие. Закрепить знание о предложении и составлении из 3-х и более.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помощь Незнайке» Цель: • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Задачи: Образовательные: • Закреплять знания детей.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з’] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития «Заветный.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Автор: Блажеева Екатерина Владимировна, МАДОУ ЦРР д/с N 105 г. Калининград Цель: Закрепление ранее полученных знаний. Задачи:.