значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано

Методическое сообщение «Основные рекомендации по организации работы над аппликатурой обучающихся в классе фортепиано».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основные рекомендации по организации работы над аппликатурой обучающихся в классе фортепиано.

Аппликатура- это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах, а также и само обозначение этого способа в нотах.

Правильный, удобный выбор пальцев помогает решать различные художественные задачи, способствует преодолению пианистических трудностей. Удачно подобранная аппликатура позволяет сэкономить время и добиться поставленной цели. Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно передает её смысл и раскрывает содержание.

-Учить маленького пианиста умению подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурной принцип.

-Развивать основные формы пианистических движений, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.

-Воспитывать с первых лет обучения в учениках сознательное отношение к аппликатуре

-Знакомить с аппликатурными принципами и правилами великих мастеров.

Три принципа аппликатуры (Г.Нейгауз).

1 принцип- принцип физического удобства.(не всегда совпадают с задачами художественной выразительности) Л.Бетховен «32 вариации».(2-3,2-3 и.т.д)

2 принцип- аппликатура связана со стилем данного автора. Ф.Лист «Испанская рапсодия».(с 1-5п).

3 принцип- удобство для данной руки в связи с ее индивидуальностью.

Важные аппликатурные принципы, с которыми нужно обязательно познакомить ученика, рекомендации для юного пианиста:

1.Верная аппликатура, помогает преодолеть технические трудности и сэкономить время, найти наиболее краткий путь к достижению цели.

2.Сознательное отношение к аппликатуре ученика и борьба с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам.

3.Обозначая пальцы, не надо выписывать все, только в отношении неясности.

4.Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это важнейший аппликатурный принцип.

5.Стремится к естественной последовательности пальцев.

6.В секвенционных построениях играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует быстроте и прочности запоминания.

7.При подборе пальцев, по возможности находится в естественном собранном состоянии.

8.При подборе пальцев следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. 1 палец- тяжелый, для насыщенных звуков,4 палец- для утонченного звучания.

Советы по аппликатуре молодому исполнителю (Н. Голубовская) :

— играть разными пальцами надо в быстрых темпах;

— когда нота стоит на слабом времени и стремится к активной ноте;

— бессмысленна подмена пальцев в медленных темпах, теряется мелодическое единство.

— частое употребление 1 пальца углубляет мелодическую линию

— пользуйтесь скольжением с черной на белую клавишу. Это увеличивает объем позиции.

Аппликатура в работе над техникой (Е.Либерман).

1)Если аппликатура вызывает сомнение, поиграть в быстром темпе.

2)Один и тот же палец употреблять реже.

3)Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной.

4)5 палец в басах ставить поперек черной клавиши.

Правила аппликатуры по К. Э. Веберу.

Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения равных пассажей и для других технических трудностей.

Правильная аппликатура приводит к паставленной цели музыканта – удачному исполнению произведения с преодолением всех, поставленных перед ним технических и музыкальных трудностей.

Список использованной литературы.

1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игры на фортепиано».- М., Музыка, 1978.

2. Беренс Г. «50 маленьких фортепианных пьес» без октав для начинающих Соч.70 тетрадь I.- Киев, 1956.

3. Голубовская Н. «О исполнительстве».- Л., Музыка, 1985.

4. Коган Г. «Работа пианиста».- М., Классика – XXI, 2004.

5.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой».- М., Классика – XXI, 2003.

6.Макуренкова Е. «О педагогике В.В.Листовой».- М., Музыка, 1991.

7.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры».- М., Классика – XXI, 1999.

Источник

Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано

Введение
1. О методике работы с учеником над аппликатурой
2. Некоторые основные аппликатурные принципы
3. Распределение голосов между отдельными руками
4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо
5. Е Либерман. Об аппликатуре
6. Аппликатурные правила по К.Э.Веберу
Заключение
Список литературы

Цель данной работы – выделить круг наиболее важных проблем, связанных с развитием аппликатурных навыков у детей.

Цель определила следующие задачи:
— Учить маленького пианиста умению подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурный принцип.
— Развивать основные формы пианистических движений, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
— Воспитывать с первых лет обучения в учениках сознательное отношение к аппликатуре
— Знакомить с аппликатурными принципами и правилами великих мастеров.

1. О методике работы с учеником над аппликатурой

2. Некоторые основные аппликатурные принципы

3. Распределение голосов между отдельными руками

Одной из существенных исполнительских задач, связанных с рассматриваемыми вопросами, является распределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Этому придаётся большое значение. Нужная аппликатура для распределения материала между руками. Нужно, чтобы рукам было удобно и спокойно. Особенно в кантилене. Чтобы не было суеты и чтобы лучше место прозвучало, можно передать некоторые элементы из одной руки в другую. Но нельзя искажать авторский замысел, если это не ведёт к более совершенному разрешению стоящей художественной задачи.

4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо

Баховские рукописи лишены аппликатурных обозначений. В органных и клавирных сочинениях Баха содержится лишь несколько аппликатурных указаний.
Аппликатура, проставленная в нотах, принадлежит редактору. Надо научить ученика читать и изучать аппликатуру. Но выполнение аппликатуры является только первым шагом, который может не дать ещё понимания аппликатуры.
Вслед за прочтением аппликатуры необходимо:
—выяснить, с исполнением, какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура. Нет ли особых фразировочных моментов, объясняющих строение аппликатуры.
— искать и найти свободные движения руки, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
Наряду с умением читать аппликатуру нужно вырабатывать у ученика умение самостоятельно создавать и записывать аппликатуру. Удобно для этих целей пользоваться свободным от аппликатуры текстом, или пересматривать редакторскую аппликатуру. В результате этой работы должна быть плавность и естественность течения музыки. С этого процесса начинается вникание в музыку, начинается всякое изучение произведения.
Аппликатура в клавирных произведениях старинной музыки имеет целый ряд специфических особенностей. Приёмы, которые были распространены в XVII и первой половине XVIII века. Исполнение гаммообразных последовательностей без применения первого пальца. Восходящая последовательность в правой руке может исполняться аппликатурой: 3,4,3,4; нисходящая – аппликатурой: 3,2,3,2. Эти приёмы позволяют руке быть гибкой. Они сохраняют свою роль и в современном пианизме.
При обдумывании аппликатуры связно исполняемого трёхголосного полифонического произведения следует определить исполнение среднего голоса. Нижний голос исполняется левой рукой, верхний голос – правой. Средний голос нужно распределить между двумя руками так, чтобы каждая рука смогла связно исполнить порученный ей двухголосный фрагмент.
В четырёхголосном произведении голоса распределяются между левой и правой руками двумя способами: одна рука исполняет один голос, другая – три и каждой руке поручается два голоса. В первом случае рука не всегда может связно выполнять последовательность трезвучий. Однако и во втором случае не всегда можно связно исполнить одной рукой порученные ей два голоса. Простейшим примером могут служить параллельные сексты.
Можно их исполнять:
—при подмене пальцев, дающей возможность полного legato
— когда один голос исполняется legato, другой staccato. Аппликатура при восходящем направлении в правой руке 1/3, 1/4, 1/3, 1/4 или 1/4, 1/5, 1/4, 1/5.
Исполняется связно верхний голос.
— оба голоса исполняются в одинаковой манере non legato. Исполнение последовательности секст свободным non legato производит часто более плавное впечатление, чем попытка связать трудно связуемое.
Такое исполнение секст, может быть перенесено и на исполнение четырёх, пяти, шести голосов. Равномерное non legato приводит к большей плавности, чем попытка максимальной связи. Можно при помощи правой педали сочетать непринуждённые, свободные движения рук со связностью звучания.
Педаль помогает связать созвучия, трудно связуемые рукой. Она даёт возможность расстаться с клавиатурой и в свободном движении готовиться к новому извлечению звука. Педаль, освобождающая руку от обязанности держать клавиши нажатыми, является как бы продолжением аппликатуры. Двухголосие и трёхголосие следует проходить в школе сначала без педали. После достижения мастерства к исполнению трёхголосия желательно привлекать педаль. А изучение четырёхголосия нужно изучать с педалью.
— педаль, взятая на сильном времени, может преследовать цель – продление аккордовых тонов. Подобие цифрованному басу, характерному для баховской полифонии.
—педаль, взятая на слабом времени и снятая на сильном времени, подчёркивает движение затактов.
—педаль обогащает фортепиано, более бедное обертонами, чем у клавесина, клавикорда и органа.

5. Е.Либерман. Об аппликатуре

Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения разных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей.
1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу.
2. Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев.
3. Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру.
4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио.
5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором.
6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её разными пальцами.
7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы нот и рука инстинктивно возьмёт их какими пальцами ей удобнее будет исполнение.
8.Не всегда удобно излагается начало пассажа на черной клавише первым пальцем; бывают случаи, когда пассаж выходит гораздо плавнее и даже спокойнее, если начать их именно первым пальцем.
9.Перед верхней клавишей нужно в пассажах большей частью ставить первый палец и после неё также обыкновенно практичнее ставит его, особенно если следующая клавиша отдалена от неё на три или четыре клавиши вверх.
10. Если в пассаже встречается расстояние больше кварты вверх или если пассаж кончается таким расстоянием, то во всяком случае надо класть первый палец на последнюю клавишу перед оными.
11. В арпеджио или в пассажах, похожих на арпеджио, надобно брать первым пальцем те клавиши (если они белые) в пассаже, на которых кончаются естественные группы, составляющие пассаж.
12. Если пассажи кончаются на чёрной клавише, не принадлежащей собственно к пассажу, то можно брать её четвёртым пальцем.
13. Во всяком случае, следует так постановить аппликатуру, чтобы пассажи кончались: вверх – не подставкой первого пальца, и вниз – не 3-м и 4-м пальцами.
14. Следует также соблюдать правильную аппликатуру в том случае, когда в аккомпанемент приходится играть какую-либо басовую ноту 5-м пальцем левой руки и принадлежащий к ней аккорд отдельно, а именно: не допускается никогда, чтобы 5-й палец участвовал в самом аккорде. Этот 5-й палец левой руки назначается всегда для низких басовых нот; иначе он помешает верности и ловкости игры тем, что не даст руке остановиться в прямом и спокойном направлении. Единственным исключением тут является, когда аккорд состоит из четырёх только нот.
15. Ряд двойных нот, терциями соединенных под дугой, довольно трудно связывается, в особенности, когда терции играются одновременно на верхних и на нижних клавишах. Например: ре-диез фа-диез и ми-соль или фа-диез-ля и соль-си-бемоль. Тогда первая терция играется правой рукой 2-м и 3-м, а вторая 1-м и 4-м пальцами; с левой же рукой, разумеется, наоборот. Если же требуется связать между собой аккорды, тогда, по крайней мере, одна клавиша должна быть связана в обоих аккордах.
16. Тоже надобно избегать излишнего употребления первого пальца в ровных (плавных) пассажах или в так называемых руладах (roulades). Чем реже рука переменяет свою позицию, тем спокойнее и плавнее будет исполнение рулады или вообще пассажа. Позицией руки в этом смысле называется то положение её, в котором она берёт клавиши без новой подставки первого пальца.
17. Вообще надобно соблюдать, чтобы рука, какой бы аппликатурой она не играла, всегда сохраняла бы спокойное и округлённое положение грациозного вида. Как только она начинает ковылять и вертеться, так что игра становится не ровной и плавной, тогда виной тому неправильная аппликатура.

Заключение

Чаще всего ученики стремятся сыграть с начала до конца «во что бы то ни стало», не обращая внимания на аппликатуру, лиги, штрихи, ритм, никак не руководя своими действиями, ничего не слыша. Происходит какая-то путаница в сознании, неумение отличить читку с листа от разбора. При таком «способе» работы наступает быстрое «забалтывание» произведения. «Торопливость хуже лени» (Л.Толстой). Простая и ясная цель – сыграть произведение «гладко» с начала и до конца. Ровность, «гладкость» исполнения зависит от хорошо продуманной аппликатуры. От любого ученика требуется быть внимательным и аккуратным. Основной недостаток учеников в подборе аппликатуры – необдуманность. Они не умеют «смотреть» вперёд, применяя тот или иной палец, что и приводит к плохим результатам. При разборе музыкального произведения мы должны идти прямо к цели, а не «плутать» вокруг да около. Для этого необходимо быть аккуратным. А иногда требуется волевое усилие, чтобы остановиться и проверить, что же происходит в той или иной партии, в том или ином голосе, в той или иной руке.
«Удобная аппликатура». От этого термина веет уютом и покоем. Между тем аппликатуре приходится выполнять функции беспокойные, ответственные и разнообразные: умело расставленная и неизменяемая аппликатура надёжно охраняет память от опасных случайностей. Хитрая аппликатура создаёт предумышленные неудобства ради торжества исполняемого; предусмотрительная – ставит пальцам преграды; ловкая – перераспределяет фактуру и производит разумные фактурные конфискации, и, наконец, чуткая аппликатура откликается на зовы звукового воображения: вибрато, эхо, беззвучные и повторные нажатия и т. д. (Натан Перельман)
Плохая аппликатура, подобно косноязычию, отражает скученность мыслей, хорошая красноречива. (Натан Перельман).
Неуклюжая и некрасивая аппликатура не может породить красивую звучность. Уродливое на глаз уродливо и на слух. (Маргарет Лонг).

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе фортепиано

значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть картинку значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Картинка про значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепианозначение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть картинку значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Картинка про значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепианозначение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть картинку значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Картинка про значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепианозначение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть картинку значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Картинка про значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепианозначение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Смотреть картинку значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Картинка про значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано. Фото значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано

Методическая разработка

Аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе фортепиано

Данилкова Елена Александровна,
преподаватель фортепиано ДШИ №24
п. Загорский, Новокузнецкого района
Кемеровской области

Введение
1. О методике работы с учеником над аппликатурой
2. Некоторые основные аппликатурные принципы
3. Распределение голосов между отдельными руками
4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо
5. Е Либерман. Об аппликатуре
6. Аппликатурные правила по К.Э.Веберу
Заключение
Список литературы

Цель данной работы – выделить круг наиболее важных проблем, связанных с развитием аппликатурных навыков у детей.

Цель определила следующие задачи:
— Учить маленького пианиста умению подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурный принцип.
— Развивать основные формы пианистических движений, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
— Воспитывать с первых лет обучения в учениках сознательное отношение к аппликатуре
— Знакомить с аппликатурными принципами и правилами великих мастеров.

1. О методике работы с учеником над аппликатурой

2. Некоторые основные аппликатурные принципы

3. Распределение голосов между отдельными руками

Одной из существенных исполнительских задач, связанных с рассматриваемыми вопросами, является распределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Этому придаётся большое значение. Нужная аппликатура для распределения материала между руками. Нужно, чтобы рукам было удобно и спокойно. Особенно в кантилене. Чтобы не было суеты и чтобы лучше место прозвучало, можно передать некоторые элементы из одной руки в другую. Но нельзя искажать авторский замысел, если это не ведёт к более совершенному разрешению стоящей художественной задачи.

4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо

Баховские рукописи лишены аппликатурных обозначений. В органных и клавирных сочинениях Баха содержится лишь несколько аппликатурных указаний.
Аппликатура, проставленная в нотах, принадлежит редактору. Надо научить ученика читать и изучать аппликатуру. Но выполнение аппликатуры является только первым шагом, который может не дать ещё понимания аппликатуры.
Вслед за прочтением аппликатуры необходимо:
—выяснить, с исполнением, какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура. Нет ли особых фразировочных моментов, объясняющих строение аппликатуры.
— искать и найти свободные движения руки, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
Наряду с умением читать аппликатуру нужно вырабатывать у ученика умение самостоятельно создавать и записывать аппликатуру. Удобно для этих целей пользоваться свободным от аппликатуры текстом, или пересматривать редакторскую аппликатуру. В результате этой работы должна быть плавность и естественность течения музыки. С этого процесса начинается вникание в музыку, начинается всякое изучение произведения.
Аппликатура в клавирных произведениях старинной музыки имеет целый ряд специфических особенностей. Приёмы, которые были распространены в XVII и первой половине XVIII века. Исполнение гаммообразных последовательностей без применения первого пальца. Восходящая последовательность в правой руке может исполняться аппликатурой: 3,4,3,4; нисходящая – аппликатурой: 3,2,3,2. Эти приёмы позволяют руке быть гибкой. Они сохраняют свою роль и в современном пианизме.
При обдумывании аппликатуры связно исполняемого трёхголосного полифонического произведения следует определить исполнение среднего голоса. Нижний голос исполняется левой рукой, верхний голос – правой. Средний голос нужно распределить между двумя руками так, чтобы каждая рука смогла связно исполнить порученный ей двухголосный фрагмент.
В четырёхголосном произведении голоса распределяются между левой и правой руками двумя способами: одна рука исполняет один голос, другая – три и каждой руке поручается два голоса. В первом случае рука не всегда может связно выполнять последовательность трезвучий. Однако и во втором случае не всегда можно связно исполнить одной рукой порученные ей два голоса. Простейшим примером могут служить параллельные сексты.
Можно их исполнять:
—при подмене пальцев, дающей возможность полного legato
— когда один голос исполняется legato, другой staccato. Аппликатура при восходящем направлении в правой руке 1/3, 1/4, 1/3, 1/4 или 1/4, 1/5, 1/4, 1/5.
Исполняется связно верхний голос.
— оба голоса исполняются в одинаковой манере non legato. Исполнение последовательности секст свободным non legato производит часто более плавное впечатление, чем попытка связать трудно связуемое.
Такое исполнение секст, может быть перенесено и на исполнение четырёх, пяти, шести голосов. Равномерное non legato приводит к большей плавности, чем попытка максимальной связи. Можно при помощи правой педали сочетать непринуждённые, свободные движения рук со связностью звучания.
Педаль помогает связать созвучия, трудно связуемые рукой. Она даёт возможность расстаться с клавиатурой и в свободном движении готовиться к новому извлечению звука. Педаль, освобождающая руку от обязанности держать клавиши нажатыми, является как бы продолжением аппликатуры. Двухголосие и трёхголосие следует проходить в школе сначала без педали. После достижения мастерства к исполнению трёхголосия желательно привлекать педаль. А изучение четырёхголосия нужно изучать с педалью.
— педаль, взятая на сильном времени, может преследовать цель – продление аккордовых тонов. Подобие цифрованному басу, характерному для баховской полифонии.
—педаль, взятая на слабом времени и снятая на сильном времени, подчёркивает движение затактов.
—педаль обогащает фортепиано, более бедное обертонами, чем у клавесина, клавикорда и органа.

5. Е.Либерман. Об аппликатуре

6. Аппликатурные правила по К.Э.Веберу

Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения разных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей.
1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу.
2. Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев.
3. Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру.
4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио.
5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором.
6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её разными пальцами.
7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы нот и рука инстинктивно возьмёт их какими пальцами ей удобнее будет исполнение.
8.Не всегда удобно излагается начало пассажа на черной клавише первым пальцем; бывают случаи, когда пассаж выходит гораздо плавнее и даже спокойнее, если начать их именно первым пальцем.
9.Перед верхней клавишей нужно в пассажах большей частью ставить первый палец и после неё также обыкновенно практичнее ставит его, особенно если следующая клавиша отдалена от неё на три или четыре клавиши вверх.
10. Если в пассаже встречается расстояние больше кварты вверх или если пассаж кончается таким расстоянием, то во всяком случае надо класть первый палец на последнюю клавишу перед оными.
11. В арпеджио или в пассажах, похожих на арпеджио, надобно брать первым пальцем те клавиши (если они белые) в пассаже, на которых кончаются естественные группы, составляющие пассаж.
12. Если пассажи кончаются на чёрной клавише, не принадлежащей собственно к пассажу, то можно брать её четвёртым пальцем.
13. Во всяком случае, следует так постановить аппликатуру, чтобы пассажи кончались: вверх – не подставкой первого пальца, и вниз – не 3-м и 4-м пальцами.
14. Следует также соблюдать правильную аппликатуру в том случае, когда в аккомпанемент приходится играть какую-либо басовую ноту 5-м пальцем левой руки и принадлежащий к ней аккорд отдельно, а именно: не допускается никогда, чтобы 5-й палец участвовал в самом аккорде. Этот 5-й палец левой руки назначается всегда для низких басовых нот; иначе он помешает верности и ловкости игры тем, что не даст руке остановиться в прямом и спокойном направлении. Единственным исключением тут является, когда аккорд состоит из четырёх только нот.
15. Ряд двойных нот, терциями соединенных под дугой, довольно трудно связывается, в особенности, когда терции играются одновременно на верхних и на нижних клавишах. Например: ре-диез фа-диез и ми-соль или фа-диез-ля и соль-си-бемоль. Тогда первая терция играется правой рукой 2-м и 3-м, а вторая 1-м и 4-м пальцами; с левой же рукой, разумеется, наоборот. Если же требуется связать между собой аккорды, тогда, по крайней мере, одна клавиша должна быть связана в обоих аккордах.
16. Тоже надобно избегать излишнего употребления первого пальца в ровных (плавных) пассажах или в так называемых руладах (roulades). Чем реже рука переменяет свою позицию, тем спокойнее и плавнее будет исполнение рулады или вообще пассажа. Позицией руки в этом смысле называется то положение её, в котором она берёт клавиши без новой подставки первого пальца.
17. Вообще надобно соблюдать, чтобы рука, какой бы аппликатурой она не играла, всегда сохраняла бы спокойное и округлённое положение грациозного вида. Как только она начинает ковылять и вертеться, так что игра становится не ровной и плавной, тогда виной тому неправильная аппликатура.

Чаще всего ученики стремятся сыграть с начала до конца «во что бы то ни стало», не обращая внимания на аппликатуру, лиги, штрихи, ритм, никак не руководя своими действиями, ничего не слыша. Происходит какая-то путаница в сознании, неумение отличить читку с листа от разбора. При таком «способе» работы наступает быстрое «забалтывание» произведения. «Торопливость хуже лени» (Л.Толстой). Простая и ясная цель – сыграть произведение «гладко» с начала и до конца. Ровность, «гладкость» исполнения зависит от хорошо продуманной аппликатуры. От любого ученика требуется быть внимательным и аккуратным. Основной недостаток учеников в подборе аппликатуры – необдуманность. Они не умеют «смотреть» вперёд, применяя тот или иной палец, что и приводит к плохим результатам. При разборе музыкального произведения мы должны идти прямо к цели, а не «плутать» вокруг да около. Для этого необходимо быть аккуратным. А иногда требуется волевое усилие, чтобы остановиться и проверить, что же происходит в той или иной партии, в том или ином голосе, в той или иной руке.
«Удобная аппликатура». От этого термина веет уютом и покоем. Между тем аппликатуре приходится выполнять функции беспокойные, ответственные и разнообразные: умело расставленная и неизменяемая аппликатура надёжно охраняет память от опасных случайностей. Хитрая аппликатура создаёт предумышленные неудобства ради торжества исполняемого; предусмотрительная – ставит пальцам преграды; ловкая – перераспределяет фактуру и производит разумные фактурные конфискации, и, наконец, чуткая аппликатура откликается на зовы звукового воображения: вибрато, эхо, беззвучные и повторные нажатия и т. д. (Натан Перельман)
Плохая аппликатура, подобно косноязычию, отражает скученность мыслей, хорошая красноречива. (Натан Перельман).
Неуклюжая и некрасивая аппликатура не может породить красивую звучность. Уродливое на глаз уродливо и на слух. (Маргарет Лонг).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *