значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано
Методическое сообщение «Основные рекомендации по организации работы над аппликатурой обучающихся в классе фортепиано».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные рекомендации по организации работы над аппликатурой обучающихся в классе фортепиано.
Аппликатура- это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах, а также и само обозначение этого способа в нотах.
Правильный, удобный выбор пальцев помогает решать различные художественные задачи, способствует преодолению пианистических трудностей. Удачно подобранная аппликатура позволяет сэкономить время и добиться поставленной цели. Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно передает её смысл и раскрывает содержание.
-Учить маленького пианиста умению подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурной принцип.
-Развивать основные формы пианистических движений, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
-Воспитывать с первых лет обучения в учениках сознательное отношение к аппликатуре
-Знакомить с аппликатурными принципами и правилами великих мастеров.
Три принципа аппликатуры (Г.Нейгауз).
1 принцип- принцип физического удобства.(не всегда совпадают с задачами художественной выразительности) Л.Бетховен «32 вариации».(2-3,2-3 и.т.д)
2 принцип- аппликатура связана со стилем данного автора. Ф.Лист «Испанская рапсодия».(с 1-5п).
3 принцип- удобство для данной руки в связи с ее индивидуальностью.
Важные аппликатурные принципы, с которыми нужно обязательно познакомить ученика, рекомендации для юного пианиста:
1.Верная аппликатура, помогает преодолеть технические трудности и сэкономить время, найти наиболее краткий путь к достижению цели.
2.Сознательное отношение к аппликатуре ученика и борьба с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам.
3.Обозначая пальцы, не надо выписывать все, только в отношении неясности.
4.Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это важнейший аппликатурный принцип.
5.Стремится к естественной последовательности пальцев.
6.В секвенционных построениях играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует быстроте и прочности запоминания.
7.При подборе пальцев, по возможности находится в естественном собранном состоянии.
8.При подборе пальцев следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. 1 палец- тяжелый, для насыщенных звуков,4 палец- для утонченного звучания.
Советы по аппликатуре молодому исполнителю (Н. Голубовская) :
— играть разными пальцами надо в быстрых темпах;
— когда нота стоит на слабом времени и стремится к активной ноте;
— бессмысленна подмена пальцев в медленных темпах, теряется мелодическое единство.
— частое употребление 1 пальца углубляет мелодическую линию
— пользуйтесь скольжением с черной на белую клавишу. Это увеличивает объем позиции.
Аппликатура в работе над техникой (Е.Либерман).
1)Если аппликатура вызывает сомнение, поиграть в быстром темпе.
2)Один и тот же палец употреблять реже.
3)Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной.
4)5 палец в басах ставить поперек черной клавиши.
Правила аппликатуры по К. Э. Веберу.
Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения равных пассажей и для других технических трудностей.
Правильная аппликатура приводит к паставленной цели музыканта – удачному исполнению произведения с преодолением всех, поставленных перед ним технических и музыкальных трудностей.
Список использованной литературы.
1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игры на фортепиано».- М., Музыка, 1978.
2. Беренс Г. «50 маленьких фортепианных пьес» без октав для начинающих Соч.70 тетрадь I.- Киев, 1956.
3. Голубовская Н. «О исполнительстве».- Л., Музыка, 1985.
4. Коган Г. «Работа пианиста».- М., Классика – XXI, 2004.
5.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой».- М., Классика – XXI, 2003.
6.Макуренкова Е. «О педагогике В.В.Листовой».- М., Музыка, 1991.
7.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры».- М., Классика – XXI, 1999.
Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано
Введение
1. О методике работы с учеником над аппликатурой
2. Некоторые основные аппликатурные принципы
3. Распределение голосов между отдельными руками
4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо
5. Е Либерман. Об аппликатуре
6. Аппликатурные правила по К.Э.Веберу
Заключение
Список литературы
Цель данной работы – выделить круг наиболее важных проблем, связанных с развитием аппликатурных навыков у детей.
Цель определила следующие задачи:
— Учить маленького пианиста умению подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурный принцип.
— Развивать основные формы пианистических движений, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
— Воспитывать с первых лет обучения в учениках сознательное отношение к аппликатуре
— Знакомить с аппликатурными принципами и правилами великих мастеров.
1. О методике работы с учеником над аппликатурой
2. Некоторые основные аппликатурные принципы
3. Распределение голосов между отдельными руками
Одной из существенных исполнительских задач, связанных с рассматриваемыми вопросами, является распределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Этому придаётся большое значение. Нужная аппликатура для распределения материала между руками. Нужно, чтобы рукам было удобно и спокойно. Особенно в кантилене. Чтобы не было суеты и чтобы лучше место прозвучало, можно передать некоторые элементы из одной руки в другую. Но нельзя искажать авторский замысел, если это не ведёт к более совершенному разрешению стоящей художественной задачи.
4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо
Баховские рукописи лишены аппликатурных обозначений. В органных и клавирных сочинениях Баха содержится лишь несколько аппликатурных указаний.
Аппликатура, проставленная в нотах, принадлежит редактору. Надо научить ученика читать и изучать аппликатуру. Но выполнение аппликатуры является только первым шагом, который может не дать ещё понимания аппликатуры.
Вслед за прочтением аппликатуры необходимо:
—выяснить, с исполнением, какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура. Нет ли особых фразировочных моментов, объясняющих строение аппликатуры.
— искать и найти свободные движения руки, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
Наряду с умением читать аппликатуру нужно вырабатывать у ученика умение самостоятельно создавать и записывать аппликатуру. Удобно для этих целей пользоваться свободным от аппликатуры текстом, или пересматривать редакторскую аппликатуру. В результате этой работы должна быть плавность и естественность течения музыки. С этого процесса начинается вникание в музыку, начинается всякое изучение произведения.
Аппликатура в клавирных произведениях старинной музыки имеет целый ряд специфических особенностей. Приёмы, которые были распространены в XVII и первой половине XVIII века. Исполнение гаммообразных последовательностей без применения первого пальца. Восходящая последовательность в правой руке может исполняться аппликатурой: 3,4,3,4; нисходящая – аппликатурой: 3,2,3,2. Эти приёмы позволяют руке быть гибкой. Они сохраняют свою роль и в современном пианизме.
При обдумывании аппликатуры связно исполняемого трёхголосного полифонического произведения следует определить исполнение среднего голоса. Нижний голос исполняется левой рукой, верхний голос – правой. Средний голос нужно распределить между двумя руками так, чтобы каждая рука смогла связно исполнить порученный ей двухголосный фрагмент.
В четырёхголосном произведении голоса распределяются между левой и правой руками двумя способами: одна рука исполняет один голос, другая – три и каждой руке поручается два голоса. В первом случае рука не всегда может связно выполнять последовательность трезвучий. Однако и во втором случае не всегда можно связно исполнить одной рукой порученные ей два голоса. Простейшим примером могут служить параллельные сексты.
Можно их исполнять:
—при подмене пальцев, дающей возможность полного legato
— когда один голос исполняется legato, другой staccato. Аппликатура при восходящем направлении в правой руке 1/3, 1/4, 1/3, 1/4 или 1/4, 1/5, 1/4, 1/5.
Исполняется связно верхний голос.
— оба голоса исполняются в одинаковой манере non legato. Исполнение последовательности секст свободным non legato производит часто более плавное впечатление, чем попытка связать трудно связуемое.
Такое исполнение секст, может быть перенесено и на исполнение четырёх, пяти, шести голосов. Равномерное non legato приводит к большей плавности, чем попытка максимальной связи. Можно при помощи правой педали сочетать непринуждённые, свободные движения рук со связностью звучания.
Педаль помогает связать созвучия, трудно связуемые рукой. Она даёт возможность расстаться с клавиатурой и в свободном движении готовиться к новому извлечению звука. Педаль, освобождающая руку от обязанности держать клавиши нажатыми, является как бы продолжением аппликатуры. Двухголосие и трёхголосие следует проходить в школе сначала без педали. После достижения мастерства к исполнению трёхголосия желательно привлекать педаль. А изучение четырёхголосия нужно изучать с педалью.
— педаль, взятая на сильном времени, может преследовать цель – продление аккордовых тонов. Подобие цифрованному басу, характерному для баховской полифонии.
—педаль, взятая на слабом времени и снятая на сильном времени, подчёркивает движение затактов.
—педаль обогащает фортепиано, более бедное обертонами, чем у клавесина, клавикорда и органа.
5. Е.Либерман. Об аппликатуре
Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения разных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей.
1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу.
2. Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев.
3. Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру.
4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио.
5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором.
6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её разными пальцами.
7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы нот и рука инстинктивно возьмёт их какими пальцами ей удобнее будет исполнение.
8.Не всегда удобно излагается начало пассажа на черной клавише первым пальцем; бывают случаи, когда пассаж выходит гораздо плавнее и даже спокойнее, если начать их именно первым пальцем.
9.Перед верхней клавишей нужно в пассажах большей частью ставить первый палец и после неё также обыкновенно практичнее ставит его, особенно если следующая клавиша отдалена от неё на три или четыре клавиши вверх.
10. Если в пассаже встречается расстояние больше кварты вверх или если пассаж кончается таким расстоянием, то во всяком случае надо класть первый палец на последнюю клавишу перед оными.
11. В арпеджио или в пассажах, похожих на арпеджио, надобно брать первым пальцем те клавиши (если они белые) в пассаже, на которых кончаются естественные группы, составляющие пассаж.
12. Если пассажи кончаются на чёрной клавише, не принадлежащей собственно к пассажу, то можно брать её четвёртым пальцем.
13. Во всяком случае, следует так постановить аппликатуру, чтобы пассажи кончались: вверх – не подставкой первого пальца, и вниз – не 3-м и 4-м пальцами.
14. Следует также соблюдать правильную аппликатуру в том случае, когда в аккомпанемент приходится играть какую-либо басовую ноту 5-м пальцем левой руки и принадлежащий к ней аккорд отдельно, а именно: не допускается никогда, чтобы 5-й палец участвовал в самом аккорде. Этот 5-й палец левой руки назначается всегда для низких басовых нот; иначе он помешает верности и ловкости игры тем, что не даст руке остановиться в прямом и спокойном направлении. Единственным исключением тут является, когда аккорд состоит из четырёх только нот.
15. Ряд двойных нот, терциями соединенных под дугой, довольно трудно связывается, в особенности, когда терции играются одновременно на верхних и на нижних клавишах. Например: ре-диез фа-диез и ми-соль или фа-диез-ля и соль-си-бемоль. Тогда первая терция играется правой рукой 2-м и 3-м, а вторая 1-м и 4-м пальцами; с левой же рукой, разумеется, наоборот. Если же требуется связать между собой аккорды, тогда, по крайней мере, одна клавиша должна быть связана в обоих аккордах.
16. Тоже надобно избегать излишнего употребления первого пальца в ровных (плавных) пассажах или в так называемых руладах (roulades). Чем реже рука переменяет свою позицию, тем спокойнее и плавнее будет исполнение рулады или вообще пассажа. Позицией руки в этом смысле называется то положение её, в котором она берёт клавиши без новой подставки первого пальца.
17. Вообще надобно соблюдать, чтобы рука, какой бы аппликатурой она не играла, всегда сохраняла бы спокойное и округлённое положение грациозного вида. Как только она начинает ковылять и вертеться, так что игра становится не ровной и плавной, тогда виной тому неправильная аппликатура.
Заключение
Чаще всего ученики стремятся сыграть с начала до конца «во что бы то ни стало», не обращая внимания на аппликатуру, лиги, штрихи, ритм, никак не руководя своими действиями, ничего не слыша. Происходит какая-то путаница в сознании, неумение отличить читку с листа от разбора. При таком «способе» работы наступает быстрое «забалтывание» произведения. «Торопливость хуже лени» (Л.Толстой). Простая и ясная цель – сыграть произведение «гладко» с начала и до конца. Ровность, «гладкость» исполнения зависит от хорошо продуманной аппликатуры. От любого ученика требуется быть внимательным и аккуратным. Основной недостаток учеников в подборе аппликатуры – необдуманность. Они не умеют «смотреть» вперёд, применяя тот или иной палец, что и приводит к плохим результатам. При разборе музыкального произведения мы должны идти прямо к цели, а не «плутать» вокруг да около. Для этого необходимо быть аккуратным. А иногда требуется волевое усилие, чтобы остановиться и проверить, что же происходит в той или иной партии, в том или ином голосе, в той или иной руке.
«Удобная аппликатура». От этого термина веет уютом и покоем. Между тем аппликатуре приходится выполнять функции беспокойные, ответственные и разнообразные: умело расставленная и неизменяемая аппликатура надёжно охраняет память от опасных случайностей. Хитрая аппликатура создаёт предумышленные неудобства ради торжества исполняемого; предусмотрительная – ставит пальцам преграды; ловкая – перераспределяет фактуру и производит разумные фактурные конфискации, и, наконец, чуткая аппликатура откликается на зовы звукового воображения: вибрато, эхо, беззвучные и повторные нажатия и т. д. (Натан Перельман)
Плохая аппликатура, подобно косноязычию, отражает скученность мыслей, хорошая красноречива. (Натан Перельман).
Неуклюжая и некрасивая аппликатура не может породить красивую звучность. Уродливое на глаз уродливо и на слух. (Маргарет Лонг).
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе фортепиано
Методическая разработка
Аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе фортепиано
Данилкова Елена Александровна,
преподаватель фортепиано ДШИ №24
п. Загорский, Новокузнецкого района
Кемеровской области
Введение
1. О методике работы с учеником над аппликатурой
2. Некоторые основные аппликатурные принципы
3. Распределение голосов между отдельными руками
4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо
5. Е Либерман. Об аппликатуре
6. Аппликатурные правила по К.Э.Веберу
Заключение
Список литературы
Цель данной работы – выделить круг наиболее важных проблем, связанных с развитием аппликатурных навыков у детей.
Цель определила следующие задачи:
— Учить маленького пианиста умению подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурный принцип.
— Развивать основные формы пианистических движений, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
— Воспитывать с первых лет обучения в учениках сознательное отношение к аппликатуре
— Знакомить с аппликатурными принципами и правилами великих мастеров.
1. О методике работы с учеником над аппликатурой
2. Некоторые основные аппликатурные принципы
3. Распределение голосов между отдельными руками
Одной из существенных исполнительских задач, связанных с рассматриваемыми вопросами, является распределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Этому придаётся большое значение. Нужная аппликатура для распределения материала между руками. Нужно, чтобы рукам было удобно и спокойно. Особенно в кантилене. Чтобы не было суеты и чтобы лучше место прозвучало, можно передать некоторые элементы из одной руки в другую. Но нельзя искажать авторский замысел, если это не ведёт к более совершенному разрешению стоящей художественной задачи.
4. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо
Баховские рукописи лишены аппликатурных обозначений. В органных и клавирных сочинениях Баха содержится лишь несколько аппликатурных указаний.
Аппликатура, проставленная в нотах, принадлежит редактору. Надо научить ученика читать и изучать аппликатуру. Но выполнение аппликатуры является только первым шагом, который может не дать ещё понимания аппликатуры.
Вслед за прочтением аппликатуры необходимо:
—выяснить, с исполнением, какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура. Нет ли особых фразировочных моментов, объясняющих строение аппликатуры.
— искать и найти свободные движения руки, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.
Наряду с умением читать аппликатуру нужно вырабатывать у ученика умение самостоятельно создавать и записывать аппликатуру. Удобно для этих целей пользоваться свободным от аппликатуры текстом, или пересматривать редакторскую аппликатуру. В результате этой работы должна быть плавность и естественность течения музыки. С этого процесса начинается вникание в музыку, начинается всякое изучение произведения.
Аппликатура в клавирных произведениях старинной музыки имеет целый ряд специфических особенностей. Приёмы, которые были распространены в XVII и первой половине XVIII века. Исполнение гаммообразных последовательностей без применения первого пальца. Восходящая последовательность в правой руке может исполняться аппликатурой: 3,4,3,4; нисходящая – аппликатурой: 3,2,3,2. Эти приёмы позволяют руке быть гибкой. Они сохраняют свою роль и в современном пианизме.
При обдумывании аппликатуры связно исполняемого трёхголосного полифонического произведения следует определить исполнение среднего голоса. Нижний голос исполняется левой рукой, верхний голос – правой. Средний голос нужно распределить между двумя руками так, чтобы каждая рука смогла связно исполнить порученный ей двухголосный фрагмент.
В четырёхголосном произведении голоса распределяются между левой и правой руками двумя способами: одна рука исполняет один голос, другая – три и каждой руке поручается два голоса. В первом случае рука не всегда может связно выполнять последовательность трезвучий. Однако и во втором случае не всегда можно связно исполнить одной рукой порученные ей два голоса. Простейшим примером могут служить параллельные сексты.
Можно их исполнять:
—при подмене пальцев, дающей возможность полного legato
— когда один голос исполняется legato, другой staccato. Аппликатура при восходящем направлении в правой руке 1/3, 1/4, 1/3, 1/4 или 1/4, 1/5, 1/4, 1/5.
Исполняется связно верхний голос.
— оба голоса исполняются в одинаковой манере non legato. Исполнение последовательности секст свободным non legato производит часто более плавное впечатление, чем попытка связать трудно связуемое.
Такое исполнение секст, может быть перенесено и на исполнение четырёх, пяти, шести голосов. Равномерное non legato приводит к большей плавности, чем попытка максимальной связи. Можно при помощи правой педали сочетать непринуждённые, свободные движения рук со связностью звучания.
Педаль помогает связать созвучия, трудно связуемые рукой. Она даёт возможность расстаться с клавиатурой и в свободном движении готовиться к новому извлечению звука. Педаль, освобождающая руку от обязанности держать клавиши нажатыми, является как бы продолжением аппликатуры. Двухголосие и трёхголосие следует проходить в школе сначала без педали. После достижения мастерства к исполнению трёхголосия желательно привлекать педаль. А изучение четырёхголосия нужно изучать с педалью.
— педаль, взятая на сильном времени, может преследовать цель – продление аккордовых тонов. Подобие цифрованному басу, характерному для баховской полифонии.
—педаль, взятая на слабом времени и снятая на сильном времени, подчёркивает движение затактов.
—педаль обогащает фортепиано, более бедное обертонами, чем у клавесина, клавикорда и органа.
5. Е.Либерман. Об аппликатуре
6. Аппликатурные правила по К.Э.Веберу
Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения разных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей.
1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу.
2. Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев.
3. Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру.
4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио.
5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором.
6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её разными пальцами.
7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы нот и рука инстинктивно возьмёт их какими пальцами ей удобнее будет исполнение.
8.Не всегда удобно излагается начало пассажа на черной клавише первым пальцем; бывают случаи, когда пассаж выходит гораздо плавнее и даже спокойнее, если начать их именно первым пальцем.
9.Перед верхней клавишей нужно в пассажах большей частью ставить первый палец и после неё также обыкновенно практичнее ставит его, особенно если следующая клавиша отдалена от неё на три или четыре клавиши вверх.
10. Если в пассаже встречается расстояние больше кварты вверх или если пассаж кончается таким расстоянием, то во всяком случае надо класть первый палец на последнюю клавишу перед оными.
11. В арпеджио или в пассажах, похожих на арпеджио, надобно брать первым пальцем те клавиши (если они белые) в пассаже, на которых кончаются естественные группы, составляющие пассаж.
12. Если пассажи кончаются на чёрной клавише, не принадлежащей собственно к пассажу, то можно брать её четвёртым пальцем.
13. Во всяком случае, следует так постановить аппликатуру, чтобы пассажи кончались: вверх – не подставкой первого пальца, и вниз – не 3-м и 4-м пальцами.
14. Следует также соблюдать правильную аппликатуру в том случае, когда в аккомпанемент приходится играть какую-либо басовую ноту 5-м пальцем левой руки и принадлежащий к ней аккорд отдельно, а именно: не допускается никогда, чтобы 5-й палец участвовал в самом аккорде. Этот 5-й палец левой руки назначается всегда для низких басовых нот; иначе он помешает верности и ловкости игры тем, что не даст руке остановиться в прямом и спокойном направлении. Единственным исключением тут является, когда аккорд состоит из четырёх только нот.
15. Ряд двойных нот, терциями соединенных под дугой, довольно трудно связывается, в особенности, когда терции играются одновременно на верхних и на нижних клавишах. Например: ре-диез фа-диез и ми-соль или фа-диез-ля и соль-си-бемоль. Тогда первая терция играется правой рукой 2-м и 3-м, а вторая 1-м и 4-м пальцами; с левой же рукой, разумеется, наоборот. Если же требуется связать между собой аккорды, тогда, по крайней мере, одна клавиша должна быть связана в обоих аккордах.
16. Тоже надобно избегать излишнего употребления первого пальца в ровных (плавных) пассажах или в так называемых руладах (roulades). Чем реже рука переменяет свою позицию, тем спокойнее и плавнее будет исполнение рулады или вообще пассажа. Позицией руки в этом смысле называется то положение её, в котором она берёт клавиши без новой подставки первого пальца.
17. Вообще надобно соблюдать, чтобы рука, какой бы аппликатурой она не играла, всегда сохраняла бы спокойное и округлённое положение грациозного вида. Как только она начинает ковылять и вертеться, так что игра становится не ровной и плавной, тогда виной тому неправильная аппликатура.
Чаще всего ученики стремятся сыграть с начала до конца «во что бы то ни стало», не обращая внимания на аппликатуру, лиги, штрихи, ритм, никак не руководя своими действиями, ничего не слыша. Происходит какая-то путаница в сознании, неумение отличить читку с листа от разбора. При таком «способе» работы наступает быстрое «забалтывание» произведения. «Торопливость хуже лени» (Л.Толстой). Простая и ясная цель – сыграть произведение «гладко» с начала и до конца. Ровность, «гладкость» исполнения зависит от хорошо продуманной аппликатуры. От любого ученика требуется быть внимательным и аккуратным. Основной недостаток учеников в подборе аппликатуры – необдуманность. Они не умеют «смотреть» вперёд, применяя тот или иной палец, что и приводит к плохим результатам. При разборе музыкального произведения мы должны идти прямо к цели, а не «плутать» вокруг да около. Для этого необходимо быть аккуратным. А иногда требуется волевое усилие, чтобы остановиться и проверить, что же происходит в той или иной партии, в том или ином голосе, в той или иной руке.
«Удобная аппликатура». От этого термина веет уютом и покоем. Между тем аппликатуре приходится выполнять функции беспокойные, ответственные и разнообразные: умело расставленная и неизменяемая аппликатура надёжно охраняет память от опасных случайностей. Хитрая аппликатура создаёт предумышленные неудобства ради торжества исполняемого; предусмотрительная – ставит пальцам преграды; ловкая – перераспределяет фактуру и производит разумные фактурные конфискации, и, наконец, чуткая аппликатура откликается на зовы звукового воображения: вибрато, эхо, беззвучные и повторные нажатия и т. д. (Натан Перельман)
Плохая аппликатура, подобно косноязычию, отражает скученность мыслей, хорошая красноречива. (Натан Перельман).
Неуклюжая и некрасивая аппликатура не может породить красивую звучность. Уродливое на глаз уродливо и на слух. (Маргарет Лонг).