значение и задачи обучения пению детей дошкольного возраста
Значимость пения в дошкольном возрасте. Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста
Наталья Апанасова
Значимость пения в дошкольном возрасте. Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста
«Значимость пения в дошкольном возрасте.»
«Образные приёмы для развития певческих навыков детей дошкольного возраста.»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музы-кальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возмож-ность ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее разви-тие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном разви-тии.
Только в деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображе-ние, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности. В любой деятельности необходимы сознательность и целена-правленность. Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстника-ми и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия.
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углуб-ленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окру-жающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются пережива-ния ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно му-зыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.» (Ветлугина Н. А.)
Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его лично-стных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активи-зируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое раз-витие детей.
Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными про-цессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая му-зыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значе-ние, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообраще-ния, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехте-рев, И. Б. Павлов.
Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н. А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы пев-ческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению певческой установки, во-кальными и хоровыми навыками (звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой инто-нации, ансамблем). Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном воз-расте проанализировала А. Д. Войнова. Особенности развития музыкального слуха, мето-ды и приемы обучения пению, роль упражнений и их систематизация, развитие самостоя-тельности, творчества в пении, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода исследованы Н. А. Ветлугиной и ее учениками (А. Катинене, Р. Т. Зинич, Т. В. Вол-чанская, А. И. Ходькова, М. Ю. Викат, М. А. Медведева).
Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявле-ния активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных си-туаций (А. Катинене).
К пению можно относиться по-разному. Детей начинают учить пению с детского са-да. В школе музыке и ритмике тоже уделяется немаловажное значение, хотя ясно, что по-давляющее большинство детей, не будет после школы заниматься музыкой профессио-нально. И все- таки даже детям, не проявляющим склонности к музыке, пытаются привить основы музыкальной грамоты. Играют ли здесь роль представления о гармоничном разви-тии личности, или же элементарное музыкальное образование имеет практическое значе-ние в жизни? Размышляя над этим вопросом, необходимо взвесить все «за» и «против». В любом случае пение (рисование, танец, любой вид творческой работы) развивают ребенка, позволяют ему сказать о себе нечто большее, чем просто назвать свое имя, адрес и год рождения.
Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринуж-денному и выразительному пению. Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Для этого необходимо обучать простейшим певческим навыкам. Конечно, на пер-вых порах маленькие дети лишь подтягивают отдельные звуки, слоги, подражая пению взрослого, но постепенно их пение становится более самостоятельным, и к школьному возрасту (а часто и раньше) они способны правильно и стройно исполнять несложную ме-лодию, вовремя начинать и заканчивать ее, соблюдать указанный темп и его изменения, точно исполнять ритмический рисунок и динамические оттенки.
Все это общие, давно известные положения, которые необходимо знать каждому пе-дагогу. Но как сделать так, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он с удовольствием шел на занятия!
Для меня нет ничего неприятнее, чем сознание того, что детям скучно, неинтересно… И вот тогда на помощь приходит образное слово и игра, но главное образность. Любое, даже самое скучное, упражнение можно преподнести весело и интересно. Вот несколько образных приёмов, из практики моей работы, которые очень помогают заинтересовать ребят,донести до них нужную мне информацию в интересной форме:
«Бутерброд с маслом»— очень нравится детям «намазывать масло на бутерброд». Ну, а масло это наш голос! Пение на легато один из самых сложных видов пения в этом воз-расте, но благодаря такому простому сравнению дети очень быстро и легко понимают, как нужно петь.
Конечно, петь с ним очень весело и интересно, что и требовалось! С помощью этого замечательного помощника я решаю много педагогических задач, которые воспринима-ются детьми очень легко и весело!
Таким образом, занятия проходят легко, весело и без напряжения со стороны детей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Мне кажется, занимаясь с ребенком, важно помнить, что наиболее благоприят-ного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
1. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса». Москва, 1983
2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе».Мо-сква: Музыка, 1972
3. Макарова Е. С. «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обуче-ния». Москва, 1990
4. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль, 1984
5. Радынова О. П., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников». М. : Просвещение, 1994
6. Сергеева Б. Программа обучения по специальности «Пение». Санкт-Петербург, 2003 г.
7. Халабузарь П. В., Попов В. С. «Теория и методика музыкального воспитания». Санкт-Петербург, 2000
Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.
Значение и задачи обучения пению детей дошкольного возраста
Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.
Пение относится к области хорового искусства. Поэтому содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.
Роль и задачи пения
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетичес кого воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспиты вает.
Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус-оце ночное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.
Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, уве личивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлени ях природы.
Занятия пением помогают организовать, объе динить детский коллектив, способствуют развитию чувства това рищества.
В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В дошкольном репертуаре есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, вос питывающие уважение к ним, формирующие нравственность.
В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладо вое и музыкально-ритмическое чувство.
Перечислим задачи обучения пению детей дошкольного возраста:
— формирование у детей певческих умений и навыков;
— обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с по мощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
— развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
— развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для это го возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста.
Задачи по пению во II группе раннего возраста следующие:
— приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узна вать их;
— побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя от дельные слова;
— развивать первоначальные певческие реакции.
Задачи по обучению пению в I младшей группе следующие:
— развивать певческие интонации;
— подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю;
— привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.
Четвертый год жизни. Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи:
— учить детей петь естественным голосом, без напряжения;
— внятно и осмысленно произносить слова, протягивать про должительные звуки;
— не отставать и не опережать друг друга при пении;
— интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;
— петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопро вождением и без него.
Пятый год жизни. При обучении пению педагог в средней группе должен выпол нять следующие задачи:
— учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения;
— петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкаль ными фразами;
— произносить слова внятно, правильно;
— учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей;
— петь в сопровождении инструмента и без него.
Шестой год жизни. Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет сле дующее:
— приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно;
— приучает брать дыхание между музыкальными фразами;
— продолжает учить отчетливо произносить слова;
— учит одновременно начинать и заканчивать песню, вырази тельно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;
— учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;
Седьмой год жизни. В подготовительной к школе группе детей обучают:
— выразительному пению: звонкости, напевности, легкости зву чания;
— правильному дыханию, удержанию его до конца фраз;
— всем правилам ансамблевого пения;
— дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него;
— различению движения мелодии вверх и вниз, долгих и корот ких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют прин ципы их размещения на нотоносце;
— импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») и попевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков;
— коллективному и индивидуальному пению с сохранением правильной осанки.
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
Ольга Старовойтова
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
Статья «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».
Составила: музыкальный руководитель Старовойтова Ольга Александровна МБДОУ «Детский сад №5 № «Колокольчик» комбинированного вида г. Бокситогорска»
«Хотите научиться петь, учитесь у детей и птиц».
Мусин Алмат Жумабекович
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки …»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.
Пение – древнейшее искусство, которое улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь. Оказывается, петь не только приятно, но и полезно.
Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Дети очень любят петь, поют охотно, с удовольствием. Ветлугина Н. А. считает, что »пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке».
Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является составляющей основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, ребенок укрепляет своё здоровье.
Доказано, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Для выполнения цели мной были поставлены задачи:
1. Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма).
3. Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.
4. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Обучение пению должно начинаться с определения диапазона звучания, типа и особенности голоса ребенка.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
С подбором репертуара начинается вокально-хоровая работа:
Правила певческой установки.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
• сидеть (стоять) ровно;
• корпус и шею не напрягать
• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;
• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Вокально-хоровые навыки:
4. Чистота интонирования
1. Работа над дыханием.
Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают различные упражнения:
— дыхательные упражнения без звука;
— звуковые дыхательные упражнения;
— упражнения под музыку.
Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Пение позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Эмоции ребёнка тесно связаны с дыханием, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать у детей эмоциональное состояние.
Чтобы научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч я в своей работе очень часто использую упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).
В последующей своей работе над дыханием задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
В своей работе использую игры на развитие речевого и певческого дыхания из сборника «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.
2. Следующий этап – звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра.
На занятиях я добиваюсь, чтобы голос у детей был естественным, звонким и лёгким. Дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Работая над звукообразованием необходимо напоминать детям, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Работу по звукообразованию целесообразно начинать с детьми младшей группы. Учить детей протягивать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз. Так в своей работе я использую песню «Петушок», «Корова» М. Раухвергера. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.
Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие — при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами:
— утечку воздуха («ш», «ж») ;
— значительного выдоха («в», «ф», «з»).
Добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией можно с помощью народных прибауток, построенных в основном на одном — двух звуках. Например, я использую в своей работе такие народные прибаутки, как «Барашеньки», «Андрей — воробей», «Дин — дон». Так же очень часто в работе с детьми использую такие игровые упражнения:
Работа над дикцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования. В своей в работе с детьми я использую скороговорки и чистоговорки, которые помогают добиться чистоты произношения звуков.
Перед тем, как начать работать над дикцией, обязательно делаем с детьми артикуляционную гимнастику.
В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и так далее).
6. Красивое, чистое исполнение песни закладывает основы ансамбля. Ансамбль – это целостность, слитность звучания. В пении хором важно научить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Так же очень важно, чтобы дети начинали петь все вместе одновременно, выдерживали темп песни и заканчивали пение так же одновременно. Слаженность в пении у детей даёт заметный результат такой приём, как пение «цепочкой».
Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно. Вокальные навыки помогают в работе над песней, которая состоит из трёх этапов:
Ознакомление с новым музыкальным произведением;
Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много. Организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.
В заключении хочется сказать о пользе пения у детей.
Занятия вокалом приносят неоценимую пользу. Прежде всего, у ребенка укрепляется иммунитет за счет вибраций, создаваемых в организме при пении. У хорошо поющих детей диапазон воспроизводимых частот охватывает от 70 до 3000 колебаний в секунду.
Регулярные занятия горловым пением помогают детям лечить астму. Это обусловлено особым диафрагмальным дыханием, которое стимулирует работу легких и положительно сказывается на нервной системе певцов. Кроме того, пением можно вылечить ребенка от легкого заикания.
Занимающиеся вокалом дети становятся дружелюбнее и быстрее налаживают контакты со сверстниками. Это большой плюс в пользу психического здоровья, которое не менее важно, чем физическое.
Детям приносит пользу как хоровое пение, так и а капельное. Вреда от занятий вокалом не обнаружено. Таким образом, если вы заметили у ребенка интерес или предрасположенность к вокальному искусству, обязательно поспособствуйте развитию соответствующих способностей.
Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней.
В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.
Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.
Отсюда вытекает вывод: пойте как можно больше сами и не запрещайте петь своим детям
Список использованной литературы:
2. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2
3. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
4. Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
8. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004г.
Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Обобщение опыта. «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный.
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.
Консультация «Как влияет процесс распевания на развитие певческих навыков дошкольника» Как влияет процесс распевания на развитие певческих навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении. Планируя своё занятие на каждый.
Конспект тематического занятия в старшей группе «Развитие вокально-певческих навыков» Конспект тематического занятия в старшей группе «Развитие вокально-певческих навыков» Составила: музыкальный руководитель Кудрявцева Марина.
Презентация по обобщению педагогического опыта «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Педагогический опыт по теме «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Здравствуйте! Уважаемые коллеги я хочу поделиться опытом.
Программа самообразования на тему «Развитие певческих навыков детей посредством использования игровых методов и приёмов» Программа самообразования на тему: «Развитие певческих навыков детей посредством использования игровых методов и приёмов» (2018 – 2019.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.
Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста Проводить рефлексию настроения и эмоционального состояния иногда бывает целесообразно в начале образовательной деятельности и в конце. Если.