значение слова миф мифология религия культ жрец
Значение слова миф
Словарь Ушакова
1. Древнее народное сказание о богах или героях (ист. лит.). Мифы классической древности. Миф об Антее. Миф о Прометее.
| Легенда, сказание, как составная часть религиозного исповедания (книж.). Христианский миф. Миф о воплощении божества.
2. перен. Что-нибудь легендарное, фантастическое, баснословное; вымысел, выдумка. Его сведения оказались мифом. Это чистейший миф.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. mythos предание, сказание)
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. mythos — предание, сказание)
1) сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у некоторых народов в определенное время, в начале их истории и передающее представления их о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; часть будущих научных понятий зародились в мифах;
2) вымысел. Мифический — сказочный, легендарный, вымышленный.
Культурология. Словарь-справочник
особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно.
Античный мир. Словарь-справочник
Ботвинник М.Н., Коган Б.М., Рабинович М.Б., Селецкий Б.Н. Мифологический словарь. М., 1985; Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1955; Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987; Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 1985; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992; Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989; Тренчени-Вальдапфель И. Мифология / Пер. с венг. М., 1957.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от греч. mythos — сказание, предание) — плод коллективной фантазии, рассказ о богах, героях, демонах, духах и проч., отражающий представления о непознанных силах природы и общества.
Рб: роды и жанры литературы
Род: жанр + мифология
Асс: условность в искусстве, фантастическое в литературе
* «Героические образы мифов широко использовались в искусстве и литературе последующих эпох. Подвергаясь переосмыслению, они тем не менее сохраняют значение вечных символов человеческого героизма» (Е.Г. Руднева).
«Миф определил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы, особенно на ранних стадиях их развития» (Ю.Б. Борев). *
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Война с Телефом перед Троянской войной — это что-то вроде финской кампании», — сказал И. О.
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Басня, принимаемая всерьез.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Древние сказания о богах и героях, о происхождении жизни на земле.
Античность от А до Я. Словарь-справочник
греческое понятие, обозначавшее форму общественного сознания, отражающую в виде образного повествования представления о природе, обществе и личности. Мифы дают объяснение многим ритуальным действиям людей (например, миф о Прометее, обманувшем Зевса во время жертвенного ритуала объясняет древнегреческий обычай приносить в жертву богам именно кости животных). В античные времена мифы представляли собой теоретический и практический способ освоения действительности.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG myth)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МИФ, а, м.
1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее.
3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь миф.
| прил. мифический, ая, ое.
Значение слова мифология
Словарь Ушакова
мифол о гия, мифологии, жен.
1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология.
2. только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология.
Культурология. Словарь-справочник
(греч. mythos – предание, сказание + logos – слово, учение) – совокупность мифов, рассказов, повествований о богах, героях, демонах и пр., отражавших фантастичность представлений людей о мире, природе, человеческом бытии в доклассовом и раннеклассовых обществах.
Мифология являлась господствующей формой мировоззрения в родовой общине. В мифологии имели место зачатки философии, этики, религии, эстетическое отношение человека к действительности.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
совокупность мифов. Мифологией называют также науку, изучающую мифы.
Рб: роды и жанры литературы
* «Мифология — специфическая для родового общества форма выражения идеологического синкретизма, иначе говоря. древние мифы содержат в неразвернутом еще единстве зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе» (Е.М. Мелетинский).
«Большое значение для европейских литератур имела древнегреческая и римская мифология — образы, имена богов и героев, рассказы об их отношениях, подвигах, приключениях. Имена античных богов вошли в речевой обиход культурных слоев европейских народов. На основе мифологических рассказов были созданы сюжеты некоторых литературных произведений» (Г.Н. Поспелов). *
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Совокупность мифов (в 1 знач.).
2. Наука, изучающая мифы (в 1 знач.).
Античность от А до Я. Словарь-справочник
1) научную дисциплину, изучающую сохранившиеся мифы;
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МИФОЛОГИЯ, и, ж.
1. Совокупность мифов (в 1 знач.) какогон. народа. Древнегреческая м. Славянская м.
2. Наука, изучающая мифы (в 1 знач.).
| прил. мифологический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Большая Советская Энциклопедия
(греч. mythología, от mýthos ≈ предание, сказание и lógos ≈ слово, рассказ, учение), фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований ≈ мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В М. эти представления получили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: славянский Велес (Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада или абхазский Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Новой Зеландии, в Нигерии и у многих других народов мира.
Мифологическое мышление очень рано пришло к разного рода историческим и космогоническим обобщениям. С переходом людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках (исторический М.). Создавалась М. о сменах прежних божественных и демонических поколений (М. космогоническая и теогоническая). Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни привели к возникновению М. эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытно общинного строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.
В первобытнообщинной формации М. была своего рода наивной верой, единственной формой идеологии. В раннеклассовом обществе М. стала аллегорической формой выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и литературе. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное оформление и использование. Например, Афина Паллада у Эсхила оказалась богиней восходящих демократических Афин, а образ Прометея был наделён Эсхилом передовыми и даже революционными идеями. В этом смысле М. никогда не умирала, мифологические образы и поныне используются современными политическими деятелями, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеческого бытия, М. рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, её страданиях и радостях.
В рамках мифологической школы в середине 19 в. возник ряд позитивистских мифологических теорий: солярно-метеорологическая теория (немецкие учёные А. Кун, М. Мюллер, русские ≈ Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Ф. Миллер и др.), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономических и атмосферных явлений; теория «низшей М.» или «демонологическая» (немецкие учёные В. Шварц, В. Манхардт и др.), которая представляла мифы как отражение самых обыденных явлений жизни; анимистическая теория, сторонники которой переносили представления о человеческой душе на всю природу (английские учёные Э. Тайлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, немецкий ≈ Л. Фробениус, русский ≈ В. Клингер и др.). Широкую популярность получила в 19 в. историко-филологическая теория (немецкие учёные Г. Узенер, У. Виламовиц-Мёллендорф и др., русские ≈ В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, С. А. Жебелев, Н. И. Новосадский, И. И. Толстой и др.), использовавшая методы литературного и лингвистического анализа при изучении мифов.
Современные буржуазные теории базируются исключительно на логических и психологических данных истории человеческого сознания, вследствие чего М. истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла быть на заре человеческой истории. Эти теории носят, как правило, абстрактный и антиисторический характер. Среди психологических теорий 20 в. большой популярностью пользовалась концепция австрийского учёного З. Фрейда, которая все процессы социальной жизни, культуры сводила к психической жизни индивидуума, выдвигала на первый план подсознательные, по преимуществу сексуальные потребности, которые якобы являются единственным фактором всего сознательного поведения человека. Один из крупнейших фрейдистов швейцарский учёный К. Юнг видел в М. выражение бессознательной фантазии первобытного человеческого коллектива. В противоположность фрейдизму «дологическая теория» (конец 20≈30-x гг. 20 в.) французского учёного Л. Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль якобы основана только на феноменальной памяти и на ассоциациях по смежности. Большое распространение имеет культурно-историческая теория мифообразования (английские учёные Дж. Фрейзер, Г. Р. Леви, Б. К. Малиновский, французские ≈ Ж. Дюмезиль, П. Сентив, американский ≈ Р. Карпентер и др.). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магического обряда. Структурная типология мифа (французский учёный К. Леви-Строс в трудах 50 ≈ начала 70-x гг. 20 в.) видит в М. поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Мифологические теории буржуазной науки, используя для объяснения М. ту или иную способность или деятельность отдельного человека (сексуальную, аффективно-волевую, умственную, религиозную, научную и т. д.), дают объяснение какой-нибудь одной стороны мифотворчества.
Ни одна из этих концепций не может объяснить социальную сущность М., ибо объяснения следует искать не в отдельных способностях человеческого духа, а в социальных условиях, породивших идеологию того или иного общества и, следовательно, составную её часть ≈ М. Эта материалистическая концепция лежит в основе трудов советских учёных А. М. Золотарева, А. Ф. Лосева, С. А. Токарева, Ю. П. Францева, Б. И. Шаревской и др.; культурно-историческое толкование М. на марксистской основе и связанный с этим сравнительно-исторический анализ мирового эпоса даётся у В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева, В. М. Жирмунского, В. И. Абаева, Е. М. Мелетинского, И. Н. Голенищева-Кутузова и др.
Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч.1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. ≈ Л., 1959; Токарев С. А., Что такое мифология?, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, 1962, в, 10; его же, Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с. 68≈133; Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Шахнович М. И., Первобытная мифология и философия, Л., 1971; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Донини А., Люди, идолы и боги, пер. с итал., М., 1962; Леви-Строс К., Структура мифа, «Вопросы философии», 1970, ╧ 7; The mythology of all races, ed. J. A. MacCulloch, v. 1≈12, Boston, 1916≈1928; Levi-Strauss С., Mythologiques, t. 1≈4, P., 1964≈71; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk ≈ Los Ang., 1970. Перечень работ о М. как науке см. при ст. Мифология, Философская энциклопедия, т. 3.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Большинство определений «мифа» ограничивают мифы историями. Таким образом, не повествовательные элементы религии, такие как ритуал, не являются мифами.
Богословие и миф
По словам Хеге, и примитивное, и современное богословие неизбежно ограничено своей мифической основой:
Религия
Мифология
Термин мифология обычно относится либо к системе мифов, либо к их изучению. Однако само слово «миф» имеет несколько (и несколько противоречивых) определений:
Что касается изучения культуры и религии, вот некоторые из определений, которые использовали ученые:
Сходства между различными религиозными мифологиями
Учитывая любое из приведенных выше определений «мифа», мифы многих религий, как древних, так и современных, имеют общие элементы. Широко распространенные сходства между религиозными мифологиями включают следующее:
Сходства между культурами и временными периодами могут быть полезны, но обычно нелегко объединить верования и истории из разных групп. Упрощение культур и периодов времени за счет исключения подробных данных остается уязвимым или ненадежным в этой области исследований.
Контрасты между различными религиозными мифологиями
Хотя между большинством религиозных мифологий есть сходство, есть и контрасты. Многие мифологий сосредоточиться на объяснениях вселенной, природные явления, или другие темы человеческого существования, часто приписывая агентство по одному или нескольким божествам или других сверхъестественных сил. Однако в некоторых религиях очень мало историй такого рода с космическим объяснением. Например, буддийская притча о стреле предостерегает от таких спекуляций, как «[Является ли] мир вечным или нет? [Является ли] душа отличной от тела? [Существует ли] просветленный после смерти или нет?», Рассматривая их. как не имеющий отношения к цели избежать страдания.
Академические взгляды
С момента зарождения современной философии и науки в 16 веке многие западные интеллектуалы считали миф устаревшим. Фактически, некоторые утверждали, что христианской религии было бы лучше без мифологии, или даже что христианству было бы лучше без религии:
[JAT] Робинсон выступал за «отделение христианского учения о Боге от любой необходимой зависимости от« сверхъестественного »мировоззрения». Он понимал это как пророческий аспект служения Церкви миру. [. ] В то время атеизм считался христианским Евангелием, которое следует проповедовать миру. Дж. Дж. Алтизер, например, смело утверждал [это], заявляя: «На протяжении всей своей истории христианское богословие не могло достичь своей внутренней цели из-за своего рабства перед трансцендентным, суверенным и бесстрастным Богом». [. ] [Дитрих] Бонхоффер настойчиво призывал к «безрелигиозному христианству».
Элиаде писал о «небесах и небесных богах», когда христианское богословие было потрясено до самого основания богословием «смерти Бога». Он говорил о «Боге там наверху», когда теологи, такие как Дж. А. Т. Робинсон, были заняты стиранием мифического языка трехэтажной вселенной, лежащего в основе раннехристианской мысли и опыта.
Точно так же Джозеф Кэмпбелл считал, что люди не могут понять свою индивидуальную жизнь без помощи мифологии. Напоминая о значении старых мифов, он поощрял их осознание. Отвечая на вопрос интервью «Как бы вы определили мифологию?», Джозеф Кэмпбелл ответил:
Мое любимое определение мифологии: чужая религия. Мое любимое определение религии: непонимание мифологии.
Религиозные взгляды
Большинство религий содержат совокупность традиционных священных историй, которые, как считается, выражают глубокую истину. Некоторые религиозные организации и практикующие считают, что некоторые или все их традиционные истории не только священны и «правдивы», но также являются исторически точными и божественно открытыми, и что называть такие истории «мифами» не уважает их особый статус. Другие религиозные организации и практикующие без труда относят свои священные истории к мифам.
Оппозиция категоризации всех священных историй как мифов
Современная оппозиция
Корни популярного значения слова «миф»
Особенно в христианстве возражение против слова «миф» имеет историческую основу. Ко времени Христа греко-римский мир начал использовать термин «миф» (греч. Muthos ) для обозначения «басни, вымысла, лжи»; в результате раннехристианские богословы использовали «миф» в этом смысле. Таким образом, уничижительное значение слова «миф» является традиционным христианским значением, и выражение «христианская мифология», используемое в академическом дискурсе, может по этой причине оскорблять христиан.
Непротивление отнесению священных историй к мифам
Современное духовенство и практикующие в некоторых религиозных движениях без труда классифицируют священные истории религии как «мифы». Они считают, что священные тексты действительно содержат религиозные истины, вдохновленные Богом, но изложенные на языке человечества. Ниже приведены некоторые примеры.
христианство
Многие христиане возражали против того, чтобы я использовал это слово [миф], даже когда я определяю его конкретно. Их пугает слово, которое может даже иметь легкий намек на фантазию. Тем не менее, мое использование является обычным среди историков религии, литературоведов и социологов. Это ценное и полезное использование; нет другого слова, которое передало бы, что означают эти научные традиции, когда они относятся к мифу. Христианину можно посоветовать преодолеть свой страх перед словом и оценить, насколько важным может быть инструмент для понимания содержания его веры.
На «Консультации о взаимосвязи между уэслианской традицией и естественными науками» в Канзас-Сити, штат Миссури, 19 октября 1991 года Деннис Братчер представил обсуждение адаптации ближневосточной мифической мысли израильтянами. Братчер утверждал, что Ветхий Завет вобрал в себя языческую мифологию Ближнего Востока (хотя он провел резкое различие между буквально интерпретируемыми мифами язычников Ближнего Востока и «мифопоэтическим» использованием образов языческих мифов евреями). Во время этой презентации он дал следующий отказ от ответственности:
термин «миф», используемый здесь, не означает «ложь» или «вымысел». Даже у моего старого пожелтевшего Вебстера «художественная литература» является третьим значением этого слова. В своем основном и более техническом значении «миф» относится к истории или группе историй, которые служат для объяснения того, как определенное общество видит свой мир.
Иудаизм
Неоязычество
Разное
Религия и мифология
В нашем языке понятия религии и мифологии часто отождествляются. Для скептически настроенного разума вера в богов и рассказы об их деяниях воспринимаются как вымысел, фантазия и сказка. Верующий человек, скорее всего, разграничит понятия, и под религией будет подразумевать поклонение богу (какого он сам почитает), а под мифологией рассказы о героях древней Греции. Рима, языческих богах славян, германцев и т.д. Но ведь и язычники верили и поклонялись божествам, а легендарные герои присутствуют в религиозных Священных Писаниях. На самом деле границы провести очень трудно, потому что с самого начала существования культуры оба пласта тесно связаны и переплетены между собой. В каждой религии, безусловно, всегда есть сказания о деяниях святых, о житии пророков, о чудесах, совершенных богом или богами. Эта повествовательная традиция может считаться мифом. Большинство ученых-религиоведов склоняется к мысли, что религиозные верования возникли на основе мифологических воззрений.
Отличие мифологии и религии
Под мифологическими воззрениями следует подразумевать самые архаические, спонтанные представления человека о мире и самом себе, сложившиеся у самых оснований мыслительной деятельности, на начальных стадиях существования культуры. Религия — более организованная система, поэтому ее образы легче реконструируются, даже если речь идет о древних верованиях.
Можно наметить несколько параметров, по которым отличается мифология от религии, но эти маркеры весьма условны.
Отношение к богам
Самым важным критерием в различии мифологии и религии является отношение к богам и вообще к сверхъестественному. Религия обязательно требует поклонения высшим силам, беспрекословного почитания. Культ — это преклонение, не допускающее неуважения или пренебрежения. Мифологические отношения с духами и богами напоминают торг. Они построены по принципу «ты — мне, я — тебе», как отмечал К. Леви-Стросс.
Такую же формулу люди использовали в обрядах жертвоприношения. Люди приносят дары сверхъестественным персонажам, требуя в обмен различных благ для себя и для племени. Финский ученый и путешественник Ф. Карьялайнен в своих поездках по Сибири не раз удивлялся, наблюдая, что угорские язычники, поклоняясь идолу высшего бога Торума, грозились утопить его в озере, если он не выполнит их требований. Похоже, здесь боги вынуждены соблюдать правила, установленные в человеческом сообществе. Для религиозного сознания подобные взаимоотношения наверняка показались бы кощунственными.
Пожалуй, когда людям приходит в голову, что принцип обмена не действует, что могущество богов позволяет им поступать по собственному усмотрению, приходит понимание, что высшие силы необходимо задабривать, умилостивлять, просить их и поклоняться им, чтобы получить желаемое. Первоначально человек совершает обряды жертвоприношения, чтобы воздействовать на духов, богов.
Разуверившись в собственных возможностях влиять на реальность, заставить подчиниться духов природы, человек пытается заручиться их поддержкой путем задабривания, лестного славословия и подношений. Так и возникает культ, собственно религиозная форма поведения. Утверждается полная и окончательная зависимость человека от высших сил.
Образы богов
В мифологическом сознании образы сверхъестественных персонажей связаны преимущественно с природной сферой, они поддерживают жизненно важные интересы древних охотников и земледельцев. Вспомним, даже бога мифологий — это бога природных стихий и явлений (Зевс — бог грома и молнии, Посейдон — бог моря в древней Греции; Церера — богиня проросшего зерна в Риме). Высший ранг, как правило, занимают бога неба и солнца, но даже они не выходят за пределы реального физического мира, находятся по эту сторону бытия. Бога сложившихся высших религий трансцендентны (от латинского transcendere — «переступать»), то есть они находятся за пределами существующего мира. Как правило, они не имеют материальной формы и приобретают ее только тогда, когда желают явиться людям. Например, Будда нисходит на землю и перерождается 550 раз то в облике монаха, царя, купца, кузнеца, то обезьяны, крысы, слона, рыбы и т.д. В каждом воплощении он выполняет какую-либо миссию. Рождение Иисуса — явление того же порядка: Бог-отец, когда надо наставить погрязших во грехе людей на путь истинный, посылает на землю своего сына, иногда является в виде голубя — духа. Но мы помним, что все три ипостаси составляют одно божество. В исламе визуальный облик аллаха настолько недопустим, что существует запрет даже на изображение человека, созданного по подобию бога. То есть, в религии священная сфера полностью отделена от земного, человеческого мира.
Связь с богами
Чем более отдаленным представляется сверхъестественный мир, тем более недоступным он становится. Для общения с ним требуется все большая специализация. Предполагается, что в архаические времена не существовало никаких специальных институтов, осуществляющих связь с сверхъестественными силами. Поскольку боги и духи населяют те же пространства, обитают вокруг человека, встретиться с ними может каждый, достаточно лишь обратиться к ним, вызвать специальными приемами (чтение заклинаний, гимны-воззвания и т.п.). Но практика, естественно, опровергала подобные представления, поэтому возникли идеи, что только особые люди, обладающие специальными способностями, могут обратиться к богам. В архаических сообществах подобные функции выполняли старейшины племени, отцы семей или шаманы, еще не превратившиеся в жрецов-профессионалов. Еще в XIX в. исследователи народов Сибири сообщали, что шаманы ведут обычный образ жизни, охотятся, рыбачат и не берут плату за свои услуги. Шаманский дар (умение предсказывать события, ясновидение и целительство) расценивался как тяжкое бремя, от которого нельзя отказаться, поскольку сами духи избрали человека для исполнения данных обязанностей и научили его этому.
В религиозных культурах возникает особый класс священнослужителей, прошедших обучение. Прорицания и пророчества не поощряются религиозными традициями. Недаром библейская истина гласит, что нет пророка в своем отечестве. А исламские предания рассказывают о сомнениях Мухаммеда, слышащего голоса и склонного к видениям. Ему пришлось уединиться и удостовериться, что это не сумасшествие и не искушение дьявола, а знаки, поданные Аллахом. Для исполнения обязанностей священнослужителя в религиозных сообществах не требуется какого-то специального таланта, но необходимо следовать правилам и исполнять некоторые условия, выдвигаемые вероучением. Так, в католичестве служители церкви должны соблюдать целибат, то есть, они не имеют права вступать в брачные отношения; буддистские монахи не могут есть мясо, так как жизнь любого живого существа священна. Все правила и требования символизируют чистоту и преданность богу, поэтому частично они переносятся и на простых верующих. Так, помимо практических, целесообразных требовании, необходимых для человеческого общежития (запреты на убийство, воровство, прелюбодеяние, обман), в любой религиозной традиции возникает еще ряд характерных норм, свойственных именно данной конфессии (пищевые нормы, как диета буддистов; брачные нормы, как многоженство у мусульман). Ясно, что основы морали обоснованы религиозными нормами. С архаических времен мало что изменилось, так как основным сдерживающим фактором в недопущении преступлении является страх наказания божьего, а не человеческого закона. Вера во всезнающего, всевидящего бога заставляет людей жить нравственно. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Вера — один из непререкаемых критериев религиозности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежденности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для подражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая версия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, основывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатичном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.
Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безосновательной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как промысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получает все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудочных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.