знаменский храм село ивановское волоколамский район
Ивановское. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кирпичная оштукатуренная двухколокольная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с престолами Архангела Михаила и Иоанна Воина построена в стиле классицизма в усадьбе помещика М.И. Безобразова. Трапезная имеет два придела. Церковь переделывалась в начале XIX в. и в 1864 г., после чего барабан купола приобрел позднеампирный характер. В 1903 г. на средства московского купца А.Ф. Старшинова переписана заново живопись, а храм переосвящен во имя Архангела Михаила. Закрыта и повреждена в 1930-х гг. Сейчас находится в запустении.
Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Западное направление. – М.: Компания Спутник, 2003. С. 22.
Усадьба Ивановское родовое имение Безобразовых, находившееся в их владении с середины XVIII в. по 1917 г. Архитектурный ансамбль усадьбы стиля классицизма с чертами ложной готики сформировался в два этапа. Заложенный М. О. Безобразовым на рубеже 1770-1780-х гг., он окончательно сложился после реконструкции парадной части в первой четверти XIX в. Создан неизвестным, очевидно, крепостным архитектором. Прекрасно сохранился большой двухэтажный дом со сводчатым подвалом, два жилых флигеля, ворота и ограда парадного двора, различные хозяйственные постройки.
Примечательна в усадьбе Знаменская церковь, сооруженная в 1783 г. взамен деревянной на новом месте, в соответствии с композиционным замыслом формировавшегося усадебного ансамбля. Образец раннего классицизма, храм частично переделывался в начале XIX в. и 1864 г. Церковь представляет вариант двухколоколенных ротондальных храмов московского круга рубежа 1770-1780-х гг. Внутри здание сильно расчленено стенами и арками. От сюжетной масляной живописи, исполненной в 1903 г. на месте предшествующей, остались незначительные фрагменты. Внутреннее убранство утрачено.
Существовавшая ранее церковь Знамения иконы Божией Матери в селе Ивановском.
В селе Ивановском в начале XVII ст. была церковь Иоанна Предтечи каменная. В писцовых книгах 1626 г. упоминается: «за князем Никитою Михайловичем Мезецким в Сестринском стану приданная его вотчина, что дал ему в приданое тесть его Петр Иванович Карамышев, сельцо Ивановское, а в нем храм Иоанна Предтечи каменный».
В 1652 г. по смерти жены князя Никиты Мезецкого Ульяны приданная ее вотчина досталась ее племяннику Ивану Ивановичу Карамышеву. В писцовых книгах 1653 г. церковных земель в Волоколамском уезде, описанных писцом Яковом Львовым, значится: «церковное место, что была церковь Иоанна Предтечи, в Иванове вотчине Карамышева, в селе Ивановском, пашни паханной 4 четверти в поле, отмежеванной вотчинниковой земли, да лесом поросло 6 четвертей, сена 10 копен».
В 1658 – 82 гг. после И. И. Карамышева селом владел его сын Алексей. При нем построена в селе Ивановском новая деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Об этом в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1673 г. говорится так: «в 181 г., по книгам десятильника Василия Салманова да старосты поповского Ильинского попа Федора, прибыла вновь церковь в Волоцком уезде Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине Алексея Иванова сына Карамышева в селе Ивановском и обложена данью, а дани 10 денег, заезда гривна».
В 1682 – 1719 гг. село Ивановское принадлежало детям Алексея Ивановича Карамышева – Василию и Алексею. В 1720 г. Василий Карамышев свою половину имения продал Анисиму Ивановичу Березникову, а другая половина имения в селе Ивановском отдана в 1722 г. Алексеем Карамышевым своему сыну Александру.
В 1720 г., вместо ветхой Знаменской церкви, разрешено построить новую. В исходящей книге указов Синодального казенного приказа за 1720 г. записано: «ноября в … день запечатан указ о строении церкви, по челобитью Юрьевской провинции Польского воеводы Анисима Иванова сына Березникова, велено ему в Волоколамском уезде, в вотчине его, в селе Ивановском, вместо ветхой Знаменской церкви, построить вновь церковь Знамения ж Пресвятой Богородицы; пошлин с указа гривна взято».
В 1737 г. после Алексея Березникова имением владела его вдова Мавра Дмитриевна, бывшая потом за вторым мужем Осипом Ивановичем Безобразовым, с детьми Дмитрием и Анною.
Знаменская церковь сгорела, вместо оной построена новая и об освящении выдан указ из Синодального казенного приказа 1738 г.: «января в 17 день города Волоколамска Воскресенского собора протопопу Михаилу Иванову, по челобитью вдовы Мавры Дмитриевны Березниковой, велено в Волоколамской десятине, в селе Ивановском, построенную вместо сгоревшей деревянной Знаменской церкви вновь деревянную ж церковь во имя того ж храма освятить ему, протопопу, на выданном из Синодального дому освященном антиминсе».
Потом этим селом владели в 1748 г. дочь Александра Карамышева – Анна, бывшая замужем за вторым мужем Николаем Степановичем Аршеневским и в 1775 г. – Осип Иванович Безобразов с женою Маврою Дмитриевною. Они отдали имение своим детям Михаилу, Александру и Надежде, а от Николая Аршеневского оно досталось его сыну Александру.
«Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» В. и Г. Холмогоровых. Выпуск 9, Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1896 г.
В 1941 г. Волоколамский район был оккупирован немецкими захватчиками. Знаменский храм продолжал действовать вплоть до 10-х чисел декабря того года, пока фашисты не устроили из него огневую точку для своих снайперов. Отец Исидор исповедовал и причащал умирающих солдат, продолжал духовное окормление местных жителей во время боевых действий. В день отступления немцев от Волоколамска (20 декабря 1941 г.) он служил под обстрелом праздничную литургию в одном из храмов города. В ходе боевых действий Знаменский храм получил некоторые повреждения. По непонятным причинам его восстановление не было начато, и отец Исидор покинул Волоколамск.
Скорее всего, последнее богослужение в храме было совершено 10 декабря 1941 г. на престольный праздник (день иконы Божией Матери Знамение). Во время немецкой оккупации храм был захвачен, в ходе военных действий были нанесены некоторые повреждения. Вопреки утверждениям многих местных жителей о том, что здесь находился советский госпиталь, установлено, что больные размещались в подвальном помещении главного корпуса бывшей усадьбы. В послевоенный период храм использовался как склад, и именно тогда ему был нанесен наибольший урон: разобраны на кирпич верхний ярус южной колокольни и некоторые участки стен, сняты оконные рамы и половые покрытия; несколько позже над трапезной частью обрушилась крыша. Разнообразные рассказы жителей о будто бы существующих под храмом тайных ходах и склепах привлекли сюда множество «кладоискателей», которыми зданию также нанесен немалый вред (к примеру, поиски подвала оставили в центре храма яму двухметровой глубины).
Вторая жизнь храма началась 18 июня 2006 г. с пения акафиста «Слава Богу за всё» и молитвы перед началом всякого доброго дела. Восстановление храма проходит по благословению благочинного церквей Волоколамского округа протоиерея Константина Попова. В течение месяца помещение было очищено от мусора, произведены первостепенные работы по сохранению здания. В настоящее время ведётся восстановление южного придела, который превращен в небольшое отапливаемое помещение.
Ивановское
Храмы Московской области
Церковь иконы Божией Матери «Знамение»
Село расположено на открытой местности на берегу р. Ламы. Усадьба называлась Ивановское-Безобразово по фамилии помещиков, владевших ею со 2-й половины XVIII в. до 1917 г. Обустраивать её начал в 1770-х гг. действительный статский советник Иосиф (Осип) Иванович Безобразов (1703-1780). От первой жены (ум.1755) он имел сыновей Петра (р. 1742), Михаила (р. 1747), Александра (р. 1755), вторым браком был женат на Мавре Дмитриевне, урождённой Загряжской (ум. 1784).
От брака с Марией Александровной Чириковой он имел сыновей Александра, Григория, Петра и дочь Екатерину.
Когда Михаил Осипович умер (1791), Екатерина II жалела о потере честного и дельного чиновника. При нём была вместо прежней деревянной, на новом месте, построена ныне существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы (1783). В храме были освящены престолы приделов во имя: Архангела Михаила и Мученика Иоанна Воина.
В 1864 г. она перестраивалась. В советское время закрыта и разорена.
В 1-й четверти XIX в., при наследниках Михаила Осиповича Безобразова, усадьба была реконструирована, её главный дом надстроен, его фасады оформлены в стиле классицизма.
В 1879 г. в семье диакона церкви с. Ивановское Ивана Глебовича Цветкова родился сын Николай, окончивший Волоколамское Духовное училище (1894) и Вифанскую семинарию (1900).
В 1890-х гг. в церкви с. Ивановское служил священник Александр Павлович Ярре.
Клировая ведомость Знаменской церкви за 1916 г. сообщает, что по штату при Знаменской церкви были положены священник и псаломщик, а в 1906 г. открыто штатное диаконское место.
Дом священника был деревянный, построенный священником в 1915 г. на собственные средства. Деревянный дом диакона был построен в 1906 г. тщанием и на средства Аркадия Фёдоровича Старшинова, бывшего тогда церковным старостой. Деревянные дома псаломщика, просфорницы и сторожа были построены в 1915 г. на церковные средства, и на 1000 рублей пожертвованных А.Ф. Старшиновым. Церковным старостой с 1914 г. был крестьянин Фёдор Владимирович Мальков.
В 1916 г. в Знаменском храме служил священник Николай Ильич Милославский, 36 лет, сын диакона. В 1906 г. он окончил Вифанскую семинарию, и в том же году определен на должность учителя и преподавателя Закона Божия в Песковскую церковноприходскую школу Можайского уезда.
В 1909 г. определен во священника к Знаменской церкви с. Теплого Рузского уезда, и был утвержден в должности законоучителя Тепловского земского училища.
В 1911 г. был переведен по прошению к церкви Рождества Христова с. Мытникова (ныне Мытники) Рузского уезда. Был назначен законоучителем Мытниковской церковно-приходс-кой школы.
С 1933 г. в церкви с. Ивановского, после возвращения из ссылки, служил архимандрит Никита (Курочкин, 1889-1937), иеромонах Зосимовой пустыни (ст. Арсаки Владимирской области). После её закрытия он был в числе братии Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Возведён в 1929 г. в сан архимандрита.
В 1929-1933 гг. был в ссылке в Архангельской области, где исповедовал, причащал и отпевал преподобного Никона Оптинского. На Пасху 1937 г. с о. Никитой служил его духовный сын иеродиакон Феодор (Богоявленский). На пасхальной седмице у архимандрита Никиты случилось кровоизлияние в мозг, и он скончался в Волоколамске 12 мая 1937 г. всего в 47 лет.
13 апреля 1939 г. в Знаменском храме с. Ивановское начал свое служение архимандрит Исидор (Иван Герасимович Скачков, 1883-1959), уроженец д. Горки Волоколамского уезда, насельник Зосимовой пустыни, старец Петровского монастыря в Москве.
После ссылки, а потом служения на приходе в Тульской области, он был отправлен на покой и проживал в г. Егорьевске. После заключения и смерти архимандрита Игнатия, (Лебедева), архимандрита Никиты (Курочкина), архимандрита Зосимы (Нилова), он продолжал духовное оформление тайной монашеской общины бывшего Петровского монастыря в Москве. В Ивановском о. Исидор прослужил почти до самой войны Ему было трудно ходить, и весьма кстати в 1940 г. ко Знаменскому храму в с. Ивановском был назначен второй священник, иеромонах Феодор (Богоявленский). В 1941 г., при приближении немцев, и начавшихся бомбежках, о. Исидор был в родной д. Горки в 3 километрах от Волоколамска. 19 декабря 1941 г., во время боев за освобождение Волоколамска, о. Исидор, по просьбе верующих, служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы, что на Возмище.
Волоколамск был освобожден, архимандрит Исидор был задержан, начались проверки и выяснения, кто что делал при немцах, но батюшка благополучно вскоре оказался в Москве, где встретился в одном из храмов со своей духовной дочерью. Весной 1942 г. он был определен к церкви с. Никольское-Трубецкое в Балашихинском районе Московской области. В 1948 г. он провел капитальный ремонт храма, но вскоре был выслан за 101 километр от Москвы в Завидово. В 1950 г. о. Исидор переехал в Петушки Владимирской области, где и проживал до своей кончины.
Прихожане храма с. Ивановского предложили у себя место священника духовному сыну почившего о. Никиты, иеродиакону Феодору (1905-1941, священномученик, в миру Олег Павлович Богоявленский). Председатель церковного совета и о. Феопор отправились к архиепископу Сергию (Воскресенскому) с ходатайством 0 рукоположении иеродиакона Феодора ко храму Знамения Пресвятой Богородицы в с. Ивановском. Архиепископ Сергий ходатайство удовлетворил, и рукоположил иеродиакона Феодора в иеромонаха в Петропавловском храме на Преображенской площади в Москве. С великой ревностью и самоотверженностью исполнял иеромонах Феодор свои пастырские обязанности. В любую погоду он отправлялся причастить больного. Денег за требы не брал, а когда видел нищету, то сам по мере возможности старался помочь. Своими усердием и милосердием он стяжад любовь прихожан.
Олег Павлович Богоявленский родился в Тегеране в семье русского консула в Персии дворянина Павла Георгиевича Богоявленского.
В 1911 г. Павел Георгиевич был убит персами, и его жена с тремя детьми вернулась в Петербург, в 1923 г. Олег поступил в Московский университет на медицинский факультет, участвовал в работе литературно-философского кружка, принимал активное участие в борьбе с беспризорностью, вместе с сестрой Ольгой пел на клиросе. Болезнь матери заставила уйти из университета. Потом была служба в армии. По возвращении Олег стал посещать Высокопетровский монастырь (настоятель монастыря благословил Олега обращаться для руководства в духовной жизни к архимандриту Никите (Курочкину), человеку, приобретшему долгим подвигом истинное смирение и любовь к людям) и, после закрытия монастыря, храм Преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, куда перешла братия. Олег принял твердое решение посвятить свою жизнь Богу.
4 ноября 1930 г. Олег принял монашеский постриг с именем Феодор. Он служил в Москве. В 1933 г. художник Павел Корин написал его портрет-эскиз к картине «Русь уходящая».
В 1933 г. после доноса одного из братии (осведомителя ОГПУ), о. Феодор был арестован, как один из руководителей нелегального монастыря и Духовной академии, и осужден на 3 года лагерей. В лагере на Дальнем Востоке он работал помощником врача. После возвращения Священноначалие направило иеродиакона Феодора в с. Амельфино Волоколамского района. В этом храме о. Феодор служил до его закрытия. В с. Ивановском он служил до закрытия храма.
В то время власти закрывали храмы за неуплату налога. Они сами назначали непосильные налоги, и если священник не мог заплатить, то храм закрывали, а священника лишали регистрации, т.е. возможности служить.
Так произошло и с иеромонахом Феодо-ром. Он не мог уплатить налог, и храм в с. Ивановском был закрыт. Тогда староста Троицкого храма в с. Язвище, Мария Васильевна, продала корову и лошадь, и уплатила налог за священника. Он получил разрешение служить, но служил уже в храме с. Язвище до декабря 1940 г. В это время власти предложили ему быть осведомителем, и после его отказа он получил документы запрещающие ему жительство в Московской области. Он выехал в с. Завидово Тверской области.
В 1941 г., после начала войны, о. Феодор знал, что начнутся аресты и что второй раз ему уже не пережить лагерей. Он приехал к сестре на станцию Востряково в Московской области и стал усиленной молитвой и постом готовиться к смерти.
Здесь он был арестован 8 июля 1941 г. Длительное следствие и тяжелый тюремный режим сокрушили здоровье священника и 19 июля 1943 г. о. Феодор скончался в тюрьме г. Балашова.