знаменский храм село ивановское волоколамский район

Ивановское. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Карта и ближайшие объекты

знаменский храм село ивановское волоколамский район. Смотреть фото знаменский храм село ивановское волоколамский район. Смотреть картинку знаменский храм село ивановское волоколамский район. Картинка про знаменский храм село ивановское волоколамский район. Фото знаменский храм село ивановское волоколамский район

Статьи

Кирпичная оштукатуренная двухколокольная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с престолами Архангела Михаила и Иоанна Воина построена в стиле классицизма в усадьбе помещика М.И. Безобразова. Трапезная имеет два придела. Церковь переделывалась в начале XIX в. и в 1864 г., после чего барабан купола приобрел позднеампирный характер. В 1903 г. на средства московского купца А.Ф. Старшинова переписана заново живопись, а храм переосвящен во имя Архангела Михаила. Закрыта и повреждена в 1930-х гг. Сейчас находится в запустении.

Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Западное направление. – М.: Компания Спутник, 2003. С. 22.

Усадьба Ивановское родовое имение Безобразовых, находившееся в их владении с середины XVIII в. по 1917 г. Архитектурный ансамбль усадьбы стиля классицизма с чертами ложной готики сформировался в два этапа. Заложенный М. О. Безобразовым на рубеже 1770-1780-х гг., он окончательно сложился после реконструкции парадной части в первой четверти XIX в. Создан неизвестным, очевидно, крепостным архитектором. Прекрасно сохранился большой двухэтажный дом со сводчатым подвалом, два жилых флигеля, ворота и ограда парадного двора, различные хозяйственные постройки.

Примечательна в усадьбе Знаменская церковь, сооруженная в 1783 г. взамен деревянной на новом месте, в соответствии с композиционным замыслом формировавшегося усадебного ансамбля. Образец раннего классицизма, храм частично переделывался в начале XIX в. и 1864 г. Церковь представляет вариант двухколоколенных ротондальных храмов московского круга рубежа 1770-1780-х гг. Внутри здание сильно расчленено стенами и арками. От сюжетной масляной живописи, исполненной в 1903 г. на месте предшествующей, остались незначительные фрагменты. Внутреннее убранство утрачено.

Существовавшая ранее церковь Знамения иконы Божией Матери в селе Ивановском.

В селе Ивановском в начале XVII ст. была церковь Иоанна Предтечи каменная. В писцовых книгах 1626 г. упоминается: «за князем Никитою Михайловичем Мезецким в Сестринском стану приданная его вотчина, что дал ему в приданое тесть его Петр Иванович Карамышев, сельцо Ивановское, а в нем храм Иоанна Предтечи каменный».

В 1652 г. по смерти жены князя Никиты Мезецкого Ульяны приданная ее вотчина досталась ее племяннику Ивану Ивановичу Карамышеву. В писцовых книгах 1653 г. церковных земель в Волоколамском уезде, описанных писцом Яковом Львовым, значится: «церковное место, что была церковь Иоанна Предтечи, в Иванове вотчине Карамышева, в селе Ивановском, пашни паханной 4 четверти в поле, отмежеванной вотчинниковой земли, да лесом поросло 6 четвертей, сена 10 копен».

В 1658 – 82 гг. после И. И. Карамышева селом владел его сын Алексей. При нем построена в селе Ивановском новая деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Об этом в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1673 г. говорится так: «в 181 г., по книгам десятильника Василия Салманова да старосты поповского Ильинского попа Федора, прибыла вновь церковь в Волоцком уезде Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине Алексея Иванова сына Карамышева в селе Ивановском и обложена данью, а дани 10 денег, заезда гривна».

В 1682 – 1719 гг. село Ивановское принадлежало детям Алексея Ивановича Карамышева – Василию и Алексею. В 1720 г. Василий Карамышев свою половину имения продал Анисиму Ивановичу Березникову, а другая половина имения в селе Ивановском отдана в 1722 г. Алексеем Карамышевым своему сыну Александру.

В 1720 г., вместо ветхой Знаменской церкви, разрешено построить новую. В исходящей книге указов Синодального казенного приказа за 1720 г. записано: «ноября в … день запечатан указ о строении церкви, по челобитью Юрьевской провинции Польского воеводы Анисима Иванова сына Березникова, велено ему в Волоколамском уезде, в вотчине его, в селе Ивановском, вместо ветхой Знаменской церкви, построить вновь церковь Знамения ж Пресвятой Богородицы; пошлин с указа гривна взято».

В 1737 г. после Алексея Березникова имением владела его вдова Мавра Дмитриевна, бывшая потом за вторым мужем Осипом Ивановичем Безобразовым, с детьми Дмитрием и Анною.

Знаменская церковь сгорела, вместо оной построена новая и об освящении выдан указ из Синодального казенного приказа 1738 г.: «января в 17 день города Волоколамска Воскресенского собора протопопу Михаилу Иванову, по челобитью вдовы Мавры Дмитриевны Березниковой, велено в Волоколамской десятине, в селе Ивановском, построенную вместо сгоревшей деревянной Знаменской церкви вновь деревянную ж церковь во имя того ж храма освятить ему, протопопу, на выданном из Синодального дому освященном антиминсе».

Потом этим селом владели в 1748 г. дочь Александра Карамышева – Анна, бывшая замужем за вторым мужем Николаем Степановичем Аршеневским и в 1775 г. – Осип Иванович Безобразов с женою Маврою Дмитриевною. Они отдали имение своим детям Михаилу, Александру и Надежде, а от Николая Аршеневского оно досталось его сыну Александру.

«Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» В. и Г. Холмогоровых. Выпуск 9, Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1896 г.

В 1941 г. Волоколамский район был оккупирован немецкими захватчиками. Знаменский храм продолжал действовать вплоть до 10-х чисел декабря того года, пока фашисты не устроили из него огневую точку для своих снайперов. Отец Исидор исповедовал и причащал умирающих солдат, продолжал духовное окормление местных жителей во время боевых действий. В день отступления немцев от Волоколамска (20 декабря 1941 г.) он служил под обстрелом праздничную литургию в одном из храмов города. В ходе боевых действий Знаменский храм получил некоторые повреждения. По непонятным причинам его восстановление не было начато, и отец Исидор покинул Волоколамск.

Скорее всего, последнее богослужение в храме было совершено 10 декабря 1941 г. на престольный праздник (день иконы Божией Матери Знамение). Во время немецкой оккупации храм был захвачен, в ходе военных действий были нанесены некоторые повреждения. Вопреки утверждениям многих местных жителей о том, что здесь находился советский госпиталь, установлено, что больные размещались в подвальном помещении главного корпуса бывшей усадьбы. В послевоенный период храм использовался как склад, и именно тогда ему был нанесен наибольший урон: разобраны на кирпич верхний ярус южной колокольни и некоторые участки стен, сняты оконные рамы и половые покрытия; несколько позже над трапезной частью обрушилась крыша. Разнообразные рассказы жителей о будто бы существующих под храмом тайных ходах и склепах привлекли сюда множество «кладоискателей», которыми зданию также нанесен немалый вред (к примеру, поиски подвала оставили в центре храма яму двухметровой глубины).

Вторая жизнь храма началась 18 июня 2006 г. с пения акафиста «Слава Богу за всё» и молитвы перед началом всякого доброго дела. Восстановление храма проходит по благословению благочинного церквей Волоколамского округа протоиерея Константина Попова. В течение месяца помещение было очищено от мусора, произведены первостепенные работы по сохранению здания. В настоящее время ведётся восстановление южного придела, который превращен в небольшое отапливаемое помещение.

Источник

Ивановское

Храмы Московской области

Церковь иконы Божией Матери «Знамение»

Село расположено на открытой местности на берегу р. Ламы. Усадьба называлась Ивановское-Безобразово по фамилии помещиков, владевших ею со 2-й половины XVIII в. до 1917 г. Обустраивать её начал в 1770-х гг. действительный статский советник Иосиф (Осип) Иванович Безобразов (1703-1780). От первой жены (ум.1755) он имел сыновей Петра (р. 1742), Михаила (р. 1747), Александра (р. 1755), вторым браком был женат на Мавре Дмитриевне, урождённой Загряжской (ум. 1784).

От брака с Марией Александровной Чириковой он имел сыновей Александра, Григория, Петра и дочь Екатерину.

Когда Михаил Осипович умер (1791), Екатерина II жалела о потере честного и дельного чиновника. При нём была вместо прежней деревянной, на новом месте, построена ныне существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы (1783). В храме были освящены престолы приделов во имя: Архангела Михаила и Мученика Иоанна Воина.

В 1864 г. она перестраивалась. В советское время закрыта и разорена.

В 1-й четверти XIX в., при наследниках Михаила Осиповича Безобразова, усадьба была реконструирована, её главный дом надстроен, его фасады оформлены в стиле классицизма.

В 1879 г. в семье диакона церкви с. Ивановское Ивана Глебовича Цветкова родился сын Николай, окончивший Волоколамское Духовное училище (1894) и Вифанскую семинарию (1900).

В 1890-х гг. в церкви с. Ивановское служил священник Александр Павлович Ярре.

Клировая ведомость Знаменской церкви за 1916 г. сообщает, что по штату при Знаменской церкви были положены священник и псаломщик, а в 1906 г. открыто штатное диаконское место.

Дом священника был деревянный, построенный священником в 1915 г. на собственные средства. Деревянный дом диакона был построен в 1906 г. тщанием и на средства Аркадия Фёдоровича Старшинова, бывшего тогда церковным старостой. Деревянные дома псаломщика, просфорницы и сторожа были построены в 1915 г. на церковные средства, и на 1000 рублей пожертвованных А.Ф. Старшиновым. Церковным старостой с 1914 г. был крестьянин Фёдор Владимирович Мальков.

В 1916 г. в Знаменском храме служил священник Николай Ильич Милославский, 36 лет, сын диакона. В 1906 г. он окончил Вифанскую семинарию, и в том же году определен на должность учителя и преподавателя Закона Божия в Песковскую церковноприходскую школу Можайского уезда.

В 1909 г. определен во священника к Знаменской церкви с. Теплого Рузского уезда, и был утвержден в должности законоучителя Тепловского земского училища.

В 1911 г. был переведен по прошению к церкви Рождества Христова с. Мытникова (ныне Мытники) Рузского уезда. Был назначен законоучителем Мытниковской церковно-приходс-кой школы.

С 1933 г. в церкви с. Ивановского, после возвращения из ссылки, служил архимандрит Никита (Курочкин, 1889-1937), иеромонах Зосимовой пустыни (ст. Арсаки Владимирской области). После её закрытия он был в числе братии Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Возведён в 1929 г. в сан архимандрита.

В 1929-1933 гг. был в ссылке в Архангельской области, где исповедовал, причащал и отпевал преподобного Никона Оптинского. На Пасху 1937 г. с о. Никитой служил его духовный сын иеродиакон Феодор (Богоявленский). На пасхальной седмице у архимандрита Никиты случилось кровоизлияние в мозг, и он скончался в Волоколамске 12 мая 1937 г. всего в 47 лет.

13 апреля 1939 г. в Знаменском храме с. Ивановское начал свое служение архимандрит Исидор (Иван Герасимович Скачков, 1883-1959), уроженец д. Горки Волоколамского уезда, насельник Зосимовой пустыни, старец Петровского монастыря в Москве.

После ссылки, а потом служения на приходе в Тульской области, он был отправлен на покой и проживал в г. Егорьевске. После заключения и смерти архимандрита Игнатия, (Лебедева), архимандрита Никиты (Курочкина), архимандрита Зосимы (Нилова), он продолжал духовное оформление тайной монашеской общины бывшего Петровского монастыря в Москве. В Ивановском о. Исидор прослужил почти до самой войны Ему было трудно ходить, и весьма кстати в 1940 г. ко Знаменскому храму в с. Ивановском был назначен второй священник, иеромонах Феодор (Богоявленский). В 1941 г., при приближении немцев, и начавшихся бомбежках, о. Исидор был в родной д. Горки в 3 километрах от Волоколамска. 19 декабря 1941 г., во время боев за освобождение Волоколамска, о. Исидор, по просьбе верующих, служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы, что на Возмище.

Волоколамск был освобожден, архимандрит Исидор был задержан, начались проверки и выяснения, кто что делал при немцах, но батюшка благополучно вскоре оказался в Москве, где встретился в одном из храмов со своей духовной дочерью. Весной 1942 г. он был определен к церкви с. Никольское-Трубецкое в Балашихинском районе Московской области. В 1948 г. он провел капитальный ремонт храма, но вскоре был выслан за 101 километр от Москвы в Завидово. В 1950 г. о. Исидор переехал в Петушки Владимирской области, где и проживал до своей кончины.

Прихожане храма с. Ивановского предложили у себя место священника духовному сыну почившего о. Никиты, иеродиакону Феодору (1905-1941, священномученик, в миру Олег Павлович Богоявленский). Председатель церковного совета и о. Феопор отправились к архиепископу Сергию (Воскресенскому) с ходатайством 0 рукоположении иеродиакона Феодора ко храму Знамения Пресвятой Богородицы в с. Ивановском. Архиепископ Сергий ходатайство удовлетворил, и рукоположил иеродиакона Феодора в иеромонаха в Петропавловском храме на Преображенской площади в Москве. С великой ревностью и самоотверженностью исполнял иеромонах Феодор свои пастырские обязанности. В любую погоду он отправлялся причастить больного. Денег за требы не брал, а когда видел нищету, то сам по мере возможности старался помочь. Своими усердием и милосердием он стяжад любовь прихожан.

Олег Павлович Богоявленский родился в Тегеране в семье русского консула в Персии дворянина Павла Георгиевича Богоявленского.

В 1911 г. Павел Георгиевич был убит персами, и его жена с тремя детьми вернулась в Петербург, в 1923 г. Олег поступил в Московский университет на медицинский факультет, участвовал в работе литературно-философского кружка, принимал активное участие в борьбе с беспризорностью, вместе с сестрой Ольгой пел на клиросе. Болезнь матери заставила уйти из университета. Потом была служба в армии. По возвращении Олег стал посещать Высокопетровский монастырь (настоятель монастыря благословил Олега обращаться для руководства в духовной жизни к архимандриту Никите (Курочкину), человеку, приобретшему долгим подвигом истинное смирение и любовь к людям) и, после закрытия монастыря, храм Преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, куда перешла братия. Олег принял твердое решение посвятить свою жизнь Богу.

4 ноября 1930 г. Олег принял монашеский постриг с именем Феодор. Он служил в Москве. В 1933 г. художник Павел Корин написал его портрет-эскиз к картине «Русь уходящая».

В 1933 г. после доноса одного из братии (осведомителя ОГПУ), о. Феодор был арестован, как один из руководителей нелегального монастыря и Духовной академии, и осужден на 3 года лагерей. В лагере на Дальнем Востоке он работал помощником врача. После возвращения Священноначалие направило иеродиакона Феодора в с. Амельфино Волоколамского района. В этом храме о. Феодор служил до его закрытия. В с. Ивановском он служил до закрытия храма.

В то время власти закрывали храмы за неуплату налога. Они сами назначали непосильные налоги, и если священник не мог заплатить, то храм закрывали, а священника лишали регистрации, т.е. возможности служить.

Так произошло и с иеромонахом Феодо-ром. Он не мог уплатить налог, и храм в с. Ивановском был закрыт. Тогда староста Троицкого храма в с. Язвище, Мария Васильевна, продала корову и лошадь, и уплатила налог за священника. Он получил разрешение служить, но служил уже в храме с. Язвище до декабря 1940 г. В это время власти предложили ему быть осведомителем, и после его отказа он получил документы запрещающие ему жительство в Московской области. Он выехал в с. Завидово Тверской области.

В 1941 г., после начала войны, о. Феодор знал, что начнутся аресты и что второй раз ему уже не пережить лагерей. Он приехал к сестре на станцию Востряково в Московской области и стал усиленной молитвой и постом готовиться к смерти.

Здесь он был арестован 8 июля 1941 г. Длительное следствие и тяжелый тюремный режим сокрушили здоровье священника и 19 июля 1943 г. о. Феодор скончался в тюрьме г. Балашова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *