знаменский монастырь гороховец фото
Гороховец – град Пресвятой Богородицы
В современной России мало уже осталось городов, сохранивших аромат старины, не подвергшихся в свое время тотальному уничтожению ради сиюминутных требований времени. Гороховец — тихий провинциальный городок во Владимирской области — один из немногих. Бродя по его улочкам, будто на машине времени переносишься в прошлое…
Маленькому городку Гороховцу почти не досталось места ни в древних летописях, ни в современной истории. А между тем Гороховец — почти ровесник Москвы. Основанный Юрием Долгоруким, город-крепость призван был защищать юго-восточные границы Ростово-Суздальского княжества.
Первые упоминания о Гороховце относятся к 1239 году — в этом году город был сожжен монголо-татарами, о чем читаем мы в Лаврентьевской летописи: «В лето 6747 (1239) на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святой Богородицы Гороховец пожгоша». Здесь же впервые Гороховец называется Градом Пресвятой Богородицы. Ах, как хотелось бы обнаружить в этом милом городке земные следы пребывания Богородицы… Но, увы, все оказалось проще. Гороховец передан был сыном Юрия Долгорукого князем Андреем Боголюбским во владение Успенскому собору города Владимира. С тех пор и называют его «городом Пресвятой Богородицы».
На протяжении столетий город неоднократно страдал от набегов монголо-татар, но каждый раз возрождался, чтобы снова быть сожженным… Предание донесло до нас легенду о чудесном спасении города в 1539 году, когда во время осады войском казанского хана возник над городом, над огромным холмом, образ русского воина с мечом, закованного в огненные латы. Будто бы, испугавшись дурного предзнаменования, татары спешно отступили от города, а холм с тех пор называется в народе Пужаловой горой. В Смутное время город поддержал народное ополчение князя Дмитрия Пожарского и был разграблен и сожжен рыскавшими в поисках легкой добычи отрядами украинских казаков из войска королевича Владислава…
Современный Гороховец — будто застывшая во времени картинка из XVII века. Именно в это время в городе бурно развивалась торговля, чему способствовало выгодное географическое положение. Немалые доходы приносила и река Клязьма, бывшая в то время основной водной магистралью. «Во искупление грехов великих», без которых не могло быть и речи о прибыльной торговле, строились местными купцами каменные храмы. Не забывали и про себя, строили роскошные каменные палаты. Но времена расцвета длились недолго. Уже при Петре Первом с выходом России к Балтийскому морю меняются экономические интересы государства, и местные гороховецкие купцы остаются не у дел, теряют большую часть своих доходов. Гороховец превращается в заштатный городок Владимирского наместничества. А построенная в 1875 году железная дорога Москва — Нижний Новгород прошла мимо Гороховца, окончательно лишив его былых преимуществ. Городок обречен был на тихое существование, которое продолжается до сих пор.
Никольский монастырь
Высоко над городом, на Николиной горе стоит-возвышается главная достопримечательность города — Свято-Троице Никольский мужской монастырь. Монастырь стоит на самой вершине холма, на том самом месте, где в XII веке заложена была первая крепость, вокруг которой и вырос впоследствии Гороховец. А в крепости той построена деревянная церковь Николая Угодника… Свято-Троице Никольский монастырь возвышается над купеческим посадом с его приземлённым бытом. Главный собор монастыря, Троицкий, дошедший до нашего времени, построен был в 1681–1689 годах на средства богатейшего горожанина, купца Семена Ершова. Много храмов построил на Гороховецкой земле «гостиной сотни торговый человек» Семен Ершов, но об этом чуть позже.
Двухэтажный храм вмещает теплую Никольскую церковь и холодную Троицкую. Храм венчают пять золотых куполов. С северо-западной стороны собора стоит шатровая колокольня. На краю северного склона горы, в линии ограды возвышается двухэтажная церковь Иоанна Лествичника, построенная в 1710–1716 годах. Ко второму этажу храма поднимается лестница, украшенная в традициях древнерусского зодчества. В 1920 году монастырь был закрыт, храмы монастыря разорены, а имущество национализировано. В Троицком соборе располагался склад кинопроката. В 1993 году в монастырь возвращаются монахи… В Троицком соборе находится ковчег с частичкой мощей Николая Угодника.
Если вам повезет и удастся вдруг подняться на колокольню, то с колокольни, практически с высоты птичьего полета, вы сможете полюбоваться потрясающей красоты видами Гороховца и окрестностей. Перед Вами откроются заречные дали и Знаменский монастырь.
Знаменский монастырь
За всю историю Гороховца люди так и не освоили левый берег Клязьмы. Коварство реки и суровые условия до сих пор делают эти земли непригодными для проживания, и только монастырские постройки выделяются маленьким островком среди глухого леса.
Знаменский монастырь расположен в живописнейшем месте, на так называемой Красной гриве, и поэтому монастырь иногда называют Красногривский. Это самая древняя обитель в Гороховце, основанная на средства купца Петра Лопухина в 1598 году. Первоначально монастырь был мужским, но его самостоятельная жизнь была недолгой. В 1723 году указом Петра I Знаменский монастырь по причине «малобратственности» был приписан к Флорищевой пустыни и стал ее подворьем. Первый каменный храм Знамения Богородицы был построен в 1679 году на средства купца Семена Ершова.
В 1923 году Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. Долгое время в храме размещалась бумажная фабрика и склад соломы. В шестидесятых годах двадцатого столетия на территории обители располагалось отделение совхоза, монастырские постройки приспособлены были под скотный двор и склады. В 1994 году, когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии, на месте монастыря оставались одни развалины. В мае 1999 года распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит был преобразован в Знаменский женский монастырь, и уже летом в обитель приехали первые насельницы.
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Восстановлена монастырская колокольня, отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения. В обители построены скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы. Мы помним, что монастырь расположен на пустынном левом берегу Клязьмы и связан с городом понтонным мостом. Осенью перед ледоставом мост разбирают, и тогда насельницы монастыря оказываются отрезанными от Большой земли на неопределенный срок. В иные годы вода подходит к самым стенам монастыря. Для решения неотложных вопросов кто-то из матушек берется за весла и, уповая на милость Божию, отправляется в путешествие…
Благовещенский собор
Благовещенский собор построен опять-таки на средства Семена Ершова. Это монументальное сооружение обязано своим появлением на свет многолетнему соперничеству, а точнее многолетней вражде, двух богатейших купеческих родов Гороховца — Ершовых и Опариных.
Городская легенда гласит, будто бы богатейшему гороховецкому купцу Семену Ершову к концу семнадцатого столетия наступал на пятки набирающий силу Матвей Опарин, который в знак своей силы построил недалеко от центральной площади роскошный особняк. Будто бы осерчавший Семен Ершов строит в отместку перед домом Опариных огромный собор, перекрывший все подходы к торговой площади. Собор был построен в 1700 году, и в то время это был самый красивый, самый богатый собор в Гороховце — с золотыми куполами, большими часами, ажурными коваными воротами. К сожалению, в настоящее время собор относится к краеведческому музею и закрыт. Купола остались, правда, уже не золотые, а ворота, сильно пострадавшие от времени и человеческих рук, теперь являются экспонатом музея и хранятся глубоко в его запасниках. Уже в наши дни Благовещенский собор «прославился» тем, что на его фоне снимался последний фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар».
Наверняка мелькнули в кадре михалковского фильма и купола Сретенского монастыря, расположенного напротив Благовещенского собора.
Сретенский монастырь
Сретенский женский монастырь, основанный в 1658 году по указу патриарха Никона, остался для меня загадкой. Монастырь расположен в самом центре города, вокруг него кипит городская жизнь, а сам монастырь отгородился от мирской суеты белокаменными стенами и живет своей, никому не заметной жизнью.
Главные ворота монастыря, над которыми возвышается 35-метровая колокольня, оказались закрыты, но это не мешает попасть на территорию монастыря. Словно убранная в праздничные одежды, стоит среди монастырского двора церковь Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской. Белизна стен, украшенных каменной вышивкой, придает храму какую-то женственность, столь уместную в девичьей обители. Вне всякого сомнения, храм этот относится к лучшим образцам православной архитектуры Гороховца. И мы уже не удивляемся, услышав, что храм этот построен в 1689 году опять-таки на средства того самого Семена Ершова.
Судьба монастыря как под копирку повторяет судьбу большинства монастырей в России. Вскоре после революции монастырь был закрыт, монахини изгнаны. К счастью, в стенах монастыря не было никаких исправительных и лечебных учреждений, монастырские постройки использовались под хозяйственные городские нужды, возможно, это способствовало их сохранению. В 2001 году монастырь возвращен церкви, сюда из суздальского Покровского монастыря пришли первые насельницы…
Расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу реки Клязьмы, в 12 км от железнодорожной станции Гороховец (д. Великово) на автомобильной дороге М-7 «Волга», в 157 км к востоку от Владимира
Дата основания 1239 год
Епархия Муромская
Население 13 тысяч человек
Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец)
Мiръ Россия Владимирская область Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец)
Зна́менский монасты́рь — православный женский монастырь, расположенный в городе Гороховце Владимирской области, расположен на левом берегу Клязьмы. Самый древний монастырь в Гороховце.
Содержание
История [ править ]
Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVIIв., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В это время в обители подвизалось менее тридцати иноков, что, согласно Петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В этом же, 1723г., в Знаменском монастыре была произведена уже вышеупомянутая опись, из материалов которой следует, что в обители к этому времени имелось две каменные церкви (холодная в честь иконы Матери Божией «Знамение» и теплая в честь ап. и ев. Иоанна Богослова). Кроме того, в монастыре была деревянная ограда с ветхой колокольней над святыми вратами, на которой располагалось шесть колоколов, а также ряд хозяйственных построек. Примечательно, что колокольня изначально не входила в ансамбль Знаменского храма как в настоящее время, а являлась завершением святых врат, построенных предположительно в 1720-е гг. Об этом свидетельствует не только опись 1723г., но и план Знаменского монастыря 1753г.
Далее опись довольно подробно обрисовывает внутренне убранство обоих храмов с перечислением всех находившихся в них предметах, из чего следует, что в обители имелось довольно большое количество богослужебной утвари: икон, облачений и книг. Перечисляются так же и документы, среди которых упоминаются благословенные грамоты на строительство храмов.
Вышедший в 1723 г. указ Петра I по некоему стечению обстоятельств не был сразу претворен в жизнь. Лишь в 1749г., уже после образования Владимирской епархии, факт приписки подтвердил указ епископа Владимирского и Яропольского Платона. Знаменский монастырь окончательно стал подворьем Флорищевой пустыни, полностью перейдя на ее обеспечение, и использовался в хозяйственных целях, в основном для приезда братии в Гороховец.
Как уже упоминалось выше, до своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К к. XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой, по описи 1762г. ее длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. Здание храма Пресвятой Богородицы представляло собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой, по высоте, доходящей до середины основного объема. Четверик был украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела были декорированы наличниками в виде колонок с 3-угольными разорванными фронтонами. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
В XIX в. ничего монументального в обители более не возводилось. Лишь в конце столетия, в период управления Флорищевой пустынью архимандритом Антонием (Борковым), был построен ряд новых небольших хозяйственных и жилых помещений вместо старых ветхих, а также обновлено внутреннее убранство храма.
Личность архимандрита Антония, 26-го настоятеля Флорищевой пустыни была, по истине, интересной и замечательной. За свои труды и 24-х летнее управление монастырем он первый из настоятелей был удостоен в 1896г. сана архимандрита. Став настоятелем обители, отец Антоний существенно расширил и улучшил Флорищевское монастырское хозяйство, завел усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, расширил скотный двор и много других трудов приложил для возрастания обители, как в хозяйственном, так и в духовном плане. Немало потрудился подвижник и на обустройстве приписных к Флорищевой пустыни подворий, в число которых в то время входил Знаменский монастырь. Примечательно, что преставился отец Антоний после тяжкой болезни в приписном Гороховецком Знаменском монастыре, который часто любил посещать.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр.
В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.
28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.
7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Л.В.). А в 2006г. за усердное служение Церкви Божией матушка Раиса была возведена в сан игумении.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г.
Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения.
Регулярно совершаются богослужения, служащим священником является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.
Престольные праздники [ править ]
21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
10 декабря— празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Как добраться [ править ]
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, Знаменский участок.
Паломнику [ править ]
Богослужения в обители совершаются еженедельно по выходным дням и в большие праздники.
От Москвы с Щелковского автовокзала рейсовым автобусом или маршрутным такси до Нижнего Новгорода с остановкой в г. Гороховец. Далее на маршрутном такси до центральной площади, а потом пешком до переправы (примерно 200м.)
Из Нижнего Новгорода и Владимира ходят электрички до г. Гороховец. От станции до г. Гороховца можно добраться на маршрутном такси или на автобусе.
Расписание можно узнать на станции г. Гороховец, Вокзальная пл. тел. +7 (49238) 5-71-71
Зимой через реку можно перебраться пешком по льду, летом – по понтонному мосту. В периоды межсезонья переправа осуществляется на лодке силами насельниц и трудников монастыря.
Знаменский (Красногривенский) монастырь
Знаменский (или Красногривенский по названию поймы реки) женский монастырь уютно расположился на левом берегу Клязьмы среди обширного лесного массива. Датой его основания считается 1598 год, хотя некоторые источники утверждают, что это был 1669 год. В городских летописях осталось имя купца Петра Лопухина, который выделил личные средства для строительства новой обители. Здание монастыря сооружалось из дерева, благо стоял он в окружении лесов. Обитель предназначалась только для мужской братии.
За несколько сот лет существования монастырь не раз менял свой архитектурный облик. Первая постройка из камня появилась здесь в конце XVIII века. Это была церковь, возведенная в честь Знамения Богородицы. Деньги на храм выделил местный купец Семен Ершов. На территории монастыря была еще один храм, построенный в честь святых апостолов Петра и Павла, но до наших дней он не сохранился. В восемнадцатом веке монастырь получает каменную ограду с главными воротами, которым дали название «Святых ворот». В 1720 году комплекс обители пополнил еще один жилой корпус, где стали жить монахи. Нижний этаж был выполнен из камня, а второй надстроен из дерева. Такой оригинальный облик здание получило по простой причине: оно строилось несколько лет, и просто не хватило денег. Поэтому пришлось воспользоваться более дешевым подручным материалом — деревом.
В начале XVIII века церковь Знамения Богородицы получила новую колокольню. Строится еще один храм в честь Иоанна Богослова. Но уже тогда обитель стала собственностью Свято-Успенской Флорищевой пустыни, что располагалась в Нижегородских землях. Сделано это было по указу Петра I, который проводил множество реформ и решил объединить мелкие монастыри с более крупными. Теперь в помещениях Знаменской обители хранились строительные материалы и продукты.
В годы Советской власти, как и многие православные учреждения, Флорищева пустынь вместе со Знаменским подворьем была закрыта. Монашескую братию выселяют, а имущество экспроприируют в ведомство Губмузея. Новое учреждение забирает помещения под свои нужды. И вот уже в монашеских кельях открыто общежитие, а в церкви устроен склад соломы. Позже обитель отошла к ближайшему колхозу, который превратил территорию монастыря в свое подворье с подсобными помещениями. Не пощадили и монастырскую стену, от которой сегодня сохранилась лишь часть Святых ворот. Это небольшая побеленная постройка из кирпича. Проход в виде арки был заложен. Сбоку видны сохранившиеся части бывшей каменной ограды.
В 90-е годы монастырь, практически полностью разрушенный, возвращается под сень местной епархии. Здесь начинаются вестись восстановительные работы. В последний год XX века Знаменский монастырь становится женской обителью. В этом же году появляются и первые насельницы. Сегодня здесь живет и ведет хозяйство более 20 сестер. Они занимаются хозяйством, возрождают старинные промыслы, ведут благотворительную работу. Был восстановлен храмиконы Пресвятой Богородицы «Знамение», колокольня, корпус игуменьи и другие здания. Рассказывают, что в 90-е годы эти места кишели ядовитыми змеями. Но ни одна из сестер не получила змеиных укусов. Позже после молитв сестер пресмыкающиеся и вовсе покинули монастырские земли. Монастырь отделен от города рекой, и перебраться на другую сторону можно по понтону. В зимний период и во время ледохода из-за отсутствия дорог обитель часто бывает отрезана от мира.