знаменский мужской монастырь города курска
Знаменский собор в Курске, заказать требу
Заказать молитву в Знаменском соборе в Курске
Знаменский монастырь был заложен в память о победе в Отечественной войне 1812 года по указу царя Михаила Федоровича Романова. Строительство каменного Знаменского собора началось в 1916 году по благословению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста и продолжалось целых десять лет. Возведение собора велось на пожертвование простых мирян, курских купцов и дворян, много пожертвовал и сам владыка Феоктист.
Сам собор был закрыт в 1932 году, также были сняты купола полностью снесена колокольня. Позднее его переделывали то под склад, то под лагерь для военнопленных, а потом и вовсе переделали под кинотеатр. Во времена Велико-Отечественной войны при отступлении немецких частей собор был подожжен, из-за чего сильно пострадал изнутри.
Церкви здание собора было возвращено в 1992 году, а окончательно завершились восстановительные работы только в 2004 году.
Сейчас богослужения в соборе проводятся каждый день. Литургия в будние дни начинается в 8:00, в субботу в 8:30, а в воскресение и праздничные дни в 9:00. Вечернее богослужение проводится ежедневно в 17:00.
Добраться к храму можно на общественном транспорте. Остановка «Знаменский собор».
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!
История создания Знаменского собора в Курске
Древние храмы всегда являются визитной карточки любого города. Именно эти архитектурные сооружения символизируют единство эпох, неподвластность разрушающему воздействию времени, воспарение над царящей в мире суетой…
Стоит взглянуть на фотографию любого знаменитого российского храма, как в памяти мгновенно всплывает история города, атрибутом которого он является. Курск, вошедший в Большое Золотое кольцо России, также имеет свой древнейший символ – Знаменский Кафедральный собор, на месте которого в начале XVII в. стояла Курская крепость. А история его возведения чрезвычайно интересна и уходит корнями во времена монголо-татарского ига.
Если вам интересна тема золотого кольца России, то рекомендуем посмотреть презентации на эту тему.
Обретение курянами чудотворной иконы
Согласно древнему преданию, Курску, полностью разрушенному татарами, Господь даровал святыню – чудотворную икону Знамения Пресвятой Богородицы. Князь Василий Шемяка, пораженный чудесами, исходящими от нерукотворного образа, заложил храм в честь найденной иконы и многократно переносил ее туда. Но икона каждый раз вновь оказывалась у лесного ручья – на месте своего обретения! Образ много раз терялся, подвергался надругательствам татар, вновь находился и продолжал творить чудеса. Народ верил, что именно благодаря ему Курск возродился из пепла после нескольких столетий полного упадка и забвения.
В 1597 году государь Федор Иоаннович повелел перенести икону Знамения Пресвятой Богородицы в Москву.
Когда Русь накрыло Смутное время, крепость с достоинством выдержала осаду польско-литовских интервентов. В 1612 году 70-тысячное иноземное войско подошло к стенам Курска, и горожане, предводительствуемые воеводой Татищевым, поклялись: если удастся отстоять город, они возведут монастырь и перенесут в него образ Богоматери «Знамение». В 1615 году жители исполнили свою клятву: была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. Куряне обратились с просьбой к Федору Иоанновичу о возврате иконы, и спустя три года она была перевезена из Москвы обратно в Курск, в собор Знаменского монастыря.
Трудная судьба Знаменского монастыря
В тридцатых годах XVII в. деревянный монастырь дважды сгорал до тла: сначала в него ударила молния, а потом, уже отстроенный заново, он был разграблен и испепелен польским войском.
Наконец, в 1649 году по указу Алексея Михайловича за казенный счет была возведена каменная церковь Знамения Курской иконы Богородицы.
В начале девятнадцатого столетия на здании храма появились многочисленные трещины, и его решено было разобрать. На его месте был выстроен новый храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Строительство велось на казенные средства и народные пожертвования. Величественное сооружение в самом центре города стало настоящей гордостью курян, а особенно гордились они прекрасными колоколами и огромными башенными часами.
В сложные предреволюционные годы на икону «Знамение» не единожды покушались. В 1898 году от чудовищного взрыва пострадал храм, а вот икона осталась целой – раскололось лишь верхнее стекло.
В марте 1920-го икону вывезли в Константинополь, а следом в Салоники, но уже осенью главнокомандующий генерал Врангель вернул образ в Россию, дабы ободрять им остатки Белой армии. Вскоре икона вместе с оставшимися в живых врангелевцами покинула российские берега.
После «путешествия» по нескольким европейским странам икона «Знамение» нашла себе приют в Америке. Образ находится в Нью-Йорке по сей день, а на родине, в Курске, хранится его копия.
Во времена СССР Знаменскому собору тоже пришлось нелегко. В 1932-м его превратили в кинотеатр с танцзалом. В Великую Отечественную над храмом, как и над всем городом, надругались фашисты: он капитально выгорел изнутри, купол был разрушен. Но даже после восстановительных работ здание еще долго использовалось совсем не по назначению: сначала в нем содержали военнопленных, потом размещали разные склады или цеха. В конце концов храм снова стал кинотеатром.
Знаменский собор сегодня
Кинотеатр «Октябрь» просуществовал до 1992 года, после чего здание было передано Русской Православной Церкви. Работы по реконструкции продолжались долго.
Что касается иконы, то вместо оригинала в обновленном храме можно увидеть список «Знамения», датированный 1902-м годом. Судьба этого образа, кстати, тоже не проста: в 2006-м его похитили. К счастью, вскоре он обнаружился в одном из ломбардов Москвы.
Сегодня Знаменский собор, полностью отреставрированный снаружи и изнутри, является главной архитектурной достопримечательностью славного русского города Курска.
КУРСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Курский Знаменский собор |
Курский Знаменский мужской монастырь (Курская епархия)
Основание монастыря связано с событиями 1612 года, когда польско-казацкое войско осадило Курск. Ворвавшиеся в город враги устроили на его улицах резню. Летописец сообщал: «и бысть сражение и пролитие крови сюду и сюду и наипаче же нас, православных христиан и жён и детей велия в том времени кровь пролияся». Однако куряне сумели закрепиться в малом остроге и отбить врага от крепостных стен. Когда же им предложили открыть ворота, осажденные кратко отвечали, что города не сдадут, но скорее погибнут, защищая его. Разъяренные упорным сопротивлением враги «зело освирепишася и частым крепким приступлением начаше град сей озлоблять. ко взятию града всякие хитрости устрояюще». Осаждённые страдали от жажды, ежедневных вражеских приступов и нехватки пороха. В эти дни тяжелых испытаний защитники города дали торжественный обет, что если Бог не предаст их в руки врагов, они «в малом острожку возле города на конец торгу против городового моста, [на месте существующей часовни] воздвигнут церковь Пречистые Богородицы Курские», и в ней поставят чудотворный образ Знамения, в 1604 году увезенный Лжедмитрием I в Москву. Через четыре недели безуспешной осады поредевшая вражеская рать бесславно отступила от неприступных стен Курской крепости.
Основание и расцвет обители
Сразу же после освобождения куряне приступили к исполнению своего обета. Сначала был воздвигнут деревянный храм. А в 1613 году только что избранный на царство Михаил Феодорович разрешил рядом с новой церковью «монастырь огородить и двор устроить». К 1615 году строительство Рождественского монастыря завершилось. Была сооружена еще одна церковь во имя преподобного Михаила Малеина с пределом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, келья для настоятеля и 14 келий для братии, число которой вскоре достигло 40 человек.
В том же 1615 году в Москву была отправлена представительная делегация во главе с соборным диаконом Поликарпом, ходатайствовавшая перед Михаилом Федоровичем о возвращении Курску его святыни. Просьба курян была встречена благосклонно. По возвращению домой икона некоторое время хранилась в ныне не существующей соборной Воскресенской церкви, а затем, в 1618 году, была по личному распоряжению царя перенесена в Рождественский монастырь.
С этого времени новая обитель становится главным монастырем Курского края. К ней причисляются Троицкий, Божедомский и Пустынский Богородицкий мужские монастыри со всеми угодьями и землями. Специальная «тарханная» грамота, пожалованная Курскому монастырю в 1629 году содержала перечень его прав и преимуществ и подтверждала его привилегии (к примеру, освобождение от всех государственных повинностей).
В 1631 году почти все монастырские постройки сгорели во время пожара вызванного ударом молнии, а остальные были разорены воинами князя Иеремии Вишневецкого в январе 1634 года. Во время этого набега поляки также сожгли Троицкий и Божедомский монастыри. Большой ущерб потерпел монастырь и во время татарских набегов 1643 года, когда в «вотчинах его крестьянские жилища разорили без остатка, на гумнах в скирдах и на полях хлеб и сено пожгли и потравили», крестьян монастырских пропало 239 человек, не считая женщин и детей.
В 1649 году, по указу Алексея Михайловича, на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви во имя Курской Чудотворной Иконы Знамения Божьей Матери. После постройки этого храма монастырь стал именоваться Рождество-Богородицким Знаменским.
С 1674 года настоятель монастыря, ранее именовавшийся игуменом или строителем, стал носить титул архимандрита.
К 1680 году на деньги, пожертвованные оборонявшим Белгородскую черту войском и лично курским воеводою князем Григорием Григорьевичем Ромодановским, в монастыре были возведены новые каменные строения: Богоявленская церковь при настоятельских покоях, Петропавловская на святых воротах, братские кельи, хозяйственные строения и каменная стена с башнями вокруг монастыря.
В 1752 году Знаменская церковь была внутри и снаружи покрыта штукатуркой, одна ее глава разобрана и вместо нее возведено пять.
Секуляризационная реформа 1764 года
В 1764 году в ходе реформы Знаменский монастырь был утвержден штатным и поставлен во втором классе. Приписанная же к Знаменскому монастырю Коренная Рождественская пустынь получила статус самостоятельной обители. По штату в Знаменском монастыре числились архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник (он же и хлебодарь), чашник, писец и 16 служителей.
Возведенная по приказу Алексея Михайловича каменная церковь простояла в центре Курска почти полтора столетия. Но в ноябре 1814 года, во время торжественного молебна, на молящихся с купола храма начали падать куски штукатурки. Проведенный по поручению губернатора А.И. Нелидова архиепископом Неоктистом и губернским архитектором Шмитом осмотр здания выявил образовавшиеся вследствие оседания фундамента трещины на своде трапезной и на стенах собора. Тревога за общее состояние здания вылилось в желание «построить вместо старой новую соборную церковь лучшей архитектуры и вместительней настоящей». Летом 1815 года проект был уже готов. Строительство собора продолжалось 10 лет. Первое богослужение в новом храме состоялось 13 января 1826 года. В этот день через Курск проследовал сопровождаемый воинским эскортом гроб с останками умершего в Таганроге Александра I. В поспешно освященном соборе над телом покойного императора была отслужена панихида.
Указом императора Николая I от 28 сентября 1832 года резиденция Курского архиепископа, существовавшая в Белгороде с 1667 года была перенесена в Курский Знаменский монастырь, превращенный в трехклассный архиерейский дом. Резиденция архиепископа разместилась в каменном двухэтажном корпусе, расположенном около собора. На верхнем этаже находились покои архиепископа, а нижний занимал монастырский наместник, архиерейский секретарь и канцелярия преосвященного.
В 1851 году к корпусу была пристроена Крестовая церковь во имя трех Святителей.
В 1854 году Знаменской обители было возвращено звание монастыря первого класса. Число монашествующих было увеличено и в 1891 году в обители служило 47 человек: наместник, казначей, ризничий, духовник, благочинный, 4 очередных иеромонахов, 13 иеродиаконов, 6 монахов, 4 указных послушников и 13 живущих на предварительном испытании.
Воскресенский храм Курского Знаменского монастыря |
В 1875 году на пожертвования курских граждан за зданием собора была выстроена, а в 1876 году освящена, Воскресенская церковь. В храме было устроено три престола: во имя Светлого Христова Воскресения, преподобного Феодосия Печерского и святого Иосифа Песнописца. В 1919 году в Воскресенском храме находилось два престола: Воскресения Христова и Феодосия Печерского.
Взрыв в соборе
Закрытие монастыря
12 апреля 1918 года из Знаменского собора были похищены чудотворная икона Знамения и ее список, облаченные в драгоценные, украшенные самоцветами, ризы и золотая дарохранительница со Св. Агнцем. Епископ Феофан (Гаврилов) немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧК было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ. Образа были обнаружены лишь через месяц, в колодце возле епархиальной типографии. Два расшитых золотом чехла с икон были обнаружены в начале октября 1919 года, после занятия Курска белыми в мусорных кучах у здания ЧК. Во время отступления Добровольческой армии чудотворная икона была вывезена из Курска.
После возвращения советской власти часть помещений Знаменского монастыря была занята бойцами 119-го батальона внутренней охраны республики. А в ноябре 1921 года при осмотре Знаменского монастыря инспектором Курского Губернского отдела управления Брусенцовым выяснилось, что все жилые корпуса монастыря были заняты 26-м батальоном войск внутренней охраны республики, а доступ монашествующим во внутренний двор запрещен. Воскресенская церковь была поругана и ограблена.
В октябре 1926 года Курский Губполитпросвет обратился в Президиум Курского горсовета с ходатайством «о закреплении и передаче Курскому краеведческому музею всей усадьбы и зданий бывшего мужского монастыря». 2 ноября 1926 г. Президиум Курского горсовета удовлетворил это ходатайство.
Музей активно занялся освоением полученных площадей. Летом 1926 г. в архиерейском доме, откуда только в мае был выселен последний квартирант » сотрудник штаба X-го стрелкового корпуса, развернули десять выставочных залов для промышленно-экономического отдела музея, оборудовали две рабочие комнаты и комнату под библиотеку, Четыре монастырских флигеля музей сдал в аренду различным предприятиям и учреждениям. В первом флигеле размещались пекарня и конфетная фабрика Управления коллективов безработных при Бирже труда. Второй флигель был отведен под канцелярию Губернского архивного бюро и две квартиры. Третий флигель занимали частные квартиры. Четвертый отдан административному отделу под архив ЗАГСа. Воскресенская церковь сдавалась музеем Архивному бюро под архивохранилище на условии «его поддержания и ремонта».
Знаменский собор продолжала занимать религиозная община, так же платившая музею за 80 кв.м. «занятых под жилье и канцелярию епархиального управления». Единственным не принадлежащим музею зданием на территории монастыря оставался каменный двухэтажный братский корпус удержанный под общежитие штабом стрелкового корпуса. Четырежды руководство музея ходатайствовало перед Горсоветом о передаче ему корпуса, так как «крайне нуждается в этом здании. необходимом для развертывания отделов историко-революционного, промышленно-экономического и библиотеки музея, насчитывающей 20000 томов». Тяжба закончилась полным поражением музейщиков. Весной 1928 года флигель окончательно закрепили за военными. Но последняя точка в борьбе за братский корпус была поставлена в августе 1928 года, после образования Центрально-Черноземной области, штаб корпуса был переведен в г. Воронеж, а занимаемое им здание передано краеведческому музею.
В 1932 году Знаменский приход ликвидировали и Курский горсовет решил устроить в храме 3-й звуковой кинотеатр. В процессе переделки собор значительно изменил свой внешний облик, так как в 1935 году были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни. 23 сентября 1937 года «Курская правда» сообщила, что
В 1956 году восстановленный в соответствии с проектом архитекторов С.И. Федорова и Л.А. Литошенко кинотеатр «Октябрь» принял первых зрителей.
Возрождение обители
В 1992 году здание бывшего Знаменского собора был вновь передано Церкви, но лишь в 1999 году Курская епархия начала работы по перестройке храма. 23 апреля 2000 года на восстановленные малые купола Знаменского кафедрального собора были подняты и укреплены золотые маковки и кресты.
В 1993 году в Знаменский собор был возвращен точный список с оригинала иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, сохраненный в годы гонений благочестивыми христианами.
Знаменский мужской монастырь
Официальный приходской сайт
Контактная информация
в воскресные и праздничные дни — 9.00
Вечернее богослужение — 17.00
Молебен с акафистом перед иконой БожиеЙ Матери, именуемой
«Знамение» Курская-Коренная совершается по пятницам в 7-00.
По окончании Божественная литургии
во вторник совершается молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Неупиваемая Чаша»
в среду — молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Всецарица»
в четверг после вечернего богослужения перед иконой преподобного Серафима Саровского, с частицей мощей, совершается молебен с акафистом.
в субботу — молебен святым (общий)
История возникновения Курского Знаменского монастыря тесно связана с чудотворным образом Пресвятой Богородицы Курской-Коренной «Знамение» и монастырем в Коренной пустыни, воздвигнутым на месте ее обретения.
Летописные известия и царские грамоты сообщают об этом так: «Чудотворный образ Пречистой Богородицы Курской за много лет до восстановления города Курска находился в пустыни, и к тому чудотворному образу приезжали молиться из многих разных городов всякие люди». В 1597 году царь Федор Иоаннович, узнав про чудеса, изливаемые от иконы, приказал с почетом принести чудотворный образ в Москву, где икона была украшена и затем с благоговением возвращена в Коренную пустынь. В том же 1597 году царь Федор издает Указ об устроении монастыря на этом месте. В связи с неспокойными временами и постоянными опустошительными набегами на курский край вражьих людей следует повеление царя Федора Иоанновича о переносе чудотворного образа в Курск, в построенный для того придел церкви Воскресения Христова «для воинских всяких людей» на время, пока устроится монастырь в пустыни.
В 1598 году монастырь был построен, но в том же году под Курск пришли крымские люди и ту Пустынь «разорили до основания, все пожгли…». Чудотворный образ же все это время оставался в Курске. Наступали времена лихолетья. В 1605 году, «как случилась междоусобица», икона «Знамение» была взята Лжедмитрием из Курска в Москву.
Далее, как сообщает царская грамота, «в 1612 году приходили под Курск литовские люди, и в те времена из той Пустыни с казною и с Церковным строением приехали в Курск в осаду старцы». Привезенные из Коренной пустыни со старцами местные образы, иконостас и церковная утварь были помещены в воздвигнутую усердными гражданами часовню.
В 1613 году, получив от царя Михаила Федоровича по их челобитью грамоту, 15 июля принялись на месте воздвигнутой им часовни устраивать деревянный монастырь, который окончен постройкою храма во имя Рождества Богородицы в 1615 году. В царской грамоте от 1618 года об этом сообщается так: «Милостью Божьею и Пречистой Богородицы помощью от литовских людей в осаде они отсиделись и по своему обещанию на том месте (где находилась часовня и было, по словам очевидца, явление Пресвятой Богородицы со святыми мужами на стене крепости) храм поставили и монастырь устроили всем городом».
Первыми монахами устроенного монастыря стала братия из Коренной пустыни во главе с игуменом Иосифом. И теперь уже Курскому монастырю как! приемнику разоренного по царской грамоте 1614 года переходили во владения! все вотчины, которые были даны в 1600 году Рождество-Богородичному монастырю в Коренной пустыни.
В 1615 году, ко времени завершения построения монастыря, с возведением в! нем деревянного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, происходит радостное и долгожданное событие для всех граждан города – возвращение Чудотворного образа Пресвятой Богородицы из Москвы в Курск.
Следующими важными событиями было то, что по Божьему произволению еще совсем небольшой Курский монастырь, который во всех царских грамотах первой половины XVII века именовался как «монастырь Чудотворного образа Пресвятой Богородицы Курской», стал прирастать добровольными вкладами строителей окрестных монастырей города. В 1616 году старец Иона, настоятель основанного одного из первых в Курске Троицкого мужского монастыря, что за речкой Кур, был отдан монастырю Пресвятой Богородицы Курской, вместе со всеми вотчинными крестьянами, в вечное поминание по своей душе.
В 1618 году по челобитью братии Пречистые Богородицы Курского монастыря и граждан города, указом царя Михаила, чудотворный образ переносится из Воскресенского собора в монастырь. И в этом же году, согласно преданию, совершается первый крестный ход в Коренную пустынь, где была вновь построена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
А в 1619 году под ведомство монастыря уже переходит Божедомский монастырь Корнилия Брагина, который располагался в том месте, где сейчас стоит Ильинский храм г. Курска. И обитель стала называться «Большой монастырь Пресвятой Богородицы Курской».
В 1621 году при игумене Аркадии монастырская братия насчитывала 33 человека и располагалась в 14 монашеских кельях.
В 1624 году строитель Варлаам с монастырской братией просили благословления у Святейшего Патриарха Московского Филарета перенести чудотворную икону Пречистой Богородицы из Курска в Коренную пустынь на постоянное время и восстановить монастырь. Но ввиду еще грозившей опасности со стороны внешних врагов разрешения на это от верховной власти не было дано. Напротив, последовало патриаршее повеление рубить лес на построение новой монастырской церкви в Курске взамен прежней небольшой и ветхой.
Как свидетельствует грамота царя Михаила Федоровича, в 1625 году была построена новая церковь в двадцать стен, за что плотникам из царской казны было оплачено 140 рублей. Церковь шатровая и выстроена из дуба.
В 1630 году в монастыре уже было две церкви: во имя Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Маленина (святого покровителя царя Михаила Федоровича) с приделом святых преподобных отцов Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Все церковное строение и имущество было устроено иждивением государя и монашествующих, которых уже насчитывалось 40 человек.
В 1631 году монастырь зажжен молнией, и постройки монастыря почти все сгорели, потому что были из дерева, а остальные в 1634 году разорены поляками.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича на выделенные из царской казны деньги при содействии братии монастыря, курских граждан и ремесленников на месте деревянного была заложена уже каменная соборная церковь во имя Курской чудотворной Иконы Божией Матери «Знамение». На возведение каменной церкви свои личные пожертвования в количестве 100 рублей внес и Патриарх Московский и Всея Руси Иосиф на вечное поминание по нем и по его родителям. Строили собор Московского Приказа каменных дел подмастерье Семён Белой, кирпичный обжигальщик Осип Микитин и известные мастера того времени каменщики Углича и Троицкого Калязинского монастыря.
К 1661 году собор был отстроен. С этого времени монастырь стал именоваться Богородицким Знаменским монастырем.
В 1655 году при возведении в Курске новой городской крепости вместо старой, по прошению игумена Моисея, царем Алексеем Михайловичем дан был указ устроить ограду монастырю из старого леса крепости. До сего времени, как сообщает грамота, монастырь был вовсе неогорожен.
В дальнейшем попечением настоятелей монастыря на пожертвования почитателей святыни и иноческих обителей, преимущественно же на сумму, пожертвованную князем Григорием Григорьевичем Ромодановским, и от войска, бывшего под его предводительством для защиты Белгородских границ, были обнесены каменным забором: Богоявленская церковь при покоях настоятеля, Петропавловская церковь на Святых воротах, братские кельи, хозяйственные строения, а также каменная стена с башнями, окружавшая монастырь.
1 апреля 1688 года, в день освящения церкви Богоявления Господня, государями Иоанном и Петром Алексеевичами по чувству благоговейного уважения был поднесён в дар большой 50-пудовый медный колокол, отлитый мастером Фёдором Маториным (этот колокол прослужил около двухсот лет, но в 1860 году треснувший колокол был снят с колокольни и торжественно установлен на высокий постамент в северо-восточной части монастырской ограды).
Начиная с 1674 года настоятели монастыря, ранее именовавшиеся строителями или игуменами, получили право на титул архимандрита.
К 1705 году в ведении и управлении Знаменского монастыря находились сёла Смородинное, Поныри и Долгое, деревни Служия, Тазово, Жерновец, Ясенок, Виногробль и Старая Слободка, хутор Гремячий, в которых числилось 4836 душ крестьян.
В 1722 году Курский Богородицкий монастырь стал владельцем дачи в четырёх верстах от города Курска, на верховьях реки Кур, впоследствии ставшей называться Знаменской рощей. Позднее здесь были построены церковь во имя Иоанна Богослова и двухэтажный каменный корпус; появились пруд с мельницей, сад, скотный двор, 60 десятин обрабатываемой земли.
В 1764 году по Манифесту о секуляризации монастырских земель императрицы Екатерины II церковные имения от архиерейских домов, монастырей, пустыней и соборов отобраны и поступили в казенное ведение. Епархии с монастырями и соборами разделены на три класса, и согласно этому разделению архиерейским домам и иноческим обителям, вместо отобранных имений, определено денежное содержание.
Коренная Рождественская пустынь, ранее приписанная к Знаменскому монастырю, получила статус самостоятельной обители. Курский Знаменский монастырь был утверждён штатным и отнесён ко второму классу.
В 1752 году Знаменский храм был оштукатурен изнутри и снаружи, его единственная глава разобрана, а вместо неё возведено пять.
В 1787 году при проезде через Курск в Знаменском монастыре на молебне перед чудотворным образом Курской Коренной «Знамение» присутствовала императрица Екатерина II.
В 1815 году храм этот по ветхости был разобран. Вместо него на доброхотные пожертвования граждан, большей части дворян Курской губернии, в 1816 году началось строительство большого Знаменского собора, которое продолжалось 10 лет. Новый собор закладывался как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. По решению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского) руководство строительством возлагалось на архимандрита Палладия (Белевцева), в прошлом артиллерийского офицера, выходца из курских дворян.
Император Александр I, посещая Курск в июле 1820 года, лично ознакомился с ходом строительства собора. По окончании строительства 13 января 1826 года собор в спешном порядке был торжественно освящен и в великой скорби через три дня он принял гроб с телом почившего в Бозе императора Александра I.
По указу императора Николая I от 28 сентября (10 октября) 1832 года, резиденция Курского архиепископа, располагавшаяся в Белгороде с 1667 года, была перенесена в 1833 году в Курский Знаменский монастырь. Покои, канцелярия и секретарь архиепископа разместились в каменном двухэтажном корпусе, построенном около Знаменского собора.
В 1842 году император Николай I посетил Знаменский монастырь.
В 1851 году при архиерейском доме на монастырские средства была устроена Крестовая каменная одноэтажная церковь во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
При епископе Сергии (впоследствии митрополите Московском) в 1875 году на пожертвования горожан в монастыре был построен каменный храм Воскресения Христова с двумя приделами.
С южной стороны от главного престола располагался придел во имя преподобного Феодосия Печерского, с северной – во имя преподобного Иосифа Песнописца. В 1876 году храм был освящен.
В пасхальные дни 1893 года с 3 на 4 мая (20-21 апреля по ст. ст.) Курск посетил протоиерей кронштадтского Андреевского собора отец Иоанн Сергиев. Весть о предстоящем визите еще накануне взбудоражила весь город, встречать уже тогда почитавшегося святым пастыря собрались тысячи верующих во главе с епископом Курским и Белгородским Иустином и вице-губернатором Е. К. Андреевским. Прежде всего, отец Иоанн направился в сопровождении владыки в Знаменский собор, где ему в дар поднесли копию иконы «Знамение». В тот же вечер он участвовал во всенощном богослужении. В переполненном храме, ко всеобщему утешению молящихся, отец Иоанн читал канон. Это чтение, как отмечали «Курские епархиальные ведомости», «поразительно воодушевленное. проникало до глубины сердца и действовало на душу не как обычное слово, а как живое и притом сильное впечатление; сам о. Иоанн, казалось, не читал, а переживал содержание и убеждал молящихся». В 9 часов утра кронштадтский пастырь совершил в Знаменском соборе Божественную литургию в сослужении четырех иеромонахов. Служба произвела потрясающее впечатление, и многие из молящихся плакали во все время богослужения.
1 сентября 1902 года Знаменский монастырь посетил император Николай II. Его величество Государь Император с Государем Наследником в сопровождении великих князей Владимира Александровича, Николая Николаевича, Михаила Николаевича и Сергия Александровича были встречены высшими чинами города и простым народом под громовые раскаты «ура».
У входа в Знаменский монастырь Государь и сопровождавшие его были! встречены преосвященным Лаврентием, епископом Курским и Белгородским, четырьмя архиереями и монашествующей братией с крестом и святой водой. Приняв участие в Божественной Литургии, царь был вознаграждён поднесением Его Величеству двух икон «Знамение» Курской Коренной Божией Матери.
После пребывания в соборе на службе, Государь принял участие в открытии памятника своему отцу императору Александру III. Это проходило в здании дворянского собрания, что размещалось рядом со Знаменской обителью. Сюда же была доставлена и Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Приняв от губернского предводителя поднесённую миниатюрную модель из вороненого серебра открытого памятника, Государь Император Николай II отбыл для участия в больших маневрах, проходивших под Курском в Высочайшем присутствии.
В 1913 году по случаю празднования 300-летия Курского Знаменского монастыря для участия в этом событии в Курск прибыли митрополит Киевский и Галицкий Флавиан, епископ Орловский Григорий, епископ Сумской Феодор, епископ Рыльский Никодим, архимандриты, настоятели и наместники монастырей и пустыней Курской епархии.
На протяжении столетий количество братии в монастыре постоянно увеличивалось, и в 1914 году насельников в Курском Знаменском монастыре насчитывался уже 61 человек.
С началом Первой мировой войны иеромонахами Знаменского монастыря духовно окормлялись как больные и раненые воины в лазаретах города, так и гражданские беженцы с оккупированных территорий. Помимо духовной! осуществлялась и материальная помощь. В сентябре 1914 года в Знаменской роще на средства пожертвований был оборудован госпиталь.
22 ноября 1914 года Государь Император Николай II вновь прибыл в Курск. После торжественной встречи его курянами во главе с губернатором, царь! направился в Знаменский собор на молебен. С религиозно чистым и святым! единением с Помазанником Божиим куряне молились за укрепление веры и! Божией Силы сынам Отечества в великих испытаниях, ниспосланных русской! земле.
В декабре 1915 года в Курск прибыла Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и уже в первый день приезда молилась в Знаменском Соборе.
25 августа 1919 года между Курским городским Советом рабочих и красноармейских депутатов и группой граждан города Курска был заключён договор, по которому прихожанам в бессрочное и бесплатное пользование передавалось три храма на территории Знаменского монастыря: Знаменский собор, храм Воскресения Христова и примыкающая к дому архиерея Крестовая Трёхсвятительская церковь. Вместе с церквями прихожанам были переданы иконостасы, богослужебные книги, хоругви, паникадила, кресты, иконы, облачения священников и другие богослужебные предметы.
В ноября 1919 года по причине происходившей Гражданской войны в России, произошло разделение братии монастыря, часть ее оказывается в эмиграции, спасая чудотворный образ Курской Коренной « Знамение» от поругания, часть остается в Курске.
В ноябре 1919 года, вследствие начавшейся Гражданской войны, братия монастыря разделяется, и часть ее вместе с настоятелем епископом Курским Феофаном (Гавриловым), спасая от поругания чудотворной образ Курской Коренной «Знамение», отправляется на юг России и далее в эмиграцию. Это разделение оказалось не временным, а на всю жизнь.
После оставления Курска частями Добровольческой армии и восстановления в городе советской власти часть строений Знаменского монастыря была занята бойцами 119-го батальона внутренней охраны республики. Монашествующим был ограничен доступ во многие помещения. В 1921 году была разграблена Воскресенская церковь, а в 1923 году закрыта.
В марте 1924 года на вратах Знаменского монастыря происходит «обновление» креста. Это событие потрясло весь город и было отмечено в секретном донесении зампреда ОГПУ Ягоды Сталину: «В Курской губернии имело место «обновление» креста на Знаменском монастыре (крест был хорошо позолочен и ярко блестел), там же были «чудеса» исцеления». Из-за огромного стечения народа к монастырю, не желая допустить кровопролития, по требованию властей, этот крест монашествующими был снят с ворот.
31 мая 1924 года был произведен арест наместника монастыря архимандрита Иеремии и четырех несельников монастыря за несвоевременное предоставление к изъятию монастырских вещей. Это дало повод в итоге отобрать все строения и имущество у обители.
Знаменский собор оставался еще действующим храмом до 1932 года. В этом же году Знаменский приход был ликвидирован, а Курский горсовет принял решение устроить в храме кинотеатр. В процессе перестройки собор значительно изменил свой внешний вид: в 1935 году были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни, а в 1936 году раскрыт северный портик и снята ограда.
Кинотеатр в здании собора открылся 23 сентября 1937 года и получил название «Октябрь» (в честь 20-й годовщины Октябрьской революции). Кинозал на 700 мест был устроен прямо под куполом, в алтаре установлены кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма организованы музыкальные фойе.
Во время Великой Отечественной войны здание бывшего Знаменского собора, подожжённое немцами во время отступления 1943 года, сильно пострадало: выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После освобождения Курска в здании сначала размещался склад мясных и молочных продуктов, затем располагался лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года помещение передано создаваемому заводу по производству низковольтной аппаратуры Наркомэлектропрома.
В 1948 году здание вновь было передано для устройства в нём кинотеатра. В 1956 году закончились восстановление и очередная перестройка кинотеатра «Октябрь», начатые в 1949 году.
Только в августе 1992 года по решению Священного Синода РПЦ в Курске вновь открылся Знаменский мужской монастырь. С этого времени начинается современная история обители. В объявлении Курских епархиальных ведомостей того года написано: «Каждую среду в Знаменском соборе города Курска совершается Вечерня с Акафистом иконе «Знамение» Божией Матери Курской-Коренной, а также в четверг в 6 часов утра – Утреня и Божественная литургия. В субботу вечером в 17 часов совершается Всенощное бдение, а в воскресенье, в 8 часов утра – Божественная литургия. В остальные дни богослужения совершаются по Великим праздникам». Это первая попытка возродить церковную жизнь в Знаменском монастыре. Большой радостью в 1993 г. стало возращение точного списка иконы Божией Матери «Знамение» Курской–Коренной, который верующие люди сохранили в Советские годы. Из-за нехватки средств реконструкция собора началась только в 1999 г. Проект реставрации собора был выполнен известными курскими архитекторами Валерием Михайловым и Виктором Семенихиным. Реконструкция началась летом 1999 гда: за несколько месяцев был проведен демонтаж фальшивого промежуточного купола, двенадцати колонн и двух лестниц, многочисленных перегородок и перекрытий, в результате чего освобождены алтарная и подкупольные части собора. По старым образцам и историческим фотоснимкам восстановлена вся лепнина украшений храма. В середине апреля 2000 г. художники из Санкт-Петербургской Академии художеств РФ представили митрополиту Курскому и Рыльскому Ювеналию эскизы будущей росписи Знаменского собора.
23 апреля 2000 г. на восстановленные малые купала собора подняли и укрепили золотые маковки и кресты. В августе 2000 г. крыша собора была покрыта медью. 16 ноября 2000 г. был освящен центральный престол Знаменского собора. С раннего утра храм был наполнен молящимися. В православной гимназии и духовной семинарии по случаю праздника для старших классов были отменены занятия. Среди молодых прихожан были и студенты, и школьники.
В 2001 году накануне Пасхи в алтарной части собора был установлен витраж «Курская-Коренная Божия Матерь». На высоком металлическом остове иконостаса закреплены первые иконы, выполненные в Санкт-Петербурге коллективом художников, возглавляемым действительным членом-корреспондентом Российской академии художеств Александром Быстровым. С восточной стороны подкупольной части собора были возведены приделы и сени, облицованные гранитом, сооружены северные и южные балконы для хоров.
9 августа 2001 г. в день памяти великомученика Пантелеимона на построенную колокольню Знаменского собора были воздвигнуты шпиль и крест. Для водружения на 37-метровую высоту конструкции весом около 12 тонн потребовался сверхмощный кран, прибывший с Лебединского ГОКа. За проведением работы наблюдали курское строительное начальство, митрополит Ювеналий и председатель правительства Курской области Александр Зубарев.
26 ноября 2002 г. произошло значимое для жизни монастыря событие: в конференц-зале Курского епархиального управления было подписано соглашение между председателем совета директоров ОАО «Электроаппарат» Андреем Канунниковым и Курской епархией о передаче Воскресенского храма Русской Православной.
3 апреля 2003 г. митрополит Ювеналий освятил отлитые на Урале одиннадцать колоколов, после чего их подняли на колокольню Знаменского собора Курска. Они были изготовлены на пожертвования курян в Каменске-Уральском на специализированном предприятии по литью колоколов ЗАО «Пятков и Ко». На старой колокольне помещались колокола весом в 14 тонн. По новому проекту их масса должна составлять не более 3,5 тонн. Но по ряду причин (в первую очередь – финансовых) нынешние колокола весят намного меньше – 2950 килограммов.
26 мая 2004 г. Знаменский монастырь посетила официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) во главе с ее Первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йорским Лавром. Главу РПЦЗ сопровождали: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, а также настоятели православных приходов Канады, США, Австралии, Германии, Франции и других стран в сопровождении архиепископа Корсунского Иннокентия. В соборе был отслужен молебен перед иконой Знамения Божией Матери, после которого к гостям обратился митрополит Ювеналий: «Господь собрал нас вместе помолиться в древнем Курске, в граде, который пережил много скорбей и страданий, но под покровом Божией Матери сохраняет свое бытие. Мы чувствуем глубокую радость, встречая Вас сегодня под сводами древнего собора мужского монастыря иконы «Знамение» Божией Матери. Примите сердечную благодарность за Ваше прибытие к нам, за желание вместе помолиться». Затем митрополит Ювеналий преподнес гостям памятные – иконы преподобного Серафима Саровского. В ответном слове митрополит Лавр поблагодарил за возможность посещения монастыря и в дар обители передал икону святителя Иоанна Сан-Францисского, с частицей его святых мощей.
В прощеное воскресенье 2004 г. состоялась первая за 80 лет Божественная литургия в старинном Воскресенском храме, входящем в комплекс зданий Знаменского мужского монастыря. Построенный в 1875 г. на пожертвования курских дворян, Воскресенский монастырский собор был известен православной России удивительной красотой резного мраморного иконостаса и Царских врат из чистого серебра. Сегодня здание храма изуродовано промышленными пристройками. Богослужения по благословению митрополита Ювеналия стали проходить в Воскресенском храме, а в Знаменском соборе усилились реставрационные работы.
В июне 2004 г. были оштукатурены и покрашены колокольня и фасад собора, а 5 июля 2004 г. сняты строительные леса внутри храма. На этом работы по реконструкции Знаменского собора были завершены.
20 июля 2004 года по случаю 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского в Знаменский собор из Дивеевского монастыря были доставлены мощи святого, которые затем были круглосуточно выставлены на поклонение верующим в течение 4 дней.
27 сентября 2006 г. в Курск спец. авиарейсом из Оренбурга прибыл ковчег с частицей Креста Господня, десницей равноапостольной Марии Магдалины и частицей мощей мученика Кирика. До Курска святыни из монастыря Симонапетра посетили другие города России. В Знаменском монастыре к святыне приложилось около 100 тысяч паломников.
18 апреля 2006 г. на Воскресенский храм Знаменского монастыря был установлен купол с крестом, изготовленный Волгодонскими специалистами инженерного центра «Грант». Это историческое событие началось с молитвы, вначале архиепископ Герман освятил крест с куполом, а затем благословил начать подъем. Был сделан еще один шаг к восстановлению обители в прежнем величии.
Среди значительных вех в летописи Знаменского собора надо отметить посещение его Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром. Особенно примечательно то обстоятельство, что эта встреча на курской земле последовала непосредственно за эпохальным событием в истории всей Русской Православной Церкви – подписанием в Москве «Акта о каноническом общении» двух Церквей. 21 мая 2008 года владыка Лавр и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сопровождении клириков РПЦЗ прибыли с двухдневным визитом в Курск. Вечером в Знаменском соборе высокие гости участвовали в совместном всенощном богослужении. А утром 22 мая, в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца, митрополит Лавр, архиепископ Курский и Рыльский Герман и епископ Михаил в сослужении курского духовенства совершили Божественную литургию. Это памятное событие навсегда войдет в историю Курской епархии.
23 сентября 2009 года в Знаменский собор после 89 лет пребывания за границей Патриархом Кириллом была на время доставлена почитаемая чудотворной Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».