знание формируется на основе обобщения жизненного опыта социальной практики здравого смысла
Знание формируется на основе обобщения жизненного опыта социальной практики здравого смысла
Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».
B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.
Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца — будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности. Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой
культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.
Мировоззрение, его виды и формы
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Человек – существо не только биологическое, но и культурное, духовное. Ему свойственно задаваться вопросами об устройстве мира и о собственном месте в нем. Совокупность ответов на эти вопросы и является мировоззрением.
Термину «мировоззрение» можно дать несколько определений:
Мировоззрение формируется всю жизнь в результате воспитания и получения человеком собственного жизненного опыта. Чем старше человек, тем более осознанным становится его мировоззрение. Обычно оно имеет систематизированный характер: взрослый человек имеет комплекс представлений об окружающем его мире и о себе самом.
Существуют два основных фактора, которые влияют на формирование мировоззрения:
Мировоззрение может формироваться как стихийно (под воздействием случайных факторов), так и осознанно (с помощью самосовершенствования, воспитания человеком собственного характера).
Мировоззрение включает пять компонентов:
Носителем мировоззрения может быть не только человек, но и группа людей (профессиональная, социальная, религиозная), и общество в целом.
Существуют разные классификации типов мировоззрения. В заданиях ОГЭ и ЕГЭ проверяется знание классификации по видовым различиям, в которой выделяются три типа мировоззрения:
Выделяются два уровня мировоззрения:
Знание формируется на основе обобщения жизненного опыта социальной практики здравого смысла
11 октября в 20.00 по Московскому времени разбор вариантов диагностической работы по обществознанию.
Занятия ведет Александр Журавлев, победитель всероссийской олимпиады по обществознанию прошлого года.
Начнем с 3 варианта:
А1. Результатом конструктивного взаимодействия общества и природы может стать
1) преодоление экологического кризиса
2) углубление экономического кризиса
3) смягчение демографической ситуации
4) проблема «Севера» и «Юга»
Здесь, думаю, все понятно, дополнительных пояснений не требуется 😉
А2. Знание, опирающееся на здравый смысл, повседневную практику и социальный
опыт, являющееся важнейшей ориентировочной основой повседневного
поведения людей. О каком виде знаний идет речь?
1) художественное
2) научное
3) житейское
4) личностное
О какой тенденции в развитии современного образования свидетельствует
повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе?
1) гуманизации
2) интернационализации
3) демократизации
4) гуманитаризации
А4. Верны ли следующие суждения?
А. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной
литературе употребляются как синонимы.
Б. В отличие от понятия «индивид», термин «индивидуальность» подчёркивает
неповторимое своеобразие проявлений человека, его исключительность,
личностные особенности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Очевидно, что три перечисленных понятия не являются синонимами, в то же время «неповторимое своеобразие проявлений человека, его исключительность, личностные особенности» как раз-таки является определением понятия «индивидуальность».
А5. Понятие «экономика» имеет несколько смысловых значений. Что из
нижеследующего характеризует экономику как науку?
1) смена руководства производством
2) производство комплектующих для автомобилей
3) расчёты показателей эффективности производства
4) продажа технологии произво
Знание формируется на основе обобщения жизненного опыта социальной практики здравого смысла
Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется
1) критерием истины
2) объективной истиной
3) относительной истиной
4) абсолютной истиной
Мышление образами — обязательная составляющая познания
Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?
1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ
Относительная истина — это знание
Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений?
1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ
Абсолютная истина, в отличие от относительной
1) добывается только научным путем
2) является исчерпывающим знанием о предмете
3) требует усилий для своего понимания
4) содержит объективное знание о предмете
Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
1) опирается на здравый смысл
2) использует понятия и суждения
3) создается в результате познавательной деятельности
4) соответствует предмету познания
Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это
2) относительная истина
3) народная мудрость
4) абсолютная истина
И абсолютная, и относительная истина
1) содержит объективное знание о предмете
2) добывается только научным путем
3) никогда не может быть опровергнута
4) является исчерпывающим знанием о предмете
Относительная истина, в отличие от абсолютной
1) содержит объективное знание о предмете
2) всегда опирается на здравый смысл
3) может быть со временем опровергнута
4) является результатом чувственного и рационального познания
Практика как критерий истины включает
1) научный эксперимент
3) теоретические обобщения
4) статистические методы
1) обычно практически применимо
2) может получить только наука
3) соответствует предмету познания
4) всегда представлено в форме теории
Относительную истину отличает то, что она
1) имеет определённые ограничения
2) не подтверждена эмпирически
3) не была теоретически обоснована
4) получена ненаучным путем
Относительная истина, в отличие от абсолютной
1) является продуктом познавательной деятельности человека
2) включает в себя только эмпирически проверенные данные
3) отличается теоретической обоснованностью и доказательностью
4) представляет собой неполное достоверное знание
Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?
1) моделирование при помощи компьютера последствий высадки на Землю инопланетного корабля
2) определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды
3) разработка философами-футурологами теории глобального управления современным миром
4) выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках
Относительная истина представляет собой знание
2) ложное, ошибочное
3) достоверное, но неполное
4) разделяемое большинством
Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком окружающего мира. Для него характерно
1) постижение на основе ощущений некоторых внешних признаков и свойств предметов и явлений
2) формирование представлений о сходных и различных внешних признаках предметов и явлений
3) проникновение в суть познаваемых предметов и явлений, установление общих закономерностей их развития
4) восприятие целостного внешнего облика предмета объективного мира и его удержание в памяти
Художественное (эстетическое) познание основано на
1) выдвижении научных гипотез
2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем
3) накоплении и обобщении жизненного опыта
4) отображении мира в художественных образах
Знание, опирающееся на здравый смысл, повседневную практику и социальный опыт, являющееся важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей. О каком виде знаний идет речь?
Относительная истина отличается от заблуждения тем, что она
1) может быть получена эмпирическим путем
2) не противоречит предыдущим знаниям о познаваемом объекте
3) представляет собой достоверное знание об объекте
4) совпадает с моральными нормами, устоявшимися в обществе
Относительная истина отличается от истины абсолютной тем, что
1) она объективна, не зависит от воли и желаний участвующих в познавательной деятельности субъектов
2) в её достижении применяются специальные научные методы и эксперименты
3) она соответствует познаваемым предметам и явлениям природного и социального миров
4) её выводы могут быть дополнены новыми данными, часть положений может устареть
Знание формируется на основе обобщения жизненного опыта социальной практики здравого смысла
Укажите, какой способ познания мира автор называет «здравым смыслом»? Основываясь на тексте, объясните его роль в познании.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности.
В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом.
Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.
Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.
…Здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой — из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.
Назовите две характеристики обыденных представлений, указанные автором текста. Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё одну дополнительную характеристику.
1) характеристики обыденных представлений, названные автором:
− иногда совершенно необоснованны;
− формируются в ходе практической деятельности;
− не проникают в сущность явлений, дают поверхностное суждение;
− создают иллюзию абсолютной правды и истины;
− указывают направление и способ деятельности.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.