золотой храм в японии
Храм Кинкакудзи
Храм Кинкакудзи (Золотой павильон)
Трехэтажный храм Кинкакудзи или Золотой павильон – это хранилище буддистских реликвий на территории храмового комплекса Рокуондзи в японском городе Киото. «Золотым павильоном» буддистский храм стали называть потому, что он покрыт сусальным золотом, поверх которого нанесен слой защитного лака. Храм Кинкакудзи знаменит как архитектурный памятник японской культуры начала XIV века и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Храм Кинкакудзи
Основные моменты
Архитектурная гармония японского храма достигается путем использования изогнутых очертаний, узорчатых карнизов-решеток, легких опорных колонн и необычной формы окон. Мастерам, которые возводили изящное строение, удалось соединить здесь сразу несколько стилей, характерных для японской архитектуры разных эпох.
История старинного храма Кинкакудзи нашла свое отражение в литературе. Ему, в частности, посвящен рассказ «Золотой храм в пламени», созданный писателем Мидзуками Цутому. Кроме того, стройная и гармоничная архитектура Золотого павильона вдохновила японских правителей на строительство Гинкакудзи – Серебряного павильона – в другой части города.
Страна восходящего солнца включила храм Кинкакудзи в перечень своих национальных сокровищ. А в 1994 году ЮНЕСКО присвоила древнему храму статус объекта Всемирного наследия.
Буддистский монастырь
Земли, где стоит монастырь, расположены на севере города Киото, поэтому с древних времен их именовали Китаяма – «Северными горами». В 1220-е годы местный богач и землевладелец Фудзивара Кунцунэ возвел здесь загородную усадьбу и основал монастырь Саендзи, который потом наследовали его потомки. Спустя век, одного из них казнили, подозревая в покушении на императора. У потомков Кунцунэ изъяли родовые владения, и постепенно здешние строения стали приходить в упадок.
В конце XIV века обладателем Китаямы стал сегун Асикага Есимицу (1358-1408), получивший эти земли от императора за хорошую службу. Кинкакудзи был выстроен в 1397 году, когда сегун захотел уединения, отошел от политической жизни и постригся в монахи. То есть первоначально правитель использован Золотой павильон в качестве загородной резиденции. Здесь, среди живописной природы сегун провел последние 11 лет своей жизни.
Когда Есимицу умер, его сын поступил согласно отцовской воле. Он превратил Кинкакудзи в буддистский храм школы дзен – риндзай. Позже этот храм стал частью монастырского комплекса, название которому – «Храм оленьего сада» (Рокуондзи) – было дано обители в память о самой первой проповеди, произнесенной Буддой.
Поджог и восстановление
В 1950 году произошла страшная трагедия – 2 июля молодой монах Хаяси Дзекан, числившийся в монастыре в статусе послушника, решил совершить самоубийство и поджег древний храм. 21-летнего монаха спасли. Но храм Кинкакудзи – нет. Древнее здание и все сокровища, которые хранились в нем, полностью сгорели.
За ужасный поступок монах был осужден и приговорен к семилетнему заключению. Через 5 лет он умер в тюрьме, страдая от психического расстройства и развившегося туберкулеза. Мать монаха не смогла вынести такого поступка сына и от бесчестья также свела счеты с жизнью. Известный писатель Юкио Мисима подробно описал эти события в своем романе «Золотой храм», изданном в 1956 году. На русском языке это литературное произведение можно прочесть в переводах Г.Ш. Чхартишвили (1993 г.) и Н.С. Ломановой (2004 г.).
Храм Кинкакудзи, каким мы может видеть его сегодня, отстроен на полном пепелище, начиная с 1955 года. Кропотливую реконструкцию Золотого павильона проводили, используя старые чертежи и фотографии. Во время этих работ листы сусального золота заменили на более толстые. Кроме того, обновили состав лака «уруси», интерьеры и настенную живопись. Восстановление растянулось на длительное время и было завершено только к осени 1987 года. Еще 16 лет заняла реставрация всего монастырского комплекса.
Сегодня в буддистский храмовый комплекс, кроме Золотого павильона, входят храмы Ачалы и Ходзе, Вечерняя беседка и большой кабинет. Главными святынями буддистской обители считают статую четырехрукого божества Авалокитешвары, портрет Есимицу, а также настенные росписи в кабинете Дайсе.
Архитектура и интерьеры Золотого павильона
Первый этаж храма Кинкакудзи выполняет роль приемного зала. Его окружает выступающая веранда. Этот этаж выстроен в традициях японской дворцовой архитектуры, в стиле «синдэн». Здесь хранятся статуи «исторического» изображения Будды – «Шака», а также основателя монастыря сегуна Есимицу.
На втором этаже, возведенном в стиле «букке», размещался зал, предназначавшийся для чтения стихов и музицирования. По архитектуре он напоминает нижний этаж, но в отличие от него, украшен живописью.
Третий этаж храма Кинкакудзи отделяет большая выносная крыша. Он имеет широкие арочные окна и предназначается для проведения буддистских религиозных обрядов. Стены второго и третьего этажей покрыты сусальным золотом. На самом верху храмового здания, на черепичной крыше установлена мифическая птица – китайский феникс.
Прекрасный павильон окружен садом, разбитым в XIV веке. Самые старые деревья в нем были посажены еще сегуном Есимицу. Храм Кинкакудзи отражается в водах живописного озера Кекоти, название которого так и переводится – «озеро-зеркало». Этот водоем – настоящее природное украшение буддистского комплекса. Над водной гладью Кекоти поднимается несколько маленьких островков, поросших соснами, и большие валуны причудливой формы. С высоты галереи Золотого павильона хорошо заметны два главных острова – Черепахи и Журавля. Их контуры обрамляют отражение храма и подчеркивают изящество его форм.
Живописная тропинка в саду выводит к чайному домику – Секкатеи. Здесь можно отдохнуть и попробовать традиционный для японцев зеленый порошковый чай «маття».
Как добраться
Храм Кинкакудзи расположен в районе Кита, на севере Киото. Он открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 17.00. Подъехать к храму можно на автобусах № 101 и 205 от вокзала Киото. Это займет около 40 минут. Кроме того, добраться до Кинкакудзи нетрудно на метро – по линии «Karasuma» до станции «Kitaoji». Оттуда до храма можно взять такси или же за 10 минут доехать на автобусе.
Золотой павильон и самый известный в Японии сад камней)))
Продолжим =)))
Чтоб не было совсем скучно… закину исторические справки о посещенных мною объектах =)))
Кинкаку-дзи (яп. 金閣寺 Кинкакудзи?, Золотой павильон) — один из храмов в комплексе Рокуон-дзи (鹿苑寺 Храм оленьего сада) в районе Кита города Киото, Япония. Павильон («Сяридэн») был построен в 1397 как вилла для отдыха сёгуна Асикага Ёсимицу, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны.
Его сын переоборудовал сооружение в дзэновский храм школы риндзай. Храм несколько раз горел во время онинской войны. Внук Ёсимицу под влиянием Кинкаку-дзи построил Гинкаку-дзи — «серебряный павильон», который должен был по задумке проекта быть покрыт серебром, однако он так и остался стоять деревянным.
Весь павильон (кроме нижнего этажа) покрыт листами чистого золота. Павильон используется как сяридэн — хранилище реликвий Будды. На крыше павильона — китайский феникс.
Первый этаж Кинкакудзи представляет собой своего рода приемный зал. Он окружен верандой, почти выступающей над прудом. Второй этаж немногим отличается от первого, но его интерьер украшен богатой живописью, поскольку на этом этаже размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, очень близкими к буддийской храмовой архитектуре XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний и снаружи и внутри покрыт золотыми листьями на лаковом фоне, за что и получил название Золотой павильон.
Павильон окружает сад, он был создан в конце XIV в. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере, которое совсем не случайно носит название Кёкоти («озеро-зеркало»). Озеро огромное и глубокое, с прозрачной водой, украшенное многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами. Из воды поднимаются камни причудливой формы и расцветки. С галереи павильона хорошо видны два основных острова — Остров черепахи и Остров журавля (в дальневосточной мифологии журавль и черепаха являются символами долголетия). И острова, и камни расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение Кинкакудзи в озере, что лишь подчеркивает его изысканную строгость.
В 1950 храм поджёг психически неуравновешенный монах, и в литературной обработке свою версию этого события написал Юкио Мисима в книге «Золотой храм», которая вышла в 1956 и была переведена на русский язык Григорием Чхартишвили в 1993-м году.
В 1987 храм был подвергнут реставрации, при этом был обновлен лак и были заменены листы золочения на более толстые. Кроме того, были восстановлены элементы интерьера, включая роспись. Постепенное восстановление храма продолжалось до 2003, когда была восстановлена крыша.
Сухой сад (яп. 枯れ山水, карэсансуй) или сад камней построен, как считается[источник не указан 1459 дней], в 1499 году мастером Соами (яп. 相阿弥, умер в 1525 году). Подобные сады характерны для многих дзэн-буддийских и сингонских храмов Японии.
Представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 черных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».
Сад является частью храмового комплекса, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать — только находясь на веранде храма.
Самый красивый храм в Киото — Золотой павильон Кинкакудзи
Золотой павильон Кинкакудзи
Золотой павильон Кинкакудзи, один из самых известных храмов не только Киото, но в целом Японии. Несмотря на свои небольшие размеры он обрел большую известность и популярность благодаря своему необычному виду, материалу из которого он построен и реликвиям, хранящимся на территории этого храма.
Золотой павильон 金 閣 寺/Kinkaku-ji был построен в 1397 как загородная резиденция сёгуна Асикага Ёсимицу (1358—1408), который после передачи власти и полномочий правления страной своему сыну, постригся в монахи и последние 11 лет своей жизни провёл в уединении. После его смерти храм был передан, согласно его воле, буддистской школе дзен-риндзай.
Легенда
В пруду храма Кинкакудзи есть пагода, называемая Могила белой змеи. Легенда связана с именем третьего сёгуна Асикага Ёсимицу, который якобы имел много любовниц, одна из них сильно завидовала остальным и бросилась в пруд, став белой змеей. Поэтому Ёсимицу построил Белый курган, чтобы утешить ее душу. Именно поэтому говорят, что белая змея — это символ ревности. Но на самом деле пагода построена потому, что легендарное существо было божеством-хранителем семьи Хосокава, которая раньше владела этими землями.
Золотой павильон построен в стиле экстравагантной культуры Китаяма/ культура Северной Горы, которая получила своё развитие в первой половине XIV века и начала XV века. Культура Китаяма представляла собой симбиоз традиционной японской культуры, присущей аристократическим кругам с обычаями самураев. Это наглядно видно в архитектуре храма. Павильон Кинкаку-дзи используется как сяридэн — хранилище реликвий Будды.
Описание золотого павильона
Частично описание павильона я приведу из книги А. Бондаря «Всё о Японии» (вернее описание стилей, которые присутствуют во внутреннем строение золотого храма):
Само сооружение храма Кинкаку представляет собой удачное преднамеренное сочетание трёх архитектурных стилей: первый этаж — синдэн-цукури, то есть стиль императорского дворца. Второй этаж построен в стиле букэ-цукури, то есть в стиле самурайской усадьбы. Третий этаж — стиль караёо, то есть собственно стиль буддийских храмов. Каждый этаж Кинкаку имеет своё название: первый — Хоо-суй, второй — Тёо-он-доо, третий — Куккёо-тёо.
Павильон Кинкаку-дзи представляет собой квадратное 3-х этажное сооружение высотой 12,5 метров. Первый этаж, как уже было сказано представляет собой традиционную дворцовую архитектуру и называется Залом очищения. Внутри в качестве разделения пространства используются лёгкие переносные ширмы, сёдзи. Неокрашенное дерево благородных пород является частью отделки. Таким образом минимализм архитектуры позволяет посетителю сосредоточиться не на интерьере, а на пейзаже, который открывается за окнами павильона.
Второй этаж, Пещера милосердия, предназначен был для музицирования и чтения стихов, стены украшены живописью. Этаж был построен в стиле самурайских жилых апартаментов. Внутри находится сидящий Каннон Бодхисаттва, окруженный статуями Четырех Небесных Королей, однако, статуи не предназначены для показа.
Третий этаж называется Вершиной пустоты, он предназначен для проведения буддистских обрядов и здесь находились мощи Будды Шакьямуни. Первоначально планировалось, что всё сооружение будет покрыто золотом, но при жизни Асикага Ёсимицу успел воплотить свои замыслы только покрыв золотом потолок третьего этажа. Сегодня (после восстановления и реконструкции) второй и третий этаж с внутренней и внешней стороны полностью покрыт золотом. На крыше храма, покрытой корой деревьев водрузилась птица феникс.
Трагедия Золотого павильона
За свою долгую историю, более 600 лет храмовый комплекс Рокуон-дзи, пережил много пожаров и разрушений. После пожара 1565 года, который сжег храм дотла оставалось только два оригинальных сооружения: Золотой павильон и Зал Фудо, в котором хранится святой камень — хранитель всего монастыря. И когда позади остались все войны, разрушения и пожары, в 1950 году, 2 июля Золотой павильон Кинкакудзи был сознательно уничтожен пожаром от рук человека. Храм сгорел полностью и все сокровища Будды были уничтожены огнём.
После долгих расчетов в 1955 году храм решили восстановить и началась кропотливая работа по воссозданию павильона в максимально возможной приближенности к оригиналу. Восстановление шло на основе инженерных данных и фотографий. Сейчас Золотой павильон выглядит так:
А ниже приведены фотография 1893 года и фото, сделанное сразу после пожара в 1950.
Золотой павильон в Киото
Можно сколько угодно долго говорить о красоте золотого павильона, но однозначно — это надо увидеть своими глазами! Увидев Кинкаку оторваться от него невозможно. Красоту и завершенность картины создаёт не только павильон, а в целом ландшафт, природа, окружающая небольшое, но уникальное строение. Кинкаку-дзи красив в любое время года, он величественно отражается в зеркальной глади пруда Кёко-ти, что мне напомнило очень красивый замок Мацумото. В пруду красиво расположились 10 каменных островков, среди которых 2 основных — это остров черепахи и остров журавля. Площадь пруда 60 600 м². Летом здесь цветут ирисы, создавая неповторимую красоту. Кстати ирисы считаются цветком самурая, символизирующий стойкость мужчины и воина. Но мой Кинкаку — осенний. Это был теплый солнечный день.
Несмотря на то, что на фотографиях нет людей, протолкнуться по дорожкам было невозможно. Учитывая, что к павильону практически нет подхода и его можно фотографировать только издали, каждый турист норовит подойти поближе к ограждению и сделать фото. Я тоже делая фотографии понимала, что практически на каждой из них одно и тоже изображение, но остановиться не могла. Хотелось запечатлеть красоту как можно больше.
В строительстве Золотого павильона использовались золотые листы 0,45-0,55 мкм, количество в районе 200 000 листов (около 20 кг)
Сад окружающий павильон был разбит в XIV веке и сегодня здесь растут сосны, посаженные более 600 лет назад. Площадь сада составляет около 132 000 м². Самые старые деревья в нем были посажены еще сёгуном Есимицу.
Кинкаку-дзи стал прототипов для другого храма, так же расположенного в Киото — Гинкаку-дзи, Серебряный павильон, построенный в 1483 году внуком сёгуна Асикага Ёсимицу. На самом деле павильон серебряный только на бумаге, а в действительности он деревянный.
Экскурсия по Храму оленьего сада была недолгой, но очень эмоциональной. Было удивительно увидеть золотой дом воочию, тем более, что он является частью картинки на моём блоге. Пройдя по проторенному маршруту и поднявшись наверх по лестнице в глубину сада очень захотелось вернуться обратно и ещё раз всё посмотреть. Но во-первых времени на повтор не было и кроме этого идти против течения нескончаемого потока туристов было просто невозможно.
Майскими вечерами я, бывало, сидел в комнате отведенной мне для занятий и глядел из окна на окрестные холмы. В лучах закатного солнца их склоны, укрытые молодой листвой, казались мне похожими на расставленные кем-то позолоченные ширмы. Я смотрел на них, и представлял себе Золотой Храм.
Храм, оставаясь незримым, виделся мне во всем.
Еще я подумал (как же иначе) о Юкио Мисиме. О том, что он мог позволить себе уйти. Свой Золотой Храм (Literally) он уже создал.
Ну а теперь совсем не большая прогулка. Обходим храм с другой стороны
Скульптурки для туристофф. Кидаешь монетку, и если попадаешь в специально предназначенный желоб, можешь заказать желание, которое обязательно сбудется.
Еще одно. Я тоже сделал несколько попыток. Я думаю вы все догадываетесь, что бы я загадал, если бы попал.
Как нельзя лучше символизирующая Золотой Храм птица Феникс на его верщине. Подобно этому мистическому существу, храм был восстановлен из пепла после сожжения.
И уходим из Золотого Храма
Я думал на этом закончить свое повествование на этот раз, но следующий храм настолько органично вписывается в общую картину этого дня и момента, что будет уместно рассказать здесь и о нем.
Болото Киёёчи было создано еще в 12 веке, и до недавнего времени по нему в больших количествах плавали утки-мандаринки
В наши дни этих редких птичек больше на болоте нет
Но и без мандаринок Киёёчи невероятно красив.
Знаменитый Цукубаи. Надпись на нем гласит: варэ тада тару-о сиру, что можно перевести как: «Я учусь быть самодостаточным и довольным тем, что имею». То есть духовное важнее материального, и даже будучи бедным, можно быть полностью самодостаточным.
Еще чуть-чуть тишины.
И хотя Киото располагался совсем в иной стороне, каждый раз мне чудилось, что в солнечном нимбе в утреннее небо возносится Золотой Храм.
Золотой павильон в Киото — вершина дзэн-буддийского зодчества
Адрес: Япония, г. Киото
Дата основания: 1397 год
Координаты: 35°02’22.3″N 135°43’42.5″E
История и описание
Золотой павильон Кинкакудзи (он же Золотой храм) по праву считается символом города Киото и одним из лучших образцов японской национальной культуры.
Золотой павильон с высоты птичьего полёта
Это изящное трёхъярусное сооружение стоит на берегу «Зеркального озера», в обрамлении больших и малых островов, поросших древними соснами. Весь павильон, кроме первого этажа, покрыт тончайшими пластинами из чистого золота, а его крышу венчает фигура феникса из позолоченной меди.
История Золотого павильона восходит к 1394-1397 гг., когда военно-феодальный правитель Японии — сёгун Асикага Ёсимицу — неожиданно отрёкся от власти и поселился на окраине Киото.
По образцу декоративных китайских павильонов, возводившихся на берегах озёр, сёгун построил дворцовую виллу. После смерти Асикага Ёсимицу Золотой павильон был передан во владение дзэновскому монастырю Рокуондзи.
Возможно, во время Второй мировой войны Золотой храм исчез бы с лица земли, если бы не вмешался русский учёный Сергей Елисеев. Он обратился с письмом к генералу Дугласу Макартуру, умоляя его не бомбить Киото. Но в 1950 году Кинкакудзи всё равно сгорел — в приступе безумия его поджёг буддийский монах.
Современное здание Золотого павильона — это точная копия оригинала, воссозданная после пожара. Сегодня Кинкакудзи служит сяридэном — хранилищем реликвий Будды («сяри» — частицы пепла похоронного костра Будды).
Внутреннее убранство Золотого павильона
Первый этаж Золотого павильона, выполненный в дворцовом стиле, носит название Хосуйин (« Храм очищения водой»). Его комнаты сёгун использовал как приёмный зал для проведения деловых переговоров и встреч с дипломатическими представителями из Китая. Веранда, окружающая первый ярус, позволяла сёгуну и его гостям любоваться «Зеркальным прудом», подступающим прямо к стенам павильона.
На втором этаже, оформленном в стиле самурайского жилища, проводились чайные церемонии, поэтические и музыкальные вечера. Он назывался Тёонхора («Грот прибоя»). Третий ярус, напоминающий дзэнский храм, предназначен для религиозных обрядов. И снаружи и внутри он покрыт золотыми листьями, а его название не менее романтично — Кукётё, или «Вершина прекрасного». Сады и острова вокруг Золотого павильона Вокруг Кинкакудзи разбит многовековой сад. Хрупкий и миниатюрный, Золотой павильон словно парит над озером, отражаясь как в зеркале в его прозрачных водах.
Из воды поднимаются камни диковинных форм и расцветок, а острова Черепахи и Журавля обрамляют отражение Кинкакудзи. Вот уже 500 лет неподалёку от храма, на каменном островке растёт сосна, очертания кроны которой напоминают плывущий по волнам корабль. В целом Кинкакудзи, с его изящными гнутыми крышами, лёгкой конструкцией деревянных стен и гармоничным смешением архитектурных стилей, является шедевром, соединившим в себе элементы садового и дзэнского зодчества.