зругский храм в северной осетии

Древнюю церковь в Зруге восстановят в рамках празднования 1100-летия Крещения Алании

Владикавказ, 8 октября 2020 г.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии Зругский храм Успения Божьей Матери, Северная Осетия, XI век, фото Феликса Киреева

Один из древнейших христианских памятников на территории России — Зругскую церковь Успения Пресвятой Богородицы (XI век) в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания — планируется восстановить в 2021 году, сообщает Патриархия.ru.

К храму, расположенному в труднодоступном Зругском ущелье на высоте более 2000 м над уровнем моря, ведет узкая горная дорога, протяженность которой от Транскавказской автомагистрали составляет 9 км. Рукав реки Зругдон, протекающей по ущелью, с годами переместился правее и стал подмывать основание холма, на вершине которого располагается строение; две стены и кровля обрушились в реку. В течение многих лет специалисты, священнослужители, деятели культуры старались предотвратить гибель Зругского храма.

В рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании, стараниями архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида, Зругский храм включен в федеральную программу по сохранению объектов культурного наследия.

Согласно утвержденному проекту, специалисты планируют отодвинуть русло реки. «В данный момент на объекте идут работы по укреплению левого берега реки, затем будет укрепляться правый берег. Далее по плану строительство гидротехнического сооружения, которое послужит замедлению потока реки Зругдон. После укрепления правого берега рабочие приступят к отсыпке земляной насыпи с послойным уплотнением. После завершения этого этапа в грунт будут погружены сваи, на них сделают ростверк (верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания — Ред.), и уже на нем воссоздадут утраченную часть здания. Проведение работ рассчитано до конца 2021 года», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» заместитель министра строительства и архитектуры РСО-Алания Константин Моргоев.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии Зругский храм Успения Прествятой Богородицы, фото Феликса Киреева

По словам директора ГБУ «Наследие Алании» Людмилы Габоевой, изначально рассматривались несколько вариантов спасения храма, в том числе разбор и перенос храма в сторону от обрыва, а также предложение ограничиться консервацией двух сохранившихся стен. «Была идея законсервировать стены и указать утраченный периметр. Но мы решили не только объем воссоздать, но и восстановить внутреннее пространство. Это принципиальный момент — внутреннее, намоленное пространство храма, а не только внешние границы. Да и потом, как можно сохранить штукатурку, если он будет открыт ветрам и непогоде? Трудно представить, как храм будет в таком виде существовать. Вернуть объем и наполнить пространство молитвой — вот наша задача», — сообщила Л. Габоева.

На стенах храма сохранились остатки росписей, которые датируются XII веком. Специалисты рассказывают, что еще 20 лет назад на стенах церкви можно было увидеть фрески, изображающие встречу Пресвятой Девы Марии и праведной Елисаветы, сцену распятия и другие сюжеты из Священного Писания. Сегодня на светлых стенах из травертина — лишь красные контуры изображений, но и они представляют большую ценность.

На данный момент работы в Зругском ущелье идут полным ходом. Дорога уже расширена, и на ней обустроены карманы для встречных автомобильных потоков. Специалисты укрепляют сохранившиеся стены Зругского храма. Воссоздание утраченного объема здания запланировано на будущий год. Восстановленная часть будет отличаться по фактуре камня и по внешнему облику от древних стен — это обязательное условие научной реставрации.

Источник

ЗРУГСКИЙ ХРАМ

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

Алтарная преграда (2-я пол. XII-XIII в.; Хворостова. 1990) имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на к-рый нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, возможно, он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Техника резьбы по гипсу, примененная при сооружении преграды, встречается по всему Востоку; мотивы резьбы зругской преграды характерны для груз. культуры.

Очевидно, что З. х. строился как главный христианский центр Зругского ущелья. По традиции вокруг сооружения совершались погребения. В более позднее время, как и в большинстве подобных памятников Сев. Кавказа, в почитании З. х. стали преобладать местные полуязыческие культы, вход внутрь постройки был запрещен, все ритуалы устраивались снаружи. К этому периоду относятся найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т. д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма. О христ. этапе напоминает лишь название «Майрам», видимо отражающее первоначальное посвящение храма Богородице. Во 2-й пол. XIX в. юго-западнее руин древнего храма Обществом восстановления правосл. христианства на Сев. Кавказе был построен новый храм Успения Пресв. Богородицы (освящен в 1860). Это зальный храм со «вписанной» апсидой и с деревянным перекрытием; стены сложены из необработанного камня и практически не имеют декора. Подобные храмы есть во мн. осет. селениях, имевших свои приходы (напр., Цми, Нар, Галиат). Храм XIX в. ныне заброшен, древняя же постройка является местом паломничества, к-рое почитается осетинами до сих пор. Празднование «Хозита Майрам» приходится на Успение, но, по всей видимости, это не связано с изначальным посвящением, а является престольным праздником храма XIX в. Скопление могильных памятников к юго-западу от храмов относится к ХIX-XX вв.

Источник

ЗРУГСКИЙ ХРАМ

Область населена осетинами, ассимилировавшими местные кавказкие племена. На протяжении средневековья территория окормлялась Никозской епархией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Культура Грузии влияла на население этого края. О Зругском храме сохранились упоминания в источниках XIX века.

Зругский храм построен из травертина, осадочного туфа местного происхождения («ширими»), в традиционной технике бутовой кладки. Постройка представляет собой однонефную базилику (зальный храм) с полуциркульной апсидой, вписанной в общий прямоугольник плана; ее нерасчлененный объем был перекрыт двускатной кровлей.

К 2009 году сооружение сильно разрушено: сохранились южная стена и алтарная часть. Травертиновые блоки из кладки храма использованы при строительстве ограды. Памятник сильно пострадал во время наводнения в июне 2002 года.

Алтарная преграда (вторая половина XII-XIII веков; Хворостова. 1990) имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на который нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, возможно, он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Техника резьбы по гипсу, примененная при сооружении преграды, встречается по всему Востоку; мотивы резьбы зругской преграды характерны для грузинской культуры.

Очевидно, что Зругские храмы строился как главный христианский центр Зругского ущелья. По традиции вокруг сооружения совершались погребения. В более позднее время, как и в большинстве подобных памятников Северного Кавказа, в почитании Зругскиого храма стали преобладать местные полуязыческие культы, вход внутрь постройки был запрещен, все ритуалы устраивались снаружи. К этому периоду относятся найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т. д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма.О христианском этапе напоминает лишь название «Майрам», видимо отражающее первоначальное посвящение храма Богородице.

Во второй полоивне XIX века юго-западнее руин древнего храма Обществом восстановления правосл. христианства на Северном Кавказе был построен новый храм Успения Пресвятой Богородицы (освящен в 1860 году). Это зальный храм со «вписанной» апсидой и с деревянным перекрытием; стены сложены из необработанного камня и практически не имеют декора. Подобные храмы есть во многих осетинских селениях, имевших свои приходы (напр., Цми, Нар, Галиат).

Храм XIX века ныне заброшен, древняя же постройка является местом паломничества, которое почитается осетинами до сих пор. Празднование «Хозита Майрам» приходится на Успение, но, по всей видимости, это не связано с изначальным посвящением, а является престольным праздником храма XIX века. Скопление могильных памятников к юго-западу от храмов относится к ХIX-XX веков

Источник

Молитва за землю Аланскую: как возрождают Зругский храм в Северной Осетии

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

По благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида молебен на высоте более двух тысяч метров отслужили клирики Владикавказской епархии Игорь Кусов и Георгий Дзеранов.

Дзерасса Биазарти, Sputnik

Зругская Церковь Успения датируется XI веком и является одним из древнейших христианских памятников на территории России. На сегодняшний день от храма осталась лишь часть – две стены обрушились в реку Зругдон. Над пропастью, в которой грохочет река, сейчас возвышается алтарь и южная стена, сохранившая остатки росписей. На бежевых, пористых стенах, сложенных из песчаника – четко просматриваются контуры фрески, изображающей распятие и образы святых.

Эта область Осетии называется Туалгом и предки современных осетин населяли ее тысячелетиями. В ходе археологических разведок в ущелье были обнаружены аланские могильники, относящиеся к первым векам нашей эры.

Прежде в Зруге кипела жизнь, даже величественный православный храм говорит о высокой культуре осетинских обществ, населявших эти места. Опустел Зруг в XIX веке. В 1869 году жители ущелья были выселены за пределы Северной Осетии в село Лаба.

Сегодня Зругское ущелье окутано тишиной. А осыпающийся в пропасть храм – как свидетельство одной из страниц истории осетинского народа.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

Историк Людмила Габоева рассказывает, что за судьбу Зругского храма переживали многие. В 19 веке осетинский священник Алексий Гатуев отмечал, что подверглась разрушению его северная стена. В 1970-х известный советский реставратор Виктор Кулаков бил тревогу, предлагая несколько вариантов спасения Зругской церкви вплоть до переноса на другое место в сторону от обрыва. Однако каждый раз планы по спасению срывались.

Стараниями правящего архиерея, который отстаивал право христианских исторических памятников на спасение, в рамках подготовки празднования 1100-летия крещения Алании Зругский храм попал в федеральную программу по сохранению объектов культурного наследия.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

В плане восстановительных работ несколько этапов: предполагается расширение дороги – это необходимо, чтобы по ущелью могла пройти тяжелая техника. Восстановление геометрии холма, а затем уже и воссоздание недостающего объема храма.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

Олег Николаевич показывает на камни, сложенные в ограде храма и рассыпанные по территории, называя все архитектурные элементы: «вот стеновая панель, вот панель свода – она полукруглая, все элементы читаемы, все запчасти хоть и разбросаны по территории, но они здесь, на месте».

В планах реконструкторов создать картотеку разрозненных элементов – собрать и разложить все каменные блоки, пронумеровать их, а затем уже собрать как пазл – каждый элемент просто займет свое исконное место в стенах здания.

Ущелье в окрестностях храма Успения сегодня безлюдно, только строители, их палатки и автотранспорт. Одинокие цырты (надгробья) на местном старинном кладбище острыми концами повторяют строгие силуэты гор, в ажурное распятие смотрит высокое небо.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

Однако дорога к этому храму не забыта, и несмотря на то, что Зругская церковь стоит над пропастью, а путь к ней занимает несколько часов по грунтовой дороге, сюда постоянно приезжают паломники. На праздник Успения к развалинам древнего храма стекаются потомки выходцев из ущелья. Возносят молитвы Божьей Матери и надеются, что когда-нибудь жизнь вернется в Зруг. И Ее незримое присутствие остро ощущается в этом суровом, строгом и своей первозданной, неиспорченной простоте бесконечно красивом месте.

Отец Георгий Дзеранов рассказывает, что в осетинской христианской традиции очень глубоко почитание Пресвятой Богородицы.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

По словам клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы Игоря Кусова, именно здесь, в Зруге, для него стало очевидным, почему в день празднования Успения в Осетии издавна поминали умерших.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

Согласно плану, на реконструкцию древнего храма должно уйти три года. И, возможно, совсем скоро Зругская церковь Мады Майрам, бывшая всегда символом ущелья, его душой, снова станет центром притяжения жизни и символом возрождения всего Туалгома.

Источник

ЗРУГСКИЙ ХРАМ

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

Зргуский храм. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в.

Зргуский храм. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в.

зругский храм в северной осетии. Смотреть фото зругский храм в северной осетии. Смотреть картинку зругский храм в северной осетии. Картинка про зругский храм в северной осетии. Фото зругский храм в северной осетии

Фрагмент юж. стены Зругского храма. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в.

Фрагмент юж. стены Зругского храма. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в.

Алтарная преграда (2-я пол. XII-XIII в.; Хворостова. 1990) имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на к-рый нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, возможно, он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Техника резьбы по гипсу, примененная при сооружении преграды, встречается по всему Востоку; мотивы резьбы зругской преграды характерны для груз. культуры.

Очевидно, что З. х. строился как главный христианский центр Зругского ущелья. По традиции вокруг сооружения совершались погребения. В более позднее время, как и в большинстве подобных памятников Сев. Кавказа, в почитании З. х. стали преобладать местные полуязыческие культы, вход внутрь постройки был запрещен, все ритуалы устраивались снаружи. К этому периоду относятся найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т. д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма. О христ. этапе напоминает лишь название «Майрам», видимо отражающее первоначальное посвящение храма Богородице. Во 2-й пол. XIX в. юго-западнее руин древнего храма Обществом восстановления правосл. христианства на Сев. Кавказе был построен новый храм Успения Пресв. Богородицы (освящен в 1860). Это зальный храм со «вписанной» апсидой и с деревянным перекрытием; стены сложены из необработанного камня и практически не имеют декора. Подобные храмы есть во мн. осет. селениях, имевших свои приходы (напр., Цми, Нар, Галиат). Храм XIX в. ныне заброшен, древняя же постройка является местом паломничества, к-рое почитается осетинами до сих пор. Празднование «Хозита Майрам» приходится на Успение, но, по всей видимости, это не связано с изначальным посвящением, а является престольным праздником храма XIX в. Скопление могильных памятников к юго-западу от храмов относится к ХIX-XX вв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *