звенигород храмы и монастыри
Святыни Подмосковья. Звенигород
В самом названии этого города слышится радостный перезвон колоколов, праздничный гул воскресной ярмарки и блеск на солнце золотых куполов. И небо, обратите внимание! Голубое-голубое.
Электричка от Белорусского вокзала идёт час двадцать. Мелькают за окном ели, сосны. «Хлюпино», «Малые Вязёмы», «Жаворонки», – пробегают мимо станции с милыми русскими названиями. По вагонам ходит баянист со своими незамысловатыми наигрышами.
Автобус № 23 – именно на него нужно сесть, если Вы хотите доехать до монастыря – отправляется от железнодорожной станции и проходит через весь Звенигород, петляя по его узким улочкам. Город на холмах, низкоэтажный, уютный. По сути, то, что сейчас является городом – это посад, поселение, некогда разросшееся у стен звенигородского кремля, основанного еще в XII веке Юрием Долгоруким – в одно время с Москвой.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке
Чтобы попасть в место, с которого начинался Звенигород, нужно попросить кондуктора или водителя «остановить на Городке». Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке – это небольшой белокаменный храм с одним куполом. Строили его московские мастера где-то на рубеже XIV и XV веков. Древний. Таких древних храмов сохранилось мало – вот, например, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, или собор Нерукотворного Спаса в Спасо-Андрониковом монастыре (в Москве). Все они связаны с именами преподобного Сергия и его учеников – преподобных Саввы Сторожевского и Андроника Московского.
К Успенскому собору на Городке нужно подниматься: сначала по железной кованой лестнице, потом — в горку. По обе стороны дороги – огороды, деревянные избы. Так все, наверное, и было 7 веков назад – изгороди, подсолнухи, куры-гуси во дворах.
Реставрационные леса, наконец, сняли, и теперь беспрепятственно можно полюбоваться творением древних зодчих, которые в камне славили Господа.
Наверху, по периметру апсиды – полукруглого выступа – вьется каменный орнамент, опоясывающий фасад собора.
Когда заходишь внутрь, глаза должны попривыкнуть к сумраку собора, чтобы разглядеть сохранившиеся фрески XIV века. Вот ангел вручает свиток с монашеским общежительным уставом преподобному Пахомию. Повыше – святые врачи Флор и Лавр. А вот преподобный Варлаам беседует с индийским царевичем Иоасафом. А если запрокинуть голову, то там, в барабане купола – пророк Даниил.
Лик Спаса Вседержителя (“Русский Спас”), хорошо известный нам, оказывается, был обнаружен в 1918 году здесь же, в Успенском соборе. Вместе с иконами архангела Михаила и апостола Павла, образ хранится сейчас в Третьяковской галерее. Не было у иконописцев обычая подписывать свои творения – кто я такой, всего лишь кисточка в Божиих руках – потому-то чаще всего и не знаем мы, кто писал ту или иную икону. Но Спас Вседержитель с большой вероятностью написан рукой Андрея Рублева.
Саввино-Сторожевский монастырь
… Поворот в монастырь — здесь нужно выйти из автобуса. Идти недалеко, но в гору. Пеший подъем можно растянуть минут на 10.
Сквозь деревья белеют каменные стены обители, с круглыми башнями, бойницами – как у крепости. Ведь монастыри-то раньше и были крепостями, часто выполняли оборонительную функцию.
Любил это место царь Алексей Михайлович Тишайший. Как-то во время охоты в окрестностях монастыря встретился он с медведем, и не оказалось рядом никого из государевых людей. По преданию, из чащи вдруг вышел старец и усмирил дикого зверя. «Кто ты?», – спросил Алексей Михайлович. «Савва», – ответил монах и так же неожиданно скрылся, как и появился.
С тех пор царь регулярно приезжал сюда, даже построил себе здесь резиденцию – царский дворец и царицыны палаты, где сейчас располагаются соответственно паломническая служба и музей. Ученые говорят, что эти белокаменные царские палаты – один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины-конца XVII века.
Окна царской светлицы, наверное, выходили на луга…
А в покоях, где когда-то останавливалась Мария Ильинична Милославская, супруга Алексея Михайловича, теперь располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Изразцовые «муравленые» печи, мебель боярская, кокошники и серьги – чего-чего там только нет! В музее можно пробыть и час, и два.
Рождественский собор монастыря
Первоначально на месте этого храма в 1398–99 году была воздвигнута деревянная церковь. Вокруг – можно себе представить – возвышались такие же деревянные кельи, монастырские постройки. Но уже через несколько лет, в 1404–1405 гг., по указу князя Юрия и на его средства начинается строительство белокаменного собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белый камень добывался недалеко от этих мест – в верховьях Москва-реки.
Примерно в это же время, по приглашению князя Юрия Звенигородского, Савва оставляет Троицкую обитель в Сергиевом монастыре, где он был на тот момент игуменом, и приходит в Звенигород, чтобы окормлять местную братию…
Захожу в полумрак собора. Вечернее богослужение, читают кафизмы. Спокойно, мирно.
Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего…
В храме темно, лишь огоньки свечей. Под куполом через оконца льется вечерний свет, заглядывает последний закатный луч. С балкона поёт мужской хор: «Святейший владыка, благослови», – Саввино-Сторожевская обитель – ставропигиальный монастырь.
Расположение главной святыни обители, мощей преподобного Саввы – справа от иконостаса, под резной золотой сенью. Когда-то сень была дубовой, потом – серебряной; рядом были особо почитаемые Саввой образа, теплились неугасимые лампады. После революции мощи преподобного были конфискованы, а 22 августа 1998 года торжественно возвращены в обитель.
Остаться переночевать в гостинице при монастыре – это значит многое. Например, можно спокойно выйти после вечерней службы, не спеша пройтись по территории монастыря. Дойти до смотровой площадки, которая за стенами обители, с юго-западной стороны. Монастырь находится на холме, под которым течёт речка Сторожка. Это от слова «сторожить», ведь и монастырь называется Сторожевским. Расположился он западным форпостом московского княжества, словно сторож Москвы.
В полдевятого спускаются сумерки, и в это время братия идёт с крестным ходом вокруг стен обители, с иконами, кроплением святой водой и пением «Святый Боже».
В этот час нет народа и у колодца Саввы. Можно спуститься по деревянной лестнице (спуск продолжительный, собьешься со счета ступенек), умыться водою из источника.
Рядом с колодцем расположено рыбное монастырское хозяйство.
Только заночевав в монастыре, есть возможность попасть на ранний братский молебен, который в Савввино-Сторожевской обители начинается в 6 утра. После него открывается стекло над мощами и можно приложиться к главе преподобного.
…Преподобный Савва принял постриг от преподобного Сергия, «игумена русской земли», и так же, как его учитель, явил собой образец кроткой и смиренной жизни. Как говорится в житии, «всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми».
Скит преподобного Саввы Сторожевского
Над пещеркой Саввы – местом его уединения и непрестанной слезной молитвы – сейчас находится монастырский скит с храмом в его память. Скит образовался в 60–70 гг. XIX века силами свт. Филарета (Дроздова), настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Назывался он изначально «общежительное отделение». Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава. Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Сейчас там храм в честь преподобного Саввы, братский корпус, монастырский огород, скотный двор.
Расстояние до скита – верста, чуть больше километра, то есть. Ранним утром народ понемногу стекается в скит к Божественной Литургии, которая бывает там ежедневно. За литургией – общее пение. Регентует всеми монах, и только Херувимскую песнь и Милость мира поют в одноголосную мелодию монахи. Без нестройных выкриков, слаженно поют люди, дружно.
Как-то побывав здесь с группой иконописцев, мне захотелось вернуться сюда снова. Тогда, слушая экскурсионные искусствоведческие речи про раннемосковское зодчество и иконописные техники артели Андрея Рублева, мне вдруг подумалось, что Русь – святая, и мы, современные несчастные люди, должны чаще возвращаться в эти святые места, чтобы быть счастливыми.
В материале использованы фото с официального сайта обители и фотографа Артёма Мочалова.
Звенигород: кремль, храмы и монастырь
Я думаю, что для нас вопрос «Что делать?» давно трансформировался в вопрос «Куда поехать?». Ну, а потом уже «Когда поехать?», «На что поехать?» и «С кем поехать?». Перед очередными выходными мои раздумья были прерваны непонятно откуда взявшимся решением — Звенигород! А почему нет? Близко и интересно. А самое главное — подруга хотела поехать вместе со мной. Сразу скажу, что поездка получилась замечательная. А небеса просто подарили нам отличный день, наверное, единственный солнечный день в сентябре. Хочу еще сразу похвалить московские электрички: очень удобно и комфортно.
Звенигород, Звени-город. Откуда точно произошло такое мелодичное название — доподлинно неизвестно. Может, из-за сторожевого колокольного звона. Может, из-за звонкой речной воды. А может, люди, основавшие здесь новое поселение, захотели возродить название своего покинутого родного места. Впервые документально название «Звенигород» встречается в Духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты, которую историки датируют 1329 годом. А возможно, город — ровесник или старший брат Москвы, археологи говорят о ХII веке. И якобы, сам Юрий Долгорукий даже размышлял над тем, Москву или Звенигород сделать своей резиденцией: оба поселения имели удобное географическое положение и были расположены на холмах. Но остановил он свой выбор на Москве, а Звенигород стал укрепленным форпостом. Как знать? Войны и пожары уничтожили рукописные документы. Так и живет Звенигород в тени Москвы, а своим брэндом выбрал колокольчик.
Свой путь мы начали от памятника преподобному Савве Сторожевскому и князю Юрию Звенигородскому (автор-А. Н. Ковальчук). На памятнике надпись: «Преподобному Савве Сторожевскому и его духовному сыну князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, прославившим Звенигород в веках». Кто же эти люди, кому благодарные потомки в 2005 году возвели такой достойный памятник? При князе Юрии Дмитриевиче — сыне Дмитрия Донского — наступил подлинный расцвет Звенигорода. Несмотря на разорения татаро-монголами в городе успешно развивались ремесла и торговля. Князь Юрий Дмитриевич избрал преподобного Савву — ученика Сергия Радонежского — своим духовником и умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Савва основал небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377 г.) на горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, и недалеко от него поставил келью для себя. Согласно летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия Дмитриевича на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды). Поход завершился полной победой князя и взятием им 14 городов. После похода появились средства, и были возведены каменные Рождественский собор в Сторожевском монастыре и Успенский храм на Городке в Звенигородском кремле.
Рядом с памятником расположен храм Александра Невского в память императора Александра III. Храм открыт, но внутри идет ремонт.
А мы пошли по улице Московской, название которой связано с дорогой, соединяющей Звенигород со столицей. Дома, стоящие на ней, в основном деревянные. Некоторые довольно приличные, а некоторые прямо-таки развалюхи.
В Звенигороде в 1902 году родилась Любовь Орлова — актриса театра и кино, символ советского кинематографа. Она была любима зрителями. На Московской улице ей поставлен памятник, а культурный центр носит ее имя.
Наверное, в каждом российском городе есть мемориал в честь воинов, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны. Вечный огонь горит и здесь, в честь погибших звенигородцев.
А мы, не спеша, дошли до Вознесенского собора.
Это новый собор. На месте нынешнего, каменного, некогда была деревянная Вознесенская церковь. Каменная же Вознесенская церковь была построена в 1792 году с тремя приделами: Вознесение Господне, Толгская икона Божьей Матери и святителя Николая. А чуть позже здесь же построили колокольню. В 1812 году Вознесенский храм сильно пострадал: французская армия Наполеона вынесла почти все ценности. Со временем эту утрату восстановили. Но после революции, в 1922 году Вознесенский храм опустошили и закрыли. Потом здесь хранили зерно, был гараж, а весной 1941 года церковь разобрали, и на месте церкви остался пустырь. А потом снова все возвращается на круги своя: в 1998 году была поставлена небольшая памятная часовня, а в 2003–2007 годах на старом месте была выстроена новая кирпичная церковь с теми же тремя престолами.
Росписи на стенах и потолке очень яркие, понятно, что новодел, но мне понравились.
В Музей русского десерта мы заходить не стали, решив, что можем сделать это на обратном пути. А дорога привела нас к Городку, это древний Звенигородский кремль. Проводя на этом месте археологические раскопки, ученые склоняются к мнению, что поселение возникло здесь все-таки в XI–XII веках и уже тогда было оснащено земляными и деревянными укреплениями. В конце XIV века проводились повторные фортификационные работы: валы были заполнены глиной и укреплены деревянными срубами. По верху вала в рост человека были поставлены дубовые стены, внутренняя сторона которых была выложена булыжником, а внешние склоны обложены глиной. Тогда же князем Юрием Звенигородским в центре этого кремля был возведен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы. Он простоял в неизменном виде 400 лет! В XIX веке к нему пристроили звонницу. В 1930-х годах храм закрыли (я уже перестала этому удивляться), и даже хотели его разобрать и построить на этом месте стадион. Научная и культурная общественность смогла отстоять этот памятник истории. Чудом эта древняя святыня сохранилась и в годы Великой Отечественной войны: линия фронта обогнула Звенигород. И уже в 1946 году здесь возобновились богослужения.
Сам собор сначала и не был виден за деревьями. От подножия звенигородского крепостного вала к нему ведет лестница. Потом начинается улочка с какими-то небольшими домишками, в конце ее — собор, а за ним поляны и лес. Когда-то это место и было центром Звенигородского княжества. Собор встретил нас в таком виде, его практически не видно из-за лесов и щитов.
Успенский собор реставрируется. Ну и хорошо! Сколько уже мы видели уникальных старинных разрушающихся храмов и усадеб, глядя на которые просто хотелось плакать. Но… внутрь можно было войти. Храм небольшой. Там нас встретили старинные иконы и фрески, возможно, Андрея Рублева!
Фрески украшают алтарные столбы и подкупольный барабан. Упоминания об этих фресках, закрытых иконостасом, впервые встречаются в литературе в 1847 году. В 1918 году сотрудники Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которую возглавлял знаменитый художник и искусствовед И. Э. Грабарь, разобрали иконостас и собрали его так, что фрески уже были открыты для взора людей, входящих в храм. Конечно, фрески уже поблекли и частично разрушились.
Также во время реставрационных мероприятий были найдены три знаменитые иконы кисти Андрея Рублева — Архангел Михаил, Спас Вседержитель, Апостол Павел. Они хранятся в Третьяковской галерее. В этом храме — копии.
В храме было тихо и безлюдно. Душевно. Образы на некоторых иконах были написаны в непривычной для нас манере: на ликах святых резкие темные тени, мы таких раньше не видели.
Напротив Успенского собора находится Богоявленская церковь. Сейчас это кирпичная церковь, построенная в 2003 году на месте деревянной, с целью ограничить количество служб в соборе и сохранить уникальные фрески.
По уже знакомой узкой улочке мы спустились вниз. У подножия крепостного вала бьет святой источник. А мы снова пошли пешком, вдоль дороги, теперь уже к Саввино-Сторожевскому монастырю, чьи купола иногда были видны за лесом. День был теплый и солнечный, с подругой мы давно не виделись, так что 2 километра пути не показались долгими.
И вот мы у белых стен монастыря, вернее, у Красной (Надвратной) башни со Святыми воротами. Красную башню украшают не очень хорошо сохранившиеся с XVII века киоты с изображениями Богоматери и преподобных Сергия и Саввы.
Влево уходит стена к Юго-восточной башне, а вправо к Северо-восточной. Стены и башни монастыря построены по типу крепостных стен, которые окружают монастырь: их протяженность 760 м, высота до 8.5 м, толщина до 2.7 м. Раньше было семь башен, сохранилось шесть. Время постройки 1650–1654 годы. Чтобы попасть на территорию монастыря, нужно идти вдоль стены направо.
Итак, Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, в 1398 году, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, на горе Сторожи, у места впадения реки Сторожки в Москву-реку.
Пришедших к монастырю благославляет преподобный Савва. Автор композиции — скульптор Сергей Сорокин, 2007 год, памятник был поставлен к 600-летию кончины преподобного Саввы.
А мы через Северные проездные ворота входим на территорию монастыря. Надо сказать, что все сооружения отреставрированы и выглядят замечательно.
Слева — Трапезная, 1652–1654 годы. Первоначально здание имело 4 этажа и красивую большую столовую палату. В подклете, углубленном в землю на 6 метров, размещался ледник и имелся колодец глубиной 15 метров. На втором этаже располагалась кухня, вокруг которой были кельи для служителей. На третьем этаже находилась собственно столовая палата, площадью около 500 м². Отапливалась она проходившими в стенах трубами от кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. В начале XIX века Трапезная была перестроена из-за обрушения верхнего этажа.
Напротив Трапезной находится беседка — часовня, построенная в 1998 году на сохранившемся фундаменте церковного алтаря древнего храма преподобного Иоанна Лествичника. Храм был возведен возле монастырских больничных корпусов по указу царя Алексея Михайловича и разобран из-за ветхости в конце XVIII века.
Второе возрождение монастыря произошло при царе Алексее Михайловиче. В 1650 году он издал указ о строительстве нового монастырского комплекса, внешний вид которого сохранился до наших дней. Алексей Михайлович избрал монастырь своей резиденцией. Здесь были возведены царский дворец и Царицыны палаты. В 1652 году по инициативе Алексея Михайловича состоялось обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского. Монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси. С именем Саввы связано множество чудес. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты.
Дворец Алексея Михайловича был возведен в 1650-х годах и неоднократно перестраивался. Это было одноэтажное строение длиной около ста метров из семи комнат с отдельными входами. Центральную часть занимали покои царя. Царь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой. Окончательная отделка и украшение дворца относятся ко времени правления царевны Софьи, при которой в 1687 году надстроили второй этаж. Дворец сильно пострадал от пожара в 1721 году и долгое время стоял без кровли. Здание было восстановлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, которая подписала Указ о создании в нем семинарии. В стенах дворца неоднократно бывал и император Александр II. В XIX веке на верхнем этаже дворца находились парадные залы с галереей с портретами всех русских царей, начиная с Ивана Грозного.
После Великой Отечественной войны помещения дворца были заняты военным санаторием. В 1970–1980-х годах на верхнем этаже располагалась художественная галерея народного художника России Бориса Яковлева. Сейчас во дворце находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека, паломническая служба и монастырские лавки.