звезда в храме рождества христова в вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.
Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года
Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.
Внутренний вид храма
Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.
Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества
В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.
Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.
Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.
Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
«Милый друг» / Клим Ли + Klim Lee / Клим Ли facebook [MORE=>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>] Радиоспекта.
Полжизни мы теряем из-за спешки. Художник-акварелист Андрияка Сергей Николаевич (Россия, 1958). Пейз.
Уходит год крысиный, Эх, бед он натворил! Covidom, как трясиной, Всю Землю вдруг покрыл. &nb.
—Метки
—Рубрики
—Помощь новичкам
—Приложения
—Ссылки
—Музыка
—Музыкальный плеер
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.
Церковь Рождества Христова в Вифлееме является одной из наиболее старейших непрерывно действующих церквей мира. Она построена над пещерой, где, согласно легенде, родился Иисус из Назарета, потому для христиан всего мира церковь Рождества является одной из наибольших святынь.
Фактически, Церковь Рождества – это целых две церкви, с криптой под ними – Гротом Рождества, где произошло рождение Христа.
Эти фотографии – своеобразная экскурсия по Церкви Рождества Христова.
1. Церковь Рождества Христова: Вифлеемская звезда и алтарь. В введении римо-католиков находится Придел Яслей и престол Поклонения Волхвов, находящиеся в Гроте Рождества. В ведении католиков находится также серебряная звезда под алтарем Рождества. Право заходить в неф имеют как армяне, так и католики.
2. Структура Церкви Рождества Христова. Цифры на схеме означают: 1. площадь Рождества. 2. Врата Смирения. 3. Неф. 4. Алтарь и иконостас православной конфессии. 5. Лестницы в Грот Рождества. 6. Грот Рождества – серебряная звезда означает место, где по поверью родился Иисус Христос. 7. Францисканский монастырь. 8. Двор францисканского монастыря. 9. Грот святого Иеронима. 10. Церковь святой Екатерины. 11. Православный монастырь. 12. Двор православного монастыря. 13. Армянский двор. 14. Армянский монастырь.
3. Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем. Церковь является старейшей из действующих церквей. Ее сооружение началось в 326 году до н.э. Современная церковь была построена во время правления византийского императора Юстиниана. В 529 году произошло восстание самаритян и церковь сильно пострадала. Патриарх Иерусалимский отправил святого Савву на помощь Юстиниану, и присланный императором архитектор разрушил церковь до основания, а потом отстроил то здание, которое существует сегодня.
4. Плита на Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Сегодня церковь находится в совместном ведении трех конфессий: армянской церкви, римо-католиков и православных.
5. Старая черно-белая фотография Церкви Рождества Христова. Церковь была своеобразной крепостью, вошедшей в историю. На протяжении столетий это была одна из святынь, за владение которой шли самые ожесточенные бои. Ее в свое время осаждали мусульмане и крестоносцы. Фасад Церкви Рождества окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского, православного и армянского, который находится на юго-востоке.
6. Вход в Церковь Рождества. Вход в Церковь Рождества в Вифлееме очень скромный.
7. Вид с воздуха на территорию Церкви Рождества Христова.
8. Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44. Каждая 6 метров высотой и изготовлена и красного с белыми прожилками камня.
9. Крест на верхушке Церкви Рождества Христова.
10. Площадь перед Церковью Рождества Христова в Вифлееме. Огромная вымощенная площадь, где собираются верующие на Рождество и поют колядки в преддверие рождественской службы.
11. Врата Смирения. В базилику можно попасть через очень низкие двери, которые называются «Врата смирения». Этот проход был создан во времена вторжения на территорию Вифлеема войск турецкой империи, чтобы предотвратить попадание внутрь церкви повозок осаждавших. Кроме того, самый титулованный посетитель, входя в Церковь Рождества, спешится в знак уважения к святыне. Раньше на этом месте находилась куда более высокая Дверь Крестоносцев, очертания которой все еще можно рассмотреть.
12. Вид из дверей Церкви Рождества Христова.
13. Комната стражи – первая в Церкви Рождества.
14. Колонны в Церкви Рождества.
15. Колонны в Церкви Рождества Христова, Вифлеем. 44 колонны украшены росписями, сделанными во времена крестовых походов и изображающими святых, богоматерь с младенцем, хотя в настоящее время изображения уже очень сложно рассмотреть.
16. Священник у колонн Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Колоны изготовлены из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком.
17. Неф и свод Церкви Рождества Христова. Неф сохранился со времени императора Юстиниана, хотя в пятнадцатом и восемнадцатом веках проводились восстановительные работы. Сейчас крыша церкви гниет, она сделана из дерева и датируется пятнадцатым столетием. В щели, образовавшиеся из-за старения древесины, поступает вода, попадая на драгоценные фрески и росписи. Ситуация все ухудшается, но представители армянской, православной и римо-католической церквей никак не могут выработать план спасения здания.
18. Северная часть. Северный трансепт и алтарь в нем принадлежит армянской церкви. Кроме того, в совместном ведении армян и православных находится алтарь в Гроте Рождества. К северу от главного алтаря находится Алтарь Трех Царей, считается, что в этом месте привязали своих лошадей волхвы, пришедшие поклониться младенцу-Христу. В северной апсиде находится армянский алтарь, посвященный деве Марии.
19. Иконостас Церкви Рождества Христова. Иконостас разделяет неф церкви и святая святых. Кроме того, это слово может означать передвижной стенд с иконами, который можно разместить в любом месте. Иконостас Церкви Рождества, неф, проходы, южный трансепт и алтарь Рождества принадлежат православным.
20. Вход в крипту под Церковью Рождества. Грот Рождества, пещера под Церковью Рождества, со второго столетия нашей эры считается местом, где родился Христос.
21. Северный спуск, ведущий в Пещеру Рождества.
22. Ясли Рождества. Согласно евангелию от Луки (2:7) Мария положила младенца в ясли, потому что комнаты для них не нашлось. Ясли находятся в северной части Пещеры Рождества, а напротив них расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока, который путеводная звезда привела, дабы они принесли дары младенцу Христу.
23. Крипта, вид от алтаря. В евангелиях слова «пещера» не звучит, но мученик Иустин утверждал, что Иисус родился в пещере. В те времена использование пещер как жилья было весьма распространенным в этой регионе. Кроме того, пещеры часто использовались как стойло для скота и склад. В глубине Пещеры Рождества располагается дверь, ведущая в принадлежащие францисканскому ордену часовни.
24. Стена крипты Церкви Рождества. Вся обстановка, кроме бронзовых северных ворот и южного входа в Пещеру, датируемых периодом правления императора Юстиниана, принадлежит к периоду после 1869 года.
25. Потолок Крипты Рождества. Грот освящается 53-мя светильниками, 19 из которых находятся в ведении католиков.
26. Южные ступени в крипту.
27. Крипта Рождества, вид на Вифлеемскую звезду. Грот прямоугольный, длина 12,3 метра, ширина 3, 15 метра.
28. Алтарь над Вифлеемской звездой.
29. Алтарь над Вифлеемской звездой в крипте Церкви Рождества.
30. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда в Церкви Рождества. Серебряная звезда на полу символизирует то место, где родился Иисус. Пол мраморный, над звездой находятся 15 светильников, шесть принадлежит православным, пять армянам и четыре католикам.
31. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда и вход в крипту. Четырнадцатиконечная звезда выполнена из серебра и окружена серебряными лампадами.
32. Вифлеемская звезда. Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.
33. Францисканский дворик около церкви Святой Екатерины.
34. Внутри церкви святой Екатерины. Церковь была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о ее мученичестве (310 год нашей эры). Она похоронена на горе Синай. Церковь впервые упоминается в хроника пятнадцатого столетия. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова.
35. Священник во дворе церкви святой Екатерины.
36. Алтарь церкви святой Екатерины. В этой церкви проводит рождественское богослужение католический патриарх Иерусалимский.
37. Вход во францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.
38. Внутренний двор церкви святой Екатерины.
39. Окно церкви святой Екатерины.
Рубрики: | ИЗРАИЛЬ /моя маленькая страна ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ АРХИТЕКТУРА ИНТЕРЕСНОЕ ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА ФОТО И ФОТОГРАФ |
Метки: Вифлеемская звезда Церковь Рождества Христова Вифлеем архитектура Грот Иисус Христос Рождество церковь
Процитировано 7 раз
Понравилось: 17 пользователям
Чудеса Храма Рождества Христова в Вифлееме(Христос плачет).(Видео)
Чудеса Храма Рождества Христова в Вифлееме Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI вв. до н.э. в земле Ханаанской.Древний город Вифлеем (Израиль) является святым местом: многие Библейские события происходили именно здесь.
Здесь в Вифлееме Давид был помазан на царство пророком Самуилом. Уже в юности Давида город был обнесен стеной. Царь Ровоам превратил его в крепость, северо-восточный бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи. Согласно преданию, в Вифлееме родился царь Давид. Однако наибольшее внимание паломников со всего мира привлекает находящийся на Ясельной площади Храм Рождества Христова. Этот храм находится на месте, где родился Иисус Христос – Мессия и Спаситель мира.
В Евангелии от Луки повествуется, что непосредственно перед рождением Иисуса римские власти приказали провести перепись таким образом, чтобы каждый ее прошел в том месте, откуда он родом. Согласно этому приказу, Мария, и ее муж Иосиф (по происхождению он был из дома и рода Давидова) из города Назарет прибыли в Вифлеем. Но для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинице, и им пришлось устроиться в пещере (по сути это было место для животных), где и родился Иисус. Мария спеленала Младенца и уложила его в находившиеся здесь ясли. Еще первые христиане воздвигли над Рожественским вертепом маленький храм, который был разрушен около 130 года Андрианом. Император-язычник, желая осквернить святое для христиан место, построил над пещерой капище, тем самым невольно обозначив место рождения Спасителя.
В 325 году при византийском императоре Константине Великом его благочестивая мать императрица Елена построила на этом месте первый храм, который впоследствии был разрушен во время восстания самаритян, и восстановили его уже в 530 гг. С момента освящения и до наших дней церковь действует почти беспрерывно.
Сама Пещера Рождества небольшая и довольно узкая. В одной ее части находится православный каменный престол, проводить службу у которого могут только православные и армяне. Под престолом и находится место рождения Иисуса Христа, отмеченное серебряной звездой с 14 лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. Она была установлена в 1847 г., взамен похищенной в том же году более древней позолоченной звезды. Нынешняя является точной копией оригинала, вплоть до драгоценных камней.Звезда искусно вделана в мрамор и имеет в центре маленькое отверстие, через которое можно дотронуться до части скалы. На звезде находится надпись по-латыни: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Место рождения Спасителя осеняется 16 лампадами, из которых 6 принадлежат православным, еще 6 — армянам, а оставшиеся 4 — католикам. За ними в нише можно увидеть небольшие иконы.Совсем рядом, с другой стороны лестницы, находится Предел Яслей. Это небольшая ниша, где находились ясли, в которые Богородица положила младенца Сейчас здесь находится Ясельная часовня. Ясли были из глины, но царица Елена, нашедшая их, заменила на серебряные. Напротив яслей находится место, где волхвы с востока поклонялись Богомладенцу. Это место выделено особо (отделано мрамором, а над ним висят лампады), и с ним также связано одно предание. Мария кормила Новорожденного в так называемом Молочном гроте. Согласно преданию, несколько капель молока упали на пол, и он стал белым..В Молочном гроте, где по преданию Богородица кормила Младенца-Христа, укрываясь от преследований Ирода, бездетные пары молятся о рождении ребёнка, увозя с собой надежду и измельченную в порошок глину священных стен. Они с молитвой выпивают чудо-порошок и потом со всех уголков мира в Вифлеем летят письма-благодарности и фото рождённых деток. Из Пещеры Рождества через подземный ход можно попасть в церковь Святой Екатерины, где хранится скульптура младенца. Ее приносят в грот и кладут в каменные ясли во время празднования Рождества. К вертепу прилегает подземная галерея с пещерой праведного Иосифа, где он получил указание от Ангела Господня до времени сокрыть Богородицу с Младенцем в Египте от гнева царя Ирода. Рядом – пещера, где покоятся останки Вифлеемских младенцев, первых мучеников за Христа.
15 лет назад, в храме Рождества Христова, в день апостола Фомы начали проистекать чудеса от иконы Спасителя, находящейся на одной из мраморных колон. Лик Иисуса Христа открыл очи и заплакал. Являя, быть может, толстокожему человечеству, как когда-то неверующему Фоме последний шанс на спасение.…
Он спал, весь сияющий,
в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени,
словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках,
немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья,
смотрела звезда Рождества.
Звезда в храме рождества христова в вифлееме
В прошлом году я поместил этот пост, повторю ибо фото из поста стало смотреть много народа…
Ныне живущие в бывшей стране Россия слабо заметили, что бетонная плита оккупации дала ещё одну трещину:
На верхушке главной Ёлки России теперь вместо пятиконечной звезды стала красоваться восьмиконечная звезда, которая символизирует собой Вифлеемскую библейскую звезду.
Потому просто повторю прошлогодний свой пост:
Когда посетил Вифлеем и Храм Рождества Христова, меня многое удивило — и действительно очень низкий вход, и толкучка разных христианских церквей — они с трудом терпят друг друга! Кто бывал на Святой земле, знает об извечной борьбе христианских конфессий за право контролировать здешние святыни. И сейчас, например, в Иерусалимском храме Гроба Господня один уголок принадлежит греко-православным, другой – католикам, эта часть лестницы – например, коптам, та – эфиопской церкви и т.д.
Но главное — меня поразила знаменитая Вифлеемская звезда, которая впечатана в мрамор пещеры Рождества.
И местная экскурсоводиха нам радостно прощебетала — Видите, что Вифлеемская звезда имеет 14 лучей! По числу царских еврейских родов. Таки Христос был царских еврейских кровей! Ну она была еврейка, ей положено так думать и говорить. Они и Христа себе присвоили. Даже Чарли Чаплина!
Вот такое мощное доказательство! А когда сия серебряная звезда появилась в Храме? С 14 лучами. А поздновато! Тысячелетие минуло с рождества.
Про еврейские царские роды ни слова.
По преданию, от мечей иродовых убийц пало 14 тысяч младенцев, но Иисуса так и не нашли: после ухода волхвов Ангел Господень явился во сне Иосифу, приказав ему взять Младенца, Его Мать и бежать в Египет, где находиться до особого его (Ангела) распоряжения.
А на Руси Вифлеемская звезда имела только восемь лучей. И в Храме Рождества множество именно восьмиконечных звёзд.
Таки колены израелевы уменьшились у глупых русских! Нарисовали же им — четырнадцать лучей должно быть!
А почему не шесть лучей? Как у звезды Давида? Таки очень часто так говорят и рисуют. Самое интересное вот это фото:
Пятиконечная. Привычная нам советская.
Самое интересное что есть источники, которые опровергают символическое значение Вифлеемской звезды как шестиконечной. На севере России в одном из монастырей, есть редкая и древняя икона, на которой изображён Христос приходящий в наш мир. И выходит он как бы из семиконечной звезды.
Пять, шесть, семь, четырнадцать. Думаете это не важно? Таки нет! Великий символизм.
Напишу пост Пятиконечники и Шестиконечники. Ведь более ста лет их битва происходит на наших головах! Таки надо прояснить.
И советские Новогодние ёлки обязательно венчала Звезда. Пятиконечная, конечно!
Пониже ветки советской ёлки украшали, вместо фигурок ангелов, пастухов, волхвов, картонные или стеклянные рыбы, фрукты и овощи. Только колокольчики сохранились! Тоже символ.
Экскурсоводиха сказала ещё, что символом Храма Рождества является вход. Чтобы войти, надо обязательно поклониться!
Экскурсанты толкутся перед входом. Это символ чего?
Но для меня важнейшим символом Храма Рождества является Улыбающаяся Богоматерь! Нигде в мире и ни на одной иконе вы не увидите Богоматерь с улыбкой на устах. Круто!
Согласно Евангелию от Матфея волхвы видели «звезду» два раза: в первый раз на востоке (точнее: на восходе), а во второй после того как она «остановилась» над домом, в котором находились «Младенец с Марией»:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
(Мф.2:1-2)
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Мф.2:9-11)
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду[1], внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII века игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат.[4]
Писатель-фантаст Артур Кларк использовал факт разгадки Вифлеемской звезды в будущем в фабуле рассказа «Звезда». По сюжету священник-иезуит в качестве геофизика входит в состав астрографической экспедиции, открывшей богатое и прекрасное наследие цивилизации, погибшей в результате взрыва сверхновой. По данным экспедиции священник-учёный вычисляет точное время, когда сверхновая была видна с Земли и её положение над горизонтом:
И все же, о Всевышний, в твоем распоряжении было столько звезд! Так нужно ли было именно этот народ предавать огню лишь затем, чтобы символ его бренности сиял над Вифлеемом?
И сегодня тысячники в интернете страдают от ужаса: