звон колоколов троице сергиевой лавры
Первые и последние звонари. Старший звонарь Троице-Сергиевой Лавры о предшественниках и о себе
Сегодня главным звонарем Троице-Сергиевой Лавры является игумен Антоний (Зинин). В новой истории он четвертый главный звонарь. Приехал он из соседнего Александрова. Там прошло его детство, школьные годы, там он впервые попробовал звонить в колокола и понял, что ему это очень нравится:
«Я стану старый, ты меня заменишь»
В те годы нынешний главный звонарь Лавры вместе с родителями иногда приезжал в Загорск, любил прислушиваться к лаврскому звону, будто уже тогда чувствовал его особенность. Впервые поднялся на лаврскую колокольню в 1979 году, когда ему было 13 лет:
Юному звонарю помогало врожденное чувство ритма, учеба в музыкальной школе, но этого не хватало, надо было набивать руку, чтобы делать правильные движения, наращивать «звонарские мышцы», чтобы не уставать.
В 1985 году будущий звонарь ушел в армию, в 1988 году вернулся домой и к любимым колоколам. Сразу поступил в семинарию. В 1991 году стал послушником в Лавре, с этого момента звонарское дело стало его послушанием. Для того, чтобы стать главным лаврским звонарем, надо было еще много учиться. Школы звонарей тогда никакой не было, единственными и главными уроками были звоны отца Михея…
Отец Михей был главным звонарем Лавры почти 50 лет. В маленьком музее, устроенном на колокольне, отец Антоний бережно хранит все, что связано с биографией и необыкновенной историей жизни предшественника. Вот свидетельство о рождении – 1932 год. Вот выписка из медицинской карты о тяжелом состоянии здоровья маленького Ивана Тимофеева (мирское имя отца Михея).
Достигнув совершеннолетия в 1951 году, Иван поступил в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. По ее окончании принял решение остаться в Лавре, его наставник владыка Гавриил благославил его на это.
Главным лаврским звонарем отец Михей был назначен в начале 60-х.
Чудесным фактом является история о том, что отец Михей начал расти в Троице-Сергиевой Лавре.
По всем медицинским заключениям, которые остались после отца Михея, он не то что расти не должен был, жить-то не мог. По свидетельствам очевидцев, врачи только удивлялись на батюшку, приводили студентов показывать его как редкий случай. Со своими болячками отец Михей прожил 76 лет. Последний раз поднимался на колокольню в 2007 году.
Отца Михея называют одним из самых опытных и талантливых звонарей Троице-Сергиевой Лавры. Музыкального образования у него не было, он самостоятельно научился играть на баяне, который во время войны пришлось продать. По имеющимся свидетельствам, его с детства привлекал и колокольный звон.
Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 1
В начале века Лавра и прилегающие к ней скиты создавали не только исторически единый монастырский ансамбль, но и особую пространственную сферу духовного воздействия, усиливаемую подчеркнутой именованиями скитов связью с евангельской символикой Святой земли, «и самая Лавра, — по словам о. Павла, — высилась как Горний Иерусалим», озаряемая лучами предзакатного солнца. Почти непрерывная чреда богослужений в храмах Лавры и ее скитов сопровождалась уставным звоном колоколов, волнообразно передающих с востока на запад весть о начале и совершении богослужения. Участие звона в каждодневном суточном круге чинопоследований выводило его за стены обители и придавало ему поистине космическое значение*. «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», — гласят литые надписи на колоколах. Колокольный звон входит в структуру богослужения, и звук колокола воспринимается как вестник, как благая весть о нашем спасении. Уставные виды звонов сливаются с назначением и строем многообразных чинопоследований. Будничные и праздничные, погребальные и ликующе-радостные пасхальные используют разработанные приемы звона — в один или несколько колоколов ударяют «во вся тяжкая» или перебирают от самых высоких до глубоких тонов большого колокола при выносе Плащаницы. В Пасхальную ночь перед началом заутрени возвещают весть о Воскресении Христовом — звон сливается с пением ликов в торжественном шествии с зажженными свечами и светильниками, обретает особую силу призыва: «Благовествуй, земле, радость велию, пойте, небеса, Божию славу». Музыка церковного звона подобна космической симфонии небесных сфер, денно и нощно славящих Бога, в ней звучит хвалебная песнь неба и земли. «В псалмах и паремии, читаемых при освящении колокола, — изъясняет о. Павел в «Философии культа», — а также в стихирах, воспеваемых тут, напоминается, что все стихии, вся тварь восхваляет Творца; напоминается также о священном звуке тимпанов, гуслей и труб и о том, что Глас Божий правит всею мировою жизнью. В молитвах этого благословения — типом, под который подводится испрашиваемое благословение колокольного звона, таким типом полагаются чудодейственные вострубления трубные, разрушившие Иерихон» [1].
«Церковный звон, — как бы продолжая мысль о. Павла Флоренского, отмечал автор статьи о колокольном звоне М.В. Шик, — распространяет благодатные энергии звуковых волн, они ритмически расходятся в пространстве, очищая, ионизируя его по всей окружности. В народном сознании звон колокола имеет силу прогонять злых духов. А в Сергиевом Посаде с звуком большого колокола было связано поверье: «Куда достигает благовест Царя-колокола, там не водится змей»» [2].
* В подготовительных материалах сохранилась запись, полученная, вероятно, от С.М. Боскина, озаглавленная: «Часы богослужений в Лавре и обителях близ Лавры», которую интересно здесь привести (Примеч. сост.):
«Вечерня в пещерном храме в 2 часа дня в Параклите в 4 ч. дня в Гефсиманском скиту в 5 ч. дня в Зосимовой /пустыни/ в 5 ч. дня в Киновии в 2 ч. дня в Лавре в 4 ч. дня.
Полунощница и утреня в Киновии в 10 ч. 30 м. вечера в пещерном храме в 8 ч. вечера в Параклите в 12 ч. ночи в Гефсиманском скиту в 2 ч. ночи в Зосимовой пустыни в 3 ч. ночи в Лавре — в 3 ч. ночи.
Литургии в Гефсиманском скиту — в 5 ч. и в 8 ч. в Пещерном храме в 6 ч. и в 9 ч. в Киновии в 7 ч. в Параклите в 8 ч. в Зосимовой пустыне в 8 ч.
С 1920-го года в обителях, объявленных сельскохозяйственными артелями, изменилось время богослужений:
В Гефсиманском скиту — Вечерня в 5 ч. вечера Литургия — 8 ч.;
В Параклите — Вечерня — 5 ч. вечера Утреня — 2 ч. ночи, Литургия — 8 ч.;
В Зосимовой пустыни без изменений;
В Спасо-Вифанском монастыре до 1920 года Вечерня и Утреня были с 6 час. вечера, Литургия — 8 ч. утра. И так до закрытия — январь 1921 г.».
Звон Троице-Сергиевой Лавры. Игумен Михей (Тимофеев)
Колокольный звон Троице-Сергиевой Лавры невозможно перепутать с другими звонами. Лаврскую традицию сохранил и передал множеству своих учеников игумен Михей (Тимофеев). Отец Михей родился в 1932 году в селе Чернянка Белгородской области, с 1951 по 1955 год учился в Московской Духовной Академии, а еще через три года принял монашеский постриг.
До закрытия Лавры старшим звонарем монастыря был слепой инок Сергий, регент левого хора в Троицком соборе, уже пожилой, он научил мальчика Костю Родионова, он и запомнил лаврскую манеру звона. Отец Сергий не дожил четырех лет до открытия Лавры. Костя Родионов звонил последним в 1919 году, он же в 1946 году, будучи 40-летним мужчиной, начал звонить после открытия монастыря.
Константин Иванович Родионов обучил отца Михея правильному лаврскому звону и он стал продолжателем дореволюционной традиции.
До отца Михея в Лавре «работали» не все колокола — часть звонницы была уничтожена в годы, когда монастырь был закрыт. Игумен Михей привел разрозненные части в единую систему так, что всеми колоколами с помощью рук и ног мог управлять один человек.
Сохранился фрагмент фильма «Зову живых» (1987 год, СССР), где звучит колокольный звон в исполнении игумена Михея (Тимофеева) на зазвонных колоколах.
В последние году он часто болел и передвигался при помощи двух тростей, но когда начинал звонить — менялся на глазах. Это был совершенно другой человек.
22 марта 2009 года ушел из жизни старейший звонарь Троице-Сергиевой лавры игумен Михей. Ему было 76 лет.
Главный звонарь Лавры: о любимых колоколах и звонах для президента
Первый звон
Отец Антоний – четвертый главный лаврский звонарь в новой истории. Он пришел на смену легендарному отцу Михею, звонившему здесь почти полвека. Детство Антония прошло в городе Александрове Владимирской области. Там он впервые попробовал звонить в колокола и понял, что ему это очень нравится.
Александров расположен недалеко от Сергиева Посада, и юный Федор (мирское имя игумена Антония) иногда приезжал с родителями в Троице-Сергиеву Лавру, любил прислушиваться к лаврскому звону, будто уже тогда чувствовал его особенность. Впервые поднялся на лаврскую колокольню в 1979 году, когда ему было 13 лет. Впечатления были такими сильными, что юноша стал приезжать сюда, как только появлялась возможность.
Несмотря на годы учебы в музыкальной школе, для того, чтобы звонить в колокола, ему пришлось набивать руку, учиться делать правильные движения, наращивать «звонарские мышцы», чтобы не уставать. Бывает, звоны длятся по 15 минут, например, Пасхальный трезвон.
В 1985 году будущий звонарь ушел в армию, а в 1988-м вернулся к любимым колоколам. Сразу поступил в семинарию. В 1991 году стал послушником в Лавре, тогда звонарское дело стало его послушанием. Для того, чтобы стать главным лаврским звонарем, надо было еще много учиться. Никакой школы звонарей тогда не было, единственными и главными уроками были звоны отца Михея.
Исцеление колоколами
Отец Михей был главным звонарем Лавры почти полвека. Его называют одним из самых талантливых лаврских звонарей. В маленьком музее, устроенном на колокольне, игумен Антоний бережно хранит все, что связано с биографией и необыкновенной историей жизни своего предшественника. Вот свидетельство о рождении – 1932 год, село Чернянка Белгородской области. Вот выписка из медицинской карты о тяжелом состоянии здоровья маленького Ивана Тимофеева (мирское имя отца Михея).
Достигнув совершеннолетия, в 1951 году Иван Тимофеев поступил в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. По ее окончании принял решение остаться в Лавре. Главным звонарем в ту пору был отец Александр, к нему на колокольню и повадился ходить Михей, прося научить его звонить.
Чудесным фактом является то, что отец Михей начал расти в Троице-Сергиевой Лавре. Это видно по фотографиям, об этом рассказывают и очевидцы. Хотя по медицинским заключениям он не то, чтобы расти, но и жить не должен был. Как рассказывают в Лавре, врачи только удивлялись на батюшку, приводили в пример студентам как редкий случай. Со своими болячками отец Михей прожит 76 лет. Последний раз поднимался на колокольню в 2007 году.
Возрождение колокольни
Монах Александр, который, в свою очередь, стал учителем отца Михея, был из местных жителей, работал снабженцем в Лавре, постригся в монахи уже перед смертью. Был звонарем в 50-е и начале 60-х годов XX века. На колокольне он сменил Константина Родионова – первого звонаря Лавры в «новой» истории. Нынешний отчет звонарей идет с 1946 года, когда после 27-летнего перерыва Лавра была открыта вновь. Примечательно, что 16-летний Константин Родионов был последним, кто звонил в 1919 году перед закрытием Лавры, он же стал первым, кто звонил после возрождения монастыря в 1946-м. В течение 27 лет колокольный звон был запрещен.
Последним главным звонарем «старой» истории Лавры был слепой инок Сергий. Именно у него еще мальчишкой начал учиться звонарскому делу Родионов, которому перед закрытием Лавры слепой монах сказал: иди, попрощайся с «Лебедком», имея в виду десятитонный колокол «Лебедь». Скорее всего, именно о слепом звонаре Сергие написал Михали Пришвин в своем дневнике 8 января 1930 года: «Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный…»
Расстроенный звонарь спустился вниз, понимая, что за два дня до Пасхи эти проблемы не решить. И тут произошло маленькое чудо – он встретил бригадира местного оборонного предприятия ЗОМЗ Владимира Лошкарева, чье имя теперь увековечено в музее колокольни. За два дня Лошкарев изготовил на заводе необходимую для «Лебедя» подвеску, которая теперь хранится в музее…
Царь-колокол, «Лебедь» и «Благовестник»
Сегодня на колокольне Троице-Сергиевой Лавры восстановлен исторический набор колоколов.
Несмотря на то, что когда-то количество колоколов в Троице-Сергиевой Лавре доходило до 42, полный звон осуществлялся в 25 колоколов. Весовой разброс колоколов лаврской колокольни велик – от 5-6-килограммовых безымянных до 72-тонного «Царя».
Самый старый действующий колокол Лавры и один из самых старых в России – Чудотворцев колокол, его вес около 400 килограмм, возраст – 595 лет.
Из больших колоколов Лавры «Лебедь» единственный пережил расправу 1930-1931 годов. В настоящее время это один из старейших русских колоколов. Он был отлит в конце XVI века Борисом Годуновым в бытность его еще боярином при сыне Ивана Грозного царе Федоре Иоановиче. В свое время стал самым большим и тяжелым благовестником Лавры, в который звонили на Пасху и по другим большим праздникам. Не утерял «Лебедь» своей ведущей роли и сегодня.
Самый любимый колокол
Из разговора становится очевидно, что любимый колокол главного звонаря именно «Лебедь».
Исследовать древний благовестник приезжал звонарь из Свято-Данилова монастыря отец Роман. Он-то, замерив «Лебедя», и сделал открытие: колокол бракованный. Видимо, из-за того, что землю во время заливки плохо утрамбовали в яме, получилась разная толщина стен, из-за этого трудно поймать ноту, которую дает «Лебедь». В этом его необычность, сила и красота.
Своя история есть не только у больших колоколов, но и у безымянных. Отец Антоний показывает на три сравнительно небольших колокола.
Когда звонят в «Царя»
Большая часть сегодняшних лаврских колоколов отлита уже в XXI веке, в 2002-2003 годах. Это 27-тонный «Первенец», 35-тонный «Благовестник», который, по мнению главного звонаря Лавры, получился самым красивым из новых колоколов, и 72-тонный «Царь-колокол», ставший самым большим действующим колоколом в православном мире. Для того, чтобы звонить в «Царя», необходимо 6-8 человек, его язык весит две тонны!
Сразу во все колокола в Троице-Сергиевой Лавре звонят редко, только по большим праздникам.
Особые случаи – это визит Патриарха или президента. Специального звона для таких гостей, оказывается, нет, и Лавра встречает их традиционным торжественным звоном с обязательным задействованием самого большого православного колокола – «Царя».
Помимо колоколов на колокольне, в Троице-Сергиевой Лавре есть еще одна звонница – на старой Духовской церкви. Здесь висят 20 колоколов.
«В 60-х годах архитектор Виктор Балдин раскрыл кровли Духовской церкви и повесил туда колокола, самый большой из которых весит 104 пуда. В них не звонят, потому что на звонницу можно подняться только по лестнице, которой сейчас нет. В перспективе, надеюсь, будем туда подниматься и звонить» говорит игумен Антоний.
Виктория Шатурная
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры
Колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры
Большая Лаврская Колокольня в описаниях Горского А. В.
Историк наш С. М. Соловьев говорит, что строитель колокольни в Троицкой Лавре [4]
Х[4] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее. Архитектор Князь Ухтомский (Истор. России, т. XVI. стр. 342). Но здесь мы имеем основание доверять более И. М. Снегиреву, утверждающему, что колокольня сия начата строиться по воле Императрицы Анны Иоанновны и по плану Архитектора Графа Расстрелли. Строение ея продолжалось при Императрице Елисавете Петровне, под надзором Архитектора Ивана Мичуристр. 30на, который в конце 1747 г. отозван был в Киев, и оно остановилось. Здание сие окончено при Императрице Екатерине II Архитектором Князем Дмитрием Ухтомским, старанием Архимандрита Лавры Платона.
Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четыреугольнаго столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. В первом ярусе каждая сторона имеет 12 сажен с аршином, во втором семь сажен. Высота колокольни до купола 34 сажени с аршином; с куполом 41 сажень с аршином. В приличных местах она украшена колоннами и вазами из белаго камня и увенчана медным, чрез огонь вызолоченным, куполом, устроенным в подобии огромной чаши, над которою возвышается пьедестал, а на нем яблоко и крест, видом своим напоминающий Императорскую державу. Под куполом на четырех сторонах здания утверждены большия чеканныя вызолоченныя чрез огонь клейма, вышиною и шириною каждое около трех сажен, каждое с Императорским вензелевым именем и короною. На купол употреблено железа 545 пуд; меди 278 пуд; золота на позолоту 34 фун. и 78 золот.; все устройство купола стоило до сорока тысяч рублей.
Панорама Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г.
Примечательнейшие на сей колокольне колокола суть следующие:
Всех колоколов на колокольне около 40; во всех веса до 8. 600 пудов.
В 1784 году устроены на колокольне большие боевые часы
01 Куранты и бой часов – 0:55
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/01.Куранты-и-бой-часов.mp3
02 Праздничный благовест – 1:40
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/02.Праздничный-Благовест.mp3
03 Праздничный трезвон – 5:15
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/03.Праздничный-Трезвон.mp3
04 Трезвон – 2:35
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/04.Трезвон.mp3
05 Звон Великой Субботы – 5:50
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/05.Звон-Великой-Субботы.mp3
06 Звон Пасхальной ночи – 6:54
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/06.Звон-Пасхальной-ночи.mp3
07 Куранты и бой часов – 1:07
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/07.Куранты-и-бой-часов.mp3
08 Красный звон – 4:27
http://qrsp.ru/wp-content/uploads/2013/10/08.Красный-звон.mp3
09 Перезвон – 12:15
Звонница Духовской церкви [1]
Х[1] Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный.
Читать далее.
Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.
Панорама храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь)
В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877). В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.).
Жанр: Колокольный звон/Church bells
Страна: Россия
Год издания: 2008
Аудиокодек: MP3
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 0:59:30