звуки для мозга низкой частоты
Инфразвук среди нас
К звуковому диапазону частот относят акустические колебания от 20 Гц до 20 кГц, которые воспринимаются человеческим ухом. Под шумом понимают беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков. По преимуществу преобладания акустической энергии в той или иной части спектра шум делят на низкочастотный (до 500 Гц), среднечастотный (от 500 до 1000 Гц) и высокочастотный (от 1000 до 8000 Гц).
Однако, человеческое ухо не воспринимает инфразвуки. Это звуковые волны, которые возбуждают тела, совершающие меньше 16 колебаний в секунду. В природе источником таких звуков могут быть движения воздушных масс, колебания воды в большом водоеме, биение сердца или другое медленно вибрирующее тело. Подает свой «голос» промышленность и транспорт. Но иногда привычный хор нарушается катаклизмами. Дело в том, что бури, цунами, землетрясения, ураганы, подводные и подземные взрывы, пожары, тоже генерируют инфразвук.
Длина инфразвуковой волны весьма велика (на частоте 3,5 герца она равна 100 метрам), проникновение ее в ткани тела также велико; фигурально говоря, человек слышит инфразвук всем телом. Какие же неприятности может причинить проникший в тело инфразвук? Более сотни лет человечество усиленно изучает свой слуховой орган, занимающий лишь ничтожную часть поверхности тела, и все еще нельзя считать процесс слухового восприятия полностью изученным.
Инфразвуковые частоты от 0,1–10 Гц являются резонансными для внутренних органов человека и могут вызывать боли в желудке, кишечнике, в сердце, суставах. Частоты от 10 Гц до 30 Гц вызывают целый комплекс различных заболеваний. Добавим сюда частоты 64–75 Гц, совпадающие с частотой пульса. Совпадение частот может привести к возникновению резонанса:
20-30 Гц (резонанс головы);
40-100 Гц (резонанс глаз);
0,5-13 Гц (резонанс вестибулярного аппарата);
4-6 Гц (резонанс сердца);
2-3 Гц (резонанс желудка);
2-4 Гц (резонанс кишечника);
6-8 Гц (резонанс почек);
2-5 Гц (резонанс рук).
Ритмы, характерные для большинства систем организма человека, лежат в инфразвуковом диапазоне:
сокращения сердца 1-2 Гц
дельта-ритм мозга (состояние сна) 0,5-3,5 Гц
альфа-ритм мозга (состояние покоя) 8-13 Гц
бета-ритм мозга (умственная работа) 14-35 Гц
Выделяют инфразвуки природного и промышленного происхождения. К природным источникам относят ураганы, штормы, цунами, землетрясения, извержения вылканов, крупные водопады, сильные грозы. В эту группу включен ветер, возникающий между высотными зданиями, а также хлопающие двери. Промышленными (техногенными) причинами инфразуковых колебаний являются движущийся автомобильный транспорт, сельскохозяйственные тракторы, самолеты, вибростолы, промышленные установки аэродинамического и ударного действия, вентиляционные системы промышленных зданий.
Во время сильных порывов ветра уровень инфразвуковых колебаний (частота 0,1 Гц) достигает на верхних этажах высотных зданий 140 децибел, то есть даже несколько превышает порог болевого ощущения уха в диапазоне слышимых частот.
Воздействие шума с низкочастотной и инфразвуковой составляющей на работников в промышленном производстве или на транспорте (автомобильном, авиационном, морском и речном) сопровождается увеличением общей заболеваемости и увеличением числа болезней, характерных для действия шума и инфразвука. Это указывает на суммирование неблагоприятных эффектов при сочетанном влиянии шума и инфразвука. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов слуха, дыхания, кровообращения, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, нервной системы, а ведущее место среди них занимают нейросенсорная тугоухость и артериальная гипертензия. При наличии на рабочих местах одновременно шума и инфразвука условия труда должны оцениваться на одну ступень выше.
При выборе средств и способов защиты от низкочастотного шума и инфразвука необходимо иметь в виду, что специализированных средств защиты от инфразвука нет; в производственных условиях инфразвук часто сочетается с интенсивным шумом; большинство средств индивидуальной защиты, предназначенных для защиты органа слуха, малоэффективны на частотах ниже 500 Гц (ослабление звука не превышает 15 дБ).
При воздействии инфразвука с уровнями, превышающими ПДУ, и интенсивного шума необходимо обеспечить защиту не только органа слуха, но и центральной и вегетативной нервных систем, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Разработаны промышленные образцы наушников и экспериментальные образцы противошумных шлемов и жилетов, существенно снижающих уровень акустической энергии в низкочастотном и инфразвуковом диапазонах.
Важная роль в обеспечении защиты от низкочастотных шумов и инфразвука на рабочих местах принадлежит мероприятиям по оптимизации условий профессиональной деятельности — применению коллективных средств защиты, снижению продолжительности пребывания в зоне шума, чередованию периодов работы и отдыха.
Большое значение для понимания процессов образования инфразвука на производстве, разработки мероприятий по доведению его уровней до гигиенического норматива, обоснованию способов индивидуальной и коллективной защиты, выбору средств индивидуальной защиты имеет производственный контроль условий труда за факторами рабочей среды.
Для защиты населения от низких инфразвуковых частот звукоизоляция крайне неэффективна — требуются очень толстые и массивные звукоизолирующие перегородки. Также неэффективны звукопоглощение и акустическая обработка помещений. Поэтому основным способом борьбы с инфразвуком является уменьшение шума в источнике, по пути распространения, в ограниченном пространстве.
Понижение уровня инфразвука в источнике предполагает уменьшение колебаний вибрирующего объекта, возмущающих сил. Понижение уровня инфразвука по пути распространения достигается применением реактивных глушителей. Понижение уровня инфразвука в ограниченном пространстве осуществляется увеличением жесткости ограждений.
Нормативный общий уровень звукового давления инфразвука на территории жилой застройки 75 дБ лин., в жилых и общественных помещениях – 90 дБ лин. (СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки»), уровни инфразвука на рабочих местах не должны превышать 95-100 дБ лин. (СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»).
2. Ихлов Б.Л. Инфразвук, микроволны и профилактика заболеваний // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2
3. Нехорошев А.С.// Санитарно-эпидемиологический надзор за источниками инфразвука и эффективностью мероприятий по профилактике его воздействия на организм работающих. – ГОУВПО Санкт-Петербургская ГМА им.И.И.Мечникова ФАЗСР.
4. СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки»
5. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»
Можно ли хакнуть мозг с помощью звука
Бинауральные ритмы, вполне возможно, могут влиять на мозговые волны. И магии в этом на самом деле меньше, чем может показаться.
Что, если я скажу вам, что есть способ улучшить концентрацию и внимательность, облегчить боль, уменьшить тревожность, помочь в медитации и повысить качество сна ночью? И всё это — бесплатно и практически без побочных эффектов. Слишком хорошо, чтобы быть правдой, скажете? Но именно такие свойства приписывают «волшебным» бинауральным ритмам.
Бинауральные ритмы — это, по сути, слуховая иллюзия, которая возникает, если прослушивать звуковые сигналы двух близких частот, каждый из которых подается только в одно ухо («бинауральный» означает «относящийся к обоим ушам»). Мозг пытается совместить эти два звука, и в результате вы слышите третий звук на частоте, которая представляет собой разницу между первыми двумя (эта иллюзия создается в стволе мозга). Например, если в правое ухо подать звуковой сигнал частоты 400 Гц, а в левое — 410 Гц, то вы будете ощущать биение на частоте 10 Гц — это и есть бинауральный ритм. (Примеры можно послушать здесь.)
И вот тут начинается «волшебство»: деятельность мозга подстраивается под частоту бинаурального ритма. В приведенном выше примере мозг начинает «работать» на частоте 10 Гц. Такое процесс называется «навязыванием» частоты мозговых волн и представляет собой один из способов, которым пытаются «взломать» мозг, чтобы достичь желаемого психического состояния.
Переведено в Alconost
Мигель Гарсиа-Аргибай — ученый из шведского университета Эребру, в сферу интересов которого входят бинауральные ритмы, рассказывает:
«Привлекательность бинауральных ритмов заключается в том, что, в теории, небольшая разница в частотах двух сигналов заставляет мозг работать на желаемой частоте».
Цель этого воздействия в том, чтобы заставить клетки мозга работать на частоте, соответствующей желаемому психическому состоянию.
В основе работы мозга лежит передача электрических сигналов, и в зависимости от вида мозговой деятельности нейроны передают сигналы с разной частотой. Определенные частоты мозговых волн (обычно они измеряются с помощью электроэнцефалограммы — ЭЭГ) связаны с различными когнитивными и эмоциональными состояниями.
В теории это звучит великолепно, но вопрос о том, насколько эффективны бинауральные ритмы в изменении частоты мозговых волн и действительно ли это влияет на настроение и мыслительные процессы, всё еще остается предметом дискуссий.
Разработчик в области машинного обучения Гектор Перес, который исследовал бинауральные ритмы, учась в Университете Макгилла (Канада), говорит, что исследования, утверждавшие, что бинауральные ритмы улучшают мыслительные способности, были очень невыразительными: «Не было ясно, оказывали ли бинауральные ритмы вообще какое-либо влияние».
Исследования бинауральных ритмов дают противоречивые результаты. В недавнем метаанализе Гарсиа-Аргибай сравнил 22 работы по этому феномену и сделал вывод, что тета-частоты действительно могут снижать уровень тревожности, а гамма-частоты — повышать продуктивность при работе над задачами, требующими внимательности. Однако влияние бинауральных ритмов на память было не столь убедительным: в некоторых исследованиях у испытуемых после воздействия бета-, альфа- и тета- частот улучшались результаты при выполнении задач на запоминание, а в других наоборот — сообщалось об ухудшении результатов при использовании этих бинауральных частот.
Также не совсем ясно, могут ли бинауральные ритмы вообще изменять частоту мозговых волн. В одном особенно примечательном исследовании было показано, что бинауральные ритмы ни одной из пяти частот никак не повлияли на ЭЭГ. Однако в другом исследовании при измерении ЭЭГ внутри черепа у пациентов, которые проходили операцию на головном мозге, в ответ на четыре из этих частот изменения в активности головного мозга все-таки наблюдались. В еще одном исследовании показали навязывание тета-ритмов в нескольких областях мозга после 10 минут воздействия бинаурального ритма соответствующей частоты.
Гарсиа-Аргибай поясняет, что одной из причин этих расхождений является то, что общепринятого протокола по изучению бинауральных ритмов пока что нет, поэтому в этих экспериментах использовались разные подходы: различались частота ритмов, громкость, длительность, наличие фоновой музыки, момент, в который воспроизводилась запись (до или во время выполнения задачи). Согласно метаанализу, лучшие результаты получаются, если частоты воспроизводятся сами по себе (без фоновой музыки или белого шума) в течение не менее 10 минут перед выполнением задания.
В этой истории есть интересный поворот: оказывается, бинауральные ритмы — не единственный слуховой стимул, который может навязывать мозговым волнам нужную частоту. В исследовании Переса, опубликованном в прошлом месяце в журнале eNeuro, было показано, что не только бинауральные ритмы дают эффект «навязывания»: того же можно добиться монофоническими ритмами — пульсирующим звуком, который подается в оба уха с одинаковой частотой. Причем монофонический ритм оказывал даже большее влияние на мозговые волны — однако никак не менял ни настроение, ни психическое состояние.
Перес говорит, что во влиянии бинауральных ритмов на мозг, похоже, нет ничего уникального, и ученым в области слуховой когнитивной нейробиологии давно известно, что даже простой ритмический звук (например, хлопки), будет навязывать мозгу определенную частоту: «Любой ритмический звук будет заставлять мозг подстраиваться к своей частоте. С чего бы людям терять голову из-за такого обыденного явления?»
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов. А в нашем сервисе Nitro можно заказать перевод текста онлайн.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Неинвазивные методы стимуляции слуха и воздействия на работу мозга
Описание:
В статье анализируются публикации, касающиеся методов, которые в последнее время возбуждают интерес родителей детей с синдромом Дауна. Эти методы рассматриваются с точки зрения механизмов их воздействия, эффективности и безопасности. Отмечается недостаточная научная проработка вопросов, связанных с последствиями обсуждаемых процедур. Отечественные и зарубежные специалисты призывают родителей быть крайне осторожными, когда они решают, подвергать ли детей этим процедурам.
Источник:
Автор:
Правообладатель:
В последнее время среди родителей детей с синдромом Дауна наблюдается рост интереса к неинвазивным методам воздействия на определенные области головного мозга с целью улучшения различных показателей развития. Как это часто бывает, новые, подкрепленные мощной рекламой средства кажутся нам той «волшебной таблеткой», которая легко и быстро поможет справиться с трудностями и болезнями. Учитывая этот интерес, а также ряд свидетельств о негативных побочных эффектах, мы хотим рассмотреть неинвазивные методы с точки зрения механизмов, эффективности и безопасности их воздействия. При написании статьи мы постарались опираться только на надежные источники и непредвзятые мнения.
Метод Томатиса
Наиболее популярным стал метод нейросенсорной стимуляции слуха, и поэтому мы рассмотрим его первым и более подробно, чем остальные. Он назван именем своего создателя, доктора Альфреда Томатиса. Метод был предложен Томатисом в конце 1950-х — начале 1960-х годов и развивался по мере совершенствования главного его элемента, известного как «электронное ухо».
Слушать и слышать
По словам самого ученого, задача его метода — восстановить качественное слушание. В чем же разница между понятиями «слышать» и «слушать»? Если слышать — пассивный процесс, который происходит рефлекторно, то слушать — процесс активный, с непосредственным участием аналитических зон мозга. В числе прочего это способность выделять нужную информацию из массы услышанного [1]. Слушание объединяет в себе деятельность органов чувств и восприятие.
Немного о звуковых волнах, частотах и открытиях Томатиса
Известно, что человек способен слышать звук в частотном диапазоне от 16 до 20 000 Гц при передаче колебаний по воздуху и до 220 000 Гц при передаче звука по костям черепа. Звуковые волны в частотном диапазоне 300–4000 Гц соответствуют диапазону человеческого голоса.
Здесь уместно сделать небольшое отступление. Некоторые факты биографии Томатиса сыграли в его работе определенную роль. Отец Альфреда был оперным певцом, и темы пения, голоса и связанных с ними сложностей были его сыну близко знакомы. Одно время Томатис работал с певцами, в голосах которых не хватало частот того или иного диапазона. Он обнаружил, что «зоны молчания» в голосах этих певцов точно совпадают с «зонами молчания» на их аудиограммах. Как мы уже упомянули, доктор Томатис разработал аппарат «Электронное ухо», который способен манипулировать звуковыми частотами так, чтобы можно было подобрать характеристики звука к особенностям кривой порога слышимости[1] или наоборот. Он мог обеспечить усиление в области дефицитных частот, чтобы человек слышал так, как слышало бы идеальное ухо. Корректируя слух певца путем его тренировки, суть которой будет описана ниже, Томатис восстанавливал недостающие голосу частоты. Отметим важное утверждение ученого: «Голос может производить только то, что слышит ухо». А значит, ребенок, прежде чем научиться производить те или иные звуки, сначала должен их услышать. В тех случаях, когда человеку трудно расслышать частоты выше 2000 Гц, его голос бывает тусклым и невыразительным. Ему также трудно отличать друг от друга высокочастотные согласные звуки, такие как «с» и «з», «п» и «б», «т» и «д».
Еще одно теоретическое положение Альфреда Томатиса касается «подзарядки мозга» звуками высоких частот. Он показал, что именно такие звуки дают мозгу больший приток энергии. «Подзарядка мозга» осуществляется и высокими частотами собственного голоса человека. Наличие высоких частот в голосе более всего проявляется в его тембре. Звучание голоса определяется основным тоном и дополнительными звуками — обертонами. Чем больше обертонов, тем ярче и красочнее голос. В плохо артикулированном голосе, что характерно для многих детей с синдромом Дауна, обертонов мало, и его звучание снабжает мозг очень небольшой энергией. Это, по утверждению Томатиса, влияет и на мыслительные процессы, и на двигательные функции, отчего страдает осанка, умение сохранять равновесие, моторика и координация. Плохая осанка вредит дыханию, а оно играет очень большую роль в обеспечении хорошего качества речи и в общей живости ума [4]. Как видим, по Томатису все эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Тренировка уха по методу Томатиса
Почему и как нужно тренировать ухо? Подробно эти вопросы разбирает Пол Мэдол (Paul Madaule), директор Центра содействия умению слушать (Канада), в своей статье, посвященной применению метода Томатиса в работе с детьми с синдромом Дауна [7]. По его словам, среднее ухо благодаря работе своих мышц действует как радар, выборочно направляя слух в сторону интересующего нас звука, как и в случае звуков речи, которые мы хотим расслышать. Это активное вовлечение среднего уха — не только первый, но и весьма значимый шаг в процессе переработки слуховой информации. Степень и точность адаптации «слухового радара» во многом определяет качество экспрессивной речи. Внимательное наблюдение нервномышечных связей между средним ухом и голосовым аппаратом проливает свет на эти слухоголосовые связи и объясняет упомянутый выше «эффект Томатиса»: голос может производить только то, что слышит ухо.
В голосообразовании и производстве речи участвуют тройничный и лицевой нервы. Тройничный нерв иннервирует височные и жевательные мышцы, задействованные в процессе закрывания рта. Лицевой нерв иннервирует двубрюшную мышцу, которая участвует в открывании рта, а также в работе мышц губ, играющих существенную роль в артикуляции. Томатис обращает внимание на то, что тройничный нерв иннервирует также мышцу молоточка, напрягающую барабанную перепонку, а лицевой нерв — мышцу стремечка. Эти две мышцы находятся в среднем ухе, и они отвечают за регулирование его работы. Низкий мышечный тонус замедляет движения мышц среднего уха, и, как пишет Мэдол, именно этим, помимо анатомических особенностей, можно объяснить предрасположенность к ушным инфекциям, столь характерную для детей с синдромом Дауна. Эти проблемы, в свою очередь, приводят к дальнейшей дисфункции среднего уха, которая еще больше затрудняет слушание. Тренировка мышц среднего уха может повысить их тонус. Альфред Томатис более 25 лет работал с деть ми с синдромом Дауна в Париже. Подобную работу проводит и канадский Центр содействия умению слушать (The Listening Centre). Пол Мэдол, глава этого центра, утверждает, что результаты работы по методу Томатиса с детьми с синдромом Дауна в 70 % случаев можно назвать удовлетворительными.
Как Пол Мэдол определяет механизм воздействия метода Томатиса и качественные результаты его применения
Применение метода Томатиса позволяет физически упражнять мышцы среднего уха. Как это происходит? Звуки музыки претерпевают модификацию, проходя через «Электронное ухо». Это устройство предназначено для создания уникального перцептивного звукового контраста. Оно представляет собой усилитель с двумя каналами, каждый из которых имеет свою систему фильтров: один — для высоких частот, второй — для низких. Переключение с одного канала на другой с помощью электронного вентиля обеспечивает резкий переход от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые, напротив, требуют от него особенного усилия, что приводит к сокращению и расслаблению мышц. Возвратнопоступательное движение действует как любое хорошее физическое упражнение. Оно повышает уровень активности и живости слуха ребенка, делая его более настроенным на внешние стимулы и более отзывчивым по отношению к ним. Упражнение также улучшает мышечный контроль, осанку и соматогнозис[2].
В рамках программы ребенка также побуждают повторять перед микрофоном слова и предложения, которые он слышит. Его голос, проходя через «Электронное ухо», обрабатывается и модифицируется и по цепи обратной связи через наушники поступает к его ушам. Он слушает себя, и это способствует более точному контролю голосообразования, артикуляции, интонации и ритма.
Метод Томатиса, как уже было сказано, позволяет снабжать ухо и мозг «заряжающими звуками». Это происходит путем передачи через наушники модифицированной скрипичной музыки Моцарта, из которой «Электронное ухо» отфильтровывает низкие и средние частоты и уплотняет диапазон высоких частот.
О других результатах воздействия метода Томатиса на людей с синдромом Дауна Мэдол сообщает следующее: чаще всего у них наблюдается быстрое улучшение способности закрывать рот, и тогда язык перестает высовываться, слюнотечение останавливается. Артикуляция становится более четкой, а речь — более разборчивой. Улучшаются способность конструировать фразы и предложения, координация, чувство времени и пространства.
В центре, руководимом Полом Мэдолом, как и в большинстве других подобных организаций, действующих в разных странах, применяется одна из наиболее известных в настоящее время программ — The Listening Program (TLP). Разработчиком и производителем всей необходимой для ее реализации электронной аппаратуры является компания Advanced Brain Technologies (ABT). Эта программа и ее варианты применяются в работе с детьми и взрослыми, имеющими самые разные проблемы. Следует заметить, однако, что о широком распространении научно-практических центров, подобных организации, руководимой Мэдолом, в настоящее время говорить не приходится. Но ученые и специалисты, заинтересованные в использовании The Listening Program, предпринимают попытки оценить ее действенность. Спектр показателей, на которые нацелены их исследования, широк и разнообразен. Поэтому имеет смысл обратиться к исследованиям эффективности метода Томатиса, тщательно отобранным и проанализированным американскими учеными Садако Варгас (Sadako Vargas) и Джеем Р. Лакером (Jay R. Lucker) [9].
Обобщенные количественные результаты исследований эффективности The Listening Program
Целью анализа Варгас и Лакера было выявление результатов воздействия метода Томатиса, которые они определяют величиной эффекта, и представление собственных соображений относительно будущих исследований.
При отборе исследований для своего анализа авторы статьи обратили внимание на следующие немаловажные обстоятельства:
Всего Варгас и Лакер рассмотрели 9 исследований, в которых принимали участие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, трудностями в учебе, СДВГ, синдромом Ретта, апраксией, ДЦП, артритом и инсультом. Авторами подвергшихся анализу работ были специалисты, работающие в разных областях, и нацелены они были на оценку разных показателей[3].
Все 9 исследований дали положительные результаты. Варгас и Лакер указывают, что среднее значение величины эффекта[4] по всем исследованиям составило 0,41. Общий разброс ее значений — от 0,23 до 1,28. В двух случаях эта величина оказалась значительно выше, чем в остальных. В одном из них (1,19) участниками были дети с аутизмом. Анализировалось улучшение переработки слуховой информации. В другом исследовании (1,28) участвовали дети, плохо успевающие в школе, и здесь авторы оценивали улучшение академической успеваемости.
Варгас и Лакер указывают на необходимость проведения дальнейших хорошо спланированных, контролируемых научных работ, использующих методы двойного слепого исследования и контрольные группы.
Побочные действия и осложнения
Нам необходимо коснуться очень важной темы — темы безопасности. Приведем наблюдения невролога, руководителя Клиники лечения ДЦП и ЗПРР Е. А. Мельниковой (г. Москва). В этом медицинском центре освоен и не первый год используется метод Томатиса. Мельникова считает своим долгом предупредить потенциальных клиентов:
«Если неправильно подобрать программу, то обязательно будут осложнения: психомоторное возбуждение, агрессия или аутоагрессия. Причем они могут возникнуть в середине курса. Кроме того (но реже) бывает головокружение, ночной энурез и каломазание. Очень осторожно нужно подходить к прослушиванию предлагаемых треков детям с эпилепсией и наличием судорожной готовности. При неправильном выборе музыкальных треков возможно появление или учащение приступов. В Европе перед курсом ребенок обязательно проходит тестирование у нейропсихолога. Хочется предостеречь родителей от шарлатанов и “аляТоматисов”. Если используются старые, иногда списанные приборы (а не дорогостоящее специальное оборудование), то ваши дети не будут застрахованы от осложнений и никогда не получат нужного лечебного эффекта» [1].
Несколько слов в заключение
Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты механизма воздействия метода Томатиса на работу уха и областей мозга, отвечающих за различные функции. Эффективность метода, как следует из рассмотренных источников, подлежит дальнейшему, более тщательному исследованию независимыми учеными, не связанными с единственной на сегодня крупной компанией — производителем программ нейросенсорной стимуляции слуха. Безопасность его также остается под вопросом.
Самый важный вывод, который можно сделать в отношении безопасности таких программ, — это повышенная вероятность появления судорожных приступов во время терапии, ведь известно, что от 5 до 10 % людей с синдромом Дауна страдают эпилепсией. А это значит, что необходимо проявлять максимум осторожности при решении вопроса, обращаться ли в соответствующее учреждение для прохождения программы стимуляции слуха по методу Томатиса.
Транскраниальная микрополяризация и биологическая обратная связь
Помимо метода нейросенсорной стимуляции слуха, в мировой практике применяются и другие методы нейротерапии, в том числе транскраниальная микрополяризация и биологическая обратная связь. Коротко рассмотрим каждую из них с точки зрения их применимости и безопасности по отношению к людям с синдромом Дауна.
Транскраниальная микрополяризация
Это сравнительно молодая терапия. В своей современной форме она была впервые описана на пороге нынешнего тысячелетия. В США и Западной Европе этот метод используется довольно активно, хотя пока не является официально одобренным и имеет статус экспериментального.
В чем его суть? Транскраниальная микрополяризация — это воздействие слабым постоянным электрическим током величиной 1–2 мА на клетки коры головного мозга. Использующаяся для этого аппаратура может иметь два или более электродов. Электроды прикрепляются к коже головы в местах, которые определяются зоной, подлежащей воз действию. Анодная стимуляция оказывает возбуждающее действие на соответствующую зону коры головного мозга, а катодная стимуляция, при которой ток течет в противоположном направлении, — тормозящее действие.
Транскраниальная микрополяризация применяется при лечении пациентов, перенесших инсульт, с целью восстановления определенных двигательных функций, а при воздействии на речевую зону — для улучшения речи. Она используется также в работе с больными, страдающими такими психическими заболеваниями, как депрессия, маниакально депрессивный психоз, шизофрения, обсессивнокомпульсивное расстройство. Большинство исследований эффективности этого метода проводилось при участии взрослых людей. Тем не менее есть свидетельства эффективности транскраниальной микрополяризации в случаях работы с детьми с ДЦП, СДВГ или с поведенческими проблемами. Материалов, посвященных использованию этого метода по отношению к детям с синдромом Дауна, почти нет, может быть, за небольшим исключением. Одно из таких исключений — протокол проведения кинезиотерапевтических занятий по развитию умения тянуться к предмету и хватать его, опубликованный группой бразильских ученых. Он предусматривает применение транскраниальной микрополяризации наряду с педагогическими методами, использующими виртуальную реальность [6]. Авторы этого тщательно спланированного протокола уделяют внимание и вопросам безопасности. Они указывают, что в конце каждой сессии с помощью опросников для детей и в начале каждой следующей сессии путем опроса родителей должны оцениваться возможные побочные эффекты. К ним авторы относят появление головной боли, ощущение ожога, покраснение кожи в местах прикрепления электродов, бессонницу, трудности с концентрацией внимания и колебания настроения.
Отметим еще одну публикацию, целиком посвященную вопросам безопасности этого метода.
Японские ученые Х. Мацумото (H. Matsumoto) и Ё. Угава (Yo. Ugawa) в 2017 году опубликовали обзор литературы, касающейся безопасности использования транскраниаль ной микрополяризации [8]. Одна из их целей — предоставить полезную информацию разработчикам руководства по безопасности применения этого метода. В настоящее время такого руководства нет. Согласно проанализированным авторами источникам, большинство негативных побочных эффектов обычно выражены слабо и исчезают вскоре после стимуляции. Однако некоторые из них бывают довольно устойчивыми и дают о себе знать и позже. Чаще всего это кожное поражение наподобие ожога. У пациентов, страдающих депрессией, может развиваться мания или более легкая ее форма — гипомания. Мацумото и Угава упоминают также публикацию, в которой говорится о случае эпилептического припадка у четырехлетнего ребенка после обсуждаемой процедуры [5]. Что касается противопоказаний к использованию обсуждаемого метода, то к ним относятся, в частности, врожденные проблемы с сердечно-сосудистой системой, параллельный прием сильнодействующих психотропных препаратов и процедуры типа иглоукалывания и мышечной электростимуляции.
Приведем также мнение отечественного врача невролога, директора по внедрению новых технологий группы неврологических клиник «Прогноз» И. О. Ефимова из СанктПетербурга о негативных моментах, которые нередко подстерегают пациентов. Отмечая важность точного индивидуального подбора протокола, педантичного следования ему и использования качественной аппаратуры, он говорит: «К сожалению, во многих медицинских центрах проблемы и с тем, и с другим. Прибор стоит 100 000 рублей (а качественный — не менее 10 000 долларов, но к этому мало кто стремится). При этом протоколы лечения используют стандартные, из методички. Как правило, берут оттуда первые два и ставят всем пациентам без разбора. И, казалось бы, при минимальных затратах стоимость терапии для пациентов должна быть невысокой, но с родителей берут огромные деньги — по дветри, а то и четыре и более тысяч за 15минутный сеанс» (цит. по [3]).
Биологическая обратная связь
Еще один метод нейротерапии — использование биологической обратной связи (БОС). Этот метод лечения и реабилитации основан на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма. Он применяется при лечении как психологических проблем и психических заболеваний (хронического стресса, депрессии, тревожных расстройств, нарушения сна, фобий, неврозов, синдрома хронической усталости), так и психосоматических явлений (головных болей, гипертонии, бронхиальной астмы, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нарушений мышечной регуляции и др.). Оборудование для БОСтерапии — это аппарат с сенсорными датчиками и программное обеспечение. Датчики регистрируют частоту пульса и дыхания, мозговые сигналы и биоэлектрическую активность мышц. Информация о работе сердечнососудистой, двигательной, центральной и вегетативной нервной системы в нормальном состоянии и при имеющихся отклонениях поступает в реальном времени. Полученные сигналы отправляются в преобразователь, который в доступной форме — в виде изображения или звука — выводит их на монитор. Образуется так называемое физиологическое зеркало, позволяющее пациенту управлять некоторыми функциями организма. Человек видит и слышит, как действует его организм, и при помощи специальных приемов волевыми усилиями, сознательно корректирует работу собственного тела.
К противопоказаниям специалисты относят:
Использование этого метода применительно к детям с синдромом Дауна в литературе не отмечено.
Из проведенного анализа публикаций следует, что, поскольку речь идет о методах, оказывающих воздействие на головной мозг, их использование должно осуществляться только в сертифицированных, лицензированных для данного вида деятельности клиниках сертифицированными специалистами на сертифицированной аппаратуре. Воздействие на головной мозг по силе, последствиям и необратимости можно сравнить с оперативным вмешательством, поэтому, как и при принятии решения об операции, необходимо руко водствоваться здравым смыслом, научно обоснованными и подтвержденными данными.
Нам также представляется важным привести мнение одного из самых известных в мире специалистов по синдрому Дауна, директора научноисследовательских программ Международного фонда содействия образованию детей с синдромом Дауна профессора Сью Бакли. Она пишет:
«Я не располагаю убедительными доказательствами того, что перечисленные методы приносят пользу детям или взрослым с синдромом Дауна. Возможно, при соблюдении мер предосторожности метод нейросенсорной стимуляции слуха не наносит ощутимого вреда, но, на мой взгляд, это всетаки напрасная трата денег. Стимуляция методом транскраниальной микрополяризации развивающемуся мозгу потенциально вредна. Обычно этот метод используется для реабилитации больных, перенесших инсульт. Есть определенные свиде тельства того, что биологическая обратная связь способна помочь некоторым детям с СДВГ или аутизмом. Она может улучшить внимание и снизить гиперактивность, но я не видела исследований, в которых участвовали бы дети с синдромом Дауна, и я бы с большим сомнением отнеслась к возможности ее эффективного использования в этих случаях. Развитию ребенка с синдромом Дауна помогает обучение конкретным умениям, которые в силу известных причин даются ему с трудом. Так, если вы хотите улучшить внятность его речи, вы работаете над речью, если хотите усовершенствовать его язык, вы помогаете ему расширить словарный запас и освоить грамматический строй. Если вы стремитесь помочь ему лучше выполнять те или иные движения, вы отрабатываете эти движения. В целом научные исследования говорят нам, что наши дети учатся не поиному, а с задержкой. В каждой области развития они продвигаются вперед теми же путями, что и другие дети, только медленнее».
Литература
[1] Кривая порога слышимости — график зависимости интенсивности звука, способного создать слуховое ощущение, от частоты этого звука.
[2] Соматогнозис — восприятие человеком схемы своего тела как некоей целостности.
[3] Метод Томатиса предполагает глобальное воздействие на мозг — на те его области, которые управляют исполнительными функциями, речью, переработкой слуховой информации, социальной и эмоциональной регуляцией, снижением стресса, координацией движений и творческим самовыражением.
[4] Величина эффекта (англ. effect size) — показатель, характеризующий силу экспериментального воздействия, т. е. влияния независимой переменной на зависимую. Одним из способов оценки В. э. служит показатель d, который определяется как разность между двумя средними значениями (напр., для экспериментального и контрольного условий), деленная на общее стандартное отклонение. Примерные оценки: менее 0,2 — слабый эффект, ок. 0,5 — средний и более 0,8 — сильный эффект.