4 19 что значит граффити в туле
Граффити с секретом: в Туле на стене Паба «Зебитлз» появилось яркое изображение
Считав QR-код с рисунка, зритель может попасть в другую реальность
В Туле реализуют проект «ЭКСПЕДИЦИЯ ВОСХОД. ГОРОДА-ГЕРОИ». Сейчас в оружейной столице работает команда российских путешественников, музыкантов и художников, которые хотят сделать оружейную столицу ярче и интересней.
«Экспедиция Восход» путешествует по стране на старых советских «Волгах» ГАЗ-24. Маршрут команды проходит от Мурманска до Севастополя, через 9 Городов-Героев. Каждому городу будет посвящен 15-минутный видеоблог, серия фотографий и сторис.
Одним из подарков городу станет свое уникальное граффити.
Создатели проекта хотят показать Победу в лицах и отобразить ее в современном искусстве, жанре, понятном молодым людям.
Так, сегодня в Туле на стене Паба «Зебитлз»на улице Союзной 5а завершается работа по созданию граффити:
Изображение состоит из 2 частей:
1) Современной, которая будет изображена непосредственно на поверхности;
2) Исторической, с зарисовкой на тему Великой Отечественной войны, которая будет проявляться на экране гаджета пользователя после наведения на расположенный рядом с граффити QR-код. Это будет обратная сторона реальности, изображенная на «Современном» макете.
Новый объект будет интересен как жителям города, так и туристам: ведь сегодня во всем мире граффити становятся частью культурного ландшафта и привлекают к себе внимание местных жителей и гостей города.
Феномен Бэнкси и современное граффити: тулякам рассказали об уличном искусстве
22 мая в тульской «Октаве» стартовал проект «Арт в Октаве». Туляков и гостей города приглашают посетить лекции о современном искусстве для расширения кругозора, поиска единомышленников и своего места в творчестве. В субботу перед туляками выступила куратор Urban Art Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Сабина Чагина.
Творческий индустриальный кластер «Октава». Фото: МК в Туле
Эксперт рассказала слушателям о стрит-арте в контексте современного искусства и назвала самые продвинутые города с граффити. И это не Москва или Питер, как вы могли подумать.
Стрит-арт – это не только граффити
Уличное искусство – более широкое понятие, чем просто граффити (ударение ставится на второй слог), уточнила Сабина Чагина. Когда художник использует городское пространство для творчества, получаются не только надписи и картины на стенах и заборах, но и «городские интервенции», уличные перфомансы, «взлом рекламы», «искусство соучастия».
Граффити – это базовое понятие в уличном искусстве, но не исчерпывающее.
Мурал в Центральном переулке Тулы. Фото: МК в Туле
Наскальная живопись
Уличные художники отсчитывают историю своего творчества от наскальной живописи, поэтому граффити признано древним искусством.
Наскальные рисунки и надписи появились как способ коммуникации и остаются таковыми по настоящее время. То есть техники меняются, а социальный смысл неизменен.
Признания в любви – наиболее распространенное содержание надписей.
Нью-Йорк семидесятых – колыбель современного граффити
В 70-х годах XX века Нью- Йорк переживал глубокий социально-экономический упадок. В 1975 году город стоял на пороге банкротства, а федеральные власти не спешили помогать ему вылезти из финансовой ямы.
Производства переезжали из города в другие страны с более теплым климатом и дешевой рабочей силой. Респектабельные граждане выехали жить за город, а на центральных улицах господствовали бедняки и приезжие мигранты, стремящиеся в Нью-Йорк за пособием для безработных. Ради экономии бюджета, городские власти сократили службы, в том числе штат полицейских. Результатом стал расцвет преступности и наркоторговли. Банды молодых безработных нью-йоркцев начали общаться между собой посредством надписей на стенах и вагонах метро.
Расцветает популярность Taki 183 – известного в те годы граффитиста Нью-Йорка.
В 1990 году новый мэр города решил положить конец преступности и бороться с граффитистами. Поначалу, полицейские меры принесли противоположный эффект: задержанные художники знакомились в камерах и создавали более прочные группы.
Граффити помогали молодежи жить в криминальной среде. Следующий мэр Нью-Йорка продолжил борьбу с преступностью, даже на самом мелком уровне. Постепенно обстановка стабилизировалась и граффитистов перестали «кошмарить».
Феномен Бэнкси
Среди уличных художников появились знаменитые имена Жан Мишеля Боскиа, Кита Харинга, Диего Риверы, Альфаро Сикейроса, Бэнкси.
Бэнкси впервые применил и развил технику трафарета. Официально художник находится в розыске, но при этом его работы продаются на аукционах за миллионы фунтов, а граффити, подписанные Бэнкси, на городских стенах власти закрывают от уничтожения защитными экранами.
Творчество художника «заглянуло» однажды даже в Тулу. 5 марта 2019 года у нас открылась выставка, на которой экспонировались два неизвестных принта с подписью Бэнкси.
Фото принтов Бэнкси с выставки в Туле в 2019 году. Два не самых известных принта Бэнкси привезли в Тулу. Фото: МК в Туле
О выставке читайте подробнее здесь:
Мурал в Туле. Феномен Бэнкси и современное граффити: тулякам рассказали об уличном искусстве. Фото: МК в Туле
Российский путь
В 1918 году в большевистской России появился декрет «О демократизации искусства», авторами которого выступили Маяковский, Бурлюк и Каменский.
Улицы признавались полотнами, на которых можно высказываться любому желающему.
Улицы – это праздник искусства для всех, а не только для избранных.
По мнению Сабины Чагиной, в России идеальное место, где необходимы граффити и муралы – это спальные районы типовых многоэтажек, где глазу не за что зацепиться.
Мурал – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Российское уличное искусство имеет свои культурные коды, среди которых эксперт отметила глубокую работу с текстом. Среди известных российских граффитистов – Кирил Кто и Паша 183 (ныне погиб).
Города, где нужно изучать граффити
В России самые продвинутые в смысле граффити – это Нижний Новгород и Выкса (Новгородская область).
За рубежом самые крутые – город Лодзь в Польше, район Wynwood в Майами (США) и район Бруклин в Нью-Йорке (США).
Следующая лекция проекта «Арт в Октаве» состоится 29 мая на тему ключевых направлений современного искусства. Лектор – искусствовед Мария Мороз.
Подробную программу лекций смотрите здесь:
Читайте по теме уличного искусства в наших материалах:
Охота за тульскими граффити
При въезде в Тулу можно увидеть очень интересное граффити с ликом ПетраI на торце дома. Нам его заснять не удалось, но в душу запала мысль, что в городе есть еще уличные художества.
Найти граффити оказалось очень не просто. Мало того, что нет точных адресов, так еще и подходящих домов для граффити нет. В торцах зданий окна, это особенность домов этого района, а значит рисовать просто негде. Поэтому решили пойти по тем адресам, которые нашли в интернете.
Вот то немногое, что мы увидели. Кстати, считаю, что граффити заставляют гулять необычными туристическими маршрутами и увидеть жизнь города с другой стороны.
пр. Ленина, 84А. На обоих торцах здания есть граффити, но с проспекта их совсем не видно.
Справа видно кусочек спортивного комплекса Тульского Государственного Университета
А это на здании напротив Дворца Бракосочетания на пересечении проспекта Ленина и улицы Агеева. Очень сильный МЯЧ
Идем дальше и попадаем на территорию Likerka loft, бывшего ликеро-водочного завода. Это явно очень модное место, которое также не осталось не затронутым граффити
Парковка ТЦ украшена еще ярче
Рисунки встречаются в самых разных местах. Это стена ресторана Море Суши на пр.Ленина, 52Б
И уже совсем расслабившись и просто гуляя мы наткнулись на очень патриотичный граффити переход. Как ориентир первый подземный переход на пр.Ленина от площади того же Ленина
«И была брань крепкая, и сечя злая, и лилась кровь как вода. и не могли кони ступать по мертвым»
Это на стене около Тульской областной детской психоневрологическая больницы на улице Бундурина, 43
На следующий день обнаружили вот такое граффити-фото на самом верху многоэтажного кирпичного дома улица Лейтейзена, 9
Граффити Толстого есть еще на улице Фридриха Энгельса 24 на стене заброшенного здания, Голубь на Красноармейский пр-кт, д. 15 и вот уже дома нашла полезный для любителей поохотиться за граффити сайт https://lifeintula.ru/street-art/
А еще очень прикольнули небанальные названия разных магазинов:
Широты душевной Градус
Или Планета улыбается цветами
На проспекте Ленина наткнулись на целый свадебный район. В двух сталинках было около 10 свадебных салонов, а напротив Дворец бракосочетаний. Вот такая получилась прогулка.
Живопись на грани хулиганства
16 апреля 2021 07:22
Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ
Время, когда диалог с искусством велся с помощью бульдозеров, прошло, но каждая новая волна в живописи или дизайне вполне способна вызвать и возмущение, и желание запретить раздражающие и неясные способы самовыражения художника. Граффити — не исключение. И лучше всего об этом знают художники, работающие в этом жанре. По крайней мере, один из них.
Без эволюции нет жанра
Тремер, а для друзей — Трем, раскрашивает стену на «Искре». На такую работу уйдет пара дней с краской и готовым эскизом, но переменчивой погоды и работы на других точках дело затягивается. Парню двадцать пять лет, себя называет Холсту предпочитает стены, от которых, говорит, больше «профита» — эмоций и вдохновения. И не только.
Оставляя работы на общедоступном месте, автор получает ощутимый «фидбек» — критику и внимание. А внимание ценно для стайлеров, как называют себя уличные художники. В граффити важно, научившись подражать, развить новый стиль или подход — без этого не жди уважения.
— Если срисовывать, то кроме критики не получишь ничего,— поясняет Трем.— Тут можно легко обидеться и перестать красить, а можно, сделав выводы, прийти к новому стилю. Получить уважение сообщества.
Если смотреть на граффити как на субкультуру со своим сводом правил и широко известными в узких кругах авторитетами, то это точно не искусство. Так оно зарождалось в восьмидесятые годы в США в среде. Задача стайлера той поры — охватить как можно больше территории для банд или для самоутверждения в кругу единомышленников. Но со временем субкультура трансформировалась в творчество.
— Без эволюции нет жанра,— признаёт очевидное художник.
Игры начинающего вандала
У Тремера было время на развитие и самосовершенствование — увлечение граффити пришло к нему в девять лет. Тогда появилась компьютерная игра о стайлерах, и с ребятами из двора он впервые взялся за баллончик с краской.
— Тогда рисование на стенах казалось игрой и сильно увлекало,— вспоминает Трем.— С друзьями представляли себя художниками из игры. Так понравилось, что заболел этим навсегда.
Подростком он увидел работу во всю стену. Масштаб разжег его интерес. Тогда же выбрал никнейм — Tremor, только предпоследнюю букву пришлось заменить. И да, он уже не подражал героям игры, а брал пример с немецких и французских
Первыми его холстами были стены и заборы в деревне Алексинского района, откуда художник родом. С первых мазков он узнал, что такое негативные отзывы. И это ещё не самое неприятное. Местные поняли: растет вандал.
Не умеешь — не гадь на стенах
В деревне, где каждый плетень — частная собственность, не стоило ждать другой реакции. Но и в Туле, признаётся художник, ещё мало кто понимает такое искусство — нарваться на неприятности здесь легко. Питер и Москва куда спокойнее и вдумчивее относятся к граффити. В столице машина, усыпанная тэгами, считается стильной и вызывает интерес.
Тэг, кстати, ещё одно словечко на сленге — от английского «метка, ярлык» — обозначает имя стайлера, личную подпись. Тех, кто фокусируется на них, называют тэггеры. Одно и то же слово они напишут сотнями разных причудливых способов. Уважают их за виртуозность работы со шрифтами.
В этом жанре требуется умение, потому что без опыта и практики получится изуродованная стена. Трем четко разделяет вандализм и граффити:
— Нечего обгаживать стены в центре города, если ничего не умеешь и впервые банку взял в руки.
Сам он специализируется на изображении персонажей. С пятнадцати лет рисовал «баллончики с краской, которые вытворяют всякую дичь». Вдохновлялся мультипликацией.
— Понимал, что делаю отстой. Стал подражать французским и немецким авторам, чтобы двигаться дальше.
Наступил этап, когда практика привела к владению формой. Копирование осталось в прошлом — теперь любой образ, который зацепит автора, рискует оказаться на стене.
Срок для любителей острых ощущений
— статья — вандализм,— растолковывает мне собеседник.— А в некоторых случаях может и до ОПГ дойти, если поймают с группой. Были случаи, когда ребята отлетали в тюрягу. За поезда.
Стайлеры, которые ищут тихие железнодорожные депо, выбираются для этого в область, где меньше шансов попасться. Они оставляют на вагоне рисунок. Теперь цель — выяснить, где и когда появится поезд. На станции нужно записать видео с граффити на движущемся составе.
— Это для любителей острых ощущений, но и срок до трех лет колонии,— расставляет приоритеты Трем.
Судебная практика подтверждает: РЖД не прощает подобного малевания и твердо доводит дела до суда.
Не надо лишнего
Раньше Трем и сам нелегально «бомбил» стены города, но недавно переосмыслил задачу творчества. Нельзя бездумно писать на стенах что взбредет в голову. Работа должна сочетаться с местом, дополнять его или раскрывать с новой стороны. Не надо лишнего.
Важно продвигать эволюцию стиля. Для России, пусть здешняя и отстает от западной, как воздух нужны новые подходы и решения в оформлении городов. Наши города застроены кварталами серых безвкусных зданий. Сделать их привлекательнее — вызов нашего времени. На город за исключением нескольких центров без слез не взглянешь.
Цель художника и единомышленников — дать понять, что в Туле живут талантливые стайлеры, которые хотят делать город ярче. Сам Трем — часть команды дизайнеров, графиков и архитекторов. Это, тем не менее, не избавляет его ни от насмешек, ни от презрения. Во время нашего разговора мимо прошла женщина и нагрубила стайлеру, а заодно и мне неожиданно попеняла на «бедняцкий вид» сумки.
Почём творческая свобода
Не нравится Трему и когда прохожие норовят попробовать. Ведь не просит никто у сварщика лампу, а тут, значит, можно. Отношение как к баловству, а работа не из простых.
И уж точно не из дешевых. Стену (на фото) покрасить стоит 13 тысяч рублей. Речь об одной только краске, не считая ни других расходников, ни труда. Однажды Трем спустил 15 тысяч на работу, которая не удалась. Сложный шрифт выбрал.
— Вычтите из средней по Туле зарплаты в 20 тысяч жилье с едой, и останется только на пару баллончиков краски, каждый от 300 рублей. пойдет и на эти деньги пива выпьет,— приоткрывает художник тайны ценообразования.
Если не заниматься безрассудной мазней, а оттачивать навыки, граффити неизбежно превращается в ремесло. Совмещая приятное с полезным, в Туле можно получить несколько месячных зарплат за одну работу. Но это скорее в идеале — такие случаи всё еще редки. Трем убеждён: без поддержки со стороны заниматься серьезной работой невозможно. не перестанут, а вот о развитии говорить не придётся. Вместо работ, которые разнообразят городские фасады, получаем уродливые нагромождения тэгов.
Есть для него и ряд запрещенных тем. К примеру, не хочет рисовать «Львов Толстых». В Туле уже есть люди, которые этим занимаются, и стайлер отдает должное их технике и мастерству, но ниша занята и не отвечает эстетическим запросам.
— Фотореализм в граффити — это не моё,— заявляет Трем.— В городе не хватает работ в других стилях. Но чтобы красить так много, как мне этого хочется, надо обрести свободу. Мечтаю в один день не отдавать так много за краску и объяснить людям, что я умею работать с формой, что могу менять облик города, чтобы проходил человек мимо стены и думал: «Черт возьми! Нравится!».
Тульский художник закончил работу над 140-метровым граффити
На создание огромной надписи «Тула – арсенал и щит России» и рисунков, рассказывающих о нашем городе как об оружейной столице России, потребовалось ровно 20 дней.
22-летний уличный художник Дмитрий Языков начал рисовать граффити в начале июня. Это спецзаказ от машзавода и администрации Советского района. Рисунок – подарок тулякам ко Дню города.
Длина законченного граффити – 140 метров. Высота – около 3,5 метров.
В сумме на работу ушло 20 дней. Часто погода мешала, иногда приезжал всего на час, начинался дождь, и я уезжал. Использовал в рисунке девять оттенков.
Дмитрий или»Diaz» (команда «OTD») начал рисовать граффити в 2008 году. Но таких больших проектов у него ещё не было. Более-менее большие рисунки делал для ФК «Арсенал». Другая, уже известная тулякам большая работа Дмитрия, – картина на проспекте Ленина рядом с ФОЦ:
По словам художника, в работе ему пришлось столкнуться не только с капризами погоды.
«Сам «холст» мне дали очень сложный. Забор рифлёный, потому с разного ракурса оттенки и сам рисунок смотрится по-разному», – признаётся Дмитрий.
Всё граффити выполнено в черно-белой гамме. Для рисовки использовалось девять разных оттенков.
Сейчас закончено порядка 97% рисунка. Мне очень приятно, что получилось реализовать такую задумку. Есть моменты, которые нравятся, другие – нет. В целом свою работу оценил бы на «4», – рассказал граффитист.
Кстати, в скором времени туляки увидят новое граффити от Дмитрия «Diaz». Его новое творение появится в Криволучье на ТЦ «Демидовский». Эскиз рисунка выглядит так: