5 класс русский язык что такое синтаксис
5 класс русский язык что такое синтаксис
Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — составление) — раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах.
Что такое синтаксис?
Язык — основное средство общения людей. Язык тесно связан с мышлением и сознанием человека. Свои мысли, а затем и речь мы облекаем в слова и предложения. Знания об окружающем мире, которые люди приобретают в процессе трудовой, исследовательской деятельности закрепляются в языке — в словах и словосочетаниях, которые формируют предложение. Раздел языкознания, носящий название «синтаксис», занимается изучением словосочетаний и предложений, из которых строится наша речь.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, предложение с точки зрения его состава и строения. В ведении синтаксиса также находятся члены предложения, грамматическая основа предложения, виды простых предложений и сложных.
Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.
Видеоурок «Синтаксис и пунктуация»
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.
Памятка по синтаксису для 5 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Словосочетание(СС), простое предложение(ПП), сложное предложение(СП).
Именные С/С – это, когда главное слово выражено ИМЕНЕМ сущ., прилаг., числител., местоимением, а
Глагольные с/с : гл. слово выражено ГЛАГОЛОМ.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
О— Простое или сложное (по количеству грамматических основ).
С— По составу грамматической основы: двусоставные (есть и подлежащее и сказуемое, т. е. полная грамматическая основа), односоставные (есть или подлежащее, или только сказуемое, т. е. неполная грамматическая основа).
Разбор простого предложения.
В зимнем лесу смолкло пение птиц. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).
В зимнем лесу (прил. + сущ. – именное) ; смолкло в лесу (глаг. + сущ. –глагольное) ; пение птиц (сущ. + сущ. –именное).
Словосочетание(СС), простое предложение(ПП), сложное предложение(СП).
Именные С/С – это, когда главное слово выражено ИМЕНЕМ сущ., прилаг., числител., местоимением, а
Глагольные с/с : гл. слово выражено ГЛАГОЛОМ.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
О— Простое или сложное (по количеству грамматических основ).
С— По составу грамматической основы: двусоставные (есть и подлежащее и сказуемое, т. е. полная грамматическая основа), односоставные (есть или подлежащее, или только сказуемое, т. е. неполная грамматическая основа).
Разбор простого предложения.
В зимнем лесу смолкло пение птиц. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).
В зимнем лесу (прил. + сущ. – именное) ; смолкло в лесу (глаг. + сущ. –глагольное) ; пение птиц (сущ. + сущ. –именное).
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Синтаксис и пунктуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.
Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?
Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.
Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.
Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет.
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.
Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.
Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).
Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
Функции знаков в препинания
Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.
Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.
Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.
Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.
Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.
Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Единичный / множественный выбор
Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?
Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.
2. Выбор элемента из выпадающего списка
Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?
Варианты ответа: 5, 10, 7, 11
Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10
Конспект урока в 5 классе «Синтаксис как раздел грамматики»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока. Синтаксис как раздел грамматики
Цель урока: углубить и расширить знания обучающихся по синтаксису; находить и разбирать предложения; прививать интерес к истории русского языка.
Оборудование урока: ПК для показа слайдов, маркерная доска, учебное пособие, тетрадь.
Тип урока: комбинированный урок.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующий раздел языкознания. А как он называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.
2. Повторение в форме блиц-опроса (записывается первая буква слова- ответа): (2 мин.)
III. Переход к новому материалу. Создание проблемной ситуации. Изучение нового материала. (7 мин.)
— Что изучает синтаксис?
На магнитной доске через запятую написаны три слова: книга, стол, лежит.
— Давайте свяжем эти слова так, чтобы получилось предложение. (Книга лежит на столе). Верно.
— Подумайте, ответом на какой вопрос является это предложение? (Вопрос ГДЕ лежит книга).
— А теперь попробуйте переставить местами слова в предложении так, чтобы вопрос изменился. (На столе лежит ЧТО? книга).
— Теперь снова взгляните на математические примеры и на наши два предложения. Какой мы можем сделать вывод, исходя из этих примеров?
Примерный ответ: от порядка слов зависит смысл предложения.
— Что ж за раздел науки занимается изучением порядка слов, словосочетаний, предложений? Правильно, синтаксис.
— Попробуем сами дать определение этому разделу науки. (С одним учеником или при помощи нескольких даем определение понятию).
1.Запись нового определения.
Теперь мы можем с вами записать в справочники, что такое синтаксис и чем занимается этот раздел науки.
2. Наблюдение над языковым материалом: (3 мин.)
1 столбик 2 столбик
Иней, деревья, ветка, на, Серебристый иней сверкает на
серебристый, сверкать. ветках деревьев.
— Есть ли смысл в том, что записано в 1 столбике?
Во 2-ом – предложение, т.к. несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически).
— Перед нами предложение – одна из единиц, которая изучается ГДЕ? В синтаксисе.
3. Работа с предложением. (3 мин)
— Давайте докажем, что все слова в предложении связаны грамматически и по смыслу. Один ученик у доски, остальные записывают предложение в тетрадь и вместе с нами разбирают.
(Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения).
IV . «Дешифровщики-лингвисты». Познавательный материал. (5 мин.)
— А теперь предлагаю вам посмотреть на слайд. Вы видите здесь два текста. (Показать на слайде 2 два текста).
— Сравните древний текст и современный его вариант: что общего и чем они отличаются? Почему старославянский текст читать трудно?
— Какие слова узнали в старославянском тексте?
ТрубытрубятьвъНовѣгородѣ. СтоятьстязивъПутивлѣ. ИгорьждетъмилагобратаВсеволода.
Трубы трубят в Новгороде. Стоят стяги в Путивле. Игорь ждем милого брата Всеволода. («Слово о полку Игореве»).
Позже стали делить текст на слова, чтобы он легче читался.
V . Закрепление изученного материала. (3 мин.)
-Давайте, ребята, еще раз посмотрим на определение синтаксис. И проговорим его. (Один ученик проговаривает определение).
Учитель диктует слова вразброс и просит составить предложения:
На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. (Около леса на снегу мы увидели следы зайца).
Лес, стук, дятел, вечерний, в, раздаваться. (В вечернем лесу раздавался стук дятла).
Проверка выполненного задания.
Итак, повторим еще раз: как связываются слова в предложениях? (По смыслу и грамматически).
— Ребята, поставьте себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
— Что бы вам еще хотелось бы узнать по этой теме?
П. 24, выучить определение синтаксиса, упр. 120 (прокомментировать задание к упражнению).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.