к вопросу об основании бунырева монастыря

Бунырево

Бу́нырево — село в Алексинском районе Тульской области, расположенное в 6 км от Алексина и в 52 км от Тулы на берегах рек Вашана и Ока, основанное в 1623 году.

История

Дата основания

В книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской губернии» говорится: «Название же Бундырев монастырь удержалось за селом потому, что здесь ещё в первой четверти (1623) XVII столетия был мужской монастырь». 1)

Эта дата является официально самой ранней, но существуют предположения о ещё раннем основании монастыря и как следствие села. 2)

Этимология

«Село Бунырево лежит в 55-ти верстах от Тулы и в 5-ти от Алексина, в местности богатой лесом, в версте от р. Вашаны, притока Оки. Бунырево, иначе Бондарево, Болдерево и Бундырев монастырь, получило свое название от давняго занятия его жителей бондарством». П.И. Малицкий

Иными словами, нынешнее название села связано со словами «бондарь» и вариациями его произношения. «Бондарев» или «Болдырев» монастырь, «Болдырево», «Бу́лдырево», «Бу́ндырево», и, наконец, «Бу́нырево». Нужно сказать, что образование топонимов от преобладающего занятия жителей довольно распространено, например: Хамовники в Москве, Гончары в Новгороде и т.п. В дальнейшем исторически, лингвистически название изменилось на Бу́ндырево и Бу́нырево на сегодняшний день. Такая взаимозаменяемость в корне гласных букв «о» и «у» в русском языке нередка, самым известным из которых является «Русь» — «Россия», «Одуев» — «Одоев» и т.п.

Правильное ударение и произношение

В связи с тем, что сначала село имело название Бо́ндарево, от слова «бо́ндарь», сегодняшнее название села, Бунырево, следует произносить с ударением на первый слог — Бу́нырево, а не Бунырёво!

Давно в детстве от бабок в деревне я слышал, как село Бунырево они называли «Бу́ндрева». И ещё думал, вот «деревня», как перековеркали слово. А оказывается, всё-то они правильно говорили. Это мы «понаехали» и забыли всю историю.

Бундырев (Булдырев) монастырь

Предположительно монастырь основан в 1623 году. По разным данным назывался «Булдырев» или «Болдырев». Также упоминается как Благовещенский.

Что представлял собой монастырь красноречиво свидетельствует подробная опись монастырского имущества начала XVIII века:

«1701 г. июня 12 в Бундыреве монастыре церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы деревянная, а в церкви Божия милосердия икон местных: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы, Благовещения обложен серебром венцы и гривна серебряныя, Богоявления Господня обложен серебром венцы серебряные и позлащены, Пророка Илии обложен серебром венец и гривна серебряныя, Николая Чудотворца, двери царские писаны на золоте, пояс апостолов, пояс праздников, пояс пророков, пояс праотцев, в алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы венец и гривна серебряныя, на престоле святое евангелие и крест покрыто бархатом, евангелисты серебряные, крест обложен серебром и позлащен, на жертвеннике сосуды оловянные, чаша водоосвященная медная, в церкви две свещи поставныя восковыя большия да 2 деревянныя писаны красками, кадило медное, паникадило медное ж, евангелие на престоле без евангелистов. В монастыре другая церковь Вознесения Господня с трапезою, в церкви Божия милосердия, образ настоящего храма, образ Воскресения Христова, пояс апостолов, в алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы обложен серебром, венец и гривна серебряная и позлащены, на престоле святое евангелие евангелисты серебряные, престол покрыт кумачом, на жертвеннике сосуды оловянные, в алтаре кадило медное, в трапезе образ Пресвятой Богородицы, пояс апостолов, да и на колокольне 5 колоколов, весу 22 пуда, в монастыре 4 кельи, церкви и ограда и кельи все ветхо[…]за монастырем мельница на реке Вашане 3 жерновы оброку с неё по 50 руб. платят на Москве в архиерейском дому […] монастырь огорожен забором, мерою по св. воротам и по задней стене и по сторонам по 40 сажень, св. ворота деревянные створныя, на них деисус»

Судя по данному описанию, Бундырев монастырь с начала XVIII века был монастырем малолюдным и малозначительным: чуть более полутора гектаров территории, два деревянных храма, четыре кельи, четыре монаха, два попа, дькон и дьячек. Вот и вся братия. В то же время факт уплаты податей в архиерейский дом на Москву в размере 50 рублей говорит об его экономической состоятельности, которая обуславливалась, по всей видимости, принадлежащими ему значительными земельными угодьями. 3)

Однако продолжительная Северная война и реформы Петра Великого начала XVIII века подкосили монастырское хозяйство. А довершил его крушение указ Петра III 1761 года о секуляризации церковных и монастырских владений, после которого уже при императрице Екатерине II в 1764 году Бундырев монастырь наряду со многими ему подобными был окончательно упразднен. 4)

Однако с упразднением монастыря церковная жизнь в селе Буныреве не прекратилась, продолжал действовать приходской храм во имя Благовещения Божией Матери, переименованный в 1794 году в честь иконы Смоленской Божией Матери. Местное предание по этому поводу свидетельствует, что буныревская церковь была переименована после того, как хранившаяся в ней местночтимая икона Смоленской Божией Матери избавила жителей Алексина и близлежащих сел от моровой язвы, свирепствующей в конце XVIII века в соседних уездах Тульской губернии.

В связи с этим в Алексине в ХIХ веке существовал особый местный крестный ход под день десятой пятницы по Пасхе. В начале ХХ века настоятель городского Успенского собора протоиерей отец Григорий Алферьев писал по этому поводу: «с 1872 года ежегодно приносили в город чтимую икону Смоленской Божией Матери под день десятой пятницы для служения молебнов по домам прихожан, но в 1882 году этот обычай был остановлен и в этом году в день десятой пятницы 28 мая город постиг страшный пожар. Как на причину этого несчастья благочестивые указывали на нарушение обычая принимать в свои дома икону Божией Матери и обычай этот был возстановлен. В 1891 году снова был нарушен благочестивый обычай и опять в день десятой пятницы 27 июня в городе случился страшный пожар, прекратившийся с прибытием иконы Божией Матери. Такое вразумление не могло быть не понятым жителями города, и с тех пор ежегодно в означенный срок торжественно с крестным ходом приносится в город чтимая икона для служения молебнов по домам прихожан. Причем в день встречи ея по всему городу совершается крестный ход, в разных частях города служатся молебны. Настоятель городского Успенского собора протоиерей отец Григорий Алферьев»

В годы революционной смуты до 1934 года традиция крестного хода со Смоленской иконой Божией Матери продолжала каким-то чудом сохраняться, конечно, не в той степени торжественности. На фотографии 1934 года — небольшая группа верующих со священником Иоанном Луневым и чудотворный образ в тяжелой серебряной ризе, которую вскоре изымут по указу о конфискации церковных ценностей. Малый остаток православия в безумном мире среди озлобленных отошедших от Бога осатанелых людей. К этому времени практически все храмы Алексина были закрыты.

В 1938 году печальная участь постигла Буныревский храм. После его закрытия все иконы пошли на создание ульев на колхозной пасеке. Но чудотворный образ Смоленской Божией Матери уцелел и в настоящее время находится в городском Успенском соборе. Уже после завершения войны, Русская Православная Церковь за свою патриотическую позицию и деятельное участие в достижении победы, получила возможность открывать храмы и возобновлять богослужения.

В 1946 году после длительных проволочек при настойчивых требованиях верующих было получено разрешение на открытие православного храма в Алексине.

Административное деление

В состав поселения Бунырево входят 24 населённых пункта:

Источник

Выпуск №7, 2021

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Демидов А.В.

Ерошкин Е.А.

Тхамокова И. Х.

Упоров И.В., Тицкий И.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Андронычева А.С.

Олешкова А.М.

Полева Е.А.

Полякова О.И.

Санталов А.В.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Хлопов О.А.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Лешкова О.В.

Плетенева О.В.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Аделева О.П.

Акинина П.С.

Акинина П.С.

Бахвалова Л. Е.

Бочко М.М.

Nguyen Thi Như Quynh

Кондрашева Е. В.

Мельникова Л.А.

Мишин А.В.

Ройко О.В.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Теплых Н. В.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Гуляева Е.Л.

Лукьянова З. А.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Богданова Е.Н.

Жукова Н.А., Черкашин Р.Е.

Пилявец Ю. Г.

Упоров И.В.

Упоров И.В., Магомедов М.К.

Упоров И.В.

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-79466

Издается с 2016 года.

к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть фото к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть картинку к вопросу об основании бунырева монастыря. Картинка про к вопросу об основании бунырева монастыря. Фото к вопросу об основании бунырева монастыря

О журнале

к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть фото к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть картинку к вопросу об основании бунырева монастыря. Картинка про к вопросу об основании бунырева монастыря. Фото к вопросу об основании бунырева монастыря

к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть фото к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть картинку к вопросу об основании бунырева монастыря. Картинка про к вопросу об основании бунырева монастыря. Фото к вопросу об основании бунырева монастыря

к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть фото к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть картинку к вопросу об основании бунырева монастыря. Картинка про к вопросу об основании бунырева монастыря. Фото к вопросу об основании бунырева монастыря

к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть фото к вопросу об основании бунырева монастыря. Смотреть картинку к вопросу об основании бунырева монастыря. Картинка про к вопросу об основании бунырева монастыря. Фото к вопросу об основании бунырева монастыря
Статьи, опубликованные в журнале, доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

© 2016-2020. Гуманитарный научный вестник. Материалы, размещенные на сайте, охраняются Законом о защите авторских прав. Публикация любых материалов этого сайта запрещена без предварительного согласования с издательством. Авторские права на размещенные на сайте научные публикации принадлежат их авторам.

Источник

К вопросу об основании бунырева монастыря

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. 2-ой конкурс «Лучшая публикация по документам Государственного архива Тульской области» (далее – Конкурс) проводится Государственным учреждением «Государственный архив Тульской области» (ГУ ГАТО).
1.2. Конкурс имеет научно-исследовательскую и краеведческую направленность, способствует развитию интереса широких слоев общественности к изучению исторического прошлого Тульского региона по первоисточникам (архивным документам).

2. ЦЕЛЬ КОНКУРСА
Раскрытие значимости фондов ГУ ГАТО как монументального памятника культурно-исторического наследия тульского края, а также как неисчерпаемого ресурса для подготовки публикаций, многообразных по тематике и сюжетам.

3. ЗАДАЧИ КОНКУРСА
3.1. Повышение заинтересованности исследователей к использованию архивных документов ГУ ГАТО в различных целях.
3.2. Стимулирование авторов к научно-исследовательской и краеведческой работе с архивными документами, в т. ч. в режиме удаленного доступа, а также к развитию навыков работы с неопубликованными историческими источниками.
3.3. Представление широкой общественности талантливых авторов, как опытных, так и начинающих.
3.4. Распространение публикаций по истории тульского региона через электронные ресурсы ГУ ГАТО.
3.5. Поощрение авторов лучших публикаций, подготовленных по фондам ГУ ГАТО.

5. УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА
5.1. Учредителем Конкурса является Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области».
5.2. Руководство проведением Конкурса осуществляет директор ГУ ГАТО.
5.3. Проведение конкурса обеспечивает организационный комитет Конкурса (далее – Оргкомитет), который утверждается приказом директора ГУ ГАТО одновременно с утверждением настоящего Положения.
5.4. В задачи Оргкомитета входят следующие аспекты сопровождения Конкурса:
• методический (разработка Положения, критериев оценки конкурсных работ);
• информационный (своевременное оповещение участников, членов Жюри и широкой общественности о прохождении этапов Конкурса и его итогах, размещение информации в сети Интернет);
• организационный (подготовка проектов приказов директора о проведении Конкурса, регистрация заявок и конкурсных работ, формирование их общего реестра, проверка соответствия заявленных работ положениям Конкурса, выборочная проверка соответствия сносок архивным шифрам, проверка на антиплагиат, представление конкурсных работ Жюри для оценки, разработка формы и тиражирование оценочных листов);
• подведение итогов Конкурса (подсчет результатов голосования Жюри и общественности, оформление конкурсного протокола, оформление дипломов и сертификатов участия).
5.5. Связь с Оргкомитетом осуществляется:
• через сайт ГУ ГАТО;
• по эл.почте;
• по тел. (4872) 245-104, доб. 7802.

6. НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ КОНКУРСА
6.1. Конкурс проводится в следующих номинациях:
• «Архивная находка» – оценивается самостоятельное выявление по архивным документам и введение в научный оборот неизвестного ранее важного исторического факта, раскрывающего значение события, персоналии, особого исторического периода, освещение автором данного факта в контексте определенной сюжетной линии исторического процесса.
• «Архив неисчерпаем» – оценивается количественный показатель использованных автором архивных источников, в частности – число сносок, разнообразие и комплементарность источников для раскрытия рассматриваемой темы, дополненные авторским анализом и выстроенные в целостную сюжетную линию.
• «Источниковед» – оценивается умение автора выбрать для раскрытия темы наиболее репрезентативный исторический источник, отражение истории его происхождения и эволюции, эффективное использование его информационного потенциала (в т. ч. с применением компьютерных технологий), наличие критического анализа достоверности и полноты источника.
6.2. Участник Конкурса имеет право представить в одной номинации только одну опубликованную работу.
6.3. Участник Конкурса имеет право участвовать в нескольких (двух или трех) номинациях. Для каждой номинации подается отдельная заявка.
6.4. Представление одной и той же публикации автора в разных номинациях не допускается.
6.5. При подаче на Конкурс нескольких заявок участник может стать победителем только в одной из номинаций.
6.6. Победителям в каждой номинации присуждаются 1-е, 2-е и 3-е места.
6.7. Победители в каждой номинации награждаются дипломом конкурса и памятными подарками.
6.8. Научный руководитель (заявленный) публикации победителя Конкурса награждается Грамотой.
6.9. Все участники Конкурса получают электронный сертификат участия.

7. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
7.1. В Конкурсе могут принять участие авторы вне зависимости:
• от социального положения и возраста (школьники, студенты ВУЗов и ССУЗов, магистранты и аспиранты, трудящиеся, пенсионеры)
• профессиональной принадлежности, в т. ч. сотрудники архивов
• места жительства (Тульская область, другие субъекты Российской Федерации, другие страны).
7.2. К участию в Конкурсе допускаются публикации, имеющие не более одного автора.
7.3. Научный руководитель студенческой, магистерской или аспирантской публикации указывается, но не рассматривается в качестве соавтора.
7.4. Участники гарантируют уникальность и достоверность текстов публикаций, представленных на Конкурс, и несут ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц. При выявлении плагиата работа снимается с участия в Конкурсе.

9. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
9.1. Текст, представленный на конкурс, должен быть полностью идентичным опубликованному (указанному в библиографической сноске), автор не имеет права вносить правки.
9.2. В целях единообразия вида конкурсных работ при их представлении на сайте, автор самостоятельно осуществляет форматирование текста в соответствии со следующими показателями: 14-й кегль шрифта Times New Roman (для оформления ссылок – 10-й кегль), книжная ориентация, все поля 2 см, выравнивание по ширине страницы, одинарный междустрочный интервал и абзацный отступ 1,25 см.

10. ЖЮРИ КОНКУРСА
Состав Жюри Конкурса и его Председателя утверждает директор ГУ ГАТО.
10.2. Работа экспертного Жюри осуществляется в период с 19 по 23 марта 2021 года, подведение итогов конкурса – 24 марта 2021 года.
10.3. В обязанности Жюри входят:
• своевременность проведения оценки конкурсных работ и подведение итогов Конкурса
• соблюдение пунктов настоящего Положения
• объективность оценки конкурсных работ.
10.4. Член жюри не может быть участником конкурса.
10.5. Жюри имеет право рассматривать конкурсную работу участников в номинации, отличающейся от указанной самим участником, если она не соответствуют объявленным критериям.
10.6. Жюри оценивает конкурсные работы в соответствии с критериями балльно-рейтинговой системы (Приложение 3).
10.7. Участник может получить за одну конкурсную работу максимально 40 баллов, в т. ч. 10 баллов за критерии, общие для всех номинаций, и 30 баллов – за специальные критерии для различных номинаций.
10.8. Жюри имеет право перераспределять награды в номинациях, но без увеличения количества наград.
10.9. Общественное голосование проводится в соцсетях ГУ ГАТО.
10.10. При подведении итогов Жюри принимает во внимание итоги общественного голосования.
10.11. При получении двумя конкурсными работами одинакового балла их место определяет Жюри.
10.12. Конкурсантам не предоставляются рецензии на конкурсные работы и объяснения жюри относительно присужденного места.

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
Скачать заявку на участие в Конкурсе (файл в формате RTF 79,4 Kb)

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПУБЛИКАЦИИ
Скачать образец оформления публикации (файл в формате RTF 63,9 Kb)

Источник

Путеводительница крестного пути священника Петра Воскресенского

Буныревская святыня

Есть в Тульской области недалеко от Алексина живописное село Бунырево. Известное ныне среди жителей Подмосковья как курортная зона и популярное место отдыха и развлечений, славилось оно когда-то как святое. Здесь в богатой лесом местности в одной версте от притока Оки Вашаны еще в первой четверти XVII века был мужской Бундырев монастырь. При Екатерине II он был упразднен. Осталась от монастыря только каменная Благовещенская церковь, ставшая с тех пор приходской и переименованная в 1794 году в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Святыней храма была местночтимая чудотворная Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Почитание ее, обусловившее переименование церкви, было связано с избавлением жителей Алексина и близлежащих сел от моровой язвы, свирепствовавшей в конце XVIII столетия в соседних уездах Тульской губернии.

Ввиду многочисленных благодеяний, являемых Царицей Небесной через этот святой образ, с 1872 года в Алексине утвердился благочестивый обычай приносить Смоленскую чудотворную икону торжественным крестным ходом из Бунырева в город под день десятой пятницы по Пасхе.

По воспоминаниям старожилов, весь город готовился к встрече святого образа. Закрывались лавки и магазины, воцарялось праздничное настроение. В сосновом бору у Крутого верха алексинцы встречали крестный ход из Бунырева. Крестоходцы, возглавляемые буныревским настоятелем, шествовали по берегу Оки, затем лесом до Жаренского источника, освященного в честь Богородицы Одигитрии Смоленской. Там в присутствии святой иконы служили молебен.

Под колокольный звон всех алексинских церквей крестный ход вступал в Свято-Успенский собор, где начиналось торжественное богослужение. Всю следующую неделю жители Алексина чествовали святыню: носили икону по своим домам, служили молебны, украшали образ цветами и вышитыми полотенцами. По завершении торжеств икону провожали обратно. А 10 августа, в праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, духовенство и горожане ходили чествовать чудотворный образ в село Бунырево.

Воскресенские

В 1904 году настоятелем Смоленского храма в Буныреве стал священник Петр Григорьевич Воскресенский (1870–1931). Отец Петр был потомком старинного священнического рода, впитавшим, как говорится, с молоком матери благочестие своих предков. Его родитель протоиерей Григорий Воскресенский (1845–1917), прослуживший на приходе в алексинском селе Ненашево-Ситниково около 50 лет, был образцом православного пастыря. Его неустанные труды по храмостроительству и народному просвещению были отмечены не только церковными наградами, но и высочайше пожалованным орденом святой Анны 3-й степени, что было крайне редким случаем в среде сельского духовенства.

Добрый пример отца-священника, очевидно, не оставил в душе Петра Григорьевича сомнений в выборе жизненного пути. По окончании духовного училища он поступил в Тульскую семинарию. В 1895 году Петр Воскресенский женился на девице Анне (1873–1939), дочери священника Петра Васильевича Сахарова из села Протасово Одоевского уезда.

17 октября 1895 года Тульским епископом Иринеем (Ордой) Петр Григорьевич был рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Андреевка Ефремовского уезда, где прослужил девять лет.

Весной 1904 года безвременно умер служивший в Смоленской церкви села Бунырево Алексинского уезда младший брат Петра Григорьевича – священник Михаил Воскресенский. Отец Петр подал прошение о перемещении его на освободившееся место, поближе к родным. Прошение было удовлетворено.

Новое место служения священника Петра Воскресенского – село Бунырево – располагалось в пяти верстах от Алексина. Приход был небогатым, но старинным, благоустроенным и большим. В приходе действовало церковно-приходское попечительство, председателем которого был местный священник. Трудами попечительства были благоустроены церковные кладбища, приобретен новый колокол, увеличена приходская библиотека. Большинство книг в ней были религиозно-нравственного содержания, однако имелись и художественные. Постоянной статьей расходов попечительства была статья «на бедных». При этом еще отец Михаил Воскресенский отмечал, что для помощи бедным каждый прихожанин «охотно делится, чем может» [1] – и деньгами, и продуктами. Отец Петр продолжил труды своего брата.

В приходе действовали две школы: земская и церковно-приходская. В них отец Петр исполнял должность законоучителя. Пастырские труды буныревского настоятеля были отмечены священноначалием Тульской епархии: в 1905 году он был награжден набедренником, в 1912 году – скуфьей, а в 1917-м – камилавкою.

Семья отца Петра была большой и дружной: у священнической четы родилось одиннадцать детей

Семья отца Петра была большой и дружной. У священнической четы родилось одиннадцать детей. Семейство проживало в Буныреве в просторном собственном доме, находившемся недалеко от храма на церковной усадебной земле. Матушка Анна, сама происходившая из многодетной священнической семьи, была прекрасной хозяйкой. Она очень хорошо готовила и даже делала детям мороженое. По праздникам в гостеприимный дом Воскресенских приезжали родственники. Было шумно и весело. У всех в семье был хороший музыкальный слух, и дети умели играть на музыкальных инструментах, устраивали танцы.

«Тип закоренелого врага соввласти»

Революцию 1917 года отец Петр Воскресенский встретил в Буныреве. Гонения, проводимые безбожной властью, не обошли стороной буныревскую церковь и ее священника. По Конституции 1918 года, как священнослужитель, отец Петр был лишен гражданских прав. Со временем лишенцами стали и члены его большой семьи.

В ходе святотатственного изъятия церковных ценностей, проводимого властями с февраля 1922 года, с чтимой чудотворной иконы Богородицы Одигитрии была снята и конфискована украшавшая ее серебряная риза.

В мае 1922 года в Русской Церкви возник обновленческий раскол, и уже в июне в Туле была образована обновленческая епархия. Большинство тульского духовенства уклонилось в обновленчество. Не обошло стороной это искушение и буныревского настоятеля. Однако когда после июльской Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года начался процесс массового обращения из раскола, священник Петр поспешил вернуться в Православную Церковь, за что «удостоился» от обновленческого Тульского епархиального управления наказания в виде запрещения в священнослужении. Вернувшись из раскола, отец Петр продолжал служить в родном приходе и даже стал благочинным.

«Держит все общество под своим влиянием», – говорилось в доносе на буныревского священника

В вину отцу Петру ставились даже чудеса, явленные Смоленской иконой Божией Матери

В Северном крае

Об обстоятельствах жизни Петра Григорьевича в ссылке известно немногое. Можно предположить, что для отца Петра, которому было почти 60 лет, страдавшего (по заключению тюремного врача) миокардитом, аритмией сердца, грыжей и глухотой, переезд в ссылку и само пребывание в суровом климате Северного края было нелегким.

Последним местом жительства Петра Григорьевича была деревня Новое Лукино Лисестровского сельсовета Архангельского района, где он жил «на квартире» вместе со своим земляком С., также отбывавшим ссылку. В отличие от своего более молодого товарища, который работал на погрузке леса в Архангельском порту, отцу Петру – пожилому и немощному – работу найти не удалось. Как известно, безработные ссыльные жили, сильно нуждаясь даже в самом необходимом, зачастую впроголодь. Отец Петр переписывался с родными, поэтому можно предположить, что они как-то (может быть, посылками) помогали ему.

Несмотря на трудности, батюшка по возможности посещал «тихоновскую» церковь в честь Сретения Господня в с. Заостровье, находившуюся в 5,5 километрах от Лукина.

Дело «об апелляции»

В конце 1920-х – начале 1930-х годов в результате коллективизации в Северный край было выслано несколько сот тысяч «кулаков-переселенцев» и «административно-ссыльных». Большая их часть была направлена на предприятия лесопромышленного комплекса Северного края. Советское государство нуждалось в средствах для проведения индустриализации, а лес являлся выгодным экспортным товаром.

В этих условиях США и Великобритания обвинили Советский Союз в использовании принудительного («арестантского») труда, главным образом на лесозаготовках в Северной России. И эти обвинения были обоснованными. Несмотря на то, что вся информация, касающаяся ссыльных, а также наличия системы лагерей, не подлежала разглашению и приравнивалась к государственной тайне, некоторые сведения об использовании принудительного труда на лесозаготовках всё же проникли на Запад и послужили поводом для антисоветской кампании. Разразившийся международный скандал грозил обернуться бойкотом советских лесоматериалов. В США и Англии были образованы специальные комиссии по расследованию обвинений, выдвинутых против Советского государства. Возможность посещения западными инспекциями лесозаготовительных районов СССР заставила советские власти в срочном порядке произвести «очистку» предполагаемых для обследования иностранцами районов лесозаготовок от «чуждого элемента».

Теперь отца Петра обвинили в «склонении капиталистических государств к вмешательству во внутренние дела СССР»

Не признали себя виновными и остальные «участники преступной группы». Время шло, но дело явно «не клеилось»: не было обнаружено вещественных доказательств по делу, так и не удалось установить, на какие иностранные языки было переведено «клеветническое послание», ни один из обвиняемых не дал признательных показаний. К тому же во время следствия умер обвиняемый З. Однако ввиду политической важности дела его было необходимо довести до конца, поэтому 25 ноября Президиумом ЦИК СССР было решено продлить обвиняемым срок пребывания под стражей до 25 января 1931 года.

12 января 1931 года состоялся последний допрос священника Петра Воскресенского, на котором он, как и прежде, настаивал на своей невиновности и требовал разъяснения ему статей обвинения.

Решение было приведено в исполнение, но точная дата смерти отца Петра в настоящее время неизвестна.

«Враги народа»

После ареста и ссылки отца Петра жизнь его семьи была очень тяжела. Его внучка Галина Владимировна Алексеева вспоминала: «Знаю, что после ареста отца Петра матушку Анну (мою бабушку) и кого-то из старших ее дочерей часто вызывали на допросы, и, видимо, чтобы сохранить семью от всех напастей, они решили бросить дом, хозяйство и разъехаться кто куда… Это для них были самые трудные годы. Работы не было, но потом повезло, и моего отца (Владимира Петровича, 1915 г.р.) взяли помощником пастуха. Обуви не было, ходил в лаптях, если они промокали – набивал соломой, одежда изнашивалась. Приходилось и побираться. Ему очень хотелось учиться. Начался набор в медучилище, и ему удалось поступить. Но через несколько месяцев он был отчислен. Мотивация – “здесь учатся только дети бедных”. После отчисления работал на каком-то предприятии, удалось поступить в музыкальную школу… Мой отец не успел окончить музыкальную школу, проучился один год и был призван в армию, так как началась война. Так сын “врага народа” попал на фронт. Был сапером, дошел до Берлина, ни разу не был ранен, и Господь его хранил». Матушка Анна умерла до войны, в 1939 году, так и не узнав об участи мужа-священника.

Впоследствии, уже посмертно, отец Петр был дважды реабилитирован – в 1963 и 1989 годах. Только после этого в 1995 году в ответ на заявление сына отца Петра Владимира Петровича Воскресенского из Тульского УФСК официально сообщили о трагической судьбе батюшки.

Вскоре после ареста отца Петра Смоленская церковь в Буныреве была закрыта и со временем разобрана на кирпичи. Чудом, благодаря усилиям благочестивых прихожан, чтимая Смоленская икона Богоматери была спасена и в настоящее время находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Алексина.

Благодаря благочестивым прихожанам чтимая Смоленская икона Богоматери из церкви с. Бунырево была спасена

Простой сельский священник, добросовестно исполнивший свой долг христианина и пастыря, отец Петр Воскресенский своей жизнью и смертью повторил мученический путь сотен тысяч верующих людей в годы гонений. Верится, что Сама Пресвятая Богородица Одигитрия, чудотворный образ Которой отец Петр более четверти века сопровождал в крестных ходах, наставила Своего благоговейного служителя на путь крестный, ведущий в жизнь вечную.

[1] Отчет о деятельности церковно-приходских попечительств Тульской епархии в 1900 году. Тула, 1901. С. 2–3, 6.

[2] ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3. Оп. 17. Д. 89. Л. 61 об.

[3] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 244.

[4] Архив УФСБ по Тульской области. Дело № П-11524. Л. 48 об., 55.

[10] РИК – районный исполнительный комитет.

[11] Архив УФСБ по Тульской области. Дело № П-11524. Л. 53.

[12] Памятная книжка г. Алексина и Алексинского уезда / Сост. Г.В. Анофриев и др. Калуга, 1915. С. 36.

[13] Архив УФСБ по Тульской области. Дело № П-11524. Л. 57.

[14] ПП ОГПУ – Полномочное представительство Объединенного государственного политического управления.

[15] Архив УФСБ по Тульской области. Дело № П-11524. Л. 157.

[16] Роман, приобщенный к уголовному делу / Публ. Н. Клепикова // Архангельск. 2006. № 157. 30 августа // http://www.arhpress.ru/arkhangelsk/2006/8/30/8.shtml.

[17] Архив УФСБ по Архангельской области. Дело № П-15138. Л. 41.

[18] Там же. Орфография подлинника сохранена.

[21] Дом заключения (домзак) – один из основных видов мест лишения свободы на территории СССР в 1925–1929 гг. После реорганизации мест лишения свободы в 1929–1930 гг. домзаки вошли в единую сеть мест заключения наряду с исправительно-трудовыми лагерями и исправительными колониями. В 1933 г. домзаки переименованы в тюрьмы.

[22] Архив УФСБ по Архангельской области. Дело № П-15138. Л. 94–94 об.

[23] СО ПП ОГПУ СК – Секретный отдел Полномочного представительства Объединенного государственного политического управления Северного края.

[24] Архив УФСБ по Архангельской области. Дело № П-15138. Л. 42–43.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *