к воспитательной функции процесса обучения относится
Воспитательная функция в процессе обучения
Между воспитанием и обучением всегда присутствовала неразрывная связь, поскольку обучение, по сути, носит воспитательный характер.
При этом воспитание в обучении реализуется под постоянным влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и прочих. Все это делает воспитание сложным многокомпонентным процессом.
Воспитательная функция обучения заключается в закладке нравственных, эстетических норм, происходит формирование взглядов на мир, способность придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Благодаря процессу обучения развиваются потребности личности, мотивы социального поведения и действий, мировоззрение и ценности.
Факторы воспитания в обучающем процессе
Содержание образования является базовым воспитывающим фактором в процессе обучения.
Воспитательный потенциал при этом вариативен, зависимо от учебной дисциплины. Как правило, у наук гуманитарного и эстетического направления он значительно выше. Эти области имеют оптимальное предметное содержание для формирования личности. Но, как и любые другие, автоматического воспитания данные предметы не несут.
Формат и содержание учебного материала разными учениками воспринимается по-своему. Подобный факт обусловлен уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуацией обучения, спецификой коллектива, временем и местом обучения. Суть предметов естественнонаучного цикла влияет на формирование мировоззрения, позволяет составить в сознании цельную картину мира и основываясь на этом выработать личные взгляды на жизнь.
Еще один элемент, из которого формируется воспитательная функция – это форма общения педагога и учащегося. Немалое влияние оказывает психологический климат в коллективе, общение и взаимодействие участников процесса между собой, стиль руководства деятельностью.
В современном обществе наиболее приемлемым, для взаимодействия с учащимися считается демократический стиль. Он эффективно выполняет свои функции, позволяя находить подход к любым категориям обучающихся. Это обусловлено гуманной и уважительной формой общения, предоставлением определенной доли самостоятельности, приобщению к организации процесса обучения.
Несмотря на эти нюансы, демократический стиль все же отводит руководящую роль в процессе учителю и позволяет реализовать функции воспитания. Для корректного комбинирования образовательного и воспитательного компонента педагог должен уметь грамотно подбирать и анализировать материал, предлагаемый ученикам для изучения, учитывая его воспитательный потенциал, а не только образовательную пользу. Строить процесс обучения следует таким образом, чтобы он стимулировал личное восприятие информации учениками, а также вызывал их оценочное отношение к материалу, формировал интересы и потребности. Таким образом, педагогу необходимо детально проанализировать, предварительно проработать процесс обучения и убедиться, что он несет воспитательный потенциал.
Особенности воспитания в ходе обучения
Не стоит забывать, что воспитывающая функция образования предполагает участие и других факторов воспитания, поэтому не следует всецело подчинять образовательный процесс воспитательным целям. Формирование взглядов ребенка продолжается и вне стен учебного заведения, однако, так или иначе, образование оказывает на это процесс определенное влияние. Безусловно, следует создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, но не стоит также забывать и о праве на самостоятельный анализ.
Взаимодействие воспитания и образования имеет взаимозависимый характер. Это выражается в невозможности существования понятий отдельно друг от друга. Без определенного уровня воспитанности, наличия навыков социального поведения, тяги к знаниям обучение невозможно.
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
СОДЕРЖАНИЕ
2. Функции процесса обучения:……………………………………..4
2.1 Образовательная функция………………………………. 5
2.2 Воспитательная функция…………………………………6
2.3 Развивающая функция…………………………………….7
3. Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения…………………………………………………………7
5. Список использованной литературы……………………………..12
1. Введение
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Цель реферативного исследования: изучить ведущие функции процесса обучения в современном педагогическом процессе и рассмотреть связь между функциями процесса обучения.
Актуальность и цель исследования позволили сформулировать задачи:
2. Проанализировать связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения в педагогическом процессе.
2. Функции процесса обучения.
2.1 Образовательная функция.Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и прокладывало бы путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших, как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Умение, как умелое действие, направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.
2.2 Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных, этических и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически, и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.
3. Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения
Итак, выделенные педагогической наукой три функции обучения, находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства. Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них (Ю.К. Бабанский). Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.
Для понимания роли обучения как средства образования, воспитания и развития человека важнейшее значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических навыков и умений творческой деятельности. Обучение оказывает более широкое влияние на личность. Дело в том, что знания, как предмет усвоения, имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия); практическую (навыки и умения применения знаний в различных жизненных ситуациях); мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственные идеи). Это означает, что в процессе обучения одновременно происходит обогащение личности новыми научными знаниями определенного образовательного уровня, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственной культуры.
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения реализуются в единстве, что позволяет говорить о них как о принципе педагогической деятельности, который требует специальных усилий педагогов, чтобы его обеспечить. В этом случае обучающая деятельность педагога должна быть спроектирована и осуществлена так, чтобы ее содержательная и процессуальная стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества и государства. Как известно, в состав содержания образования кроме традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включаются также и элементы, отражающие опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к системе общественных ценностей. Все эти элементы передаются учащимся именно в процессе обучения. Передавая опыт эмоционально-ценностного отношения, педагог реализует воспитывающую функцию обучения. Именно в ходе обучения можно целенаправленно формировать определенные качества личности ученика. Это может осуществляться, например, путем включения в учебный материал проблем, вызывающих у учащихся затруднения, преодоление которых способствует становлению и развитию соответствующих черт их характера.
Однако применения только учебных средств недостаточно для формирования поведения ученика в реальных жизненных ситуациях. Если образовательная функция опосредована множеством заранее запланированных, в известной мере, искусственных учебных ситуаций, то воспитательная имеет реальное, жизненное содержание. Вот почему специально проводимая воспитательная работа нужна потому, что путем обучения передаются не сама определенная деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы. Реализация воспитательной функции в обучении придает ему своеобразное качество, обозначаемое в педагогической литературе понятием «воспитывающее обучение». При этом под ним понимается такое обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Взаимосвязь обучения и воспитания с точки зрения организации педагогической деятельности определяется тем, что в воспитании главное приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. В связи с этим существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познавательную деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено главным образом на организацию трудовой, общественной и другой деятельности и формирует нормы нравственности и права. Другая позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества.
Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его усвоение обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредственному включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В педагогической действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путем специально организованного учебного процесса. Это же касается и реализации развивающей функции, придающей учебному процессу специфическое качество «развивающего обучения», которое ориентирует педагогическую теорию и практику на совершенствование физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Для реализации рассмотренных функций обучения у педагогов и учеников должна быть сформирована соответствующая потребность, в основе которой находится мотив учебной деятельности (учения).
4. Заключение.
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение комплексно влияет на личность, несмотря на то что образовательная функция более всего специфична для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.
Все функции обучения нельзя представлять себе как параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины.
Аналогично функциям элементы учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.
В зависимости от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать. Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса обучения, не допускать шаблонного, независимо от конкретной ситуации, их применения.
5. Список литературы.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464с.
3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Н. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа- Пресс, 1997. – 512с.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: Книга1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.
Воспитательная функция обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и педагогическое значение воспитательной функции обучения
Воспитательная функция обучения – это ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование духовно-нравственных качеств личности, эстетических норм поведения и системы мировоззрения, а также развитие способности следовать основным моральным нормам поведения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Процесс обучения, помимо своего основного целевого назначения – формирование системы знаний и навыков в различных направлениях деятельности, характеризуется также, воспитательной направленностью. Процесс воспитания находится в неразрывной связи с процессом обучения. При этом, воспитание относится к сложным, трудоемким направлениям педагогической деятельности, подверженным воздействию внешней среды и, испытывающий воздействие ее факторов.
В процессе обучения, происходит воспитание личностных потребностей в различных направлениях деятельности, формируются мотивы общественного поведения, деятельности и поступков, развиваются представления о ценностях и складываются ценностные ориентации, идеология, убеждения, мировоззрение.
Содержание процесса обучения представляет собой его воспитывающий фактор. Однако, каждая учебная дисциплина наделена разными воспитательными возможностями. Содержание гуманитарных дисциплин обладает более расширенными воспитательными возможностями. Это связано с тем, что литература, музыка, история, рисование способствуют привитию художественного вкуса, любви к прекрасному, почитанию искусства. Это развивает эстетические качества личности, формирует ее чувственную и эмоциональную сторону. Что касается естественно-научных дисциплин, то они помогают сформировать представления об устройстве мира, развить идеологию, гражданскую позицию и жизненные взгляды.
Методы, применяемые в ходе обучения, оказывают не менее значимое воспитательное воздействие. Они позволяют сформировать навыки построения коммуникативных связей, создать комфортные условия для развития психологических аспектов личности, развития познавательной активности.
Готовые работы на аналогичную тему
Воспитательная функция педагога в процессе обучения
Процесс обучения характеризуется двусторонней связью между его субъектами – педагогом и учащимися. Каждый из них выполняет свою функциональную роль в процессе обучения и воспитания.
Педагогу отводится главная миссия в выборе содержания обучения, его методов и форм организации, средств и технологий воспитательного воздействия. Педагог передает знания учащимся, которые составляют основу их убеждений и идеологии, формируя ценностные ориентации личности, направленность ее деятельности, поведений и поступков в различных областях жизнедеятельности.
В задачу педагога входит перевод знаний в форме убеждений личности, посредством тщательного раскрытия их научной сущности и показа их соответствия реалиям жизни. Педагог должен показать учащимся, что знания, по своей сути, правдивы и отражают естественные жизненные процессы и явления.
Педагог осуществляет перевод научных знаний в духовный, нравственный, мировоззренческий аспект, что развить их воспитательные возможности и укрепить воспитательный потенциал. Также, педагог должен связать знания с научно-технической деятельностью, отождествляя их необходимость для развития прогресса общества, технологическим развитием производства, чтобы помочь учащимися в профессиональном становлении, выборе будущей линии поведения.
Чтобы сформировать пути выбора профессиональной карьеры, педагоги проводят ознакомление учащихся с фундаментальными основами, которые состоят из знаний о современных профессиях.
Только, посредством организации оптимального педагогического процесса и создания условий для его эффективного протекания, педагог может развить воспитательное воздействие научных знаний и придать им нравственное значение. Для этих целей, знания применяются для ознакомления ребенка с эстетическим устройством мира, усвоения системы человеческих ценностей и жизненных ориентиров. Дети изучают основные эстетические категории, знакомятся с понятием прекрасного и ужасного, трагического, драматического, комического. Педагог должен обладать развитым эстетическим чувством, чтобы умело и успешно преподнести учащимся эстетическое содержания научных знаний и всего учебно-воспитательного процесса.
Педагог должен обладать навыками преподнесения различных фактов, разделов научного знания, исторических фактов и ценностей в таком виде и форме, чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их и заставить осознать значимость и важность добытого знания.
В процессе усвоения знаний, педагог помогает детям развить мыслительные процессы, а, следовательно, и все психические. Знания помогают сформировать навыки функционального мышления, которое в процессе обучения помогает детям проводить сравнительные характеристики объектов, процессов и явлений, сопоставлять их и анализировать их эффективность. В следствие чего, происходит не просто формирование системы знаний и навыков, но и происходит воспитание духовной стороны личности, формирование ее основных психических и нравственных качеств.
Взаимосвязь между ведущими функциями процесса обучения
В процессе образовательной деятельности функциональная роль обучения сводится к выполнению им трех основных функций:
Эти функции неразрывно связаны и функционирует в единстве. Характер их единства является диалектическим.
Практическая реализация образовательной функции происходит посредством:
Данные положения определяют перечень требований, предъявляемых к процессу обучения, его организации и способам проведения.
Воспитательная функция обучения — Взаимосвязь функций обучения
Современная педагогическая наука выделяет три функции обучения:
Образование,
развитие,
образование.
Независимо от того, что представляет собой процесс обучения и на кого он направлен, будь то воспитанник детского сада или аспирант, эти функции обучения должны быть реализованы. От этого во многом зависит и качество обучения.
Примечательно, что если проанализировать содержание многих уроков, то не в каждом из них можно найти все три функции. Но феномен педагогики в том, что они все равно вовлечены в процесс. Например, какую педагогическую функцию может выполнять урок математики по теме «Признаки делимости на пять»? Но этот урок развивает такие моральные качества, как терпение, ответственность и готовность мыслить самостоятельно. Давайте рассмотрим каждую из этих функций с точки зрения современной педагогики как науки.
Образовательная функция обучения — это функция формирования знаний, навыков и готовности их применять. Например, образовательная функция урока английского языка по теме «Passive voice in the past tense» формирует у учащихся представления об этой синтаксической конструкции, о том, как она должна быть сформулирована в устной и письменной речи и в каких случаях ее следует использовать.
Развивающая функция обучения заключается в развитии всех сфер мышления и эмоционально-волевой сферы ученика: развитие языка, эмоционально-волевой, сенсомоторной сферы, а также комплекса мотивационно-потребностных установок.
Воспитательная функция обучения — это функция, формирующая у учащихся нравственность, любовь к прекрасному, эстетические ценности и позитивное мировоззрение, способность следовать морально-этическим нормам поведения в обществе.
Взаимосвязь функций обучения
Все три функции находятся в сложной взаимосвязи, взаимозависимости: одна предшествует другой, является ее следствием, но и предпосылкой для активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства. Как отмечает Y. Как отметил К. Бабанский, функции обучения реализуются на практике:
(a) комплекс задач учебного подразделения, включающий задачи обучения, воспитания и развития школьников;
б) такое содержание деятельности учителя и учащихся, которое обеспечивало бы реализацию всех трех типов задач, с учетом того, что на каждом этапе урока некоторые из них решаются в большей или меньшей степени;
(в) единство этих функций реализуется через сочетание различных методов, форм и средств обучения;
(г) при контроле и самоконтроле учебного процесса и анализе его результатов оценивается реализация всех трех функций, а не только одной из них одновременно.
Отсюда вытекает ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.
Следует также помнить, что не только образование зависит от воспитания, а наоборот, без определенного уровня образования, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учеником этических норм общества, образование невозможно. Образование само по себе, вне воспитания, является бессмыслицей и не приносит ничего, кроме вреда, поэтому образование должно служить не только передаче знаний и развитию разума, но и духовно-нравственному развитию чувств и воли человека.
Следует также отметить, что это относится не только к школьному, но и к профессиональному образованию.
Студенты-медики, изучающие фармакологию и хирургию, например, узнают, что многие лекарства имеют побочные эффекты и не каждая операция является морально приемлемой. Это яркий пример образовательной функции преподавания в медицине.
Другой пример — последипломное образование. Докторант, работающий над диссертацией в качестве кандидата наук, проводит научное исследование. Однако и руководитель, и профессиональная литература предоставляют информацию о том, насколько оправдано это направление исследований с этической точки зрения. Кроме того, позиция педагогической функции последипломного образования сильно вовлечена в процесс изучения ими философии и истории науки.
Воспитывающий характер обучения
Процесс обучения также носит воспитывающий характер. Педагогическая наука исходит из того, что связь между воспитанием и обучением является таким же объективным законом, как и связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и т.д.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция образования направлена на формирование нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, умения следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе воспитания также формируются потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение.
Содержание воспитания является основным образовательным фактором, хотя не все предметы имеют одинаковый образовательный потенциал. Гуманитарные и эстетические предметы имеют больший потенциал для формирования личности. Преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры имеет больше шансов для формирования личности из-за содержания этих предметов. Однако нельзя сказать, что преподавание этих предметов происходит автоматически: Содержание учебного материала может вызвать неожиданную реакцию учащихся, противоречащую идее. Она зависит как от предшествующего уровня образования, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, так и от характеристик класса, группы, места и времени обучения и т.д. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла вместе с гуманитарными предметами в большей степени способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Вторым фактором воспитания в учебном процессе, кроме системы методов обучения, также в определенной степени влияющим на формирование учащихся, является характер общения учителя и ученика, психологический климат в классе, учебной группе, взаимодействие участников учебного процесса, стиль руководства учителя познавательной деятельностью учащихся. Современная педагогика исходит из того, что оптимальным стилем общения учителя и ученика является демократический стиль, который сочетает в себе гуманное, уважительное отношение к ученикам, предоставляет им определенную самостоятельность и вовлекает их в организацию учебного процесса. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководство и деятельность в процессе обучения.
Воспитательные функции учителя как организатора учебного процесса
Педагогическая функция — это предписанное направление применения учителем профессиональных знаний и навыков. Основными сферами приложения педагогических усилий являются обучение, воспитание, обучение, развитие и образование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, поэтому его функции часто скрыты и не всегда явно обозначены. Основная функция учителя — направлять процессы обучения, воспитания, развития и формирования.
Не учить, а руководить обучением, не воспитывать, а управлять процессами образования. Чем больше он понимает эту главную функцию, тем больше независимости, инициативы и свободы он предоставляет своим ученикам.
Сократ называл профессиональных педагогов «акушерками мысли»; его учение о педагогическом мастерстве называется «майевтика», что означает «акушерство». Не навязывать предвзятые истины, а позволить мысли возникнуть в голове ученика благодаря знающему педагогу. Итак, суть педагогической работы заключается в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.
Первая функция учителя — постановка целей. Цель — ключевой фактор педагогической деятельности; в идеале она предвосхищает и направляет движение совместной работы учителя и его учеников к их общему результату.
В неразрывной связи с диагнозом находится прогноз. Она выражается в способности учителя предвидеть результаты своей работы в данных условиях и определять стратегию своей работы, оценивать возможность получения педагогического продукта определенного количества и качества. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, поэтому его функции часто скрыты и не всегда явно обозначены.
Проективная функция учителя заключается в построении модели предстоящей деятельности, в выборе путей и средств достижения цели в заданных условиях и в установленное время, в выделении конкретных этапов достижения цели, в формировании частных задач для каждого из них, в определении видов и форм оценки достигнутых результатов и т.д.
Диагностика, прогнозирование и планирование — это педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) образовательной деятельности.
На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информативную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Таким образом, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере взаимосвязи между обучением и воспитанием. Для того чтобы оказать формирующее влияние на учащихся в процессе обучения, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его образовательного потенциала; во-вторых, организовать учебный процесс таким образом, чтобы стимулировать личностное восприятие учащимися учебной информации, вызвать их активное оценочное отношение к тому, что они изучают, сформировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации педагогической функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его составляющих. Однако следует иметь в виду, что воспитание учащихся происходит не только в школе и не задумывается в ней, поэтому не рекомендуется полностью подчинять процесс обучения целям воспитания. Необходимо создать условия для благоприятного формирования студентов, оставить им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые школы (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взгляды учеников, а только давать информацию для их свободного выбора. Нам кажется, что это утопия: любая система образования прямо или косвенно формирует личность учащихся.
Приёмы воспитания
Приём — это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов образования, направленный на решение конкретной образовательной задачи. Техника — это элемент метода. С помощью методик можно значительно разнообразить методы обучения. Техники используются как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Например, мы можем сопроводить психологическую ласку методом внушения, дополнить ее скрытой инструкцией, подкрепить поучительной историей. Педагогические ситуации открыты для поиска новых вариантов решений, поэтому невозможно перечислить все приемы, имеющиеся в педагогическом арсенале. Остановимся на наиболее часто используемых в педагогической практике приемах.
Активное слушание. Этот тип взаимодействия основан на способности учителя настроиться на эмоциональную волну ребенка (выслушать и понять его), захотеть понять его чувства и ненавязчиво предложить помощь. Условием успешного применения этой техники является попытка учителя войти в эмоциональное пространство ребенка и выразить свои чувства: «Я вижу, что ты расстроен. Могу я вам помочь?» Недопустимо небрежно относиться к тому, что стало предметом чувств ребенка.
Щедрое прощение. Метод основан на сострадании к конкретным недостаткам ухаживающего. Если бы ребенку приходилось терпеть соответствующее наказание за каждый мелкий и крупный проступок, его жизнь превратилась бы в постоянный кошмар. Прощая, педагог признает, что ребенок пока не может вести себя по-другому. Но прощение не означает, что в будущем ребенку будет позволено делать все, что он захочет. Репетитор должен поставить перед учеником высокую планку и дать ему четкое представление о том, к чему он должен стремиться.
Соглашение. Это взаимное соглашение. При заключении соглашения важно учитывать интересы обеих сторон. Ограничения также должны быть наложены на обе стороны. Например, «Давай договоримся, что ты выгуливаешь собаку, а я ее кормлю». Эта техника работает только в том случае, если обе стороны добровольно берут на себя определенные обязательства и выполняют их. Преимущество этой методики в том, что она дает ребенку роль равноправного участника образовательного процесса.
Естественные последствия. Использование этой техники дает ребенку возможность почувствовать последствия своих действий. Если он сломан, почините его; если он грязный, вымойте его; если он потерян, обойдитесь без него и т.д. В этом случае наказание учителя за данный поступок не применяется. Сама ситуация наказывает за деструктивное поведение. Ребенок легко понимает справедливость последствий, которые он сам должен устранить. Метод достаточно эффективен, но нужно помнить, что ребенок не имеет меры в себе, и приобретаемый им опыт может потребовать серьезных лишений.
Замена действий. Конечно, время от времени дети будут совершать действия, которые по каким-то причинам нежелательны для других (шуметь, тянуть, дергать, бить лопатой и т.д.). Бесконечные запреты непродуктивны для развития родительских отношений. Педагогически целесообразнее предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям. Например, рисовать новым фломастером на большом листе бумаги вместо того, чтобы рисовать на стенах.
Предоставляет возможность выбора. Техника основана на мягком преодолении сопротивления воспитательным воздействиям. Когда оказывается сильное давление, всегда возникает желание ему противостоять. Предоставление выбора оставляет за человеком право на принятие самостоятельного решения. Выбор не должен означать отказ от требований типа «делать или не делать». Выбор подразумевает соответствие, но также учитывает личные обстоятельства. Важно предложить равные возможности выбора: Помыть посуду или убрать игрушки?
Поинтересоваться. Означает попросить человека удовлетворить потребность, желание вопрошающего. Когда наставник обращается с просьбой, он ожидает, что ученик захочет проявить сочувствие. Человек, обращающийся с просьбой, должен быть готов к отказу с самого начала. В случае отказа рекомендуется использовать позитивный инструментарий (причины отказа), который позволит и вопрошающему, и опрашиваемому сохранить лицо. Совершенно недопустимо дополнять просьбу приказом.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института