аэропорт пулково почему так назвали
История аэропорта
30-е годы
Газета «Известия» писала об этом событии: «24 июня на посадочную площадку ленинградского аэропорта спустились первые два самолета с пассажирами и почтой из Москвы». Так между старой и новой столицами открылся новый воздушный мост.
Началось активное развитие региональных перевозок. Ленинградские авиаторы стали выполнять полеты в Петрозаводск, Чагоду, Пудож и Ухту. Открылось авиасообщение с Архангельском, Витебском, Киевом и Мурманском. 18 августа 1933 года страна впервые отметила День воздушного флота.
Заложено здание аэровокзала, обновлен парк авиаотряда, на линии вышла новая техника. Стали использоваться более вместительные самолеты Г-2, ПС-40 и ПС-84.
40-е годы
Линия Москва — Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. Рано утром 22 июня летчик Н. А. Михеев доставил матрицы центральных газет в Ленинград. О начале войны там не было ни строчки, хотя в 3 часа 20 минут в ночном небе Ленинградской области уже шел воздушный бой. Война надолго изменила планы мирных людей. Летчикам-транспортникам доверяли самые необычные и ответственные задания. Воздушный мост блокадного города действовал безотказно. Аэродром Шоссейная стал линией фронта, авиаотряд был перебазирован на аэродромы Комендантский и Смольное.
Снята блокада Ленинграда, летчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам. В 1945 году — в год окончания Великой Отечественной Войны — авиаторы северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.
Полностью возобновлена работа аэропорта Шоссейная, выполняются полеты на 14 союзных и 15 местных авиалиниях. Перевезено 6305 пассажиров, свыше 333 тонн почты и 708 тонн грузов.
50-е годы
Открыто новое здание аэровокзала Шоссейная по проекту архитектора Александра Гегелло. В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14. С середины годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники. Потребовалась подготовка летного и технического состава, перестройка всех систем и звеньев управления. Освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104 — новая строка истории авиапредприятия.
Эта дата вошла в историю аэропорта: пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолета Ту-104б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники. Самолетный парк стремительно пополнялся новой техникой, навигационной аппаратурой.
60-е годы
На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Ленинградский аэропорт переживал стремительный взлет. Петропавловск-Камчатский и Владивосток стали доступны ленинградцам. К концу на самолетах Ил-18 уже трудились около 100 экипажей! Аппаратура БСУ ЗП позволяла лайнерам осуществлять посадку в автоматическом режиме в условиях погоды по первой категории ИКАО. Массовое успешное освоение этого метода значительно повысило безопасность и регулярность полетов. Новая техника — Ту-124, Ту-134 — ускоряла эти успехи.
70-е годы
1971, 8 февраля
Ленинградский аэропорт
награжден орденом
Октябрьской Революции
Пассажиры ночного рейса с 24 на 25 апреля впервые услышали новое название ленинградского аэропорта — Пулково. А спустя несколько дней, в мае, был открыт новый терминал-1 аэропорта Пулково, созданный по проекту архитектора Александра Жука. Планировочное решение содержало много инноваций, направленных на улучшение обслуживания пассажиропотоков. В основу сооружения была положена концепция единого центрального пространства операционного зала, основой которого служат пять железобетонных грибовидных опор, завершающихся световыми фонарями. Они стали главной архитектурной темой всего сооружения, формируя интерьер главного зала, объемное пространство и характерный силуэт всего здания.
Статья Александра Жука «Воздушные ворота Ленинграда» об аэропорте Пулково-1, опубликованная в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда», № 5, 1973.
Спустя сорок лет архитектурное сообщество Петербурга станет считать это здание одним из лучших проектов, осуществленных в СССР в годы, и едва ли не самым выдающимся представителем позднего модернизма, сохранившимся до наших дней.
80-е годы
Экипаж авиалайнера Ту-154 первым открыл обновленный аэровокзальный комплекс Пулково-2, приняв на борт пассажиров, вылетающих в Берлин. Справа и слева от довоенного здания раскинулись, как крылья, два современных просторных павильона. С вводом аэровокзального комплекса авиаторы получили возможность обслуживать в 2 раза больше пассажиров международных рейсов.
XXI век
В середине первого десятилетия нашего века принимается решение о масштабной реконструкции аэропорта Пулково.
Правительство Санкт-Петербурга объявлен международный конкурс по выбору инвестора для реализации проекта бюро Grimshaw. Его победителем 25 июня 2009 года становится консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» в составе «ВТБ Капитал», Fraport AG и Copelouzos.
Подписываются документы по финансированию и окончательная редакция Соглашения о государственно-частном партнерстве между Правительством Санкт-Петербурга, ОАО «Аэропорт „Пулково“» и ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». С этого дня и до 2039 года ООО «ВВСС» становится оператором аэропорта Пулково.
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» подписывает договор с генеральным подрядчиком, им становится совместное предприятие строительных корпораций Astaldi (Италия) и ICA (Турция). Реконструкция начинается, она должна быть завершена в 2014 году, через три года.
Новый терминал Пулково открыт для пассажиров в тестовом режиме и обслуживает 6 рейсов. Первым стал рейс FV243 авиакомпании «Россия» в Дюссельдорф, отправленный в 10:30 утра.
Легендарное здание «Пулково-1» открылось после реконструкции. Оно соединено с главным зданием централизованного пассажирского терминала переходной галереей и предназначено для обслуживания внутренних рейсов на вылет и прилет. Первым в «Пулково-1» прибыл рейс FV6124 из Москвы в 11:00 4 февраля 2015 года. Рейс выполнила авиакомпания «Россия», базовый перевозчик аэропорта «Пулково».
Международный совет аэропортов (ACI) признал Пулково лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров в категории «Аэропорты с пассажиропотоком от 5 млн. до 15 млн. чел. в год».
Аэропорт Пулково в третий раз подряд стал победителем национальной премии «Воздушные Ворота России». По результатам голосования, пассажиры признали воздушную гавань Санкт-Петербурга лучшей среди крупнейших аэропортов России. В 2018 году исполнилось 45 лет с открытия здания аэровокзала Пулково-1 и 5 лет с начала работы главного здания централизованного пассажирского терминала Пулково. По итогам 2018 года аэропорт Санкт-Петербурга обслужил 18,1 млн пассажиров.
Международный совет аэропортов (ACI) признал аэропорт «Пулково» лучшим аэропортом в Европе в 2019 году по качеству обслуживания среди авиагаваней с пассажиропотоком от 15 млн. до 25 млн. человек в год. По итогам года аэропорт Санкт-Петербурга в пятый раз подряд стал победителем престижной отраслевой премии «Воздушные Ворота России». В течение 2019 года аэропорт Пулково демонстрировал стабильный рост пассажиропотока и по итогам 12 месяцев обслужил 19,6 млн человек. Это стало историческим рекордом для аэропорта Санкт-Петербурга.
В 2020 году пассажиропоток аэропорта Пулково снизился до 11 млн человек. Причиной этого стала пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения международных перевозок, а также сокращение количества перевозок внутри страны. Несмотря на это аэропорт Пулково сохранил персонал предприятия на 100%. По итогам года воздушная гавань в очередной раз признана лучшей в Европе по качеству обслуживания пассажиров в своей категории. Впервые инновационные проекты аэропорта Пулково стали лучшими в отрасли в рамках национальной премии «Воздушные ворота России».
За 5 месяцев 2021 года аэропорт Пулково обслужил более 5,5 млн пассажиров на внутренних и международных направлениях. Активный рост пассажиропотока наблюдается на региональных направлениях. За отчетный период он составил более 3,7 млн пассажиров, что на 52% больше, чем в 2019 году. Среди направлений лидируют курорты Черноморского побережья и Калининград.
Почему аэропорт называется Пулково?
Я декабре этого года я побывал на экскурсии в питерскм аэропорту Пулково. Нас водили по закрытым от обычных посетителей местам и показывали территорию и принцип работы аэропорта.
Фото 2.
Деревня Пулково, по которой названа местность, впервые упоминается уже в Новгородской писцовой книге 1500 года среди сёл и деревень Ижорского погоста.
В допетровские времена на вершине Пулковской горы находилась центральная усадьба шведской мызы, называвшейся Пурколовской. Мыза занимала большую территорию у дороги, идущей из Копорья в Ладогу, в её состав входило десять финских деревень.
На карте бывших губерний Иван-Города, Яма, Капорья и Нэтеборга, отображающего состояние этого края в 1676 году, место обозначено как деревня Пулкола.
Фото 3.
Происхождение названия точно неизвестно; по разным версиям, оно может быть связано с вепсским «пулк» — «пуля», с финскими словами «pulkka» — «лопарские сани» или «puolukka» — «брусника», с финским же именем Паули (Павел)
В 1708 году Пётр I подарил мызу, в числе других, императрице Екатерине I, которая переселила ближайшую к усадьбе финскую деревню Пуркора, а её земли отдала русским крестьянам переведенцам (отсюда название Переведенская улица в историческом районе Пулковское входящего в состав этой местности) переселённым сюда из дворцовых сёл внутренних губерний России. Дома для крестьян, создаваемые по специальным образцовым проектам (отсюда название улицы Образцовая в Пулковском), были возведены в 1714 году. Так на месте у реки Пулковки и на краю «пулковского увала» возникла деревня Большое Пулково.
Жители Пулкова славились отличным здоровьем, из этого села брали кормилиц для наследников царской семьи.
Фото 4.
Нас встретили сотрудники аэропорта и провели интересную экскурсию.
К вершине Пулковской горы из деревни проложили дорогу, обсаженную берёзами и елями, там же устроили фруктовый сад. В декабре 1718 года в самом высоком месте сада заложили новый деревянный летний дворец императрицы вместо прежней ветхой постройки. Строительство было закончено в 1719 году, и уже в мае императрица принимала здесь Петра I.
Во второй половине XVIII века через Пулково был проложен тракт Санкт-Петербург — Царское Село, что способствовало росту поселения. В конце XVIII века здесь существовали две слободы: Большое Пулково (в настоящее время на этом месте находится исторический район Пулковское) с церковью Смоленской Божией Матери и кладбищем и слобода Подгорное Пулково.
Фото 5.
После смерти Екатерины II Пулковская мыза пришла в запустение. На её территории, по распоряжению гоф-интендантской конторы, производилась выемка песка и добыча камня. В 1817 году Александр I отдал усадьбы в аренду пулковским крестьянам.
Во времена императора Николая I в окрестностях Пулкова нередко проходили военные манёвры. В 1839 году близ Пулкова была открыта Пулковская обсерватория.
Фото 6.
В годы Гражданской и Великой Отечественной войн в местности шли ожесточенные бои, в 1941 году на этом рубеже было остановлено наступление немецких войск на Ленинград.
К середине 1950-х годов в Пулкове в основном было завершено восстановление комплекса обсерватории и построены жилые дома для её работников.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 мая 1958 года посёлок Пулково был включён в городскую черту Ленинграда.
Фото 7.
Т.к. это все происходило в декабре, то мне показалось, что народу в аэропорту очень мало. Особенно по сравнению с московскими.
Фото 8.
Фото 9.
В середине первого десятилетия нашего века принимается решение о масштабной реконструкции аэропорта Пулково.
В 2008 году Правительством Санкт-Петербурга был объявлен международный конкурс по выбору инвестора для реализации проекта бюро Grimshaw. Его победителем 25 июня 2009 года становится консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» в составе «ВТБ Капитал», Fraport AG и Copelouzos.
Фото 10.
В 2011 году ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» подписывает договор с генеральным подрядчиком, им становится совместное предприятие строительных корпораций Astaldi (Италия) и ICA (Турция). Реконструкция начинается, она должна быть завершена в 2014 году, через три года.
И вот в феврале 2015 года легендарное здание «Пулково-1» открылось после реконструкции. Оно соединено с главным зданием централизованного пассажирского терминала переходной галереей и предназначено для обслуживания внутренних рейсов на вылет и прилет. Первым в «Пулково-1» прибыл рейс FV6124 из Москвы в 11:00 4 февраля 2015 года. Рейс выполнила авиакомпания «Россия», базовый перевозчик аэропорта «Пулково».
Фото 11.
Это мы сейчас в Бизнесс отделе. В принципе за плату тут может ожидать своего рейса любой пассажир.
Фото 12.
Фото 13.
Интересная инсталляция. Не знаю автора, но идея понятна 🙂
Фото 14.
А это внутренние служебные помещения аэропорта. Снимал я это из за стекла, пассажирам туда доступа нет.
Фото 15.
Интересные конструкции потолков в залах. Конструкторы пытались оставить побольше дневного света в помещении.
Фото 16.
А вот эти фигурки ангелочков с самолетными крыльями можно встретить в самых неожиданных местах аэропорта.
Фото 17.
Вот один из знаменитых пяти стаканов. В свое время это тоже делалось для доступа дневного света в неизбалованном этим видом освещения Петербурге.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
А вот тут потолок похож на морскую поверхность с волнами.
Фото 22.
Фото 23.
Обслуживает технически весь этот комплекс всего пять человек. Чемоданы сами находят себе дорогу до пассажира.
Фото 24.
Кстати, если вы делаете несколько перелетов за короткое время не забывайте срывать старые бирки со штрихкодами. Именно по ним автоматика определяет куда отправить ваш багаж. В результате зачастую на чемодане куча всяких старых бирок и багаж попадает в неразобранны и обрабатывается вручную или вообще улетает не тудаю
Фото 25.
Для меня эти конвейеры достаточно знакомая штука. Я по образованию инженер по автоматизации производственных процессов и мы как раз учились автоматизировать различные схемы на производствах.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Вот знаменитая и баянистая загадка про то, почему в Пулково два седьмых транспортера получения багажа. Перепутали? Ошиблись по невнимательности?
Предлагайте свои версии.
Фото 30.
Башня диспетчеров. К сожалению туда у нас попасть не получилось.
Фото 31.
Фото 32.
Но нас провели в диспетчерскую управления наземным транспортом аэропорта.
Фото 33.
Интересные истории про аэропорт Петербурга — Пулково
На территории Санкт-Петербурга находится аэропорт под названием Пулково, расположенный в Московском районе. Это единственный аэроузел Северной столицы, обслуживающий официальные рейсы. Международный аэропорт Пулково в городе на Неве является одним из наиболее загруженных аэропортов России.
День рождения авиапредприятие отмечает 24 июня. Именно в этот день в 1932 году был сдан в эксплуатацию аэродром «Шоссейная», получивший наименование по названию ближайшей железнодорожной станции. А 25 апреля 1973 года аэропорт получил новое и современное имя — «Пулково».
Краткая история Пулково
В 1936 году было заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84. В 1941 году линия Ленинград—Москва стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. С началом Великой Отечественной войны аэродром «Шоссейная» оказался на линии фронта и был закрыт.
В 1970-х годах на смену самолётам Ту-104, Ил-18, Ту-124 поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, транспортный Ан-12. В 1980 году был открыт второй аэровокзальный комплекс Пулково-2, который расположился в отремонтированном здании первого аэровокзала 1951 года постройки, туда перевели обслуживание международных направлений.
Сегодня Пулково обладает самой развитой инфраструктурой, по масштабу аэропорт в Санкт-Петербурге уступает только аэропортам Москвы. Это всё известные интересные факты о главном авиапредприятии Петербурга, а далее мы расскажем малоизвестные, но не менее интересные истории про аэропорт Пулково в Северной столице.
Что это за аэропорт LED?
Многих туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, интересует вопрос: что это за аэропорт LED? Ведь, всем известно, что единственная и главная воздушная гавань в городе на Неве называется Пулково. И этот вопрос не на шутку озадачивает путешественников со всего мира.
«А ларчик просто открывался», — как бы сказал великий баснописец Иван Крылов. LED — это код аэропорта, присвоенный ему ещё в то время, когда город именовался Ленинградом.
LED сохранился за аэропортом до наших дней, и означает, что он относится к Международной ассоциации воздушного транспорта. Русский код — ПЛК.
Откуда название Пулково?
В 1973 году аэропорт в городе на Неве получил новое название — Пулково. Данное наименование ему присвоили в честь деревни Пулковские высоты, которая находится неподалеку.
Куда из Пулково можно долететь?
Из аэропорта LED можно добраться до любого города любой страны. Петербургский аэроузел обслуживает около 200 направлений. Перелёты осуществляются с помощью многих авиакомпаний. Приблизительно 18 миллионов пассажиров пользуются аэропортом Пулково.
Длинные и короткие рейсы Пулково
Внутренние рейсы:
Международные рейсы:
Показатели аэропорта Пулково
История про Пулковских 5 стаканов
В 1973 году был построен и открыт новый аэровокзал в Ленинграде. Автор проекта — известный архитектор Александр Владимирович Жук. На момент открытия аэропорт и уже с новым именем Пулково являлся крупнейшим в стране. Потом аэровокзал стал называться Пулково-1.
За внешнюю форму старый терминал Пулково-1 пассажиры в шутку называют «Пять стаканов». Но тому предшествует уникальная ленинградская история. Очевидцы рассказывают, что архитектор Александр Жук увидел образ будущего аэропорта в обыкновенном гранёном стакане.
Однажды, будто бы, что-то отмечая с коллегами, Жук под конец вечера перевернул пустой стакан и поставил его на стол верх дном в знак того, что ему уже достаточно, в смысле пить. Все присутствующие последовали его примеру. Поставленные в ряд стаканы, якобы, подсказали архитектору будущую концепцию аэрогавани города на Неве.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» в Пулково
Знаменитую и любимую комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» впервые показали в нашей стране 1 января 1976 года. С тех пор под Новый Год фильм всегда идёт на «Ура».
Аэропорт Пулково прославился в картине, «сыграв», естественно, самого себя. Хотя большинство натурных кадров фильма снимали в Москве, но для съёмки сцены в зале ожидания аэропорта Ленинграда создатели и герои комедии, на самом деле, вылетели в Пулково.
Справа, на заднем плане, видны характерные «стаканы» пассажирского терминала. В фильме и сегодня можно увидеть зал ожидания в «Пулково-1» тех времён. Тогда, говорят, в нём было не совсем уютно, не так, как сейчас.
Статуя «Авиатор» в Пулково
Многих поражает эксцентричная статуя «Авиатор» в Пулково. В аэропорту нашлось место свежей арт-инсталляции. Перед новым терминалом стоит бронзовое творение петербургского скульптора Дмитрия Каминкера, мастера современного мышления, которому удалось в своё время, вопреки консервативно-стилизаторскому бренду питерской пластики, поставить в городе несколько по-настоящему острых произведений.
Статуя «Авиатор» своего рода — памятник перволётчику: обобщённый образ русского авиатора времён первых летательных аппаратов, каждый полет которых был непредсказуем. Перволётчик «по Каминкеру» — авиакентавр: этажерка (летательный аппарат) и фигура авиатора являют собой единое целое.
Монумент отлит из бронзы, материала тяжелого — и это качество обыграно автором: природа металла как бы преодолена идеей полета. Своим произведением автор стирает инерцию восприятия полёта как дела обыденного, автоматического, и возвращает нас к ощущению полёта как чуда.
Лицо мастер лепил по фотографиям Бориса Россинского, которого ещё называют «дедушкой русской авиации». А сам скульптор с детства увлекается самолетами и историей воздушных кораблей.
Девушки-ангелы в зале вылета
В интерьерах терминала в Пулково — работы ещё 2-х не менее известных мастеров: Александра Флоренского и Дмитрия Шорина. Они заслуживают отдельного разговора.
Скульптура Девушка-ангел в зале вылета представляет собой совместный проект аэропорта Пулково и музея современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Скульптуры, созданные петербургским художником Дмитрием Шориным – это девушки, в спины которых будто бы вросли крылья самолётов.
Крылья скульптур — уменьшенные копии крыльев современных авиалайнеров. Скульптуры являются своеобразным воплощением мечты о летающем человеке, которой «болели» Леонардо да Винчи и русские футуристы. Всего в терминале — четыре такие скульптуры.
Александр Флоренский — известный петербургский художник, один из основателей ленинградской арт-группы «Митьки», автор иллюстраций к культовому трехтомнику Сергея Довлатова (90-е).
«Петербургская азбука» — это пейзажные зарисовки топонимов города на все буквы русского алфавита. Выставка «Петербургская азбука» Александра приурочена к выпуску изданной при поддержке аэропорта Пулково одноименной книги.
Скульптура «Пётр Первый» в Пулково
Скульптура первого российского императора, — прорубившего окно в Европу, создана специально для аэропорта Пулково. Автор статуи — Михаил Дронов. Она выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота скульптуры — 2 метра 20 сантиметров с учётом основания, что — соответствует полному росту Петра Великого.
«Пулково» — яркий образец позднего модернизма
Терминал Пулково-1 был возведён в 1965–1972 годах по проекту архитектора Александра Жука. Его открыли в мае 1973 года. Сооружение ещё молодо, чтобы претендовать на статус памятника. Однако петербургское архитектурное сообщество считает его таковым.
Эксперты называют здание одним из лучших проектов, осуществлённых в СССР в 1970-е годы. Терминал Пулклво-1 является едва ли не самым выдающимся представителем позднего модернизма, в значительной мере сохранившимся до наших дней.
Новый терминал в Пулково
Новый терминал аэропорта Пулково открыли 4 декабря 2013 года. Чтобы подчеркнуть петербургский стиль, архитекторы использовали элементы, которыми знаменит город на Неве, — а именно мосты, реки, острова.
Волнистый потолок на 1-м этаже терминала — это метафора Невы и её изгибов. А оригинальная крыша, представляющая собой сложную конструкцию, при свете солнца становится золотой, что — вызывает в памяти и позолоченные купола церквей Северной столицы, и яркие городские огни.
В целом, если смотреть на крышу изнутри, она кажется вся напичканная бумажными самолётиками. Стеклянные элементы крыши делают отсылку к известным световым фонарям на историческом здании Пулково-1, что является данью уважения архитектору Пулково-1 Александру Жуку.
Мостами в новом терминале связаны 2 острова — 2 части, в одном из которых пассажиры регистрируются на рейс, а 2-я расположена за пограничным контролем.