альфастрахование расторгла договор осаго в одностороннем порядке что делать
ОСАГО. Страховая расторгла договор. Что делать?
Столкнулся с не приятной ситуацией.
19 октября заключил с АО «АльфаСтрахование» договор ОСАГО в виде электронного документа.
Страхуюсь в Альфе далеко не первый раз.
Сегодня 17 ноября мне приходит письмо на электронную почту с таким текстом:
АО «АльфаСтрахование» руководствуясь п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утвержденных Указанием ЦБ РФ № 431-П от 19 сентября 2014г. (с учетом изменений), настоящим, уведомляет Вас о досрочном прекращении действия указанного выше договора обязательного страхования оформленного в виде электронного документа.
Основанием для досрочного прекращения договора обязательного страхования является сообщение Вами при заключении договора обязательного страхования ХХХ № 0142381262 ложных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
Договор обязательного страхования ХХХ № 0142381262 считается досрочно прекращенным по инициативе страховщика с момента получения Вами настоящего уведомления.
Обращаем Ваше внимание, что в случае прекращении договора ОСАГО на основании п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая премия или её часть, страхователю не возвращается.
Дозвониться в клиентские службы по номерам *0999 (Новосибирская область) не получилось — 10 минут разговоров с роботами и слушания музыки в пустую!
Написал запрос с сайта. ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ С ЭТОЙ ФИГНЕЙ НЕ ПОНИМАЮ
1. Ехать в офис Альфастрахования?
2. Писать претензию, там же в офисе?
3. Писать жалобу в РСА?
4. Писать жалобу в Центробанк?
Кто сталкивался с такой проблемой? Как ее правильно разруливать?
Страховая расторгла договор ОСАГО – имеет ли право и вернут ли деньги?
Из статьи об отказе продать полис ОСАГО мы знаем, что договор автогражданки – публичный, и потому страховщик не вправе отказывать заключать его. Но что, если страховая компания продала нам страховку, но затем решила расторгнуть его? Имеет ли право она это делать, нужны ли для этого веские основания в виде нарушений с нашей стороны? И, главное, можно ли вернуть деньги по меньшей мере за неиспользованный период? Давайте разбираться!
Может ли страховая расторгнуть ОСАГО на практике?
Да. По состоянию на 2021 год расторжение договора страхования автогражданской ответственности возможно не только по инициативе автолюбителей, но и по решению страховых компаний.
Происходит это достаточно просто – вам на почту приходит официальное письмо от страховой организации, где указывается о том, что действующий полис расторгнут, а договор прекращает своё действие с определённой даты. Также указываются причины этого.
Нередко этим «грешат» такие компании как Альфастрахование, Ингосстрах, Росгосстрах.
К слову об основаниях расторжения.
Имеет ли право?
Да. Но только по предписанным правовыми актами причинам. Для обеих сторон действующее законодательство предусматривает только определённые основания для прекращения договора.
И если для страхователя (того, кто приобрёл полис) таковых всего 2:
То для страховщика условие для одностороннего прекращения исполнения обязательств по страховке только одно (пункт 1.15 Правил страхования) – если автолюбитель при заключении договора указал неверные сведения о себе, водителях или автомобиле, что повлекло за собой занижение стоимости полиса ОСАГО.
1.15. Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях: выявление ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;
Но только если неправильные сведения повлекли изменение стоимости полиса
Обратите внимание на последнее условие – расторгнуть договор страховая имеет право только в том случае, если недостоверные сведения привели к уменьшению итоговой уплаченной вами за ОСАГО суммы. Если не повлекло, то и расторжение незаконно.
Но даже если вы заведомо указали недостоверные сведения, то в этом должен был быть умысел. Иначе расторжение снова незаконно. На это указал Верховный суд в практике в одном из определений.
Если данные указаны верно
В этом случае загляните в ваш полис ОСАГО и посмотрите внимательно на коэффициенты, применённые при расчёте – они указаны в таблице внизу полиса:
И сравните их в соответствии с данными на вас и ваш автомобиль. Дело в том, что ошибиться мог и сотрудник страховой компании или агент – в зависимости от того, где вы покупали полис. И в этом случае, увы, уже ничего не поделать, кроме как вернуть деньги (об этом ниже), потому как проверять достоверность сведений – обязанность страхователя, а продавец полиса вообще не обязан сам смотреть данные из документов.
Если же данные верны, то подкованные автолюбители вообще не обращают на это внимание на такое уведомление о расторжении договора, пришедшее по почте.
На самом деле, данное письмо – это, действительно, всего лишь уведомление – одностороннее решение страховщика. И, если оно незаконно, то договор не может быть расторгнут – даже по соглашению сторон, так говорит законодательство. И потому, при наличии полиса у вас на руках, вне зависимости от какого-либо письма полис у вас будет действующий.
Но желательно всё же обратиться в страховую компанию для дополнительных сведений о причинах расторжения.
Можно ли вернуть деньги и как?
Можно. Пункт 1.16 тех же Правил страхования, в свою очередь, предписывает, что, если договор ОСАГО расторгла страховая компания по основанию пункта 1.15, то страховая премия подлежит возврату, но не вся, а та, что предназначена для страховой выплаты и за вычетом истёкшего периода действия договора страхования.
Обратите внимание, датой расторжения договора при этом считается день получения вами письма-уведомления об этом от страховщика (пункт 1.16 Правил).
Пример
Допустим, вы заплатили за полис 6 000 рублей 1 января 2021 года. По истечении ровно половины срока получили письмо о том, что полис ОСАГО расторгнут и прекращает своё действие. В этом случае расчёт будет выглядеть следующим образом:
Сумма к возврату = (6 000 — 23%) ÷ 2 = 2 310 рублей
Где на 2 мы делим, потому что прошла ровно половина действия полиса.
Как вернуть?
Вам необходимо подать соответствующее заявление в страховую компанию. В нём вы можете указать реквизиты счёта для перевода безналичным расчётом (представлено в образце ниже) либо желание получить наличными в кассе страховщика.
Данное заявление необходимо распечатать и подписать в 2 экземплярах, если вы собираетесь сдать его в офисе страховой лично. Второй экземпляр обязателен для того, чтобы вам поставили отметку о принятии с входящим номером. Но будьте готовы и к тому, что вам незаконно откажут ставить такую отметку.
Поэтому желательно направить его по юридическому адресу страховщику почтой с описью вложений и уведомлением о вручении. Это занимает дольше времени, но для суда у вас будет 100-процентное доказательство подачи такого заявления.
Как вернуть деньги за ОСАГО при продаже автомобиля
Содержание
Многие водители не знают, что после продажи автомобиля могут вернуть часть денег за страховку по ОСАГО. Они отдают страховой полис новому владельцу, хотя тот ему не нужен. Есть и такие, кто пренебрегает процедурой, опасаясь бумажной волокиты. Мы расскажем, как вернуть неиспользованные по страховке деньги и что делать, если страховая компания не хочет их возвращать.
Когда можно досрочно прекратить отношения со страховой компанией
Страхователь может расторгнуть договор ОСАГО в следующих случаях:
Чаще всего за возвратом страховки ОСАГО обращаются продавцы автомобилей. Страховая премия высчитывается пропорционально дням, не использованным по полису, за вычетом 23%, поэтому, чем быстрее вы обратитесь в страховую, тем больше будет сумма возврата.
Совет продавцам автомобилей: если вы продаете автомобиль и желаете, чтобы сделка прошла успешно, предъявите покупателю отчет с проверкой истории. В отчетах avtocod.ru отображается пробег, ограничения ГИБДД, штрафы, залоги, техосмотры, страховки и многое другое.
Предъявив отчет с безупречной историей, вы вызовете доверие у покупателя, быстрее продадите автомобиль и получите больше средств по возврату страховки.
Возврат денег за ОСАГО при продаже автомобиля: какие есть нюансы
Если срок действия ОСАГО не истек, вам возместят деньги. Но только в том случае, если новый собственник регистрируется в ГИБДД. Случаи, когда ТС продают по гендоверенности, под возврат не подходят.
Чтобы расторгнуть договор ОСАГО, вам понадобятся следующие документы:
Рекомендуем сделать копии ОСАГО и заявления о расторжении, чтобы в случае задержки иметь документы, которые подтвердят намерение страховой вернуть деньги.
Бланки заявлений в страховых компаниях различаются, но само заявление может быть написано в произвольной форме.
В заявлении на расторжение договора ОСАГО указываются следующие данные:
С данным перечнем документов отправляйтесь в офис страховой, где оформляли полис.
Сколько денег начислят при расторжении договора ОСАГО
Расторжение ОСАГО при продаже машины — процедура простая, но у нее есть нюансы. Так, расчет не использованных по страховке дней производится не с даты, отмеченной в ДКП, а со дня, когда страхователь написал заявление о досрочном расторжении ОСАГО.
После визита в СК в 14-дневный срок компания начислит вам 77% суммы, насчитанной пропорционально не использованным по страховке дням. Иногда деньги выдают наличными сразу после обращения, но, если спустя две недели деньги не перечислили на ваш счет, нужно обратиться в офис и узнать в бухгалтерии СК номер платежного поручения в банке.
Если это не помогло, идите к руководству местного филиала страховой компании и пригрозите судебным разбирательством. Если это не сработает и возвращать деньги вам никто не собирается, обратитесь в РСА, ФССН и в суд. Здесь вам пригодятся копии полиса и заявления.
Почему при расторжении страхового договора начисляют только 77% суммы
В 2014 году Центробанк закрепил указания, согласно которым страховщики удерживают 23% суммы, оставшейся до окончания действия договора ОСАГО. 10% от этой суммы является комиссией агента. Еще 10% отходят на нужды страховой: открытие офисов, закупку полисов, зарплату сотрудникам, а оставшиеся 3% уходят на взносы в РСА.
Некоторые автовладельцы считают эти удержания незаконными и обращаются в суд. Бывали случаи, когда он вставал на их сторону. В 2016 году общественник Виктор Травин подал обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность инициативы Центробанка. Надзорное ведомство встало на сторону ЦБ.
Что делать, если страховая компания отказывает в расторжении договора
Иногда страховщики отказывают в расторжении договора ОСАГО по собственному желанию, пока собственник не покажет им ПТС с новым владельцем машины. Это делается для того, чтобы пресечь мошеннические действия со стороны страхователя: подписал ДКП, получил не использованную часть по ОСАГО, а автомобиль не продал. ГИБДД никаких отметок на договоре не ставит, поэтому страховщики считают, что договор не доказывает переход права собственности и просят копию ПТС.
Такое требование незаконно. Вы не обязаны предъявлять копию ПТС, ведь неизвестно, когда новый собственник перерегистрирует авто. Что делать, если компания стоит на своем и отказывает в возврате средств, рассказывает Максим Седов из «Агентства страховых споров»:
— Первое, что необходимо сделать при возникновении споров со страховой, — перевести их в письменную плоскость. Напишите страховщику требования. На вашей копии должна быть поставлена отметка — дата, подпись с расшифровкой и должностью того, кто принял документ. Форма произвольная: «В связи с тем, что я, Иванов Иван Иванович, 06.03.2020 г. продал принадлежащий мне автомобиль, прошу договор обязательного страхования ОСАГО (полис ССС №. ) прекратить с даты продажи автомобиля и вернуть неиспользованную часть страховой премии. Реквизиты для зачисления прикрепляю».
Приложите к заявлению копию ДКП, поставьте дату, подпись и действующий адрес для переписки. Практика показывает, что уже одно такое действие отрезвляет страховщиков. Если эта мера не помогла, обратитесь с жалобой в Центробанк, курирующий страховые компании, а также в региональное отделение РСА. Направьте туда жалобу в произвольной форме и копию поданного в страховую компанию заявления.
Излюбленный фокус страховых компаний — отказ в приеме документов. Это не проблема, ведь заявление можно отправить почтой. Чтобы сократить время на пересылку, сдайте письмо в то отделение, на территории которого находится страховая. Документы нужно отправлять ценным письмом с подробной описью вложения.
Расторгли договор Осаго ссылаясь на закон об указанных неверных данныхвлияющих на расчёт страховой премии
Добрый день!
По итогам рассмотрения документов принято решение о восстановлении договора. Полис будет восстановлен в ближайшее время.
От лица компании приносим извинения.
С уважением, Служба контроля качества сервиса АО «АльфаСтрахование».
_____________________
Договор был восстановлен и направлен на адрес электронной почты, указанной при оформлении.
С уважением, Служба контроля качества сервиса АО «АльфаСтрахование».
А с чего вы взяли? я уже вам информацию предоставила… не собираюсь унижаться и оправдываться перед вами… ничего я присылать не буду… восстанавливайте полис и извиняйтесь
Дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только после предоставления указанных документов.
С уважением, Служба контроля качества сервиса АО «АльфаСтрахование»
Рассмотрением займётся РСА и суд-наглецы
Подскажите пожалуйста когда восстановите действие полиса в базе РСА он так и числиться как утративший силу, ближайшее время это сколько ещё ждать?
Наведите у себя порядок господа, полис в базе действующий.данные актуальные-понять вас не могу увы, что это было-вам заняться нечем извиняйтесь-забудем…
Уважаемый автор, сообщите, пожалуйста, когда вопрос можно будет считать решенным.
Вопрос решён.осадок остался.Спасибо.Вам.кое как до них достучались…
Благодарим за обратную связь.
Полис недействующий в базе РСа уже третьи сутки что ли? А как же ближайшее время. Представитель СК ответьте пожалуйста?
Уважаемый автор, исходя из ответа компании, можно ли считать вопрос решенным?
Подскажите как именно решили свой вопрос по поводу страховки, просто я тоже с этим столкнулся. Сегодня случайно узнал, что почти 2 месяца ездил без страховки. Отпишитесь пожалуйста.
Абсолютно такая же проблема. Предстоит спор. Причем полис оформлял сотрудник АльфаСтрахования в офисе обозначенном как официальное представительство компании на официальном сайте АльфаСтрахования.
«30» марта 2021г. между Вами и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор обязательного страхования ХХХ № 0165913942, оформленный в виде электронного документа
АО «АльфаСтрахование» руководствуясь п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утвержденных Указанием ЦБ РФ № 431-П от 19 сентября 2014г. (с учетом изменений), настоящим, уведомляет Вас о досрочном прекращении действия указанного выше договора обязательного страхования оформленного в виде электронного документа.
Основанием для досрочного прекращения договора обязательного страхования является сообщение Вами при заключении договора обязательного страхования ХХХ № 0165913942 ложных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
Договор обязательного страхования ХХХ № 0165913942 считается досрочно прекращенным по инициативе страховщика с момента получения Вами настоящего уведомления.
Обращаем Ваше внимание, что в случае прекращении договора ОСАГО на основании п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая премия или её часть, страхователю не возвращается.
это нормально всего 1 расхождения и то по вашей вине и на стоимость полиса не влияет вместо 130 131 л.с.
Это какое то дно! Один из способов по отъему денег у населения!
19 апреля 2021г. Получил письмо следующего содержания:
«Уважаемый (-ая) Тропской Дмитрий Владимирович!
«21» марта 2021г. между Вами и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор обязательного страхования ХХХ № 0164457347, оформленный в виде электронного документа. АО «АльфаСтрахование» руководствуясь п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утвержденных Указанием ЦБ РФ № 431-П от 19 сентября 2014г. (с учетом изменений), настоящим, уведомляет Вас о досрочном прекращении действия указанного выше договора обязательного страхования оформленного в виде электронного документа. Основанием для досрочного прекращения договора обязательного страхования является сообщение Вами при заключении договора обязательного страхования ХХХ № 0164457347 ложных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
Договор обязательного страхования ХХХ № 0164457347 считается досрочно прекращенным по инициативе страховщика с момента получения Вами настоящего уведомления. Обращаем Ваше внимание, что в случае прекращении договора ОСАГО на основании п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая премия или её часть, страхователю не возвращается. С уважением, АО «АльфаСтрахование» 19 апреля 2021г.
При перепроверке всех поданных документов, в заявлении, я самостоятельно обнаружил расхождения в части касающейся мощности двигателя. Считаю данную ошибку технической, так как для оформления полиса предоставлял оригиналы/сканы оригиналов документов. Оформлял подачу документов через страхового агента, при обращении к которому, после инцидента, получил ответ: «при вводе VIN номера в электронную форму компании, данные подтягиваются автоматически».
Так же обращаю ваше внимание на тот факт, что договор ХХХ № 0164457347 является фактически пролонгацией ХХХ № 0078068487 от 28.03.2019г. и на тот момент, так же как и последующий, претензий у страховой компании не вызывал.
Указав на данный факт, и частично согласившись с тем, что есть и моя вина, я вновь обратился к АО «АльфаСтрахование» с просьбой возобновить действие полиса, после уплаты мной разницы страховой премии, на что снова получил отказ следующего содержания:
»Уважаемый Дмитрий Владимирович, здравствуйте!
При заключении договора, проверка данных происходит на стороне РСА. Проверка на стороне СК, производится в выборочном режиме, в рамках срока действия договора. Страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику. В страховом полисе неверно указана мощность транспортного средства, к сожалению, восстановлению полис не подлежит, и возврат части страховой премии не предусмотрен. Надеемся на понимание с Вашей стороны. С уважением, Служба поддержки клиентов АО «АльфаСтрахование»
Это очень похоже на мошенничество!
У АльфаСтрахование это нормальное явление.У них робот рассчитывает страховку, подставляет неправильные коэффициенты, а потом сам же рассылает письма с обвинением в предоставлении недостоверных данных.А в офисе они говорят мы не виноваты.
Аналогичная ситуация, 12.10.2021г. получил письмо следующего содержания:
Между Вами и АО «АльфаСтрахование» 31.08.2021 г. был заключен договор обязательного страхования ХХХ 0190924832, оформленный в виде электронного документа.
АО «АльфаСтрахование», руководствуясь п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утвержденных Положением ЦБ РФ № 431-П от 19 сентября 2014г. (с учетом изменений), настоящим уведомляет Вас о досрочном прекращении действия указанного выше договора обязательного страхования, оформленного в виде электронного документа.
Основанием для досрочного прекращения договора обязательного страхования является сообщение Вами при заключении договора обязательного страхования ХХХ 0190924832 ложных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
Договор обязательного страхования ХХХ 0190924832 считается досрочно прекращенным по инициативе страховщика с момента получения Вами настоящего уведомления.
Обращаем Ваше внимание, что в случае прекращении договора ОСАГО на основании п. 1.15. (а) «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая премия или её часть, страхователю не возвращается.
При этом с моей стороны страховка была просто продлена без внесения изменений в данные.
Как решили вопрос по осаго? У меня такая же проблема.
Подал документы на расторжение осаго так как продал авто, мне позвонили с офиса альфа страхования сказали мой договор по осаго расторгнут в одностороннем порядке! Причину даже не называют, деньги уплачены проездил 2 месяца
Cтраховщик расторг ваш полис ОСАГО. Что делать и можно ли вернуть деньги
Ваш полис ОСАГО аннулирован страховщиком, но вы узнаете об этом, только попав в ДТП. Уплаченные за полис деньги никто возвращать не собирается. Почему так происходит и что делать?
«В один «прекрасный» момент без объяснения причин страховщик аннулировал мой страховой полис ОСАГО, естественно, без возврата денежных средств», — рассказал свою историю в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником terminator77701. (Все отзывы в данной статье публикуются без изменений.)
Увы, он не единственный, кто оказался без полиса и без денег. «Оформил ОСАГО на сайте, — написал пользователь sergeylitkin. — Полис пришел с неправильными фамилией и именем. Дозвониться до оператора практически невозможно. Робот назвал адрес ближайшего ко мне офиса, где можно внести изменения. Девушка, которая должна была мне помочь, отказалась это сделать, сказав, что надо было оформлять страховку у нее и, чтобы я обращался к тому, кто дал мне адрес ее офиса (т. е. к роботу). Я рассчитывал сэкономить время, оформив онлайн, а в результате потерял день на звонки и посещение офиса. Полис остается недействительным».
Когда страховщик может аннулировать полис
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объяснили, что по правилам ОСАГО, утвержденным положением Банка России № 431-П, страховая компания имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор и не возвращать деньги, если обнаружит, что страхователь при его заключении внес ложные или неполные сведения, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска. То есть пытался минимизировать стоимость полиса.
Вторая причина, по которой часть страховой премии по договору ОСАГО страхователю не возвращают, — это досрочное прекращение договора из-за ликвидации страховой компании или если договор расторгнут по инициативе страхователя. Но такое случается нечасто.
РСА исключает технические ошибки АИС ОСАГО
Сейчас страховщики как под копирку сообщают страхователям, что те внесли ложные/неполные сведения о себе или автомобиле. Такой ответ получила жительница Тулы Lyubov32, чей полис ОСАГО страховщик расторг в одностороннем порядке, без уведомления и без возврата денег. «На письма мне отвечают уже второй месяц (первый раз прислали файл, который не открывался, спустя месяц прислали ответ, что данные некорректны), на горячей линии ничего не знают, в офисе разводят руками! Все данные внесены корректно, документы неоднократно прикладывала!» — написала она в «Народном рейтинге».
О том, что сведения вносили верные, пишут и другие страхователи. И как тогда получается, что в полисе обнаруживаются ошибки? Может, некорректно работает система АИС ОСАГО?
В РСА эту версию отвергают, утверждая, что «случаев некорректной работы АИС ОСАГО, которые могли бы повлечь ошибки в заполнении договоров, не зафиксировано».
Если ошибается не АИС ОСАГО, тогда кто?
В РСА называют две причины, по которым информация в полисе е-ОСАГО может оказаться неверной.
Первая и главная — недобросовестные посредники, которые «помогают» автовладельцам оформить полис «дешево» (и они могут даже не являться страховыми агентами/брокерами). Работает это так: посредник указывает при оформлении заявления сведения, предполагающие небольшую страховую премию. Например, ложные данные, уменьшая мощность авто или указывая неверный адрес собственника. А могут вписать и вымышленные сведения, не имеющие никакого отношения к автовладельцу и авто. Получив от страховщика договор е-ОСАГО в формате pdf, посредник с помощью специальных программ вносит в него правильные данные автовладельца и отправляет ему. Разницу в страховой премии забирает себе.
Вторая причина — ошибиться может и сам автовладелец, случайно или сознательно указав неверные сведения. «Порой люди искажают данные, которые влияют на размер итоговой страховой премии, — рассказал управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. — Например, прописывают в полисе сведения из паспорта собственника, а не по паспорту транспортного средства (ПТС) или свидетельства о регистрации (СТС). Это может привести к экономии на ОСАГО для клиента, потому что стоимость страховки зависит в том числе и от территории преимущественного использования авто (статья 9 закона об ОСАГО). Это невыгодно для страховщика, поэтому норма закона, что «территория определяется по месту жительства собственника машины, указанного в ПТС или СТС либо в паспорте гражданина» воспринимается СК по-разному и некоторые случаи расторжения договоров СК связаны как раз с этим».
Как устранить ошибки в полисе
В РСА утверждают, что ошибки в полисе всегда можно исправить, причем как на этапе заключения договора е-ОСАГО, так и впоследствии внести изменения в договор е-ОСАГО, предоставив страховщику нужные документы. Если правильные данные привели к увеличению стоимости полиса, СК предложит доплатить премию, если полис стал стоить меньше — вернет часть премии.
Только в реальности получается иначе. Житель Казани dilja75 договор ОСАГО заключил 3 июля, а 28 августа в пять утра получил письмо о прекращении его действия в течение десяти дней, если он не представит сканы СТС и паспорта. В 10 часов утра он отправил документы страховщику. «Но несмотря на это договор прекратил действие. Это что было? Незаконное присвоение страховой премии?» — недоумевает он.
Аналогично получилось и у Артема из Кирова: страховщик посчитал, что он указал в заявлении адрес, которого не существует. «Но программа по какой-то причине не дала выбрать регион и город, в результате выбрала регион, в котором моего адрес нет», — написал он в «Народном рейтинге». Получив документы страхователя, СК все равно расторгла договор в одностороннем порядке.
Страховщикам выгодны ошибки?
Страхователи склонны считать, что не случайно сведения в полисах оказываются некорректными. ОСАГО — обязательный вид страхования, отказать в его заключении страховщик вроде как не может. Зато может найти предлог, чтобы расторгнуть договор с проблемным клиентом и таким способом почистить свою базу от не слишком привлекательных страхователей с высоким уровнем убыточности. Да еще и выгоду получить — премию-то СК не возвращает.
Если предположить, что СК действительно идут на расторжение договоров сознательно, то становится понятно, почему они не хотят вносить коррективы в полисы с ошибками. И ошибки эти обнаруживаются не только у новых клиентов, но и у действующих, вся информация о которых есть в базе страховой компании. В такой ситуации оказался пользователь «Народного рейтинга» под ником kobalex, который давно страхует свое имущество в конкретной СК, адрес везде указывает один и тот же и никогда его не менял.
Пролонгировал свой полис и житель Калининграда, оставивший отзыв под ником manja022. Предыдущее ОСАГО ему оформлял агент этой СК, держа в руках оригиналы документов, — и полис был действующий. Теперь информацию из тех же документов страховщик посчитал неверной. «По милости СК я должен превратится в пешехода, либо заключить другой договор, — негодует он. — И это за мои же деньги?!»
Что мешает страховщику сверить правильность обновленного полиса с имеющимися сведениями до его отправки страхователю? Ничего. Партнер юридической группы «Гречкин и партнеры» Денис Шипович объясняет, что достоверность сведений (в особенности в таких элементарных случаях, как ошибки в Ф. И. О., адресе и т. п.) должен проверять сам страхователь, но и страховая компания не должна стоять в стороне. «Если такая недостоверность обнаруживается, страховая компания должна именно на этапе заключения договора сообщить об этом автовладельцу, причем указав, какие именно сведения считает недостоверными, — объясняет юрист. — Имеет значение недостоверность лишь тех данных, которые оказывают существенное влияние при определении степени страхового риска. Например, если владелец авто скрыл сведения о прошлых ДТП, тогда досрочное прекращение договора ОСАГО вполне обоснованно. Но ошибка в адресе проживания явно к таким существенным сведениям не относится».
Если СК не сообщила автовладельцу о необходимости корректировки представленных им сведений, при этом берет у него деньги за полис, то она нарушает закон № 40-ФЗ об ОСАГО (абзац 8 пункта 7.2 статьи 15). В нем говорится, что если при заключении е-ОСАГО выявлена недостоверность представленных автовладельцем сведений, то «возможность уплаты страховой премии не предоставляется».
СК обязана уведомить о расторжении договора
«В марте текущего года приобрел договор ОСАГО, — написал пользователь Александр из Горно-Алтайска. — В августе попал в ДТП по своей вине, позвонил на горячую линию СК, чтобы уведомить, но при проверке полиса мне сказали — ваш договор расторгнут в одностороннем порядке еще месяц назад. Вот так. Никаких писем или звонков о расторжении договора не получал. Деньги взяли, ответственность нести не хотят. »
С точки зрения закона страховщик обязан письменно известить страхователя о расторжении договора. «Соответственно, невозможно попасть в ДТП, не зная, что договор страхования расторгнут, — говорит Егор Редин. — Если страховщик не уведомит страхователя надлежащим образом о расторжении, юридически договор будет считаться действующим, а значит, при аварии страховщик должен будет произвести страховую выплату». Более того, по словам юриста, внесенные автовладельцем при заключении электронного договора ОСАГО недостоверные сведения, которые привели к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не являются основанием для признания такого договора незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая (постановление Верховного суда РФ № 58).
Кому пожаловаться на страховщика
Добиться правды от страховщика — задача не из простых, считают юристы. Но попробовать стоит. «К сожалению, законодательство не содержит прямой нормы, которая устанавливала бы ответственность СК за злоупотребление или прямое нарушение норм, поэтому пострадавшим автовладельцам придется пользоваться общими вариантами защиты своих прав», — говорит Денис Шипович. То есть обращаться в прокуратуру с требованием проверки на соответствие закону подобных действий, в Банк России с требованием пресечения недобросовестной практики и, наконец, в суд с требованием возмещения убытков, если действия либо незаконное бездействие СК привели к таковым.
В РСА автовладельцам советуют начать с жалобы в саму страховую компанию с приложением копий документов, подтверждающих свою правоту. Страховщик в ответ на жалобу обязан предоставить аргументированный ответ. Если ответ отсутствует или не устраивает автовладельца, он может написать жалобу в Российский союз автостраховщиков с приложением копий документов, подтверждающих его правоту. Если страховая компания неправа, к ней могут быть применены санкции — правилами профдеятельности РСА за это предусмотрены штрафы. Но пока жалобы автовладельцев на расторжения полисов е-ОСАГО в РСА единичные.