амвон что это значит
Значение слова «амвон»
2. Устар. Возвышение, подмостки. Вслед за отрядом кирасир ехали сани с высоким амвоном. На нем с открытою головою сидел Пугачев. Пушкин, История Пугачева.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АМВО’Н, а, м. [греч. ambōn] (церк.). Возвышение в церкви перед т. наз. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона. Д.Бднй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
амво́н
1. церк. находящаяся на возвышении перед алтарём площадка в христианском храме, используемая для произнесения проповедей ◆ Амвонные ступени. ◆ Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона. Д. Бедный ◆ Когда на греческий амвон, // Когда на римскую трибуну // Оратор восходил… Баратынский, «Рифма («Когда на играх олимпийских…»)», 1840 г.
2. устар. возвышение, подмостки ◆ Проворными шагами взобрался он на особенно устроенный амвон — и подал знак, что желает произнести стихотворение. Тургенев, «Стихотворения в прозе I. Senilia», 1878—1882 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дарственный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Амвон
Амво́н (от греч. ἄμβων — выпуклость, возвышение, край горы) – возвышенный, полукруглый и выдвинутый вглубь храма выступ в середине солеи, напротив Царских врат.
Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. – «амвон»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священниками – проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу.
Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.
Амво́н
Амво́н – (греч. ἄμβων, а́мбон, а́мвон – «выступ», «возвышение»; от гл. InabaInw – «восходить», «подниматься») – особое возвышенное место христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, проповеди и других богослужебных действ.
Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, древний амвон представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и седалище для епископа. Новгородский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г. и оставивший описание столичных святынь, выделяет амвон «Великой Церкви» (Святой Софии Константинопольской), главного соборно-приходского храма византийского христианства («амвон хрустален, Устиниян царь премудростию многою сотвори, всячески украшен»).
Амвон Софии Константинопольской мог стать прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников («амбон велми чуден»). Это единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик («кликали сенодик»). На нем также совершался обряд «Воздвижения креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти» (см. Вход Господень в Иерусалим). Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле!) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают.
В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (против Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся. Здесь дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени.
Согласно авторитетному византийскому литургическому толкованию (XII–XIII в.), «амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лестницу Иакова» (Софрония патриарха Иерусалимского Слово, содержащее всю церковную историю, 4). Тот же символический ряд более подробно развивает последний византийский литургист Симеон Солунский († 1429 г.): престол – гроб, алтарь – гробовая пещера, «посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от дверей гробницы, и возвышается в знамение высоты христианской проповеди, или того, что ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя», – и делает вывод: «Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие» (Разговор о святых священнодействиях, гл. 104).
Лит.: Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994; Куприянов И. К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. Новгород, 1859; Клюканова О. В. Новгородский амвон 1533 года // София. Новгород, 1998. № 4. C. 18–20.
Значение слова амвон
Словарь Ушакова
Католическая Энциклопедия
(греч. άμβων, лат. ambo ) — возвышение в нефе церкви, предназначенное для чтения Св. Писания, а также для произнесения проповеди и литург. пения; в раннехрист. период использовались также названия: бема (βήμα), pyrgus (πύργος), lectorium, tribunal и др. В интерпретации патр. Константинопольского Германа А. символизирует камень, преграждавший вход в Гроб Господень (возле этого камня ангел объявил о воскресении Христовом). Первое упоминание об А. содержится в 5-м каноне Лаодикийского собора (364–371), затем этот термин используется у Палладия в Житии св. Иоанна (Vita Sancti Joannis), у Сократа Схоластика (Historia ecclesiastica VI); у Созомена А. назван «бемой для чтения» (Historia ecclesiastica IX, 2). В Константинополе в храме Св. Софии на А. совершали обряд коронации императора. Предписание Constitutiones Apostolorum (ок. 380) о размещении А. «посередине церкви» допускало разнообразие: на пересечении диагоналей самой базилики или ее центр. нефа (как в Сирии). Иногда А. смещен к северу или к югу от продольной оси, как в Греции и Равенне, иногда сдвинут к востоку (Константинополь, Малая Азия). В Средние века в некоторых храмах появился второй А., предназначавшийся только для чтения Евангелия. В рим. базиликах Св. Климента, Св. Лаврентия и Санта Мария ин Космедин А. примыкают к выгороженному балюстрадой прямоугольному пространству (schola cantorum) в центр. нефе. А. делали из камня или дерева. По конструкции ранние А. можно разделить на 3 типа. 1-й («константинопольский») преобладает в юстиниановскую эпоху, сохраняясь и в раннем Средневековье, и представляет собой приподнятую на колонках платформу с балюстрадой, к которой с двух сторон ведут лестницы. Много подобных А. известно в Константинополе, Малой Азии, Греции и др. регионах (Иллирик, Болгария, Крым, Абхазия). 2-й тип (малораспространенный) — А. с «веерообразными» двойными лестницами, — относится к V–VI вв. и встречается преимущественно в Сев. Греции (напр. в церкви Св. Георгия в Салониках). 3-й тип — прямоугольные или полукруглые в плане А. меньших размеров, с одной лестницей, с полукружием, обращенным к апсиде. Он был распространен в VI–VII вв. в Греции и Малой Азии, встречается также в Далмации, Истрии, Сев. Италии и Палестине. Кроме того, выделяется близкая к 3-му типу группа небольших монолитных А. с одной лестницей (Греция, Равенна). Декор А. — в основном скульптурный, в раннехрист. эпоху преобладают символические изображения креста, а также зооморфные и растительные мотивы. Сюжетные композиции крайне редки (А. из Салоник со сценой Поклонения волхвов). Единичны случаи украшения А. мозаикой (в базилике в Никополе). После VII в. декор меняется: рельеф становится более низким и плоским, появляются антропоморфные изображения. Особый архитектурный и литург. феномен — т.н. бема, или «сирийский амвон», — был распространен в Сев. Сирии в IV–VI вв., преимущественно в базиликах. Бема располагается в центре церкви, это массивная полукруглая конструкция на цоколе, обращенная к западу. На ней расположена скамья для духовенства, иногда с подножием, а в центре ее — «трон-пюпитр». Т.н. пристенные А. (в кафедр. соборах в Пизе и Сиене) и А. в виде лоджий и балконов появились в период ранней готики. В эпоху Возрождения преобладал тип «нависающего» А. Наиболее богатые — как по форме, так и по декору — А. создавались в период барокко и рококо. Как правило, они были пристенного типа и необычных форм — напр., в виде чашечки цветка, пасти рыбы, лодки, символизирующей ладью св. Петра, и т.п.
В наст. время в Католической Церкви А. располагается в пресвитерии храма и, как и прежде, предназначен для совершения Литургии слова.
Лит-ра: Leclercq H. // DACL 1, 1330–47; Schneider A.M. // Reallexicon fЯr Antike und Christentum. MЯnster, 1950, Bd. 1, S. 363–365; Jakobs P.H. Die frЯhchristlichen Ambone Griechenlands. Bonn, 1987; Kazhdan A. A Note on the Middle-Byzantine Ambo // Byzantion 57 (1987), 422–426; Renhart E. Das syrische Bema: Liturgisch-archКologische Untersuhungen. Graz, 1995; Dennert M. Mittelbyzantinische Ambone in Kleinasien // Istanbuler Mitteilungen 45 (1995), 137–149.
Архитектурный словарь
возвышение перед алтарем в раннехристианских и византийских храмах.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
1. Выступ солеи перед средней частью иноностаса.
2. Возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Православие. Словарь-справочник
центральная часть солеи, расположенная у Царских врат и полукругом выступающая к середине храма. Служит епископам, священникам для проповеди, а диаконам – для возглашения ектений и чтения Евангелия. Тем самым он знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный Ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех верующих во Христа причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную. На амвон разрешается вступать лишь священнослужителям.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
амв’он ( 2Пар.6:13 ) — площадка, сооруженная Соломоном из меди посреди двора храма для молитвы при освящении храма. В дальнейшем не упоминается.
Православный энциклопедический словарь
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
(в переводе в греческого означает «восходить»)
выдающаяся полукругом часть солеи у Царских врат. Служит для чтения ектений, Евангелия, произнесения проповедей и пр. Архиерейский амвон – это четырехугольное возвышение, расположенное в центре храма. На него во время богослужений ставят архиерейскую кафедру.
АМВОН
Смотреть что такое АМВОН в других словарях:
АМВОН
(от άναβαινειν, восходить, suggestus, pulpitum) — кафедра древней христианской церкви. Сначала проповеди произносились с хор и притом или с главного ал. смотреть
АМВОН
(от греч. ámbōn — возвышение) возвышенное место (перед средней частью иконостаса) в православном храме; с него читаются тексты из Библии, произн. смотреть
АМВОН
амвон м. 1) Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие. 2) устар. Возвышение, подмостки.
АМВОН
АМВОН
АМВОН
АМВОН
Амвон (от άναβαινειν, восходить, suggestus, pulpitum) — кафедра древней христианской церкви. Сначала проповеди произносились с хор и притом или с главного алтаря, или с епископского места. Когда высшее духовенство стало все больше и больше удаляться от совершения богослужений, публичные чтения были перенесены в пространство, которое занимало середину церкви и, простираясь от хор продолговатым четырехугольником, окруженным перилами, назначалось для низшего духовенства. Над серединой более длинных сторон этой ограды возвышались места для чтецов и ораторов. Таких возвышений было два, одно — с северной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, другое — с южной — для чтения Посланий. На возвышения вели лестницы. Интересный образец такого А. сохранился в церкви св. Климента в Риме. Эти А. стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два А., и они слились в современную кафедру (см. это сл.).
АМВОН
(греч. άμβων, лат. ambo) — возвышение в нефе церкви, предназначенное для чтения Св. Писания, а также для произнесения проповеди и литург. пения; в ра. смотреть
АМВОН
АМВОН
АМВОН
АМВО́Н (-бон), а, м.Возвышение, помост.Феофан Архиепископ Новгородский возшед на Амвон Трона к Ея Величеству, отправил слѣдующую рѣчь. Кор. АИ 14.—Возв. смотреть
АМВОН
— место в христианском храме, с которого читаются библейские тексты, произносятся проповеди и ектеньи. Большинство исследователей считают, что амвон — это глагольное существительное, происходящее от греческого глагола «анабайно» — «восходить». При любых толкованиях слово связывалось с возвышенностью. В раннехристианских и византийских церквах амвоном назывались кафедры, помещенные по обе стороны хора или под центральным куполом. К ним вели один или два лестничных подъема. В русской церкви это полукруглая часть солеи, расположенная напротив царских ворот. Амвон символизировал камень, которым был закрыт вход в гробницу Иисуса. В день воскресения ангел сдвинул его в сторону, дабы жены-мироносицы удостоверились в вознесении Учителя. Об этом событии в Евангелии от Матфея сообщалось: «Пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса… и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. И вот, сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Согласно Евангелию от Луки, пред женами-мироносицами предстают уже «два мужа в одеждах блистающих». Таким образом, священник и диакон, поднимаясь на амвон, символизировали ангелов. Поэтому лицам, не обладающим священническим саном, на амвон восходить запрещалось. Источ.: Панасенко Ю., Шамаро А. Нартек // Наука и религия. 1992. № 12. смотреть
АМВОН
АМВОН
АМВОН
АМВО́Н, а, ч.Підвищення в церкві перед вівтарем, з якого виголошуються проповіді.На амвоні стояв священик, який вів відправу (П. Загребельний);Виступив. смотреть
АМВОН
АМВОН
(грец. — підвищення) 1. У ранньохристиянській чи візантійській церкві одна з кафедр для виголошення проповідей і читання Євангелія або Апостола, яка розташовується на боці хору (віми) під куполом та багато декорувалася різьбленням, мозаїками. 2. Виступаюча частина солеї у російській православній церкві, що розташовується перед середньою частиною іконостаса (в Україні підвищення часто не влаштовувалося). 3. У католицьких храмах те саме, що лекторіум. Також навісна галерея, яка відділяла неф від хору в кафедральному соборі Франції, леттнер — у Німеччині. Оскільки християнський храм символізував всесвіт, то амвон — Голгофу, де розтяли Христа. смотреть
АМВОН
1) Орфографическая запись слова: амвон2) Ударение в слове: амв`он3) Деление слова на слоги (перенос слова): амвон4) Фонетическая транскрипция слова амв. смотреть
АМВОН
АМВОН
(правильнее анвон от греч. ἀναβαίνω, восхожу — восход, возвышенное место)возвышенная, большею частью полукруглая и выдвинутая в средину храма, ср. смотреть
АМВОН
В христианстве часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
АМВОН
АМВОН
АМВО́Н (підвищення в церкві, з якого проголошуються проповіді), ПРОПОВІ́ДНИЦЯ, КАЗА́ЛЬНИЦЯ зах. Виступив (єпископ) з вівтаря через дияконські двері.. і. смотреть
АМВОН
АМВОН
Rzeczownik амвон m podwyższenie n Techniczny pulpit m kazalnica f
АМВОН
АМВОН
(греч. восхожу) возвышенное место посреди храма перед Царскими Вратами, с которого диакон провозглашает ектению, читает Евангелие, а священник произносит проповеди. Обозначает ту гору, с которой проповедовал Христос (Нагорная проповедь), и тот камень, с которого ангел благовествовал женам мироносицам о Воскресении Христовом (Мф XXVIII, 5-8, Мк XVI, 1-8, Лк XXIV, 1-9). смотреть
АМВОН
АМВОН
АМВОН
амвон сущ.муж.неод. (1) мн.пр. Вмиг запылали камины, на небольших амвонах расставили жаровни, подали кальяны.Пут2.
АМВОН
АМВОН
АМВОН
Амво́н, амвона:— підвищення в церкві перед так званими царськими вратами, з якого виголошуються проповіді [47]— підвищення, з якого промовляють пропові. смотреть
АМВОН
«возвышение в церкви, с которого читаются проповеди и т. д.», др.-русск. амбонъ, онбонъ (Ипатьевск.), онболъ (Новгор. Кормч. 1280 г.); см. Срезн. II, 666, русск.-цслав. амъвонъ, амъбонъ. Заимств. из греч. ; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 29. Сочетание мб восходит к народн., а сочетание мв – к ученому произношению. смотреть
АМВОН
АМВОН м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; | в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; | возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени.
АМВОН
Возвышенное место посреди православного храма перед Царскими вратами. Амвон обозначает гору, возвышение, с которой Иисус Христос обычно беседовал с народом. Образовано от греческого слова со значением «восхожу». На амвоне дьякон читает Евангелие, а священник произносит проповеди. смотреть
АМВОН
АМВОН
(2 м); мн. амво/ны, Р. амво/новСинонимы: бима, возвышение, помост
АМВОН
амв’он (2Пар.6:13 ) — площадка, сооруженная Соломоном из меди посреди двора храма для молитвы при освящении храма. В дальнейшем не упоминается.Синонимы. смотреть
АМВОН
— См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»Синонимы: бима, возвышение, помост
АМВОН
АМВОН
АМВОН
м. церк.ambon mСинонимы: бима, возвышение, помост
АМВОН
АМВОН
(от греч. ambon край горы) — возвышенное, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христ. храма место, с к-рого дьякон провозглашает ектенью, читает евангелие, а священник произносит проповеди. смотреть
АМВОН
-а, ч. Підвищення в церкві перед так званими царськими вратами, з якого виголошуються проповіді.
АМВОН
возвышение, обычно полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон провозглашает ектинью (род молитв и прошений), читает Евангелие, а священник произносит проповеди. смотреть
АМВОН
і амбон, рідко амбона середня частина солеї перед царськими воротами, призначена для читання Євангелія та виголошування проповідей; дияконський амвон; передвівтарний амвон; рідко зовнішній престол. смотреть
АМВОН
Смотреть что такое «АМВОН» в других словарях:
Амвон — византийского типа. Базилика Сант Аполлинаре Нуово, 5 6 вв. Амвон (от др. греч … Википедия
АМВОН — (греч. ambon, от ambainein восходить). 1) возвышение в церкви перед царскими вратами, с которого читаются евангелие, ектинии и проповеди и на котором облачают архиерея; 2) возвышенное место на площади для служения молебна. 3) в греческих и… … Словарь иностранных слов русского языка
амвон — возвышение, помост, бима Словарь русских синонимов. амвон см. помост Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
АМВОН — муж., греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; | в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; | возвышение среди… … Толковый словарь Даля
АМВОН — (от греч. ambon возвышение) в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие … Большой Энциклопедический словарь
АМВОН — АМВОН, амвона, муж. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят… … Официальная терминология
Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Пр … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АМВОН — [греч. ἄμβων возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек рых богослужебных текстов, произнесения проповедей. Устройство Наиболее раннее употребление… … Православная энциклопедия
АМВОН — место в христианском храме, с которого читаются библейские тексты, произносятся проповеди и ектеньи. Большинство исследователей считают, что амвон это глагольное существительное, происходящее от греческого глагола «анабайно» «восходить». При… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия